Научная статья на тему 'Патриотические и нравственные традиции казачества в условиях постсоветской России'

Патриотические и нравственные традиции казачества в условиях постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / НАЖИВА / ПОЛИТИКА / ОБЩИННЫЕ ТРАДИЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / COSSACKS / PATRIOTISM / MORAL / HUMANISM / ILLICIT GAIN / POLITICS / COMMUNAL TRADITIONS / FAMILY VALUE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейсенбин К.А., Летуновский П.В.

В статье проводится исследование причин нравственной деградации российского общества в условиях проведения демократических реформ. По мнению автора, проблемы гуманизации общественных отношений целесообразно решать, опираясь на опыт сохранения самобытных общинных традиций российского казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотические и нравственные традиции казачества в условиях постсоветской России»

Бейсенбин К.А.

доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Смоленского филиала ФГБО УВПО РАНХиГС при Президенте РФ

Летуновский П.В.

доктор политических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования СмолГУ

Патриотические и нравственные традиции казачества в условиях постсоветской России

Распад СССР и трансформация российского общества в соответствии с западными стандартами, по мнению многих ученых, привели к появлению негативных тенденций, фактически, во всех сферах общественных отношений, в том числе, к деградации нравственных ценностей.1 Особую значимость, в контексте реабилитации традиционных духовно-нравственных ценностей и критического осмысления западных принципов демократии, в сложившихся условиях, приобретает процесс возрождения российского казачества. Высокую актуальность проблемы «укрепления прочной духовно-нравственной основы общества», в связи с охватившим страну демографическим и ценностным кризисом, в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года обозначил Президент России В. В. Путин.2 Казачество, которое, как отмечает Е. Л. Рябова, являлось важным «действующим лицом» российской истории, на протяжении XVI - начала XX веков, в постсоветской России может сыграть важную роль в решении многих проблем.3

В частности, разразившийся в Российской Федерации демографический кризис, ставший следствием реализации принципов западной концепции демократии и существенного ухудшения социально-экономического положения граждан, также, является следствием деградации нравственных императивов и традиционных семейных ценностей. Вопреки общей тенденции,

1 Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. - 413 с.

2 Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Администрации Президента России (12.12.2012, 13:30) // URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/17118 (дата обращения 07.04.2016)

3 Е.Л. Рябова. Проблемы формирования общественных представлений на примере Российского казачества // Журнал «Этносоциум, № 8, С. 4. // URL: http://etnosocium.ru/etnosotsium-8-2007-g (дата обращения 07.04.2016)

. российское казачество, в условиях западнизации общественных отношений, переживает подъем и возрождение своих традиций.

Безусловно, исконные традиции славянских народов и казачества, во многом, имеют общие корни, и не имеют ничего общего с западными традициями, получившими свое обоснование в эпоху Нового времени. Почитаемые в западных демократических государствах идеологические установки, стали причиной зарождения, в том числе, в современной России, таких традиций и нравственных стандартов, как индивидуализм, эгоизм, коммерческая целесообразность, склонность к наживе, оправдание порочного образа жизни, бездуховность, пренебрежение традиционными семейными ценностями, малодетность и т. д. Напротив, исконные славянские традиции тесно связаны с такими стандартами поведения, как общинность, равноправ-ство, взаимовыручка, осуждение и отвержение наживы, осуждение порочных качеств человека и стремление к духовной жизни, почитание семейных ценностей, многодетность и т. д.

Начало разрушения общинных традиций следует соотносить с Царской Россией, о чем в своих исследованиях пишут Г. В. Мальцев и многие другие ученые. Важным обстоятельством является то, что на решительные действия царских чиновников, направленные на искоренение общин, крестьяне всегда отвечали беспорядками и восстаниями. Только за период с 1908 по 1914 годы отмечают более полутора тысяч крупных выступлений. Наряду с этим, царское правительство получает большое число телеграмм и жалоб от мирских сходов. Разрушителей общинного уклада прозвали «мироедами», поскольку общину на Руси всегда называли «миром». Таким образом, удалось разрушить только четверть общин, а основная их часть продолжала активное сопротивление. Г. В. Мальцев пишет об этих событиях следующее: «Дерзновенный план реформаторов превратить русского крестьянина-общинника в частного земельного собственника в целом провалился, но общине был нанесен смертельный удар... Душа крестьянина, так же как и русского человека вообще, не лежит к таким «богопротивным» занятиям, как спекулятивная торговля и ростовщичество... Русские либералы, носители западных идей, с недоумением и раздражением взирали на то, как в пореформенное время крестьяне из рук вон плохо использовали предоставленные им права; они не бросились открывать «питейные заведения» (эту нишу в деревне быстро заполнили так называемые инородцы), приобретать доходные дома, делать банковские вклады».4

' 4 Мальцев, Г.В. Крестьянская община в истории и судьбе России /

Наряду с общинным укладом жизни, традиции российско- . го казачества имеют и свои самобытные особенности. Например, доминирующим фактором у казачества является воинский уклад жизни. При этом, можно выделить и такие особенности, как: всесторонне почитание воинской службы и ее самобытное оформление множеством различных регалий; состязательный характер воспитания воинских навыков; органичное сочетание всех своих жизненных проявлений с православной культурой; самобытное построение идеологических основ воспитания патриотических чувств и приобщения к защите Отечества и т. д.

Следует отметить особенность самобытных традиций российского казачества, которая состоит в установлении жесткой целесообразности соблюдения собственных традиций. Именно такая целесообразность, в условиях деидеологизации современного российского общества и насаждения западных идеологических стандартов, позволяет казачеству не только сохранять свои духовные традиции, но и находить эффективные формы взаимодействия с органами государственной власти.

Разрушительным фактором деградации нравственных отношений в Российской Федерации является легализация видов деятельности, которые необходимо отождествлять с наживой. Тем не менее, вопреки традиционным духовно-нравственным принципам, правовая система российского государства, не только легализует, к примеру, ростовщичество, но и всемерно защищает интересы ростовщиков. В это же время, казачество во все времена, отличалось крайне нетерпимым отношением к «лихоимству» (ростовщичеству) и другим видам «стяжательства» (стремления к наживе). Между тем, в условиях широкого распространения проблемы девиации кадров государственной службы, и в рядах казачества встречаются случаи злоупотребления властными полномочиями и занятия ростовщичеством.5 Однако, в казачьем сообществе, такого рода факты, получают однозначное осуждение, а провозглашенные западные ценности, не становятся основанием для оправдания «лихоимства» и отождествления данного промысла с общественной моралью.

Не вызывает сомнений, что многочисленные факты коррупционных отношений и искажения традиционных нрав-

Г.В. Мальцев // Национальные интересы. - 2009. - № 4. - С. 27-38

5 К. Данилин. Могут ли казаки быть ростовщиками? // Сайт Оренбургского казачества (газета «Казачья застава») // URL: http://orenkazak.ru/massenmedia-sl122009p0301.html (дата обращения 07.04.2016) '

ственных императивов, как в органах государственной власти, так и в казачьих организациях, являются следствием недостаточно высокого уровня духовно-нравственного развития человека на своем современном этапе, а также деидеоло-гизации российского общества, в результате принятия статьи 13 Конституции России. Провозглашение идеологического многообразия, по своей сути, порождает феномен вольного толкования нравственных принципов, в соответствии, с тем или иным, альтернативным духовным учением.

Таким образом, анализ современных тенденций, связанных с нравственной деградацией российского общества, свидетельствует о том, что специфические самобытные особенности, в сложившихся условиях, позволяют казачеству, не только сохранять свою идентичность, но и находить пути развития своих традиций. Вне всяких сомнений, сегодня можно говорить об использовании опыта российского казачества, в целях возрождении общинных самобытных традиций народов на территории Российской Федерации и реабилитации подлинных нравственных ценностей.

Список литературы:

1. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. - 413 с.

2. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Администрации Президента России (12.12.2012, 13:30) // URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/17118 (дата обращения 07.04.2016).

3. Е.Л. Рябова. Проблемы формирования общественных представлений на примере Российского казачества // Журнал «Этносоциум, № 8, С. 4. // URL: http://etnosocium. ru/etnosotsium-8-2007-g (дата обращения 07.04.2016).

4. Мальцев, Г.В. Крестьянская община в истории и судьбе России / Г. В. Мальцев // Национальные интересы. - 2009. - № 4. - С. 27-38.

5. К. Данилин. Могут ли казаки быть ростовщиками? // Сайт Оренбургского казачества (газета «Казачья застава») // URL: http://orenkazak.ru/massenmedia-sl122009p0301.html (дата обращения 07.04.2016).

6 . Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этносоциум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.

7. Суздалева Т.Р. Миграционная политика: практика XXI века // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 1 (79). С. 9 - 15.

8. Суздалева Т.Р. Был ли СССР империей: национальный аспект // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 7 (61). С. 61 - 67.

9. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-кавказского федерального округа Российской Федерации. М., РОССПЭН, 2012.

10. Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Том 2. / Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

11. Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Том 3. / Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

12. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ

на национальный вопрос: Монография. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

13. Рябова Е.И., Болтенкова Л.Ф. Основы государственного управления в России в их историческом развитии. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

14. Бормотова Т.М., Рябова Е.Л., Шикула И.Р., Радченко А.Ф., Суздалева Т.Р. Управление миграционными процессами современной России: политическое прогнозирование / Коллективная монография / Под общей редакцией Е.Л. Рябовой, Т.М. Бор-мотовой. Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015. С. 90.

15. Бирюков С. В., Рябова Е. Л. Евразийская интеграция: Республика Казахстан как пример государственного строительства и участия в интеграционных процесса х. -М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

16. Терновая Л.О., Багаева А.В. Правовые основы европейской интеграции. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

Bibliography

1. Morality modern Russian society: psychological analysis / Ed. Ed. AL Zhuravlev A.V. Yurevich. - M.: "Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences' Publishing House, 2012. - 413 p.

2. Address of the President to the Federal Assembly // Official site of the Administration of the President of Russia (12.12.2012, 13:30) // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118.

3. Ryabova E.L. Problems of formation of social representations on the example of the Russian Cossacks // Magazine "Etnosotsium, number 8, p. 4. // URL: http://etnosocium.ru/ etnosotsium-8-2007-g.

4. Maltsev, G.V. Peasant community in the history and destiny of Russia / G.V. Maltsev // National interests. - 2009. - № 4. - p. 27-38.

5. K. Danilin. Can Cossacks be usurers? // Website of the Orenburg Cossack (newspaper "Cossack outpost») // URL: http://orenkazak.ru/massenmedia-sl122009p0301.html.

6 . Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media. M.: International Publishing Center Et-nosotsium. 2016.

7. Suzdaleva T.R. Migration policy: the practice of the XXI century // Etnosotsium and international culture. 2015. № 1 (79). P. 9 - 15.

8. Suzdaleva T.R. It was the Soviet empire: the national aspect // Etnosotsium and international culture. 2013. № 7 (61). P. 61 - 67.

9. Dzutsev H.W. Ethnosociological portrait of the republics of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation. M. ROSSPEN 2012.

10. The Council on International Relations of the President of the Russian Federation, Volume 2. / International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

11. The Council on International Relations of the President of the Russian Federation 3. Tom / International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

12. Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia in the XXI century: a national response to the national question: Monograph. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

13. Ryabov E.I., Boltenkova L.F. Basics of public administration in Russia in their historical development. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium» Moscow. 2015.

14. Bormotova T.M., Ryabova E.L., Shikula I.R., Radchenko A.F., Suzdaleva T.R. migration management of modern Russia: political forecasting / Collective monograph / Edited by E.L. Ryabova, T.M. Bormotova. International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015. 90 p.

15. Biryukov S.V., Ryabova E.L. Eurasian Integration: the Republic of Kazakhstan as an example of state-building and participation in the integration processes. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

16. Ternovaya L.O., Bagaeva A.V. Legal basis for European integration. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.