Выводы. Впоследствии вплоть до середины XIX столетия арабский язык продолжал всецело использоваться мусульманами всего Северокавказского края, также получил дальнейшее совершенствование и весь конгломерат обучения. Однако наиболее традиционным и насыщенным образование стало в Дагестане, другие северокавказские народы в этом ракурсе значительно отставали. Причиной этому являлась их поздняя исламизация и несоответствие обучающих программ реалиям времени, которые также изменялись под воздействием исторических условий. При этом следует заметить, что немаловажную роль в образовательном процессе занимала этнопедагогика, которая в силу многонациональности региона преследовала цель по сохранению самоидентификации различных этносов, путем передачи новому поколению культурного наследия, национальных традиций и обычаев [4]. В целом же следует признать, что в отличие от бытующего мнения о безграмотности горского населения Северокавказского края в рассматриваемый в нашем исследование период времени, с Х века постепенно формировалась структура образовательных учреждений. Этому факту в значительной мере способствовало распространение исламской религии в регионе, которая по своим канонам предполагала наличие минимальных знаний по арабской грамматике, что провозглашалось как обязанность каждого праведного мусульманина, в связи с необходимостью осуществления молитвенного ритуала и изучения Корана на языке первоисточника, с целью его правильного толкования.
Литература:
1. Коран. Сура 24
2. Намитлоков Ю.К. Адыгская народная педагогика о воспитании детей: Сб. статей по педагогике и психологии Адыгейского пединститута. - Майкоп, 1957. - Вып. 1. - С. 20.
3. ЦГА РСО-А. Ф. 291. Оп. 1. Д. 10. Л. 2.
4. Шамаев А.М. Этнопедегогика народов Северного Кавказа в первой половине XVIII века / Шамаев А.М., Кодзоков Б.В. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 297-300.
5. Шамаев А.М. Этнопедегогика народов Северного Кавказа в первой половине XVIII века / Шамаев А.М., Кодзоков Б.В. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 297-300.
6. Shamaev A.M. THE PILGRIMAGE OF THE MOSLEMS OF THE NORTH CAUCASUS IN LIGHT OF THE RUSSIAN POLICY IN THE SECOND-HALF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES / Shamaev A.M. // Journal of International Network Center for Fundamental and Applied Research. - 2015. - № 3 (5). - С. 147-151.
Педагогика
УДК 372.4
кандидат педагогических наук, доцент Шарычева Мария Эдуардовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Современный федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (далее -ФГОС НОО) предполагает внедрение интерактивных образовательных технологий в процесс обучения младших школьников. По этой причине их внедрение и применение является актуальной задачей в практической деятельности любого учителя. Организация процесса обучения на диалогической основе субъект-субъектного характера, при которой младшие школьники являются активными участниками учебной деятельности, демонстрирует высокую эффективность в достижении планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных) в курсе начального общего образования. Использование интерактивных образовательных технологий предполагает подбор наиболее оптимальных условий и средств организации образовательного процесса, использование активных форм и методов обучения. Наиболее важным и широко используемым методом являются интерактивные упражнения. Автор статьи рассматривает интерактивное обучение как специальную форма организации познавательной деятельности, способ познания, реализуемый в форме совместной деятельности обучающихся. Кроме того, автором был выделен ряд основных интерактивного обучения (обучение самостоятельному поиску, анализу сведений и выработке правильного решения проблемы; формирование собственной точки зрения и её аргументирование; развитие умения выражать свою позицию по отношению к событиям и объектам действительности; обучение командному взаимодействию). В статье аргументирован образовательный потенциал интерактивных методов и форм обучения, доказана рациональность их использования на уроках в начальной школе, объяснена сущность понятия «интерактивное обучение» и определены его основные принципы, а также представлены преимущества использования интерактивных технологий при работе с младшими школьниками. Целью использования методов интерактивного обучения является реализация социального заказа общества - подготовка обучающегося, который будет способен к самостоятельному принятию решений, выражению и аргументации своей собственной точки зрения.
Ключевые слова: интерактивное обучение, младший школьный возраст, интерактивные технологии, формы и методы интерактивного обучения, начальное общее образование.
Annotation. The modern federal state educational standard of primary education involves the introduction of interactive educational technologies in the process of teaching younger students. For this reason, their implementation and application is an urgent task in the practical activities of any teacher. The organization of the learning process on a dialogic basis of a subject-subject nature, in which younger students are active participants in educational activities, demonstrates high efficiency in achieving the planned results (subject, meta-subject and personal) in the course of primary general education. The use of interactive research technologies involves the selection of the most optimal conditions and means of organizing the educational process, the use of active forms and teaching methods. The most important and widely used method is interactive exercises. The author of the article considers interactive learning as a special form of organization of cognitive activity, a way of cognition, realized in the form of joint activity of students. In addition, the author identified a number of basic interactive learning (learning to independently search, analyze information and develop the right solution to a problem; form one's own point of view and argue it; develop the ability to express one's position in relation to events and objects of reality; learning team interaction). The article argues the educational potential of interactive methods and forms of teaching, proves the rationality of their use in primary school lessons, explains the essence of the concept of "interactive learning" and defines its basic principles, as well as presents the advantages of using interactive technologies when working with younger students. The purpose of using interactive learning techniques is the implementation of the social order of society - the preparation of a student who will be able to independently make decisions, express and argue his own point of view.
Key words: interactive learning, primary school age, interactive technologies, forms and methods of interactive learning, primary general education.
Введение. Сегодня овладение интерактивными образовательными технологиями и их применение в ежедневной практической деятельности на занятиях в начальной школе - это профессиональная необходимость каждого педагога. Организация процесса обучения на диалогической основе субъект-субъектного характера, при которой младшие школьники являются активными участниками учебной деятельности, демонстрирует высокую эффективность в достижении планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных) в курсе начального общего образования.
Выбор оптимальных условий и средств организации образовательного процесса обучающихся начальной школы предписывает овладеть активными формами и методами обучения, важнейшими из которых считаются интерактивные упражнения. Вследствие этого возникает необходимость в использовании интерактивных методов и форм обучения, а также утверждается рациональность их применения в процессе преподавания различных учебных дисциплин детям младшего школьного возраста.
Принимая во внимание то, что использование активных методов обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности младших школьников, является несистематичным, введение в образовательные стандарты нового поколения требования по организации и реализации уроков с применением интерактивных форм обучения представляется нам разумным и целесообразным.
На основании включения этого требования в образовательные стандарты, что для многих школ стало в достаточной мере неожиданным, поднимается проблема готовности учебных заведений и педагогического состава к столь масштабному применению интерактивных образовательных технологий. Поиск решения в таком случае состоит в проведении анализа особенностей интерактивного обучения и продолжительной практики использования интерактивного и других видов активного обучения в школьных учреждениях [4, С. 66-67].
Изложение основного материала статьи. С учётом рассматриваемых явлений определим, что необходимо понимать под интерактивным обучением.
Понятие «интерактивность» произошло от английских слов «inter» - «взаимный» и «act» - «действовать, действие», а значит интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (с человеком) или чем-либо (с компьютером) [1, С. 84].
Из этого следует, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, реализуемый в форме совместной деятельности обучающихся, при которой каждый участник вступает во взаимодействие с другими, получает новые сведения, отвечает на возникшие вопросы, моделирует различные ситуации, оценивает действия свои действия и поступки других учащихся, а также погружается в атмосферу делового сотрудничества по разрешению поставленных вопросов и возникших проблем [1, С. 83].
Среди главных задач интерактивного обучения выделяют:
- обучение самостоятельному поиску, анализу сведений и выработке правильного решения проблемы;
- формирование собственной точки зрения, строящейся на базе каких-либо конкретных фактов, высказывание её и аргументирование;
- развитие умения высказывать согласие ли несогласие со взглядами других учащихся и выражать свою позицию по отношению к событиям и объектам действительности;
- обучение командному взаимодействию: уважению мнений других участников команды (группы), проявлению снисходительности к иной точке зрения.
Данный вид обучения характеризуется тем, что:
- происходит коммуникация учеников между собой и учителем (опосредованно или непосредственно);
- коммуникативный процесс реализовывается «на равных», то есть каждый участник общения заинтересован в нём и готов к обмену опытом, высказыванию своих идей и путей решения, обсуждению проблемы и отстаиванию своей точки зрения;
- образовательный процесс организован с учётом реальных условий и ситуаций окружающей действительности.
К методическим принципам интерактивного обучения относят:
- создание глоссария;
- рассмотрение конкретных приемов на предмет целесообразности их применения;
- обязательное использование визуальных средств информации (в том числе компьютерных);
- использование индивидуальной работы;
- помощь в организации внутригруппового диалога, поддержание благоприятной атмосферы, устранение появляющегося напряжения и разрешение конфликтных ситуаций;
- подбор и реализация внутригрупповых ролей в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;
- поддержание визуального контакта с каждым ребёнком.
Интерактивный метод - совокупность требований организации коммуникации обучающихся друг с другом и с учителем в форме разнообразных игр, дискуссий на уроках различных учебных дисциплин.
В основе интерактивных методов находятся субъект-субъектные отношения (как и в ситуации с активными методами), когда младшие школьники выступают в качестве субъекта, а не объекта деятельности, что способствует их личностному развитию, освоению новых знаний и умений посредством поиска конкретных сведений из различных источников [1, С. 83-84].
Подобные методы значительно превосходят пассивные, предоставляют педагогу сообщить обучающимся начальной школы больше сведений, потому как при осуществлении поиска ученики не ограничиваются жёсткими рамками. Учитель придерживается роли координатора учебного процесса, что способствует более глубокому погружению обучающихся в информационное пространство урока.
Преимуществами интерактивных форм проведения занятий являются:
- порождение интереса у младших школьников;
- поощрение активного участия всех учащихся в процессе обучения;
- высокая эффективность усвоения учебного материала;
- создание ситуаций успеха у учеников;
- формирование навыков самостоятельной добычи новых знаний;
- побуждение к осуществлению самоанализа;
- формирование адекватной самооценки обучающихся;
- осуществление обратной связи (ответной реакции обучающихся);
- формирование коммуникативных компетенций.
Интерактивные технологии - это устройство образовательного процесса, при котором каждый обучающийся вносит свой вклад в совместную деятельность, осуществляемую на основе коммуникации всех её участников.
Целью интерактивных технологий является привлечение обучающихся к рассмотрению проблемы, решению задачи и презентации итогов деятельности. Необходимо, чтобы младшие школьники были увлечены в ходе занятия и настроены на достижение результатов. Достичь этого можно, к примеру, применяя метод групповой работы учащихся (в парах, мини-командах или малых группах).
Использование интерактивных технологий предоставляет возможность постоянного изменения роли учащихся в процессе образования, концентрирует внимание детей на межличностной коммуникации, которая повышает индивидуальную активность. Интерактивная основа в обучении позволяет осуществлять сравнительно свободное взаимодействие в течение учебного занятия и способствует выражению мнений, появляющихся у обучающихся в ходе учебной деятельности.
Организация интерактивного обучения состоит в следующем:
- установление проблемной темы, целей и вопросов учебного занятия;
- организация учебного пространства к активной работе в ходе урока;
- разработка проблемных ситуаций, задача которых - побудить учащихся к совместной коммуникации для решения поставленных задач;
- установление ограничения времени и определение правил работы в ходе учебной деятельности;
- создание мотивационной готовности обучающихся к коллективной (парной, группой) деятельности в процессе урока;
- оптимизация системы оценивания познавательного процесса и итогов совместной работы учащихся;
- формирование внутригрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.
Требуется соблюдать и порядок проведения упражнения с элементами интерактивного характера:
I. Проведение инструктажа (1-2 минуты).
II. Распределение ролей или объединения в группы (2-3 минуты).
III. Работа над заданием (5-20 минут).
IV. Презентация результатов (5-10 минут).
Рефлексия результатов обучающимися является важным компонентом интерактивного обучения. Она может реализоваться в разных формах: как индивидуально, так и в парах, группах.
Выделяют такие формы интерактивного обучения, как:
- обучающие игры;
- дискуссии [3, С. 76-77];
- работа в малых группах;
- дистанционное обучение;
- обсуждение проблемных вопросов;
- разрешение проблем («мозговой штурм», «анализ казусов», «займи позицию» и др.);
- тренинг [2, С. 114];
- мастер-классы;
- образовательные квесты.
Список не является исчерпывающим, поскольку с течением времени появляются и другие формы интерактивного обучения (к примеру, методики «дерево решений», «попс-формула», интерактивная экскурсия, видеоконференция, круглый стол, фокус-группа и др.), применение которых возможно в ходе образовательного процесса.
Наряду с этим, учитель может использовать как уже существующие интерактивные формы, так и разработать новые в соответствии с целью урока и особенностями обучающихся, то есть, иными словами, принимать участие в процессе совершенствования, модернизации процесса обучения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использование в образовательном процессе интерактивных методов и форм обучения служит инструментом для роста познавательной активности младших школьников и повышения результативности учебных занятий. Зачастую даже учащиеся, которые до этого изредка принимали непосредственное участие в учебном процессе, с большой охотой и решимостью присоединяются к другим ученикам, включатся в активную работу. Вместе с тем у младших школьников отмечается формирование способности неординарного мышления, индивидуального подхода к разрешению возникающих в процессе учебной деятельности вопросов.
Проанализированные интерактивные формы и методы могут использоваться в ходе обучения различным дисциплинам в образовательных учреждениях для формирования ключевых компетенций.
Выводы. Таким образом, введение в педагогическую практику интерактивного обучения позволяет реализовать заказ общества - подготовить обучающегося, который будет способен к самостоятельному принятию решений, выражению и аргументации своей собственной точки зрения. Достижение высоких образовательных результатов учащихся начальной школы, с нашей точки зрения, может быть осуществлено благодаря использованию специализированной системы форм и методов обучения и воспитания. Рационально применять комбинацию разнообразных методов и форм организации учебного процесса, для того чтобы достигать наибольшего эффекта от их использования.
Литература:
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. - 135 с.
3. Камалова, Л.А. Интерактивное обучение младших школьников на уроках литературного чтения / Л.А. Камалова, Г.Н. Галиева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. - Наука и просвещение. - 2019. - N 68. - С. 76-78.
4. Кругликов, В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы / В.Н. Кругликов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - N 4. - С. 66-72.
5. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
6. Свешникова, К.О. Интерактивные методы обучения, как способ формирования коммуникативных УУД [Электронный ресурс] / Свешникова К.О. - URL : https://urok.1sept.ru/articles/678872 (дата обращения: 03.04.2022).
Педагогика
УДК 378.09
кандидат педагогических наук Шатравкина Анна Валерьевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); старший преподаватель Анохина Галина Ивановна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ
МЕДИКОВ
Аннотация. В представленной статье рассматриваются современные подходы к организации математического образования будущих медиков в контексте актуальных задач профессиональной подготовки специалистов системы здравоохранения. Авторами констатирована многоаспектность проблем математической подготовки будущих медиков. Данные проблемы связаны с отсутствием мотивации студентов в отношении изучения математических дисциплин и недостаточным включением математических знаний в рамках занятий по профильным дисциплинам. В исследовании раскрывается ключевая роль математического образования в контексте обновления требований к компетентностному профилю современного медика. В тексте статьи последовательно раскрываются существующие в современной практике организации математического образования будущих медиков подходы. Среди них: уровневый, контекстный, интегративный, компетентностный, междисциплинарный/полидисциплинарный и дифференцированный. Каждый из подходов позволяет решать разноуровневые задачи математической подготовки студентов-медиков, имеет длительную практику применения, в том числе в работе с иностранными студентами медицинских вузов. Авторы статьи делают вывод о том, что современные подходы к организации математического образования будущих медиков можно условно разделить на методологически-ориентированные и методически-ориентированные. Первая группа включает подходы, имеющие концептуальное значение для всей системы образования в целом и для системы профессиональной подготовки медицинских кадров, в частности. В нее включены компетентностный, полидисциплинарный и дифференцированный подходы. Вторая группа подходов ориентирована на поиск механизмов оптимизации математического образования будущих медиков в контексте прикладных задач профессиональной подготовки. Данная группа представлена уровневым, контекстным и интегративным подходами. Подготовка современных медицинских кадров требует переосмысления отношения к содержанию математического компонента в профессиональном образовании будущих специалистов системы здравоохранения. Изменение качества и статуса математического образования в системе подготовки будущих медиков актуализирует необходимость обновления и совершенствования компетентностного профиля преподавателей высшей школы. Определено основное требование к специалисту, преподающему математические дисциплины в высшей медицинской школе, а именно: владение современными педагогическими технологиями и методиками, позволяющими на высоком уровне формировать ключевые метакомпетенции будущих медиков.
Ключевые слова: математическая подготовка, высшее медицинское образование, интегративный подход, уровневый подход, контекстный подход, компетентностный подход, полидисциплинарный подход, подготовка медицинских кадров.
Annotation. In the article given modern approaches to organising mathematics education for future doctors are considered to be issues of concern in the current context. The authors stated the multidimensional nature of the questions concerning mathematics education of the prospective health professionals. These issues are connected with the motivation lack related to the study of mathematical disciplines and insufficient inclusion of mathematical knowledge in the profile disciplines classes. In the survey the key role of mathematics education is revealed within the context of updating requirements to the competency profile of modern medical professionals. In the article different approaches of providing mathematics education for future health professionals are consistently highlighted. Among them there are level, contextual, integrative, competent, interdisciplinary/multidisciplinary and differentiated ones. Each of these approaches allows finding solution for multilevel problems of mathematical training of medical students and has a long-term implementation, including work with foreign students in medical universities. The authors of the article come to conclusion that modern approaches of providing mathematics education for prospective doctors might be conditionally divided into 2 groups: methodological-oriented and methodical-oriented ones. The first group includes approaches with the conceptual meaning for all the education system, in general, and for medical professionals training, in particular. Competent, interdisciplinary/multidisciplinary and differentiated approaches are included in this group. The second group is focused on the search of optimization mechanisms of future doctors mathematical education in the context of professional tasks applied. This group includes level, contextual and integrative approaches. Modern medical professionals training needs redefining the attitude to the content of the mathematical component future health professionals. The change in the quality and status of mathematical education in the future healthcare professionals increases the importance to update and improve the competence profile of university teachers. The core requirements for a specialist teaching mathematical disciplines in a higher medical school are identified. Thus, they should possess certain skills in implementing modern pedagogical technologies and methods forming key metacompetences of prospective doctors on a high level.
Key words: mathematical training, higher medical education, integrative approach, level approach, contextual approach, competence approach, multidisciplinary approach, medical professionals training.
Введение. На сегодняшний день профессиональная подготовка медицинских кадров претерпевает ряд изменений, связанных как с объективными реалиями пандемии, так и с рядом требующих своего скорейшего решения проблем, зафиксированных в ряде научных исследований. Ориентация на цифровизацию в системе здравоохранения, необходимость прогнозирования рисков и разработки сценариев их управлением, усиление исследовательской компоненты в основных профессиональных образовательных программах всех уровней подготовки медицинских кадров свидетельствует о необходимости переосмысления роли математического образования в системе подготовки будущих медиков. Цель представленного исследования заключается в рассмотрении современных подходов к организации математического образования будущих медиков в контексте актуальных задач профессиональной подготовки специалистов системы здравоохранения.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время вопросы преподавания математических дисциплин на медицинских факультетах и в медицинских вузах приобретает многоаспектный характер, который обусловлен, с одной стороны, низкой мотивацией студентов в отношении изучения данных дисциплин, с другой стороны, недостаточным включением математических знаний в рамках занятий по профильным дисциплинам. Первый момент объясняется тем, что студенты в недостаточной степени осведомлены о значении математики в их будущей профессиональной деятельности, они