СП
Парфенова С.Р.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры философии и политологии ФГБОУВО «Башкирский государственный университет».
Активация молодежи к поиску партийной идентичности как технология решения проблем электоральной активности
Последние годы отказа от подушевого финансирования государственной молодежной политики и реализации проектного или «форумного», «молекулярного» финансирования (термин автора), иллюстрируют противоречивый и активный процесс создания временных групповых молодежных общественных формирований, явно никак не связанных с многопартийной системой, являющейся, напомним, конституционным форматом общественно-политической жизни российского общества.
Студентам, как наиболее организованной молодежи, много времени находящейся в силу своей занятости в образовательных учреждениях, нет ни повода, ни возможности, как показывают исследования, противостоять идеям и программным установкам, производимым системой образования. В то же время, студенческая молодежь, составляющая, впрочем, по численности лишь одну из многих социальных групп молодежи России, лишена, в соответствии с российским законодательством в сфере образования, права проявлять свою партийную принадлежность или транслировать свои политические предпочтения в любой форме в рамках образовательной системы по всему вектору системы образования. При этом, неофициальная теория сложности убеждения убежденного в период наивысшей политической активности - выборов в органы власти, работает и подтверждением тому показатели явки избирателей к урнам для голосования, иллюстрирующие длящийся абсентеизм, ставший уже явлением в политической жизни российского общества. Социальное равнодушие делает молодых людей восприимчивыми к любым подающимся в доступной и «яркой упаковке» технологиям, способным заражать разнородную аудиторию своими идеями. Эта ситуация диктует сегодня насущную необходимость вести поиск способов оперативного противостояния скры-
Щ тым технологиям влияния на осознанный поиск партийной идентичности населения, что отражается на его участии в выборных процессах, на понимании целей выбора государством избирательных систем, что обеспечивает системное устойчивое развитие общества.
Молодежь социально неоднородна. М. Вебер отмечал, и, как представляется, его высказывание возможно соотнести с мнением, что «равное избирательное право...представляет собой известный противовес по отношению к социальным неравенствам, основанных не на естественных качествах, а ...на общественных условиях; эти неравенства, прежде всего, и неизбежно создаются кошельком, но вовсе не какими-то естественными различиями» [2, с.70]. Необходимо, на наш взгляд, связывать политическую идентичность молодежи с явлением легитимации власти. Как отмечает исследователь Ю. Качанов «...результатом политической идентификации становится политическая идентичность, и политическая идентичность субъекта установлена, когда другие субъекты политических отношений кодифицировали его как... определенного агента путем приписывания ему тех же значений идентичности, которые он признает для себя или объявляет сам» [3, с. 113]. Социальная неоднородность молодежи может, и тому есть примеры, связанные, в том числе, с явлением социального экстремизма, подпитывать радикальные настроения. Молодежь, нашедшая свою политическую партийную идентичность, сегодня трудно привлекаема к массовым общественным мероприятиям, в том числе, проводимым уполномоченными органами в сфере молодежной политики, таким как «Территория смыслов», «Селигер» и т.д. Также, следует учитывать и тот факт, что системной работе в этом смысле, подвержена, в большинстве своем, только студенческая молодежь, рекрутируемая для участия в общественно-политической жизни страны. Безусловно, партийная принадлежность не может быть массовой. Убежденная партийная принадлежность удел немногих, в том числе и не входящих в официальную политическую элиту. И тому возможно найти свои основания. Сегодня, в образовательных программах по различным направлениям подготовки в образовательных учреждениях высшего образования, по сути, не осталось мировоззренческих дисциплин, формирующих государством
ценностные ориентиры. Поэтому, видимо, сложно сегодня организовать в студенческой среде научные кружки, связанные с сущностными категориями и исследовательскими началами, основанными на методологических принципах и на чувстве осознанной необходимости созидания, в том числе, не только в интересах науки, но и в интересах своей страны. Студенты заинтересованы в быстрых результатах, демонстрирующих их личные индивидуальные способности, основанные на сиюминутных речевых технологиях, и уводящих от научных дискуссий, основанных на глубоких знаниях, которые требуют предварительной дополнительной подготовки. Студенты не могут сегодня активно проявить себя в сфере управления процессами в вузе, а партийная идентификация тем более, требует более сложных мировоззренческих затрат, связанных с соответствующими этапами поиска той самой идентичности, которая в будущем сформирует адекватную зрелому обществу политическую элиту. Подтверждая тезис о том, что современная система образования в России не предполагает воспитание гражданина в рамках учебного процесса, представляется уместным вспомнить слова В. И. Ленина о том, что «студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, - «соответствовала» не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» [4, С.343]. Исследователь Пивнева Л. соотносит политическую ориентацию человека с объектами политической системы (институты политической системы, лидеры и т.п.), его субъективную готовность вести себя соответствующим образом по отношению к этим объектам [7, С. 74-81]. Существует несколько концепций политического участия, в первую очередь - электорального:
• теория рационального выбора, опирающаяся на то, что большинство людей склонны к рациональному поведению, - ее сторонники считают, что человек пытается достичь максимального результата за счет оптимальных, а то и минимальных усилий;
• мичиганская модель, опирающаяся на признание мысли, согласно которой в политической деятельности доминирует
тд тС?
партийная идентификация человека, которая является результатом или производной политической социализации;
• психологическая школа, сторонники которой доминирующими в политическом участии и деятельности считают мотивы и установки человека и пытаются конкретно изучить взаимозависимость установок и поведения, а также конкретных действий человека;
• институциональный подход подчеркивает, что политическое участие зависит не от конкретных психологических характеристик личности, ее социального статуса, уровня образования, а от возможностей граждан (избирателей) влиять на власть [6].
Для современной молодежи возможность политического участия заключается в участии в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в участии в принятии политических решений, в деятельности молодежных Общественных палат при представительных законодательных органах власти и представительных органах местного самоуправления, в деятельности политических партий, в участии в общественно-политических акциях. Кроме того, зависимость студенческой молодежи, как наиболее подверженной социальной группы влиянию образовательной политики государства и соответствующего образовательного учреждения, прежде всего, заключается, по мнению исследователей, от следующих обстоятельств:
• общественное мнение, которое состоит не только из интеллектуальных, но и волевых и эмоциональных компонентов, и проявляется в оценочных суждениях, что отражают общее отношение (одобрение или осуждение) группы к вопросам и событиям, связанным с жизнью и интересами группы;
• общественное групповое настроение - это общее эмоциональное состояние, которое царит, преобладает в группе, создает эмоциональную атмосферу в ней, может как стимулировать, так и подавлять деятельность членов группы, а иногда даже приводить к конфликтам;
• самоутверждение, когда каждый член коллектива осознает себя его частью и пытается занять и удержать в нем определенную позицию (социальный статус), завоевать признание, доверие, поддержку, понимание своих товарищей;
• коллективные традиции - обычаи, порядок, установки,
возникшие за время существования группы; коллективное самоопределение, когда каждый студент имеет определенную свободу на индивидуальное мнение в группе, к которому прислушиваются, относятся с уважением, обращают внимание, когда вырабатывается общее мнение, групповая оценка и т. д. [6].
Однако, без знаний политических технологий, без обладания специфическими знаниями о политической жизни общества в тонкостях и нюансах, доступных немногим, осваивающим соответствующие образовательные программы, невозможно преуспеть в политической деятельности. Это способность анализировать условия, в которых действуют конкретные субъекты политики, способность анализировать социально-экономическую, политическую ситуацию, расстановку политических сил, статуса и уровня влияния политических партий, движений, объединений, средств массовой информации, состояние государственной молодежной политики. Собственная мотивация, усвоенные идейно-политические концепции, эмпирические знания, ценностно-духовные практические основания во взаимодействии и составляют, представляется, политическую ориентацию. Но политическая ориентация далека от политической идентификации, так как ориентация это еще не рефлексия по поводу соотношения себя с определенной политической позицией, которая требует в свою очередь дальнейших политических отношений с другими субъектами с аналогичной политической позицией. Российский социолог Ю. Качанов отмечает, что «...результатом политической идентификации становится политическая идентичность, и политическая идентичность субъекта установлена, когда другие субъекты политических отношений кодифицировали его как... определенного агента путем приписывания ему тех же значений идентичности, которые он признает для себя или объявляет сам» [2, с. 113].
Многие исследователи изучали природу политической идентификации: Семененко И. [8], Пивнева Л. [7], Фадеев Л. [10], Бауман 3.[1], Степанова Е.[9], Хилько М. [11] и другие. В научных работах прослеживается мысль, что политическая идентификация имеет групповую природу, то есть в процессе ощущения принадлежности к какой-либо группе приходит признание того, что субъект соотносится с другими субъектами политического процесса. Исследова-
гд с
§
тель Песоцкая Е.Г. рассматривает идентичность по объекту идентификации с определенной группой. «Можно выделить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства и т. д. В странах, где государство не имеет всех черт современного государства, где процесс формирования национально-государственной идентичности еще не закончился, где существуют сильные региональные, социальные, культурные противоречия и особые традиции, может преобладать политическая идентичность, которая связанна с ощущением принадлежности к какой-нибудь социальной группе, региону, местному поселению и т.п.» [5, С. 198].
Таким образом, индивидуальна рефлексия молодого человека по поводу собственных ценностей и их места в политики скорее связана с личным политическим ростом, а поиск собственного места в политических установках с политической идентичностью.
Песоцкая Е.Г. отмечает, что согласно существующим моделям индивидуальных ориентаций и политических идентично-стей, к действиям субъекта в таком контексте следует отнести:
• ситуации выбора, когда избиратель реально рассуждает и выносит суждение о партии, кандидатах и соответствующих пунктах партийных программ, о деятельности правительств, представляющих те или иные партии и оценки основных пунктов партийных платформ, составляющих основу формирования индивидуальных партийных преференций;
• прямые действия, которые часто ограничены влиянием фактора привычки, когда выбор может выступать как следствие стабильных позиций (аттитюдов) относительно желаемой партии, личными особенностями избирателя, его способностью и умением обобщать и осмысливать политический курс той или иной партии;
• действия, что находятся под влиянием нормативных факторов: когда какие-либо нормы (например, гражданский долг) выполняют роль независимого (от сделанного на рациональном уровне выбора) экспрессивного фактора, а экспрессивные преференции (например, этические) могут блокировать рациональное осмысление политической реальности и возможные последствия выбора того или иного политического курса[6].
На базе Башкирского государственного университета было проведено разведывательное исследование с целью выявления вовлеченности активной части молодежи в политические процессы. Исследование показало, что в целом студенты демонстрируют недостаточную вовлеченность в процессы, связанные с выборными активностями в сентябре 2016 года. Более того, именно в учебных аудиториях на занятиях по изучению дисциплины «политология» поиск политической идентичности молодежи возможен в формате контактных диалогов и дискуссий. В исследовании приняли участие студенты I, III, IV курсов естественных факультетов (III, IV курсы) и направления подготовки «Политология» (I курс). Всего в исследовании приняло участие 280 человек. Для исследования уровня вовлеченности молодежи в политические процессы в период выборной кампании 2016 года использовалась анкета, состоящая из 15 вопросов. При этом выявление близости личностных ценностей к выборным программам, согласованность когнитивной, эмотивной и поведенческой составляющих политической ориентации не предполагалась. После обработки результатов анкетирования, мы получили следующие результаты: высокий уровень эндогенного фактора и идентификации прослеживается у студентов 4 курса (51,6%), 28,3% - приходится на студентов 3 курса и 12,5% - студентов 1 курса. Данные подтверждают наше мнение о зависимости внутренних мотивов от внешних воздействий и движении к личностно значимым, зависящим от получения когнитивных навыков, то есть обучения. Студенты старших курсов более активно высказывают свое мнение на предмет легитимности власти и на предмет политической идентификации. Они осмысливают проблемы внутренней политики страны и готовы заявлять об уровне доверия существующим партиям.
Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в табл. 1. (Стр. 48)
Возможно, таким образом, сделать вывод, что большинство студентов старших курсов имеют выше уровень политической информированности, а также достаточно высокий уровень политической (партийной) идентификации по сравнению с II, III курсами. Это свидетельствует, на наш взгляд, о зависимости уровня информированности в связи с увеличением уровня политической идентификации.
тд
Таблица 1
Показатели партийной идентификации (%)
Фактор Уровень 1-й курс 3-й курс 4-й курс Фактор Уровень 1-й курс 3-й курс 4-й курс
Эндогенный Высокий 12,5 28,3 51,6 Экзогенный Высокий 12,5 33,7 62,5
Средний 8,2 17,5 42,5 Средний 9,1 24,2 32,5
Низкий 5 11,4 15 Низкий 6.1 10.1 15
(PS
Проведенная исследовательская работа подтверждает суждение об актуальности и важности теоретических и практических исследований вопроса необходимости получения специальных политологических знаний, которые являются познавательной практикой в гражданском становлении студенческой молодежи, формировании ценностных ориентаций и переходу к политической идентичности как к результату процесса политической идентификации. Субъект, в таких условиях (аудиторной контактной работы) соотносит себя с определенной политической позицией, отдает преференции одним и отделяет себя от других. Самостоятельно, без квалифицированного сопровождения политическая идентичность может перерасти в политическое равнодушие либо политический экстремизм, что совсем не соотносится с уровнем легитимности власти. В исследовании определены и интерпретированы результаты ответов студентов, изучающих учебную дисциплину «политология» как направление подготовки, так и как вариативную дисциплину. Доказано, что положительные изменения произошли в политическом развития студентов, вне зависимости от различий в направлениях подготовки, при этом, существенно выросли показатели политической идентичности.
Список литературы:
1. Бауман 3. Идентичность в глобализирующемся мире [Электроннный ресурс] / 3. Бауман. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/print/155.htm.
2. Вебер М. Политические работы (1895-1919)/ Пер. с нем. Скуратова Б.М..-М.: Прак-сис, 2003. с. 70.
3. Качалов Ю.Л. Опыты о поле политики / Качанов Ю. Л. - М.: Институт экспериментальной социологии, 1994. -с. 280.
4. Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. ПСС. Т.7. с. 343).
5. Песоцкая К.Г. Философско-психологические аспекты проблемы общения и коммуникации / К.Г. Песоцкая // Глобализация глазами молодежи: за и против: сборник научных статей Международной студенческой научнопрактической конференции / Ред. кол. В.В. Молодыченко, В.И. Тоцкий и др. - Мелитополь: Изд-во МГПУ имени Богдана Хмельницкого 2012. - с. 197-201.
6. Песоцкая Е.Г. Политическая идентичность в толерантностном развитии //http://
www.scienceforum.ru/2014/775/6715.
7. Швнева Л. Псштична i популярна культура як предмет пол1толопчного анал1зу / Л. Швнева // Пол1тичний менеджмент. - 2006. - № 6. - с. 74-81.
8. Семененко И.С. Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке. / И.С. Семененко. - М.: РОССПЭН, 2012. - с. 471.
9. Степанова Е.А. Глобальные тенденции в области одностороннего насилия против гражданского населения / Е. А. Степанова // Общественные науки и современность. -2010. - № 6. - с. 25-34.
10. Фадеева Л. А. Проблема идентичности в сравнительной политологии / Л. А. Фадеева // ПолиС. - 2011. - № 1. - с. 134-139.
11. Хилько М. Полггична культура населения Украйни: анал1з розвитку громадянських якостей / М. Хилько // Пол1тичний менеджмент. - 2007. - № 1. - с. 115-126.
12. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этносо-циум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.
13. Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. - M.: Этносоциум, 2016. 266 с.
14. Рябова Е.Л. (рецензия на монографию) Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос. M.: Этносоциум, 2015.// Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №10 (88). - С. 175 - 179.
15. Рябова Е.Л. Межэтнические конфликты: к вопросу о причинах и путях преодоления // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №1 (43). - С. 10 -15.
16. Рябова Е.Л. Дискуссия о стратегии межнациональных отношений (редакционная статья) // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №5 (47). - С. 7 - 8.
17. Рябова Е.Л., Бормотова T.M. Адаптационные проблемы межнациональной миграции (на примере Российской Федерации) //В сборнике: Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации. Москва. 2015. С. 91-98.
18. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: Монография. - M.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2009.
19. Терновая Л.О., Багаева А.В. Правовые основы европейской интеграции. - M.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.
20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика через призму исторических сравнений: первый послевоенный год и 70 лет спустя / Этносоциум и межнациональная культурам. 2016. №4 (94). с. 9-16.
21. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. «Турецкий гамбит» Тайипа Эрдогана / Этносоциум и межнациональная культурам. 2015. №9 (87). с. 94-99.
22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Взаимосвязи международной журналистики и международной аналитики: российский опыт / Этносоциум и межнациональная культурам. 2015. №8 (86). с. 154-161.
23. Рябова Е.Л. Экономика и миграция // Этносоциум и межнациональная культурам. 2014. № 3 (69). С. 9 - 15.
24. Бредихин А.В. Донецко-Макеевская агломерация: пути развития приграничного сотрудничества // Альманах Казачество 2016. №19 С. 12 -17.
25. Костюков А.Л. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Альманах Казачество 2016. №20 С. 51 - 65.
26. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Казачество юга России: история и современность: Учебное пособие. - M.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2011.
27. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Основы казачьей культуры: Учебное пособие. - M.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.
Bibliography
1. Bauman Z. identity in a globalizing world / Bauman. - Access: http://www.tovievich.ru/ book/print/155.htm.
rp C
g
2. M. Weber Political work (1895-1919) / Ed. with it. Skuratov BM..- M:. Praxis, 2003. p. 70.
3. Kachanov YL Experiments on the Policy / Kachanov YL - M:. Institute of Experimental Sociology, 1994. c. 280.
4. Lenin V.I. The tasks of the revolutionary youth. MSS. V.7. from. p. 343).
5. Pesotskaya K.G. Philosophical and psychological aspects of communication and communication / K.G. Pesotskaya // Globalization young eyes: the pros and cons: collection of scientific articles of the International scientific and practical Student / Ed conference, count. V.V. Molodychenko, VI . Totskiy etc. - Melitopol: Publishing House of the Moscow State Pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky, 2012. - p. 197-201.
6. Pesotskaya E.G. Political identity in tolerantnostnom //http://www.scienceforum. ru/2014/775/6715 development.
7. Pivneva L. Politichna i popular culture yak thing politologichnogo analizu / L. Pivneva // Politichny management. - 2006. - № 6. - p. 74-81.
8. Semenenko I.S. The identity and socio-political changes in the twenty-first century. / I.S. Semenenko. - M: ROSSPEN, 2012. - p. 471.
9. Stepanova E.A. Global trends in the field of one-sided violence against civilians / E.A. Stepanova // Social Sciences and the present. - 2010. - № 6. - p. 25-34.
10. Fadeeva L.A. The problem of identity in Comparative Politics / L.A. Fadeev // Polis. -2011. -№ 1. - p. 134-139.
11. Hilko M. Politichna culture of the population of the Ukraine: analiz rozvitku Gromady-anska yakostey / M. Khil'ko // Politichny management. - 2007. - № 1. - p. 115-126.
12. Suleymanov S.S., Ryabova E.L Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9 - 20.
13. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. - M.: Etnosotsium, 2016. 266 p.
14. Ryabova E.L. (Review) Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia In XXI century: a national response to the national question. M.: Etnosotsium, 2015. // Etnosotsium and international culture. 2015. №10 (88). - p. 175 - 179.
15. Ryabova E.L. Interethnic conflicts: the question about the causes and ways to overcome // Etnosotsium and international culture. 2012. №1 (43). - p. 10 - 15.
16. Ryabova E.L. The discussion on the strategy of international relations (editorial) // Etnosotsium and international culture. 2012. №5 (47). - p. 7 - 8.
17. Ryabova E.L., Bormotova T.M. Adaptatsionnye problems of ethnic migration (on the example of the Russian Federation) // The President's Council on International Relations of the Russian Federation. Moscow. 2015. p. 91 - 98.
18. Abdullatipov RG., Mikhailov V.A Russia in the XXI century, a national response to the national question: Monograph - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2009.
19. Ternovaya L.O., Bagaeva A.V. Legal basis for European integration. - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2015.
20. Ryabova E.L., Ternovaya LO. Geopolitics through the Prism of Historical Comparisons: the First Postwar Year and 70 Years Ago / Etnosotsium and international culture. 2016. №4 (94). p. 9-16.
21. Biryukov S.V., Ryabova E.L. «Turkish Gambit» of Tayip Erdogan / Etnosotsium and international culture. 2015. №9 (87). p. 94-99.
22. Ryabova EL, Ternovaya LO. The interconnections of international journalism and international analytics: Russian experience / Etnosotsium and international culture. 2015. №8 (87). p. 154-161.
23. Ryabova E.L. Economy and migration // M.: International Publishing Center Etnosotsium. 2014. № 3 (69). p. 9 - 15.
34. Bredihin A.V. Donetsk-Makeevka agglomeration: the development of cross-border cooperation // Almanac Cossacks 2016. №19 p. 12 -17.
25. Kostukov A.L. Peculiarities of Russian educational services export // Almanac Cossacks 2016. №20 p. 51 - 65.
26. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Cossacks of South Russia: Past and Present: schoolbook - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2011.
27. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Fundamentals of Cossack culture: schoolbook - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2015.
История