Научная статья на тему 'История развития информационной и компьютерной этики'

История развития информационной и компьютерной этики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1107
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА / АРИСТОТЕЛЬ / НОРБЕРТ ВИНЕР / ДЖЕЙМС МУР / ETHICS / INFORMATION ETHICS / COMPUTER ETHICS / ARISTOTLE / NORBERT WIENER / JAMES MOORE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кокина Вера Михайловна

В статье приводится обзор истории развития информационной и компьютерной этики. Рассматриваются ключевые этапы ее развития в соотнесении с появлением новых технологий. Автор анализирует особенности каждого из выделенных этапов истории информационной и компьютерной этики и основные философские идеи, предложенные исследователями этих периодов. Доказывается и подчеркивается важность изучения и анализа компьютерной этики в контексте развития современных технологий и появления связанных с ними этических проблем, не имеющих аналогов в прошлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF INFORMATION AND COMPUTER ETHICS DEVELOPMENT

The article provides a survey of history of information and computer ethics development. The author examines its key development stages in correlation with appearance of new technologies, analyzes peculiarities of each stage and the basic philosophical conceptions suggested by researchers of that time. The paper emphasizes importance of studying and analyzing computer ethics in the context of developing modern technologies and appearance of ethical problems, which have no analogues in the past.

Текст научной работы на тему «История развития информационной и компьютерной этики»

Кокина Вера Михайловна

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

В статье приводится обзор истории развития информационной и компьютерной этики. Рассматриваются ключевые этапы ее развития в соотнесении с появлением новых технологий. Автор анализирует особенности каждого из выделенных этапов истории информационной и компьютерной этики и основные философские идеи, предложенные исследователями этих периодов. Доказывается и подчеркивается важность изучения и анализа компьютерной этики в контексте развития современных технологий и появления связанных с ними этических проблем, не имеющих аналогов в прошлом. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/6-1/21.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 77-79. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www .gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 17.033 Философские науки

В статье приводится обзор истории развития информационной и компьютерной этики. Рассматриваются ключевые этапы ее развития в соотнесении с появлением новых технологий. Автор анализирует особенности каждого из выделенных этапов истории информационной и компьютерной этики и основные философские идеи, предложенные исследователями этих периодов. Доказывается и подчеркивается важность изучения и анализа компьютерной этики в контексте развития современных технологий и появления связанных с ними этических проблем, не имеющих аналогов в прошлом.

Ключевые слова и фразы: этика; информационная этика; компьютерная этика; Аристотель; Норберт Винер; Джеймс Мур.

Кокина Вера Михайловна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова vmkokina@mail. ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

Фундаментальные изменения в науке и философии XVI и начала XVII века, связанные с установлением ценности познания, позволили людям взглянуть на себя и свою роль в окружающем мире иначе. Сегодня информационная революция, начало так называемой Информационной эры, наряду с научно-техническим развитием, приводит к новому переосмыслению этических представлений человека о своем месте в мире, наполненном компьютерными и иными технологиями.

Впервые концепция информационной этики была сформулирована Аристотелем в рамках его теории о природе Вселенной и находящихся в ней объектов. Были подняты следующие вопросы: что отличает человека от животных? Как живые существа получают информацию из окружающего их пространства? Что происходит, когда живое существо получает информацию? По сути, речь идет о формировании понимания Вселенной с точки зрения информации.

Человек, как и другие живые существа, по Аристотелю, обладает способностью к восприятию. Это, в свою очередь, неразрывно сопряжено с восприятием информации о воспринимаемом объекте и окружающем пространстве, что в совокупности составляет реакцию живого организма на некий раздражитель или внешние условия [1, с. 67]. Таким образом, можно говорить о формировании концепции обработки информации.

Отличая людей от животных, Аристотель отмечал их способность принимать решения и реагировать не только на уровне инстинктов и импульсов, но также и учитывать обстоятельства. Согласно Аристотелю, именно это наделяет людей этической ответственностью за свои поступки, причем предполагается, что этот принципиально более высокий уровень развития требует более сложного процесса обработки информации, производимой в мозге человека [Там же, с. 187].

Этические представления Аристотеля о природе спустя столетия легли в основу современной теории об этической природе человека и Вселенной. В 1940-1950-х годах Норберт Винер разработал и сформулировал концепцию информационного понимания Вселенной. Его работа легла в основу области этики, называемой сегодня «Информационная и компьютерная этика». По сути, его исследования позволили человечеству прийти к осознанию и осмыслению произошедшей компьютерной революции и сопряженных с ней социальных и этических последствий. Теории Норберта Винера основаны на нескольких допущениях, среди которых: 1) объекты и процессы во Вселенной состоят из материи, энергии и информации; 2) все животные - существа, способные к обработке информации, и их поведение зависит от результатов такой обработки; 3) человек среди всех живых существ имеет наиболее сложную ЦНС, что позволяет производить обработку информации на более высоком уровне, в т.ч. речь идет об этически обоснованных решениях и поступках, присущих только человеку; 4) информация - физическое явление, поддающееся законам природы и научному изучению [5, р. 125].

Согласно Винеру, природа человека - модель упорядочения информации, изменяемая в соответствии с изменениями материи и энергии при взаимодействии человека с окружающей средой. Таким образом, человек - «информационный объект», самоосознание и личность которого непосредственно связаны с происходящей внутри обработкой информации.

Винер рассматривает животных и вычислительные машины как кибернетические объекты или системы, взаимодействующие как на внутреннем уровне, так и с внешним миром с использованием различных каналов коммуникации и обратной связи. Сообщества людей и животных Винер также воспринимает как кибернетически взаимосвязанные объекты [Ibidem, р. 162].

Исследования Винера в области этики предсказали и предвосхитили появление множества объектов и технологий, известных человечеству сегодня. Примечательно, что ряд из них все еще требует единой этической оценки со стороны профессионального сообщества и людей в целом: цифровые компьютеры и роботы, заменяющие людей на производстве, протезирование и др. Рассуждая об «эре автоматов» и «эре машин», Норберт Винер предсказал создание компьютеров, которые будут создавать, отправлять и посылать сообщения и информацию, собирать информацию из внешнего мира, принимать решения, самовоспроизводиться и т.д.

78

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Появление таких технологий подразумевает ряд этических вопросов, среди которых: являются ли подобные машины живыми? Обладают ли они сознанием? По Винеру, ответ на этот вопрос заключен в предположении, что если исследователям удастся скопировать физиологию человека до мельчайших подробностей, то они смогут приблизить машину к человеку в мыслительных и интеллектуальных способностях.

В продолжение идей Аристотеля, Норберт Винер развивал мысль о том, что информация представлена во Вселенной в виде материи и энергии, т.е. присутствует повсюду. Эти идеи впоследствии нашли свое развитие в исследованиях Джона Уилера, разработавшего так называемую «Теорию всего», которая предполагала, что Вселенная изначально основана на информации и каждый объект во Вселенной - поток информации [4, р. 40].

Кроме того, Норберт Винер разработал основы для области этики, которая будет названа «компьютерной этикой». Рассуждая о потенциале компьютерных технологий, Винер предполагал определенную степень опасности в том, что касается непредсказуемости их развития и потенциальной возможности достижения того уровня деятельности, при котором машины смогут самовоспроизводиться, повышая свой технический и интеллектуальный уровень. По сути, речь идет об опасности искусственного интеллекта, способного поработить своего создателя, человека. По мнению Винера, опасность может исходить также от машин, способных к своего рода «мышлению» и принятию решений, т.е. речь идет о появлении этических принципов машин, которые могут быть абсолютно чужды человеку и его этическим воззрениям: «передать машине ответственность за принятие того или иного решения равнозначно тому, чтобы довериться ветру и получить в результате ураган» [6, р. 212].

Тем не менее, помимо формулирования негативных прогнозов, Норберт Винер полагал, что компьютеры и иные умные машины могут быть очень полезны для всего человечества. Речь идет о таких сферах применения, как, к примеру, диагностика и протезирование, а также создание глобальной сети, которая позволила бы человеку работать удаленно, показывая при этом результаты, которые ничем бы не отличались от тех, которые показывают работники, находящиеся непосредственно на рабочем месте [Ibidem, р. 165]. Мы можем наблюдать реализацию этих идей сегодня и проанализировать их эффективность.

Винер значительно предвосхитил в своих работах появление компьютеризации и связанной с ней компьютерной этики, заложив ее основы и сформулировав основные области исследования. Сам термин «компьютерная этика» был предложен Уолтером Манером в 1970-х годах. Исследователь исходил из предположения о том, что высокоразвитые компьютеры способны сами ставить перед собой новые этические проблемы. Позднее Джеймс Мур в работе «Что такое компьютерная этика?» рассуждал о природе компьютерной этики и объяснил, почему компьютерные технологии ставят так много этических вопросов. Поскольку сама природа компьютера основана на логике, Мур пришел к выводу о том, что потенциал применения компьютерных технологий безграничен [3, р. 268]. Кроме того, ввиду совсем недавнего появления этой технологии и отсутствия долгого опыта ее применения, по сути, отсутствуют какие-либо законы или стандарты, которые могли бы регулировать эту сферу. По Муру, основная часть этических проблем компьютерной сферы связана с тем, что все еще не сформулированы правила и границы применения компьютерных технологий, и именно в этом заключается основная задача работающих в этой сфере философов. При этом она осложняется тем, что каждый день может привнести новые вызовы и задачи исследователям, т.к. потенциал компьютеров до сих пор не определен в полной мере.

Кроме того, исследователи компьютерной этики рассуждают о важности сохранения и защиты человеческих ценностей в новый век развития технологий, например сохранение жизни, здоровья, безопасности, свободы и иных неотъемлемых прав любого индивида. Так, Норберт Винер говорил о важности защиты трудовых прав рабочих перед нарастанием автоматизации производства. В свою очередь, Джеймс Мур рассуждал о первостепенной важности сохранения человеческих ценностей при лавинообразном и масштабном развитии компьютерных технологий [2, р. 17]. Речь идет о важности тщательного контроля над появляющимися технологиями, обусловленного, в первую очередь, стремлением к предотвращению или минимизации потенциального вреда компьютеров в отношении человека, его прав и свобод.

Исследования и предположения исследователей, работавших над концепциями информационной и компьютерной этики, подтвердились сегодня не только с точки зрения технологического прогресса и развития компьютерной индустрии, но также и в рамках научных достижений, доказавших, что каждая частица, существующая во Вселенной, несет в себе определенную информацию, а каждый существующий объект - либо «информационный объект», либо «информационный процесс».

Информационная эра и компьютерные технологии - неотъемлемая часть нашей жизни сегодня. Несомненно, они накладывают определенный отпечаток на жизнь человека, изменяют устоявшийся и привычный уклад общества, привносят новые этические вопросы в уже ранее сформированные сферы жизни. И, несмотря на все возможные нравственные и этические угрозы, которые таятся в этой новой непрерывно развивающейся технологии, нельзя недооценивать ее потенциал для всего человечества.

Список источников

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / пер. с древнегреч. и общ. ред. А. И. Доватура.

М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53-295.

2. Moor J. H. Reason, Relativity and Responsibility in Computer Ethics // Computers and Society. 1998. Vol. 28. № 1. Р. 14-21.

3. Moor J. H. What Is Computer Ethics? // Metaphilosophy. 1985. Vol. 16. № 4. Р. 266-275.

4. Wheeler J. Information, Physics, Quantum: The Search for Links. Boulder, CO: Westview Press, 1990. 56 р.

5. Wiener N. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine. Cambridge, MA: MIT Press, 1948, 212 р.

6. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society. Boston: Houghton Mifflin, 1950. 300 р.

HISTORY OF INFORMATION AND COMPUTER ETHICS DEVELOPMENT

Kokina Vera Mikhailovna

Lomonosov Moscow State University vmkokina@mail. ru

The article provides a survey of history of information and computer ethics development. The author examines its key development stages in correlation with appearance of new technologies, analyzes peculiarities of each stage and the basic philosophical conceptions suggested by researchers of that time. The paper emphasizes importance of studying and analyzing computer ethics in the context of developing modern technologies and appearance of ethical problems, which have no analogues in the past.

Key words and phrases: ethics; information ethics; computer ethics; Aristotle; Norbert Wiener; James Moore.

УДК 93:811.35.2«18» Исторические науки и археология

Статья посвящена исследованию специфики адыгского просветительства первой половины XIX века, оказавшегося на «перекрестке» разных культурных миров и эпох. В работе рассматриваются основные черты мировоззрения адыгских просветителей, роль национального просветительства в период трансформации традиционной культуры адыгов. Авторами впервые сформулирована и обоснована мысль о том, что решающее влияние на формирование взглядов адыгских просветителей первой половины XIX века оказал исторический контекст.

Ключевые слова и фразы: адыгские просветители; национальное самосознание; культурное пространство; просвещение; мировоззрение; Северный Кавказ.

Коновалов Андрей Анатольевич, к.и.н., доцент Ахметова Марианна Хасановна Шорова Марьяна Будёновна, к.и.н.

Кабардино-Балкарский университет имени X М. Бербекова, г. Нальчик homunculus2@yandex. т; marianna. ahmetova. 94@mail. т; mshorova@mail.т

АДЫГСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: НА ПЕРЕКРЕСТКЕ КУЛЬТУР

Современная Россия переживает крайне трудное и противоречивое время, когда происходят значимые изменения во всех сферах жизни общества. Представителями науки, политической элиты и общественности активно ведутся поиски наиболее оптимальной модели развития государства в новых трансформировавшихся условиях. Эти поиски будут успешными только в том случае, если они будут вестись с учетом особенностей образа жизни, ментальности, культуры каждого народа, населяющего страну. В этой связи актуальной исследовательской задачей становится изучение жизни, деятельности, мировоззрения адыгских просветителей первой половины XIX века, стремившихся как раз выработать наиболее приемлемые варианты вовлечения адыгского народа в состав России.

Адыги являются одним из древнейших народов Северного Кавказа. Это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Интеграции адыгов в социокультурное пространство России с сохранением национального самосознания способствовала деятельность адыгских просветителей, значимость работ которых в этом отношении сложно переоценить.

В конце XVШ - начале XIX века возникает адыгское русскоязычное просветительство, составляющее, по словам А. Р. Атласкирова, «первое, магистральное направление в национальном просветительском движении» [3]. Возникновение адыгского варианта просвещения объективно было подготовлено предшествующим этапом развития народа. По словам С. Н. Жемухова, «для нации однажды наступает такой исторический момент, когда она начинает осознавать себя. Она осознает себя через мыслителей» [4, а 3]. Такой момент наступил у адыгов в XIX веке.

Просвещение в каждой стране обладает типичными национальными чертами в зависимости от степени экономического, общественно-политического, духовного развития народа. В частности, черты мировоззрения адыгских просветителей первой половины XIX века определялись в соответствии с социально-экономическим положением народа, особенностями патриархально-феодального уклада жизни, политической ситуацией. Адыгское просвещение, как и просвещение других народов, не стояло на месте, а эволюционировало с ростом общественного самосознания народа, с изменением общественно-политического положения в северокавказском регионе [8, с. 42].

Огромное влияние на мироощущение адыгских просветителей оказала та историческая эпоха, в которую им выпало жить, работать и творить. Творчество адыгских писателей-просветителей первой половины XIX века приходится на сложный исторический период - период, когда процесс колонизации Северного Кавказа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.