Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / информация / образование / ответственность / этика / globalization / information / education / responsibility / ethics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.Е. Асоцкая, В.О. Басов

В настоящей статье проводится анализ факторов внедрение и использование ИКТ в образовании. Наряду с этими преобразованиями, касающимися цифровых технологий, происходят ускоренные изменения, которые создают новые проблемы и возможности для преподавателей на протяжении всей деятельности ЦИК. По мере расширения контекста возникает ряд факторов, которые могут вызвать этические проблемы у учителей. Некоторые из этих потенциальных недостатков будут обсуждены ниже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS FOR ASSESSING THE ETHICAL COMPONENT OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

This article analyzes the factors of the introduction and use of ICT in education. Along with these digital transformations, accelerated changes are taking place, which create new challenges and opportunities for teachers throughout the activities of the CEC. As the context expands, a number of factors arise that can cause ethical problems for teachers. Some of these potential disadvantages will be discussed below.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАНИИ

Д.Е. Асоцкая, студент

Научный руководитель: В.О. Басов, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки

(Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-126-129

Аннотация. В настоящей статье проводится анализ факторов внедрение и использование ИКТ в образовании. Наряду с этими преобразованиями, касающимися цифровых технологий, происходят ускоренные изменения, которые создают новые проблемы и возможности для преподавателей на протяжении всей деятельности ЦИК. По мере расширения контекста возникает ряд факторов, которые могут вызвать этические проблемы у учителей. Некоторые из этих потенциальных недостатков будут обсуждены ниже. Ключевые слова: глобализация; информация; образование; ответственность; этика.

В последние годы в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) произошла революция, приведшая к преобразованиям во всех областях знаний, и образование не было чуждым этому. Этические вопросы, связанные с технологиями, охватывают широкий круг тем: конфиденциальность, нейтралитет, цифровой разрыв, киберпреступность и прозрачность, среди прочего. Следует отметить, что учет этики и технологий в образовании предполагает, что возникает еще больше вопросов. Образование является ключевым элементом обеспечения функционирования демократического общества. Все великие политические мыслители выступали за необходимость и важность качественного государственного образования, поскольку это гарантирует, что граждане достаточно образованы, чтобы иметь возможность принимать решения в рамках демократической политической системы таким образом, чтобы они приносили пользу обществу в целом, а не только самим себе. В конечном счете, эта качественная система государственного образования должна гарантировать, что дети и взрослые, в равной степени и на протяжении всего обучения, развивают ключевые компетенции, позволяющие им развиваться в демократическом обществе, такие как

критическое мышление, суждение и гражданственность, среди прочего.

По этой причине в этой статье делается попытка приблизиться с этической точки зрения и с современной точки зрения к задаче, стоящей перед образованием в процессе интеграции цифровых технологий. с целью преобразования его, чтобы он действительно способствовал развитию общества знаний, в любом из подходов, предложенных Козьмой [6]. В частности, цель этой статьи заключаются в анализе возникающих этических проблем и вариантов, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании цифровых технологий.

Этические нормы в контексте технологических действий. Щупленков О.В. определяет этику как «систематическое исследование вопросов о том, как мы должны действовать по отношению к другим» [2]. Родственная концепция - это этическая чувствительность, которая относится к осознанию человеком - и, соответственно, организацией того, что его действия могут повлиять на благополучие других. Таким образом, концепция этики включает в себя следующее:

1) определение того, оказывают ли технологические возможности негативное влияние на другого человека, прямо или косвенно;

2) разработка идеального плана действий;

3) определение важных ценностей, связанных с каждой ситуацией;

4) претворение в жизнь одного из основных принципов этики, решение или конкретный план действий, которому необходимо следовать и оценивать [4].

Ответственность должна быть руководящим принципом технологических действий, независимо от сферы деятельности и специальности. Каждый должен модулировать использование технологий с учетом следующего:

1) чувство личной ответственности выходит за рамки формальной и юридической ответственности и связано с другими моральными ценностями и принципами;

2) человек несет ответственность за свои действия и за последствия своих действий;

3) прежде чем действовать, всегда следует предвидеть и предвидеть последствия своих действий [3].

В настоящее время внедрение и использование ИКТ неоспоримо во всем мире. Наряду с этими преобразованиями, касающимися цифровых технологий, происходят ускоренные изменения, которые создают новые проблемы и возможности для преподавателей на протяжении всей деятельности ЦИК. По мере расширения контекста возникает ряд факторов, которые могут вызвать этические проблемы у учителей. Некоторые из этих потенциальных недостатков будут обсуждены ниже.

Глобализацию можно рассматривать как глобальный поток людей, технологий, экономики, идей, знаний и культуры. Интернационализацию можно понимать как часть глобализации, поскольку она сосредоточена на отношениях между нациями, людьми и культурой. Лидеры образования пересматривают международные аспекты своих институтов в ответ на глобализацию, которая расширяет круг вопросов ЦИК и ставит перед педагогами новые вопросы и ситуации.

Цифровизация, характеризующаяся стремительным развитием коммуникационных технологий, обеспечивает быстрый и эффективный обмен знаниями и инфор-

мацией в любое время и в любом месте. Это расширение «кибер-дороги» предполагает большую сложность социальных институтов в политической, экономической, социальной, культурной и образовательной сферах. Различные подходы в бизнесе, образовании, торговле и государственных отношениях требуют новых измерений как в практическом, так и в этическом контексте.

Конкуренция усиливается, и в сектор образования входят новые бизнес-агенты, стремящиеся к экономической выгоде, с разными ролями, миссиями и стратегиями.

Государственно-частные партнерства развиваются как прямой ответ на этот новый глобальный рынок и движение за открытый контент. Набирают обороты в направлении признания знаний как глобального общественного блага, которое должно быть легко и свободно доступно для всех.

Качество образования, особенно в области электронного обучения, ставится под сомнение из-за массового притока новых поставщиков. Национальные регулирующие органы и органы аккредитации осуществляют надзор за «фабриками титулов» и образовательной практикой этих поставщиков.

Цифровая идентификация определяется как «совокупность информации об отдельном лице или организации, размещенной в Интернете (личные данные, изображения, записи, новости, комментарии и т. д.), которая составляет описание указанного лица на цифровом плане» [5]. Этот информационный след, который можно найти в Интернете, включает в себя информацию о личности или организации. Он не только формирует цифровую идентичность человека, коллектива или организации, но и позволяет другим использовать ее для формирования общественного и общего мнения о себе в качестве репутации.

Виртуальные издевательства в школьном контексте и за его пределами нашли в технологиях новый путь атаки, который выходит за рамки образовательного учреждения и способствует постоянному вторжению в частную жизнь подвергшегося издевательствам ребенка или молодого

человека. Школьники также подвергаются другим формам виртуальных издевательств (киберзапугивание, секстинг, троллинг, хэппислэппинг и т. д.). Либо как реципиенты, либо как действующие лица, которые выходят за рамки школьного контекста и которые нарушают их психологическое и личностное развитие [1].

Что касается использования ИКТ и злоупотребления ими в школе и семье, то, не достигая технологической зависимости, некоторые люди развивают поведение, предполагающее ненормальное, чрезмерное использование технологий. Использование без саморегулирования может в конечном итоге повлиять на личные отношения и взаимодействия и обусловить их, особенно у молодых людей, из-за необходимости чувствовать постоянную связь или из-за страха чувствовать себя изолированным, оторванным от других.

Что касается потребления и критического и разумного использования технологий, то в ответ на это чрезмерное использование предлагается образование, направленное на продвижение привычек здорового использования технологий с точки зрения их временного потребления, когда пользователь - это тот, кто эффективно управляет регулируемым и управляемым доступом к технологиям. С другой стороны, это критическое использование связано с медийной грамотностью, возникшей в результате слияния в Интернете всех традиционных средств массовой информации.

Представлен ряд предварительных рекомендаций для преподавателей, чтобы добиться прогресса в этом постоянно меняющемся техноэтическом ландшафте:

1. Адаптировать и применять рекомендации, содержащиеся в отчете GEE, на местном уровне в области общественного диалога, образовательной политики и функций государственного надзора.

2. Способствовать принятию и использованию CEC, чтобы облегчить местным

Библиографический список

1. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Особенности внедрения инклюзии в российскую систему образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - Ульяновск, 2021. - С. 372-377.

педагогам, предпринимателям и общественным работникам, родителям и правительственным лидерам диалог и взаимодействие с потенциальными этическими проблемами.

3. Продвигать программы, предназначенные для всех тех групп населения и социальных секторов, у которых есть особые недостатки, недостатки и проблемы в безопасном и ответственном использовании цифровых технологий.

4. Определите технологически ответственные образовательные центры. Признать свою задачу в социальном плане и распространить это признание на любое другое образование, организацию или коллектив, которые отличаются ответственным использованием ИКТ.

5. Обучать на оптимальном уровне цифровой компетенции всех специалистов, участвующих в программах обучения, профилактики и вмешательства, направленных на эффективное использование цифровых технологий. Во всех случаях включать этический аспект этой компетенции в соответствии с ролями и обязанностями каждого специалиста.

6. Способствовать определению конкретных стандартов, аналогичных тем, которые разрабатываются для обеспечения качества учебников.

Сила и потенциал цифровых технологий превосходят только силу и потенциал людей. Этический выбор делают отдельные лица, сообщества, правительства, компании, университеты и общества. Все мы несем коллективную ответственность за обеспечение того, чтобы выгоды, получаемые от этих инноваций, сбалансированным образом устраняли и контролировали их негативное и злоупотребление. Политики и учителя играют фундаментальную роль в обучении всего населения правильному использованию этих технологий.

2. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Проблемы оптимизации образовательного процесса в сфере преподавания гуманитарных дисциплин в системе высшего профессионального образования Российской Федерации // Высшее образование первой четверти XXI века: региональные и глобальные тренды: Коллективная монография, 2022. - С. 95-105.

3. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Особенности восприятия гуманитарного знания в условиях модернизации российского высшего образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2022. - №3 (59).- С. 15-22.

4. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Новые технологии обучения студентов педагогических вузов в условиях этнокультурной среды // Современное высшее образование: идеи, технологии, результаты: коллективная монография. - Ульяновск, 2021. - С. 219-232.

5. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Особенности развития инклюзивного образования в системе межкультурных ценностей в некоторых странах Европы // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - Ульяновск, 2021. - С. 378-383.

6. Kozma R.B. A framework for ICT policies to transform education. En Unesco (ed.). Transforming education: the power of ICT policies, pâgs. - Paris, UNESCO, 2011. - Р. 19-36.

FACTORS FOR ASSESSING THE ETHICAL COMPONENT OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

IN EDUCATION

D.E. Asotskaya, Student

Supervisor: V.O. Basov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. This article analyzes the factors of the introduction and use of ICT in education. Along with these digital transformations, accelerated changes are taking place, which create new challenges and opportunities for teachers throughout the activities of the CEC. As the context expands, a number of factors arise that can cause ethical problems for teachers. Some of these potential disadvantages will be discussed below.

Keywords: globalization; information; education; responsibility; ethics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.