Научная статья на тему 'Этапы становления компьютерной этики'

Этапы становления компьютерной этики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1090
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА / COMPUTER ETHICS / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КИБЕРНЕТИКА / CYBERNETICS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / COMPUTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Минаев С.В.

Статья посвящена становлению компьютерной этики в XX веке как отдельно взятой дисциплины. Анализируются различные подходы известных учёных, внёсших особый вклад в развитие и совершенствование в сфере изучения компьютерной этики за период с 1940 по 2010 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF COMPUTER ETHICS

The article is devoted to formation of computer ethics in the twentieth century as a separate discipline. It analyzes the different approaches of known scientists who contributed to the development and improvement in the field of study of computer ethics during the period from 1940 to 2010.

Текст научной работы на тему «Этапы становления компьютерной этики»

УДК 004.7 МИНАЕВ С.В.

аспирант, кафедра логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gam-gam16@mail.ru

UDC 004.7 MINAEV S.V.

Graduate students, Department of Logic, Philosophy and Methodology of Science, Orel State University E-mail: gam-gam16@mail.ru

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ STAGES OF FORMATION OF COMPUTER ETHICS

Статья посвящена становлению компьютерной этики в XX веке как отдельно взятой дисциплины. Анализируются различные подходы известных учёных, внёсших особый вклад в развитие и совершенствование в сфере изучения компьютерной этики за период с 1940 по 2010 годы.

Ключевые слова: компьютерная этика, вычислительная машина, информационные технологии, кибернетика, общество.

The article is devoted to formation of computer ethics in the twentieth century as a separate discipline. It analyzes the different approaches of known scientists who contributed to the development and improvement in the field of study of computer ethics during the period from 1940 to 2010.

Keywords: computer ethics, computers, information technology, cybernetics, society.

Компьютерная этика - это достаточно новая отрасль этики, которая формируется и способна изменяться так же стремительно, как развиваются информационные технологии. Термин «компьютерная этика» имеет разные интерпретации. В узком значении компьютерную этику зачастую приравнивают к попыткам высококлассных философов приспособить классические этические концепции, аналогичные утилитаризму, кантианству и т.п., с целью постановления этических трудностей использования технологий в сфере компьютеров. В широком значении к компьютерной этике можно причислить большое число отраслей, в том числе корпоративную этику, нормы профессионального поведения, кодексы этики, отдельные области компьютерного права, публичной политики и конкретные тенденции психологии и социологии применения персонального компьютера [1] .

В цивилизованных странах мира «информационная революция» ранее привнесла существенные перемены почти во всех сферах жизни общества. Тем самым информационные технологии стали воздействовать (как положительно, так и отрицательно) на общество, отношения людей, образование, семью, свободу и т.д. В глобальном смысле компьютерную этику принято считать как сферу практической этики, исследующей общественное и моральное воздействие информационных технологий. В то же время существенную роль в становлении компьютерной этики имели инженеры и учёные, занимающиеся в области исследования и использования ЭВМ - именно те, кого принято называть «компьютерными специалистами» [2]. В настоящее время эта новая сфера знания была взята в базу институтских и университетских курсов, открытых занятий, вебинаров,

на печатных носителях в СМИ и стала объектом исследования экспериментальных центров, а также привела к формированию специализированных профессиональных организаций.

Существует несколько этапов становления компьютерной этики, где каждый из них соотносится с определённым временным промежутком и вкладом в компьютерную этику.

Возникновение компьютерной этики тесно связано с именем американского учёного Н. Винера, который в конце 1940-х г. заложил основные принципы компьютерной этики как отдельной сфере теоретического изучения. В своём труде «Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество» [3] он привнёс продуктивный способ распознавания и рассмотрения воздействия коммуникационных и информативных технологий на многие ценности человека. В наше время, в эпоху глобальной компьютеризации, тот базис, разработанный в 1950-е г., никак не утратил свою значимость и может применяться с целью распознания, анализа и решения общественно-этических проблем, сопряжённых с разными информативными и коммуникационными технологиями. Основные принципы компьютерной этики, заложенные Н. Винером, значительно превзошли своё время, при этом десятилетиями они никак не приобретали признание и, по сути, игнорировались.

1960-е г. неразрывно связаны с именем одного из самых известных учёных-компьютерщиков мира Д. Вейценбаумом. Он создал на базе Массачусетском технологическом институте в Бостоне специальную программу, которая получила название «Элиза». Это

© Минаев С.В. © Minaev S.V.

была первая программа с целью ведения диалога на английском языке на свободно выбранную тему. В период собственных экспериментов с «Элизой» он воссоздавал основную модель диалога психотерапевта с пациентом. При этом многие практикующие специалисты принимали разговор с машиной в подтверждение того, что в недалёком будущем компьютерам будет по силам автоматически осуществлять их непосредственные функции.

Д. Вейценбаум был потрясён такого рода реакцией людей на функционал простой компьютерной программы. Это побудило его попробовать дать ответ на вопрос, почему общество готово добровольно принимать такую простую модель их собственного интеллекта за абсолютную. Именно на основе своих суждений учёный написал об этом книгу «Власть компьютера и человеческий разум» [4]. В данной книге, которая вышла в свет в 1976 г., он считал, что в такой реакции со стороны общества нет ничего положительного или отрицательного и был обеспокоен не тем, что люди принимают машину как модель самих себя, а тем, что они могут крайне серьёзно относиться к нему в этой роли.

В середине 1960-х г.американский специалист в сфере компьютерных правонарушений и безопасности Д.Б. Паркер приступил к изучению неэтичного и противозаконного применения ЭВМ. Он находил и собирал примеры преступлений в компьютерной сфере и других неэтичных действий, имеющих непосредственное отношение к применению машин. Собранные данные помогли ему убедиться в том, что, когда общество находится за компьютером, то люди забывают об этике.

Учёный более 30 лет работал в Стэнфордском исследовательском институте, занимаясь разработками, анализом и сбором данных о государственных и международных компьютерных преступлениях, а также тенденциях в этой сфере. В период с 1958 по 2001 г. были собраны файлы о компьютерных преступлениях, их расследования, в том числе статьи и интервью [5]. В 1977 г. Д.Б. Паркер представил 47 простых гипотетически вероятных ситуаций компьютерных нарушений и собрал высококвалифицированных специалистов из разных сфер (в основном специалистов ^-технологий) и попросил их дать оценку с этической точки зрения. Результаты данного исследования показали кардинальное различие во мнениях опрашиваемых специалистов. В результате собственного изучения учёный пришёл к выводу, что проблему «этической чувствительности» можно разрешить при помощи создаваемых программ обучения, которые помогут в формировании грамотного подхода к неэтическому поведению в той или иной профессиональной сфере.

После Н. Винера, практическая и теоретическая деятельность учёных Д.Б. Паркера и Д. Вейценбаума стала значимым этапом в последующем становлении компьютерной этики как самостоятельной дисциплины.

Для 1970-х г. важным витком в развитии компьютерной этики стала деятельность учёного, доктора философии У. Мэнера. Он стал применять термин

«компьютерная этика» для названия сферы, имеющей прямое отношение к этическим проблемам, которые трансформируются, усугубляются и разрабатываются компьютерными технологиями.

В своей научной статье «Уникальные этические проблемы в сфере информационных технологий» [6] учёный аргументировал особый статус компьютерной этики, продемонстрировав на примерах, неповторимость ЭВМ и компьютерных технологий и отметив свойственные им уникальные качества: быстродействие, кодируемость, вероятность формировать безграничное количество копий, гибкость работы и т.д.

У. Менэр предложил экспериментальный курс по этому предмету в университетах, что позволило с конца 1970-х г. и вплоть до середины 1980-х г. сделать познавательными данные курсы по компьютерной этике. Он прочитал большое количество лекций, выступал по всей территории США на различных конференциях и семинарах по компьютерным наукам и философии. Вследствие его научной деятельности были сформированы многие университетские курсы, благодаря чему, многие серьёзные учёные присоединились к данной сфере исследования.

Начиная с 1980-х г., в США и Европе наблюдалась тенденция, в которой всё больше начали придавать значение этическим и социальным последствиям использования информационных технологий. В то время уже был заложен базис компьютерной этики как академической дисциплины, и настал период бурного развития сферы компьютерной этики. Самыми яркими представителями данного периода, внёсшими особый вклад в развитие компьютерной этики, принято считать Д. Мура, Д. Джонсон и Т.У Бинума.

В своей статье «Что такое компьютерная этика?» [8] учёный Д. Мур, назвал XX век периодом компьютерной революции. Уже в то время он предвидел, что к окончанию XX столетия почти все виды человеческой деятельности и множество общественных институтов будут реорганизованы компьютерными технологиями, и это, безусловно, создаст «широкий спектр проблем компьютерной этики» [9].

Учёный обратил своё внимание на значительную особенность ЭВМ: значительную часть времени и в большинстве ситуации компьютерные операции невидимы. Он выделил три проявления фактора невидимости [8]: невидимое злоупотребление компьютерами; присутствие в программах невидимых характеристик и скрытых функций; невидимость сложных вычислений.

С начала 1980-х г. профессор философии Т.У Бинум помог У. Мэнеру опубликовать его «Первое руководство по компьютерной этике». Это случилось в то время, когда большая часть философов и учёных-компьютерщиков не находили данную область науки важной для общества. Он продолжил миссию У. Мэнера по разработке курсов и проведения семинаров, и в 1985 г. был назначен на должность редактора специального выпуска журнала «Метафилософия», который был посвящён компьютерной этике.

В середине 1980-х г. стало ясно, что анализ над этическими аспектами развития ЭВМ уже не обособляется дискуссионными обсуждениями отдельных проблем, а приобретает черты формирующегося интеллектуального направления [2]. Для него свойственен существенный удельный вес специальных исследований, направления к систематизации и структуризации, к установлению собственного предмета и перспектив развития, а также тесная взаимосвязь с образованием.

Кроме того, в 1985 г. философ Д. Джонсон опубликовала книгу «Компьютерная этика» [10], которая стала первым учебником в данной области. В настоящее время этот труд считается самым распространённым учебником по компьютерной этике и выпускается уже в четвёртом издании.

Д. Джонсон являлась учёной, специализирующейся в сфере профессиональной и практической этики. Самым большим исследовательским интересом для неё представлялись политические и этические вопросы, сопряжённые с ЭВМ и информационными технологиями. Более 40 её работ были опубликованы в различных научных журналах, а статьи были включены в энциклопедический словарь деловой этики и энциклопедию этики.

В 1990-е г. сферой компьютерной этики заинтересовались новые специалисты, открылись университетские курсы, исследовательские центры, стали проводиться новые конференции, а также возникло множество новых направлений. Многие философы и организации возглавили проекты, имеющие непосредственное отношение к профессиональной ответственности в сфере компьютерных технологий.

Существенный вклад в последующее формирование информационной и компьютерной этики в Европе внёс учёный С. Роджерсон. В 1995 г. он организовал центр социальной ответственности в сфере ЭВМ, который исследовал новые проблемы компьютерной этики, подобные как, например, компьютерное мошенничество и преступления, связанные с применением компьютеров. Учёный занимался исследованием новых аспектов стандартных этических дилемм, для научного плана это означало принятие теорий и концепций в философии, психологии и компьютерных науках.

С. Роджерсон считал, что единая задача заключалась в такого рода интеграции компьютерных технологий и ценностей человека, которая могла бы обеспечить развитие технологий и защиту ценностей. Компьютерные технологии преодолевают все границы жизни общества и поэтому изменяют общепризнанные и социальные нормы. Однако имеется ряд базисных ценностей, которые считаются общими (знания, свобода и справедливость), на их основе может быть основан универсальный этический кодекс в области коммуникационных и информационных технологий.

В тот же период времени один из самых влиятельных итальянских исследователей в области философии техники и этики Л. Флориди создал самостоятельную сферу исследований - философию компьютерных вычислений и информации. Он первым стал применять

выражение «философия информации», сформировал концептуальные рамки и собственными трудами внёс огромный вклад в становление всего направления. По его мнению, философия информации даёт возможность более глобально взглянуть на то, что философия могла бы действительно сделать.

В 1990-е г. глава университетского центра человеческих ценностей Х. Ниссенбаум создала цикл статей, посвящённых нравственным вопросам создания компьютерных систем. Она рекомендовала свой подход к этическим и социальным вопросам технологий и образования, в частности к вопросу дегуманизации образования вследствие обширного внедрения ЭВМ в процесс обучения. Её в особенности интересовала этическая проблема, связанная с доступом к данным о людях из «открытых» источников, которая в литературе по компьютерной этике получила название проблемы «публичной приватности». Учёная обратила особое внимание на то обстоятельство, что большая часть норм приватности обходит стороной проблему, как защищать индивидуальные данные в публичной сфере, а также обнаружила противоречия, сопряжённые с распространённой практикой получения персональных данных.

В 2000-е г. появилось большое количество сборников научных трудов, новых журналов, учебных курсов и программ подготовки по этике коммуникационных и информационных технологий. В то же время учёный Д. ванден Ховен основал журнал «Этика и информационные технологии» и с того времени является его главным редактором. Учёный занимается исследованием проблем этики в сфере информационных технологий, проявляя наибольший интерес к моральным проблемам регулирования и использования технологий. Он является автором множества статей по этике в сфере ИКТ, под его редакцией выходят материалы онлайновой энциклопедии прикладной этики.

В 2008 г. совместно с Д. Векертом Д. ванден Ховен подготовил к публикации сборник «Информационные технологии и моральная философия»[7], который был опубликован издательством университета Кембриджа. Эта книга была написана в сотрудничестве со многими самыми известными философами в данной области и показывает более углубленный философский анализ моральных проблем информационных технологий, проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, приватностью и ответственностью.

Огромный вклад для данного этапа становления компьютерной этики также привнёс доктор философии и президент Международного общества по этике и информационным технологиям Г. Тавани. Он является автором и редактором множества книг об этических и социальных аспектах информационных технологий. В 2008 г. Г. Тавани стал редактором сборника научных статей «Руководство по информационной и компьютерной этике», в нём были опубликованы труды многих известных авторов-этиков современности: Д. Мура, Л. Флориди, Х. Ниссербаум и др. В сборнике затрагивались такие темы, как этика исследований в области

информационных технологий, демократия и интернет, онлайновая приватность и конфиденциальность, политическая власть и т.д.

В 2000-е г. Р. Спинелло часто принимал участие в проектах совместно с Г. Тавани. Р. Спинелло в настоящее время известен как автор популярных книг по компьютерной этике, а также многих статей и научных докладов по вопросам этики и управления. В то время появилась и несколько раз переиздавалась в новых редакциях, его книга «Киберэтика: мораль и право в киберпространстве» . В ней на реальных примерах из жизни учёный выявляет правовые и этические аспекты безопасности, приватности, свободы слова и интеллектуальной собственности. Также он не оставил без внимания такие важные проблемы, как негативное влияние спама, правовая защита детей в интернете, копирование аудио, видео и музыки из сети. Правовые споры, по мнению Р. Спинелло, будут характерными для общества в ближайшее время.

С его стороны важным вкладом в становлении компьютерной этики стало написание труда «Примеры по этике в области информационных технологий». В нём он показал множество ситуаций различных этических

разногласий, которые возникают в интернете. Эта книга содержит несколько десятков хорошо проработанных примеров, касающихся проблемы преступности в сети, приватности, интеллектуальной собственности и справедливого доступа к ЭВМ и ИКТ. Многие представленные примеры иллюстрируют взаимосвязи реальных ситуаций в компьютерной сфере с законом, этическими нормами и государственной политикой. В 2000-е г. книга стала настоящим базисом в обучении студентов и менеджеров, которые специализируются в этой области.

Таким образом, для становления компьютерной этики каждый учёный сделал свой неоценимый вклад. Было написано множество трудов, а также привнесено множество идей по улучшению данной сферы общества. А для нашего времени, эпохи компьютеризации, где всё совершенствуется и улучшается с каждым годом всё больше и больше, знание книг по компьютерной этике необходимо. Потому что киберпространство является своего рода новой культурой и при её осваивании ошибки неизбежны. Однако для этого существует компьютерная этика, помогающая деятельности одного человека не мешать деятельности других людей.

Библиографический список

1. Computer Ethics: Basics Concepts and Historical Overview. Stanford Encyclopedia of РЫ^орИу.[Электронный pecypc].URL: http://plato.stanford.edu/entries/ethics- computer/

2. АлексееваИ.Ю., Сидоров А.В., ШклярикЕ.Н. Компьютерная этика: история, проблемы, перспективы. М.: Нанотехнопьютер, 2008.

3. Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. Е. Г. Панфилова. Общая редакция и предисловие Э. Я. Кольмана. М.: Издательство иностранной литературы, 1958.

4. Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason: From Judgement to Calculation, San Francisco, CA: Freeman , 1976; русский перевод: Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум: От суждений к вычислениям. М, 1982.

5. Parker Donn B. Papers 1958-2001 (CBI 166), Charles Babbage Institute, University of Minnesota, Minneapolis. [Электронный ресурс].URL: http://www.cbi.umn.edu/ collections/inv/ cbi00166.html.

6. Maner W. Unique Ethical Problems in Information Technology, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics), 2(2): 137-154, 1996.

7. Information Technology and Moral Philosophy (Cambridge Studies in Philosophy and Public Policy) [edited by] Jeroen van den Hoven, John Weckert, Cambridge University Press; First edition, 2008.

8. Moor J.H. What Is Computer Ethics? Metaphilosophy, Vol.16, № 4, pp. 266-275, 1985.

9. Галинская И.Л., Панченко А.И. Этико-правовое пространство информационно-компьютерных технологий, Институт научной информации по общественным наукам РАН, «Теория и практика общественно-научной информации», Выпуск № 17, 2002.

10. Johnson D.G. Computer Ethics, 1st Edition, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.

References

1. Computer Ethics: Basics Concepts and Historical Overview. Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Electronic resource]. URL: http://plato.stanford.edu/entries/ethics - computer/

2. Alekseeva I.Yu., SidorovA.V., ShklyarikE.N. Computer ethics: history, problems, prospects. Moscow: Nanotekhnop'yuter, 2008.

3. Wiener N. Cybernetics and society / TRANS. E. G. Panfilov. General editorship and Foreword by E.J. Coleman. Moscow: Publishing house of foreign literature, 1958.

4. Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason: From Judgement to Calculation, San Francisco, CA: Freeman , 1976; Russian translation: Weizenbaum George. The capabilities of computers and human reason: From judgment to calculation. Moscow, 1982.

5. Donn B. Parker Papers 1958-2001 (CBI 166), Charles Babbage Institute, University of Minnesota, Minneapolis.[Electronic resource]. URL: http://www.cbi.umn.edu/ collections/inv/ cbi00166.html.

6. Maner W., Unique Ethical Problems in Information Technology, in T. Bynum and S. Rogerson (eds.), Science and Engineering Ethics (Special Issue: Global Information Ethics), 2(2): 137-154, 1996.

7. Information Technology and Moral Philosophy (Cambridge Studies in Philosophy and Public Policy) [edited by] Jeroen van den Hoven, John Weckert, Cambridge University Press; First edition, 2008.

8. Moor J.H. What Is Computer Ethics? Metaphilosophy, Vol.16, No. 4, Pp. 266-275, 1985.

9. Galinsky I.L., Panchenko A.I. Ethical and legal environment of information and computer technologies, Institute of scientific information on social Sciences, «Theory and practice of social-scientific information», Issue No. 17, 2002.

10. Johnson D.G. Computer Ethics, 1st Edition, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.