Предназначение матери в семье. На что решается женщина, дающая жизнь? Хранительница домашнего очага. Особые взаимоотношения с детьми. Духовная близость. Отношение к своим родителям. Личный пример. Воспитание будущей женщины, матери. Нравственная сила женщины, её влияние на жизнь семьи и общества.
Образ русской матери и жены, центра семьи и семейного очарования и носителя религиозного принципа. Центр всей жизни, ее вдохновляющий источник - мать. Значение матери, женщины в русской патриархальной, культурной семье. Духовная роль женщины в русской культурной семье (внутренний очаг семейной жизни) .
Внутренний семейный мир в романе Льва Толстого «Война и мир». Сцена возвращения Николая Ростова в родительский дом с театра войны.
Тема 5. Христианское понимание роли родителей в жизни ребенка. «Детей вразумлять есть долг родителей...».
Основные задачи воспитания в семье. Духовная среда. Слова и дела родителей - пример для ребенка. Проявление духовности в жизни семьи: благотворительность, гостеприимство, милосердие, сострадание, милостыня. Идеал домашнего тепла. Ритм жизни семьи - дневной, недельный, месячный, сезонный, годовой. Традиция чтения в семье. Семинар «Семьи в романе Л .Н. Толстого «Война и мир»
Тема 6. Семейные заповеди. «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет». Мотив блудного сына в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» .
Просмотр фильма с последующим обсуждением. Исследовательская работа «Мотив «блудного сына» в искусстве. Заключительный урок.
Сочинение-эссе «Какой я вижу мою будущую семью». Примерные темы семинаров
1. Семейные ценности в русском фольклоре, литературе и искусстве.
2. Семья в пословицах и поговорках русского народа.
3. Семейные традиции русского народа в сказке «Царевна-лягушка»
4. Семья в произведениях А.С. Пушкина
5. Семья и семейные отношения в сказках А.С. Пушкина
6. Темам семьи в творчестве А.П. Чехова
7. Биография семьи И.С. Тургенева и история создания цикла расскаов «Записки охотника» (связь семейной жизни писателя с созданием цикла рассказов «Записки охотника»)
8. «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне») (по произведениям Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Детство», «Война и мир», И.С. Шмелева «Лето Господне», Ф.А. Абрамова «Дом»).
9. Тема семьи в «Последнем поклоне» В.П. Астафьева
10. «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне») (по произведениям Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Детство», «Война и мир», И.С. Шмелева «Лето Господне», Ф.А. Абрамова «Дом»).
11. Проблема семьи и детства в творчестве Л. Улицкой (роль семьи и семейных ценностей в жизни человека)
12. Семинар «Духовная жизнь в крестьянской семье» (по произведениям Н.А. Некрасова).
13. Сочинение-эссе «Крепка семья - крепка держава!» Сценарии к праздникам
1. Русь-Матушка и Горе-Злосчастье (по сказкам «Царена-лягушка», «Двенадцать месяцев», «Чудесная монетка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и др.)
2. «Широкая Масленица»
3. Под Покровом любви (викторина для 9 класса) Библиографический список
1. Библия. Любого издания.
2. Брак да будет честен. (О долге и обязанностях православных супругов). Сборник статей о целомудрии и браке. - М.: Образ, 2005.
3. Домострой. Юности честное зерцало. - М.: Изд. «Даръ», 2006.
4. Душа обязана трудиться: Методическое пособие по организации проведения праздников в ОУ /Автор-сост. Н.М.Мищенко. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2007.
5. Закон Божий. Для семьи и школы. Сост. Протоиерей Серафим Слободской. М.: 2007.
6. Как создать православную семью. 250 мудрых советов мужу и жене. - М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2006.
7. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. - М.: Даниловский благовестник, 2009.
8. Православное воспитание. Афоризмы и поучения / Сост. А.М.Яций. - М.: Паломник, 2007.
9. «Пустите детей приходить ко Мне.» Что необходимо знать каждому отцу и каждой матери. - М.: «Ковчег», 2005.
10. Свет материнства: Сборник сценариев религиозных и светских праздников: Методическое пособие / Сост. В.Ц.Попова; Сыктывкар: КРИРОиПК, 2007.
11. Семья. Прочность, цель и назначение. Изд.2-е. М.: Самшит-издат, 2008.
12. Шишова Т.Л. Ребенок не слушается. Что делать? Советы православного педагога. - Клин: «Христианская жизнь», 2008.
Огнева Марина Владимировна,
учитель физики, МБОУ ООШ № 269, ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, Мурманская область ogneva mv@mail.ru
Формирование целостного мировоззрения школьников на внеклассных мероприятиях по физике Аннотация. В статье представлен сценарий интеллектуальной игры, построенной на соревновании групп учащихся. Применяется нетрадиционный вид тематического контроля знаний -тест-кроссворд для оценки результатов усвоения тем «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления». Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся. Ключевые слова: физика, игровое моделирование, проектная деятельность.
Улучшение образование - лучшие инвестиции, которые мы можем сделать, потому что это отвечает интересам всех слоёв общества [1]
Билл Гейтс «The Road Ahead»
Актуальность. В наши дни государство ведёт поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории. Вступив в череду «наполеоновских войн», Россия выступила заступницей Европы. В 2012 году в России отмечается 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, во время которой был подлинный подъём национального самосознания.
Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологией, поэтому имеет сходные с ними идеи: индивидуальный, развивающий, исследовательский, коммуникативный и рефлексивный подход к личности учащегося. Игровое моделирование создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Положительные эмоции, возникающие у детей в процессе игры, способствуют предупреждению перегрузки.
Рассмотрим сценарий интеллектуальной игры для 9-го класса.
Предмет: физика
Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи.
1. Организовать работу учеников таким образом, чтобы они смогли показать знание истории, литературы и физики, приобретая опыт применения научных методов познания и развивая компетентность в области использования ИКТ (обучающая).
2. Используя активные формы работы в игровой ситуации, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха, условия для развития интеллекта, качеств креативности и формирования целостного мировоззрения обучающихся (развивающая).
3. Способствовать формированию российской гражданской идентичности, развитию коммуникативной компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, в конфликтной ситуации согласно культуре межличностных взаимоотношений (воспитывающая).
Практическая значимость ресурса: материал может быть использован на внеклассных занятиях, как по истории, так и при изучении физики - для иллюстрации различных тем курса. Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню их образования.
Межпредметные связи: история, литература, астрономия, география, математика, изобразительное искусство.
Тип урока: креативный.
Форма урока: интеллектуальная групповая игра.
Методы обучения: проблемное изложение, частично - поисковый и исследовательский для решения познавательных и проблемных задач, мозговой штурм, аналогия, ассоциация, обучение через проектную деятельность.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры для обучающихся и учителя, мультимедийный проектор (место проведения - компьютерный класс).
Условия успеха
1. Учет возрастных особенностей. Надо учитывать уровень конкретного класса и каждого ученика. В возрасте 13 - 15-ти лет (учащиеся VII - IX классов) возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Школьники в этом возрасте уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия [2].
2. Для учащихся данного возраста характерна критичность мышления, свойственна большая требовательность к сообщаемой информации. Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное [3]. Положительные эмоции поддерживаются за счет снятия напряжения в процессе игры. Учитель поддерживает комфортный психологический климат, поощряет удачные ответы.
3. Личностно - значимое понимание. Мотив, побуждающий учеников работать на конечный результат - объяснить физические явления, встречающиеся в жизни.
4. Развитие творческих мыслительных способностей невозможно вне проблемных ситуаций, поэтому особое значение в обучении имеют нестандартные вопросы и задачи с практическим содержанием [3]. В итоге, обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание акцентируется на актуальных проблемах современной науки. В режиме интерактивного взаимодействия у школьников происходит изменение ценностных ориентаций, общение наполняется более гуманным, нравственным смыслом.
5. Приветствуется элемент состязания в группах (это активизирует познавательную деятельность). Дать возможность желающим пояснить ответы. В случае расхождения мнений - провести дискуссию. Акцентируется внимание учащихся на наиболее полных, логически обоснованных ответах.
6. С решением кроссворда тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость. Завершение напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение.
Основные дидактические требования: структуризация учебного материала; интерактивность обучения; адаптивность обучения с учетом уровня знаний, умений, психологических особенностей каждого обучающегося [4].
Приемы: педагогика сотрудничества; игра (формирует умение видеть необычное в знакомых вещах; приводит к образовательной результативности; мотивирует обучающихся приобретать практический опыт по решению интеллектуальных, творческих и кризисных задач).
Планируемые результаты работы
- Предметные:
1. формирование представлений о механических явлениях, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; понимание физических основ средств передвижения и связи;
2. развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики.
- Метапредметные:
1. умение планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения задач;
2. умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
3. умение преобразовывать знаки и символы для решения задач;
4. умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками;
5. владение навыками рейтинговой оценки своей деятельности.
- Личностные:
1. формирование готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся;
3. формирование коммуникативной компетентности;
4. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Интеллектуальная игра построена на соревновании групп учащихся - кто быстрее даст правильный ответ на предлагаемый учителем вопрос. Применяется нетрадиционный вид тематического контроля знаний - тест-кроссворд для оценки результатов усвоения тем «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления».
Вопрос о количественном измерении уровня учебных достижений был сформулирован как педагогическая задача еще в советской педагогике в 30-е годы ХХ века [5]. Соотнесенность содержания контрольных заданий с целями обучения - главное требование к организации контроля. Рассмотрим таксономии учебных целей, которые являются основой для содержания данного контроля.
В разгадывании кроссворда важен результат, что эффективно мотивирует ученика. Дети осваивают тему, даже не думая об этом. В итоге, обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание акцентируется на проблемах современной науки. Изучение опытов позволяет углубить представления учащихся об экспериментальном методе познания в физике. В режиме интерактивного взаимодействия у школьников происходит изменение личностных ценностных ориентаций, общение наполняется более гуманным, нравственным смыслом.
Формирование целостного мировоззрения обучающихся с помощью решения кроссворда эффективно, так как новое знание нанизывается на старое, что способствует обучению творческой личности. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Таблица № 1
Применение таксономии Блума когнитивных целей обучения по М.В. Кларину
Категория
Конкретные действия
Примеры действий (№ вопроса)
1 .Знание (простое)
1.1.Знает конкретные
данные об исторических лицах, учёных, литераторах, связанных с событиями наполеоновских войн.
1. Называет фамилию главнокомандующего русской армии (Кутузов).
2. Называет звание военачальника Груши - «маршал».
3. Называет фамилию автора «Бородино» (Лермонтов).
4. Называет город Ватерлоо.
5. Констатирует факт открытия кометы, которую дважды видел Л. Н. Толстой (Галлей).
1. Назвать главнокомандующего русской армии. (№ 2).
2. Назвать звание военачальника Груши (№ 14).
3. Назвать фамилию автора «Бородино» (№ 13).
4. В каком городе 18 июня 1815 году произошло знаменитое в истории наполеоновских войн сражение, в котором наблюдались редкие оптические явления? (№ 16).
5. Констатировать факт. Открытие кометы Галлея (№ 9).
Категория Конкретные действия Примеры действий (№ вопроса)
1.2.Знает категории и общие понятия. Указывает понятие по определению: «инфразвук». Указать понятие по определению. Вид продольной механической волны (№11).
Узнает определение понятий «интерференция», «свет», «рефракция». 1.Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо? (№ 21). 1. Отраженный от устланной пылью поверхности Луны (№15). 2. Физическое явление, объясняющее появление миражей (№6).
1 .З.Знает средства и способы действия с конкретными данными. Идентифицирует формулу О =qm - количество теплоты, выделяющееся при горении и тепловое явление -пожар. Выявить по формуле явление. О =qm (№3).
Идентифицирует определение рычаг I рода с конкретным предметом (тачка). В войне 1812 году применялись вороты, приводимые в движение лошадьми; блоки; бревна-рычаги и рычаг I рода...(№7).
1.4.Знает волновые свойства звука. Выявляет явление интерференции, подтверждающее волновую природу звука. Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо (№21)?
2. Понимание. 2.1. Перевод
2.1.1.Преобразовает описание в более краткую форму. Передает информацию в более краткой форме: Баллистика - «бросаю». Перефразировать (дать определение одним словом) Баллистика - наука о движении снарядов, мин, пуль. В переводе с греческого означает.....(№12).
2.1.2. Осуществляет преобразование абстрактных терминов в конкретные. Осуществляет преобразование абстрактной формулировки (это находится на границе и на карте обозначено, как...) в конкретное название реки «Неман», получает связь этого названия с агрегатными состояниями воды. Назовите, что это? Это может быть в трёх агрегатных состояниях, находится на границе и на карте обозначено, как. (№10).
2.Понимание. 2.2.Интерпретация
2.2.1. Фиксация главной идеи. Делает заключение при выделении признака явления. Фиксирует главную идею - изменение направления светового луча при преломлении. Выделяет признак - изменение показателя преломления из-за неоднородности среды. Делает заключение о мираже. Объясните, что это было? «Однажды утром в июне 1815 г. жители города Вервье (Бельгия) увидели в небе войско. Можно было различить даже пушку со сломанным колесом». К.Фламарион (№ 5).
2.2.2. Экстраполяция Фиксирует следствия из данных фактов. Обрабатывает информацию, предугадывает идеи применения закона ускоренного движения для ведения военных действий (Наполеон) Кто применял закон ускоренного движения в войне: выиграть одно сражение и решить исход войны (№4)?
3. Применение информации
3.1.Применяет знания по астрономии для объяснения природных явлений. Применяет знания о структуре кометы. Что увидел Пьер? Объяснить причину (№ 8). ".огромное пространство звёздного неба открылось глазам Обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая (комета), которая предвещалавсякие ужасы и конец света..." Лев Толстой. "Война и мир".
4. Анализ. 4.1.Анализ связей
4.1.1. Вскрывает связь между элементами, выдвигает гипотезу, делает вывод. 1.Выявляет взаимосвязь между историческим событием и законами механики, выдвигает гипотезу: нежелательные последствия законов механики - попадание в цель при выстреле, значит, это война. 2.Используя знания об основной задаче механики и знание исторических фактов, делает вывод намерении Наполео-на(Москва). Укажите, какое историческое событие приводит к нежелательным последствиям при выполнении законов механики? (№ 17)? Основная задача механики Наполеона: «Сердце России, которое я намерен поразить - это...»(№ 1)
4.1.2. Выявляет взаимосвязь между историческими фактами и физическими понятиями. Разбивает задание на физические понятия (вектор) и исторические (конечная цель Наполеона). Выявляет взаимосвязь между конечной координатой и целью Наполеона. Применяет к решению задачи. Получает ответ - Бородино. Назовите место. Конечной координатой вектора войск Наполеона 26 августа 1812 г являлся пункт. (№ 19)?
4.2.Анализ организационных принципов
Выделяет закономерности баллистического движения. Формируются представления о принципах движения тела, брошенного под углом к горизонту. Выделяет принципы баллистического движения и, объясняя математическую запись закона равнопеременного движения, делает вывод о том, что траекторией является парабола. Вывести общую закономерность. Траекторией баллистического вижения является.(№ 20)?
Категория | Конкретные действия | Примеры действий (№ вопроса)
5. Синтез (дополнительные вопросы для учащихся)
Синтезирует элементы для получения единого целого, которое ранее не было известно. В процессе игры реализует проект «Физические явления в наполеоновских войнах». Предлагает план исследования явлений, не рассмотренных в рамках данной игры. Что можно предложить для реализации проекта «Физические явления в наполеоновских войнах»? Иногда создает новые идеи, возможно, превосходящие наши!
Решает проблемы на междисциплинарном уровне путем переноса знаний из одной дисциплины в другую. Предлагает по вычислению времени затмений объяснить исторические факты. Создаёт с участниками группы синквейн по теме «Физические явления в наполеоновских войнах».
6. Оценка (включает в себя все предыдущие уровни)
6.1 .Качественная оценка Сопоставляет факты и выносит суждение о характере войны 1812 года -Отечественная. Суммирует знания из разных областей для решения проблемы. Какие факты наполеоновских войн можно объяснить, рассматривая физические явления и законы?
Таблица № 2
Этапы урока
Стадия вызова (правило: «Любое мнение учащегося ценно»)
Виды деятельности учителя Дидактические задачи Виды деятельности ученика Время, мин
Подготовительный этап. Поиск информации в различных источниках. Выполнение домашнего задания. Вне урока
1 .Организационный момент. Организация групповой и индивидуальной работы. Подготовка учащихся к работе на уроке. 1
2. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели. Анализ имеющихся знаний, формулировка целей-мотивов. Высказывает свою точку зрения по поводу темы игры. 2
Для снятия напряженной обстановки использование занимательности, содействие обмену мнениями без конфликтов. Критерий оценки: реальные факты можно объяснить, используя законы физики Формулировка цели: объяснить исторические факты наполеоновских войн с точки зрения физики. Формулировка игровой задачи: выяснить характер войны 1812 года. Постановка проблемы: «Мифы и реальность наполеоновских войн» «Мозговой штурм». Выдвижение гипотезы: «Если с точки зрения физики мы объясним, что происходило в наполеоновских войнах, то мы узнаем, какие исторические факты были реальными».. 2
Стадия осмысления
З.Основной этап. Поэтапная проверка выполнения задания. Обеспечить приобретение опыта применения научных методов познания. Создать условия для развития качеств креативности, интеллекта, компетентности в области ИКТ Усвоение новых знаний и способов действий. Самостоятельная работа с различными источниками. Систематизирует информацию. Акцент внимания на поиске ответов. 18
4.Закрепление изученного. Стимулирование учащихся к постановке новых вопросов. Организовать работу учеников таким образом, чтобы они смогли устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Способствовать формированию российской гражданской идентичности. Анализ и обсуждение игры. Обращает внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5
5 Контроль и проверка знаний (ссылки на ресурсы сети Интернет, работа в режиме оп-Ипе). Выявить уровень овладения знаниями, провести их коррекцию. Создать ситуацию успеха. Учащиеся других групп задают вопросы на уточнение. Выделяют мировоззренческие идеи. 5
б.Подведение итогов. Выдвижение стимула по ликвидации пробелов в знаниях. Дать оценку успешности, наметить перспективу работы. Изучает «Лист успеха», проводит анализ и оценку успешности достижения целей. 4
7.Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание цели для выполнения домашнего задания. Записывает домашнее задание : используя коллекцию музеев Московского 2
Кремля, выясните, какие законы физики применялись в Отечественной войне 1812 года.
Стадия рефлексии
8.Рефлексия эффективности проведения урока. Становление нового педагогического опыта. Мобилизовать учащихся на рефлексию мотивации, способов деятельности, общения. Закрепляет новые знания. Создаёт с участниками своей группы синквейн по теме «Физические явления в наполеоновских войнах» 6
презентация (Microsoft Power Point), демонстрируемая в режиме Офис на
Ход занятия
Организационный этап
На компьютерах - на рабочем столе интерактивной доске.
Основной этап
Слова учителя: Здравствуйте, ребята! История мировой цивилизации богата событиями, которые нельзя стереть из памяти народа. Военный историк М. И. Богданович оценил потери Русской армии в течение хода войны с объединенной Европой 1812 - 1814 годов в 210 тысяч погибших. Без войны, увы, человечество ещё не научилось жить. С огромным интересом мы изучаем «Наполеоновские войны», материалы и источники, которые остались нам в наследство от Великого прошлого [6].
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Физические явления в наполеоновских войнах», в ходе которой вы сможете показать Ваши знания по темам «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления», а также широту Вашего кругозора.
Проблема: «Мифы и реальность наполеоновских войн»
Цель: объяснить исторические факты наполеоновских войн с точки зрения физики.
Гипотеза: «Если с точки зрения физики мы объясним, что происходило в наполеоновских войнах, то мы узнаем, какие исторические факты были реальными».
Игровая задача: выяснить характер войны 1812 года.
Сетка кроссворда «Физические явления в наполеоновских войнах»
Рис.1.
Слова учителя: на столах у каждой группы лежит «Краткая инструкция для обучающихся» и сетка кроссворда.
Кроссворд имеет 21 задание, предполагает возможность работы в сети Интернет. Соревнуются группы учащихся - кто быстрее даст правильный ответ на предлагаемый вопрос. У каждой группы есть бланки с сеткой кроссворда, но отсутствуют вопросы. В течение игры желающие могут дискутировать, пользоваться интерактивной доской, демонстрировать для доказательства необходимые эксперименты. Для каждого участника игры предоставляются бланки для ведения проектного задания «Физические явления в наполеоновских войнах». Их можно заполнить во время игры или (по желанию) выполнить к следующему занятию дома.
Таблица № 3
Ответив на вопросы, вы увидите характер войны 1812 года
Вопросы_
Основная задача механики Наполеона. Наполеон: «Сердце России, которое я намерен поразить - это.»_
Его девиз: «Лучше быть острожным, чем обманутым». Наполеон называл его «Старый лис Севера». Полководец, главнокомандующий русской армии._
«Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар,
Она готовила.» А.С.Пушкин_
Кто применял закон ускоренного движения в войне: выиграть одно сражение и решить исход войны?_
Что это было? «Однажды утром в июне 1815 г. жители города Вервье (Бельгия) увидели в небе войско так ясно, что можно было различить даже пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится». К.Фламарион Физическое явление, объясняющее появление миражей.
В войне 1812 году применялись вороты, приводимые в движение лошадьми; блоки; бревна-рычаги и рычаг I рода._
" Пространство звёздного тёмного неба открылось глазам Пьера. Обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая ., которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света..." Лев Толстой._
Впечатление детства Л. Толстого (1828 - 1910) от увиденной им в 1835 г. кометы нашло отражение при описании гигантской
кометы 1811 года в романе «Война и мир». Кто открыл комету, которую дважды видел Л. Н. Толстой?_
Это может быть в трёх агрегатных состояниях, находится на границе и на карте обозначено, как._
Вид продольной механической волны, описанной Л.Толстым в романе «Война и мир»: «Спереди в дыму, бубухали
пушки и из таинственной области дыма с шипящим свистом вылетали ядра»_
Баллистика - наука о движении снарядов, мин, пуль. В переводе с греческого означает._
«Скажи-ка, дядя,
Ведь не даром Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие,
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина». Автор?_
Звание военачальника Груши, который не соединился с войсками Наполеона в битве при Ватерлоо. Несмотря на численное превосходство французов, сражение у деревни Лубино 7 августа 1812 года окончилось для русских стратегическим успехом.
Жестокий бой длился до ночи. Когда был убит конь генерала П. А.Тучкова, он повел гренадеров в бой, во время которого был тяжело ранен [7]. Французы взяли раненого генерала Тучкова в плен, так как помог им отраженный от устланной пылью поверхности Луны ._
В каком городе 18 июня 1815 году произошло знаменитое сражение, в котором наблюдались редкие оптические явления?_
Какое историческое событие приводит к нежелательным последствиям при выполнении законов механики?_
«.Теперь ты вдаль взгляни, Где скачут в бой вослед знамен За эскадроном эскадрон; Ты думаешь, они -
Войска победные . Кого ожидали французы в битве при Ватерлоо?_
Конечной координатой вектора войск Наполеона 26 августа 1812 г. был пункт..._
«...Полк князя Андрея был в резервах, которые стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артилле-рии...»Л. Н. Толстой «Война и мир»
Траекторией баллистического движения является..._
Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо?_
Подведение итогов. Слова учителя: Почему война 1812 года - Отечественная? Потому, что в ней участвовали все слои населения. И хотя с тех пор прошло 200 лет, люди до сих пор помнят доблесть тех, кто сражался за нашу Родину. Отечественная война - освободительная справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков. Хотите узнать свою оценку за тему? Вам поможет «Лист успеха»!
Ответьте на вопрос: какие физические явления объясняют мифы и реальность наполеоновских войн? Рассчитайте свою рейтинговую оценку.
Подведем итоги. Информация о домашнем задании (см.Таблица № 3).
Рефлексия. Ученики в группах составляют синквейн по теме игры
Пример создания синквейна
Таблица № 4
В первой строчке тема называется одним словом (существительное) Явления
Во второй строчке два слова, прилагательные, описывающие основную мысль физические, исторические
В третьей строчке три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. помогут нам понять
В четвертой строке - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. мифы и реальность наполеоновских войн.
В пятой строке - слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы на эмоциональном или философско-обобщенном уровне. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
Награждение победителей. До новых встреч! Спасибо за внимание.
Итог: в ходе занятия (с элементами технологии критического мышления) ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, внимательно относиться к аргументам оппонента. Интерактивные методы обучения изменяют роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Таким образом, реализуется цель занятия (формирование ключевых компетенций обучающихся).
«Открытые задания» проблемного характера позволяют организовать работу учащихся так, чтобы они смогли развивать личностные, предметные и метапредметные умения и креативные способности. Учитель выступает в роли консультанта, обеспечивает мотивацию, контролирует лишь ключевые моменты выполнения проекта. Отсутствие заранее известного решения стимулирует школьников к реализации своего творческого потенциала [8].
Согласно развивающему дифференцированному обучению, ученики по желанию выполняют индивидуальное домашнее задание. Это помогает оценить степень их познавательного интереса и усвоения темы. С учетом мониторинга, который ведется в течение игры, выставляется рейтинговая оценка.
При проведении занятия также реализуются цели изучения физики на ступени основного общего образования: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях; методах научного познания природы; овладение умениями применять полученные знания для объяснения природных явлений; развитие познавательных интересов, творческих способностей, воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использование полученных знаний и умений для решения практических задач.
Опыт показывает, что подобные занятия по формированию целостного мировоззрения и ключевых компетенций улучшают эмоциональное состояние учащихся, эффективны в достижении конечного результата. Использование занимательности обосновано тем, что «эмоционально окрашенный учебный материал и материал, заученный с хорошим настроением лучше усваивается» [9].
Внедрение в учебный процесс элементов игры создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Это позволяет улучшить психологический климат и качество образования.
Заключение. Система оценки знаний нацелена на полноту и объективность уровня знаний учащихся. Ее внедрение повышает активность учащихся в учебном процессе, что особенно актуально в 9 классах. Позитивная конкуренция в выпускном 9 классе снимает напряженность в процессе игры. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей учащихся, мотивируют школьников к участию в олимпиадах, исследованиях, проектной деятельности.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается в росте социальной активности учащихся; в признании равноценности различных образовательных траекторий. Дальнейшее использование рейтинговой системы позволяет производить анализ обученности, как одного учащегося, так и класса или параллели по освоению предмета в течение года [10].
Библиографический список
1. @ Майкрософт. «Белая книга» - часть 2. «Обучая граждан 21 века» / http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=241&d_no=2520
2. Шатова И.В. Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5-11-х классов с учетом возрастных особенностей. [www документ] - URL:http://festival.1september.ru/articles/521325/
3. Сайт «Коллекция рефератов Revolution». Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 кл., организация учебной деятельности. [www документ] - URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00359699_0.html
4. Зайцева Е.Н.Оценка эффективности самостоятельного обучения студентов в телекоммуникационной среде средствами непараметрической статистики. - IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kazan. Russia, 9-12 August 2002.
5. Киселева А. В. Критерии оценки знаний учащихся по физике // Фiзiка: праблемы выкладання. - 2002. - № 2.
6. Сайт Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Информационные технологии в преподавании физики [www документ] - URL: http://www.loiro.ru/files/users_27_itvfizike.pdf
7. Тучково | Тучково.су. Сайт города. История Тучково. [www документ] - URL: http://www.tuchkovo.su/stranicy-istorii/istoriya-tuchkovo.htm
8. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения. ЦДО «Эйдос», 2005.
9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
10. Абакарова Т. М.Рейтинговая система оценки успеваемости учащихся на уроках информатики и ИКТ в условиях экспериментальной деятельности. [www документ] - URL: http://festival.1september.ru/articles/609033/
Плониш Юлия Юрьевна,
кандидат биологических наук, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 43», г. Омск uliaplonish@mail.ru
Системно-деятельностный подход в работе с одаренными детьми по программе авторского кружка эколого-биологической направленности
«Мир, в котором я живу» Аннотация. В статье представлена авторская программа кружка эколого-биологической направленности. Показано, что основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход. Результатом его применения является развитие личности ребенка на основе Универсальных Учебных Действий. Главное достоинство курса по выбору «Школьный экологический мониторинг» является его экспериментальное и практико-ориентированное направление. В результате освоения образовательной программы обучающиеся узнают: о современных исследованиях в области биологии, химии, экологии; их практическое и нравственно-этическое значение; о действиях человека в условиях критических экологических ситуаций; о влиянии естественной среды на здоровье человека (например, геохимических особенностей местности, качества питьевой воды, запылённости атмосферы и т.п.); об оздоровляющем влиянии природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов и т.п.). Ключевые слова: авторский кружок, экология, системно-деятельностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, одаренные дети.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна [5]. Укрепляя свои успехи в различного рода конкурсных мероприятиях у ребенка возникает желание добиваться большего, и тогда одаренный ученик сам начинает «беспокоить» вас для большей реализации своего потенциала с вашей помощью. Вы становитесь для него «путеводителем», который пополняя его жизненный и умственный потенциал, позволяет на определенном временном промежутке достичь конкретно поставленных задач.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, определяет основной результат обучения, в частности развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Одаренным является ребенок, который самостоятельно, инициативно и бескорыстно стремится к тому, чтобы стать успешным членом нашего общества.
Если рассматривать работу с одаренными детьми как системный процесс, то следует обратить внимание на то, что таких детей в любой школе много и особые их способности проявляются в разных областях. Ведь, на самом деле, в этом и состоит проблема, когда учитель ограничен рамками прохождения школьной программы и не всегда имеет возможность уделить время творческому развитию детей [3].
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя