Научная статья на тему 'Социально-культурный аспект истории казачества в системе патриотического воспитания молодежи'

Социально-культурный аспект истории казачества в системе патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
казачество / педагогика / историография / Северный Кавказ / культура / Альманах «Казачество» / наука / исследование / Cossacks / pedagogy / historiography / North Caucasus / culture / Almanac “Kazachestvo” / science / research

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Щупленков Н.О., Щупленков О.В.

В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль. Роль казаков в истории огромна: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны. Активной просветительской деятельности журнала Альманах «Казачество» по казачьей тематике посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural aspect of the history of the Cossacks in the system of patriotic education of youth

In the multifaceted history of the Russian state, the Cossacks played a special role. The role of the Cossacks in history is huge: they inhabited the outskirts of the state and protected them from external enemies. Patriotism, faithful service to the Fatherland, a peculiar culture, communal land use – all these constitute the best traditions of this estate. It is the revival of these traditions that the activities of the now emerging associations of descendants of Cossacks in various regions of the country are aimed at. The article is devoted to the active educational activity of the Almanac “Kazachestvo” magazine on the Cossack theme.

Текст научной работы на тему «Социально-культурный аспект истории казачества в системе патриотического воспитания молодежи»

Щупленков Н.О.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Щупленков О.В.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Социально-культурный аспект истории казачества в системе патриотического воспитания молодежи

Пространственно-территориальная особенность Российской Федерации предполагает заново осмыслить опыт казачества по освоению новых территорий. Геополитический ракурс жизнеспособности русского народа на протяжении нескольких столетий демонстрировал удивительный адаптированный жизненный ресурс. Тяготы и лишения, неустройство и болезни, со всем этим приходилось справляться казакам. В этой изнурительной борьбе закалялась воля, проявлялись недюжинные организаторские способности, что создало необходимые условия для расширения геополитического пространства России. Высокий уровень пассионарности вынуждал казаков не задерживаться долго на одном месте, постоянно искать новые возможности для самореализации1.

Интерес к ней вызван и историческим наследием, художественными и литературными произведениями классиков русской и советской школы художников, писателей и кинематографистов, фольклором и атрибутикой казачьего быта. Сегодня казачество наряду с культурой, определило вектор своего экономического и политического развития. Поэтому оно может рассматриваться как одна из социальных групп и сил, способных обеспечивать стабильность и устойчивость развития страны2. Вопросы патриотического воспи-

1 Рябова Е.Л., ТерноваяЛ.О. Роль казачества в формировании Евразийского пространства // Альманах «Казачество». 2016. № 18. С. 7-17; Рябова Е.Л. Российское казачество: проблемы формирования общественных представлений // Альманах «Казачество»2007. № 4. С. 18-24.

2 Смирнов А.А. За кем пойдут Казаки // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 2-12; Александр Смирнов Интервью «Казачья партия Российской Федерации» 2015. № 12. С. 7-20; Зязиков М.М. Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, доктор философских наук отвечает на вопросы Рябовой Е.Л. // Альма-

тания, приобщения молодежи к богатым культурным традициям, привитие ей любви к Родине, станице, хутору, воспитание гордости за своих славных предков - казачьим войсковым подразделениям, приобщение к истории казачества, семьи своей - все это одно из главных направлений деятельности российского государства по отношению к казачеству.

Начавшийся более двух десятков лет назад процесс возрождения российского казачества поставил нас перед фактом: послереволюционные исследователи писали о казачестве с позиций классовых, идеологических, когда многое извращалось. И, казалось бы, ставилась жирная точка на казачестве, его истории, заслугах перед Отечеством. Вот почему мы почувствовали острую нехватку исторических знаний о казачестве3.

История российского казачества в целом характеризуется множеством подчас противоречивых событий. С серьезными проблемами были связаны контакты казаков и горцев. Неоднозначно складывались отношения с российским государством. России нужно было казачество, казакам была необходима Россия4.

Рост исследовательского интереса к истории казачества, стоявшего у основ складывания Российской империи, способствовавшего ее расширению и укреплению, очевиден. И деятельность научного журнала Альманах «Казачество» в этом направлении в течение 10 лет вызывает уважение.

Культурологическая ценность семейного воспитания в казачьей среде заключалось в проявлении со стороны родителей чувства такта и достоинства в отношении детей. Спокойные подсказки показывали подросткам необходимость не суетиться, проявлять осторожность и аккуратность в быту. У каждого члена семьи были свои домашние обязанности, которые выполнялись неукоснительно. С трудностями

нах «Казачество». 2014. № 7. С. 6-16; Макуров Л.Г., Комаровский Н.М. «О реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в городе Москве» // Альманах «Казачество». 2013. № 6. С. 11-40; Выступление Трошева Г.Н. на Всероссийской научно-практической конференции «Казачество в истории России» (продолжение) // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 3-13; Квят-ковский Ю.П. Содоклад. Ход реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 17-29; Трошев Г.Н. III большой круг казаков России // Альманах «Казачество». 2007. № 4. С. 24-56.

3 Щупленков О.В. История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи // Альманах «Казачество». 2014. № 8. С. 34-51.

4 Рябова Е.Л. Казачество в XVII-XVIII вв. Часть 2. // Альманах «Казачество». 2015. № 13. С. 37-45; Рябова Е.Л. Казачество в XVII - XVIII вв. Часть 1. // Альманах «Казачество». 2015. № 12. С. 32-43.

справлялись совместно, что придавало отношениям между взрослы- ■

ми и детьми особый психологическую атмосферу доверия5.

Генезис казачьей семьи проходил длительный период становления гармоничных взаимоотношений между всеми членами рода. Гендерная особенность проявления функциональной особенности жизнеустройства казаков создавало уникальный сплав эффективности и простоты, гармоничности в архитектонике взаимной привязанности, сохранении чувства такта и доверия. Отношения между родителями становились примером для детей. Роль отца была непререкаемой, но мать имела право голоса, подчас ее роль в отсутствии мужа во время военных походов приравнивалась к мужской. Тяжелый физический труд закалял членов семьи, позволял каждому продемонстрировать свои умения и навыки на благо всего рода. Свобода и культура общения позволяли всем членам семьи чувствовать себя уверенно и раскрепощенно.

Воспитание мужчина-воина и казачки-хранительницы очага происходило в системе традиционных устоев, приоритетов семейной преемственности. Казачья педагогика нацелена на выполнение государственной миссии подготовки патриота своей Родины и матери достойно воспитывающая своих детей6.

Казачий фольклор, язык складывался столетиями, интегрировал в себе культурные элементы других народов, синтезировал, оставлял в себе только те культурные маркеры, которые отвечали самобытности казачества7. Политика памяти имеет множество проявлений. Одним из действенных инструментов ее реализации стали походы по местам боевой славы. От военного туризма конные походы казаков отличает гораздо более высокий патриотический дух, насыщенность просветительскими программами и ориентация на

5 Щупленков О.В. Роль семьи в воспитании казака-патриота // Альманах «Казачество». 2016. № 18. С. 17-28.

6 Гречко С.Ю. Учащиеся Усть-Медведицкого округа Области войска Донского в общественном движении второй половины Х1Х-начала XX века // Альманах «Казачество». № 20. С. 66-72; Максимова О.Н. Православное казачество и формирование этнополитической культуры населения // Альманах «Казачество». 2013. № 6. С. 76-85.

7 Бибаева Л.И. Некрасовская сказка - в ней мудрость да подсказка // Альманах «Казачество». 2014. № 8. С. 54-58; Бибаева Л.И. Культура веков у некрасовских казаков // Альманах «Казачество». 2014. № 7. С. 37-41; Каргин А.С. Традиционная культура казачества. Теоретико-методологические аспекты ее сохранения и реконструкции // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 46-56; Лукаш С.Н. Воспитательное пространство казачьего сообщества // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 72-87; Лытов Б.В. Пушкин о казачестве // Альманах «Казачество». 2007. № 3. С. 40-55; Протоиерей Владимир Бороздинов. Сущность патриотизма // Альманах «Казачество».

2007. № 3. С. 79-85. .

гуту

_Л/ёк,

связи разных территорий и государств8.

Войска (полки) имели общее происхождение, историческую судьбу, особенности языка, быта, материальной и духовной культуры. К этому миру человек приобщался с рождения.

Отметим, что тесные взаимосвязи в казачьей среде (казачье братство) находили свое отражение во взаимопомощи во время отражения опасности и хозяйственных работ, совместной воинской службы и др. В этих и иных случаях уровень солидарности казачества был очень велик.

Примечательно, что в песнях, былинах, преданиях казаков отразились важнейшие события не только истории народа, но и истории России. Исторические песни о Ермаке, Степане Разине, Петре I и др. широко бытовали в станицах. Предания о битвах с поляками, турками, горцами и др., в которых участвовали казаки, позволяли не только вспомнить о героях (если даже и мифических, но имевших реальных прототипов), но и формировали представление о собственной «исторической» значимости9.

В России идея - государственности, являясь основополагающей, выразилась в объединяющей роли славянского этноса (завершение этого процесса было прервано политикой западных держав, что и привело к необходимости взаимодействия с другими этносами), который, включая в состав своего политического образования различные соседние племена и народы, гарантировал не только безопасность их существования, но и перспективы взаимовыгодного экономического развития. Геополитическое пространство России становилось, таким образом, областью соединения и созидательного сотрудничества многообразных культур.

Процессы актуализации и возрождения казачьей культуры начинаются со второй половины 1980-х годов, и продолжаются по сегодняшний день. Отражением этих процессов можно назвать такие явления, как рост этнического самосознания казаков, стремление казачества играть более заметную роль в российском обществе, стремление потомков казаков продолжить традиции своих отцов10.

8 Терновая Л.О. Геополитический смысл походов казаков по местам боевой славы // Альманах «Казачество». 2015. № 10. С. 2-12.

9 Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в ХУШ-Х1Х вв. Ростов-на-Дону, 2001. С. 76.

10 Ерохин И.Ю. Казачья морская история: малоизученные страницы жизни этноса // Альманах «Казачество». 2015. № 12. С. 20-25; Водолацкий В.П., Бредихин А.В. Роль казачества в российско-китайских трансграничных отношениях // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 2-7; Терновая Л.О. Морские походы казаков // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 26-38; Терновая Л.О. Быть пластуном - уметь особо воевать // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 14-26; Терновая Л.О. Память

С.Н. Лукаш в своей работе «Методологические основы педагогики казачества» определяет педагогику казачества как социокультурную концепцию воспитания, основанную на традициях и инновациях казачьей культуры11. Опираясь на его труды, мы можем сформулировать определение казачьей педагогики.

Казачья педагогика - это система казачьего воспитания, направленная на организацию воспитательного процесса, способствующего усвоению учащимися ценностей, идеалов и смыслов казачьей культуры.

В настоящее время тема трансляции социокультурного опыта посредством казачьей педагогики довольно актуальна в наши дни.

Во-первых, казачество нуждается в системе образования, учитывающей их национально-культурную специфику, нуждается в образовательных программах, реализующих казачий компонент. На данном этапе открываются казачьи классы в общеобразовательных школах, кадетские казачьи корпуса, учреждения высшего образования, для которых важно учитывать особенности казачьей педагогики в своей деятельности, перед ними стоит сложная задача возобновления забытых традиций, трансляции социокультурного опыта казачьей культуры на уровне образования.

Во-вторых, культура казачества выработала такой социокультурный опыт, который обладает большим педагогическим потенциалом, в частности, в деле гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения, что является злободневной проблемой нашего времени.

Педагогика казачества имела свои стратегии воспитания личности, и, в течение своего многовекового существования разработала собственные приёмы воспитания и передачи социокультурного опыта будущим поколениям.

Понять сложность и многообразие казачьих анклавов, составлявших и составляющих уникальную культурно-историческую общность на территории России, весьма затруднительно без учета факторов этнической и территориальной составляющей. Именно вопросы казачьей этничности и особенности жизни и развития территорий казачества самое продолжительное время составляли суть

места: казаки в Голландии в 1813 году // Альманах «Казачество». 2014. № 7. С. 60-70; Аминов Ю.А. Калмыки в составе российского казачества // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 29-37; Лонгворт Ф. «Казаки». Отрывок из монографии // Альманах «Казачество». 2007. № 4. С. 85-93.

11 Лукаш С.Н. Методологические основы педагогики казачества // Гуманизация образования. 2013. № 4. С. 26-34.

конфликта и конфронтационных практик казаков и государства12. Государство предпринимало множество реформ и даже революционных преобразований в отношении территорий проживания казаков, направленных на интеграцию их в иные социальные слои и группы. Не всегда эти попытки оказывались эффективными и плодотворными, они носили различный характер и вектор направленности, в то же время в данном вопросе можно выявить ряд важных закономерностей13. Таким образом проблема исторической географии и этногенеза в настоящее время все более и более привлекает и интересует отечественных и зарубежных исследователей - «каза-коведов», выдвигаясь на ключевые позиции в исторической науке.

В начале XXI века с новой силой встал вопрос о роли и статусе казачества в современном российском обществе. Лишенное заслуженного значимого места в социальной и политической жизни России, казачество нуждается в обновленном понимании военно-исторической и социально-политической значимости данной социальной общности играющей важное значение в становлении российской государственности на разных этапах его становления.

Отсутствие социальных институтов и единых подходов к пониманию этносоциальной и политической сущности казачества заставляет исследователей данного феномена вновь и вновь обращаться к историческим корням казачества, его глубинным ментальным и социально-культурным особенностям14.

Несмотря на развитие в стране разветвлённой системы казачьего образования и воспитания, подчеркивается отсутствие единой системы подготовки качественных специалистов в казаковедении: педагогики, психологии, социологии, экономики и управления. Военно-патриотическое и этнокультурное воспитание будущих казаков должно опираться на выработки единых условий: терминологического аппарата, стратегии развития и воспитания, координацион-

12 Ерохин И.Ю. Историческая география и вопросы полиэтничности казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 22. С. 38-45; Ерохин И.Ю. Особенности этно-социального облика Казачества Кубани 20156. № 13. С. 45-51.

13 Бредихин А.В. Наследники Византии. Донские казаки и Ромеи // Альманах «Казачество». 2016. № 23. С. 7-11.

14 Щупленков О.В. Казачество как социальная общность: историческая справка // Альманах «Казачество». 2016. № 21. С. 7-20; Галаганова С.Г. «Две улицы»: тема социокультурного раскола казачества в рассказах Михаила Шолохова // Альманах «Казачество». 2016. № 21. С. 31-41; Галаганова С.Г. «А я рождён в просторе диком...» Блоковские мотивы в поэзии Николая Туроверова // Альманах «Казачество». 2015. № 12. С. 25-32; БибаеваЛ.И. Проникнуться душой, а созидать руками // Альманах «Казачество». 2015. № 10. С. 51-52; Казачья Лавра. Из истории Свято-Михайлов-ской Афонской Закубанской пустыни // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 33-42.

ного логистического центра15. Воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации в духе патриотизма является одним из основных направлений государственной политики. Ярким примером подобной системы образования выступают казачьи кадетские корпуса, становящиеся «школами жизни» для тысяч кадетов16.

Российское казачество, на современном этапе своего развития, сформировало потребность совершенствования законодательства в сфере государственной службы членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр обществ в Российской Федерации. Одним из базовых пунктов выступает выравнивание казачьих чинов с воинскими званиями, придание им статуса классных чинов государственной службы17.

Сегодня казачество стало на новый этап своего развития: оно институционализировалось и кооптировалось в систему государственной власти Российской Федерации. В стране существует 11 войсковых казачьих обществ, входящих в государственный реестр. Существуют и общественные организации, многие из которых в качестве идеологической составляющей придерживаются идеи казачьего сепаратизма и образования казачьих республик. Наиболее активное влияние они имели в период возрождения казачества с 80-х гг. XX века до начала 2000-х гг., когда началось государственное структурирование казачьих обществ. Многие казачьи лидеры в результате остались вне интеграционных процессов и встали на сторону создания казачьих республик, в том числе и Донской казачьей республики18. Понять

15 Пахарь В.В. Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма // Альманах «Казачество». 2016. № 22. С. 8-13; Золотарева К.Г., ТерноваяЛ.О. Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 19. С. 39-50; Бейсенбин К.А., Летунов-ский П.В. Патриотические и нравственные традиции казачества в условиях постсоветской России // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 7-12; Щупленков О.В. К вопросу о системе казачьего образования и воспитания // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 19-30; Терновая Л.О. Казачья фамилия как предмет геополитического исследования // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 7-17; Ульянова Н.Б. Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитания и сохранения национальных традиций казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 17-22; Понамарева М.Н., Остапенко И.В. Историческое прошлое и особенности художественной культуры казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 55-63.

16 Бредихин А.В. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьих кадетских корпусов // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 12-19; Крутенко О.В. Проблема гуманизации учебно-воспитательного процесса // Альманах «Казачество». 2007. № 3. С. 85-91.

17 Бредихин А.В. Государственная политика в отношении российского казачества: казачьи чины // Альманах «Казачество». 2016. № 20. С. 17-22; Мошняга В.П., Пеньковский Д.Д. Политика казачества по устройству социокультурной жизни в современной России // Альманах «Казачество». 2014. № 7. С. 19-37.

18 Бредихин А.В. Казачий сепаратизм на Юге России // Альманах «Казаче-

суть формирования государственного управления казачеством принципиально невозможно без понимания сути специфики развития отдельных казачьих войск и казачьих регионов19.

Модернизационные процессы, происходящие в современной России, требуют особого внимания к развитию социокультурных взаимоотношений между различными социальными группами общества. Казачество на протяжении последних лет занимает важное место в отношениях власти и общества. Имея широкий ареал распространения на территории России, казачество выполняет важную функцию скрепа между центром и окраинами. Сибирское казачество на протяжении нескольких столетий являлось оплотом российской государственности на восточных рубежах страны. Исследовательские работы по обобщенной характеристике сибирского казачества стали появляться в последнее время, но лишь затрагивающие отдельные регионы20. Данная тематика требует дальнейшего комплексного изучения со стороны педагогов, социологов, политологов, историков, этнологов, регионоведов.

Библиографический список

1. Александр Смирнов Интервью «Казачья партия Российской Федерации» 2015. № 12. С. 7-20.

2. Аминов Ю.А. Калмыки в составе российского казачества // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 29-37.

ство». 2016. № 14. С. 36-47; Варсонофьев В.В. Казачество как испытанный механизм реализации национальной идеологии в системе военной безопасности России // Альманах «Казачество». 2013. № 6. С. 45-59; Бормотова Т.М. Роль казачества в регулировании миграционными процессами современной России // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 62-72.

19 Ерохин И.Ю. К вопросу особенностей государственного управления в системе казачьих войск // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 26-33; Щуплен-ков О.В. Нравственные императивы русской истории // NB: Философские исследования. 2013. № 7. С. 241-286.

20 Ляпустин С.Н. Роль и место казачества Дальнего Востока в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 30-40; Гончарова О.В. Участие служилых людей (казаков) в пушном промысле и пушной торговле в Сибири // Альманах «Казачество». 2016. № 22. С. 45-55; Гончарова О.В. Участие служилых людей (казаков) в пушном промысле и пушной торговле в Сибири № 21. С. 41-50; Бартош А.А. Кубанские пластуны в Кавказской армии // Альманах «Казачество». 2016. № 23. С. 18-28; Рябова Е.Л., ТерноваяЛ.О. Греческий след в судьбе казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 20. С. 7-17; Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Роль эмигрантской прессы в сохранении геополитической идентичности казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 14. С. 7-20; Карпич Ю.В. Донское казачество в политических процессах начальных лет советской власти // Альманах «Казачество». 2016. № 14. С. 57-63; Ляпустин С.Н. Роль и место казачества Дальнего Востока в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 63-74; Щупленков О.В. Роль сибирского казачества в освоении новых земель // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 38-50.

3. Бартош А.А. Кубанские пластуны в Кавказской армии // Альманах «Казачество». 2016. № 23. С. 18-28.

4. Бейсенбин К.А., Летуновский П.В. Патриотические и нравственные традиции казачества в условиях постсоветской России // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 7-12.

5. Бибаева Л.И. Культура веков у некрасовских казаков // Альманах «Казачество».

2014. № 7. С. 37-41.

6. Бибаева Л.И. Некрасовская сказка - в ней мудрость да подсказка // Альманах «Казачество». 2014. № 8. С. 54-58.

7. Бибаева Л.И. Проникнуться душой, а созидать руками // Альманах «Казачество».

2015. № 10. С. 51-52.

8. Бормотова Т.М. Роль казачества в регулировании миграционными процессами современной России // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 62-72.

9. Бредихин А.В. Государственная политика в отношении российского казачества: казачьи чины // Альманах «Казачество». 2016. № 20. С. 17-22.

10. Бредихин А.В. Казачий сепаратизм на Юге России // Альманах «Казачество».

2016. № 14. С. 36-47.

11. Бредихин А.В. Наследники Византии. Донские казаки и Ромеи // Альманах «Казачество». 2016. № 23. С. 7-11.

12. Бредихин А.В. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьих кадетских корпусов // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 12-19.

13. Брик Т.А. Сохранение казачьей культуры в рамках полиэтнического общества Дагестана // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 51-54.

14. Варсонофьев В.В. Казачество как испытанный механизм реализации национальной идеологии в системе военной безопасности России // Альманах «Казачество». 2013. № 6. С. 45-59.

15. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. Ростов-на-Дону, 2001. С. 76.

16. Водолацкий В.П., Бредихин А.В. Роль казачества в российско-китайских трансграничных отношениях // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 2-7.

17. Выступление Трошева Г.Н. на Всероссийской научно-практической конференции «Казачество в истории России» (продолжение) // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 3-13.

18. Галаганова С.Г. «А я рождён в просторе диком...» Блоковские мотивы в поэзии Николая Туроверова // Альманах «Казачество». 2015. № 12. С. 25-32.

19. Галаганова С.Г. «Две улицы»: тема социокультурного раскола казачества в рассказах Михаила Шолохова // Альманах «Казачество». 2016. № 21. С. 31-41.

20. Гончарова О.В. Участие служилых людей (казаков) в пушном промысле и пушной торговле в Сибири // Альманах «Казачество». 2016. № 22. С. 45-55.

21. Гончарова О.В. Участие служилых людей (казаков) в пушном промысле и пушной торговле в Сибири № 21. С. 41-50.

22. Гречко С.Ю. Учащиеся Усть-Медведицкого округа Области войска Донского в общественном движении второй половины XIX-начала XX века // Альманах «Казачество». № 20. С. 66-72.

23. Ерохин И.Ю. Историческая география и вопросы полиэтничности казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 22. С. 38-45.

24. Ерохин И.Ю. Особенности этно-социального облика Казачества Кубани 20156. № 13. С. 45-51.

25. Ерохин И.Ю. К вопросу особенностей государственного управления в системе казачьих войск // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 26-33.

26. Ерохин И.Ю. Казачья морская история: малоизученные страницы жизни этноса // Альманах «Казачество». 2015. № 12. С. 20-25.

27. Золотарева К.Г., Терновая Л.О. Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 19. С. 39-50.

28. Зязиков М.М. Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО,

доктор философских наук отвечает на вопросы Рябовой Е.Л. // Альманах «Казачество». 2014. № 7. С. 6-16.

29. Карпич Ю.В. Донское казачество в политических процессах начальных лет советской власти // Альманах «Казачество». 2016. № 14. С. 57-63.

30. Казачья Лавра. Из истории Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 33-42.

31. Каргин А.С. Традиционная культура казачества. Теоретико-методологические аспекты ее сохранения и реконструкции // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 46-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Квятковский Ю.П. Содоклад. Ход реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 17-29.

33. Крутенко О.В. Проблема гуманизации учебно-воспитательного процесса // Альманах «Казачество». 2007. № 3. С. 85-91.

34. Лонгборд Ф. «Ка зак и». Отрывок из монографии // Альманах «Казачество». 2007. № 4. С. 85-93.

35. Лукаш С.Н. Воспитательное пространство казачьего сообщества // Альманах «Казачество». 2008. № 5. С. 72-87.

36. Лукаш С.Н. Методологические основы педагогики казачества // Гуманизация образования. 2013. №4. С. 26-34.

37. Лытов Б.В. Пушкин о казачестве // Альманах «Казачество». 2007. № 3. С. 40-55.

38. Ляпустин С.Н. Роль и место казачества Дальнего Востока в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 63-74.

39. Ляпустин С.Н. Роль и место казачества Дальнего Востока в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке России // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 30-40.

40. Максимова О.Н. Православное казачество и формирование этнополитической культуры населения // Альманах «Казачество». 2013. № 6. С. 76-85.

41. Макуров Л.Г., Комаровский Н.М. «О реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в городе Москве» // Альманах «Казачество». 2013. № 6. С. 11-40.

42. Мошняга В.П., Пеньковский Д.Д. Политика казачества по устройству социокультурной жизни в современной России // Альманах «Казачество». 2014. № 7. С. 19-37.

43. Пахарь В.В. Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма // Альманах «Казачество». 2016. № 22. С. 8-13.

44. Понамарева М.Н., Остапенко И.В. Историческое прошлое и особенности художественной культуры казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 55-63.

45. Протоиерей Владимир Бороздинов. Сущность патриотизма // Альманах «Казачество». 2007. № 3. С. 79-85.

46. Рябова Е.Л. Казачество в XVII - XVIII вв. Часть 1. // Альманах «Казачество». 2015. № 12. С. 32-43.

47. Рябова Е.Л. Казачество в XVII-XVIII вв. Часть 2. // Альманах «Казачество». 2015. № 13. С. 37-45.

48. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Греческий след в судьбе казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 20. С. 7-17.

49. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Роль казачества в формировании Евразийского пространства // Альманах «Казачество». 2016. № 18. С. 7-17.

50. Рябова Е.Л. Российское казачество: проблемы формирования общественных представлений // Альманах «Казачество». 2007. № 4. С. 18-24.

51. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Роль эмигрантской прессы в сохранении геополитической идентичности казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 14. С. 7-20.

52. Смирнов А.А. За кем пойдут Казаки // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 2-12.

53. Терновая Л.О. Быть пластуном - уметь особо воевать // Альманах «Казачество». 2015. № 9. С. 14-26.

54. Терновая Л.О. Казачья фамилия как предмет геополитического исследования // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 7-17.

55. Терновая Л.О. Морские походы казаков // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 26-38.

56. Терновая Л.О. Геополитический смысл походов казаков по местам боевой славы // Альманах «Казачество». 2015. № 10. С. 2-12.

57. Терновая Л.О. Память места: казаки в Голландии в 1813 году // Альманах «Казачество». 2014. № 7. С. 60-70.

58. Трошев Г.Н. III большой круг казаков России // Альманах «Казачество». 2007. № 4. С. 24-56.

59. Ульянова Н.Б. Изобразительное искусство как формирующий фактор воспитания и сохранения национальных традиций казачества // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 17-22.

60. Щупленков О.В. История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи // Альманах «Казачество». 2014. № 8. С. 34-51.

61. Щупленков О.В. К вопросу о системе казачьего образования и воспитания // Альманах «Казачество». 2016. № 17. С. 19-30.

62. Щупленков О.В. Казачество как социальная общность: историческая справка // Альманах «Казачество». 2016. № 21. С. 7-20.

63. Щупленков О.В. Методологические аспекты национальной безопасности России // NB: Национальная безопасность. 2014. № 2. С. 60-110.

64. Щупленков О.В. Роль семьи в воспитании казака-патриота // Альманах «Казачество». 2016. № 18. С. 17-28.

65. Щупленков О.В. Роль сибирского казачества в освоении новых земель // Альманах «Казачество». 2016. № 15. С. 38-50.

66. Щупленков О.В. Нравственные императивы русской истории // NB: Философские исследования. 2013. № 7. С. 241-286.

References

1. Alexander Smirnov Interview "Cossack Party of the Russian Federation" 2015. № 12. P. 7-20.

2. Aminov Yu.A. Kalmyks in the composition of the Russian Cossacks // Almanac "Cossacks". 2008. № 5. P. 29-37.

3. Bartosh A.A. Kuban scouts in the Caucasian army // Almanac "Cossacks". 2016. № 23. P. 18-28.

4. Beisenbin K.A., Letunovsky P.V. Patriotic and moral traditions of the Cossacks in the conditions of post-Soviet Russia // Almanac "Cossacks". 2016. № 17. P. 7-12.

5. Bibaeva L.I. The culture of centuries among the Nekrasov Cossacks // Almanac "Cossacks". 2014. № 7. P. 37-41.

6. Bibaeva L.I. Nekrasov's fairy tale - there is wisdom and a hint in it // Almanac "Cossacks". 2014. № 8. P. 54-58.

7. Bibaeva L.I. To be imbued with the soul, and create with the hands // Almanac "Cossacks". 2015. № 10. P. 51-52.

8. Bormotova T.M. The role of the Cossacks in the regulation of migration processes in modern Russia // Almanac "Cossacks". 2008. № 5. P. 62-72.

9. Bredikhin A.V. State policy towards the Russian Cossacks: Cossack ranks // Almanac "Cossacks". 2016. № 20. P. 17-22.

10. Bredikhin A.V. Cossack separatism in the South of Russia // Almanac "Cossacks". 2016. № 14. P. 36-47.

11. Bredikhin A.V. Byzantine heirs. Don Cossacks and Romei // Almanac "Cossacks". 2016. № 23. P. 7-11.

12. Bredikhin A.V. On the system of spiritual, moral and patriotic education of the Cossack cadet corps // Almanac "Cossacks". 2016. № 17. P. 12-19.

13. Brik T.A. Preservation of the Cossack culture within the framework of the multi-ethnic society of Dagestan // Almanac "Cossacks". 2016. № 17. P. 51-54.

14. Varsonofiev V.V. Cossacks as a proven mechanism for the implementation of national ideology in the military security system of Russia // Almanac "Cossacks". 2013. № 6. P. 45-59.

15. Velikaya N.N. Cossacks of the Eastern Ciscaucasia in the 18th-19th centuries. Rostov-

on-Don, 2001, p. 76.

16. Vodolatsky V.P., Bredikhin A.V. The role of the Cossacks in Russian-Chinese cross-border relations // Almanac "Cossacks". 2015. № 11. P. 2-7.

17. Troshev G.N. at the All-Russian scientific and practical conference "Cossacks in the history of Russia" (continued) // Almanac "Cossacks". 2008. № 5. P. 3-13.

18. Galaganova S.G. "And I was born in the wild..." Blok's motives in the poetry of Nikolai Turoverov // Almanac "Cossacks". 2015. № 12. P. 25-32.

19. Galaganova S.G. "Two streets": the theme of the socio-cultural split of the Cossacks in the stories of Mikhail Sholokhov // Almanac "Cossacks". 2016. № 21. P. 31-41.

20. Goncharova O.V. Participation of service people (Cossacks) in the fur trade and fur trade in Siberia // Almanac "Cossacks". 2016. № 22. P. 45-55.

21. Goncharova O.V. Participation of service people (Cossacks) in the fur trade and fur trade in Siberia № 21. P. 41-50.

22. Grechko S.Yu. Students of the Ust-Medveditsky District of the Don Army Region in the social movement of the second half of the 19th and early 20th centuries // Almanac "Cossacks". № 20. P. 66-72.

23. Erokhin I.Yu. Historical geography and issues of polyethnicity of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2016. № 22. P. 38-45.

24. Erokhin I.Yu. Features of the ethno-social image of the Kuban Cossacks 20156. № 13. P. 45-51.

25. Erokhin I.Yu. To the question of the features of public administration in the system of Cossack troops // Almanac "Cossacks". 2015. № 9. P. 26-33.

26. Erokhin I.Yu. Cossack maritime history: little-studied pages of the life of the ethnic group // Almanac "Cossacks". 2015. № 12. P. 20-25.

27. Zolotareva K.G., Ternovaya L.O. Pedagogical contribution to the creation of a non-military image of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2016. № 19. P. 39-50.

28. Zyazikov M.M. Deputy Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Central Federal District, Doctor of Philosophy answers the questions of Ryabova E.L. // Almanac "Cossacks". 2014. № 7. P. 6-16.

29. Karpich Yu.V. Don Cossacks in the political processes of the early years of Soviet power // Almanac "Cossacks". 2016. № 14. P. 57-63.

30. Cossack Lavra. From the history of St. Michael's Athos Trans-Kuban desert // Almanac "Cossacks". 2015. № 9. P. 33-42.

31. Kargin A.S. Traditional culture of the Cossacks. Theoretical and methodological aspects of its preservation and reconstruction // Almanac "Cossacks". 2008. № 5. P. 46-56.

32. Kvyatkovsky Yu.P. Co-report. Progress in the implementation of the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010" // Almanac "Cossacks". 2008. № 5. P. 17-29.

33. Krutenko O.V. The problem of humanization of the educational process // Almanac "Cossacks". 2007. № 3. P. 85-91.

34. Longboard F. "Cossacks". Excerpt from the monograph // Almanac "Cossacks". 2007. № 4. P. 85-93.

35. Lukash S.N. Educational space of the Cossack community // Almanac "Cossacks". 2008. № 5. P. 72-87.

36. Lukash S.N. Methodological foundations of the pedagogy of the Cossacks // Human-ization of education. 2013. № 4. pp. 26-34.

37. Lytov B.V. Pushkin about the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2007. № 3. P. 40-55.

38. Lyapustin S.N. The role and place of the Cossacks of the Far East in the fight against smuggling in the Far East of Russia // Almanac "Cossacks". 2016. № 15. P. 63-74.

39. Lyapustin S.N. The role and place of the Cossacks of the Far East in the fight against smuggling in the Far East of Russia // Almanac "Cossacks". 2016. № 17. P. 30-40.

40. Maksimova O.N. Orthodox Cossacks and the formation of the ethno-political culture of the population // Almanac "Cossacks". 2013. № 6. P. 76-85.

41. Makurov L.G., Komarovsky N.M. "On the implementation of the state policy of the

Russian Federation in relation to the Russian Cossacks in the city of Moscow" // Almanac "Cossacks". 2013. № 6. P. 11-40.

42. Moshnyaga V.P., Penkovsky D.D. The policy of the Cossacks on the organization of socio-cultural life in modern Russia // Almanac "Cossacks". 2014. № 7. P. 19-37.

43. Plowman V.V. Pedagogical patriotic traditions of the Cossacks of the Orenburg region as the basis of social tourism // Almanac "Cossacks". 2016. № 22. P. 8-13.

44. Ponamareva M.N., Ostapenko I.V. The historical past and features of the artistic culture of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2016. № 15. P. 55-63.

45. Archpriest Vladimir Borozdinov. Essence of patriotism // Almanac "Cossacks". 2007. № 3. P. 79-85.

46. Ryabova E.L. Cossacks in the XVII - XVIII centuries. Part 1. // Almanac "Cossacks". 2015. № 12. P. 32-43.

47. Ryabova E.L. Cossacks in the XVII-XVIII centuries. Part 2. // Almanac "Cossacks". 2015. № 13. P. 37-45.

48. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Greek trace in the fate of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2016. № 20. P. 7-17.

49. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The role of the Cossacks in the formation of the Eurasian space // Almanac "Cossacks". 2016. № 18. P. 7-17.

50. Ryabova E.L. Russian Cossacks: problems of formation of public ideas // Almanac "Cossacks". 2007. № 4. P. 18-24.

51. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The role of the emigrant press in preserving the geopolitical identity of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2016. № 14. P. 7-20.

52. Smirnov A.A. Who will the Cossacks follow // Almanac "Cossacks". 2015. № 9. P. 2-12.

53. Ternovaya L.O. To be a plastun is to be able to fight especially // Almanac "Cossacks". 2015. № 9. P. 14-26.

54. Ternovaya L.O. Cossack surname as a subject of geopolitical research // Almanac "Cossacks". 2016. № 15. P. 7-17.

55. Ternovaya L.O. Naval campaigns of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2015. № 11. P. 26-38.

56. Ternovaya L.O. Geopolitical meaning of the campaigns of the Cossacks in the places of military glory // Almanac "Cossacks". 2015. № 10. P. 2-12.

57. Ternovaya L.O. Memory of a place: Cossacks in Holland in 1813 // Almanac "Cossacks". 2014. № 7. P. 60-70.

58. Troshev G.N. III large circle of the Cossacks of Russia // Almanac "Cossacks". 2007. № 4. P. 24-56.

59. Ulyanova N.B. Fine arts as a formative factor in the education and preservation of the national traditions of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2016. № 15. P. 17-22.

60. Shchuplenkov O.V. The history and traditions of the Cossacks - the basis of the patriotic education of youth // Almanac "Cossacks". 2014. № 8. P. 34-51.

61. Shchuplenkov O.V. To the question of the system of Cossack education and upbringing // Almanac "Cossacks". 2016. № 17. P. 19-30.

62. Shchuplenkov O.V. Cossacks as a social community: historical background // Almanac "Cossacks". 2016. № 21. P. 7-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63. Shchuplenkov O.V. Methodological Aspects of Russia's National Security // NB: National Security. 2014. № 2. P. 60-110.

64. Shchuplenkov O.V. The role of the family in the education of the Cossack-patriot // Almanac "Cossacks". 2016. № 18. P. 17-28.

65. Shchuplenkov O.V. The role of the Siberian Cossacks in the development of new lands // Almanac "Cossacks". 2016. № 15. P. 38-50.

66. Shchuplenkov O.V. Moral imperatives of Russian history // NB: Philosophical studies. 2013. № 7. P. 241-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.