Научная статья на тему 'КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ'

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
449
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА / ТЕХНОЭТИКА / ЦИФРОВАЯ ЭТИКА / ЭТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Выходец Роман Сергеевич, Шляпников Виктор Валерьевич

Представлен краткий исторический обзор исследований в области цифровой этики. В качестве метода используется полусистематический обзор научных и других источников по вопросам происхождения, восприятия и проблем цифровой этики. Делается вывод, что цифровая этика рассматривает влияние цифровых технологий на общество и окружающую среду в целом и охватывает проблемы, связанные с конфиденциальностью в отношении личной информации, алгоритмическим принятием решений, интеллектуальными технологиями в различных сферах жизнедеятельности, интернетом вещей, искусственным интеллектом. Ставится вопрос, насколько применима этика к разработке и использованию различных систем, включающих цифровые компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ»

ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ

УДК 17:008 ББК 87.7

DOI 10.53115/19975996_2021_04_043-047

Р.С. Выходец, В.В. Шляпников

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ

Представлен краткий исторический обзор исследований в области цифровой этики. В качестве метода используется полусистематический обзор научных и других источников по вопросам происхождения, восприятия и проблем цифровой этики. Делается вывод, что цифровая этика рассматривает влияние цифровых технологий на общество и окружающую среду в целом и охватывает проблемы, связанные с конфиденциальностью в отношении личной информации, алгоритмическим принятием решений, интеллектуальными технологиями в различных сферах жизнедеятельности, интернетом вещей, искусственным интеллектом. Ставится вопрос, насколько применима этика к разработке и использованию различных систем, включающих цифровые компоненты.

Ключевые слова:

интернет вещей, информационная этика, информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, компьютерная этика, техноэтика, цифровая этика, этика.

Выходец Р.С., Шляпников В.В. Краткий исторический обзор исследований в области цифровой этики // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 4. -С. 43-47. - DOI 10.53115/19975996_2021_04_043-047.

© Выходец Роман Сергеевич - кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: marketing812@mail.ru

© Шляпников Виктор Валерьевич - кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург; e-mail: shlyapnikovv@mail.ru

Две с половиной тысячи лет назад Аристотель предположил, что этика - это изучение человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Он назвал это наукой правильного поведения. Аристотель утверждал, что этика является основой для создания оптимальной модели справедливых человеческих отношений. Этика лежит в основе нравственного сознания общества, это общие принципы, необходимые для взаимопонимания и гармоничных отношений [1]. Примерно тогда же Конфуций сформулировал «золотое правило нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» [2]. Данное нравственное требование содержится во многих древних текстах.

Этика - это дисциплина, которая занимается моральными вопросами, а мораль - это совокупность мнений, решений и действий, с помощью которых люди, индивидуально или коллективно, выра-

жают то, что они считают хорошим или правильным. Систематическое размышление о морали, обеспечиваемое этикой, увеличивает нашу способность справляться с моральными проблемами. Важно подчеркнуть, что этика - это не набор заранее определенных ответов на моральные вопросы, а, скорее, процесс размышления над вопросами и ответами, касающимися морального выбора, который люди могут сделать, и поиска правильной морали.

Этические принципы эволюционировали много раз со времен древних философов и неоднократно переосмысливались. В последние десятилетия мы стали свидетелями быстрого и часто неконтролируемого роста технических инноваций. Развитие технологий происходит гораздо более быстрыми темпами, чем соответствующие этические дебаты, и все чаще ¡2 возникает ощущение, что мы развиваем Ц технологии быстрее, чем оцениваем их мо- ^

см о см

о

3

ю о

ральные последствия. Сегодня мы живем в цифровом мире и по мере того как цифровые технологии все глубже внедряются в нашу жизнь, потребность в цифровой этике становится все более насущной. В статье представлен краткий исторический обзор исследований в области цифровой

Методы

В данной работе используется методология полусистематического обзора литературы, которая показывает, как исследования в выбранной области продвигались с течением времени или как тема развивалась в рамках исследовательских традиций. Метод разработан для тем, которые по-разному концептуализировались и изучались различными группами исследователей в разных дисциплинах и которые препятствуют процессу полного систематического обзора. Полусистематический обзор литературы представляет собой обзор научных и других источников по вопросам происхождения, восприятия и проблем цифровой этики, включая серую литературу с целью избегания предвзятости и расширения списка источников за пределы академических идей.

Результаты

«Цифровую этику» можно рассматривать как подмножество «техноэтики» (technoethic) - термин, предложенный в 1975 году философом и физиком Марио Бунге (Mario Bunge) для обозначения необходимости для технологов и инженеров развивать этику как отрасль технологии, с упором на информационные и коммуникационные технологии, включая вычислительную технику [8].

Хотя Бунге был одним из первых, кто использовал этот термин, похожее понятие - «технетик» (technethic) - обсуждалось немного раньше [11], в 1971 году, преподавателем философии, теологии и этики в Школе теологии Бостонского университета (Boston University School of Theology) Норманом Фарамелли (Norman Faramelli). Оба эти автора признают, что происхождение этого термина восходит к ранним цивилизациям, где философы, такие как Платон и Аристотель, были уверены, что новые технологии (в искусстве и инженерии) вызовут новые этические вопросы. Переход от эпохи Возрождения к эпохе раннего Нового времени в XVII веке породил новое мышление о технологиях, и такой философ, как Фрэнсис

Бэкон (Francis Bacon), считал технологию фундаментальной частью естественной и моральной философии. Также очевидно, что на техноэтику повлияло развитие американского прагматизма во главе с философами Уильямом Джеймсом (William James) и Джоном Дьюи (John Dewey) в 70-е годы XIX века во время промышленной революции [12].

Фундаментальный вопрос, который ставит техноэтика на протяжении всей своей истории, заключается в том, как направлять новые технологические достижения на благо общества в различных социальных и этических средах. Важно подчеркнуть, что, поскольку философские и прагматические предпосылки этики различаются в различных концепциях (например, утилитаризм, деонтологиче-ская этика, этика добродетели), постольку, соответственно, различается и систематическое осмысление моральных проблем, обеспечиваемое этикой, влияя на техноэ-тику и цифровую этику.

Основатель Международного центра информационной этики (International Center for Information Ethics, ICIE), философ Рафаэль Капурро (Rafael Capurro) в своей статье 2009 года определяет цифровую этику как этику, рассматривающую влияние цифровых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на общество и окружающую среду [9]. Цифровая этика тесно связана с другими этическими темами, такими как компьютерная этика - изучение этических вопросов, возникающих в результате разработки и внедрения компьютеров и компьютерных технологий [17], и информационная этика - использование информации, информационных технологий и информационных систем для принятия личных, профессиональных и общественных решений [16]. Термины цифровая этика, компьютерная этика и информационная этика часто используются как синонимы.

Такие ученые, специализирующиеся в области компьютерных наук, как Норберт Винер (Norbert Wiener) и Джозеф Вейцен-баум (Joseph Weizenbaum), уже в начале второй половины прошлого века говорили об этических проблемах, которые неизбежно будут порождены компьютерными технологиями. Вначале речь шла о моральной ответственности компьютерных профессионалов. Но для таких ученых, как Винер и Вейценбаум, влияние компьютерных технологий воспринималось как нечто, волнующее общество в целом.

Например, Винер, стоявший у истоков кибернетики, предвидел огромные социальные и этические последствия развития этой науки в сочетании с компьютерами [23]. А Вейценбаум писал, что хотя искусственный интеллект и возможен, мы никогда не должны позволять компьютерам принимать важные решения, потому что компьютерам не хватает человеческих качеств, таких как сострадание и мудрость [22].

Еще в 1973 году в докладе корпорации RAND (Research and Development) [21] анализируется практика ведения документации государственных и частных агентств, которые собирают личную информацию, и возможности неправомерного использования такой информации из-за ее концентрации в компьютерных файлах в одном месте и ее доступности через терминалы удаленного доступа. Анализ был основан на выводах отчета Министерства здравоохранения, образования и социального обеспечения США об автоматизированных системах персональных данных, опубликованного в 1972 году. В этом отчете определялись последствия, которые могут возникнуть в результате использования автоматизированных систем персональных данных, и предлагались рекомендации по защите прав граждан на личную жизнь. Предлагался также «Кодекс честной информационной практики», которым правительственные ведомства должны следовать при внедрении и развертывании информационных систем.

Использование компьютеров для помощи людям в деятельности по решению проблем обсуждается в статье профессора Университета Северной Каролины в Шарлотте (University of North Carolina at Charlotte) Джона Геро (John Gero), опубликованной в 1975 году [14]. Геро размышляет о том, могут ли системы автоматизированного проектирования в разных областях человеческой деятельности содержательно включать в себя ценности. В частности, он задается вопросом, кто будет нести ответственность в том случае, когда решения, принимаемые такими системами, приводят к нежелательным последствиям. В статье содержится рекомендация о том, что все такие системы следует разрабатывать в рамках четко определенных этических границ.

В 1976 году профессор Государственного университета Боулинг-Грин в США (Bowling Green State University) Уолтер Манер (Walter Maner) заметил, что вопросы

и проблемы медицинской этики часто усложняются или значительно меняются, когда в дело вмешиваются компьютеры. Более того, с появлением компьютеров появились и новые этические проблемы. Он настаивал на том, что необходима новая область прикладной этики, которую предложил назвать «компьютерной этикой». В 1980 году Манер разработал учебный курс по компьютерной этике, который включал в себя обсуждение таких тем как профессиональные кодексы этики, компьютерные преступления, конфиденциальность информации и др. [18]. Он был ключевым ученым в этой области в течение многих лет.

Автором первого учебника в области компьютерной этики стала профессор Университета Вирджинии (University of Virginia) Дебора Джонсон (Deborah Johnson). Он был издан в 1985 году [17]. Джонсон настаивала на том, что компьютеры всего лишь видоизменяют уже имеющиеся этические проблемы, а не создают новые. В ее учебнике, который впоследствии выдержал несколько переизданий, освещаются такие вопросы, как обязанности и ответственность компьютерных профессионалов, право интеллектуальной собственности, незаконное проникновение в чужой компьютер, этика в интернете и др.

Также в 1985 году вышла классическая статья профессора Дартмутского колледжа (Dartmouth College) Джеймса Мура (James Moor) [19]. Он утверждал, что отсутствие конкретных этических правил, регулирующих применение компьютерных технологий, может привести к политическому и концептуальному вакууму в том, что касается компьютерной этики. По его словам, в таких случаях необходим анализ, обеспечивающий согласованную концептуальную основу, в рамках которой можно сформулировать политику действий.

В своей статье Мур вводит очень мощное понятие - фактор невидимости. Это относится к тому факту, что большую часть времени компьютерные операции невидимы. Мур различает три типа невидимости, связанных с этикой: 1) невидимость злоупотреблений (это преднамеренное использование невидимых операций компьютера для совершения неэтичных действий; 2) невидимость программных значений (это те значения, которые намеренно или непреднамеренно встроены в компьютерную программу); 3) невидимость расчета (компьютеры сегодня вы-

3

ю О

см о см

о

3

ю о

полняют вычисления, которые слишком сложны для человеческого понимания).

Начиная с Н. Винера, в работах по компьютерной этике общей идеей является забота о защите и продвижении основных человеческих ценностей, таких как жизнь, здоровье, безопасность, счастье, свобода, знания, возможности. В конце XX - начале XXI веков появился подход, основанный на понимании того, что потенциальных проблем компьютерной этики можно избежать, пока новая технология находится в стадии разработки, за счет прогнозирования возможного ущерба человеческим ценностям и разработки новых технологий с самого начала таким образом, чтобы предотвратить такой вред [7; 13].

Эту идею отстаивает философ Дональд Готтербарн (Donald Gotterbarn). В 1991 году в своей статье он писал о том, что компьютерная этика должна быть направлена, прежде всего, на продвижение кодексов и стандартов поведения для профессионалов в области компьютерных технологий [15]. Смещение в 1990-х годах акцента с компьютерной этики на профессиональную ответственность привело к разработке ряда кодексов поведения для компьютерных профессионалов, например, «Кодекса этики и профессионального поведения» Ассоциации вычислительной техники [5].

Профессиональные организации продолжают играть очень важную роль в разработке и распространении этических и стандартных руководящих принципов для профессионалов в области ИКТ. Например, рекомендации для этически обоснованного проектирования Института инженеров электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE) содержат рекомендации для специалистов в области ИКТ, участвующих в проектировании и разработке автономных и интеллектуальных систем [10]. Следует отметить, что в отличие от других профессий, таких как медицина или право, которые имеют кодексы этики и возможные наказания за несоблюдение, сфера ИКТ по-прежнему не имеет целостной этической основы. В сфере ИКТ существует множество профессиональных организаций, основанных на определенных областях ИКТ, некоторые из которых имеют свои собственные кодексы этики, но нет скоординированного подхода к этике, принятого отраслью ИКТ в целом [20]. Существуют опасения по поводу того, в какой степени ИТ-образование адекват-

но готовит ИТ-специалистов к этическим аспектам их профессии [6].

В России в последнее время также активно исследуют этические проблемы цифровых информационных и коммуникационных технологий. Например, заслуживают внимания два доклада, опубликованные Центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС, в которых ученые, компьютерные специалисты и представители органов власти анализируют этические и социальные вызовы, связанные с циф-ровизацией [3; 4]. Из всего многообразия цифровых технологий авторы докладов выбрали те, которые, по их мнению, вызывают наибольшее количество этических вопросов и проблем: сбор и обработка цифровых данных, интернет вещей, искусственный интеллект. Кроме того, в докладах отдельно описаны этические проблемы в тех сферах, которые особенно сильно могут трансформироваться в результате применения цифровых технологий: медицина, образование, социальные услуги.

Выводы

Таким образом, можно констатировать, что цифровая этика рассматривает влияние цифровых информационных и коммуникационных технологий на общество и окружающую среду в целом. Она охватывает ряд вопросов и проблем, связанных с конфиденциальностью в отношении личной информации, цифровой грамотностью, большими данными, интернетом вещей, искусственным интеллектом, алгоритмическим принятием решений, включая справедливость, подотчетность и прозрачность этих автоматизированных решений, а также интеллектуальными технологиями в здравоохранении и других сферах. Цифровая этика стремится понять, насколько применима этика к разработке и использованию систем, которые включают цифровые и электронные компоненты.

Цифровая этика одинаково важна для правительства, бизнеса, частных лиц и должна обсуждаться открыто. Процесс такого обсуждения будет служить механизмом осведомленности и обмена знаниями. Обсуждения и дебаты по проблемам цифровой этики, несомненно, будут продолжаться в течение многих лет, поскольку цифровые технологии продолжают развиваться и проникать во все аспекты жизни человека.

Список литературы:

47

[1] Аристотель. Этика: [сборник] / Пер. с древнегреческого Э. Радлова, Т. Миллер. - М.: АСТ, 2020. -414 с.

[2] Конфуций. Беседы и суждения / Пер. с кит. П. Попова. - М.: АСТ, 2020. - 221 с.

[3] Этика и «цифра»: от проблем к решениям / Под ред. Е.Г. Потаповой, М.С. Шклярук. - М.: РАНХиГС, 2021. - 184 с.

[4] Этика и «цифра»: Этические проблемы цифровых технологий. - М.: РАНХиГС, 2020. - 207 с.

[5] ACM Code of Ethics and Professional Conduct // Association for Computing Machinery, ACM. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.acm.org/code-of-ethics.

[6] Al-Saggaf Y., Burmeister O., Schwartz, M. Qualifications and ethics education: the views of ICT professionals // Australasian Journal of Information Systems. - 2017, vol. 21. - DOI: https://doi.org/10.3127/ajis.v21i0.1365

[7] Brey P. Anticipatory Ethics for Emerging Technologies // Nanoethics. - 2012. - № 6. - Р. 1-13. - DOI: https:// doi.org/10.1007/s11569-012-0141-7

[8] Bunge M. Towards a technoethics // Philosophic Exchange. Vol. 6. - 1975, № 1. - Р. 69-79.

[9] Capurro R. Digital Ethics. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.capurro.de/korea.html.

[10] Ethically Aligned Design: A Vision for Prioritizing Human Well-being with Autonomous and Intelligent Systems. First edition // The IEEE Global Initiative on Ethics of Autonomous and Intelligent Systems. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://standards.ieee.org/content/dam/ieee-standards/standards/web/ documents/other/ead1e.pdf

[11] Faramelli N. Technethics: Christian Mission in an Age of Technology. - New York: Friendship Press, 1971. -160 p.

[12] Fesmire S. John Dewey and Moral Imagination: Pragmatism in Ethics. - Bloomington: Indiana University Press, 2003. - 167 р.

[13] Flanagan M., Howe D., Nissenbaum H. Embodying Values in Technology: Theory and Practice // Information Technology and Moral Philosophy (J. van den Hoven, & J. Weckert, Eds.). - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - Р. 322-353. - DOI: https://doi.org/10.1017/CB09780511498725.017

[14] Gero J. Ethics in Computer-Aided Design: a Polemic // ACM SIGDA Newsletter. - 1975, № 5 (4). - Р. 9-14. -DOI: https://doi.org/10.1145/382156.382659

[15] Gotterbarn D. Computer Ethics: Responsibility Regained // National Forum: The Phi Beta Kappa Journal. -1991, № 71 (3). - Р. 26-31.

[16] Hauptman R. Ethical challenges in librarianship. - Phoenix: Oryx Press, 1988. - 110 р.

[17] Johnson D. Computer Ethics. - Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1985. - 110 р.

[18] Maner W. Starter Kit in Computer Ethics. - Hyde Park, New York: Helvetia Press and the National Information and Resource Center for Teaching Philosophy, 1980. - 80 р.

[19] Moor J. What Is Computer Ethics? // Metaphilosophy. - 1985, № 16 (4). - P. 266-275. - DOI: https://doi. org/10.1111/j.1467-9973.1985.tb00173.x

[20] Thornley C., Murnane S., McLoughlin S., Carcary M., Doherty E., Veling L. The Role of Ethics in Developing Professionalism Within the Global ICT Community // International Journal of Human Capital and Information Technology Professionals. - 2018, № 9 (4). - Р. 56-71. - DOI: https://doi.org/10.4018/ ijhcitp.2018100104

[21] Ware W. Records, Computers and the Rights of Citizens. - Santa Monica, California: RAND Corporation, 1973. - 11 р.

[22] Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason: From Judgment to Calculation. - San Francisco, California: W. H. Freeman & Co., 1976. - 300 р.

[23] Wiener N. Cybernetics: or Control and Communication in the Animal and the Machine. - New York: John Wiley & Sons Inc., 1948. - 194 p.

3

\o О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.