ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 371.31
ББК Ч420.279 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Гусакова Мария Анатольевна,
аспирант, кафедра педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected].
Коротаева Евгения Владиславовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивное обучение; младшие подростки; пятиклассники; формы обучения; учебная деятельность.
АННОТАЦИЯ. В статье поднимается вопрос о специфике образовательной ситуации в школе, возникающей при переходе из начального в среднее звено обучения. Младшие подростки сталкиваются с тем, что все факторы, ранее обеспечивающие стабильность учебного процесса (один учитель, единое местоположение, единый подход к организации обучения и т.д.), претерпевают изменения. Также большинство ученых (И. В. Дубровина, Л. И. Божович, У. Глассер, Т. В. Драгунова, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. М. Якобсон и др.) полагают, что этот возраст связан с кризисом в развитии личности школьника. Начинает формироваться осознание и принятие себя как личности, происходит перестройка прежних представлений, формируются новые психические черты, потребности. Следовательно, в пятом классе необходима организация обучения, способная объединить процесс познания с разнообразной коммуникативной деятельностью. Таковым является интерактивное обучение, которое базируется на познавательных взаимодействиях субъектов, обеспечивающих их само- и взаимоактивность в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач. К условиям реализации интерактивного обучения относятся: доброжелательность в отношениях с учениками; индивидуальный подход, учитывающий «зону ближайшего развития» подростка; положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося, отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся и др. Это помогает младшим подросткам освоиться с новой образовательной ситуацией, открыть новые учебные умения и личностные качества, создает условия для проявления индивидуальности младшего подростка. О продуктивности интерактивного обучения свидетельствуют данные диагностики социально-психологической адаптации младших подростков на исходно-диагностическом и результативном этапах опытно-поисковой работы: к концу учебного года две трети учащихся адаптировались к новым учебным условиям. Следовательно, интерактивное обучение, реализуемое на уроках в пятых классах, отвечает возрастным потребностям младших подростков и способствует их успешной адаптации при переходе из начального в среднее звено обучения.
Gusakova Maria Anatolievna,
Post-Graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Korotaeva Evgeniya Vladislavovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE VALUE OF INTERACTIVE LEARNING IN THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS
KEYWORDS: interactive training; junior adolescents; 5 grade students; forms of education; learning.
ABSTRACT. The article raises the question of the specificity of the atmosphere at school that arises during transition from primary to middle level education. Younger teenagers face with the fact that all of the factors that ensured stability of the learning earlier (one teacher for all he subjects, one classroom, a unified approach to the organization of training, etc.) undergo changes. The majority of scientists (I. V. Dubrovina, L. I. Bozhovich, W. Glasser, T. V. Dragunova, A. N. Leontiev, D. B. Elkonin, P. M. Yakobson and others) believe that this age is associated with a crisis in personality development of the student. There begins to develop the awareness and acceptance of themselves as individuals, former ideas undergo considerable changes, new mental traits are formed, and new needs arise. Consequently, in the fifth grade, it is necessary to combine the learning process with a variety of communicative activities. Such is the interactive learning that is based on the cognitive interaction between the subjects, ensuring their independence and
activity in solving educational-cognitive, communicative-ducational and socio-orientation tasks. The conditions of implementation of interactive learning include: friendly attitude to the students; individual approach, taking into account the «zone of proximal development» of a teenager; a positive emotional evaluation of any student's achievement; improvement in various forms of communicative competences of pupils and etc. It helps younger children to become familiar with the new educational situation, to open up new learning skills and personal qualities; it also creates conditions for the manifestation of personality of the younger teenager. The efficiency of interactive learning is proved by the data of diagnostics of socio-psychological adaptation of younger adolescents on the diagnostic and productive phases of the experimental research work: by the end of the school year two thirds of students have adapted to the new training conditions. Consequently, interactive learning implemented in the classroom in the fifth grade, meets age-related needs of younger adolescents and contributes to their successful adaptation during the transition from primary to middle level education.
Введение
Процессы модернизации системы отечественного образования предполагают во многом новые ответы на традиционные вопросы, описывающие процесс обучения: зачем учить, чему учить, кого учить, как учить, кому учить.
Ответы на вопросы «зачем учить?» и «чему учить?» находим в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО), где прописаны требования к результатам освоения обучающимися соответствующей образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные [12].
А ответы на вопросы «как учить?» и «кому учить» обнаруживаются в Профессиональном стандарте «Педагог», где не только раскрыты трудовые функции, компетенции педагога, но и обозначены технологии, которые должны обеспечить успешные результаты обучения: «психолого-педагогические технологии», «современные образовательные технологии», «информационно-коммуникационные технологии», «технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения», использование «современных, в том числе интерактивных, форм и методов» и др. [11].
В рамках нашего исследования хотелось бы обратить внимание на выделении в профессиональном стандарте педагога необходимых знаний, являющихся базовыми для «современных педагогических технологий реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся».
На наш взгляд, именно в обучении младших подростков от учителя требуется понимание: не только «зачем» и «чему» учить пятиклассников, но и «как» с учетом психолого-педагогической ситуации их развития.
Это связано, прежде всего, с новыми образовательными условиями, в которые попадают ученики пятых классов. Происходит наложение сразу двух дестабилизирующих моментов: изменение самой ситуации обучения и преддверие кризиса подросткового возраста.
По мнению психологов, этот возраст -один из важнейших периодов роста личности. И. В. Дубровина, Л. И. Божович, У. Глассер, Т. В. Драгунова, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. М. Якобсон и др. считают его критическим. Данный возрастной кризис важен для развития личности в целом, поскольку именно тогда начинают формироваться осознанные способы поведения, позволяющие подростку справляться с возникающими проблемами. Начинает формироваться осознание и принятие себя как личности: кто я? какой я? каким видят меня окружающие? Происходит ломка прежних представлений, формируются новые психические черты, потребности. Если ребенок не может их удовлетворить, то его отношение к миру принимает неблагополучный характер.
То же можно сказать и о процессе обучения. Д. Б. Эльконин подчеркивает: «переход от младшего школьного возраста к подростковому есть одновременно переход к иной, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к учению» [15, с. 267]. Попадая в среднее звено обучения, ученик сталкивается с тем, что факторы, ранее обеспечивающие стабильность учебного процесса (монообучение, один учитель, привязка к одной классной комнате), претерпевают изменения. Начиная с пятого класса, учащиеся приступают к систематическому освоению основ наук, что меняет и содержание, и форму учебного процесса: от классно-урочного к предметному способу обучения. Младшие подростки сталкиваются с новыми учителями, у каждого из которых свой стиль общения, свои технологии, приемы обучения и т.д. Часто эти формы и приемы ориентированы на более старший возраст, и вчерашние младшие школьники не всегда готовы сразу принять и освоить новое. Меняется и система контроля: учителя встречаются с пятиклассниками два-три раза в неделю, а не каждый день, поэтому и опросить каждого не всегда успевают. Это быстро понимают школьники и пользуются ситуацией. Поэтому в пятом-шестом классе часто происходит снижение успеваемости, потеря интереса к учению.
© Гусакова М. А., Коротаева Е. В., 2017
Отсюда вывод: переход в среднее звено обучения действительно является переломным в жизни подростков, поэтому необходимо повышенное внимание со стороны учителей к данному периоду развития, а также важен подбор соответствующих технологий, методов и приемов обучения.
Результаты исследования
В рамках своей работы мы провели диагностику социально-психологической адаптации 33 учащихся пятого класса МОУ СОШ г. Екатеринбурга по методике социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированной Т. В. Снегиревой [3].
На исходно-диагностическом этапе опытной работы (сентябрь 2016 г.) было выявлено, что у большей части обучающихся (57%) обнаружена дезадаптированность, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкалам «эмоциональный дискомфорт», «непринятие других», «лживость», «внешний контроль», «доминирование» и т.д. У 43% учащихся ситуация оказалась более благоприятной по данным шкал «принятие себя», «эмоциональный комфорт», «принятие себя», «внутренний контроль» и др.
Однако более половины учащихся класса ощущали неблагополучие в новой образовательной ситуации. Эта проблема требовала своего решения.
На наш взгляд, одним из продуктивных подходов в организации учебной деятельности для данного возраста (то есть ответ на вопрос «как учить?») является интерактивное обучение. Оно нацелено на поиск и приобретение знаний самими учащимся и вместе с этим на познание и развитие себя как личности, как субъекта.
Исследованием возможностей интерактивного обучения занимались Л. Н. Вавилова, О. Б. Воронкова, В. К. Дьяченко, Е. В. Коротаева, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин, Т. С. Панина и др. Интерактивное обучение - это организация познавательной деятельности, осуществляемая в форме совместной деятельности учителя и учащихся. В таком обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, проявляя такие качества, как поддержка, активность, самостоятельность, постановка цели и задачи, поиск решения проблемы, инициативность и пр.
Интерактивное обучение, как считает Е. В. Коротаева, это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-
развивающих и социально-ориентационных задач. Конкретно-познавательная задача
нацелена на понимание и решение непосредственной учебной проблемной ситуации; коммуникативно-развивающая включает развитие навыков работы интерактивного и интраактивного общения в процессе учебной деятельности; социально-ориентационная нацелена на воспитание личностных качеств обучающегося [6, с. 72].
В. И. Павленко полагает, что интерактивное обучение - это не только поэтапное усвоение новых знаний (фактов, теорий, правил), но и воспитание различных качеств личности (рефлексивности, адаптации, ответственности, контроля действий) и способностей, норм поведения [8, с. 103].
Н. Суворова, опираясь на этимологию определения «интерактивный», настаивает на том, что «интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. <...> Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [13].
С учетом полученных на исходно-диагностическом этапе данных было решено внедрять интерактивное обучение на уроках русского и иностранного языка, поскольку они в большей степени ориентированы на коммуникацию, диалог, обсуждение. А деление класса на подгруппы на уроках английского языка создавало условия для разнообразной интерактивной работы учащихся.
С учителями и пятиклассниками были обсуждены и приняты следующие установки для уроков в интерактивном режиме:
- минимальное преподнесение учебного материала в форме монолога на уроках, исключение дублирования информации, которая может быть получена из доступных источников;
- доброжелательность в отношениях с учениками и недопустимость менторской позиции и порицания за неуспех;
- индивидуальный подход на уроках английского языка, учитывающий «зону ближайшего развития» подростка;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося, чтобы успех переживался ими как радость;
- отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся;
- развитие у учащихся стремления к самостоятельной оценке своей работы и т.д.
Одна из наиболее распространенных
форм занятий в интерактивном режиме -работа в учебной паре, где один исполняет роль учителя, а другой ученика. У этой формы есть положительные черты: прого-варивание каждым учащимся изучаемого материала, индивидуальный контроль, коррекция знаний. Можно организовывать работу таким образом, чтобы ученические пары динамично менялись. Тогда каждый из пятиклашек попробует себя в роли и ведущего, и ведомого.
Однако психологи считают негативной чертой парной организации учебной деятельности некую монотонность формы. Чтобы этого избежать, стоит организовывать работу в группах учащихся. Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности на уроках иностранного языка может быть различной, так как меняется количество групп и число учащихся в группах, сообразно конкретно-
познавательной задаче урока. Среди инте-
ресных форм групповой работы на уроках русского и иностранного языка можно назвать «аукцион вопросов и ответов», «рассказ по цепочке», «конкурс рекламных проспектов», «морской бой по теме»» «проект школьного сайта» и др.
Такая систематическая работа помогает младшим подросткам быстрее освоиться с новой образовательной ситуацией, позволяет открыть в себе и в одноклассниках новые учебные умения и личностные качества, способствует сплочению коллектива как класса и одновременно создает условия для того, чтобы ученик мог проявить себя в конкретной учебно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной ситуациях.
Повторная диагностика социально-психологической адаптации младших подростков проводилась в апреле 2017 г. Диагностика показала следующие результаты (рисунок 1):
Рис. 1. Данные социально-психологической адаптации младших подростков на исходно-диагностическом и результативном этапах опытно-поисковой работы
По результатам диагностики менее чем у трети учащихся сохранилась деза-даптивность, что выявилось через шкалы «эмоциональный дискомфорт», «непринятие других», «лживость», «внешний контроль», «эскапизм». Но большая часть младших подростков приняла новую образовательную ситуацию. Подростки стали увереннее в себе, открыты к коммуникации друг с другом, значительно легче стали идти на контакт с учителями в урочной деятельности, с интересом принимали образовательные ситуации, реализуемые в интерактивном режиме.
Заключение
Д. Н. Кавтарадзе подчеркивал, что «новая среда требует освоения адекватных ей типов мышления и поведения, благоприобретенных, а не интуитивных» [4, с. 64]. В этом контексте интерактивное обучение отвечает возрастным и образовательным потребностям младших подростков, способствует адаптации их при переходе из начального в среднее звено обучения.
Кроме того, организация такого обучения соответствует требованиям к результатам обучения, которые изложены в ФГОС ООО [11]:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (и др.).
Учитывая возможности интерактивного обучения применительно к возрасту младшего подростка, можно успешно проектировать образовательный процесс, достаточно точно и определенно отвечая на вопросы: «зачем учить?», «чему учить?», «кого учить?» и обязательно «как учить?».
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах // Педагогическая психология : хрестоматия / Сост.: В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. - СПб. : Питер, 2006. - 189 с.
2. Выготский Л. С. Психология. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 193-197.
4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М. : Флинта, 1998. -192 с.
5. Коротаева Е. В. Когда интерактивные технологии интерактивны? // Народное образование. -
2014. - № 3. - С. 115-121.
6. Коротаева Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. - М. : Сентябрь, 2016. - 192 с.
7. Овчаренко О. И. Образовательные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов // Вестник Таганрогского института управления и экономики. -
2015. - № 1 (21). - C. 115-119.
8. Павленко В. Г. Интерактивные технологии обучения иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 8. - С. 102-104.
9. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - М. : Академия, 2006. - 176 с.
10. Практическая психология образования : учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. -СПб. : Питер, 2004. - 592 с.
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70535556/paragraph (дата обращения: 18.07.2017).
12. Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 18.07.2017).
13. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
14. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //balota2.narod.ru/data/mietodyka.html (дата обращения: 18.07.2017).
15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
REFERENCES
1. Volkov N. I. Organizatsiya uchebnoy deyatel'nosti v malykh gruppakh / / Pedagogicheskaya psikhologiya : khrestomatiya / Sost.: V. N. Karandyshev, N. V. Nosova, O. N. Shchepelina. - SPb. : Pi-ter, 2006. - 189 s.
2. Vygotskiy L. S. Psikhologiya. - M. : EKSMO-Press, 2000. - 1008 s.
3. Diagnostika sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii (K. Rodzhers, R. Daymond) // N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuylov. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. - M. : Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002. - C. 193-197.
4. Kavtaradze D. N. Obuchenie i igra. Vvedenie v aktivnye metody obucheniya. - M. : Flinta, 1998. - 192 s.
5. Korotaeva E. V. Kogda interaktivnye tekhnologii interaktivny? // Narodnoe obrazovanie. - 2014. -№ 3. - S. 115-121.
6. Korotaeva E. V. Organizatsiya vzaimodeystviy v obrazovatel'nom protsesse shkoly. - M. : Sentyabr',
2016. - 192 s.
7. Ovcharenko O. I. Obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya professional'noy kompetent-nosti budushchikh spetsialistov // Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki. - 2015. -№ 1 (21). - C. 115-119.
8. Pavlenko V. G. Interaktivnye tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2014. - № 8. - S. 102-104.
9. Panina T. S., Vavilova L. N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya. - M. : Akademiya, 2006. - 176 s.
10. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya : ucheb. posobie / pod red. I. V. Dubrovinoy. -SPb. : Piter,
2004. - 592 S.
11. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo ob-shchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://ivo.garant.rU/#/document/70535556/paragraph (data obrashcheniya: 18.07.2017).
12. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/55170507/ (data obrashcheniya: 18.07.2017).
13. Slobodchikov V. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnosti : ucheb. posobie dlya vuzov. - M. : Shkola-Press, 1995. - 384 s.
14. Suvorova N. Interaktivnoe obuchenie: novye podkhody [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //balota2.narod.ru/data/mietodyka.html (data obrashcheniya: 18.07.2017).
15. El'konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. - M. : Pedagogika, 1989. - 560 s.