5. Тряпицына А.П. Писарева С.А., Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования. Человек и образование. № 3 (40) 2014. 10 с.
6. Игнатова Г.Г. Учебно-исследовательская деятельность в школе: метод проектов и индивидуальные исследования (Научно-теоретический журнал «Наука и образование сегодня» ссылка на статью http://publikacija.ru/images/PDF/2018/32/vliyanie-sotsialno-ekonomicheskikh-posledstvij.pdf). № 9 (32). сентябрь, 2018.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОМУ
ДИАЛОГУ Шомшекова Т.К.1, Байжанова А.Т.2
'Шомшекова Толкын Кобеновна - учитель казахского языка и литературы;
2Байжанова Алия Токтасыновна - учитель казахского языка и литературы, Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы учебного диалога в образовательном процессе, которые являются важнейшими компонентами жизнедеятельности человека. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - активизации диалоговой деятельности школьников для успешного обучения. Именно учебный диалог обладает наибольшими возможностями для решения обозначенных задач. Учебный диалог на уроках русского языка нацелен на решение предметных задач, обусловленных самим изучаемым материалом. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития диалоговых способностей обучающихся. Также в статье рассмотрены и определены виды диалогов, которыми характеризуется творческая деятельность личности. В процессе обучения необходимы и мотивация, и реализация личностно-деятельностного подхода в обучении, и диалоговая активность в образовательном процессе.
Ключевые слова: учебные диалоги, умение вести диалог, коммуникант, анализ диалога, развитие личности, диалоговое общение, диалог на уроках, умение интегрироваться, строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками, сотрудничество со взрослыми.
В настоящее время одной из актуальных проблем педагогики и психологии является проблема формирования готовности школьников к учебному диалогу. Разрешение этой проблемы зависит от развития способности к активной социокультурной адаптации.
Особое значение приобретает речь и речевая деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Речь одного человека, оставаясь чисто и сплошь индивидуальным и неповторимым процессом, может вызвать у слушателя тоже такой же индивидуальный и неповторимый процесс. По Жинкину, «нельзя, исследуя язык, совершенно отрешиться от всякой концепции о процессе общения» [1, 14]. Язык является средством общения. В языке «все приспособлено для того, чтобы произошел обмен мыслями, и состоялось взаимное понимание» [1, 13].
В государственном образовательном стандарте России общего образования в требования освоения основной образовательной программы включены не только предметные (понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения) и межпредметные (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий), но и личностные (формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие социальной компетенции, личностных качеств обучающегося и т.д.) результаты [2, с. 11].
Учебный диалог - это метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Остановимся на закономерностях диалоговой технологии.
Выделяют два типа диалога: информационный, который можно использовать в процессе получения участниками диалога новой информации, и интерпретационный, когда в ходе диалога можно обмениваться мнениями по известным для собеседников фактам.
Учебный диалог представляет собой своеобразную форму общения - это субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель - ученик», а также «ученик - ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой дискуссии при постановке и решении
учебных задач. Продуктивность учебного диалога зависит от реализации в процессе его осуществления на уроке триады задач, стоящих перед обучением в целом: конкретно-познавательной, связанной с необходимостью понять, осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию; коммуникативно-развивающей, где в процессе совместного познания вырабатываются умения и навыки разнопланового общения школьников; социально-ориентационной, воспитывающей качества, необходимые для адекватной социализации индивида.
Проблемы диалогового взаимодействия в процессе развития и становления личности исследуются такими учеными и педагогами, как М. М. Бахтин, Е.В. Коротаева, В.И. Кудашов, С.Ю. Курганов, С.Н. Поздеева и др. Вопросы коммуникативного развития младших школьников рассматривались в методике русского языка в работах В.Г. Горецкого, Т.А. Ладыженской, Е.Ю. Никитиной, Т.Г. Рамзаевой и др.
С осознанием роли субъективного человеческого начала становится все яснее, что постижение и интерпретация сущности вещей зависит от познающих мир субъектов, от склада ума, наклонностей, интересов, эмоций, чувств, впечатлений. В результате с течением времени изменяются представления, как о характере мышления, так и о сфере выражаемого в языке. Помимо мышления в нее включаются различные формы чувственного отражения, воля, эмоции, инстинкт, интуиция.
К современным требованиям обучения школьников относится вопрос о формировании социальной компетентности учащегося, которая, в свою очередь, обеспечивает развитие коммуникативных действий - умение слушать и вести диалог, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Такое взаимодействие и есть диалог, который, по мнению М.М. Бахтина, интегрирует целое, формирует язык коммуникации между субкультурами и социальными группами; и только в диалоге развивается способность мыслить [3].
Диалог (от греческого dialog - беседа, разговор двоих) - разновидность речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями - репликами. В узком понимании диалог есть обмен высказываниями в условиях ситуации речевого общения, в широком понимании диалог представляет собой цепь тематически взаимосвязанных событий одной из сфер человеческой жизнедеятельности. В этом отношении диалог является объектом изучения ряда смежных дисциплин - от философии, социологии и психологии до лингвистики.
А учебный диалог - это речевое, субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель -ученик», а также «ученик - ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач. Такое учебное сотрудничество требует определенных условий его организации, содержательной и коммуникативной подготовленности участников и соответствующих умений учителя.
Диалог - это обмен высказываниями между двумя и более участниками речевой коммуникации, в котором предыдущее высказывание одного коммуниканта стимулирует появление ответного, последующего высказывания другого коммуниканта [4].
Действенность учебного диалога школьников зависит от реализации в процессе его осуществления на уроке триады задач, стоящих перед обучением в целом: конкретно-познавательной, связанной с необходимостью понять, осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию; коммуникативно-развивающей, где в процессе совместного познания вырабатываются умения и навыки разнопланового общения школьников; социально-ориентационной, воспитывающей качества, необходимые для адекватной социализации индивида.
Далее диалог характеризуется единой темой, сферой общения, единой речевой ситуацией и единым замыслом. Они могут быть подразделены на следующие типы:
1) информационный диалог (диалог - сообщение), реплики которого связаны единой темой (единым денотативным значением),
2) ассоциативный диалог, в котором диалогические единства объединены сферой общения,
3) диалог - дискуссия, содержание которого определяется единым замыслом или проблемой, решаемой в процессе диалогического обмена,
4) ситуативный диалог, в котором содержание диалогического единства реализуется в соответствии с речевой ситуацией [4].
Ситуативный диалог - это наиболее распространенный вид диалога, который выступает в виде разновидностей. Можно указать на три наиболее распространенные:
- диалог - согласие, например, «Часовой задумался, переминаясь с ноги на ногу, наморщив лоб. -...Ты обязан доложить. - Ну, хорошо, - кивнул часовой. - Может, и мне разрешишь рядом быть? -попросил Длинный Эдильбай...- Ну давай, - согласился часовой» [5, 262];
- диалог - конфликт, например, «- Ты избегаешь меня, что ли... - Если мы начнём говорить, то я тебя придушу на месте. - А я и не сомневаюсь.. .только с чего это ты так гневаешься?» [5, 240-241];
- диалог - спор, например, « - Что случилось ещё? - выглянул из кабины Сабитжан. - Разговор есть. - Какой ещё разговор? - .хоронить будем здесь. - .Я сам буду хоронить на разъезде, и никаких разговоров!» [5, 288].
С учетом вышесказанного нами была рассмотрена методика организации учебного диалога на уроках русского языка школьников, которая, реализуя учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную задачи обучения, формирует у них социальные знания, способствует адекватному сопереживанию, помогает ориентировке в окружающем жизненном пространстве, закрепляет готовность к совместной деятельности, к включению в социально и личностно значимые ситуации.
Именно диалоговое общение создает условия для реализации коммуникативно-развивающей функции обучения, в процессе которой у школьников вырабатываются навыки совместной работы в образовательном процессе.
А смысловое содержание изучаемых текстов может и должно быть ориентировано на осмысление, обсуждение общественно и личностно значимых вопросов, что расширяет поле образовательного процесса, выводя его за пределы учебного класса.
Поэтому тексты, которые предлагаются школьникам на уроке, должны быть связаны с реалиями социальной жизни индивида (конкретного человека, ученика) и общества (малой родины, Родины, государства). Подборка текстов, побуждающих к активному диалогу, должна быть достаточно разнообразной, касающейся различных сторон индивидуальной и социальной жизни, а также ориентировать школьников на социальное восприятие и прогнозирование, преодоление коммуникативного эгоцентризма [6].
Однако, как показал анализ текстов из учебников по русскому языку для 3-го класса, больше половины учебных текстов ориентировано на описание природы или является цитатами из произведений классиков. Такой подход способствует формированию эстетического отношения к окружающей природе, знакомит с литературными произведениями, но он не содержит области для представления различных точек зрения, то есть для диалога [7].
Таким образом, анализ диалога предполагает наличие знаний, умений, навыков в сфере языковой компетенции; соблюдение общих условий речевого действия в диалоге; умение разрабатывать свою коммуникативную стратегию в рамках определенного речевого акта и речевого жанра, можно констатировать, что методика организации учебного диалога в образовательном процессе, реализующая все функции обучения, методически обеспеченная соответствующим материалом; ориентированная на включение школьников в межличностные коммуникации через учебный диалог на уроках русского языка, способствует позитивной социализации обучающихся, формируя у них ориентировку в окружающем жизненном пространстве, готовность к совместному поиску и осмыслению лично и социально значимых задач.
Подводя итоги стоит подчеркнуть, что учебный диалог школьников в образовательном процессе может реализовываться не только как традиционный метод обучения, но и как значимый компонент личностного развития младшего школьника, поскольку соответствует общественным ожиданиям в целом и федеральным образовательным стандартам в частности, дополняет современные методики и технологии, ориентированные на включение диалоговых форм общения и коммуникацию, тем самым гармонично вписывается в современную ситуацию открытого мультикультурного образования.
Список литературы
1. ЖинкинН.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
2. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / рук. Л.И. Льняная. М.: Просвещение, 2011. 33 с.
3. БахтинМ.М. Собрание сочинений: Работы 1940-1960-х годов: в 7 т. М.: Рус. слов, 1997. Т. 5. 955 с.
4. ИсаеваЖ.К. Краткий словарь терминов и понятий теории речевых актов. Астана: ЕАГИ, 2005.
5. Айтматов Ч. «Буранный полустанок (И дольше века длится день.)». М., 1984. 303 с.
6. Зайцева Е.А., Коротаева Е.В. Учебный диалог как фактор позитивной социализации школьников начальной школы. Педагогическое образование в России, 2017. № 11.
7. Бунеев Р.Н. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, О.В. Пронина. 5-е изд., перераб. М.: Баласс. Школ. дом, 2013. 176 с.