Научная статья на тему 'Тема значимости казачества в патриотическом воспитании молодежи'

Тема значимости казачества в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Альманах «Казачество» / историография / педагогика / казачество / культура / научное исследование / Almanac “Kazachestvo” / historiography / history / Cossacks / culture / scientific research

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Щупленков Н.О., Щупленков О.В.

В статье проводится историографический обзор научных публикаций в отечественном журнале Альманах «Казачество», специализирующемся на казачьей тематике, педагогике, истории, культуре, современному этапу возрождения. Авторы подчеркивают важность обращения ученого сообщества к проблеме казачества, многие поколения которых с оружием в руках защищали и защищают рубежи Отечества. Делается вывод о целесообразности системного подхода к изучению традиционной казачьей педагогики на современном этапе развития казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of the significance of the Cossacks in the patriotic education of young people

The article provides a historiographical review of scientific publications in the national journal Almanac “Cossacks”, specializing in Cossack subjects, pedagogy, history, culture, the modern stage of the renaissance. The authors emphasize the importance of the scientific community’s appeal to the problem of the Cossacks, many generations of whom defended and defend the borders of the Fatherland with weapons in their hands. The conclusion is made about the expediency of a systematic approach to the study of traditional Cossack pedagogy at the present stage of the development of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «Тема значимости казачества в патриотическом воспитании молодежи»

Щупленков Н.О.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Щупленков О.В.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Тема значимости казачества в патриотическом воспитании молодежи

Проведен анализ современного массива научных работ по проблеме казачества, опубликованных в российском рецензируемом журнале Альманах «Казачество») в период с 2020 по 2022 гг. За последние 3 года отмечается устойчивая тенденция к увеличению общего числа и тематическому разнообразию публикаций, посвященных изучению казачества на страницах журнала Альманах «Казачество», в особенности - военно-патриотической тематики, так как служивое казачество создало уникальную систему воспитания подрастающего поколения. Поскольку одним из показателей актуальности исследований традиционно выступает размещение научных результатов в ведущих тематических журналах, представляется целесообразным проанализировать динамику публикуемых статей по данной проблеме в данном журнале. Это позволит выявить основные закономерности (так называемый мэйнстрим) современного этапа изучения феномена казачества1.

Формирование социокультурного пространства традиций российского казачества через единство смысла и смысложизненных ориентаций представителей разных поколений и социальных групп, в свою очередь, является условием освоения духовного наследия казачества с позиций патриотизма. Таким образом, соединение прошлого и настоящего в традициях образует ту социальную форму, благодаря которой важно видеть: является ли то или иное направление деятельности, решение или действие позитивным с точки зрения интересов российского общества или нет.

Основанная на богатстве культуры евразийского геополитического пространства, культура казачества сама оказала огромное влияние на развитие других культур и цивилизаций. Из этого следует,

1 Бредихин А.В. Этническая идентичность донских казаков в современных отечественных исследованиях // Альманах «Казачество». 2021. № 53. С. 9-17.

что духовно-нравственное и патриотическое воспитание, базируется на традициях и инновациях культуры казачества Юга России. Базовой основой духовно-нравственного и патриотического воспитания в региональном культурно-историческом пространстве выступает система казачьего образа жизни, менталитета, православного мировоззрения, являющаяся выразителем воспитательного потенциала казачьего культурогенеза.

В рамках обзора предложенного А.В. Бредихиным представлены основные исследования отечественных ученых, направленные на понимание феномена этнической идентичности донского казачества. Приведены примеры двойственной и субэтнической идентификации на примере территориально и исторически близких донским казакам кубанских, северских и терских казаков.

Современное казачество многолико, поэтому изучение казачества как феномена необходимо рассмотреть в контексте педагогического наследия казачества на протяжении всего существования российского государства.

Исследование С.В. Рыбакова посвящено ранней истории российского казачества. Автором проводится тезис о том, что процесс складывания казачьего сообщества имел двойственную природу, поскольку оно формировалось в условиях столкновения двух ментальных доминант - верности Русской православной государственности и стремления к вольному образу существования2.

Расселение казаков на юге России сопровождалось вынужденной культурной интеграцией казачества с местными народами. Н.Д. Че-кулаев на основе подлинных архивных документов местного архива воссоздает одну из сторон взаимоотношений российского казачества с северокавказскими горцами в период с 1735 по 1796 гг.

Основу этих документов представляют собой делопроизводство кизлярского гарнизона. Российское казачество в XVIII веке на Северном Кавказе было представлено тремя казачьими войсками: Гребен-ское Терское и Терско - семейное казачьи войска. Северный Кавказ в то время представлял собой своеобразный конгломерат феодальных политических образований - Дагестан, Чечня, Калмыкия, Малая и Большая Кабарда и т.д. Российское казачество появившись на Северном Кавказе в XVI веке естественно установило контакты с проживавшим на данной территории северокавказскими горцами3.

2 Рыбаков С.В. Между вольницей и служением: из ранней истории казачества // Альманах «Казачество». 2020. № 47. С. 9-20.

3 Чекулаев Н.Д. Российское казачество и северокавказские горцы: история их торгово-экономических взаимоотношений (1735 - 1796 гг.) по документам ЦГАРД // Альманах «Казачество». 2022. № 64. С. 93-100.

Традиции воспитания, обряды инициации, обучение воинскому искусству, игровая казачья традиция способствовали вхождению личности в социокультурную систему, то есть обеспечивали процессы социализации и инкультурации, что гарантировало обретение культурной идентичности.

Следовательно, мы можем говорить о том, что необходимый социокультурный опыт казачьей культуры транслировался посредством религиозных праздников, фольклорных и песенных традиций, личного примера, участия младших в деятельности старших, воинских ритуалов, игровой деятельности.

Важное место в определении роли казачества в отечественной истории занимает вопрос об отношениях между казачеством и Золотой Ордой. Л.О. Терновая отмечает дискуссионный характер изучения данной темы. Автором отмечается, что дискуссии на эту тему, которые ранее имели только цивилизационный характер и разворачивались в контексте евразийских исследований, в последнее время приобретают новый, геополитический смысл. Автор видит в интересе к этой тематике более важный вопрос о роли человеческого фактора в установлении связей отдельных моделей управления, о способах трансляции опыта освоения разных пространств, который актуализируется кризисом ряда глобальных процессов4. Выход из кризисного состояния может быть найден благодаря более внимательному изучению прошлого.

Особое место в истории занимает казачество в период Смуты, особенно в период освобождения русской земли от польских захватчиков. В.В. Курков рассматривает в своем исследовании роль казачества и Д.М. Пожарского в 1612-1613 гг. Главное внимание автора обращено на особенности военной деятельности полководца, которые позволили ему успешно мобилизовать на борьбу с врагом значительные силы казаков, бывших для правительства «воровскими» и не повиновавшихся другим воеводам. Выделяются характерные черты военной тактики князя Пожарского, в которой партизанские действия казачьих отрядов сочетались с применением полевых укреплений5.

Правители России небезуспешно использовали казаков в оказании государственных услуг их прихотям, подчас носившим абсурдный характер. Одним из которых являлась военная подготовка к индийскому походу донских казаков во главе с войсковым атаманом генералом В.П. Орловым, который был неожиданно начат в 1801 году по приказу

4 Терновая Л.О. Казачество и Золотая орда // Альманах «Казачество». 2021. № 52. С. 9-18.

5 Курков В.В. Казачество и князь Пожарский в боях с польскими захватчиками на калужской земле на заключительном этапе Смутного времени // Альманах «Казачество». 2021. № 51. С. 21-30.

императора Павла I. Главное внимание автора обращено на исследование комплекса роковых просчетов допущенных в ходе планирования и организации данного похода, которые могли бы привести к гибели казачьего корпуса, не останови данную экспедицию дворцовый переворот и воцарение Александра I6. В.В. Курковым были проанализированы такие проблемы в подготовке индийского похода как природ-но-географический фактор, огромность расстояний, враждебность и воинственность населения тех стран через который пролегал маршрут похода, недостаточность сил и средств, и даже необходимой информации, противоречивость стратегических целей, заявленных Павла I.

В то же время были примеры проявления самоотверженности и героизма казаков за пределами России. Особое место в истории казачества как воинства является военная служба донских казаков в ходе сражений в Италии и знаменитого перехода через Альпы А.В. Суворова в 1799 году. Главное внимание В.В. Курковым обращено на исследование военных функций донских полков, которые они успешно выполняли в тяжелейших условиях непривычной горной местности и отсутствия в суворовских войсках регулярной кавалерии7. В исследовании проанализированы вопросы проведения казаками под руководством великого русского полководца разведывательной службы и организации боевого охранения, обходных фланговых маневров и кавалерийских атак даже на пересеченной местности, действий в пешем строю в качестве стрелков и в ходе организации снабжения войск, преследования противника и отношений с местным населением.

Интересные факты обнаружены при рассмотрении различных аспектов военной службы российского казачества, получившие отражение в документах и переписке А.В. Суворова в период 1776 - 1790 гг. Главное внимание В.В. Курковым обращено на исследование уровня вооружения и боеспособности казачьих полков и ту роль, которую казаки сыграли в организации разведки, снабжения, почтовой связи в суворовских войсках8. Автором проанализированы вопросы награждения отличившихся героев, санитарной защиты и морской службы казаков под руководством великого полководца в ходе присоединения Крыма и русско-турецкой войны.

Историография казачества насыщена белыми пятнами, решению, одной из которых посвящено исследование С.Б. Белоглазовой, исто-

6 Курков В.В. Индийский поход донских казаков: несостоявшаяся катастрофа 1801 г. // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 34-42.

7 Курков В.В. Военная служба казаков в ходе Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова // Альманах «Казачество». 2021. № 56. С. 45-53.

8 Курков В.В. Военная служба казаков в документах и письмах А.В. Суворова 1776 - 1790 гг. // Альманах «Казачество». 2021. № 54. С. 17-25.

рии образования - школьной реформе в казачьих войсках Российской империи в конце XIX - начале XX вв.9.

Реформа казачьих школ являлась составной частью модернизаци-онных процессов в национальной системе образования, происходивших в условиях подъёма общественного педагогического движения за введение всеобщего начального обучения в России. Обращение к историческому опыту реформирования системы образования детерминировано происходящим в нашем обществе активным переосмыслением итогов школьной реформы, осуществлённой в современной России.

На примере начальных школ Амурского казачьего войска исследована динамика школьной сети, кадрового потенциала и численности учащихся в казачьих школах, состояние их материальной базы. Показаны «узкие места» реформы, проявившиеся в процессе её реализации. Подчёркнута решающая роль солидарных действий казачьих обществ, войскового правления и учительской общественности в реализации реформы, несмотря на разногласия с центральными ведомствами, ставившими дальнейшее её осуществление под вопрос. Сделано заключение о незавершенном характере реформы в рамках существовавшего на тот период законодательства и вследствие недостатка материальных и финансовых ресурсов внутри войска, необходимых для проведения полноценной модернизации ведомственной системы образования своими силами.

Реформы проводились и на уровне местного самоуправления. В исследовании М.С. Несмашного, И.С. Тонконога, Н.Н. Чибине-ва воссоздана история образования вольного пожарного общества в столице Войска Донского, тех кто стоял у истоков добровольного пожарного общества в казачьей столице. Приведены причины необходимости его создания и дана оценка противопожарного состояния в г. Новочеркасске, того времени, а также раскрыты проблемы низкой боевой готовности городской полицейской пожарной команды. Показано отношение российского правительства к образованию вольных пожарных обществ в стране10. Важную роль в охране города Новочеркасск играли огнегасительные комарнды, своевременно реагировавшие на многочисленные возгорания жилых построек11.

Казаки являлись оплотом имперской России, самоотверженно за-

9 Белоглазова С.Б. Реформа войсковых школ Амурского казачьего войска (конец XIX - начала XX вв.) // Альманах «Казачество». 2021. № 58. С. 20-30.

10 Несмашный М.С., Тонконог И.С., Чибинев Н.Н. История создания вольного пожарного общества в столице Войска Донского // Альманах «Казачество». 2021. № 58. С.113-116.

11 Пантелеева О.В., Стос А.Р., Чибинёв Н.Н. От казака-огневщика до атамана столицы Войска Донского // Альманах «Казачество». 2020. № 48. С. 51-55.

щищавшие рубежи страны от Владивостока до Азова. Не обошлось от участия казаков и в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

В исследовании представлена картина Русско-японской войны в исторических представлениях казаков Кубанской области. А.С. Гончаров и К.А. Ушмаев на основе свидетельств очевидцев, официальных отчетов и песнях казаков Кубани из составов сухопутных войск и флота, участвовавших в обороне Порт-Артура, а также в сражениях при Ляояне и на реке Шахе заново осмыслили причины непопулярности войны12. Авторами рассмотрены существующие точки зрения на восприятие Русско-японской войны российским казачеством, общие и контекстуальные факторы мировосприятия кубанских казаков, источники формирования воинской ментальности, специфика картины мира и народной философии казаков, примеры индексации исторических представлений в словах и действиях полковника Кубанского казачьего войска И.Г. Свидина и генерала-лейтенанта А.М. Стесселя. Выявлено, что исторические представления казаков Кубанской области формировались целостно и структурировано несмотря на то, что многие участники Русско-японской войны имели противоречивые суждения о ее ходе. Сделан вывод, что непопулярность войны была связана преимущественно с ее трагическим исходом. В народном сознании кубанского казачества все основные события нашли отражение в периодических изданиях, свидетельствах очевидцах, местных легендах и песнях.

Неоднозначной оценке историками подвергаются события 1917-1922 гг. в контексте отношения большевиков с казачеством. Особый интерес к истории чумаков, как к той социально-профессиональной группе, которая во многом определила не только социально-экономическое, но и поэтическое лицо региона Приазовья и Северного Причерноморья, диктуется драматическими событиями, вызванными национальной политикой большевиков, а также последующим развитием этих территорий в составе Украины13. Для понимания сути этнокультурной истории этих мест авторы исследования обратились к фактам предыдущего периода, когда жизнь чумаков определялась не политико-идеологической конъюнктурой, а социально-экономическими запросами населения.

Терское казачество в условиях революции и гражданской войны претерпело серьезные социально-политические метаморфозы. Казачество, которое долгое время рассматривалось в отечественной истори-

12 Гончаров А.С., Ушмаева К.А. Исторические представления казачества Кубанской области о Русско-японской войне 1904-1905 гг. (на архивных материалах ГАКК) // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 9-14.

13 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 42-51.

ографии как контрреволюционная сила, оказалось далеко не однородной массой14. На первом этапе гражданской войны казачество никак не выражало своих настроений, занимая достаточно спокойную позицию. Так продолжалось до тех пор, пока новая власть не стала проводить реформы. Многие из них больно ударяли по казачьей самостоятельности и хозяйствам. Это не могло не вызвать ответной реакции, которая выливалась в создание вооруженных антибольшевистских отрядов.

В ходе исследования было установлено, что причины перемены общественных настроений в его среде крылись в политических предпочтениях властей на разных этапах политической борьбы за господство. Даже поверхностный анализ позволил выявить проблемы, требующие своего изучения с применением современных методологических подходов и принципов.

В условиях турбулентности протекания политических процессов, происходящих как в нашей стране, так и в мире, особое значение занимает вопрос политического позиционирования социальных групп в современных условиях15. С момента нарождения новой политической силы, которой в России стала советская власть, казачество столкнулось с определенной неприязнью с ее стороны по отношению к казакам, о чем свидетельствовали принятые партией большевиков решений. При этом определенное влияние на политическую позицию казаков региона оказывали и их соратники, прибывавшие с фронтов мировой войны, находившихся во многом под влиянием большевистской пропаганды. В этих условиях казачья верхушка ставила своей целью всячески сплотить близкие себе казачьи ряды для противодействия большевикам. Используя поддержку контрреволюционных сил в регионах, казачье военное руководство смогло консолидировать под своими лозунгами казаков и стать составной частью антибольшевистского лагеря.

Проблемным вопросом является социальный статус казачества, менявшийся на протяжении всей отечественной истории. Д.Н. Ди-карев и А.В. Штепа с опорой на архивные документы и статистические источники прослеживают изменение социального статуса и численности казачьего сословия в одном из провинциальном уездов Российской губернии - Козельском. Авторы приходят к выводу, что существенные преобразования, проведенные государственными властями в XVIII и XIX столетиях, привели к тому, что в России пра-

14 Сорокин А.Н. Терское казачество и его социальные настроения в революционных событиях 1917-1920 гг. // Альманах «Казачество». 2021. № 55. С. 68-75.

15 Бучко Н.П. Политическая позиция казачьих войск и войсковых казачьих формирований Урала и Сибири в период образования антибольшевистских режимов // Альманах «Казачество». 2021. № 51. С. 15-21.

ктически исчезло региональное городовое казачество как отдельное сословие, судьбу которого разделило и казачество, проживавшее на территории Козельского уезда Калужской губернии16.

Казаки активно укрепляли южные рубежи России, возводили крепости и станицы, на месте которых со времен возникали города. Одним из таких примеров является история города Новохоперска, основанного как крепость на месте городка казаков, составлявших её гарнизон на начальном этапе её существования. Главными источниками послужили Экономические примечания и картографические материалы, созданные в ходе Генерального межевания в конце XVIII - начале XIX в. Сопоставление этих материалов с законодательством 1720-х - 1750-х гг. позволяет Д.А. Черненко предположить, что во второй половине XVIII - начале XIX века Новохоперск, утративший своё военно-оборонительное значение ещё в первой половине XVIII века, превратился в важный торговый центр с преобладанием купечества и мещанства в социальной структуре населения17.

Православие является одним из оплотов сохранение национально-культурной идентичности казачества. Поэтому важным событием в новейшей истории России стало создание Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с казачеством в 2010 году18. С этого времени подобные отделы было поручено создать во всех епархиях Русской православной церкви. В Самарской епархии систематическая работа с казачеством началась в 1996 году, продолжается она и по сей день. В исследовании В.Н. Якунина проанализированы направления этой работы и её основные результаты в 1993-2019 гг. Рассмотрено взаимодействие Самарской епархии РПЦ с казачеством по духовно-нравственному воспитанию казаков, в том числе казачьей молодежи, что проявилось в целенаправленной деятельности по созданию казачьих кадетских корпусов, школ и казачьих кадетских классов, в участии казаков в церковно-приходской жизни, в участии духовенства в казачьих мероприятиях.

Духовно-нравственное воспитание казаков неразрывно связано с воспитанием патриотических качеств у подрастающего поколения.

В своем исследовании И.В. Сиверская, Л.М. Болдырева, Н.С. Штейн-гардт рассмотрели этапы развития системы патриотического воспи-

16 Дикарев Д.Н., Штепа А.В. Казачье сословие в регионах Российской империи на протяжении XVШ-XIX столетий (на примере Козельского уезда Калужской губернии: изменение статуса и численности) // Альманах «Казачество». 2020. № 49. С. 37-42.

17 Черненко Д.А. Город Новохоперск в конце XVIII - начале XIX века (по материалам Генерального межевания) // Альманах «Казачество». 2020. № 50. С. 55-63.

18 Якунин В.Н. Взаимодействие самарской епархии с казачеством в 1993-2019 гг. // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 63-73.

тания казачества в России в XVIII - начале XX века, обусловленные, прежде всего, исторической необходимостью защиты её государственных интересов19.

Патриотическое воспитание казачества дореволюционного периода, трактовалось как составная часть религиозно-нравственного воспитания, представляющего собой целенаправленный, последовательный и систематический процесс формирования у казаков морально-психологических качеств, необходимых для вооружённой защиты своего Отечества.

Особое место в культуре народов России занимает традиционная культура казачества, в которой роль семьи всегда ценилась и почиталась. Семья как форма социальной организации занимает ведущее место в сохранении национально-культурной самобытности казачества. В казачьем социуме отношение к семейным ценностям менялось на протяжении десятилетий: от полного отказа от семьи и пренебрежительного отношения к женщине и семье в целом до признания семьи базовой ценностью. Динамика представлений казачества о семейных ценностях и подробности выстраивания взаимоотношений в семье наглядно представлены авторами в отношении к воспитанию детей - своеобразной кумулятивной базе казачьей истории и культуры20.

Преемственность казачьих традиций является важной составляющей сохранения культурной самобытности казаков, их традиционных крепких семейных уз, отношения между мужем и женой, между родителями и детьми. Издревле считалось, что семья - это ячейка государства, значит, если крепкая семья - крепкое государство. В настоящее время статистика показывает, что в нашей стране многие браки между молодыми людьми заканчиваются разводами, также множество семей и вовсе не вступают в законный брак, а живут вместе гражданским браком21. Пример казачьего почитания семьи особенно важен в сегодняшний период раздрая и сумятицы в обществе.

Казачья одежда является важным объектом изучения, так как в ней сочетаются элементы народного творчества. Научно обоснована методология проектирования современной этнической одежды, а также определена совокупность новых подходов к проектированию

19 Сиверская И.В. Болдырева Л.М., Штейнгардт Н.С. Особенности патриотического воспитания в казачьей среде в XVIII - начале XX вв. // Альманах «Казачество». 2021. № 52. С. 50-58.

20 Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Казачья нравственность в системе семейного воспитания // Альманах «Казачество». 2022. № 64. С. 11-22.

21 Пахарь В.В. Казачьи свадебные традиции Оренбуржья как основа дополнительной общеобразовательной программы по формированию семейных ценностей у обучающихся // Альманах «Казачество». 2021. № 54. С. 33-43.

современных женских костюмов с использованием этнических казачьих мотивов22.

Культура казачества тесно связана с бережным отношением к природе. Техника природопользования позволяла казакам возделывать сельскохозяйственные угодья на юге Малороссии, Кавказа, Забайкалья, Средней Азии, Сибири. Экологический опыт казачества особо ценен в современных условиях нерационального использования природных ресурсов.

В своем исследовании Л.О. Терновая поднимает проблему восстановления исторических традиций казачьего природопользования, которые актуализируются как потребностью привлечения к природоохранной активности представителей гражданского общества, так и более масштабными задачами повышения общей экологической грамотности и культуры населения России, а также нахождения собственной национальной модели экологического движения, не подверженной идеологизации, свойственной зарубежным, в первую очередь, западным «зеленым» партиям и движениям, а отвечающим цивилизационным особенностям Российского государства и учитывающим специфику социально-экономического развития России23.

В другом исследовании Л.О. Терновой поднимается проблема социального запроса на навыки и умения обеспечения личной безопасности24. Этот запрос в наше время достаточно четко артикулируется в связи с развернувшейся пандемией коронавирусной инфекции. Он также виден на примере социальных конфликтов, в которых жертвами становятся не только их сознательные участники, но и случайные люди. Ответом на такой запрос стало появление новых областей знаний: ноксологии и педагогики личной безопасности. Пока их предметное поле не разработано, есть возможность обратиться к опыту других педагогических моделей, построенных на принципе природо-сообразности, и в которых педагогике личной безопасности уделяется первостепенное внимание.

Межкультурные связи казачества с соседними народами всегда отличались взаимным уважением к традициям и обычаям. Северный Кавказ геополитический узел столкновения различных культур. Насколько осмысленнее станет понимание необходимости взаимного

22 Болдырева Л.М., Золотцева Л.В. Казачки и их одежда: новые подходы проектирования современной женской одежды казачек // Альманах «Казачество». 2020. № 47. С. 76-80.

23 Терновая Л.О. Всемирная экологическая повестка: опыт казачества // Альманах «Казачество». 2021. № 56. С. 78-87.

24 Терновая Л.О. Взгляд на традиции казачества через призму ноксологии и педагогики личной безопасности // Альманах «Казачество». 2020. № 46. С. 9-18.

межкультурного обмена, настолько будет реальнее налаживание интеграционных связей между российской и кавказской цивилизациями, и от этого понимания зависит будущее и данного региона, и России в целом25. Преодоление таких деструктивных явлений, как этнический национализм, шовинизм, сепаратизм или религиозный фундаментализм, может быть достигнуто лишь через дальнейшую ускоренную модернизации местных обществ, при сохранении их социокультурной идентичности в гармонии с общероссийской гражданской консолидацией26.

Воспитание будущего поколения в современном российском обществе является государственной приоритетной задачей. Рождение в XIX столетии молодежного движения и активное политическое участие представителей подрастающего поколения происходило в условиях пробуждения всех видов социальной активности, включая этно-национальную. После Первой мировой войны вектор такой деятельности в Советской России, а затем СССР замкнулся в рамках модели единого и единственного союза молодежи - ВЛКСМ. Уже в 1960-е гг. такой формат стал вступать в противоречие с потребностью молодежи в живых, гибких и мобильных формах взаимодействия, которыми стали массовые движения. В постсоветской России эта направленность стала отличительной чертой и отечественного молодежного движения, включая движения казачьей молодежи27. Однако формат организации тоже остался востребованным, о чем святотатствует создание в 2020 году Союза казачьей молодежи России.

Заслуживает уважения труд С.В. Булаевой которая по своей инициативе занималась переводом главы книги Германа Роскошного «Россия: страна и люди», посвященной казакам, чтобы сохранить историческую хронику и познакомить читателей с впечатлениями немцев, живших в конце XIX века, о жизни казаков, их быте и традициях28.

Возрождение казачества выступило значимым событием конца ХХ - начала XXI века. Именно благодаря нему государствообразующий институт Российской империи получил возможность перейти к восстановлению прав и свобод, традиций и культуры, отмененных совет-

25 Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Северный Кавказ в системе российской национальной идентичности // Альманах «Казачество». 2021. № 55. С. 9-20.

26 Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Формирование новых образовательных технологий как фактор повышения качества и доступности образования // Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании / Ульяновск, 2018. С. 123-132.

27 Терновая Л.О. Традиции воспитания и формирование чувства ответственности казачьей молодежи: к созданию Союза казачьей молодежи России // Альманах «Казачество». 2020. № 49. С. 27-37.

28 Булаева С.В. Казаки // Альманах «Казачество». 2021. № 52. С. 18-45; Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Факторный анализ развития отечественной образовательной системы // N3: Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 25-52.

ской властью. Важным элементом в этом процессе выступила донская казачья элита29. Посредством последовательной инкорпорацию в систему региональных и федеральных органов власти она сформировала поддержку казачества на самом высоком уровне принятия решений.

Необходимо сохранять и приумножать традиции и обычаи, формы и методы взаимодействия российского государства с казачеством в интересах решения государственных задач и, в частности, в формирования гражданского согласия30, которая сегодня является одной из важнейших источников приобретения опыта политического управления в Российском государстве, необходимого для строительства новой политической системы управления.

Библиографический список

1. Белоглазова С.Б. Реформа войсковых школ Амурского казачьего войска (конец XIX - начала XX вв.) // Альманах «Казачество». 2022. № 58. С. 20-30.

2. Болдырева Л.М., Золотцева Л.В. Казачки и их одежда: новые подходы проектирования современной женской одежды казачек // Альманах «Казачество». 2020. № 47. С. 76-80.

3. Бредихин А.В. Этническая идентичность донских казаков в современных отечественных исследованиях // Альманах «Казачество». 2021. № 53. С. 9-17.

4. Бредихин А.В., Дзюбан В.В., Третьяков А.В. Донская казачья элита как элемент этнокультурного Возрождения казачества // Альманах «Казачество». 2021. № 54. С. 9-17.

5. Булаева С.В. Казаки // Альманах «Казачество». 2021. № 52. С.18-45.

6. Бучко Н.П. Политическая позиция казачьих войск и войсковых казачьих формирований Урала и Сибири в период образования антибольшевистских режимов // Альманах «Казачество». 2021. № 51. С.15-21.

7. Гончаров А.С., Ушмаева К.А. Исторические представления казачества Кубанской области о Русско-японской войне 1904-1905 гг. (на архивных материалах ГАКК) // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 9-14.

8. Дикарев Д.Н., Штепа А.В. Казачье сословие в регионах Российской империи на протяжении XVIII-XIX столетий (на примере Козельского уезда Калужской губернии: изменение статуса и численности) // Альманах «Казачество». 2020. № 49. С. 37-42.

9. Курков В.В. Военная служба казаков в документах и письмах А.В. Суворова 1776 -1790 гг. // Альманах «Казачество». 2021. № 54. С. 17-25.

10. Курков В.В. Военная служба казаков в ходе Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова // Альманах «Казачество». 2021. № 56. С. 45-53.

11. Курков В.В. Индийский поход донских казаков: несостоявшаяся катастрофа 1801 г. // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 34-42.

12. Курков В.В. Казачество и князь Пожарский в боях с польскими захватчиками на калужской земле на заключительном этапе Смутного времени // Альманах «Казачество». 2021. № 51. С. 21-30.

13. Несмашный М.С., Тонконог И.С., Чибинев Н.Н. История создания вольного пожарного общества в столице Войска Донского // Альманах «Казачество». 2022. № 58. С. 113-116.

14. Пантелеева О.В., Стос А.Р., Чибинёв Н.Н. От казака-огневщика до атамана столицы Войска Донского // Альманах «Казачество». 2020. № 48. С. 51-55.

15. Пахарь В.В. Казачьи свадебные традиции Оренбуржья как основа дополнительной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Бредихин А.В., Дзюбан В.В., Третьяков А.В. Донская казачья элита как элемент этнокультурного Возрождения казачества // Альманах «Казачество». 2021. № 54. С. 9-17.

30 Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Казачество в системе российской государственности на современном этапе // Альманах «Казачество». 2021. № 56. С. 9-18.

общеобразовательной программы по формированию семейных ценностей у обучающихся // Альманах «Казачество». 2021. № 54. С. 33-43.

16. Рыбаков С.В. Между вольницей и служением: из ранней истории казачества // Альманах «Казачество». 2020. № 47. С. 9-20.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 42-51.

18. Сиверская И.В. Болдырева Л.М., Штейнгардт Н.С. Особенности патриотического воспитания в казачьей среде в XVIII - начале XX вв. // Альманах «Казачество». 2021. № 52. С. 50-58.

19. Сорокин А.Н. Терское казачество и его социальные настроения в революционных событиях 1917-1920 гг. // Альманах «Казачество». 2021. № 55. С. 68-75.

20. Терновая Л.О. Всемирная экологическая повестка: опыт казачества // Альманах «Казачество». 2021. № 56. С. 78-87.

21. Терновая Л.О. Взгляд на традиции казачества через призму ноксологии и педагогики личной безопасности // Альманах «Казачество». 2020. № 46. С. 9-18.

22. Терновая Л.О. Казачество и Золотая орда // Альманах «Казачество». 2021. № 52. С. 9-18.

23. Терновая Л.О. Традиции воспитания и формирование чувства ответственности казачьей молодежи: к созданию Союза казачьей молодежи России // Альманах «Казачество». 2020. № 49. С. 27-37.

24. Чекулаев Н.Д. Российское казачество и северокавказские горцы: история их торгово-экономических взаимоотношений (1735 - 1796 гг.) по документам ЦГАРД // Альманах «Казачество». 2022. № 64. С. 93-100.

25. Черненко Д.А. Город Новохоперск в конце XVIII - начале XIX века (по материалам Генерального межевания) // Альманах «Казачество». 2020. № 50. С. 55-63.

26. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Казачья нравственность в системе семейного воспитания // Альманах «Казачество». 2022. № 64. С. 11-22.

27. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Казачество в системе российской государственности на современном этапе // Альманах «Казачество». 2021. № 56. С. 9-18.

28. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Северный Кавказ в системе российской национальной идентичности // Альманах «Казачество». 2021. № 55. С. 9-20.

29. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Факторный анализ развития отечественной образовательной системы // NB: Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 25-52.

30. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Формирование новых образовательных технологий как фактор повышения качества и доступности образования // Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании / Ульяновск, 2018. С. 123-132.

31. Якунин В.Н. Взаимодействие самарской епархии с казачеством в 1993-2019 гг. // Альманах «Казачество». 2022. № 62. С. 63-73.

References

1. Beloglazova S.B. Reform of military schools of the Amur Cossack army (late XIX - early XX centuries) // Almanac "Cossacks". 2022. № 58. Р. 20-30.

2. Boldyreva L.M., Zolottseva L.V. Cossack women and their clothes: new approaches to designing modern women's clothing Cossacks // Almanac "Cossacks". 2020. № 47. P. 76-80.

3. Bredikhin A.V. Ethnic identity of the Don Cossacks in modern domestic research // Almanac "Cossacks". 2021. № 53. P. 9-17.

4. Bredikhin A.V., Dzyuban V.V., Tretyakov A.V. Don Cossack elite as an element of the ethno-cultural Revival of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2021. № 54. P. 9-17.

5. Bulaeva S.V. Cossacks // Almanac "Cossacks". 2021. № 52. P.18-45.

6. Buchko N.P. The political position of the Cossack troops and military Cossack formations of the Urals and Siberia during the formation of anti-Bolshevik regimes // Almanac "Cossacks". 2021. № 51. P.15-21.

7. Goncharov A.S., Ushmaeva K.A. Historical ideas of the Cossacks of the Kuban region about the Russo-Japanese war of 1904-1905. (based on archival materials of the GACC) //

Almanac "Cossacks". 2022. № 62. P. 9-14.

8. Dikarev D.N., Shtepa A.V. The Cossack estate in the regions of the Russian Empire during the 18th-19th centuries (on the example of the Kozelsky district of the Kaluga province: changes in status and numbers) // Almanac "Cossacks". 2020. № 49. P. 37-42.

9. Kurkov V.V. Military service of the Cossacks in documents and letters of A.V. Suvorov 1776 - 1790 // Almanac "Cossacks". 2021. № 54. P. 17-25.

10. Kurkov V.V. Military service of the Cossacks during the Italian and Swiss campaigns A.V. Suvorov // Almanac "Cossacks". 2021. № 56. P. 45-53.

11. Kurkov V.V. The Indian campaign of the Don Cossacks: the failed catastrophe of 1801 // Almanac "Cossacks". 2022. № 62. P. 34-42.

12. Kurkov V.V. The Cossacks and Prince Pozharsky in the battles with the Polish invaders on the Kaluga land at the final stage of the Time of Troubles // Almanac "Cossacks". 2021. № 51. P. 21-30.

13. Nesmashny M.S., Tonkonog I.S., Chibinev N.N. The history of the creation of a free fire society in the capital of the Don Cossacks // Almanac "Cossacks". 2022. № 58. P. 113-116.

14. Panteleeva O.V., Stos A.R., Chibinev N.N. From the Cossack-fireman to the ataman of the capital of the Don Cossacks // Almanac "Cossacks". 2020. № 48. P. 51-55.

15. Pakhar V.V. Cossack wedding traditions of the Orenburg region as the basis of an additional general education program for the formation of family values among students // Almanac "Cossacks". 2021. № 54. P. 33-43.

16. Rybakov S.V. Between freemen and service: from the early history of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2020. № 47. P. 9-20.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Almanac "Cossacks". 2022. № 62. P. 42-51.

18. Siverskaya I.V. Boldyreva L.M., Steingardt N.S. Features of patriotic education in the Cossack environment in the XVIII - early XX centuries. // Almanac "Cossacks". 2021. № 52. P. 50-58.

19. Sorokin A.N. Terek Cossacks and its social moods in the revolutionary events of 1917-1920. // Almanac "Cossacks". 2021. № 55. P. 68-75.

20. Ternovaya L.O. World environmental agenda: the experience of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2021. № 56. P. 78-87.

21. Ternovaya L.O. A look at the traditions of the Cossacks through the prism of noxology and pedagogy of personal security // Almanac "Cossacks". 2020. № 46. P. 9-18.

22. Ternovaya L.O. Cossacks and the Golden Horde // Almanac "Cossacks". 2021. № 52. P. 9-18.

23. Ternovaya L.O. Traditions of education and the formation of a sense of responsibility of the Cossack youth: towards the creation of the Union of Cossack Youth of Russia // Almanac "Cossacks". 2020. № 49. P. 27-37.

24. Chekulaev N.D. Russian Cossacks and North Caucasian highlanders: the history of their trade and economic relations (1735 - 1796) according to the documents of the TsGARD // Almanac "Cossacks". 2022. № 64. P. 93-100.

25. Chernenko D.A. The city of Novokhopersk at the end of the 18th - beginning of the 19th century (based on the materials of the General Land Survey) // Almanac "Cossacks". 2020. № 50. P. 55-63.

26. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Cossack morality in the system of family education // Almanac "Cossacks". 2022. № 64. P. 11-22.

27. Shchuplenkov N.O., Shchuplenkov O.V. Cossacks in the system of Russian statehood at the present stage // Almanac "Cossacks". 2021. № 56. P. 9-18.

28. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. The North Caucasus in the system of Russian national identity // Almanac "Cossacks". 2021. № 55. P. 9-20.

29. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Factor analysis of the development of the domestic educational system // NB: Pedagogy and education. 2014. № 1. P. 25-52.

30. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Formation of new educational technologies as a factor in improving the quality and accessibility of education // Modern approaches in domestic and foreign education / Ulyanovsk, 2018. P. 123-132.

31. Yakunin V.N. Interaction of the Samara diocese with the Cossacks in 1993-2019 // Almanac "Cossacks". 2022. № 62. P. 63-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.