Научная статья на тему 'Интегрированный урок в контексте предметности обучения'

Интегрированный урок в контексте предметности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION CONTENT / ПРЕДМЕТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / LEARNING SUBJECT / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / LEARNING MATERIAL / ПРЕДМЕТНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / INTEGRATE LESSON / SUBJECT OF EDUCATION / SUBJECT MODALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Алла Александровна, Донева Татьяна Дмитриевна

В статье представлен один из педагогически целесообразных вариантов реализации ФГОС в начальной школе на примере интеграции содержания учебного материала по предметам «окружающий мир» и «изобразительное искусство» с использованием идеи предметности обучения и её дидактических структур предметных модальностей: знаниевой, деятельностной, ценностной, субъектно-личностной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Алла Александровна, Донева Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated lesson in context of subject education

In the article there is one of appropriate variants of Federal State Educational Standard realization in Primary school as the integration of learning content for the subjects «Surrounded world» and «Art» with using the idea of subject teaching and its didactic structures subject modals: cognitive, active, valuable, subjective and personal.

Текст научной работы на тему «Интегрированный урок в контексте предметности обучения»



..........................................................................................................................................................................................................................................ШЖШ.......У.......ЖММ

Интегрированный урок в контексте предметности обучения

Алла Александровна Кузьмина,

учитель начальных классов гимназии № 1504, г. Москва

Татьяна Дмитриевна Донева,

учитель изобразительного искусства гимназии № 1504, г. Москва

• интеграция • обучение • содержание образования • учебный предмет • учебный материал

• предметность обучения • предметная модальность • образовательный стандарт

• интегрированный урок •

Современное образование характеризуется высоким уровнем интеграции содержания и технологий обучения, что позволяет рационально использовать образовательные ресурсы в единицу времени. В учебном процессе в качестве единицы времени целесообразно рассматривать урок — дидактическую целостность, в которой решаются частичные, но завершённые задачи образования, воспитания и развития учащихся1. Значение интеграции — в дополнении, обогащении, восполнении знаний, в организации и обнаружении новых связей в известном материале, в обосновании и открытии новых ценностных смыслов. Дидактической основой интеграции в учебном процессе являются межпредметные связи, виды научного знания (понятия, явления, законы), ценности, а также ведущие мировоззренческие идеи. Интеграция в обучении позволяет объединять информацию по сходству, смежности, по контрасту, раскрывая сущность цели и интегрирующей/ведущей идеи урока.

Образовательные стандарты описывают обобщённый, интегративный и в определённой степени универсальный результат обучения, адекватно соотносимый с культурологическим составом содержания образо-

вания (знаниями, опытом деятельности — репродуктивной и творческой, опытом эмоционально-ценностного отношения субъекта)2 в его практическом использовании, поскольку соединяют в себе триаду «знать — уметь — владеть». Эта особенность образовательных стандартов должна найти отражение и в отборе и конструировании учебного материала, и в организации учебного процесса, и в учебной деятельности школьников.

Идея предметности обучения рассматривается в дидактике как инновационный ресурс образовательного процесса3; её системная реализация нашла отражение в теории и практике художественного образования, конкретно — музыкального образования школьников4. Однако освещаемый опыт новой организации урока и реализа-

1

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982

2 Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

3 Предметность обучения в школьном образовательном процессе / Под ред. Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской. М., 2012; Перминова Л.М. Предметность обучения — инновационный элемент дидактического знания // Школьные технологии, 2013. № 5. С. 22-30.

4 Алиев Ю.Б. Дидактика художественного образования. М., 2003.

119

ции ФГОС чаще касается основной и старшей школы5, в то время как для сохранения преемственности в обучении и обеспечения высокого качества образования необходимо включать и начальную школу в инновационно ориентированный учебный процесс.

Начальная школа в силу высокой исходной интеграции учебного содержания (согласно принципу систематичности и последовательности — «идти в обучении от общего к частному, от простого к сложному») обладает значительными потенциальными возможностями для осуществления интег-ративного подхода в освоении учебного материала, овладении универсальными способами деятельности, приёмами, технологиями. Возможность обучения младших школьников обобщениям в изучении учебных предметов доказали в своё время В.В. Давыдов6 и его последователи. Использование интеграции на основе межпредметных связей создаёт дополнительные условия школьникам для целостного познания окружающей действительности и осознания своих творческих возможностей.

В основе проведённого во 2-м классе интегрированного урока «Животные живого уголка», содержательно опирающегося на учебные предметы «окружающий мир» и «изобразительное искусство», лежат две современные научные идеи:

1. интеграция в обучении — условие целостного познания действительности и усиления разностороннего развития младших школьников;

2. предметность обучения в контексте культурологической теории содержания

5 Евтеева О.В., Калинчук О.Г. Формирование универсальных учебных действий при изучении литературы и предметов социально-гуманитарного цикла | на основе предметности обучения // Школьные технологии. 2013. № 5. С. 101 —110; Николаева Л.Н., Жекова Е.Ю. Дидактические условия реализации образовательных стандартов при изучении русского и иностранного языков // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 104-114.

Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1969.

7 Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под

ред. В.В

Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

8 Перминова Л.М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М.: МПГУ, 1995.

образования, когда имеет место сцепление/связь предметных модальностей как вариативное сочетание элементов состава содержания (знаний, опыта деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности), а также субъектного опыта личности в процессе изучения учебного материала — по конкретному предмету или интегрированного содержания.

В связи с изложенным необходимо охарактеризовать следующие позиции: о ведущей функции учебного предмета и предметности обучения, содержательно выраженной сцеплением предметных модальностей — знаниевой, деятельностной, ценностной и субъектно-личностной, — в их вариативных сочетаниях.

Ведущая функция учебных предметов «окружающий мир» и «изобразительное искусство»

1. Ведущая функция учебного предмета рассматривается в дидактике как та цель, ради которой учебный предмет включается в учебный план (И.К. Журавлёв, Л.Я. Зорина)7. С позиций бинарно-интегративной системы содержания образования, в которой интегрированы состав содержания и деятельность по его освоению8, ведущая функция учебного предмета «окружающий мир» определяется знаниями — базовым элементом культурологического состава содержания и познавательной деятельностью. Ведущая функция учебного предмета «изобразительное искусство» определяется элементом «опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к миру, к людям, к себе» и эстетической деятельностью. Это означает, что интеграция учебного материала будет основываться на взаимной поддержке ведущих функций двух учебных предметов, связанных де-ятельностным компонентом их освоения, что в совокупности позволит целостно реализовать культурологический состав содержания образования (учебного материала). Ведущая идея интегрированного урока «Животные живого уголка», проведённого во 2-м классе: природа не только предмет изучения и использования её человеком в своих целях, она прекрасна, так как являет-

120

6

ся источником вдохновения и наслаждения, поэтому природу необходимо знать, понимать и ценить.

2. При рассмотрении предметности обучения как замысла о форме и способе развёртывания содержания образования относительно цели урока (обучения) представляется возможным использовать различные комбинации (связи) культурологического состава содержания образования, начиная изучение учебного материала с элемента «знания», или «опыт деятельности», или «опыт эмоционально-ценностного отношения», или же используя их интегрированную форму — субъектно-личностный опыт ученика как результат предыдущего обучения9. Эти вариативные формы состава содержания и называются предметные (предметно-дидактические) модальности: знаниевая, деятельностная, ценностная, субъектно-личностная.

Сценарный план интегрированного урока по предметам «окружающий мир» и «изобразительное искусство» на тему «Животные живого уголка» (2-й класс)

Тип урока: изучение новых знаний (освоение ключевых компетенций) с первичной проверкой их понимания.

Общая цель урока, согласно его ведущей идее: познакомить учащихся с обитателями живого уголка, выявить правила ухода за этими животными; учить эстетическому восприятию действительности как предпосылке ценностного отношения к миру, к природе.

Поскольку бинарный/интегрированный урок предполагает, что исследование проблемы в рамках содержания одного учебного предмета находит продолжение в другом, а межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной или нескольких образовательных областей, ведущим принципом был определён принцип целостности. В связи с этим, согласно требованиям ФГОС, сначала была выделена группа целей урока по предмету «окружающий мир»:

• формировать у учащихся способность различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

• овладеть основами практико-ориентиро-ванных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и многообразии;

• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;

• воспитывать ценностное и бережное отношение к природе.

Затем эти цели дополнялись группой целей изучения предмета « изобразительное искусство»:

• применять художественные знания, умения и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• формировать умение рационально строить самостоятельную практическую деятельность;

• формировать способность передавать в художественно-творческой деятельности характер животных, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, к животным;

• развивать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

• развивать способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры).

При этом имеется в виду, что реализация требований ФГОС, касающихся усвоения содержания, завершается усвоением и пониманием его эстетической стороны — художественного значения и смысла.

Наряду с общими целями по данным предметам были обозначены планируемые результаты начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки окан- _

чивающих начальную школу, применительно к конкретной теме урока.

9 Перминова Л.М. Предметность обучения — инновационный элемент дидактического знания // Школьные технологии. 2013. № 5. С. 22-30.

121

По предмету «окружающий мир»:

• учащиеся должны осознать значение содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека;

• научиться ухаживать за животными живого уголка (своими домашними питомцами);

• находить и использовать информацию из дополнительных источников для подготовки сообщения.

По предмету «изобразительное искусство»:

• учащиеся должны знать особенности анималистического жанра;

• рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных;

• изображать животных, выделяя пропорции частей тела;

• закреплять навыки работы от общего к частному.

Как видим, планируемые результаты представляют собой необходимую целостность в единстве онтологического и ценностного/ художественно-эстетического, что и упрочивает в дидактическом и методическом плане наш замысел об интегрированном уроке.

Цели, задачи, содержание диктуют выбор наиболее оптимального подхода. Определить последовательность изучения материала в русле этапов урока, выстроить логику урока помогает предметная модальность, которая не противоречит общему толкованию данного термина: модальность (от лат. modus — размер, способ, образ) в разных предметных областях — категория, характеризующая способ действия или отношение к действию, то есть определённую разновидность, способ, порядок. Другими словами, это тот инструмент, комбинируя сознательно элементы которого мы определяем сам подход в решении педагогических задач.

На уроке «Животные живого уголка» мы выстраиваем следующую последовательность модальностей в изучении темы: зна-ниевая — деятельностная — субъектно-личностная — деятельностная — ценностная. В дальнейшем с этими предметными

модальностями (после знаниевой) будут сопрягаться, образуя сцепления, предметные модальности, представляющие содержание материала по предмету «изобразительное искусство». Через интегративные связи предметных модальностей отчётливо обнаруживается сущность межпредметного взаимодействия, доказывающего целостность изучаемого объекта — от природы, и в частности, животных живого уголка.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует обращения к знаниям и опыту ученика, выяснения уровня его готовности к изучению нового материала, его представлений о предмете обсуждения в процессе развития, формирования научных знаний как субъективного образа реальности в форме понятий и представлений. Знание как форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

1. Организационный момент. Постановка цели урока, мотивация деятельности (открытие начального смысла). Урок начинает учитель, ведущий предмет «окружающий мир».

Этапы 1, 2, 3 урока проводятся в знание-вой модальности.

Учитель. Сегодня нас ждёт интересный урок, я всем нам желаю хорошего настроения, чтобы нам удалось выполнить всё, что мы наметили. Сначала выясним, какие качества ученика помогают сделать интересные открытия? Прежде чем открывать что-то новое, у человека появляются замысел и цель. Какие вопросы-ориентиры к пониманию цели? (Ученики отвечают: что это будет и для чего? Фиксация вопросительных слов-ориентиров обязательна.)

2. Проверка домашнего задания проводится с помощью кроссворда «Комнатные растения». Эта работа помогает ученикам войти в пространство темы — дом, где есть комнатные растения и домашние животные.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Она включает следу-

122

ющие задачи: мотивацию познавательной деятельности учащихся и актуализацию необходимых знаний.

Учитель. Итак, мы уяснили, что комнатные растения — это те растения, что выращивает человек у себя дома. А как одним словом назвать животных, выращиваемых человеком для своих нужд? (Ученики отвечают: домашние.)

Далее ученикам предлагается заполнить таблицу, установив, какую же пользу данные домашние животные приносят человеку:

Корова —.............(молоко, мясо, шкура)

Коза —....................(молоко, шерсть)

Свинья —................

Курица —..................

Гусь —.....................

Пчела —...................

Учитель. Дети, у кого из вас дома есть животные? Какие? Какую пользу они приносят вам? (Дети работают активно, называя животных, содержащихся у них дома, отмечая, что за их питомцами можно наблюдать, ухаживать, кормить их, любоваться ими, играть с ними.) Активная работа школьников позволяет конкретизировать цель, приближая их к центральному этапу урока.

Учитель. Итак, о чём мы будем говорить на уроке сегодня? Чему будем учиться? Какой итог нашей работы вы видите? Если откажемся от намеченной цели, какой пользы для себя можем лишиться? (Учащиеся отвечают, что отказавшись от намеченной цели, не будем знать, как обращаться с домашними животными, и понимать их красоту и ценность для человека.)

Актуализация знаний учащихся, высокий уровень познавательной мотивации получила реализацию в деятельности аналитического характера на примере текста «Витя и рыбки» как переход к центральному этапу, после чего была организована работа, связанная с решением проблемного вопро-

са. Использование деятельностной модальности на центральном этапе урока помогает ввести детей в состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

4. Изучение нового материала. Организация познавательной деятельности (постановка и решение проблемного вопроса через работу с текстом).

Учитель. Чтобы завести дома какое-то животное, что необходимо сделать сначала? (Ученики отвечают, что необходимо больше о нём узнать, понять, какие условия будут для него наиболее комфортны, чем питается и т.д.)

Учитель читает текст «<Витя и рыбки».

«Витя давно мечтал завести аквариумных рыбок, но мама ему не разрешала: "Научишься убирать игрушки за собой, будешь хорошо учиться, вот и заведём рыбок!" Мальчик только вздыхал и продолжал мечтать об аквариуме.

Но вот однажды друг Колька позвал его на рыбалку. Витя взял удочку, стеклянную банку и отправился на речку. Спустя час в банке плавали маленькие карасики. Дома счастливый Витя спрятал свой улов на подоконнике за занавеской, набросав перед этим в банку хлебных крошек. Каково же было его удивление, когда на следующий день Витя обнаружил, что вода нагрелась, помутнела, а рыбки погибли».

После прочтения текста учитель спрашивает: «Почему погибли рыбки? Где Витя допустил ошибку? Какой конец истории вы бы предложили? Как помочь Вите?». (Ученики отвечают, что искусственные условия, которые создал Витя рыбкам, противоречат природным/естественным условиям их жизни.)

Именно в этой части урока, когда ученикам открылось понимание того, что для жизни животных необходимы определённые условия, возникает группа вопросов, раскрывающих разнообразие животных, в том числе и домашних, включая их внешний вид и эстетические особенности, и разнообразие условий, которые надо знать

123

и соблюдать, если нам приходится ухаживать за ними. Значительный круг вопросов естественнонаучного и эстетического характера органически требует новых знаний, включая научные, эмпирические и эстетические.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость уточнения, расширения и систематизации научных знаний у учащихся обусловила выбор знаниевой модальности, но уже основанной на интеграции информации, подкрепляющей сведения из области предмета «окружающий мир» знаниями из предмета «изобразительное искусство». В этой части урока происходит сцепление предметных модальностей (деятельностной и знаниевой) как интеграция содержания из двух предметов, позволяющая целостно рассматривать конкретное животное или его описание (картинку). Работа актуализирует чувственное восприятие, развивает логическое и образное мышление: класс оживляется, и на вопрос: «Как узнать об условиях жизни животного?» учащиеся отвечают, что животных надо наблюдать в условиях природы.

Учитель. Чем может помочь наблюдение за естественным обитанием животных? (Ученики отвечают, что наблюдение может помочь ответить на вопрос, как правильно содержать животных живого уголка, какие условия им необходимо создать.) К сожалению, у нас здесь нет такого живого уголка, но мы можем его создать сами. Поможет нам в этом предмет «изобразительное искусство».

С этой части урока в работу включается учитель изобразительного искусства. Необходимо отметить некоторые трудности, которые могут возникнуть у второго учителя, и, прежде всего, — ограничение по времени (15-18 минут урока). Необходимость целостного представления изучаемых животных требовала от учащихся знаний анималистического жанра. Поэтому следовало выверить тщательно место интегрированного урока, так, чтобы у учащихся имелись опорные знания о художниках-анималистах. Эта часть урока усиливается знаниевой модальностью, о чём и сказано несколько выше. Основные УУД на этом этапе урока — регулятивные: дети учатся принимать и сохранять учебную

цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В дальнейшем этот вид УУД станет опорным в реализации познавательных и коммуникативных УУД на уроке.

Учащимся предлагается практическая работа, имеющая целью закрепление знаний о художниках-анималистах, просмотр визуального ряда, объяснение учителем практической работы, её выполнение учащимися. Сначала проводится беседа как прогноз предстоящей работы:

Учитель (обращаясь к ученикам). Подумайте, как мы будем создавать наш живой уголок? Чей опыт нам в этом поможет? (Ученики отвечают, что им помогут художники.) Опыт каких художников? А кто такие художники-анималисты? Что в первую очередь необходимо художникам-анималистам для успешной творческой работы? (Учащиеся отвечают: наблюдения дают возможность художнику изобразить животное реально и создать его образ, передать характер.)

Учитель предлагает вспомнить, кто автор этих работ? (Следует показ репродукций В. Ватагина.) Ученики узнают рисунки Василия Ватагина и говорят, что его животные не только красивы, но и имеют свой характер, свой образ; эти рисунки можно встретить в книгах о животных. Ученикам предлагаются рисунки животных на репродукциях с картин Е. Чарушина, и на вопрос учителя: «Где мы можем встретить такие изображения животных, птиц и рыб?» ученики отвечают: «В энциклопедиях. Рисунок, выполненный художником, позволяет чётче показать строение и особенности животных, чем фотография. Для того, чтобы изображать животных так же хорошо, надо не только обладать талантом, но и уметь смотреть и видеть, наблюдать за животными, подмечая самое характерное для них».

После обстоятельного коллективного обсуждения вопросов учитель предлагает нарисовать свой живой уголок: «И помогут нам в этом ваш уже имеющийся опыт и рисунки животных в тетради по окружающему миру. Живой уголок у нас будет состоять из

124

ЖДИУ ШЖМ

трёх частей». Ученикам показываются разные «домики» для животных: аквариум, клетка для птиц, домик для хомячков и морских свинок.

Учитель (обращается к ученикам): Кого мы поселим сюда /в нарисованный аквариум/? А кто будет щебетать или даже разговаривать здесь (рисунок клетки для птиц)? А кто поселится в этом домике (рисунок клетки для хомяков и свинок)? (Ученики соотносят вид жилища с группами/классами животных — рыбами, птицами, домашними зверьками). Далее ученикам раздаются бумажные заготовки, в которых схематично выражены форма и основные пропорции домашних рыбок, птиц и грызунов, и каждый ученик выбирает себе заготовку для красочного оформления животного. Ученики прорабатывают их в цвете, проявляя фантазию. Содержательно же выполнение композиции/проекта осуществляется на основе сцепления деятельност-ной и субъектно-личностной модальностей.

ставление о понятии «животные живого уголка».

Самостоятельная деятельность помогает воспитывать в себе ценностное отношение к окружающему миру. Этим был обусловлен выбор деятельностной модальности на центральном этапе урока как ведущей в сцеплении её со знаниевой модальностью, и через эту связь ученикам открывался ценностный смысл содержания и их совместной деятельности. На примере выполнения практической работы по созданию «Живого уголка» показано, что для успешного выполнения деятельности необходима сформированность ценностно-смысловой сферы, включающей систему разнообразных потребностей, мотивов, целей, личных интересов. Приоритетна здесь, на наш взгляд, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности как потребности в интеллектуальной активности («хочу всё знать», «люблю узнавать новое»).

Это будут отдельные маленькие рисунки. На вопрос: «Что надо будет сделать с ними в итоге, чтобы получить три фрагмента живого уголка?» ученики отвечают, что необходимо каждую группу животных поместить в тот «домик», в котором они живут в условиях живого уголка. Так учениками создаются три композиции: «Аквариум и его обитатели», «Попугайчики и канарейки в клетке», «Домик для хомячков и морских свинок». Работа выполняется по звеньям и носит групповой характер.

Учитель обращает внимание на окрас животных, просит ребят вспомнить, как прорисовываются шерсть и пёрышки. Рисунки в тетради (в рабочих тетрадях) помогут в этом. Ученики приступают к работе — каждой группе приходится раскрасить 5-7 животных.

Психология учит, что личностному развитию способствует усложнение деятельности. В условиях интегрированного урока усложнялась не только практическая деятельность учащихся, но и умственная работа: необходимо было мысленно удерживать знания и об особенностях животных, условиях их жизни и следовать эстетическим ориентирам, формируя целостное пред-

5. Организация деятельности по закреплению новых знаний.

На данном этапе урока ведущая модальность субъектно-личностная. Это обусловлено тем, что ребёнок, являясь активным участником деятельности, так или иначе, подсознательно или открыто, даёт оценку самой деятельности. В его сознании формируется понимание о способности быть «автором» той социокультурной среды, в которой преимущественно протекает человеческая жизнедеятельность. Учителю важно показать значимость перехода от позиции «созерцателя» к позиции «созидателя», что особо значимо для саморазвития.

Учитель подводит итог работы на центральном этапе урока и говорит: «Живой уголок» создан. А теперь наши специалисты расскажут о животных, которые там поселились». (Каждая группа делает сообщения, причём дети дополняют рассказы друг друга о конкретных птицах, рыбках и млекопитающих, которых они поселили в домике, аквариуме, клетке.) По сути, каждая группа учащихся создала свой проект и оформила презентацию (в виде инсталляции на листах ватмана), их получилось три — цветных,

125

красивых проекта, доступных всеобщему обозрению. Это был праздник!

6. Обобщение и систематизация знаний.

На данном этапе ведущей снова является деятельностная модальность, завершающаяся выделением обобщённого знания/ памятки и понимания его ценностного характера. Памятка есть средство трансляции нормативных знаний, рекомендаций «как должно», позволяющих осуществлять «перенос» обобщённого знания в новые условия (в новое содержание). Подобная работа способствует формированию опыта творческой деятельности, и в э том её ценность. Очень важно, что её выполняют сами дети, а не получают знание в «готовом виде». Вот как это было сделано на уроке.

Учитель, ведущий предмет «окружающий мир», обращается к ученикам со словами о том, что теперь, зная, как выглядят эти животные, опираясь на наблюдения и научную информацию из источников, обобщив наши знания, мы понимаем, как нужно ухаживать за ними. Но этой информации много, и чтобы поделиться этими полезными сведениями, понадобится много времени. Каким способом мы можем передать информацию об уходе за животными живого уголка, чтобы это было кратко, но доступно и понятно? (Дети догадываются: создать памятку.) Эта работа проводится в группах, с опорой на учебник10 по составлению памятки по уходу за: 1) аквариумными рыбками: 2) птицами (попугаями, канарейками); 3) домашними зверьками (хомяками, морскими свинками).

Работа заключается в том, чтобы, анализируя текст учебника, опираясь на собственный опыт и сообщение докладчика и ребят в группе, из готовых (имеющихся в избытке) предложений составить памятку по уходу за животными живого уголка. Нужно выбрать подходящие для памятки предложения. С учащимися в форме фронтальной беседы проводится инструк-

таж по

10 Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с | приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1. 3-е изд. М.: Просвещение, 2012. С. 82-83.

вопросам, характеризующим описательную функцию научного знания:

1. Что составляем?

2. Где и когда памятка может пригодиться?

3. Какой должен быть текст в памятке?

4. Сколько пунктов будет в памятке?

5. Как оформим? Как будем применять?

Фиксация памяток (их три) проводится на доске, под каждым проектом, и таким образом завершается инструктивная часть проекта, обеспечивая переход к следующему этапу урока.

7. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. На данном этапе осуществляется работа по целостному осмыслению новых знаний о животных живого уголка, условиях их содержания, ценностной стороне этих знаний, включая эстетический аспект. По сути, осуществляется формирование обобщённой формы субъектно-личностного опыта на основе интегративного содержания урока (интеграция всех видов предметных модальностей, имевших место в процессе изучения материала) как подготовка к осознанию итогов урока и рефлексии деятельности.

8. Подведение итогов урока; рефлексия деятельности. Этот этап урока осуществляется в логике ценностной модальности, когда учащиеся должны показать и знания, и умения их применять, и владение ими как овладение универсальными учебными действиями.

Учитель предлагает ответить на вопросы учебника (с. 83):

1. Каких аквариумных рыбок ты знаешь?

2. Каких птиц и зверьков часто содержат в живом уголке? Почему?

3. Как нужно ухаживать за обитателями живого уголка?

Далее ученикам предлагается назвать тему урока, вспомнить его цель, затем ответить на вопросы описательного и объяснительного характера:

126

1. Какой результат нашей работы? Как урок по предмету «окружающий мир» и урок изобразительного искусства помогли его добиться? (Ученики отвечают, что они увидели жизнь животных с разных сторон, и эти знания полнее и интереснее.)

2. Где практически это может пригодиться? (В процессе ухода за своими домашними животными.)

3. О чём говорили на уроке? Чему научились сегодня? Какие выводы сделали? Все ли задачи урока мы выполнили?

На данном этапе урока необходимо выявить ценностное отношение учащихся к предмету обсуждения, деятельности. Важно помнить, что понимание ценностного отношения к миру возможно только при условии системного подхода к человеческой деятельности и сущности человека. Оценивая мир вокруг, понимая взаимосвязь и значимость каждого отдельного его элемента, человек систематизирует свои устремления, оптимизирует отношения с окружающими природными и социальными обстоятельствами. На заключительном этапе дети делают вывод о том, что природа прекрасна, и мир един, всё в нём взаимосвязано, поэтому его надо изучать, чтобы быть в согласии с природой, и столь же важно уметь видеть прекрасное в природе и уметь ценить её. Поэтому, изучая окружающий мир, мы опираемся и на знания художественного содержания, то есть искусство.

Учащимся понравилась интегративная форма урока, и они выразили желание провести уроки, в которых было бы интегрировано содержание таких предметов, как русский язык и математика, русский язык и английский язык, физика, химия и музыка, русский язык и риторика.

9. Инструктаж о домашнем задании. Домашнее задание выполняется по желанию: подготовить сообщение о домашнем питомце. □

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.