8. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки магистров (неязыковые вузы). - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - 50 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена обоснованию педагогического потенциала интерактивных форм и методов обучения, целесообразности их применения на уроках литературного чтения в начальных классах. В исследовании определены теоретические основы интерактивного обучения, обозначены преимущества обращения к интерактивным формам и методам в системе начального образования, указаны наиболее эффективные формы и методы обучения младших школьников на уроках литературного чтения и педагогические условия их реализации.
Ключевые слова: литературное чтение, система начального образования, литературное образование, младшие школьники, ФГОС НОО, интерактивное обучение, формы и методы интерактивного обучения, дискуссионные формы обучения, игровые формы и методы обучения, этапы интегрированного урока, организационно-педагогические условия.
Annotation. The article is devoted to the substantiation of the pedagogical potential of interactive forms and methods of teaching, the expediency of their use in the lessons of literary reading in primary classes. The study defines the theoretical foundations of interactive learning, identifies the advantages of using interactive forms and methods in the primary education system, identifies the most effective forms and methods of teaching younger students in the classroom of literary reading and pedagogical conditions for their implementation.
Keywords: literary reading, primary education system, literary education, primary school children, primary education FSES, interactive learning, forms and methods of interactive learning, discussion forms of learning, game forms and methods of learning, stages of integrated lessons, organizational and pedagogical conditions.
Введение. Литературу по праву считают одним из важнейших предметов в системе школьного образования. В рамках литературного образования школьников органически сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Их осуществление позволяет реализовать требования федеральных образовательных стандартов. Литературное чтение в начальных классах предшествует курсу литературы в основной школе. Так, литературное чтение в начальной школе целесообразно признавать в качестве первого этапа непрерывного литературного образования обучающихся [9].
«Литературное чтение» как предмет обучения младших школьников (1-4-й классы), согласно ФГОС НОО, представляет собой интегрированный учебный курс, направленный на читательское развитие личности обучающегося [12].
Целью учебной дисциплины «Литературное чтение является формирование, воспитание и развитие грамотного читателя [9]. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного [11]. Помимо указанной цели, интегрированный учебный курс «Литературное чтение» направлен также на формирование базовых составляющих читательской компетентности младшего школьника.
С опорой на базовую программу авторские рабочие программы «Литературного чтения» включают содержание курсов литературы (словесности), речевого развития, художественного образования и литературно-художественного творчества. Согласно содержанию дисциплины «Литературное чтение» читательское развитие личности младшего школьника в системе начального образования целесообразно реализовывать по всем видам интеллектуальной деятельности - говорение, слушание, чтение, письмо [8].
Успешность образовательных результатов младших школьников по освоению содержания учебной дисциплины «Литературное чтение», по нашему мнению, может быть достигнута путем применения стройной разветвленной системы форм и методов обучения и воспитания.
Высокие предметные, метапредметные и личностные результаты в системе начального образования могут быть достигнуты путем построения образовательного процесса на диалогической основе субъект-субъектного характера, в котором обучающийся выступает активным участником познавательной деятельности. В этой связи актуализируется потребность и обосновывается целесообразность обращения к интерактивным формам и методам обучения в ходе преподавания интегрированного курса «Литературное чтение» в системе начального образования.
Изложение основного материала статьи. Воспитание грамотного читателя и формирование его читательской компетентности как индивидуального интегрированного образования предусматривает применение различных видов заданий на перечитывание, понимание, воспроизведение и изменение текстов в зависимости от цели проработки, их жанра, объема, сложности.
В рамках процесса приобщения младших школьников к миру художественной литературы и формированию их читательской культуры, грамотности и компетентности важными условиями являются сохранение интереса обучающихся начальных классов к читательской деятельности и стимулирование познавательной активности каждого ученика. Обращение к интерактивным формам, методам и приемам позволяет постоянно изменять роль школьников в познавательном процессе, сосредоточивать их внимание на новизне межличностного взаимодействия, стимулирующего индивидуальную активность. Построение
обучения на интерактивной основе дает возможность относительно свободной коммуникации на уроке, выражения мыслей, которые возникают у младших школьников в процессе читательской деятельности.
Следуя цели нашего исследования, рассмотрим теоретические аспекты интерактивного обучения для обоснования его дидактического потенциала в контексте изложения содержания интегрированной дисциплины «Литературное чтение» в начальной школе.
Концепт «интерактивный» в переводе с английского означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [4].
Интерактивное обучение - это взаимодействие преподавателя и обучающихся в процессе общения и обучения с целью решения специфических познавательных и коммуникативных задач. Оно строится на принципах диалогического педагогического взаимодействия, которое предполагает контакт не только между учителем и учеником, но и между обучающимися. Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс [1].
Интерактивное обучение формирует у обучающихся компетентность, расширяет их познавательные возможности в получении, анализе и применении информации, а также является базой формирования умений и навыков полифункциональной деятельности. Такое обучение реализуется путем использования фронтальных и групповых форм организации деятельности, интерактивных игр и методов [3].
Интерактивные формы и методы обучения, в отличие от активных, ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом, а также на доминирование активности школьников в процессе обучения [1].
Исследователи С.М. Герцен и Л.В. Скороходова подчеркивают, что внедрение интерактивных методов в образовательный процесс повышает его эффективность, дает широкие возможности для значимого личного взаимодействия между обучающимися и педагогами, для совместного обучения в команде, для использования более аутентичных методов обучения, оптимизирующих процесс выполнения задач в естественных ситуациях. Они служат средством того, чтобы максимизировать эффективность процессов обучения и побудить обучающихся задуматься над тем, как они учатся, ставить перед ними задачи обучения, которые поощряют интеграцию информации и навыков из междисциплинарных областей. «Интерактивные методы обучения помогают учащимся подвергнуть сомнению свои предубеждения и мотивируют их к обучению, ставя их в ситуацию, в которой они видят себя как авторов ответов и агентов ответственности» [2].
К интерактивным методам обучения относят игровые, дискуссионные, рефлексивные, проблемные, тренинговые методы. Учитывая возрастные особенности младших школьников и специфику дисциплины «Литературное чтение», заключим, что в рамках реализации содержания курса на принципах интерактивного обучения, по нашему мнению, целесообразным является обращение к дискуссионным и игровым методам и формам.
Дискуссионные формы - это уроки-мозговые штурмы, мозговые атаки, диспуты, встречи с литературными героями и т.п. По мнению исследователей Л.А. Камаловой и Г.Н. Галиевой, «дискуссионные формы обучения на уроках литературного чтения способствуют развитию логического мышления, умению выдвигать собственные идеи, генерировать идеи, доказывать свою точку зрения, работать в команде, защищать проект» [5, с. 77].
Особо эффективными в системе начального образования в рамках преподавания дисциплин творческого цикла являются игровые формы и методы обучения. Интерактивное обучение позволяет проводить ролевые игры, игровые уроки-путешествия, уроки-драматизации, повышающие познавательную активность младших школьников на занятиях, стимулирующие их к обучению. Интерактивный игровой урок заинтересовывает обучающихся, развивает и воспитывает стремление к знаниям, к изучению данного предмета, дарит эстетическое удовольствие, способствует усвоению информации благодаря высокой эмоциональной насыщенности процесса. По словам Л.А. Камаловой и Г.Н. Галиевой, интерактивные игровые уроки позволяют младшим школьникам осваивать новый социокультурный опыт [5].
В процессе реализации литературного образования младших школьников посредством интерактивных форм и методов обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса, по мнению исследователей, анализируемые в данной статье формы и методы целесообразно применять поэтапно, а именно:
1) Подготовительный этап - организация раздаточного материала, определение проблемных вопросов, определения места и технических средств;
2) Этап введения - представление цели, формулирование задач, объяснение правил деятельности в рамках интерактивной познавательной деятельности, разбиение на группы, распределение ролей, установление временного лимита;
3) Этап проведения - обсуждение очерченных учителем ситуаций, индивидуальный или групповой поиск решений, оформление ответов или результатов деятельности;
4) Этап результатов и рефлексии - обсуждение результатов интерактивной коллективной познавательной деятельности, ее оценка, обратная связь [7; 10].
Использование учителем начальных классов интерактивных форм и методов обучения в рамках реализации литературного образования младших школьников требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий, среди которых:
- субъект-субъектный характер взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса;
- диалогический характер педагогической коммуникации;
- создание позитивной атмосферы в классе для выполнения общих задач;
- обеспечение возможности свободно выразить свое мнение, а также выслушать мнение других [6].
Выводы. В рамках обращения к интерактивным формам и методам обучения в системе преподавания
дисциплины «Литературное чтение» в начальных классах расширяются познавательные возможности младших школьников (приобретение знаний, анализ, применение информации из различных источников); повышается уровень усвоения знаний и формирования умений, навыков и компетенций; оптимизируется процесс оценки образовательных достижений обучающихся; возрастает уровень познавательной активности учеников; повышается степень партнерства между педагогом и школьником, а также между обучающимися; открываются широкие возможности для построения субъект-субъектного педагогического взаимодействия на
диалогической основе как условия реализации образования подрастающего поколения в контексте гуманистической парадигмы образования.
На основе проведенного исследования подчеркнем, что интерактивные средства дают значительно больший эффект в рамках усвоения содержания интегрированного курса «Литературное чтение», если учитель начальных классов применяет их не эпизодически, а в системе уроков. Такой подход позволяет не перегружать отдельный урок, предупредить чрезмерное использование одних и тех же интеракций, обеспечить стабильный мотивационный фон младших школьников к учебно-познавательной деятельности.
Литература:
1. Алексеева И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 42-44.
2. Герцен С.М., Скороходова Л.В. Интерактивное обучение в образовательном процессе вузов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 4 (52) // https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnoe-obuchenie-v-obrazovatelnom-protsesse-vuzov
3. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
4. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. 100 000 слов и выражений. -М.: Аделант, 2014. - 880 с.
5. Камалова Л.А., Галиева Г.Н. Интерактивное обучение младших школьников на уроках литературного чтения // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 76-78.
6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 214 с.
7. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 196 с.
8. Ловкова Т.Б. Литературное чтение как объект исследования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2012. - № 2(11). - С. 55-58.
9. Мачульская А.В. Особенности дистанционного обучения литературному чтению в 1 классе // Специальное образование. - 2014. - № 1. - С. 206-209.
10. Мусатова М.А. Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. Науч.конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь, 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014 - С. 210-213.
11. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы) / Образовательная программа «Школа 2100» (дошкольное, начальное, среднее образование) // https://ipk74.ru/kafio/kno/obrazovatelnye-programmy/school2100/
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В статье обосновываются дидактические возможности различных ИКТ-инструментов для реализации зонального обучения технологии в условиях предметной цифровой среды. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений; сервисов для создания интерактивных рабочих листов, организации совместной деятельности и коммуникации, оценивания и рефлексии. Представлен педагогический сценарий урока технологии по модели «ротация станций».
Ключевые слова: смешанное обучение, зональное обучение, предметная цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы.
Annotation. The article substantiates the didactic capabilities of various ICT tools for the implementation of zonal learning of technology in a subject digital environment. Examples of using the constructors of interactive exercises; services for creating interactive worksheets, organizing joint activities and communication, assessment and reflection are given. The pedagogical scenario of a technology lesson based on the "rotation of stations" model is presented.
Keywords: blended learning, zonal learning, subject digital environment, digital educational resources.
Введение. Процесс цифровизации образования имеет две стороны: во-первых, формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов; во-вторых, глубокая модернизация образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики [2].