Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / понятие / представления / термин / ученик / учитель / history / concept / representations / term / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.Е. Циммер, О.В. Щупленков

В статье анализируется практические навыки использования методов формирования понятийного аппарата у школьников. Перечисляются различны способы достижения поставленных целей. У школьников в результате выработки навыков работы с понятиями улучшается качество усвояемости исторического материала. Рассматривается обоснование важности применения творческого подхода в работе с понятиями и терминами. В зависимости от того, будет ли применен данный принцип, зависит устойчивость рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONCEPTS IN HISTORY LESSONS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF AN ACTIVITY-BASED APPROACH

The article analyzes the practical skills of using the methods of forming the conceptual apparatus of schoolchildren. Various ways of achieving the set goals are listed. As a result of developing skills of working with concepts, the quality of assimilation of historical material improves among schoolchildren. The substantiation of the importance of using a creative approach in working with concepts and terms is considered. Depending on whether this principle is applied, the stability of reflection depends.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ю.Е. Циммер, студент

Научный руководитель: О.В. Щупленков, канд. ист. наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-1-138-141

Аннотация. В статье анализируется практические навыки использования методов формирования понятийного аппарата у школьников. Перечисляются различны способы достижения поставленных целей. У школьников в результате выработки навыков работы с понятиями улучшается качество усвояемости исторического материала. Рассматривается обоснование важности применения творческого подхода в работе с понятиями и терминами. В зависимости от того, будет ли применен данный принцип, зависит устойчивость рефлексии.

Ключевые слова: история, понятие, представления, термин, ученик, учитель.

Известно, что овладение основами любой науки означает усвоение системы ее терминов и понятий. Обучаясь в школе, ученики овладевают системой исторических понятий. Формирование терминов и понятий является важным звеном процесса изучения истории учащимися в общеобразовательной школе. В практике обучения создание исторических представлений и формирование понятий происходит одновременно: понятия формируются на основе представлений. Но между историческими представлениями и понятиями есть различия. Исторические представления всегда индивидуализированы, т.е. они могут быть разными у детей в одном классе. Это зависит от психологических особенностей учеников, путей и средств создания представлений не только на уроке истории. Понятия же должны формироваться у всех учащихся одинаковыми, определенными, т.к. овладение ими является необходимым условием осмысления множества исторических фактов и понимания закономерностей исторического процесса.

На сегодняшний день обнаруживается противоречие между необходимостью формирования исторических понятий у учащихся средней школы, обусловленной закономерностями процесса освоения истории и требованиями нормативных документов (ФГОС ООО и ИКС), и отсутствием должного внимания к этому вопросу со

стороны учителей. В связи с этим, проблема исследования заключается в том, чтобы определить, какие методы формирования исторических понятий наиболее эффективные в средней школе и какие необходимо обеспечить условия для формирования прочных исторических представлений у учащихся.

Вопрос о формировании понятий нашел широкое отражение в психолого-педагогической, дидактической и методической литературе. В работах психологов понятие определяется как форма мышления, как основная логическая «клетка познания». Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более полным и глубоким [2, с. 25].

В методической литературе разработаны и пути формирования исторических понятий. Большой вклад в решение этого вопроса внес А.А. Вагин. Им были намечены этапы формирования понятий: создание целостной картины исторического явления, выделение существенных признаков исторического факта, определение понятия, упражнение по его использованию, выработка умений оперировать понятием, применять его для анализа и познания исторического материала. Основным путем формирования понятий А.А. Вагин считал индуктивный - от раскрытия от-

дельных черт и признаков понятия на конкретном историческом материале к введению определения и термина на завершающем этапе работы. Проведенные экспериментальные исследования и обобщение опыта преподавания в современной школе позволили сделать вывод, что наряду с индуктивным необходимо шире применять и дедуктивный путь раскрытия понятий, особенно в старших классах [1, с. 123]. За необходимость более раннего применения дедуктивного пути формирования понятий высказались Л.Н. Боголюбов, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер. Дедукция дает школьникам возможность проявить большую самостоятельность в умении оперировать понятием. Позднее введение понятия приводит к тому, что знания учащихся делаются разрозненными, бессистемными. Обилие фактов и недостаток их обобщения оставляют знания на уровне представлений [3].

В программах по истории в конце каждого курса теперь помещен перечень основных понятий. Это помогает вычленить научное содержание курса, определить его идейно-теоретическую основу, наметить пути работы по анализу и обобщению конкретного исторического материала [4].

Необходим творческий подход к организации деятельности по формированию у детей исторических понятий. Творческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку. Благодаря правильно организованной творческой деятельности ученик учится преодолевать трудности. В результате такой работы происходит развитие психики ребенка, формируется отношение личности к окружающему миру, а самое главное - происходит формирование творческой, незаурядной личности [5].

В ходе практической деятельности в качестве критериев сформированности исторических понятий нами были выбраны:

1. Ученик называет признаки понятий;

2. Знает, как оно соотносится с другими понятиями;

3. Знает, к какому периоду исторического развития относится данное понятие.

На формирующем этапе эксперимента было проведено 4 урока и 1 внеклассное мероприятие с использованием различных активных и интерактивных методов формирования исторических понятий: составление тематического словаря, использование наглядных средств обучения, решение и составление кроссвордов, викторины.

Поскольку в исследуемом классе ученики ведут словарики для записей понятий, данная работа была продолжена. Однако, помимо этого, ученикам было предложено и другое задание - составление тематического словарика. По нашему мнению, такая работа целесообразна при изучении темы, которая включает в себя большое количество терминов и имеется возможность использования средств наглядности.

Работа по составлению словаря проходила следующим образом: на уроке ученики выписывали все понятия темы и их определения, а в качестве домашнего задания подбирали картинки к понятиям. На уроке учителем были представлены наиболее удачные варианты иллюстраций. Такая работа по формированию исторических понятий активизировала учащихся: они не только записывали готовые определения, но и занимались самостоятельным поиском, выделением сущностных характеристик понятий, подбором наглядного материала.

Большой интерес среди учеников вызвали игровые технологии, особенно игра «Историческое путешествие». Она проходила следующим образом: 2 человека из класса играли роль путешественников, которые попали в древние города, остальные ученики выступали в роли их жителей. Задача путешественников - получить как можно больше информации об особенностях местной жизни. При этом ученики должны были использовать максимальное количество изученных понятий. «Историческое путешествие» прошло как внеурочное мероприятие, поскольку требовало длительной подготовки: изучение темы на уроке и закрепление ее дома, распределение ролей, проведение игры.

Эксперимент показал, что при формировании исторических понятий в ходе за-

нятий целесообразно использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, к которым относятся различные игры: кроссворды, викторины, исторические путешествия и т.д. Использование этих методов обусловлено возрастными особенностями школьников, возможностями положительно влиять на процесс социальной адаптации ребенка в средней школе. Пассивные же методы формирования исторических понятий (чаще всего используемые учителями) не способствуют их эффективному усвоению.

Результаты опытно-экспериментальной работы привели нас к выводу: формирование исторических понятий и представлений у учащихся наиболее эффективно при соблюдении следующих методических условий:

1) формирование исторических понятий - одна из задач на каждом уроке истории;

2) в процессе формирования исторических понятий используется система интерактивных методов, приемов, форм учебных занятий;

3) понятия должны формироваться у всех учащихся одинаковыми, определен-

обходимым условием осмысления множества исторических фактов и понимания закономерностей исторического процесса.

В заключении отметим, при формировании, например, всеобщих понятий, которые формируются на протяжении изучения всего курса, нужно поначалу обозначить наиболее характерные и отличительные свойства признаков, входящих в данное понятие. Но при этом, хотя понятие еще и не до конца сформировано, нельзя забывать о фиксации этих признаков, подведении промежуточных итогов. Иначе целый этап при формировании понятия выпадет из логической цепочки и затруднит дальнейший процесс формирования понятия. Затем понятие необходимо постоянно уточнять и углублять, а не стараться дать одно или несколько определений его, опираясь лишь на часть изученных признаков и связей между ними. Только после выделения существенных признаков можно, дать определение, оговорив то, что нужно также учитывать и несущественные признаки, как нюансы, придающие различию или сходству близких понятий оттенки смысла.

ными, так как овладение ими является неБиблиографический список

1. Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособ. / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова. - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.

2. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие.

- Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. - 95 с.

3. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества // NB: Проблемы общества и политики. - 2013. - №12.

- С. 70-96.

4. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Конституционные основы информационной свободы в России // NB: Вопросы права и политики. - 2013. - №10. - С. 35-92.

5. Щупленков О.В. Воспитание патриотизма в новых исторических условиях // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - №3. - С. 70-112.

FORMATION OF CONCEPTS IN HISTORY LESSONS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF AN ACTIVITY-BASED APPROACH

Y.E. Zimmer, Student

Supervisor: O.V. Shchuplenkov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Essentuki)

Abstract. The article analyzes the practical skills of using the methods offorming the conceptual apparatus of schoolchildren. Various ways of achieving the set goals are listed. As a result of developing skills of working with concepts, the quality of assimilation of historical material improves among schoolchildren. The substantiation of the importance of using a creative approach in working with concepts and terms is considered. Depending on whether this principle is applied, the stability of reflection depends.

Keywords: history, concept, representations, term, student, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.