Научная статья на тему 'Методические условия формирования исторических понятий у учащихся 5 класса'

Методические условия формирования исторических понятий у учащихся 5 класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2901
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение истории / исторические понятия / формирование исторических понятий / the teaching of history / historical concepts / the formation of historical concepts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крапивенцев Артем Артурович

Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования исторических понятий у учеников в 5 классе. Приведены данные эксперимента, в котором раскрыты методические возможности использования активных и интерактивных методов формирования исторических понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Annotation: the article discusses the features of formation of historical concepts, students in the 5th grade. Given the experimental data, which reveals the methodological possibilities of using active and interactive methods of formation of historical concepts.

Текст научной работы на тему «Методические условия формирования исторических понятий у учащихся 5 класса»

Крапивенцев Артем Артурович

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого факультет истории и права (5 курс)

Научный руководитель: Щуринова И. А., канд. пед. наук

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования исторических понятий у учеников в 5 классе. Приведены данные эксперимента, в котором раскрыты методические возможности использования активных и интерактивных методов формирования исторических понятий.

Annotation: the article discusses the features of formation of historical concepts, students in the 5th grade. Given the experimental data, which reveals the methodological possibilities of using active and interactive methods of formation of historical concepts.

Ключевые слова: обучение истории, исторические понятия, формирование исторических понятий

Key words: the teaching of history, historical concepts, the formation of historical concepts

Для учеников 5 класса усвоение исторических понятий - новая учебная задача, которую предстоит решать совместно с учителем. При выборе методов формирования исторических понятий педагог должен учитывать возрастные и познавательные особенности пятиклассников.

На практике можно часто столкнуться с тем, что формирование исторических понятий на уроках сводится к записыванию их в словарь и заучиванию, а в качестве способа контроля усвоения выступает терминологический диктант. Однако учителю необходимо не просто продиктовать определение понятия, а совместно с учеником его анализировать, сравнивать с другими, выделять общее и особенное, и проверять усвоение не только через простое воспроизведение понятия, но с применением разнородных и разноуровневых заданий, предполагающих познавательную активность и самостоятельную творческую деятельность школьников.

На сегодняшний день обнаруживается противоречие между необходимостью формирования исторических понятий у учащихся средней школы, обусловленной закономерностями процесса освоения истории и требованиями нормативных документов (ФГОС ООО и ИКС), и отсутствием должного внимания к этому вопросу со стороны учителей. В связи с этим, проблема исследования заключается в том, чтобы определить, какие методы формирования исторических понятий наиболее эффективные в средней школе.

Выбор методов формирования исторических понятий для пятиклассников обусловлен особенностями их возраста и мышления, а также процессом адаптации в средней школе. Учитель должен с особым вниманием подходить к этому вопросу.

Методисты классифицируют понятия по степени обобщенности:

1. Общеисторические - понятия, соответствующие многократно повторяющимся фактам в истории и характерные для стран со сходными условиями развития;

2. Частноисторические - понятия, которые характеризуют единичные явления в истории и относятся к одной или нескольким странам;

3. Социологические (всеобщие) - понятия, отражающие общий ход истории человечества или значительной ее части [3, с.68].

Существует два способа изложения материала при формировании исторических понятий: индуктивный и дедуктивный. Отличие их заключается в том, что в одном случае понятие вводится после объяснения материала и выявления основных признаков явления, а в другом - понятие вводится сразу. Если учитель использует дедуктивный способ, то он должен быть уверен в том, что у учеников есть достаточные знания для понимания нового предмета [6, с.132].

По нашему мнению, при формировании понятийного аппарата на уроках по истории Древнего мира наиболее приемлемым является индуктивный способ изложения материала, включающий:

• создание целостной картины исторического события, выявление

признаков исторического факта и определение понятия;

• упражнения по использования новых понятий;

• проверочные и контрольные задания.

Важную роль при формировании исторических понятий играют проверочные и контрольные задания. Мы выявили несколько форм проверки усвоения понятийного аппарата, которые можно классифицировать следующим образом:

1)традиционные формы - понятийный диктант, задания с пропущенными словами в определениях, тесты;

2)активные и интерактивные формы - кроссворды, викторины, исторические путешествия, историческое лото, аналоги популярных игр «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники» и т.д.

Отметим, что преподавание нового материала и проверка знаний в форме игры активизирует учащихся на уроке, мотивирует их к обучению и позволяет снять напряжение при проверке знаний, поскольку ученик воспринимают это не как контрольную работу, а как игру.

В 2105 году для выявления наиболее оптимальных приемов, форм и методов формирования исторических понятий в 5 классе нами был осуществлен эксперимент, который проводился в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 10 г. Тулы. В работе приняли участие 50 человек: экспериментальный класс 5 «Б» - 26 учеников, контрольный класс 5 "В" - 24 человека.

Цель эксперимента: выявить наиболее эффективные способы формирования исторических понятий при изучении истории Древнего мира в 5 классе. Эксперимент состоял из трех этапов: диагностирующего, формирующего и контрольного.

Задача диагностирующего этапа состояла в выявлении уровня сфор-мированности исторических понятий на момент начала проведения эксперимента в экспериментальном и контрольном классах.

На этапе диагностики необходимо было определить:

• какие способы использует учитель для формирования исторических

понятий и проверки их усвоения;

• уровень сформированности исторических понятий у учеников

исследуемого класса.

В качестве диагностического инструментария выступали:

• интервью с учителем;

• невключенное наблюдение;

• анализ продуктов учебной деятельности;

• контрольный срез.

Интервью с учителем включало в себя несколько вопросов:

1) Какой способ изложения материала (индуктивный или дедуктивный) Вы предпочитаете использовать?

2) Какие приемы формирования исторических понятий на уроках Вы используете?

3) Какие формы проверки сформированности исторических понятий Вы предпочитаете использовать?

По словам учителя, в соответствии с особенностями пятиклассников, он предпочитает индуктивный способ изложения нового материала, поскольку учащиеся еще не имеют общих знаний о всемирном историческом развитии. Основной прием формирования понятий - объяснение понятий учителем, выделение их признаков и запись в словарик в конце тетради. В качестве проверочных и контрольных работ выступают понятийные диктанты и тестовые задания. Понятийные диктанты используются для проверки усвоения исторических понятий на обобщающих уроках по темам, а тесты являются проверочными заданиями после нескольких уроков.

Для определения уровня сформированности исторических понятий был проведен контрольный срез по теме «Древний Восток» в форме понятийного диктанта. В качестве критериев сформированности исторических понятий мы выявили следующие:

1. ученик называет признаки понятий;

2. знает, как оно соотносится с другими понятиями;

3. знает, к какому периоду исторического развития относится данное понятие.

Данные срезовой контрольной работы и наблюдения позволили сделать вывод, что сформированность исторических понятий в эксперимен-

тальном и контрольном классах находится приблизительно на одном уровне, что позволяет провести запланированный эксперимент и получить объективные результаты.

На формирующем этапе эксперимента было проведено 10 уроков и 2 внеурочных мероприятия с использованием различных активных и интерактивных методов формирования исторических понятий: составление тематического словаря, использование наглядных средств обучения, сюжетно-ролевые игры, решение и составление кроссвордов, викторины.

Поскольку в исследуемом классе ученики ведут словарики для записей понятий, данная работа была продолжена. Однако, помимо этого, ученикам было предложено и другое задание - составление тематического словарика. По нашему мнению, такая работа целесообразна при изучении темы, которая включает в себя большое количество терминов и имеется возможность использования средств наглядности. В исследуемом классе такой словарик был составлен по теме «Олимпийские игры в Древности», поскольку некоторые понятия данной темы (ипподром, пятиборье) вызывали у учеников трудности при запоминании.

Работа по составлению словаря проходила следующим образом: на уроке ученики выписывали все понятия темы и их определения, а в качестве домашнего задания подбирали картинки к понятиям. На уроке учителем были представлены наиболее удачные варианты иллюстраций. Такая работа по формированию исторических понятий активизировала учащихся: они не только записывали готовые определения, но и занимались самостоятельным поиском, выделением сущностных характеристик понятий, подбором наглядного материала.

Большой интерес среди учеников вызвали игровые технологии, особенно игра «Историческое путешествие». Она проходила следующим образом: 2 человека из класса играли роль путешественников, которые попали в древние города, остальные ученики выступали в роли их жителей. Задача путешественников - получить как можно больше информации об особенностях местной жизни. При этом ученики должны были использовать максимальное количество изученных понятий. «Историческое путешествие» прошло как внеурочное мероприятие, поскольку требовало длительной

подготовки: изучение темы на уроке и закрепление ее дома, распределение ролей, проведение игры.

На контрольном этапе была проведена диагностика, аналогичная первому этапу эксперимента. Контрольный срез был проведен в той же форме, что и на первом этапе эксперимента - понятийный диктант по теме «Древняя Греция». Данные, полученные на диагностирующем и контрольном этапах эксперимента, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Исследуемый класс Показатель Контрольный класс

1 этап 3 этап 1 этап 3 этап

21% 13% Низкий 14% 14%

39% 30% Средний 38% 41%

27% 40% Выше среднего 33% 36%

13% 17% Высокий 14% 9%

Шкала оценивания включала следующие уровни:

• низкий уровень сформированности понятий (соответствует отметке «2»): ученик дает менее 4 определений и не называет понятий или называет только 1-3 понятия;

• средней уровень сформированности понятий (соответствует отметке «3»): ученик дает 4-5 определений и называет 1-3 понятие;

• уровень выше среднего (соответствует отметке «4»): ученик дает 6-7 определений и называет 4 понятия;

• высокий уровень (соответствует отметке «5»): ученик дает 8-10 определений и называет 5 понятий.

Результаты, полученные на контрольном этапе, показывают положительную тенденцию к увеличению числа учащихся с уровнем сформированности исторических понятий «выше среднего», что обусловлено применением интерактивных приемов формирования понятий. Данный вывод мы можем сделать на основании того, что в исследуемом классе применялись активные и интерактивные методы формирования исторических понятий, а в контрольном классе учитель использовал традиционные (пассивные) ме-

тоды. В связи с этим, основная масса контрольного класса могла назвать только основные признаки понятий, но не локализовать их во времени и пространстве.

Эксперимент показал, что при формировании исторических понятий в 5 классе целесообразно использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, к которым относятся различные игры: кроссворды, викторины, исторические путешествия и т.д. Использование этих методов обусловлено возрастными особенностями пятиклассников, возможностями положительно влиять на процесс социальной адаптации ребенка в средней школе. Пассивные же методы формирования исторических понятий (чаще всего используемые учителями) не способствуют их эффективному усвоению.

Результаты опытно-экспериментальной работы привели нас к выводу: формирование исторических понятий у учащихся 5 класса наиболее эффективно при соблюдении следующих методических условий:

1) формирование исторических понятий - одна из задач на каждом уроке истории;

2) в процессе формирования исторических понятий используется система интерактивных методов, приемов, форм учебных занятий.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) //Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/документы/938

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории Учебник для ВУЗов. М.: Владос, 2003. 384 с.

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории. Думаем, спорим, размышляем. М.: Просвещение, 2012. 192 с.

4. Реан А. А. Психология подростка. СПб.: Прайм-еврознак, 2003.

480 с.

5. Палатная А. Н. Изучение исторических понятий и терминов на уроках истории// Дидактический сервер. №8. 2013. С. 7-9.

6. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.