Научная статья на тему 'Учебный диалог как фактор позитивной социализации учащихся начальной школы'

Учебный диалог как фактор позитивной социализации учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / УЧЕБНЫЕ ДИАЛОГИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / SOCIALIZATION OF CHILDREN / LEARNING DIALOGUE / PRIMARY SCHOOL / PERSONALITY DEVELOPMENT / JUNIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Евгения Анатольевна, Коротаева Евгения Владиславовна

Проблема позитивной социализации младшего школьника является достаточно актуальной сегодня, что прослеживается и в психолого-педагогических исследованиях, и в нормативных документах федерального уровня, связанных с образованием. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Процесс обучения должен включать не просто усвоение системы знаний, умений и компетенций, но и условия, обеспечивающие развитие личности, которая должна уметь ориентироваться и взаимодействовать с окружающими в постоянно меняющемся мире. Учебный диалог представляет собой своеобразную форму общения это субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель ученик», а также «ученик ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой дискуссии при постановке и решении учебных задач. Продуктивность учебного диалога зависит от реализации в процессе его осуществления на уроке триады задач, стоящих перед обучением в целом: конкретно-познавательной, связанной с необходимостью понять, осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию; коммуникативно-развивающей, где в процессе совместного познания вырабатываются умения и навыки разнопланового общения учащихся; социально-ориентационной, воспитывающей качества, необходимые для адекватной социализации индивида. Цель авторской методики учебного диалога для учащихся начальной школы на уроках русского языка заключалась в создании условий для реализации на уроках русского языка полноценного учебного диалога, направленного на позитивную социализацию младших школьников. Именно учебный диалог обладает наибольшими возможностями для решения обозначенных задач. Учебный диалог на уроках русского языка нацелен на решение предметных задач, обусловленных самим изучаемым материалом. Но при этом именно диалоговое общение создает условия для реализации коммуникативно-развивающей функции обучения, в процессе которой у учащихся вырабатываются навыки совместной работы в группе, диаде. А смысловое содержание изучаемых текстов может (и должно) быть ориентировано на осмысление, обсуждение общественно и личностно значимых вопросов, что расширяет поле образовательного процесса, выводя его за пределы учебного класса. Данная методика, ориентированная на конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную функции; обеспеченная соответствующим текстовым материалом; предполагающая поэтапную смену ролей участников обучения; реализующая диалоговые приемы, способствует развитию у младших школьников социальных знаний, социального восприятия, социальной выразительности, межличностного взаимодействия, которые являются индикаторами позитивной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Евгения Анатольевна, Коротаева Евгения Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DIALOGUE AS FACTOR OF POSITIVE SOCIAL ADJUSTMENT OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

The issue of positive socialization of junior pupils is quite relevant today that can be traced in psycho-pedagogical studies, and in the regulatory documents of the Federal level related to education. The beginning of schooling leads to a radical change in the social route of a child’s development. The learning process should not be just a system of knowledge, skills and competences, but also the conditions for the development of an individual, who should be able to interact with others in a constantly changing world. The educational dialogue is a unique form of communication a subject-subject interaction in the format of "teacher-student" and "student-student", which can develop into fruitful cooperation in the group discussion in the formulation and solution of educational tasks. Productivity of a training dialogue in class depends on the implementation of a triad of tasks: cognitive, associated with the need to understand and to resolve a particular educational problem situation; communicative and developmental, where joint activeity leads to development of knowledge and skills of communication with other students; social and orientational, developing the qualities necessary for the adequate socialization of an individual. The purpose of the author's methodology of teaching dialogue to elementary school students at the lessons of the Russian language was to create suitable conditions at the lessons of Russia to carry on a dialogue aimed at positive socialization of junior pupils. Educational dialogue has the greatest possibilities to complete the above mentioned tasks. The educational dialogue at the lessons of the Russian language is to solve substantive problems caused by the phenomena being studied. But it is the dialogues that creates favourable conditions for the implementation of communicative and educational functions of teaching, in which students develop collaborative skills in group or in pairs. But the semantic content of the studied texts can (and should) be focused on understanding, discussing social and personal issues, that expand the field of the educational process, bringing it beyond the classroom. This methodology focuses on the specific cognitive, communicative, developmental and social-orientational functions; provides the corresponding text material; suggests a gradual change of roles of participants of training; implements a dialogue techniques; contributes to the development of pupils’ of social knowledge, social perception, social expressiveness, and interpersonal interactions, which are indicators of positive social adjustment.

Текст научной работы на тему «Учебный диалог как фактор позитивной социализации учащихся начальной школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

УДК 373.31

ББК Ч420.243 ГРНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.05

Зайцева Евгения Анатольевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: e.a.zaitceva436@yandex.ru.

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: evkorotaev@mail.ru.

УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социализация детей; учебные диалоги; начальная школа; развитие личности; младшие школьники.

АННОТАЦИЯ: Проблема позитивной социализации младшего школьника является достаточно актуальной сегодня, что прослеживается и в психолого-педагогических исследованиях, и в нормативных документах федерального уровня, связанных с образованием. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Процесс обучения должен включать не просто усвоение системы знаний, умений и компетенций, но и условия, обеспечивающие развитие личности, которая должна уметь ориентироваться и взаимодействовать с окружающими в постоянно меняющемся мире. Учебный диалог представляет собой своеобразную форму общения -это субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель - ученик», а также «ученик - ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой дискуссии при постановке и решении учебных задач. Продуктивность учебного диалога зависит от реализации в процессе его осуществления на уроке триады задач, стоящих перед обучением в целом: конкретно-познавательной, связанной с необходимостью понять, осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию; коммуникативно-развивающей, где в процессе совместного познания вырабатываются умения и навыки разнопланового общения учащихся; социально-ориентационной, воспитывающей качества, необходимые для адекватной социализации индивида. Цель авторской методики учебного диалога для учащихся начальной школы на уроках русского языка заключалась в создании условий для реализации на уроках русского языка полноценного учебного диалога, направленного на позитивную социализацию младших школьников. Именно учебный диалог обладает наибольшими возможностями для решения обозначенных задач. Учебный диалог на уроках русского языка нацелен на решение предметных задач, обусловленных самим изучаемым материалом. Но при этом именно диалоговое общение создает условия для реализации коммуникативно-развивающей функции обучения, в процессе которой у учащихся вырабатываются навыки совместной работы в группе, диаде. А смысловое содержание изучаемых текстов может (и должно) быть ориентировано на осмысление, обсуждение общественно и личностно значимых вопросов, что расширяет поле образовательного процесса, выводя его за пределы учебного класса. Данная методика, ориентированная на конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную функции; обеспеченная соответствующим текстовым материалом; предполагающая поэтапную смену ролей участников обучения; реализующая диалоговые приемы, способствует развитию у младших школьников социальных знаний, социального восприятия, социальной выразительности, межличностного взаимодействия, которые являются индикаторами позитивной социализации.

Zaitseva Evgenia Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Post-Graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Korotaeva Evgenia Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

EDUCATIONAL DIALOGUE AS FACTOR

OF POSITIVE SOCIAL ADJUSTMENT OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

KEYWORDS: socialization of children; learning dialogue; primary school; personality development; junior pupils.

ABSTRACT. The issue of positive socialization of junior pupils is quite relevant today that can be traced in psycho-pedagogical studies, and in the regulatory documents of the Federal level related to education. The

beginning of schooling leads to a radical change in the social route of a child's development. The learning process should not be just a system of knowledge, skills and competences, but also the conditions for the development of an individual, who should be able to interact with others in a constantly changing world. The educational dialogue is a unique form of communication - a subject-subject interaction in the format of "teacher-student" and "student-student", which can develop into fruitful cooperation in the group discussion in the formulation and solution of educational tasks. Productivity of a training dialogue in class depends on the implementation of a triad of tasks: cognitive, associated with the need to understand and to resolve a particular educational problem situation; communicative and developmental, where joint ac-tiveity leads to development of knowledge and skills of communication with other students; social and ori-entational, developing the qualities necessary for the adequate socialization of an individual. The purpose of the author's methodology of teaching dialogue to elementary school students at the lessons of the Russian language was to create suitable conditions at the lessons of Russia to carry on a dialogue aimed at positive socialization of junior pupils. Educational dialogue has the greatest possibilities to complete the above mentioned tasks. The educational dialogue at the lessons of the Russian language is to solve substantive problems caused by the phenomena being studied. But it is the dialogues that creates favourable conditions for the implementation of communicative and educational functions of teaching, in which students develop collaborative skills in group or in pairs. But the semantic content of the studied texts can (and should) be focused on understanding, discussing social and personal issues, that expand the field of the educational process, bringing it beyond the classroom. This methodology focuses on the specific cognitive, communicative, developmental and social-orientational functions; provides the corresponding text material; suggests a gradual change of roles of participants of training; implements a dialogue techniques; contributes to the development of pupils' of social knowledge, social perception, social expressiveness, and interpersonal interactions, which are indicators of positive social adjustment.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогики и психологии является проблема социализации и адаптации личности. Разрешение этой проблемы зависит от развития способности к активной социокультурной адаптации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в требования освоения основной образовательной программы включены не только предметные (понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения) и межпредметные (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий), но и личностные (формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие социальной компетенции, личностных качеств обучающегося и т.д.) результаты [15, с. 11].

Проблемы диалогового взаимодействия в процессе развития и становления личности исследуются такими учеными и педагогами, как М. М. Бахтин, Е. В. Коротаева, В. И. Кудашов, С. Ю. Курганов, С. Н. Позде-ева и др. Вопросы коммуникативного развития младших школьников рассматривались в методике русского языка в работах В. Г. Горецкого, Т. А. Ладыженской, Е. Ю. Никитиной, Т. Г. Рамзаевой и др.

К современным требованиям обучения младших школьников относится вопрос о формировании социальной компетентности учащегося, которая, в свою очередь, обеспечивает развитие коммуникативных дей-

ствий - умение слушать и вести диалог, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Такое взаимодействие и есть диалог, который, по мнению М. М. Бахтина, интегрирует целое, формирует язык коммуникации между субкультурами и социальными группами; и только в диалоге развивается способность мыслить.

Учебный диалог - это речевое, субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель - ученик», а также «ученик - ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач. Такое учебное сотрудничество требует определенных условий его организации, содержательной и коммуникативной подготовленности участников и соответствующих умений учителя.

Действенность учебного диалога зависит от реализации в процессе его осуществления на уроке триады задач, стоящих перед обучением в целом: конкретно-познавательной, связанной с необходимостью понять, осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию; коммуникативно-развивающей, где в процессе совместного познания вырабатываются умения и навыки разнопланового общения учащихся; социально-ориентационной, воспитывающей качества, необходимые для адекватной социализации индивида.

С учетом вышесказанного нами была разработана и апробирована методика ор-

© Зайцева Е. А., Коротаева Е. В., 2017

ганизации учебного диалога на уроках русского языка в начальной школе, которая, реализуя учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ори-ентационную задачи обучения, формирует у учащихся социальные знания, способствует адекватному сопереживанию, помогает ориентировке в окружающем жизненном пространстве, закрепляет у учащихся готовность к совместной деятельности, к включению в социально и личностно значимые ситуации.

Именно диалоговое общение создает условия для реализации коммуникативно-развивающей функции обучения, в процессе которой у учащихся вырабатываются навыки совместной работы в группе, диаде. А смысловое содержание изучаемых текстов может (и должно) быть ориентировано на осмысление, обсуждение общественно и личностно значимых вопросов, что расширяет поле образовательного процесса, выводя его за пределы учебного класса.

Поэтому тексты, которые предлагаются младшим школьникам на уроке, должны быть связаны с реалиями социальной жизни индивида (конкретного человека, ученика) и общества (малой родины, Родины, государства). Подборка текстов, побуждающих к активному диалогу, должна быть достаточно разнообразной, касающейся различных сторон индивидуальной и социальной жизни, а также ориентировать учащихся на социальное восприятие и прогнозирование, преодоление коммуникативного эгоцентризма.

Однако, как показал анализ текстов из учебников по русскому языку для 3-го класса (учебно-методические комплексы В. П. Ка-накиной, В. Г. Горецкого «Школа России»; Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной. «Перспектива»; Т. Г. Рамзаевой. «РИТМ»; Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. «Школа 2100»), более 70% учебных текстов ориентировано на описание природы или является цитатами из произведений классиков. Такой подход способствует формированию эстетического отношения к окружающей природе, знакомит с литературными произведениями, но он не содержит области для представления различных точек зрения, то есть для диалога.

Поэтому одной из составляющей методики учебного диалога, направленного на позитивную социализацию младших школьников, является обязательная подборка текстов, способствующая как коммуникативно-развивающей, так и социально ориентированной задачам обучения.

Актуализация возможностей учебного диалога, направленного на позитивную социализацию младших школьников, предполагает ряд последовательных этапов.

Первый включает общее знакомство учащихся с диалоговой формой обучения. Задача данного этапа заключается в погружении в диалог, актуализации и амплификации знаний о диалоге, его формах, назначении в жизни и деятельности человека. Субъектами диалога на этом этапе являются учитель и ученик (при ведущей роли учителя).

Второй этап методической работы нацелен на отработку диалогических умений учащихся в парах (ученик - учитель, ученик - ученик). Субъектами диалога на втором этапе вновь являются и учитель, и ученик. Но заметно активизируется роль учащегося: из объекта, включенного в диалог по формальным признакам, он постепенно превращается в субъекта, влияющего и на форму диалога, и на его содержание. Однако эта диалоговая активность проявляется пока при небольшом количестве участвующих в диалоге сторон: диада (ученик -ученик), триада (учитель - ученик - ученик).

Третий этап методики направлен на отработку диалогических умений учащихся в микрогруппах (учитель - группа учеников, ученик - группа учеников). За учителем сохраняется роль «супервизора» и «корректора» как в процессе диалогов, так и на стадии подведения итогов.

Четвертый этап работы по развитию учебного диалога направлен на творческую организацию учебного диалога самими учащимися. Однако к этому этапу у учащихся уже имеются и представления о вариантах организации учебного диалога, и определенные умения в этом виде общения. В связи с этим процесс и подготовки, и проведения диалога делегируется третьеклассникам, поэтому он и обозначен как «творческая организация учебного диалога». Роль учителя заключается в общей координации самого занятия и коррекции (сопровождения, а не доминирования) на стадии оценивания.

Апробация эффективности разработанной методики организации учебного диалога на уроках русского языка в начальной школе проходила в 3-ем классе школы № 92 г. Екатеринбурга. Годичная апробация методики оказала влияние на коммуникативную составляющую умений учащихся. В качестве диагностического материала был использован опросник-тест М. Ступницкой «Оценка коммуникативных умений младших школьников» [14, с. 28-41] (рисунок 1).

60 50 40 30 20 10

52

44

40

подготовительным этап

обобщающий этап

низким средний I высокий

Рис. 1. Коммуникативные умения учащихся третьего класса на подготовительном и обобщающем этапах опытно-поисковой работы (по опросник-тесту М. Ступницкой)

0

Анализ полученных данных показал, что у большинства третьеклассников улучшились коммуникативные (прежде всего, диалоговые) умения: дети легко принимают и вступают в диалоговую ситуацию, стараются правильно (эмоционально и информативно) задавать вопросы, искать и находить адекватные ответы, пытаются вычленить в коммуникации ключевые слова, готовы к контактам в парных и групповых формах взаимодействия. Дети научились не только обмениваться имеющейся информацией, но и аргументировано отстаивать свою точку зрения, задавать содержательные вопросы в ходе беседы, слышать друг друга, проявлять интерес к собеседнику, к содержанию услышанных реплик и ответов.

Третьеклассники стали демонстрировать большую открытость в контактах, готовность к новым формам учебного сотрудничества, интерес к социально значимым проектам и событиям, стремление к объяснению поступков своих и окружающих людей. Это соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В результате погружения в методику организации диалога на уроках русского языка у третьеклассников формируется умение видеть не только конкретно-познавательную, но и коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную задачи

процесса обучения, совершенствуются навыки межличностного взаимодействия с окружающими людьми, развивается субъ-ектность в учебной, познавательной (и иной) деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что методика организации учебного диалога в начальной школе, реализующая все функции обучения, методически обеспеченная соответствующим материалом; ориентированная на включение учащихся в межличностные коммуникации через учебный диалог на уроках русского языка, способствует позитивной социализации обучающихся, формируя у них ориентировку в окружающем жизненном пространстве, готовность к совместному поиску и осмыслению лично и социально значимых задач.

В заключении стоит подчеркнуть, что учебный диалог на уроках в начальной школе может реализовываться не только как традиционный метод обучения, но и как значимый компонент личностного развития младшего школьника, поскольку соответствует общественным ожиданиям в целом и федеральным образовательным стандартам в частности, дополняет современные методики и технологии, ориентированные на включение диалоговых форм общения и коммуникацию, тем самым гармонично вписывается в современную ситуацию открытого мультикультурного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. М. Собрание сочинений: Работы 1940-х - начала 1960-х годов : в 7 т. - М. : Рус. слов, 1997- - Т. 5- - 955 с.

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. - 5-е изд., перераб. - М. : Баласс ; Школ. дом, 2013. - Ч. 1. - 176 с.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб. : Союз, 1997- - 220 с.

4. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2013.

5. Климанова Л. Ф. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. - М. : Просвещение, 2009. - 128 с.

6. Коротаева Е. В. Возможности учебного диалога в обучении и развитии младшего школьника / Е. В. Коротаева, Е. А. Зайцева / / Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 166-170.

7. Кудашов В. И. Философия: крат. конспект лекций / В. И. Кудашов. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. - 257 с.

8. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге : кн. для учителя / С. Ю. Курганов. - М. : Просвещение, 1989. - 126 с.

9. Никитина Е. Ю. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета младших школьников / Е. Ю. Никитина, Е. А. Зырянова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. -№ 6. - С. 77-82.

10. Песняева Н. А. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. - М. : Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2004. - 214 с.

11. Поздеева С. Н. Как организовать учебный диалог в начальной школе // Начальная школа. -2003. - № 4. - С. 14-15.

12. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 класс : учебник : в 2 ч. - М. : Дрофа : Моск. учеб., 2014.

13. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Педагогическая диагностика. - 2008. - № 2. - С. 28-41.

14. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / рук. Л. И. Льняная. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.

REFERENCES

1. Bakhtin M. M. Sobranie sochineniy: Raboty 1940-kh - nachala 1960-kh godov : v 7 t. - M. : Rus. slov, 1997. - T. 5. - 955 s.

2. Buneev R. N. Russkiy yazyk. 3 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy : v 2 ch. / R. N. Buneev, O. V. Pronina. - 5-e izd., pererab. - M. : Balass ; Shkol. dom, 2013. - Ch. 1. - 176 s.

3. Vygotskiy L. S. Voprosy detskoy psikhologii. - SPb. : Soyuz, 1997. - 220 c.

4. Kanakina V. P. Russkiy yazyk. 3 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizatsiy s pril. na elektron. nositele : v 2 ch. / V. P. Kanakina, V. G. Goretskiy. - M. : Prosveshchenie, 2013.

5. Klimanova L. F. Russkiy yazyk. 3 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy / L. F. Klimanova, T. V. Babushkina. - M. : Prosveshchenie, 2009. - 128 s.

6. Korotaeva E. V. Vozmozhnosti uchebnogo dialoga v obuchenii i razvitii mladshego shkol'nika / E. V. Korotaeva, E. A. Zaytseva / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 12. - S. 166-170.

7. Kudashov V. I. Filosofiya: krat. konspekt lektsiy / V. I. Kudashov. - Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2012. - 257 s.

8. Kurganov S. Yu. Rebenok i vzroslyy v uchebnom dialoge : kn. dlya uchitelya / S. Yu. Kurganov. - M. : Prosveshchenie, 1989. - 126 s.

9. Nikitina E. Yu. Pedagogicheskie usloviya metodiki formirovaniya umeniy rechevogo etiketa mladshikh shkol'nikov / E. Yu. Nikitina, E. A. Zyryanova / / Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. - 2011. - № 6. - S. 77-82.

10. Pesnyaeva N. A. Uchebnyy dialog kak sredstvo razvitiya rechevoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov : dis. ... kand. ped. nauk. - M. : Akad. povysheniya kvalifikatsii i perepodgot. rabotnikov obrazovaniya, 2004. - 214 c.

11. Pozdeeva S. N. Kak organizovat' uchebnyy dialog v nachal'noy shkole // Nachal'naya shko-la. - 2003. -№ 4. - S. 14-15.

12. Ramzaeva T. G. Russkiy yazyk. 3 klass : uchebnik : v 2 ch. - M. : Drofa : Mosk. ucheb., 2014.

13. Stupnitskaya M. Diagnostika urovnya sformirovannosti obshcheuchebnykh umeniy i navykov shkol'nikov // Pedagogicheskaya diagnostika. - 2008. - № 2. - S. 28-41.

14. Rossiyskaya Federatsiya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Federal'nyy gosudarstvennyy obra-zovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya : tekst s izm. i dop. na 2011 g. / ruk. L. I. L'nyanaya. -M. : Prosveshchenie, 2011. - 33 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.