УДК 004.45
Манжуева Оксана Михайловна Oksana Manzhueva
Цырендоржиева Дари Шойбоновна Dari Tsyrendorzhieva
СТАНОВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ ESTABLISHMENT OF COMPUTER ETHICS
Рассмотрены истоки формирования компьютерной этики, этапы становления прикладной этики в качестве научной дисциплины. Изложены вопросы, рассматриваемые компьютерной этикой, основные даты и достижения авторов, исследующих проблемы новой этики современного общества
Ключевые слова: информационные технологии, компьютерная этика, моральные ценности, научные издания
The nature of computer ethics formation, the stages of applied ethics formation as a scientific discipline are considered in this article. The article discloses the topical issues of computer ethics, important dates and achievements of authors, determining common features of new ethics of modern society
Key words: information technology, computer ethics, information ethics, ethical values, scientific editions
Насущные вопросы реализации стратегии развития информационного общества, выработка соответствующей политики в данной сфере для всех стран мирового сообщества требуют глубокого осмысления этических последствий применения информационных технологий. Поэтому формирование новой этики информационного общества как прикладной науки — сложное динамическое поле исследований, охватывающее ценности, политику, различные концепции в контексте бурного роста технологий современного общества. В этой связи весьма интересным и актуальным является вопрос, раскрывающий истоки возникновения новой этики информационного общества и процесс становления компьютерной этики в качестве научной дисциплины.
В конце 1940-х гг. Н. Винер ясно говорил о том, что интеграция в общество изоб-
ретенной вычислительно-информационной технологии приведет к координатным изменениям — ко «второй индустриальной революции» — «автоматизированному веку», что повлияет на все сферы жизни человека, понадобятся десятки лет постоянных усилий для формирования и утверждения осмысленной системы ценностей нового общества. В своей книге «Кибернетика» [9 ] Винер описывает новую ветвь прикладной этики и идентифицирует некоторые социальные и этические последствия использования электронных компьютеров. Позже он издает еще две книги, посвященные перечисленным проблемам: «Человек использует человека» [11], «Бог и глиняный робот» [10]. Эти книги также определяют круг вопросов, актуальных в наше время: компьютеры и безопасность, компьютеры и безработица, ответственность компьютерных профессионалов, компьютеры для
инвалидов, компьютеры и религия, информационная сеть и глобализация, виртуальные сообщества, дистанционное управление, синтез машин и человеческого организма, этические вопросы создания роботов, искусственный интеллект и другие темы. Очевидно, что Винер, определяя методологию решения этических проблем информационного общества, заложил начало новой науки, но в то же время он не видел себя творцом новой ветви этики. Широко применяемые в наши дни термины «компьютерная этика» «информационная этика» пришли через несколько десятилетий.
В 1976 г., примерно три десятка лет спустя после публикации книги Н. Винера «Кибернетика», В. Манер пришел к выводу, что введение компьютеров во многие сферы жизни общества, порождает совершенно новые этические проблемы. Так, В. Манер приходит к заключению, что необходимо выделить новую ветвь прикладной этики, схожую уже с существующими областями, например, медицинская этика или бизнес этика; которую предложил назвать — «компьютерная этика». Он определяет новую область знаний как изучающую этические проблемы «усугубленные, измененные или произведенные компьютерной технологией» [7, С. 15]. В 1978 г. В. Манер разрабатывает экспериментальный курс по компьютерной этике для студентов университета по программе «Вычислительная техника». Данный курс, помимо учебных материалов и педагогических рекомендаций для преподавателей университета, содержал обсуждения таких актуальных тем, как секретность и конфиденциальность информации, компьютерные преступления, технологическая зависимость и профессиональные этические кодексы. В начале 1980-х гг. «Курс для начинающих» [7] В. Манера широко распространяется в колледжах и университетах Америки, а также в учебных заведениях других стран, в результате чего многие ученые и специалисты получают возможность познакомиться с теорией компьютерной этики, благодаря пионерским усилиям В. Манера.
Д. Джонсон, также увлеченная исследованиями в области компьютерной этики, создает набор обучающих материалов — педагогические модули. Впоследствии данные материалы станут основой учебника «Компьютерная этика» [4], опубликованного ею в 1985 г. В свою очередь, Д. Джонсон исключает вероятность того, что компьютеры создают совершенно новые этические проблемы, с которыми общество никогда не сталкивалось. Она убеждена, что компьютеры на самом деле лишь видоизменяют старые этические проблемы, т.е. «дают им новый смысл». Книга Д. Джонсон «Компьютерная этика» вскоре становится основным учебным материалом на курсах по компьютерной этике в университетах англоговорящих стран. В течение нескольких десятилетий данное издание будет раскрывать актуальность таких исследований в области компьютерной этики, как владение программным обеспечением и интеллектуальной собственностью, информационные технологии и секретность информации, ответственность компьютерных профессионалов и равномерное распределение технологии и человеческой силы. В более поздних изданиях Д. Джонсон дополнительно осветит новые этические темы: хакерство, компьютерная технология для инвалидов, влияние сети Интернет на демократию. Также в поздних изданиях «Компьютерной этики» Д. Джонсон продолжает обсуждение таких вопросов, как например: «Должно ли быть защищено законом владение программным обеспечением?» или «Представляют ли опасность для частной жизни человека огромные базы данных личной информации?». При этом Д. Джонсон убеждена, что подобные вопросы в действительности являются «новыми видами старых этических вопросов», например, как защита частной жизни или владение интеллектуальной собственностью.
Следующим знаковым событием в истории становления компьютерной этики, становится издание статьи Д. Мура «Что такое компьютерная этика?», опубликованной в номере журнала «Метафилософия» [8] в 1985 г. В данной работе Д. Мур пыта-
ется объяснить причины ситуаций, в которых компьютерная технология поднимает большее количество этических вопросов, нежели использование других видов технологии. При этом Д. Мур подчеркивает выражение «компьютерная технология», поскольку, убежден он, речь идет не только об использовании одного компьютера, но всей сопутствующей технологии — программного, аппаратного обеспечения и компьютерной сети.
С точки зрения Д. Мура, компьютерная этика является практической теорией, которая дает широкую перспективу для изучения природы «информационной революции». Используя понятия «логическая податливость», «политические ва-куумы», «концептуальные путаницы», «основные ценности» и «объективная закономерность», он рассматривает методы определения таких проблем, как выявление стратегического вакуума, произведенного компьютерной технологией; устранение любых концептуальных беспорядков; применение основных этических ценностей и объективной закономерности с целью создания новых стратегий, которые устраняют вакуум и решают первичные этические вопросы. Таким образом, основную задачу компьютерной этики Д. Мур видит в анализе социального влияния компьютерной технологии и соответствующего формирования стратегии руководства действий человека в целях этического применения такой технологии. Необходимо отметить, в конце 80-х гг. прошлого столетия «стратегически вакуумное» объяснение компьютерной этики по Д. Муру и революционная теория «логической податливости» компьютерной технологии уверенно расширили ряды сторонников среди растущего числа ученых, интересующихся проблемами в области компьютерной этики.
После описанных событий 1985 г., отмечается общий рост интереса к компьютерной этике. Так, в 1987 г. в Америке в университете штата Южного Коннектикута создан Исследовательский центр по вычислительной технике, на базе которого в 1991 г. была организована «Национальная
конференция по вычислениям и ценностям» («National Conference on Computing and Values», NCCV). Конференция собрала вместе 400 специалистов из 7 стран и 32 штатов Америки из различных областей знаний: программистов, философов, юристов, журналистов, социологов, психологов, бизнесменов и т.д., интересующихся вопросами в сфере компьютерной безопасности, защиты частной жизни, интеллектуальной собственности, проблемами инвалидов и аспектами преподавания компьютерной этики. Материалы конференции послужили богатым источником компьютерных этических публикаций — монографий, видеопрограмм и огромной библиографии — которые рассеялись по сотням колледжей и университетам в течение двух лет.
Также в 90-е гг. ХХ в. исследователи проблем профессиональной этики Д. Готтербан, К. Миллер и Д. Мартин, при поддержке профессиональных организаций «Компьютерные профессионалы и социальная ответственность» ( Computer Professionals for Social Responsibility,www. cpsr.org) «Фонд электронных границ» (Electronic Frontier Foundation, www.eff. org), и специальной группы по интересам в области вычислительной техники ( Special Interest Group on Computing and Society (SIGCAS) of the ACM), занялись разработкой передовых проектов в области профессиональной ответственности специалистов, работающих с компьютерами. В это же время компьютерная этика становится необходимой частью студенческой программы по информатике, аккредитованной Computer Sciences Accreditation Board. С 1991 г. проводятся ежегодные научные конференции «Компьютеры, свобода и частная жизнь» («Computers, Freedom and Privacy»), а в 1992 г. Ассоциация по вычислительной технике принимает новую версию правил этики и профессионального поведения.
В свою очередь, К. Горниак-Косиковс-ка в 1995 г. в презентации «Компьютерная революция и проблема глобальной этики» [5] поддержала теорию Н. Винера о необходимости принятия постулатов новой этики как этики будущего общества и аргу-
ментированно доказала, что компьютерная этика со временем развернется в глобальную этику, применимую в каждой культуре на Земле. Согласно данной «гипотезе», региональные этические теории, такие как европейские утилитаристы и кантианские системы, так же как различные этические системы, вложенные в другие культуры мира, происходящие из «местных» историй и традиций, недостаточно применимы к этическим ситуациям формирующегося сегодня информационного общества. С другой стороны, компьютерная или точнее информационная этика, убеждена Горниак, обладает необходимым потенциалом для формирования глобальной этики, пригодной для Информационного Века:
— новая этическая теория возникает из компьютерной этики в ответ на компьютерную революцию. Недавно возникшее поле информационной этики, следовательно, намного важнее того, во что его основатели и сторонники верят [5, С. 177];
— сама природа Компьютерной Революции показывает, что этика будущего будет иметь глобальный характер. Глобально в пространственном смысле, т.к. она охватит весь земной шар. Глобально также и в том смысле, что она будет адресована всей совокупности человеческих действий и отношений [5, С. 179];
— поскольку компьютерные сети... имеют глобальный характер, соответственно, когда мы говорим о компьютерной этике, мы говорим о появляющейся глобальной этике [5, С. 186];
— правила компьютерной этики, независимо от того, насколько хорошо продуманы, будут неэффективными, пока не будут признаны подавляющим большинством или даже всеми компьютерными пользователями. Другими словами компьютерная этика будет универсальной, глобальной этикой [5, С. 187].
Теория глобальной информационной этики К. Горниак была подкреплена заключением В. Манера: информационная технология «принуждает нас открывать новые моральные ценности, формулировать новые моральные принципы, развивать но-
вые стратегии и находить новые пути решения поставленных вопросов» [5, С. 152]. При этом важно отметить, что К. Горниак не формулировала существенных концепций и принципов, на которых должна базироваться информационная этика, она просто прогнозировала, что данная теория неизбежно появится ввиду глобальной природы Интернета и этических диалогов культур мира.
Так, 1995 г. прошлого столетия характеризуется ростом интереса к компьютерной этике в Европе: директор Исследовательского центра по вычислительной технике университета штата Южного Коннектикута Т.У. Бинем и С. Роджерсон, профессор университета Де Монтфорт в графстве Лестершир (Англия) создают Центр вычислений и социальной ответственности (Centre for Computing and Social Responsibility, www.ccsr.cse.dmu.ac.uk), на базе которого будет проведена первая конференция по компьютерной этике в Европе ETHICOMP95. Эта конференция объединила ученых из 14 европейских стран, которые впоследствии станут «основным фактором производства» «критической массы» исследований в Европе, посвященным этическим проблемам использования компьютерных технологий. Данная конференция приобретет статус ежегодной и будет проводиться каждые 18 месяцев. В 1999 г. при поддержке Центра вычислений и социальной ответственности австралийские ученые Д. Викер и К. Симпсон создали австралийский Институт компьютерной этики и организовали проведение международной конференции по компьютерной этике в Мельбурне (Австралия). В 2007 г. С. Род-жерсон и Т. Бинэм возглавляют организационный комитет конференции в Токио и в Кунмине («Working Conference») с целью распространения научного интереса к компьютерной этике в Азии.
События, произошедшие после 1995 г. прошлого столетия в сфере развития информационных технологий, стали подтверждением выводов К. Горниак-Коси-ковской и послужили почвой для развития других фундаментальных теорий в данной
области, в частности, информационно-этической теории Л. Флориди [1].
Разрабатывая свою информационно-этическую теорию (ИЭТ), Л. Флориди аргументировал, что существующая этика должна быть расширена, чтобы включать намного больше, чем просто людей, их действия, намерения и характеры. Новую этику в рамках ИЭТ он определяет как этику, схожую с утилитаризмом, этикой договора и этикой добродетели, т.к. она нацелена на применение во всех этических ситуациях. С другой стороны, ИЭТ отличается от других более традиционных западных теорий, т.к. она не направлена заменить их, но скорее дополнить их этическими концепциями и взглядами, способными более широко рассмотреть информационно-этические ситуации, возникающие в современном обществе, нежели чем традиционные теории [2].
Кроме того, необходимо отметить важные информационно-этические события, организованные в Европе в начале 2000-х гг. Дж. ван ден Ховеном: серии научно-практических конференций «Компьютерная этика: Философский запрос» («Computer Ethics: Philosophical Enquiry»), которые прошли попеременно в Европе и Америке, издание журнала «Этика и информационная технология» («Ethics and Information Technology»); создание Р. Капуро Международного центра по информационной этике (Center for Information Ethics) и выпуск журнала «Международный обзор по информационной этике» («International Review of Information Ethics»); издание Б.К. Шта-
лем Международного журнала «Технологии и человеческие взаимодействия» («The International Journal of Technology and Human Interaction»).
Таким образом, информационно-этические события распространились экспоненциально путем серий конференций, новых организаций, исследовательских центров, научных журналов, учебников, web-сайтов и университетских курсов. Границы компьютерной этики, с выявлением новых вопросов и тем, постепенно расширяются, перерастая в глобальную информационную этику, что, прежде всего, связано с постоянным ростом информационно-компьютерной технологии. Современные темы компьютерной этики включают интернет-этику, «агент»-этику, киборг-этику, вопросы исходных текстов, проблемы формирования электронного правительства, генетику, на-нотехнологии и т.д. Сегодня компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов [3]. Ее главная задача заключается в конкретизации моральных норм с целью регулирования человеческого поведения в сфере создания и использования информационно-компьютерных технологий. Заложенное научное основание на протяжении прошедших десятилетий дает глубокое и эффективное руководство для понимания и решения этических проблем, вызванных информационно-компьютерной технологией.
Литература_
1. Floridi L. Information Ethics: Its Nature and Scope, Computers and Society, 2006. 36(3). P. 2136.
2. Floridi L. Information Ethics: On the Theoretical Foundations of Computer Ethics, Ethics and Information Technology, 1999. 1(1). P. 37-56. Floridi L. Internet Ethics: The Constructionist Values of Homo Poieticus, in R. Cavalier (ed.), The Impact of the Internet on our Moral Lives, Albany: SUNY Press, 2005. P. 195-214.
_References
1. Floridi L. Information Ethics: Its Nature and Scope, Computers and Society, 2006. 36(3). P. 21-36.
2. Floridi L. Information Ethics: On the Theoretical Foundations of Computer Ethics, Ethics and Information Technology, 1999. 1(1). P. 37-56. Floridi L. Internet Ethics: The Constructionist Values of Homo Poieticus, in R. Cavalier (ed.), The Impact of the Internet on our Moral Lives, Albany: SUNY Press, 2005. P. 195-214.
3. Information ethics. URL: http://ru.wikipedia.
org
4. Johnson D. Computer Ethics. Third Edition Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 2001. 240 p.
5. Kocikowski A. Geography and Computer Ethics: An Eastern European Perspective, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics), 1996. 2(2). P. 201-310.
6. Maner W. Starter Kit in Computer Ethics. Hyde Park, NY: Helvetia Press and the National Information and Resource Center for Teaching Philosophy, 1980. 80 p.
7. Maner W. Unique Ethical Problems in Information Technology, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics), 1996. 2(2). P. 137-154.
8. Moor J. What Is Computer Ethics? Metaphi-losophy, 1985. 16(4): P. 266-275.
9. Wiener N. Cybernetics: or Control and Communication in the Animal and the Machine, New York: Technology Press/John Wiley & Sons, 1948.
10. Wiener N. God & Golem, Inc.: A Comment on Certain Points Where Cybernetics Impinges on Religion, Cambridge, MA: MIT Press, 1964.
11. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society, Boston: Houghton Mifflin; Second Edition Revised, New York, NY: Doubleday Anchor, 1954.
3. Information ethics. URL: http://ru.wikipedia.
org
4. Johnson D. Computer Ethics. Third Edition Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 2001. 240 p.
5. Kocikowski A. Geography and Computer Ethics: An Eastern European Perspective, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics), 1996. 2(2). P.201-310.
6. Maner W. Starter Kit in Computer Ethics. Hyde Park, NY: Helvetia Press and the National Information and Resource Center for Teaching Philosophy, 1980. 80 p.
7. Maner W. Unique Ethical Problems in Information Technology, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics), 1996. 2(2). P. 137-154.
8. Moor J. What Is Computer Ethics? Metaphilosophy, 1985. 16(4): P. 266-275.
9. Wiener N. Cybernetics: or Control and Communication in the Animal and the Machine, New York: Technology Press/John Wiley & Sons, 1948.
10. Wiener N. God & Golem, Inc.: A Comment on Certain Points Where Cybernetics Impinges on Religion, Cambridge, MA: MIT Press, 1964.
11. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society, Boston: Houghton Mifflin; Second Edition Revised, New York, NY: Doubleday Anchor, 1954.
Коротко об авторах_
Манжуева О.М., канд. филос. наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
_Briefly about the authors
О. Manzhueva, candidate of philosophic sciences, assistant professor, Information and Communication Technologies department, ESSACA, Ulan-Ude, Russia
Научные интересы: социальная философия, информационная безопасность, информационная этика
Scientific interests: social philosophy, information safety, information ethics
Цырендоржиева Д.Ш., д-р филос. наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: социальная философия, си-нергетический подход к исследованию социальных явлений, национальная культура, этические проблемы
D. Tsyrendorzhieva, doctor of philosophical sciences, professor, Philosophy department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: social philosophy, synergetic approach to the study of social phenomena, national culture, ethical problems