Научная статья на тему 'Этносоциокультурные конструкты эпохи цифровизации'

Этносоциокультурные конструкты эпохи цифровизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / историография / производство / цивилизация / цифровизация / этносоциокультурная диалогизация / information / historiography / production / civilization / digitalization / ethnosociocultural dialogization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щупленков Н.О., Щупленков О.В.

Актуальность проблемы «цифровой экономики» непрерывно возрастает во всем мире. Одной из причин возрастающего интереса служит восприятие цифровизации в качестве новой промышленной революции и ожидание аналогичных по масштабу последствий. Исторически результатом подобных явлений оказывалось существенное увеличение эффективности экономической деятельности, в том числе производственной, являющейся ключевым источником роста общественного благополучия в материалистическом понимании развития человечества. Обзор научных исследований в данном аспекте научной проблемы позволяет сформулировать основные постулаты этносоциокультурной диалогизации в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnosociocultural constructs of the digitalization era

The relevance of the problem of the “digital economy” is continuously increasing all over the world. One of the reasons for the growing interest is the perception of digitalization as a new industrial revolution and the expectation of similar-scale consequences. Historically, the result of such phenomena has been a significant increase in the efficiency of economic activity, including production, which is a key source of growth of social well-being in the materialistic understanding of human development. A review of scientific research in this aspect of the scientific problem allows us to formulate the main postulates of ethnosociocultural dialogization in the information space.

Текст научной работы на тему «Этносоциокультурные конструкты эпохи цифровизации»

Щупленков Н.О.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Щупленков О.В.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Этносоциокультурные конструкты эпохи цифровизации

В эпоху цифровизации происходит пересмотр наднациональных особенностей диалогизации социальных отношений при перманентности политических и экономических процессов. Этносоциокультурные акторы диалоговой синергии проявляют динамическую последовательность в использовании и обработке информации, стремятся приобрести необходимый модус превосходства над остальными акторами этносо-циокультурных отношений. Происходят серьезные цивилизационные сдвиги в сохранении национально-культурных особенностей различных социальных групп, проявляющихся в трансформации этнических, национальных, конфессиональных маркеров. Данные процессы происходят в условиях, когда нивелируется, с одной стороны, идеологическая прерогатива информационного общества, когда информационная активность и социальные лифты создают активные зоны пассионарности в различных областях науки и производства, ускоренном развитии возможностей приводят к формированию этносоциокультурных идентичностей надэт-нического ранга. С другой - увеличение традиционной конструкты в эт-носоциокультурных отношениях, стремлении населения к сохранению норм и ценностей в повседневности, преувеличении роли религии, национальных особенностей в культуре и политики. Глобализация и цифро-визация воспринимаются как данность нашего времени.

Среди трудов которых существенное значение для данного исследования имеют работы в отношении больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева и его последователя Й.А. Шумпетера, сформировавшего основы инновационной теории. Сложившееся инновационно-технологическое направление в дальнейшем исследовалось С. Кузнецом

и К. Перес, выделивших институциональную, технологическую и экономическую грани у инновационного процесса. Р. Нельсон, в свою очередь, определял институты как «социальные технологии». Позднее свой вклад внесли Э. Роджерс, описавший процесс инновационной диффузии, Р. Фостер, представивший S-образные кривые, которые отражают поступательный и волнообразный характер технологического развития, С.Ю. Глазьев с концепцией технологических укладов, экономисты эволюционного направления Р. Нельсон и С. Уинтер и другие1.

Активно вопросы развития различных отраслей хозяйства и их особенностей обсуждаются на страницах научных изданий, в частности «Эт-носоциум и межнациональная культура»2.

Исследование этносоциокультурной диалогизации происходит в открытом медиаресурсе. Выделим основные направления данной работы. В контексте информационной безопасности отмечаются работы Рябовой Е.Л., Терновой Л.О., Сулеймановой Ш.С., Владимировой М.Б. и других3. Раз-

1 Карапаев О.В. Влияние цифровизации на процесс общественного воспроизводства дисс... канд. экон. наук. М.: 2022.

2 Щупленков О.В. Этническая идентичность - проблема определения категории // Международный издательский центр Этносоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2010. № 4 (28); Щупленков О.В. Сохранение этнокультурной идентификации России в условиях глобализации // Международный издательский центр Этносоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2013. № 12 (66); Щупленков О.В. Формирование русской этнической идентичности через самосознание // Международный издательский центр Этносоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2014. № 6 (72); Щупленков О.В. Политические условия реализации гражданской идеи в современной России // Международный издательский центр Эт-носоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2015. № 2 (80); Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Современные подходы к пониманию исторической истины и объективности // Этносоциум. № 8. (122). 2018; Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Этносоциокультурная миграциология - современные подходы к изучению миграции // Этносоциум и межнациональная культура. № 6 (132). 2019; Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Политика замещающей миграции в Германии // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 3 (141).

3 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Поток информации как испытание // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 9 (63). С. 181; Владимирова М.Б. Современное информационное общество и нарастание в нем процессов манипулирования массовым сознанием // Этносоциум и межнациональная культура.

2009. № 2 (18); Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Влияние информационных процессов на современные конфликты // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 8 (110); Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Информационное обеспечение государственной политики России в условиях экономических санкций // Этносо-циум и межнациональная культура. 2017. № 4 (106); Караткевич А.Г. Геополитические аспекты глобальных трансформационных вызовов. Часть I. // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 3 (19); Воат А.А. Использование технологий спин-докторинг, астротурфинг и инфотейнмент в политической рекламе как инструмент воздействия на массовое сознание // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 4 (28); Шин-каренко В.Д., Щербинина О.О. На пороге новых вызовов глобализации // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 6 (108); Воат А.А. Трансформация массового сознания скрытыми техниками политической рекламы (социально-философский аспект) // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 5 (29); Мошняга П.А. Проблема толерантности в глобальном обществе // Этносоциум и межнациональная культура.

2010. № 3 (27); Левкина Л.И. Влияние самоорганизующихся «снизу» сообществ на процессы глобализации и модернизации // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 11 (101); Караткевич А.Г. К вопросу о структуре системной социотрансформации переходных обществ // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 2 (18); Хитарова И.Ю. Информационная война: что нас ждет на Олимпиаде в Сочи? // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 2 (26); Чусова Н.С. Межкультурная коммуникация как механизм регулирования межэтнического взаимодействия в современном российском обществе // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 5 (21); Ву Тхи Хыонг Применение дистанционного электронного голосования в избирательных процессах // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 10 (172).

витие диалогизации в международном информационном пространстве происходит в аспекте развития межкультурных и молодежных отноше-ний4. Также важным элементом этносоциокультурной диалогизации является вопрос формирования соотношения оптимального баланса между региональными и глобальными процессами5.

Стремительное технологическое развитие, происходящее в двадцать первом веке, так называемая мобильная революция, активное развитие социальных сетей, новые возможности аналитики привели к цифровому преобразованию бизнес-моделей предприятий. Так, например, на рынке стали продвигаться платформы с бизнес-сетями и экосистемами, потре-

4 Рябова Е.Л. Китайская Народная Республика: образование, молодежная политика, информационные технологии // Казачество. 2017. № 28 (4); Бахарев В.В., Жукова Т.В. Технологизация позитивной трансформации и кросскультурной коммуникации студенческой молодежи // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 1 (17); Огнева В.В., Болховитина Т.С. Информационная картина регионального социально-политического пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 3 (19); Марков Б.В. Модернизация общества в зеркале философской антрапологии // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 5 (29); Джантеева Д.С. Специфика этнополитических медиакоммуникаций // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 11 (101); Воат А.А. Рекламно-информационное пространство в структуре информационного общества (социально-философский анализ) // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 6 (30); Костин А.В. Изменение мотивации деятельности в информационном обществе // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 7 (23); Садовсков А.Е. Электронное правительство: текущее состояние и барьеры развития в России // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 6 (108); Мельникова А.Ю. Социальные сети и некоторые особенности молодежной коммуникации в них // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 10 (112); Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х., КарабашеваХ.И., Шебзухова К.В. Роль стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174); Узденова Б.Х., Кочкарова М.С., Урусова А.Н.М. Урусов М.И., Шаханова З.Ю. Реализация информационно-коммуникационных технологий в условиях формирования информационного общества // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174); Узденова Б.Х., Кочкаров Р.С., Борлакова Ф.А., Шебзухова К.В., Узденова А.А. Экосистема цифровой экономики // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174); Гаврилюк Н.П., Сорочан В.В. Социум цифровой эпохи - вызовы, риски или новые возможности? // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174); Винокуров Н.В. Социальные медиа в процессах политической социализации молодежи // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 11 (173); Константинов М.С. Интернет как глубинная коммуникативная ценность в сознании студенческой молодёжи (по результатам анкетированных опросов 2015-2021 гг.) // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 10 (172); Юэ Цян О модели онлайн- и оффлайн-смешанного обучения «Русской грамматике» в китайском вузе // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 10 (172); Миронова Т.А. Вклад студентов в движение от инклюзивного образования к инклюзивной культуре и коммуникации // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 9 (171); Филатов О.В. Современная структура НАТО по обеспечению информационной безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 9 (171).

5 Мурашко С.Ф., Кротова А.Н., Косырева М.С. Технологии глобальной коммуникации в социальных медиа // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 4 (106); Сирюкова Я.А. Внешние риски и вызовы для формирования гражданской идентичности // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 7 (109); Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования как основной фактор формирования информационной культуры // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 3 (19); Караткевич А.Г. Реинтеграция как фактор социотрансформации и противовес глобализации // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 5 (21); Бахарев В.В., Надуткина И.Э., Трапезников С.В. Направления развития инновационной деятельности как основа улучшения качества жизни населения в регионе // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 7 (31); Баглиева А.З. Антропокультурные основания полиэтнического коммуникативного пространства Дагестана: история и современность // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 4 (20); Чернавский А.С. Глобализация и фрагментация виртуального пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 1 (17); Мамедов Б.Г. Трансформация политической системы Турции в условиях глобализации // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 11 (101).

бители получили повсеместный доступ к информации через Интернет и возможность выбрать канал. В то время как конкуренция происходит на уровне самых прогрессивных бизнес-моделей, компаниям необходимо адаптировать свои бизнес-процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными в современном цифровом мире. Это означает, что технологии и информационное моделирование дополняют друг друга.

Н.Н. Трофимова предлагает в контексте роли цифровизации на инновации бизнес-моделей предприятий рассмотреть понятие информационного моделирования как изменение бизнес-модели компании, которое является новым для фирмы и приводит к заметным изменениям в ее практике взаимоотношений с клиентами и партнерами. Так, например, большие данные (новые источники данных), автоматизация (измененные функции машин), новые взаимосвязи по всей цепочке создания стоимости (устранение непрозрачности) и цифровые интерфейсы с клиентами создают серьезную базу для новых бизнес-моделей и потенциальной реструктуризации целых секторов. Можно выделить три различных способа, которыми цифровизация влияет на компании и их бизнес-модели и изменяет их: оптимизация существующих бизнес-моделей (например, оптимизация затрат); трансформация существующей бизнес-модели (например, реконфигурация существующих моделей, расширение существующего бизнеса); и разработка новой бизнес-модели (вытеснение устоявшихся участников рынка, новые продукты/ услуги). При этом цифровизация в основном влияет на ценностное предложение, управление внутренней инфраструктурой и отношения с клиентами. В основном это изменения в форме предложений (продуктов, услуг или пакетов решений в форме облачных вычислений или профилактического обслуживания), которые неминуемо вызывают изменения в бизнес-модели предприятия. По мере увеличения количества таких предложений, как пакеты услуг и решений, отношения с клиентами становятся более интенсивными, превращаясь в долгосрочное сотрудничество. Однако это требует развития технологий, активного внедрения современного программного обеспечения или разработок в сфере аналитики и обработки данных.

Внедрение цифровых технологий имеет принципиально важное значение для всех областей деятельности компании. Однако для эффективного процесса внедрения цифровых технологий преимущества цифро-визации в процессах компании должны быть очевидны заранее, чтобы внедрение прошло более эффективно. Кроме того, степень цифровиза-

ции, применяемая каждой фирмой, должна определяться потребительским спросом6.

Социальные факторы, как внутренние, так и внешние, оказывают заметное влияние на профессионализацию персонала бизнес-организаций, результативность и эффективность деятельности предпринимательских структур, их практическую целеориентацию в условиях рыночной экономики. Проявление социальных факторов заметно, прежде всего, в правовой, организационной, социально-экономической, кадрово-про-фессиональной, социально-культурной сферах. При этом, решение задач стратегического развития бизнес-организаций, обеспечения эффективности работы менеджмента компаний возможно лишь при надлежащей организации профессионального развития персонала, разработке и реализации мер по совершенствованию регулирования кадровых процессов и отношений в рыночной среде, профессионализации кадров, их социального и профессионального развития. В этом плане важное значение имеет рассмотрение проблемы влияния социальных факторов на профессионализацию кадров и эффективность бизнес-организаций, роли человеческого капитала и управления человеческими ресурсами в условиях рыночной экономики.

В арсенале управленческой деятельности современных компаний и корпораций достаточно много личностных факторов и факторов окружающей среды, которые способствуют профессионализации персонала компаний. С точки зрения формирования человеческого капитала, изложенной выше, это становится очевидным. Личные факторы включают благополучие, индивидуальные характеристики и межличностные отношения. Факторы окружающей среды включают институциональную культуру, формальные и неформальные учебные программы и характеристики практики. При этом, влияние социальных факторов на профессионализацию кадров бизнес-организации является прямым и системообразующим для бизнес-организаций.

Уместно заметить, что стратегия кадрового обеспечения бизнес-организации состоит в том, что здесь, с одной стороны, просматривается четко выстроенное комплексное стратегическое планирование управления кадровыми процессами и отношениями. С другой стороны - структура управления кадровыми процессами в организации становится адекватной «формальному» стратегическому планированию и кадровой страте-

6 Трофимова Н.Н. Влияние цифровизации на инновации бизнес-моделей предприятий // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168).

гии, предусматривающих достижение количественных и качественных параметров улучшения кадрового обеспечения организации. Тем самым, создается основа для выработки долгосрочной стратегии достижения целей и создания механизмов реализации кадровой политики, представляя стратегию накопления человеческого капитала, воспроизводства, развития и востребования человеческих ресурсов организаций.

Концепция управленческими ресурсами определяет их возрастающую роль не только как чисто экономического ресурса, приносящего прибыль, но и как социальную ценность организаций различного типа, да и российского общества в целом, общественного здоровья и культуры. Качество человеческого капитала характеризуется уровнем социального развития и благосостояния, положением здравоохранения, науки, образования. культуры, отношением государственных органов к функционированию и развитию этих социальных сфер7.

В процессе «прихода к власти» пятой информационной революции, которая сопоставила лицом к лицу человечество и глобальные трансграничные информационные компьютерные сети, информатизация стала неотъемлемым и доминирующим фактором не только в политических процессах, но и в сфере глобальной, внутриотраслевой экономики, общественно-социальной, духовной жизни. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) вступают доминирующим фактором глобализации и основным всеобъемлющим фактором эволюционного прогресса, соединяя воедино как неоспоримые блага, так и глобальные угрозы, качественно новые вызовы, выявляя неготовность общества к столь быстрым темпам развития ИКТ.

Блага, открывающиеся перед человечеством за счет развития ИКТ под воздействием 4-ой промышленной революции действительно масштабны: развитие инновационной цифровой экономики, трансграничное общение людей, доступ к массивам знаний, телемедицина, е^оуегпшеп!;, е-ёешосгасу, облачные («туманные») вычисления, национальные электронные библиотеки, дистанционное обучение, развитие искусственного интеллекта, робототехники. Но на фоне этого имеет место феномен разрушения личного пространства, качественно новой технологически усовершенствованной фазы информационных войн, кибератак, кибервойн, кражи персональных данных, кибермошенничества. Безальтернативный процесс ускоряющихся темпов расширения глобального интернета про-

7 Пономаренко Б.Т., Курбонзода К.Х. Влияние социальных факторов на профессионализацию персонала бизнес-организации // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 1 (163).

исходит в условиях отсутствия адекватной реалиям сегодняшнего дня законодательной базы международного регулирования киберпростран-ства, де-факто ослабляющей потенциал безопасного нахождения в нем пользователей глобальной сети. В практическом плане для Российской Федерации помимо усилий по достижению консенсуса в мировом сообществе о необходимости начала реальной разработки основ международно-правового регулирования трансграничной сети интернет приоритетным направлением является совершенствование национального сегмента интернета и дальнейшая разработка нормативно-правовой основы его функционирования в рамках информационного законодательства страны, создание и развитие системы государственного аудита и мониторинга информационных ресурсов, размещенных на платформе отечественного программного обеспечения (ПО).

Государственная информационная политика выполняет роль средства цивилизационно прогресса, несет ограничительно-охранительную функцию, служит для укрепления информационного суверенитета, обеспечивает информационную безопасность. Важным инструментом ГИП является помощь в адекватной интеграции национального информационного пространства в мировое, в обеспечении конституционного права на доступ к информации. Иными функциями, которыми обладает ГИП, довольствуется и государственный сектор: содействие установлению связи между государственной властью и электоратом, информационное сопровождение внутри страны, управление общественным мнением и генерация массового сознания, информирование по всем позициям власти относительно заданных тем; далее - в крупном масштабе - регулирование рынка информационной продукции, обеспечение технических возможностей для доступа к информации; защита культурного наследия и языка. Информационная политика инвестирует в правовую базу информационного взаимодействия и комплекс ограничительных и превентивных мер, обеспечение открытости государства для населения, что, как итог, становится базой для создания открытого, демократического информационного общества. Иным ключевым фактором является и то, что ГИП осуществляет интеграцию региональных субъектов в единое информационное пространство, а также трудится над преодолением информационно-технологического и технического дисбаланса между различными слоями общества. Кропотливая работа ГИП над СМИ и медиа позволяет транслировать духовные ценности, отвечающие национальным интересам и культурно-историческим реалиям РФ, способствуя регуляции в от-

ношении отечественных СМИ8.

Цифровая грамотность предполагает способность критически оценивать информацию, представленную в разных форматах и принимать решения о том, как использовать эту информацию в различных контекстах реальной жизни. По сути, цифровая грамотность представляет собой способность находить, оценивать, использовать и создавать информацию с помощью цифровых технологий. Сегодня она включает такие области, как онлайн-безопасность, онлайн-коммуникации, цифровая этика. Итак, цифровая грамотность означает способность понимать и использовать цифровые технологии. Это относится к способности находить, использовать и создавать информацию в Интернете выгодным и полезным способом. Цифровая грамотность также означает знание ограничений технологий, понимание опасностей и мер предосторожности, которые требуются при их использовании.

Цифровая грамотность отличается от компьютерной грамотности, которая является лишь частью цифровой грамотности. Цифровая грамотность гораздо глубже, чем простое использование компьютера. Фактически, цифровая грамотность отличается от компьютерной грамотности тем, что требует не просто знания цифровых инструментов навыков критического мышления, понимания необходимых стандартов поведения, ожидаемых в онлайн-среде, и понимания общих социально-экономических проблем, созданных цифровыми технологиями.

Однако цифровая грамотность понятие, включающее более широкий спектр навыков, умений и компетенций, которые применяются как в обычной жизни, так и для обучения и работы в цифровом обществе. Среди них можно выделить медиаграмотность, цифровое творчество, науку и инновации в цифровой среде, цифровые коммуникации, сотрудничество и вовлеченность, цифровое обучение, личностное и профессиональное развитие, цифровую идентичность и самоактуализацию9.

Экономическая среда быстро изменяется и трансформируется под действием технологий, в частности процесса цифровизации. Для успешного развития компаний и экономики в целом, в современных условиях необходима трансформация стратегического управления с учетом процесса цифровизации и новых возможностей и угроз, сопряжённых с ним. Цифровые технологии охватывают все сферы общественной жиз-

8 Меньшиков П.В., Борискина А.А. Актуальные аспекты трансформации государственной информационной политики РФ на современном этапе // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 1 (163).

9 Трофимова Н.Н. Необходимость повышения цифровой грамотности руководителей предприятий в условиях системного СОУГО-кризиса // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 8 (158).

ни, и для повышения конкурентоспособности и удержания позиций на рынке компании вынуждены прибегать к стратегическому управлению в цифровой экономике и разрабатывать стратегии на основе возможностей, открывающихся посредством использования цифровых технологий, позволяющих формировать более выгодные предложения и быстро адаптироваться к изменению потребительского спроса и внешней среды в целом, совершенствовать коммуникационные процессы и аналитику для разработки стратегических альтернатив10.

Информационная война всегда влечет за собой определенные цели, направленные на противника. Цели в первую очередь включают в себя ведение пропаганды и дезинформации против соперника. С этой целью мани-пулироваемая информация распространяется против злоумышленника через определенные СМИ, среди которых больше всего фигурируют основные СМИ. У противника создается определенный вид восприятия, который реализуется за счет использования печатных и электронных СМИ.

Вторжение в киберпространство - еще один тактический ход, который рассматривается как элемент информационной войны. Практика вторжения в киберпространство зависит от технологий. Вторжение в киберпространство - это когда стратегически важные компьютерные системы злоумышленника атакуют с помощью вирусов или вредоносного ПО путем взлома. В новейшей истории можно найти множество примеров таких инцидентов, которые продолжаются и сегодня. Это подчеркивает серьезный характер угроз при создавании технологиий систем безопасности государства. Таким образом, каждое государство старается поддерживать строгую безопасность над своими стратегически важными системами данных.

Информационная война часто включает в себя основной целью -формирование повествований масс. Это достигается путем распространения ими манипулироваемой информации. Государство или его агентства могут выполнять эту функцию с использованием услуг СМИ или без них. Например, СМИ могут использоваться для этой цели в рамках территориальных границ государства. Однако, когда государство или его агентства стремятся построить конкретное повествование о людях своего государства-противника, они могут прибегать к другим скрытым или открытым действиям; например, они могут отправить своих агентов в «логово» противника, маскируя свои личности и распространяя опреде-

10 Будзилевич В.В. Стратегическое управление в условиях цифровой экономики // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 5 (155).

ленные повествования среди широкой публики. С другой стороны, некоторые другие инициативы - такие как создание неправительственных организаций («НПО») во враждебном государстве - также могут работать как инструменты для ведения информационных операций. Такие НПО могут внешне представлять свои идентичности как заслуживающие доверия организации, работающие на развитие местного населения, но, втайне, они могут работать над распространением определенного антигосударственного нарратива среди масс11.

Реализация информационных благ, равно как и использование информационного фактора (информационных ресурсов) в производстве осуществляется на одной или нескольких стадиях, к основному перечню которых относятся сбор, передача, хранение и обработка. Благодаря цифровизации существенно увеличиваются количественные параметры эффективности процессов на каждой из данных стадий; в некоторых случаях у информационных процессов снимаются принципиальные ограничения. В данном контексте диффузия современных цифровых информационно-коммуникационных технологий определенно представляет собой информационную революцию. Это создает необходимые предпосылки для произведения революции и в индустриальном секторе. Преобразования в реализации информационного фактора производства оказывают существенное влияние на трудовой фактор, который во многом определяет дальнейшую траекторию экономического развития. Однако, исторически с момента возникновения новых информационных или коммуникационных технологий до их повсеместного применения экономическими агентами должно было пройти определенное количество времени, иногда довольно значительное.

Список литературы:

1. Баглиева А.З. Антропокультурные основания полиэтнического коммуникативного пространства Дагестана: история и современность // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 4 (20). С. 103-113.

2. Бахарев В.В., Надуткина И.Э., Трапезников С.В. Направления развития инновационной деятельности как основа улучшения качества жизни населения в регионе // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 7 (31). С. 61-73.

3. Бахарев В.В., Жукова Т.В. Технологизация позитивной трансформации и кросскультурной коммуникации студенческой молодежи // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 1 (17). С. 97-121.

4. Будзилевич В.В. Стратегическое управление в условиях цифровой экономики // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 5 (155). С. 62-68.

5. Винокуров Н.В. Социальные медиа в процессах политической социализации молодежи // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 11 (173). С. 15-25.

6. Владимирова М.Б. Современное информационное общество и нарастание в нем процессов манипулирования массовым сознанием // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 2 (18). С. 107-119.

7. Воат А.А. Использование технологий спин-докторинг, астротурфинг и инфотейнмент в политической рекламе как инструмент воздействия на массовое сознание // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 4 (28). С. 68-77.

8. Воат А.А. Рекламно-информационное пространство в структуре информационного общества (социально-философский

11 Михайлов В.А., Алиев Т.Э. Основные тактики информационной войны // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 5 (155).

анализ) // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 6 (30). С. 198-204.

9. Воат А.А. Трансформация массового сознания скрытыми техниками политической рекламы (социально-философский аспект) // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 5 (29). С. 157-166.

10. Ву Тхи Хыонг. Применение дистанционного электронного голосования в избирательных процессах // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 10 (172). С. 45-57.

11. Гаврилюк Н.П., Сорочан В.В. Социум цифровой эпохи - вызовы, риски или новые возможности? // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174). С. 98-109.

12. Джантеева Д.С. Специфика этнополитических медиакоммуникаций // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 11 (101). С. 155-162.

13. Карапаев О.В. Влияние цифровизации на процесс общественного воспроизводства: дисс... канд. экон. Наук. М. 2022. 166 с.

14. Караткевич А.Г. Геополитические аспекты глобальных трансформационных вызовов. Часть I. // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 3 (19). С. 106-118.

15. Караткевич А.Г. К вопросу о структуре системной социотрансформации переходных обществ // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 2 (18). С. 142-155.

16. Караткевич А.Г. Реинтеграция как фактор социотрансформации и противовес глобализации // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 5 (21). С. 80-89.

17. Константинов М.С. Интернет как глубинная коммуникативная ценность в сознании студенческой молодёжи (по результатам анкетированных опросов 2015-2021 гг.) // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 10 (172). С. 18-26.

18. Костин А.В. Изменение мотивации деятельности в информационном обществе // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 7 (23). С. 110-117.

19. Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х., Карабашева Х.И., Шебзухова К.В. Роль стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174). С. 15-20.

20. Левкина Л.И. Влияние самоорганизующихся «снизу» сообществ на процессы глобализации и модернизации // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 11 (101). С. 55-74.

21. Мамедов Б.Г. Трансформация политической системы Турции в условиях глобализации // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 11 (101). С. 171-177.

22. Марков Б.В. Модернизация общества в зеркале философской антрапологии // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 5 (29). С. 18-27.

23. Мельникова А.Ю. Социальные сети и некоторые особенности молодежной коммуникации в них // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 10 (112). С. 82-91.

24. Меньшиков П.В., Борискина А.А. Актуальные аспекты трансформации государственной информационной политики РФ на современном этапе // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 1 (163). С. 9-24.

25. Миронова Т.А. Вклад студентов в движение от инклюзивного образования к инклюзивной культуре и коммуникации // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 9 (171). С. 29-40.

26. Михайлов В.А., Алиев Т.Э. Основные тактики информационной войны // Этносоциум и межнациональная культура.

2021. № 5 (155). С. 9-13.

27. Мошняга П.А. Проблема толерантности в глобальном обществе // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 3 (27). С. 112-124.

28. Мурашко С.Ф., Кротова А.Н., Косырева М.С. Технологии глобальной коммуникации в социальных медиа // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 4 (106). С. 58-62.

29. Огнева В.В., Болховитина Т.С. Информационная картина регионального социально-политического пространства // Этно-социум и межнациональная культура. 2009. № 3 (19). С. 181-192.

30. Пономаренко Б.Т., Курбонзода К.Х. Влияние социальных факторов на профессионализацию персонала бизнес-организации // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 1 (163). С. 45-50.

31. Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования как основной фактор формирования информационной культуры // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 3 (19). С. 36-46.

32. Рябова Е.Л. Китайская Народная Республика: образование, молодежная политика, информационные технологии // Казачество. 2017. № 28 (4). С. 96-104.

33. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Поток информации как испытание // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 9 (63). С. 181.

34. Садовсков А.Е. Электронное правительство: текущее состояние и барьеры развития в России // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 6 (108). С. 79-87.

35. Сирюкова Я.А. Внешние риски и вызовы для формирования гражданской идентичности // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 7 (109). С. 107-116.

36. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Влияние информационных процессов на современные конфликты // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 8 (110). С. 9-28.

37. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Информационное обеспечение государственной политики России в условиях экономических санкций // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 4 (106). С. 119-133.

38. Трофимова Н.Н. Влияние цифровизации на инновации бизнес-моделей предприятий // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 41-46.

39. Трофимова Н.Н. Необходимость повышения цифровой грамотности руководителей предприятий в условиях системного COVID-кризиса // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 8 (158). С. 119-126.

40. Узденова Б.Х., Кочкарова М.С., Урусова А.Н.М. Урусов М.И., Шаханова З.Ю. Реализация информационно-коммуникационных технологий в условиях формирования информационного общества // Этносоциум и межнациональная культура.

2022. № 12 (174). С. 36-44.

41. Узденова Б.Х., Кочкаров Р.С., Борлакова Ф.А., Шебзухова К.В., Узденова А.А. Экосистема цифровой экономики // Этносо-

циум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174). С. 36-44.

42. Филатов О.В. Современная структура НАТО по обеспечению информационной безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 9 (171). С. 112-122.

43. Хитарова И.Ю. Информационная война: что нас ждет на Олимпиаде в Сочи? // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. № 2 (26). С. 12-18.

44. Чернавский А.С. Глобализация и фрагментация виртуального пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 1 (17). С. 219-224.

45. Чусова Н.С. Межкультурная коммуникация как механизм регулирования межэтнического взаимодействия в современном российском обществе // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 5 (21). С. 95-101.

46. Шинкаренко В.Д., Щербинина О.О. На пороге новых вызовов глобализации // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 6 (108). С. 9-28.

47. Щупленков О.В. Этническая идентичность - проблема определения категории // Международный издательский центр Этносоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2010. № 4 (28). С. 153-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Щупленков О.В. Сохранение этнокультурной идентификации России в условиях глобализации // Международный издательский центр Этносоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2013. № 12 (66). С. 20-26.

49. Щупленков О.В. Формирование русской этнической идентичности через самосознание // Международный издательский центр Этносоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2014. № 6 (72). С. 9-14.

50. Щупленков О.В. Политические условия реализации гражданской идеи в современной России // Международный издательский центр Этносоциум. Научный и общественно-политический журнал, 2015. № 2 (80). С. 14-19.

51. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Современные подходы к пониманию исторической истины и объективности // Этно-социум. № 8. (122). 2018 С. 65-74.

52. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Этносоциокультурная миграциология - современные подходы к изучению миграции // Этносоциум и межнациональная культура. № 6 (132). 2019. С. 60-68.

53. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Политика замещающей миграции в Германии // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 3 (141). С. 68-79.

54. Юэ Цян О модели онлайн- и оффлайн-смешанного обучения «Русской грамматике» в китайском вузе // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 10 (172). С. 95-103.

Bibliography

1. Baglieva A.Z. Anthropological foundations of the multi-ethnic communicative space of Dagestan: history and modernity // Ethno-socium and interethnic culture. 2009. № 4 (20). Р. 103-113.

2. Bakharev V.V., Nadutkina I.E., Trapeznikov S.V. Directions for the development of innovative activity as a basis for improving the quality of life of the population in the region // Ethnosocium and international culture. 2010. № 7 (31). Р. 61-73.

3. Bakharev V.V., Zhukova T.V. Technologization of positive transformation and cross-cultural communication of student youth // Ethnosocium and interethnic culture. 2009. № 1 (17). Р. 97-121.

4. Budzilevich V.V. Strategic management in a digital economy // Ethnosocium and international culture. 2021. № 5 (155). Р. 62-68.

5. Vinokurov N.V. Social media in the processes of political socialization of youth // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 11 (173). Р. 15-25.

6. Vladimirova M.B. Modern information society and the growth in it of the processes of manipulating mass consciousness // Ethno-socium and interethnic culture. 2009. № 2 (18). Р. 107-119.

7. Woat A.A. The use of spin-doctoring, astroturfing and infotainment technologies in political advertising as a tool for influencing mass consciousness // Ethnosocium and interethnic culture. 2010. № 4 (28). Р. 68-77.

8. Woat A.A. Advertising and information space in the structure of the information society (social and philosophical analysis) // Eth-nosocium and international culture. 2010. № 6 (30). Р. 198-204.

9. Woat A.A. Transformation of Mass Consciousness by Hidden Techniques of Political Advertising (Socio-Philosophical Aspect) // Ethnosocium and International Culture. 2010. № 5 (29). Р. 157-166.

10. Vu Thi Huong. Application of remote electronic voting in electoral processes // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 10 (172). Р. 45-57.

11. Gavrilyuk N.P., Sorochan V.V. The society of the digital age - challenges, risks or new opportunities? // Ethnosociety and international culture. 2022. № 12 (174). Р. 98-109.

12. Dzhanteeva D.S. Specificity of ethnopolitical media communications // Ethnosocium and international culture. 2016. № 11 (101). Р. 155-162.

13. Karapaev O.V. The impact of digitalization on the process of social reproduction: diss ... cand. economy Sciences. M. 2022. 166 p.

14. Karatkevich A.G. Geopolitical aspects of global transformational challenges. Part I. // Ethnosociety and international culture. 2009. № 3 (19). Р. 106-118.

15. Karatkevich A.G. On the question of the structure of the systemic sociotransformation of transitional societies // Ethnosocium and interethnic culture. 2009. № 2 (18). Р. 142-155.

16. Karatkevich A.G. Reintegration as a factor of sociotransformation and a counterbalance to globalization // Ethnosocium and inter-ethnic culture. 2009. № 5 (21). Р. 80-89.

17. Konstantinov M.S. The Internet as a deep communicative value in the minds of student youth (according to the results of questionnaire surveys in 2015-2021) // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 10 (172). Р. 18-26.

18. Kostin A.V. Changing the motivation of activity in the information society // Ethnosocium and interethnic culture. 2009. № 7 (23). Р. 110-117.

19. Kochkarov R.S., Uzdenova B.Kh., Alieva Z.Kh., Karabasheva Kh.I., Shebzukhova K.V. The role of the strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030 in the formation of the information space // Ethnosocium and

international culture. 2022. № 12 (174). P. 15-20.

20. Levkina L.I. Influence of self-organizing "from below" communities on the processes of globalization and modernization // Ethno-socium and interethnic culture. 2016. № 11 (101). P. 55-74.

21. Mamedov B.G. Transformation of the political system of Turkey in the context of globalization // Ethnosocium and interethnic culture. 2016. № 11 (101). P. 171-177.

22. Markov B.V. Modernization of society in the mirror of philosophical anthrapology // Ethnosocium and international culture. 2010. № 5 (29). P. 18-27.

23. Melnikova A.Yu. Social networks and some features of youth communication in them // Ethnosocium and international culture. 2017. № 10 (112). P. 82-91.

24. Menshikov P.V., Boriskina A.A. Actual aspects of the transformation of the state information policy of the Russian Federation at the present stage // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 1 (163). P. 9-24.

25. Mironova T.A. The contribution of students to the movement from inclusive education to inclusive culture and communication // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 9 (171). P. 29-40.

26. Mikhailov V.A., Aliev T.E. The main tactics of the information war // Ethnosocium and international culture. 2021. № 5 (155). P. 9-13.

27. Moshnyaga P.A. The problem of tolerance in the global society // Ethnosocium and international culture. 2010. № 3 (27). P. 112-124.

28. Murashko S.F., Krotova A.N., Kosyreva M.S. Technologies of global communication in social media // Ethnosocium and international culture. 2017. № 4 (106). P. 58-62.

29. Ogneva V.V., Bolkhovitina T.S. Information picture of the regional socio-political space // Ethnosocium and interethnic culture. 2009. № 3 (19). P. 181-192.

30. Ponomarenko B.T., Kurbonzoda K.Kh. The influence of social factors on the professionalization of the personnel of a business organization // Ethnosocium and international culture. 2022. № 1 (163). P. 45-50.

31. Prokudin D.E. Informatization of domestic education as the main factor in the formation of information culture // Ethnosocium and international culture. 2009. № 3 (19). P. 36-46.

32. Ryabova E.L. People's Republic of China: education, youth policy, information technology // Cossacks. 2017. № 28 (4). P. 96-104.

33. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The flow of information as a test // Ethnosocium and international culture. 2013. № 9 (63). P. 181.

34. Sadovskov A.E. Electronic government: current state and development barriers in Russia // Ethnosocium and international culture. 2017. № 6 (108). P. 79-87.

35. Siryukova Ya.A. External risks and challenges for the formation of civil identity // Ethnosocium and interethnic culture. 2017. № 7 (109). P. 107-116.

36. Suleymanova Sh.S., Ryabova E.L. Influence of information processes on modern conflicts // Ethnosocium and international culture. 2017. № 8 (110). P. 9-28.

37. Suleymanova Sh.S., Ryabova E.L. Information support of the state policy of Russia in the conditions of economic sanctions // Eth-nosocium and interethnic culture. 2017. № 4 (106). P. 119-133.

38. Trofimova N.N. The impact of digitalization on the innovation of business models of enterprises // Ethnosocium and international culture. 2022. № 6 (168). P. 41-46.

39. Trofimova N.N. The need to improve digital literacy of business leaders in the context of the systemic COVID-crisis // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 8 (158). P. 119-126.

40. Uzdenova B.Kh., Kochkarova M.S., Urusova A.N.M. Urusov M.I., Shakhanova Z.Yu. Implementation of information and communication technologies in the conditions of the formation of the information society // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 12 (174). P. 36-44.

41. Uzdenova B.Kh., Kochkarov R.S., Borlakova F.A., Shebzukhova K.V., Uzdenova A.A. Ecosystem of the digital economy // Ethno-socium and international culture. 2022. № 12 (174). P. 36-44.

42. Filatov O.V. The modern structure of NATO to ensure information security // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 9 (171). P. 112-122.

43. Khitarova I.Yu. Information war: what awaits us at the Sochi Olympics? // Ethnosociety and international culture. 2010. № 2 (26). P. 12-18.

44. Chernavsky A.S. Globalization and fragmentation of virtual space // Ethnosocium and international culture. 2009. № 1 (17). P. 219-224.

45. Chusova N.S. Intercultural communication as a mechanism for regulating interethnic interaction in modern Russian society // Ethnosocium and interethnic culture. 2009. № 5 (21). P. 95-101.

46. Shinkarenko V.D., Shcherbinina O.O. On the Threshold of New Challenges of Globalization // Ethnosocium and Interethnic Culture. 2017. № 6 (108). P. 9-28.

47. Shchuplenkov O.V. Ethnic identity - the problem of category definition // International Publishing Center Ethnosocium. Scientific and socio-political journal, 2010. № 4 (28). P. 153-157.

48. Shchuplenkov O.V. Preservation of the ethno-cultural identification of Russia in the context of globalization // International Publishing Center Ethnosocium. Scientific and socio-political journal, 2013. № 12 (66). P. 20-26.

49. Shchuplenkov O.V. Formation of Russian ethnic identity through self-consciousness // International Publishing Center Ethnoso-cium. Scientific and socio-political journal, 2014. № 6 (72). P. 9-14.

50. Shchuplenkov O.V. Political conditions for the implementation of the civil idea in modern Russia // International Publishing Center Ethnosocium. Scientific and socio-political journal, 2015. № 2 (80). P. 14-19.

51. Shchuplenkov N.O., Shchuplenkov O.V. Modern approaches to understanding historical truth and objectivity // Ethnosocium. № 8. (122). 2018 P. 65-74.

52. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Ethnosociocultural migrationology - modern approaches to the study of migration // Ethnosocium and interethnic culture. № 6 (132). 2019. P. 60-68.

53. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Replacement migration policy in Germany // Ethnosocium and international culture. 2020. № 3 (141). P. 68-79.

54. Yue Qiang On the model of online and offline blended learning "Russian Grammar" in a Chinese university // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 10 (172). P. 95-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.