Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА'

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / понятие / метод / обучение / ученик / учитель / history / concept / method / teaching / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Шахбекова, О.В. Щупленков

В статье анализируется практические и теоретические подходы в использовании активных методов обучения на уроках истории. Перечисляются различны методические приемы активизации познавательной деятельности школьников. У школьников в результате выработки навыков самостоятельной работы улучшается качество усвояемости исторического материала. Рассматривается обоснование важности применения творческого подхода в работе со школьниками на уроках истории. В зависимости от того, будет ли применены данные методы обучения, зависит устойчивость рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ACTIVITY IN HISTORY LESSONS THROUGH A VARIETY OF METHODOLOGICAL APPARATUS

The article analyzes practical and theoretical approaches to the use of active teaching methods in history lessons. Various methodological techniques for activating the cognitive activity of schoolchildren are listed. As a result of the development of independent work skills, the quality of assimilation of historical material improves among schoolchildren. The substantiation of the importance of using a creative approach in working with schoolchildren in history lessons is considered. Depending on whether these teaching methods will be applied, the stability of reflection depends.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА»

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА

О.А. Шахбекова, студент

Научный руководитель: О.В. Щупленков, канд. ист. наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-1-149-152

Аннотация. В статье анализируется практические и теоретические подходы в использовании активных методов обучения на уроках истории. Перечисляются различны методические приемы активизации познавательной деятельности школьников. У школьников в результате выработки навыков самостоятельной работы улучшается качество усвояемости исторического материала. Рассматривается обоснование важности применения творческого подхода в работе со школьниками на уроках истории. В зависимости от того, будет ли применены данные методы обучения, зависит устойчивость рефлексии.

Ключевые слова: история, понятие, метод, обучение, ученик, учитель.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО), встречается в литературе ХХ века, в начале шестидесятых годов. Теоретические и практические основы разработки активных методов были заложены в трудах известных зарубежных и русских педагогов, таких как, Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушин-ский и другие.

По мнению ряда педагогов-исследователей (П.Д. Рабинович, Н.В. Сальников и А.С. Тарасов), активное обучение является способом организации учебного процесса.

Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Таким образом, можно обобщить данные точки зрения и сказать, что активные методы обучения характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями активных методов обучения (АМО) от обычных (объяснительного) являются [1, с. 130131]:

- активизация мыслительной деятельности обучающихся путем создания специальных условий, способствующих этому, независимо от его желания;

- устойчивость и непрерывность активной мыслительной деятельности участников обучения путем увеличения периода единовременного активного включения или же спонтанной, но очень глубокой работы мысли, позволяющей сохранять ее в течение некоторого перерыва между активной работой;

- формирование навыков самостоятельной, творческой выработки управленческих решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности обучающихся;

- интерактивный характер коммутационной деятельности обучающихся и преподавателей, развивающие обе стороны с рефлексивных позиций.

Отмеченные особенности активных методов обучения свидетельствуют о том, что их освоение потребует от преподавателей и студентов гораздо более высокого уровня профессиональной подготовки, чем этого требует объяснительное обучение.

Тем не менее, использование активных методов обучения позволит значительно повысить уровень образования не только студентов, но и преподавателей. Они повысят свой интеллектуальный потенциал. Используя активные методы, педагоги организовывают учебные занятия путем создания проблемных ситуаций. При этом активируется самостоятельная деятельность студентов, нацеленная на их разрешение [2, с. 56].

Существует три группы методов: осознания, самоорганизующейся деятельности и нормативной деятельности. Средства педагогической деятельности, активные методы обучения - неотъемлемый элемент всего образования. Только с их помощью можно донести до учащихся деятельность, которую нельзя передать вербальным путем. Такая информация хорошо осваивается во время деятельности, ею слушатели самостоятельно осознают и присваивают себе [3].

Метод круглого стола является формой организации познавательной деятельности учащихся, которая способствует формированию умения решать проблемы, укреплять собственные позиции, а также обучает культуре ведения дискуссии.

Данный метод нами был апробирован при проведении преддипломной практики. Ниже представлен пример практического занятия с применением данного метода на тему «Социально-экономические предпосылки Великих реформ».

Методическая разработка круглого стола для студентов колледжа на тему «Социально-экономические предпосылки Великих реформ».

Цель: выявит характерные особенности социально-экономических реформ в России во второй половине ХХ века.

Участники: учащиеся полной средней общеобразовательной школы.

Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столики, ноутбук, медиапро-ектор, компьютерная презентация, доска, карточки с именами участников, рабочие карточки. Форма проведения: однорядный круглый стол.

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

1) Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола. Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме.

2) Круглый стол:

а. Обсуждение правил. Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут.

б. Работа в малых группах с рабочими карточками Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам. Время 15-20 минут.

3) Обмен мнениями в форме однорядного круглого стола. Задача: возможность участникам представить свое мнение и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.

4) Практическое задание. Составление общей схемы «Социально-экономические предпосылки Великих реформ». Задача: определение эффективных путей уменьшения затрат на эксплуатацию. Время 5-10 минут.

5) Подведение итогов Задача: рефлексия участников. Время 5 минут.

Для формирования навыков анализа нерафинированных жизненных и производственных задач необходимо включать в процесс обучения студентов метод активного обучения «анализ конкретных ситуаций». Он способствует развитию активной, познавательной и самостоятельной деятельности учащихся. Обучающиеся, изучая исторический материал, уже на первых занятиях сталкиваются с конкретными ситуациями, в которых им необходимо определить наличие проблемы, ее суть и свое отношение к ситуации, что невозможно без применения на занятиях практики анализа конкретных ситуаций [4].

Поисковая и исследовательская деятельности не менее важна для студентов, получающих знания по истории, так как сеть Интернета включает в себя много загадок и много конкуренции, поэтому для эффективного развития собственных идей и для успешной работы необходимо придумывать новые пути и новые решения. Этому будет способствовать проблемное обучение, включающее в себя совместные усилия преподавателя и обучающихся [5]. Основной задачей становится приобщение

обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способов их разрешения, а также открытию школьников для себя новых знаний и постижения теоретических особенностей дисциплины «История».

Немаловажным в успешном освоении теоретических знаний становится организация занятий с помощью интерактивного обучения или диалогового, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающегося и преподавателя. Применение данного метода в учебном процессе позволит всем школьникам не только быть вовлеченными в процесс познания, но и рефлектировать и понимать по поводу того, что они думают и знают. Интерактивное обучение включает в себя такие методы, как беседы, дискуссии, деловые игры, конкурсы практических работ и т.д.

Школьники, взаимодействуя с преподавателем, смогут почувствовать себя более уверенными, а занятие станет более творческим и интересным. Эвристическая беседа - это поиск ответа на проблему. Дискуссия позволит узнать мнение школьников по проблемам теории, практики, идеологии. Данные методы активного обучения можно использовать в групповых формах занятий, семинарах и семинарах-практикумах с целью обсуждения итогов выполненных заданий на практических и лабораторных занятиях. Особенно это ак-

сов, так как часть времени они проводят за компьютерами, выполняя различные практические задания. А лекции-дискуссии в ходе изложения материала преподавателем с обращением к аудитории с отдельными вопросами, требующих быстрых и коротких ответов, создаст психологическую атмосферу коллективного размышления и готовности внимательно слушать рассуждения лектора, отвечающего на дискуссионный вопрос, учитывая сложившуюся ситуацию. Данные АМО в большей степени применяется в лицеях и гимназиях преподавателями, которые получили высокую оценку состояния обучения историческим знаниям.

Таким образом, развитие научно-технического прогресса приводит к увеличению объема информации, обязательной для усвоения школьников старших классов. Обучение, ориентированное на запоминание, сохранение и применение материала на практике, сможет удовлетворить современные требования. Активные методы обучения являются основным способом решения данной проблемы: формируют качества самостоятельного усваивания новой информации, развитие способностей, позволяющих не отставать от научно-технического прогресса, развивают аналитические и практические умения, навыки работы в группе и умение решать учебно-профессиональные задачи.

туальной для обучающихся старших клас-

Библиографический список

1. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 248 с.

2. Никулин С.К. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход). - М.: МАИ, 2014. - 680 с.

3. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества // КБ: Проблемы общества и политики. - 2013. - №12. - С. 70-96.

4. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Конституционные основы информационной свободы в России // КБ: Вопросы права и политики. - 2013. - №10. - С. 35-92.

5. Щупленков О.В. Воспитание патриотизма в новых исторических условиях // КБ: Педагогика и просвещение. - 2013. - №3. - С. 70-112.

FORMATION OF ACTIVITY IN HISTORY LESSONS THROUGH A VARIETY OF

METHODOLOGICAL APPARATUS

O.A. Shakhbekov, Student

Supervisor: O.V. Shchuplenkov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Essentuki)

Abstract. The article analyzes practical and theoretical approaches to the use of active teaching methods in history lessons. Various methodological techniques for activating the cognitive activity of schoolchildren are listed. As a result of the development of independent work skills, the quality of assimilation of historical material improves among schoolchildren. The substantiation of the importance of using a creative approach in working with schoolchildren in history lessons is considered. Depending on whether these teaching methods will be applied, the stability of reflection depends.

Keywords: history, concept, method, teaching, student, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.