Научная статья на тему 'Некрасовская песня ручьем чистейшим Лейся'

Некрасовская песня ручьем чистейшим Лейся Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некрасовская песня ручьем чистейшим Лейся»

Бибаева Л.И.

методист МКУК «Левокумская районная библиотека» МНР СК

Некрасовская песня ручьем чистейшим лейся

Некрасовская песня - откуда она? Судьба некрасовской песни ох, какая нелегкая, в ней вся история сказывается: Помутился, возмутился наш славный тихий Дон, Возмутил его, помутил его, братцы, донской казак, Что Игнатьюшка сын Иванович Некрасов. Он ушел - увел силы-рати сорок тысяч...

Вот такую песню пели, когда родную землю покидали. Про Игната, да про казачью долю на чужбине, очень много песен сложено. Мать для казака «степь широкая», да река «раздольная». А отец? А отец - «тихий Дон» да «батько атаман». Никогда о том не забывали казаки. И богатырей уважали былинных: Добрыню, Илью Муромца, Алешу Поповича, и казацких атаманов: Степана Разина, Емельяна Пугачева, Ермака Тимофеевича. До сих пор казаки-некрасовцы такие былины знают, какие еще в древнем Киеве и Новгороде звучали. А еще поют они песни крыловые с элементами игры, карагодные, сердце-битные плясовые. Песни, которые казаки-некрасовцы поют своим детям называются - пригудками.

Поистине чудесно, что некрасовская песня не ушла в небытие, а живет и льется чистым ручейком не только по Левокум-ской земле, где живут потомки атамана Игната Некрасова. С певческой культурой казаков -некрасовцев знакомы многие как профессиональные так и самодеятельные фольклорные коллективы Савропольского края, знают ее и за пределами Ставрополья. Тому подтверждение прошедший 21-22 октября в селе Левокумском Ставропольского края фестиваль некрасовской песни «История жизни казаков-некрасовцев в музыкально-поэтическом фольклоре».

Этот значимый фестиваль был учрежден Министерством культуры Российской Федерации, Министерством культуры Ставропольского края, организован Ставропольским краевым Домом народного творчества, отделом культуры Левокумского

(О;

муниципального района. Сохранение, развитие и популяризация самобытной некрасовской музыкально-песенной культуры, представляющей исключительную ценность с исторической, художественной и эстетической точек зрения, - стали главной целью фестиваля.

В течение двух дней в районном Доме культуры было многолюдно. Со всех уголков нашего края съехались носители и исполнители уникальной некрасовской, казачьей и русской культуры, мастера декоративно-прикладного творчества.

В первый день состоялась генеральная репетиция гала-концерта, которую провели специалисты Ставропольского краевого Дома народного творчества и гость фестиваля, руководитель фольклорного ансамбля «Измайловская слобода» руководитель Жанна Кабанова (г. Москва).

22 октября, все, кто пришел на гала-концерт, смогли окунуться в удивительную атмосферу народной певческой культуры.

Фестиваль собрал самодеятельных исполнителей, любителей и ценителей народной песни. Донести до широкого крута слушателей культурное и духовное наследие казаков приехали 17 коллективов из пяти районов и четырех городов Ставропольского края, города Москвы. Левокумский район был представлен фольклорно-этнографическими ансамблями «Некрасовские казаки» и «Некрасовские казачата» (руководитель Синякова В.И.), народным оркестром русских народных инструментов (руководитель Погорельская Т.Н.), народным духовым оркестром «Левокумье» (руководитель Галанов И.Г.), ансамблями «Рябинушка» (с. Урожайное), «Сударушка» (с. Ве-личаевское), «Дубравушка» (с. Владимировка).

В фойе была оформлена выставка предметов казачьего быта и декоративно-прикладного искусства, срезы хат казаков-не-красовцев и терских казаков. Мастера прикладного искусства Нефтекумского, Изобильненского, Левокумского и г. Ставрополя представили многоликую палитру народной культуры.

На сцене, украшенной в стиле самобытной культуры некрасовских казаков, один фольклорный коллектив сменял другой. Украшением фестиваля стало выступление фольклорного ансамбля «Измайловская слобода» г. Москва. Артисты создали в зале благоприятную, доверительную атмосферу, когда зрители, погрузившись в мир старинной, забавной песни, с удовольствием разучивали и подпевали ее. Праздник сопровождался

показом видеороликов о нелегкой судьбе казаков-некрасов- р цев, о творчестве созданных некрасовских ансамблей. В торжественной обстановке чествовали исполнителей, хранителей и носителей уникальной традиции. С приветственным словом к участникам фестиваля обратились министр культуры Ставропольского края Лихачева Т.И., заместитель главы администрации Левокумского муниципального района Безус Г.П..

Красивой финальной точкой праздника стало коллективное исполнение известной крыловой песни казаков-некрасов-цев «Я пучочки вязала» и традиционного карагода. Зал аплодировал стоя. Вот где воистину чувствовалась сила искусства, объединяющая всех любовью к народной песне.

И пусть не умолкает некрасовская песня, звучит во всех уголках нашей России. Пусть не иссякнет этот ручеек уникальной певческой культуры, сохраненный для нас и наших потомков казаками-некрасовцами.

Список литературы:

1. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Казачество юга России: история и современность: Учебное пособие. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2011.

2. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Основы казачьей культуры: Учебное пособие. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

3. Рябова Е.Л. (рецензия на монографию) Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в ХХ1веке: общенациональный ответ на национальный вопрос. М.: Этносоциум, 2015.// Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №10 (88). - С. 175 - 179.

4. Рябова Е.Л. Межэтнические конфликты: к вопросу о причинах и путях преодоления // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №1 (43). - С. 10 - 15.

5. Рябова Е.Л. Дискуссия о стратегии межнациональных отношений (редакционная статья) // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №5 (47). - С. 7 - 8.

6. Рябова Е.Л. Национальные отношения и культура конфликтного взаимодействия // Вестник ВИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2012. №1 (13). - С. 63 - 68.

7. Щупленков О.В. Проблема возрождения казачества в политических условиях современной России // Альманах Казачество 2015. №11 С. 21-28.

8. Щупленков О.В. Роль сибирского казачества в освоении новых земель // Альманах Казачество 2016. №15 С. 38-49.

9. Костюков А.Л. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Альманах Казачество 2016. №20 С. 51 - 65.

10. Протоиерей Димитрий Лескин, Русский мир: историческая миссия // Журнал «Межконфессиональная миссия» 2016. №14. С. 6 - 13.

11. Пусько В.С. Российское общество и его идеология // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №4 (82). С. 15 - 20.

12. Рябова Е.Л. Культура конфликтного взаимодействия как фактор политической стабилизации: Монография. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2009.

13. Рябова Е.Л. Целостный подход в науке и его перспективы // Этносоциум и межнациональная культурам. 2014. № 4 (70). С. 187 - 189.

13. Рябова Е.Л. Экономика России: сопряжение космополитических и националь-

iQ;

ных проблем // Этносоциум и межнациональная культурам. 2014. № 1 (67). С. 9 - 11.

14. Щупленков О.В. Казачье самоуправление - положительный опыт консенсуса центра и регионов // Альманах Казачество 2016. №20 С. 40-50.

15. Щупленков О.В. К вопросу о системе казачьего образования и воспитания// Альманах Казачество 2016. №17 С. 19-29.

16. Щупленков О.В. Были бы казачки - казаки будут // Альманах Казачество 2016. №19 С. 26-27.

17. Болтенкова Л.Ф. Формы народоправства в Русском государстве: IX - XVI вв. // Альманах Казачество 2016. №16 С. 33-46.

18. Рябова Е.И. Правовое закрепление «народоправства» в России (XVII - XVIII вв.) // Альманах Казачество 2016. №16 С. 47-53.

Bibliography

1. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Cossacks of South Russia: Past and Present: Schoolbook. - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2011.

2. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Fundamentals of Cossack culture: Schoolbook. - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2015.

3. Ryabova E.L. (Review) Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia In XXI century: a national response to the national question. M.: Etnosotsium, 2015. // Etnosotsium and international culture. 2015. №10 (88). - p. 175 - 179.

4. Ryabova E.L. Interethnic conflicts: the question about the causes and ways to overcome // Etnosotsium and international culture. 2012. №1 (43). - p. 10 - 15.

5. Ryabova E.L. The discussion on the strategy of international relations (editorial) // Etnosotsium and international culture. 2012. №5 (47). - p. 7 - 8.

6. Ryabova E.L. Ethnic Relations and Culture of conflict interaction // Herald BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2012. №1 (13). - p. 63 - 68.

7. Shuplenkov O.V. The problem of the revival of the Cossacks in the political conditions of modern Russia // Almanac Cossacks 2015. №11 p. 21-28.

8. Shuplenkov O.V. The role of the Siberian cossacks in the development of new lands // Almanac Cossacks 2016. №15 p. 38-49.

9. Kostukov A.L. Peculiarities of Russian educational services export // Almanac Cossacks 2016. №20 p. 51 - 65.

10. Dmitriy Leskin, Russian world: the historical mission // "Interchurch Mission" 2016. №14. p. 6 - 13.

11. Pusko V.S. Russian society and its ideology // Etnosotsium and international culture. 2015. № 4 (82). P. 15 - 20.

12. Ryabova E.L. Culture of conflict interaction as the factor of political stability: Monograph. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2009.

13. Ryabova E.L. A holistic approach to science and its prospects // M.: International Publishing Center Etnosotsium. 2014. № 4 (70). p. 187 - 189.

14. Shuplenkov O.V. Cossack self-government - a positive experience of consensus Center and Regions // Almanac Cossacks 2016. №20 p. 40-50.

15. Shuplenkov O.V. On the question of the Cossack system of education and training // Almanac Cossacks 2016. №17 p. 19-29.

16. Shuplenkov O.V. Would Cossack woman - Cossacks will // Almanac Cossacks 2016. №19 p. 26-27.

17. Boltenkova L.F. Forms of Grass-Root Democracy in the Russian State in the Period of 9th - 16th Centuries // Almanac Cossacks 2016. №16 p. 33-46.

18. Ryabova E.I. Law Reinforcement of Grass-Root Democracy in Russia (17th-18th Centuries) // Almanac Cossacks 2016. №16 p. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.