Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ОБ ОСНОВАХ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ОБ ОСНОВАХ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / педагогический инструментарий / нравственный ресурс / волонтерство / эковолонтерская деятельность / студенты среднего профессионального образования / philosophy / pedagogical tools / moral resource / volunteering / eco-volunteer activities / students of secondary vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Е. Картушина

В статье кратко представлены результаты исследовательской деятельности, реализованной с целью выявления философско-педагогических оснований нравственного ресурса эковолонтерской деятельности студентов среднего профессионального образования. Цель исследования достигается благодаря построению теоретической аргументации наличия тесной взаимосвязи между ключевыми составляющими и понятиями исследуемого феномена, способного выступить в качестве действенного педагогического инструмента в воспитании гражданина страны и члена общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Е. Картушина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE ABOUT THE BASICS OF THE MORAL RESOURCE OF ECO-VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION

The article briefly presents the results of research activities implemented in order to identify the philosophical and pedagogical foundations of the moral resource of eco-volunteer activities of students of secondary vocational education. The purpose of the study is achieved by constructing a theoretical argument for the close relationship between the key components and concepts of the phenomenon under study, which can act as an effective pedagogical tool in the education of a citizen of the country and a member of society.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ОБ ОСНОВАХ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ОБ ОСНОВАХ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Е. Картушина1'2, преподаватель высшей категории

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

2Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кис-

ловодский»»

1(Россия, г. Ессентуки)

2(Россия, г. Кисловодск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-4-87-90

Аннотация. В статье кратко представлены результаты исследовательской деятельности, реализованной с целью выявления философско-педагогических оснований нравственного ресурса эковолонтерской деятельности студентов среднего профессионального образования. Цель исследования достигается благодаря построению теоретической аргументации наличия тесной взаимосвязи между ключевыми составляющими и понятиями исследуемого феномена, способного выступить в качестве действенного педагогического инструмента в воспитании гражданина страны и члена общества.

Ключевые слова: философия; педагогический инструментарий; нравственный ресурс; волонтерство; эковолонтерская деятельность; студенты среднего профессионального образования.

Рост исследовательского интереса, проявляемый к известному и ранее понятию «волонтёрство», особенно ярко стало проявлено в период пандемии СОУГО-19, несмотря на многовековую историю волонтерской деятельности. Ретроспективный анализ свидетельствует о его применении в дореволюционные времена в военной сфере. Волонтерами в Европе назывались лица, принявшие или принимающие участие в боевых действиях. В истории России таких лиц называли «вольноопределяющиеся». Следует изначально обратить внимание на добровольное действие, включенное в названное понятие, примеры которого достаточно часто встречаются в персонажах литературных произведений. Так, достаточно вспомнить одного из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - Пьера Безухова.

Философские основания волонтерской деятельности. Контекст темы настоящего исследования, предусматривающий философско-педагогическое освещение добровольчества как вида деятельности, обязывает нас обратиться к известным мыслителям и философам, проявляющих

интерес к сущностным характеристикам рассматриваемого явления, применимым в поле педагогических мероприятий.

Одним из таких представителей был приверженец антропологического материализма немецкий философ Л. Фейербах, изначально формирующего философско-антропологическое понимание добровольчества, присущего общественному и общительному существу - человеку. Спустя некоторое время Л. Фейербах в своих работах освещает нравственно-этические аспекты явления добровольчества, терминологически определяющего его в рамках направления философии туизма - единство взаимосвязи Я и Ты, предполагающей готовность к самопожертвованию или альтруизм [5]. Следует отметить, что названный термин был впервые применен О. Контом, в научных трудах которого он был использован при описании принципа «Живи для других». Критическая позиция П. А. Сорокина, опирающаяся в своей аргументации на идеи, высказанные О. Контом, выражалась в указании к преодолению узости восприятия альтруизма, которое, по мнению русско-американского

социолога и культуролога, должно выступать в качестве средства устранения бездуховности в человеке [3, с. 112].

Педагогические основания экволон-терской деятельности. Волонтерство как инструмент препятствования порабощения общество массовой культурой, производной формой капитализма, основывается на нравственных основаниях организации добровольческой и безвозмездной деятельности, с набором обязательных составляющих: духовных ценностях и помощи [6, с. 52]. Естественным откликом со стороны государства на современные реалии организации образовательной деятельности стало подведение под рассматриваемое понятие нормативно-правовых оснований с целью введения в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения - будущего страны.

В материалах принятого Федерального Закона № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-тёрстве)» перечислены формы и методы деятельности, которую по праву можно относить к волонтерской. Указываемые в нем структурные компоненты организации свидетельствуют о возможности и необходимости систематизации индивидуальных и коллективных мероприятий, проводимых образовательными учреждениями в соотвествии с принципами духовности и нравственности во взаимодействиях [4].

Обладание волонтерской деятельностью нравственным ресурсом, рассматриваемым в философских эпосах лучших представителей данной области, позволяет не только укорениться в ее широком диапазоне возможностей педагогического воздействия, но и высказать предположение о принятии ее в качестве формы самоорганизации в условиях гражданского общества.

Аргументирование философских оснований сформулированного предположения. Употребленный нами термин «самоорганизация», относимый к категориально-понятийному аппарату постнеклас-сической науки, может быть использован в рамках педагогического знания на основании присущих ему принципов организации природы и иерархического структурирования самого процесса. Распространение

концептуальных идей постнеклассической науки на процессы обучения и воспитания становится возможным и эффективным благодаря культурной составляющей науки, которая невозможна вне ее контекста - естествознания человеческой деятельности, в том числе и эковолонтерской.

Рассматриваемая нами форма добровольного и безвозмездного гражданского участия, которая наблюдается сейчас на просторах Интернет в виде стихийного объединения людей в сообщества, характеризуются ключевой функцией, осуществляемой ею на основании традиционных ценностях общества. Взаимная безвозмездная помощь как ментальная характеристика волонтера и альтруистическая составляющая волонтерского движения позволяет выстроить морально-нравственный фундамент человека, особенно если добровольное действо осуществляется, опираясь на систему традиционных ценностей общества. Мотиваци-онная составляющая студентов среднего профессионального образования (далее -СПО), определяющая направленность и интенсивность всех видов деятельности человека, в этом случае может включать в себя (по результатам опроса студентов Филиала «Ставропольского государственного педагогического института» (СГПИ) в городе Ессентуки): «альтруизм» (52%), «полезные знакомства» (42%), «опыт работы» (39%), «общение с интересными людьми» (30%), «опыт общественно-политической работы» (30%).

По мнению ряда отечественных исследователей, при установлении иерархической структуры мотивационной конструкции человека именно альтруизм, как понятие нравственности, категория философии культуры как раздела философии, занимает приоритетные позиции в качествах личности. Таким образом, нравственно-педагогическая доктрина эковолонтерства, реализуемого в воспитательной среде образовательного учреждения, заключается в моральной обязанности студента приносить пользу обществу, природе, т.е. действовать в соответствии с нравственными принципами на благо других людей и окружающему Миру.

Заключение. В рамках философско- софский трактат Жан-Мари Гюйо, напи-педагогических оснований, аргументиру- санный им с целью донести до новых поющих глубокие корни во взаимосвязях колений необходимости принятия добро-между нравственным ресурсом волонтер- вольчества как долга на осознанность и ства (включая и эковолонтерство), дея- внутреннюю мощь к альтруистической де-тельностной безвозмездной позиции по ятельности и проявлении в ней духовности принципу «во благо других», следует рас- и нравственности [1]. Таким образом, во-сматривать известные труды французского лонтерская деятельность - это учение о философа-гуманиста Жан-Мари Гюйо и средствах, «способствующих продолже-представителя анархоколлективистской нию жизни», в которых нравственность этики П. А. Кропоткина, в работах кото- занимает приоритетную позицию, разви-рых представлен эволюционизм практиче- вая в студенте силу естественной потреб-ской философии, обосновывающей воз- ности в жизнедеятельности. можность и успешность применения во- В сложившихся реалиях современной

лонтерской деятельности для воспитания и жизни эковолонтерская деятельность сту-обучения подрастающих граждан страны и дентов СПО служит в качестве организа-преданных традиционным ценностям чле- ционной базы для облачения в нравствен-нов общества [2, с. 65]. ность цифровое постиндустриальное об-

«Нравственность без обязательства и щество. без санкций» - так озаглавил свой фило-

Библиографический список

1. Гюйо, Ж.М. Нравственность без обязательства и без санкции / Пер. с франц. Н.А. Критской, под ред. и со вступ. ст. Н.К. Лебедева. - М: Голос труда, 1923. - 144 с. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009193400 (дата обращения: 14.12.2023).

2. Киселенко, А.В. Волонтёрство: потенциал самоорганизации российской молодёжи // Научный результат. Социология и управление / А.В. Киселенко. - 2018. - Т. 4, № 1. -С. 63-71.

3. Сорокин, П.А. Человек и общество в условиях бедствий: Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь. - СПб.: Мир, 2012. - 336 с.

4. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: Статья 17.1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/d12634a3b32eea709b2c4fc1b24c653 3c88154e6/ (дата обращения: 14.12.2023).

5. Фейербах, Л. Сущность христианства. - Соч.: в 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. -М., Наука, 1995. - Т. 2. - 425 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008004025 (дата обращения: 13.12.2023).

6. Хакен, Г. Глобальный мир и самоорганизующееся общество / Философско-культурологические проблемы идентичности в контексте современности: материалы Международные конференции «Культурная идентификация молодёжи в условиях глобализации». - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 40-56.

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE ABOUT THE BASICS OF THE MORAL RESOURCE OF ECO-VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS OF

SECONDARY SPECIAL EDUCATION

L.E. Kartushina1'2, teacher of the highest category

1The branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Yessentuki

2Federal State Budgetary Institution "Kislovodsk National Park"

1(Russia, Yessentuki)

2(Russia, Kislovodsk)

Abstract. The article briefly presents the results of research activities implemented in order to identify the philosophical and pedagogical foundations of the moral resource of eco-volunteer activities of students of secondary vocational education. The purpose of the study is achieved by constructing a theoretical argument for the close relationship between the key components and concepts of the phenomenon under study, which can act as an effective pedagogical tool in the education of a citizen of the country and a member of society.

Keywords: philosophy; pedagogical tools; moral resource; volunteering; eco-volunteer activities; students of secondary vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.