Научная статья на тему 'Казачий образовательный контент в научно-исследовательском пространстве (на примере материалов в журнале Альманах «Казачество»)'

Казачий образовательный контент в научно-исследовательском пространстве (на примере материалов в журнале Альманах «Казачество») Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
историография / казак / этнос / образование / воинство / культура / historiography / Cossack / ethnic group / education / the army / culture

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Щупленков Н. О., Щупленков О. В.

В статье на основе многочисленных материалов показана важная роль казачьей педагогики в российском образовании. Казачество в целом можно рассматривать как сложное, многокомпозиционное явление, исторически сложившуюся общность, выполняющую охранно-пограничные функции. Казачество сформировалось как этническая, социальная и историческая группа, объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также других национальных подразделений как отдельных субэтносов своих народов в единое целое, со своими образовательными и воспитательными традициями. Проведенное исследование подчеркивает значимость дальнейшего изучения истории педагогики казачества как неотъемлемой части русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cossack content in the research space (using the example of materials in the Almanac “Kazachestvo” magazine)

Based on numerous materials, the article shows the important role of Cossack pedagogy in Russian education. The Cossacks as a whole can be considered as a complex, multi-compositional phenomenon, a historically formed community that performs security and border functions. The Cossacks formed as an ethnic, social and historical group, which united, due to its specific characteristics, all Cossacks, primarily Russians, as well as other national divisions as separate sub-ethnoses of their peoples into a single whole, with their own educational and educational traditions. The conducted research emphasizes the importance of further study of the history of the pedagogy of the Cossacks as an integral part of Russian culture.

Текст научной работы на тему «Казачий образовательный контент в научно-исследовательском пространстве (на примере материалов в журнале Альманах «Казачество»)»

Щупленков Н.О.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Щупленков О.В.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Казачий образовательный контент в научно-исследовательском пространстве (на примере материалов в журнале Альманах «Казачество»)

Историография казачества рассматривается авторами с точки зрения публикационной активности данной тематики в отечественном научном журнале Альманах «Казачество», определенные рамками выхода журнала с 2017 по 2019 гг., вызванные актуализацией каза-коведческой тематики политикой государства в отношении данного феномена социально-политической и образовательно-культурной жизни российского общества.

Предлагается рассмотреть данный вопрос по следующим направлениям: исследование региональных аспектов государственного становления казачества и формирования правового поля его развития; изучение аспектов проявления традиционной региональной образовательной культуры; определение роли и места казачьего воспитания подрастающего поколения в системе местных традиций и обычаев.

В последние годы проблема изучения современного казачества вновь актуализировалась, что было связано, в том числе, с активизацией государственной политики в отношении казачьего движения, желанием государства использовать патриотический и государствен-нический потенциал современных казаков в современном российском образовании. Исследователи историографии казачества посвящают свои работы анализу вопросов изучения различных аспектов возрождения и развития казачества, свою скромную лепту в этот общий процесс предлагают внести и авторы данного исследования.

Педагогика является одной из древнейших наук. В каждую эпоху о воспитании и образовании размышляли великие умы. Но при этом всегда параллельно существовало две педагогические тради-

ции: народная и государственно-общественная. По мере технического развития общества вторая модель занимала все более прочное положение, постепенно вытесняя первую. Сейчас пришло осознание, сколько ценного для развития личности хранилось именно в народной педагогике. Поэтому исключительно важно изучать и по возможности применить ее опыт, сохранившийся в ряде культур, в частности у казачества1.

В современном обществе все чаще упоминается значимость культуры в системе образования. Действительно, объединяя культуру и образование, мы достигаем цели воспитания духовно-нравственного человека. Обращаясь к культурным традициям, образование пополняет собственное содержание.

По мнению русского исследователя С.Н. Даньшова процесс возрождения духовных и нравственных ценностей является достаточно сложным, так как он будет зависеть не только от социума, но и от самовоспитания отдельной личности. В связи с ростом национального самосознания современное общество осознает необходимость обращения к памятникам прошлого, культурным традициям, в том числе и к истории казачества. С.Н. Даньшов считал, что совокупность патриотических, культурно-исторических, этических и художественных традиций казачества может выступить эффективной средой воспитания, которая будет ориентировать учащихся на высокие моральные, духовно-нравственные идеалы2.

В рамках педагогики казачества сегодня рассматривают обобщенный практический опыт воспитания и обучения детей на основе сложившейся системы моральных ценностей, ключевое место в которой занимают традиции культуры, характер бытового уклада и специфика социальных отношений, которая влияет на становление личности.

В педагогике казачества важнейшей функцией является куль-турообразующая, которая предусматривает возрождение, передачу, сохранение и воспроизводство культуры средствами образования. Культура казачества имеет качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностно-ориентированном воспитании, во главу педагогического процесса ставятся нравственные и

1 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Казачество: традиции русской народной педагогики и педагогический опыт // Альманах «Казачество». 2019. № 41. С. 18-30.

2 Даньшов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006.

моральные установки, важным моментом является ориентация на семейные ценности.

Отечественные исследователи выделяют следующую периодизацию, в ходе которой шли трансформационные процессы и которую можно применить к российскому казачеству в целом:

1. Этап «вольных братств» (мужских военизированных сообществ) (ХУ1-ХУ11 вв.);

2. «Военно-служилый» этап, формирование этносословия (XVIII - начало XX в.);

3. Крах сословности и трансформации этничности (первая четверть - конец XX в.);

4. «Казачье возрождение» (конец XX - начало XXI вв.).

Казаки в период XVI - XVII веков, являясь мужским военизированными сообществами исповедовали соответствующие этические принципы, которые раскрываются в характеристиках модели раннего казачества: «...полиэтничность, однородный половой состав, наличие системы возрастных классов и социального равенства, отказ от производящих сфер хозяйствования в пользу присваивающих (военные набеги и военная служба); коллективная собственность; властные структуры, приближенные к так называемой демократии; военизированный уклад жизни; крайняя суженность семейно-брач-ной сферы жизни»3.

В эти годы на обширных южнорусских степях постоянно росли и укреплялись казачьи сообщества. Набранные из числа крепких телом и духом, они сражались за право на существование, за то, чтобы оставаться свободными. Их жизнь проходила верхом на лошади, а существование зависело от умения ухаживать за полудиким скотом, быть охотником и воином. На таких обширных равнинах важнейшим для мужчин стали навыки в любой момент защитить занимаемую территорию. Опорные пункты обороны представляли собой лагерь или группу грубых строений, которые стояли прямо посреди очищенного участка в лесной местности. Строения служили жилищами гарнизона. Они же делили казаков по подразделениям, или куреням. Несмотря на железную дисциплину, которая была необходима, правление было самым демократичным. Начальник этой воинственной республики носил звание кошевого атамана. При наличии своих полномочий он мог быть отстранен от своей должности, если так решит общее собрание членов братства. Вместе со своим адъютантом, который носил звание «есаул», а также с «писарем» кошевой атаман мог в

3 Рыблова М.А. Мужские сообщества донских казаков как социокультурный феномен XVI - первой трети XIX в.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПБ.: 2009.

любой момент и по самому незначительному поводу предстать перед общим собранием гарнизона. Как только ребенок начинал ходить, его сажали на лошадь. В раннем возрасте им позволяли есть лишь тогда, когда благодаря владению луком и стрелами они без посторонней помощи добывали дичь в общий семейный котел.

Поведенческие стандарты, которые генерирует раннее казачество просты и понятны - свобода слова, поступка, выбора, взаимное уважение, взаимовыручка, братская жертвенность, равноправие, народоправство, презрение к стяжательству, ценность и ценимость душевных порывов.

Неписанный «Кодекс чести казака» ХУ1-ХУ11 веков, который заложил основы казачьего самосознания - это кодекс «вольницы», стоящей на трех столпах: вере, воле, казачьем «товариществе».

На втором этапе периодизации и развития казачества, который мы выделили ранее, вольное казачество, подчиняясь историческим условиям, меняется структурно, функционально и идейно. В течение ХУШ-Х1Х веков казачество превращалось в военно-служилое сословие Российской империи, обретая при этом новые обязанности и права. На место вольных военизированных сообществ приходит поземельная община, однополый мужской контингент казачества сменяется институтом патриархальной семьи. Это приводит к трансформации морально-этических ценностей, нравственных установок, поведенческих стереотипов.

В «Кодекс чести казака» вошли новые, ранее отсутствующие ценностные категории: трудолюбие, хозяйственная смекалка, экономическая самодостаточность, самоощущение и самоидентификация себя как хозяина, уважение к женщине, трепетное отношение к девичьей чести и добродетели, забота о детях и престарелых родителях.

Однако самой существенной трансформацией смысловой матрицы станет закрепление идеи «служения». Смыслом жизни и воспитательным инструментом станет идея служения православной вере, государству, монарху. Идеологически это оформилось в девиз «За Веру, Царя и Отечество»4.

Впервые в этом убедился Петр I Великий во время осады крепости Азов, где он увидел выносливость и военное умение казаков. Совместными усилиями армии и флота Азов был взят, а между царем и казаками завязались дружеские отношения5.

4 Кодекс чести казака / [сост., вступит ст. А. В. Дюкарев]. М.: РИПОЛ классик, 2020.

5 Шкваров А. Казачество эпохи Петра Великого. Конец «вольностям» казачьим. М.: Гостехиздат, 2016.

Следующим вкладом казаков в историю Российской империи стало участие в Полтавской битве, результатом которой стал переход большей части территории вольной Украины во владение русской короны. Первым законом, принятым Петром после присоединения этих земель, стало требование о том, чтобы гетман и главные должностные лица казачества приносили присягу верности. Одновременно поступило требование, чтобы каждый из казачьих полков выделил из своего числа контингент, который был бы включен в состав войск русской армии. Тем самым ясно указывалось, что теперь от украинского казачества требовали нести службу в регулярной армии, как это делали все прочие.

При Екатерине II Великой были предприняты настойчивые попытки к тому, чтобы ликвидировать все различия между Украиной и соседними с ней русскими областями. Гордясь своими национальными традициями и правилами, казаки выступили ярыми противниками всех нововведений.

На закате монархического правления термин «казак» официально употреблялся по отношению к отдельному сословию внутри Русского государства. Это сословие имело четко определенные права и обязанности, отличные от прочих подданных империи6.

Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война оказались переломными событиями в судьбе нескольких миллионов россиян, называвших себя казаками. Эта сословно обособленная часть сельского населения была крестьянской по происхождению, а также по характеру труда и образу жизни. Сословные привилегии, лучшее (по сравнению с другими группами земледельцев) земельное обеспечение частично компенсировали тяжёлую воинскую повинность казачества7.

После революции 1917 года трансформация российского казачества и его морально-этической ценностной основы приобрела иной вектор и происходила под воздействием нескольких факторов: отмены сословности, антиказачьей политики советской власти в 1919 и в начале 1920-х годов, социально-экономических последствий катаклизмов вследствие разрухи и голода, социалистической модернизации казачьих регионов. Уничтожается местное казачье самоуправление, исчезают такие поведенческие характеристики, как самостоятельность, ответственность, решительность, ликвидируется

6 Крессон Уильям. Казаки. история «вольных людей» от Запорожской Сечи до коммунистической России / пер. с англ. А.Л. Андреева. М.: Центрполиграф, 2016.

7 Данилов В.П., Тархова Н. Введение // Филипп Миронов (Тихий Дон в 1917-1921 гг.) Док-ты и мат-лы. М.: 1997.

обязательная военная служба для казаков8, 9.

Экономические разногласия между большевиками и казаками привели к репрессиям против казачества. Несмотря на физическое уничтожение казаков, их потомкам удалось сохранить генетическую память о нравственных идеалах казаков, казачьих традициях и культуре. Высказано мнение о том, что деление казаков на реестровых и нереестровых может послужить основанием для раскола казачества на современном этапе10.

Среди немногих ценностно-смысловых категорий казачества сохранились идея служения Родине, где поменялось идеологическое содержание - идеологема «За Веру, Царя и Отечество» получила новое звучание «За нашу Советскую Родину»11.

В казачьих станицах в то время имели право проживать лица, не относящиеся к казакам, то есть представитель «не военного сословия». Общество оплачивало им определенные работы, выполняемые по найму, однако эти лица не имели права голоса и не могли занимать выборные посты. Но, несмотря на произошедшие изменения, военные традиция казаков остались неизменными, и царское правительство продолжало относиться к казачеству как к особой прослойке населения. Каждый казак все еще должен был иметь собственную лошадь, обмундирование и оружие, а единственным новшеством в условиях несения службы казаками стало повышение подготовки казачьих войск до уровня, обеспечивающего их взаимодействие с регулярными войсками кадровой русской армии.

В 1936 году советское правительство возвращает казакам возможность военной службы в рядах Красной армии, и в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 голов уже советское казачество с успехом применяло исторический опыт и воинское искусство своих предков.

Почти все казачьи войска, принимавшие участие в Первой мировой войне, представляли собой кавалерийские части и подразделе-ния12. Для несения военной службы все казаки мужчины делились на две общие категории - кадровые войска и резерв. Кадровые войска, в

8 Филатова Ж.В. Терское казачество в 1917 г.: консолидация или распад // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 42-55.

9 Филатова Ж.В. Казаки и горцы: политическое противостояние в Терской области в начале 1917 г. // Альманах «Казачество». 2019. № 38. С. 8-15.

10 Комлацкий В.И., Беспятов Е.А. Казачий раскол // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 7-16.

11 Кодекс чести казака / [сост., вступит ст. А. В. Дюкарев]. М.: РИПОЛ классик, 2020.

12 Летуновский П.В., Востриков С.В. Трансформации казаческого сообщества на фоне !-й Мировой войны // Альманах «Казачество». 2019. № 41. С. 9-18.

свою очередь, делились на три категории:

1. Новобранцы - казаки, включающие учащихся военных заведений, которые проходят военную подготовку;

2. Линейные казачьи войска;

3. Запасные казачьи войска, или резерв второй категории.

Военная служба казака начиналась с 18 лет и проходила следующим образом: три года подготовки, затем 12 лет в линейных войсках и 5 лет в резерве. Категория линейных войск, ввиду длительного периода службы, подразделялась на три категории, только первая из которых требовала постоянного нахождения в войсках, в то время как две другие предусматривали возможность оставаться возле своих домов до «сигнала сбора»13.

Ежедневная необходимость составления рапортов казаков во время военных действий требовала знания чтения и письма не только от казачьих офицеров, но и младших командиров-урядников. Источником знания в станицах становились священники, но они не могли охватить большое количество жителей. Стали создаваться полковые училища, которые влекли за собой постепенное открытие школ в остальных станицах казачьего формирования. В соответствии с потребностями времени, набор изучаемых предметов в училищах ограничивался Законом Божьим, арифметикой, грамматикой и чистописанием14.

Следует отметить людей, которые внесли вклад в историю образования и просвещения казаков:

Сковорода Григорий Савич (1722-1794) - малороссийский казак, выдающийся философ, поэт, педагог. Вел жизнь странствующего мыслителя. Его произведения распространялись в рукописях, заучивались казаками на память. Осмыслил народную казачью философию, видел смысл жизни в подвиге самопознания и служения ближним. Превыше всего, как Божественный дар, равный дару жизни, ставил личную и духовную свободу.

Железнов Иосаф Игнатьевич (1824-1863) - уральский казак, первый уральский писатель, этнограф, фольклорист, просветитель. Отстаивал интересы уральского казачества, не давал грабить казачьи земли купцам и чиновникам, казахским баям. Дети Иосафа Игнатьевича продолжили его работу, став фольклористами и композиторами.

13 Капустина (Артамонова) М.Г. Казачество как социально-управленческий феномен // Альманах «Казачество». 2018. № 34. С. 70-80.

14 Колесников В.А. История казачества на Ставрополье. 1771-1870 гг.: Учебное пособие для обучающихся 8-х классов учреждений дополнительного образования и классов казачьей (кадетской) направленности. Москва: Изд-во Надыршин, 2019.

■ Крюков Федор Дмитриевич (1870 -1920) - донской казак, выдаю-

щийся писатель и журналист, политический деятель. Блистательно закончил Усть-Медведицкую гимназию и Филологический институт в Санкт-Петербурге. Служил преподавателем, затем был избран от казаков депутатом Государственной Думы. Во времена Первой мировой войны был военным корреспондентом, а с 1918 года - секретарь Круга Войска Донского, войсковой старшина15.

Самый известный среди первых атаманов Березова Истома (Савва) Аргунов в начале как минимум более чем 30-летней службы в этом городе участвовал в походе против властителя Пегой орды князя Вони, когда был выстроен Нарымский острог, в экспедиции на Подкаменную Тунгуску, где объясачил эвенков, а затем ввиду угрозы мятежа, который собирались поднять местные «иноземцы», сооружал или ремонтировал березовские укрепления, видимо, с соболиной «казной» ездил в Москву (во время одной из таких «посылок» атаман попал в плен к тушинцам, но при неясных обстоятельствах сумел бежать и вернулся в Сибирь)16.

Атаманы и казаки, в частности, Аргуновы, Лихачевы, Кокоули-ны, Торлоповы, Фофановы, Шаховы, которые, а также их сыновья, внуки, правнуки и другие родственники (подчас сделавшиеся детьми боярскими, представлявшими собой в Азиатской России служилую аристократию), сыграли существенную роль в освоении севера Западной Сибири, особенно Енисейского края, и закреплении за Московским государством огромной территории Березовского уезда и соседних с ним земель17.

С середины XIX века в войсковых отчетах (отчетах атаманов станиц, поселков, войсковых отделов) стали появляться графы этнического состава лиц, проживавших в станицах Сибирского казачьего войска. Определялась этническая принадлежность в тот исторический период путем определения вероисповедания18.

Во многих казачьих войсках России лиц еврейской национальности служили в качестве технических специалистов, медицинских работников, а как лица «невойскового сословия» - то есть не каза-

15 Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манчжура В.Т. Казаки. Ростов-на-Дону: Ро-стовкнига, 2013.

16 Солодкин Я.Г. Истома (САВВА) Аргунов - один из первых атаманов «Бере-зова города» // Альманах «Казачество». 2017. № 26. С. 62-70.

17 Солодкин Я.Г. Являлся ли Алексей Галкин соратником Ермака? (к ранней истории казачества «Березова города») // Альманах «Казачество». 2017. № 29. С. 28-36.

18 Летуновский П.В., Солдатенкова Е.И. Исторический потенциал казачества Смоленской области России как важнейшая составляющая национальной без. опасности // Альманах «Казачество». 2018. № 31. С. 8-15.

ж 20

ки, но проживающие в казачьих станицах, евреи постоянно выпол- ■

няли те или иные хозяйственные функции и занимались торговлей. В Сибирском казачьем войске евреи появились на службе в начале XIX века и выполняли функции, обозначенные выше19.

С конца XX века начинается период «возрождения казачества», которые знаменует собой очередной трансформационный виток системы ценностей и нравственных ориентиров обновленного российского казачества. Для этого периода характерен не поиск новых ценностных установок и поведенческих моралей, а реставрация законсервированного исторического и духовного наследия дореволюционного (1917 г.) российского казачества20.

Системе духовно-нравственных ценностей в казачестве уделяется совершенно особая роль. Ведь, в основе формирования идеологии государственного служения казачества лежат семейные традиции. Казаки, в первую очередь, являются народом, а не отрядом воинов. В современном обществе казаки занимаются тем же, что и остальные россияне: служат при погонах или работают в гражданских отраслях. Казаки живут традициями и передают их своим детям. Сложно понять идеологию казачества, не изучив его основополагающей ценности - семьи. Казаки с испокон веков к чужим детям относились, как своим, даже если они были рождены от нехристианина. Для казака считалось позором иметь неграмотных сыновей, а своих дочерей они мечтали сделать счастливыми. Когда казакам было суждено отправиться на смертный бой, станица не оставляла его семью на произвол судьбы21.

Под понятием «возрождение казачества» понимается процесс социально-политической трансформации современного российского казачества, в контексте которого происходит демократическое преобразование общественной жизни, модернизация правового государства и развития гражданских отношений22.

Казачество приняло активное участие в событиях 2014 года в Крыму. Однозначная поддержка казачеством вступления Крыма в состав РФ внесла определенную лепту в осуществление желания крымчан23.

19 .Колупаев Д.В. Еврейский этнический элемент в Сибирском Казачьем войске // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 16-22.

20 Слезин А.А., Щупленков О.В. Российская молодежь эмиграции первой волны как историческое национально-культурное явление // Философия и культура. 2012. № 7 (55). С. 75-84

21 Ткаченко Е.Н. Семья и семейные традиции Казаков // Альманах «Казачество». 2018. № 33. С. 59-68.

22 Щупленков О.В. Возрождение казачества в системе национальной парадигмы // Альманах «Казачество». 2017. № 26. С. 7-17.

23 Шестов С.Н., Руденко-Миних И.И. Казачество Крыма: путь на Родину // Альманах «Казачество». 2018. № 36. С. 17-28. Щ-к

/8г»

_

■ Федеральная целевая программа «Молодёжь России» определяет

важнейшие факторы устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния её граждан и совершенствования общественных отношений, в том числе через эффективную государственную молодёжную политику, которую следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны24.

Данной программой предусмотрен комплекс мер по реализации инновационного потенциала молодёжи, гражданскому образованию, патриотическому воспитанию, формированию толерантности, поддержке молодёжных инициатив, развитию волонтерского (добровольческого) движения, включению молодёжи в социальную практику, поддержку молодых семей, инициативной и талантливой молодёжи.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Патриотическое воспитание молодёжи является основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан РФ: опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите.

Библиографический список

1. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манчжура В.Т. Казаки. Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2013. 87 с.

2. Данилов В.П., Тархова Н. Введение // Филипп Миронов (Тихий Дон в 1917-1921 гг.) Док-ты и мат-лы. М., 1997. 792 с.

3. Даньшов С. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 25 с.

24 Щупленков О.В. Нравственные императивы русской истории // N3: Фило-. софские исследования. 2013. № 7. С. 241-286.

Ж1_

4. Капустина (Артамонова) М.Г. Казачество как социально-управленческий феномен // Альманах «Казачество». 2018. № 34. С. 70-80.

5. Кодекс чести казака / [сост., вступит ст. А. В. Дюкарев]. М.: РИПОЛ классик, 2020. 336 с.

6. Колесников В.А. История казачества на Ставрополье. 1771-1870 гг.: Учебное пособие для обучающихся 8-х классов учреждений дополнительного образования и классов казачьей (кадетской) направленности. Москва: Изд-во Надыршин, 2019. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Колупаев Д.В. Еврейский этнический элемент в Сибирском Казачьем войске // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 16-22.

8. Комлацкий В.И., Беспятов Е.А. Казачий раскол // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 7-16.

9. Крессон Уильям. Казаки. история «вольных людей» от Запорожской Сечи до коммунистической России / пер. с англ. А.Л. Андреева. М.: Центрполиграф, 2016. 223 с.

10. Летуновский П.В., Востриков С.В. Трансформации казаческого сообщества на фоне I-й Мировой войны // Альманах «Казачество». 2019. № 41. С. 9-18.

11. Летуновский П.В., Солдатенкова Е.И. Исторический потенциал казачества Смоленской области России как важнейшая составляющая национальной безопасности // Альманах «Казачество». 2018. № 31. С. 8-15.

12. Рыблова М.А. Мужские сообщества донских казаков как социокультурный феномен XVI - первой трети XIX в.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПБ, 2009. 52 с.

13. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Казачество: традиции русской народной педагогики и педагогический опыт // Альманах «Казачество». 2019. № 41. С. 18-30.

14. Слезин А.А., Щупленков О.В. Российская молодежь эмиграции первой волны как историческое национально-культурное явление // Философия и культура.

2012. № 7 (55). С. 75-84

15. Солодкин Я.Г. Истома (САВВА) Аргунов - один из первых атаманов «Березова города» // Альманах «Казачество». 2017. № 26. С. 62-70.

16. Солодкин Я.Г. Являлся ли Алексей Галкин соратником Ермака? (к ранней истории казачества «Березова города») // Альманах «Казачество». 2017. № 29. С. 28-36.

17. Ткаченко Е.Н. Семья и семейные традиции Казаков // Альманах «Казачество». 2018. № 33. С. 59-68.

18. Филатова Ж.В. Казаки и горцы: политическое противостояние в Терской области в начале 1917 г. // Альманах «Казачество». 2019. № 38. С. 8-15.

19. Филатова Ж.В. Терское казачество в 1917 г.: консолидация или распад // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 42-55.

20. Шкваров А. Казачество эпохи Петра Великого. Конец «вольностям» казачьим. М.: Гостехиздат, 2016. 420 с.

21. Шестов С.Н., Руденко-Миних И.И. Казачество Крыма: путь на Родину // Альманах «Казачество». 2018. № 36. С. 17-28.

22. Щупленков О.В. Возрождение казачества в системе национальной парадигмы // Альманах «Казачество». 2017. № 26. С. 7-17.

23. Щупленков О.В. Нравственные императивы русской истории // NB: Философские исследования. 2013. № 7. С. 241-286.

References

1. Almazov B.A., Novikov V.T., Manchzhura V.T. Cossacks. Rostov-on-Don: Rostovkniga,

2013. 87 p.

2. Danilov V.P., Tarkhova N. Introduction // Philip Mironov (Quiet Don in 1917-1921) Documents and materials. M., 1997. 792 p.

3. Danshov Р. N. Spiritual and moral education of students on the basis of familiarization with the traditions of the Cossacks of the Southern Urals: author. dis. ... cand. ped. Sciences. Orenburg, 2006. 25 p.

4. Kapustina (Artamonova) M.G. Cossacks as a social and managerial phenomenon // Alma-

nac "Cossacks". 2018. № 34. P. 70-80.

5. Code of honor of the Cossack / [comp., Art. A. V. Dyukarev]. M.: RIPOL classic, 2020. 336 p.

6. Kolesnikov V.A. History of the Cossacks in Stavropol. 1771-1870: Textbook for students of the 8th grade of institutions of additional education and classes of the Cossack (cadet) orientation. Moscow: Nadyrshin Publishing House, 2019. 176 p.

7. Kolupaev D.V. Jewish ethnic element in the Siberian Cossack Host // Almanac "Cossacks".

2017. № 30. P. 16-22.

8. Komlatsky V.I., Bespyatov E.A. Cossack split // Almanac "Cossacks". 2017. № 30. P. 7-16.

9. Cresson William. Cossacks. the history of "free people" from the Zaporizhzhya Sich to communist Russia / transl. from English. A.L. Andreeva. M.: Tsentrpoligraf, 2016. 223 p.

10. Letunovsky P.V., Vostrikov S.V. Transformations of the Cossack community against the backdrop of World War I // Almanac "Cossacks". 2019. № 41. P. 9-18.

11. Letunovsky P.V., Soldatenkova E.I. The historical potential of the Cossacks of the Smolensk region of Russia as the most important component of national security // Almanac "Cossacks". 2018. № 31. P. 8-15.

12. Ryblova M.A. Male communities of the Don Cossacks as a socio-cultural phenomenon of the 16th - the first third of the 19th centuries: author. dis. ... Dr. ist. Sciences. St. Petersburg, 2009. 52 p.

13. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Cossacks: traditions of Russian folk pedagogy and pedagogical experience // Almanac "Cossacks". 2019. № 41. P. 18-30.

14. Slezin A.A., Shchuplenkov O.V. Russian youth of emigration of the first wave as a historical national and cultural phenomenon // Philosophy and Culture. 2012. № 7 (55). pp. 75-84

15. Solodkin Ya.G. Istoma (SAVVA) Argunov - one of the first chieftains of the "Birch City" // Almanac "Cossacks". 2017. № 26. P. 62-70.

16. Solodkin Ya.G. Was Alexey Galkin an ally of Yermak? (to the early history of the Cossacks of the "Birch City") // Almanac "Cossacks". 2017. № 29. P. 28-36.

17. Tkachenko E.N. Family and family traditions of the Cossacks // Almanac "Cossacks".

2018. № 33. P. 59-68.

18. Filatova Zh.V. Cossacks and highlanders: political confrontation in the Terek region at the beginning of 1917 // Almanac "Cossacks". 2019. № 38. P. 8-15.

19. Filatova Zh.V. Terek Cossacks in 1917: consolidation or collapse // Almanac "Cossacks".

2019. № 42. P. 42-55.

20. Shkvarov A. Cossacks of the era of Peter the Great. The end of the "liberties" of the Cossacks. M.: Gostekhizdat, 2016. 420 p.

21. Shestov S.N., Rudenko-Minikh I.I. The Cossacks of the Crimea: the way to the Motherland // Almanac "Cossacks". 2018. № 36. P. 17-28.

22. Shchuplenkov O.V. Revival of the Cossacks in the system of the national paradigm // Almanac "Cossacks". 2017. № 26. P. 7-17.

23. Shchuplenkov O.V. Moral imperatives of Russian history // NB: Philosophical studies. 2013. № 7. P. 241-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.