4. Тимохина Т.Л. Технологическая подготовка студентов туристского вуза в области гостиничного сервиса / Т.Л. Тимохина. - 2009. - 336 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы методического обеспечения процесса преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. ФГОС НОО указывает на необходимость реализации обучения, воспитания и развития младших школьников в контексте личностно-ориентированного обучения, предусматривающего организацию на уроках субъект-субъектного педагогического взаимодействия. На основе требований ФГОС в работе обоснована потребность обращения к технологиям и методам интерактивного обучения в рамках предмета «Окружающий мир» как одного из условий реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Ключевые слова: методы обучения, технологии обучения, интерактивное обучение, технологии и методы интерактивного обучение, содержание предмета «Окружающий мир», система начального образование, младшие школьники, личностно-ориентированное обучение.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of methodological support of the teaching process of the educational subject "the world Around" in primary school. Education standards points to the need for the implementation of training, education and development of younger students in the context of student-centered learning through the organization of lessons of subject-subject pedagogical interaction. On the basis of requirements of the FSES the article substantiates the need to address technologies and methods of interactive learning in the course "Surrounding world" as one of the conditions of realization of personality oriented approach in education.
Keywords: teaching methods, learning technologies, interactive learning, technologies and methods of interactive learning, the content of the subject "the world Around us", the primary education system, primary school children, personality-oriented learning.
Введение. Развитие современной педагогической науки обосновывает потребность совершенствования методических подходов преподавания дисциплин в системе образования на разных его уровнях. Не составляет исключения и учебный предмет «Окружающий мир», содержание которого излагается в рамках системы начального образования.
Анализ требований к методике преподавания учебного курса «Окружающий мир» позволяет говорить о том, что на современном этапе возникает потребность к обновлению содержания и методов, поиска наиболее эффективных технологий ознакомления младших школьников с окружающим миром [6].
Модернизация и совершенствование методических аспектов преподавания учебного курса «Окружающий мир» сегодня осуществляется на основе учета положений ФГОС НОО, в котором определен спектр компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника начальной школы. В этой связи ведущим подходом обучению, воспитанию и развитию личности младшего школьника выступает компетентностный, требующий обращения со стороны учителей начальных классов к эффективным методам и приемам, при которых обучающийся будет активно включен в образовательный процесс, выступая субъектом собственного развития [1].
В то же время реализация обучения младших школьников в условиях ФГОС требует от педагога начального образования при организации учебно-воспитательного процесса учета положений системно-деятельностного подхода, который актуализирует практико-ориентированные методы и приемы обучения, выступающими ведущими при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Анализ положений ФГОС НОО и вышеизложенного позволяет говорить о том, что представители современной образовательной политики акцентируют внимание на использовании учителями методов и приемов развивающего, интерактивного, проблемного и личностно-ориентированного обучения [8].
Так, ключевой задачей современного педагога начального образования как одного из субъектов учебно-воспитательного процесса является организация эффективного интерактивного взаимодействия на уроках окружающего мира, в рамках которого ведущим условиями организации познавательной деятельности младших школьников выступают: диалог, мыследеятельность, смыслотворчество и презентация [1].
Вышеизложенное обосновывает потребность применения педагогом при организации учебного процесса по предмету «Окружающий мир» в начальной школе в контексте реализации образовательного стандарта второго поколения НОО интерактивных методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности младших школьников и достижению планируемых результатов, наряду с другими эффективными компонентами методической системы обучения.
Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, задачами преподавания курса «Окружающий мир» являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме [8].
Ученые Т.Б. Кропочева и М.В. Синева акцентируют внимание на том, что «методическое обоснование организации учебной деятельности младшего школьника при изучении рассматриваемого курса недостаточно разработано, то есть методика обучения отстает от разработки содержания предмета «Окружающий мир»» [5, с. 121]. Это обосновывает актуальность данного исследования.
Обучение младшего школьника, согласно положениям ФГОС НОО, должно реализовываться в контексте личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение исходит из самоценности личности, ее духовности и суверенности. Целью такого обучения является формирование человека как неповторимой личности, создателя самого себя и контекста собственного развития.
Обоснование личностно-ориентированного обучения как ведущей концептуальной основы обучения, воспитания и развития личности младшего школьника требует от учителя начальных классов отбора соответствующего методического обеспечения, которое должно основываться на диалогическом подходе, определяющим субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, их самоактуализацию и самоориентацию.
Реализация содержания курса «Окружающий мир» в контексте технологии личностно-ориентированного обучения предусматривает преобразование позиций учителя и младшего школьника в личностно-равноправное взаимодействие, которое дает обучающемуся возможность быть субъектом познавательной деятельности, что способствует практической реализации его стремления к саморазвитию, самоутверждению.
Для решения указанных задач в контексте учебного предмета «Окружающий мир» целесообразным является обращение к интерактивным технологиям и методам обучения младших школьников.
В широком смысле интерактивные методы обучения - это методы, в основе которых заложено общение. Интерактивные технологии - это такая организация процесса обучения, основанная на взаимодействии всех его участников процесса обучения. Данные технологии направлены на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы, сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов [9].
Теоретической основой внедрения интерактивных технологий и методов обучения в учебно-воспитательный процесс начальной школы являются системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к построению дидактических процессов, а также теория оптимизации педагогического процесса [2].
Интерактивное обучение обладает следующими характерными чертами:
- это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
- это процесс общения «на равных», где все участники такой коммуникации заинтересованы в ней и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
- это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности [3].
Г.К. Селевко определяет следующие задачи интерактивных технологий и методов обучения:
- обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическую подачу учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена студентами самостоятельно из доступных источников; научить детей самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения в конкретной ситуации;
- сформировать умение работать в команде;
- развить способность уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;
- формировать умение высказывать собственное мнение, опирающееся на определенные факты, аргументированно отстаивать его [7].
В контексте интерактивного обучения младший школьник становится не объектом, а субъектом обучения, он чувствует себя активным участником событий и собственного образования и развития. Это обеспечивает внутреннюю мотивацию обучения, что способствует его эффективности. Благодаря эффекту новизны и оригинальности интерактивных технологий и методов при правильной их организации растет интерес младших школьников к процессу обучения.
С целью повышения познавательной активности обучающихся на уроках предмета «Окружающий мир» целесообразно, по нашему мнению, применять такие интерактивные технологии и методы обучения, как «Микрофон», «Дерево решений», «Карусель», «Мозговой штурм», работа в парах, «Аквариум», ролевая игра, драматизация, дискуссия и др.
Указанные технологии и методы интерактивного обучения могут использоваться на разных этапах урока в контексте дисциплины «Окружающий мир»:
- в процессе первичного овладения знаниями;
- при закреплении и усовершенствовании знаний младших школьников по курсу «Окружающий мир»;
- во время формирования умений и навыков обучающихся [4].
Интерактивные технологии и методы обучения, такие как «Микрофон», «Аквариум», «Дерево решений», «Мозговой штурм» могут использоваться как фрагменты урока. Такие методы и формы интерактивного обучения, как ролевая игра, дискуссия, драматизация, в зависимости от целеполагания урока, могут занимать по времени и весь урок.
В контексте учебного предмета «Окружающий мир» могут использоваться групповые методы интерактивного обучения (работа обучающихся, объединенных в группы по 2-6 человек) и фронтальные (общая работа обучающихся класса или детей между собой). Как варианты групповой работы могут применяться такие методы, как познавательная деятельность в парах или сменных тройках, «Карусель», «Аквариум». Для примера рассмотрим метод «Аквариум». Обучающиеся объединяются в две группы (с меньшим и большим количеством участников). Перед ребятами ставится познавательная задача. Микрогруппа младших школьников работает отдельно, в центре класса, после обсуждения излагает результат, а остальные группы слушают, не вмешиваясь. После этого группы внешнего круга обсуждают выступление микрогруппы группы и презентуют собственные достижения.
Для фронтальной работы на уроках предмета «Окружающий мир», построенных по принципу интерактивного обучения, целесообразным является применение таких технологий и методов работы, как «Микрофон», «Мозговой штурм», «Дерево решений», дискуссия, игра-экспромт «Пожар». В качестве
примера рассмотрим суть последнего метода. Перед обучающимися ставится учебная проблема. После этого ведущий сообщает, что, согласно срочной новостной сводке, случился пожар. Задачей ребят является как можно скорее найти решение проблемы, чтобы избежать пожара. Стимуляция мыслительной активности в спешке позволяет повысить уровень креативного, творческого и критического мышления младших школьников, пробуждает интерес к уроку, обеспечивает активную позицию всех обучающихся класса.
Выводы. Так, в рамках данного исследования в качестве одного из направлений совершенствования обучения младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» является внедрение в учебно-воспитательный процесс интерактивных технологий и методов обучения. Обращение к данным технологиям и методам обучения в ходе преподавания содержания учебной дисциплины «Окружающий мир» способствует повышению творческой активности младших школьников на уроке, формированию у них умений доказательно рассуждать, обосновывать свои мысли, умения общаться с учителем и другими обучающимися.
Технологии и методы интерактивного обучения позволяют создавать учебную среду класса, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это предоставляет возможность младшим школьникам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовывать индивидуальные возможности, а также более продуктивно усваивать содержание учебного предмета «Окружающий мир».
Литература:
1. Алекссева О.В., Арасланова А.А. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе. Учебное пособия. - М., 2017. - 144 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
3. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
4. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Академия, 2013.
5. Кропочева Т.Б., Синева М.В. Повышение качества знаний младших школьников по учебному предмету «Окружающий мир» // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №. -С. 121-125.
6. Маладаева О.К., Бабиков В.А. Интерактивные технологии при изучении курса «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»» как средство развития профессиональных компетенций студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. -2017. - № 7. - С. 94-98.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) // URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/922
9. Филиппова Г.Н., Горюнова В.А. Особенности интерактивного обучения в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 399-404. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76554.htm.
Педагогика
УДК 159.99
кандидат психологических наук Никитина Людмила Николаевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Аннотация. Проблема чрезмерного увлечения компьютерными играми, ведущая к формированию аддикции, является достаточно актуальной. В настоящее время, исследования сосредоточены на разработке эффективной системы профилактики данного вида зависимого поведения у несовершеннолетних. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, направленного на реализацию организационных и психолого-педагогических мероприятий. На основании проведенного контент-анализа существующих наработок по изучаемой проблеме, результатов индивидуальных бесед и анкетирования педагогов, психологов, школьников и их родителей, автор характеризует такие формы профилактики психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр, как первичная, вторичная и третичная профилактика. Проанализированы основные подходы к профилактике компьютерной игромаии несовершеннолетних, на основании чего выделены и описаны профилактические меры в рамках индивидуальной и групповой профилактики. Также освещены основные превентивные мероприятия и используемые методы в зависимости от выделенных форм профилактической деятельности.
Ключевые слова: несовершеннолетний, компьютерные игры, зависимость, аддиктивное поведение, профилактика, уровни профилактики, методы профилактики.
Annоtation. The problem of excessive enthusiasm for computer games, leading to the formation of addiction, is quite relevant. Currently, research is focused on the development of an effective system for the prevention of this type of minors' addictive behavior. Solving this problem requires an integrated approach aimed at the implementation of organizational and psychological-pedagogical measures. Based on the content analysis of existing developments on the problem under survey, the results of individual interviews and questioning of teachers, psychologists, schoolchildren and their parents, the author characterizes such forms of prevention of minors' psychological addiction to computer games as primary, secondary and tertiary prevention. The main approaches to the prevention of minors' computer game addiction are analyzed, on the basis of which preventive measures are identified and described as part of individual and group prevention. The main preventive measures and the methods used, depending on the identified forms of preventive activity are also highlighted.
Keywords: a minor, computer games, addiction, addictive behavior, prevention, levels of prevention, methods of prevention.