Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДИСКУССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДИСКУССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА / УЧЕБНЫЙ ДИСКУССИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ДИСКУССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерябина В.И.

Статья посвящена экспериментальному внедрению дискуссионных методов обучения на уроках истории в старших классах. В ней рассматриваются наиболее эффективные методические приёмы организации дискуссии, а также особенности её подготовки и проведения в процессе преподавания истории в школе. Подчеркивается необходимость использования дискуссионной технологии в целях формирования таких компетенций учащихся, как умение самостоятельно находить и анализировать информацию, умение формулировать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения по исторической проблематике. В данной работе раскрываются не только теоретические, но и практические аспекты организации и проведения дискуссии на уроках истории, а также обосновываются перспективные подходы с применением дискуссии к развитию проблемного метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL TECHNIQUES OF STUDENTS' DISCUSSION ACTIVITIES AND THEIR EXPERIMENTAL IMPLEMENTATION IN HISTORY LESSONS

The article is devoted to the experimental introduction of debatable teaching methods in history lessons in high school. It examines the most effective methodological techniques for organizing a discussion, as well as the features of its preparation and conduct in the process of teaching history at school. The necessity of using discussion technology is emphasized in order to form such competencies of students as the ability to independently find and analyze information, the ability to formulate, justify and defend their point of view on historical issues. This paper reveals not only theoretical, but also practical aspects of the organization and conduct of discussion in history lessons, and also substantiates promising approaches using discussion to the development of a problematic teaching method.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДИСКУССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДИСКУССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В.И. Дерябина, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-215-218

Аннотация. Статья посвящена экспериментальному внедрению дискуссионных методов обучения на уроках истории в старших классах. В ней рассматриваются наиболее эффективные методические приёмы организации дискуссии, а также особенности её подготовки и проведения в процессе преподавания истории в школе. Подчеркивается необходимость использования дискуссионной технологии в целях формирования таких компетенций учащихся, как умение самостоятельно находить и анализировать информацию, умение формулировать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения по исторической проблематике. В данной работе раскрываются не только теоретические, но и практические аспекты организации и проведения дискуссии на уроках истории, а также обосновываются перспективные подходы с применением дискуссии к развитию проблемного метода обучения.

Ключевые слова: дискуссия, эксперимент, констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента, учебный дискуссия, методы обучения, метод проблемного обучения, метод дискуссии.

В современном мире человек должен быть мобильным, способным решать проблемы, брать на себя ответственность и именно такие личностные качества формируются посредством применения технологии дискуссионного и проблемного обучения. Уроки, проведённые в рамках этих технологии, учат школьников нестандартно мыслить, генерировать оригинальные решения, решать нестандартные задачи. Наиболее эффективны учебные дискуссии, в которых учащиеся по заданию преподавателя изучают первоисточники и учебную литературу. На дискуссии учащиеся выступают как бы сторонниками различных концепций [1, с. 67]. Применение на практике проблемных методик требует и от педагога творческой мотивации и профессионализма. Велика и ответственна роль преподавателя, ведущего дискуссию, так как дискуссия - один из труднейших методов обучения, поскольку требует от преподавателя постоянной мобилизованности, целеустремленности и искренности [2, с. 116].

Наиболее оптимальные методы и приёмы, способствующие эффективному проведению дискуссионной технологии на уроках истории, были определены автором данной статьи в период прохождения преддипломной практики МБОУ СОШ №8, г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания. В период в период с 14 февраля 2022 г. до 26 марта 2022 г. был проведён эксперимент по внедрению дискуссионного метода обучения у учащихся 9-х классов на уроках истории. Целью эксперимента была апробация методов дискуссионной технологии для решения задач более эффективного изучения учащимися проблемных тем курса истории Отечества.

На констатирующем этапе эксперимента проводилось наблюдение за классом, беседа с учителем истории. На формирующем этапе были проведены уроки в 9 «А» и 9 «Б» классах. В 9 «Б» (контрольном) классе был проведён повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху Великих реформ». В 9-А (экспериментальном) классе был проведён повтори-тельно-обобщающий урок по этой же теме

в виде дискуссионного круглого стола. На изучение темы программой отводится 5 часов, данный урок - заключительный, обобщающий.

Был разработан подробный план занятия, который предусматривает три блока: вводный, основной (аналитический), рефлексивно-оценочный.

Безусловно, изначально автором было принято решении об использовании широкого круга исторических источников, с целью более значительного погружения учащихся в предмет. Более того, самостоятельная работа с источниками, поиск и подбор информации для круглого стола вызывал у школьников дополнительную мотивацию, познавательный интерес и чувство сопричастности к истории Отечества.

Цель уроков, как в экспериментальном, так и в контрольном классе заключалась в выявлении знания содержания реформ. Но, если в контрольном (9-Б классе) было предложено ответить на тесты и задания по теме, то в экспериментальном (9-А классе), был проведён урок - дискуссия в форме круглого стола. предусматривает методы кругового взаимодействия. Выбор дискуссионной технологии был обусловлен подготовленностью учащихся к обсуждаемой проблеме, интересом к ней, наличием дополнительных источников информации. Кроме того, информация, которую дал учитель, располагает к дальнейшему разговору.

Перед учащимися была поставлена предварительно проблема сделать вывод о прогрессивности (либо нет) конкретной реформы: судебная, военная, земская, реформа образования. Класс был разделён на две команды оппонентов и командир каждой команды вытягивал вопрос с названием реформы. Предварительно, учителем было поставлено задание: сделать домашние заготовки (исторические источники) на сюжет изучаемого материала, рассмотреть, выделить сущность, проанализировать, обобщить, найти аргументы и доказательства, сделать вывод о прогрессивности (либо нет) конкретной реформы. Безусловно, учителем предварительно оказы-

валась помощь в подборе таких источников.

По ходу урока учителем создавались проблемные ситуации, решить которые возможно было лишь с использованием исторических источников, освещающих как период подготовки реформ, так и период их непосредственного осуществления. Вначале урока была проведена актуализация знаний по теме «Россия в эпоху Великих реформ» посредством фронтального опроса. Затем по мере рассмотрения вопросов круглого стола, учитель ставил проблемную задачу и на медийной доске учащимся предлагалось проанализировать ее и обосновать свою позицию с привлечением заранее подготовленного круга исторических источников для обоснования своей позиции. Была поставлена следующая проблемная задача: можно ли реформы 1860-1870-х гг. назвать Великими, несмотря на их противоречивость и наличие отрицательных результатов? Далее, по каждой из 4-х реформ были проведены мини-дебаты. Одна из команд обосновывала положительный характер реформ, вторая команда оппонировала им. В ходе урока обращалось внимание на то, чтобы начался и шел конструктивный разговор, выдерживался регламент, устанавливаемый на каждом этапе урока.

Мини-дебаты прошли интересно. Ребята-девятиклассники только осваивают технологию дискуссии, поэтому целесообразным и рациональным оказалось решение о проведении именно мини-дебатов. Не всем хватило глубины в знаниях, навыков публичного выступления, но правила проведения учебной дискуссии были соблюдены и такая форма проведения урока вызвала интерес, а это главное.

По итогам проведённой дискуссии в 9 «А» классе был проведён тест, отображающий самоконтроль [3].

Учащимся было предложено оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале по следующим вопросам:

1. Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми проблемными заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 9-10 баллов.

Допустил ошибки - 7-8 баллов.

Не справился - 4-6 баллов

3. Как работал класс? Дружно, совместно разбирали проблемные задания - 9-10 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении проблемы - 7-8 баллов

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок - 4-6 баллов

Сформулируйте Ваше мнение об уроке, Ваши пожелания. Что понравилось?

1-й столбец — 9-10 баллов

2-й столбец — 7-8 баллов

3-й столбец — 4-6 баллов.

Рис. Итоги тестирования

На основании данных диаграммы очевидно, что подавляющие большинство учащихся 9-А класса положительно оценили предложенную форму урока, а также считают её эффективной. Представляется очевидным, что, занятие достигло поставленной цели и ожидаемого результата. Ребята активизировали предметные знания (предметный результат урока), получили новые знания в соответствии с содержанием конкретного учебного материала, уяснили причинно-следственные связи между явлениями и процессами, происходившими в России в XIX веке, определили их взаимозависимость и историческую значимость. Овладели понятийным аппаратом, сумели сориентироваться в новых условиях работы, ценностях изучаемого

материала, а, значит, достигли определенных личностных результатов. Сумели доказать, что реформы действительно оказались великими, нашли тому подтверждение в многочисленных исторических источниках.

Автор в процессе эксперимента сделал вывод, что проведение учебной дискуссии требует значительной предварительной работы учителя и оказания учащимся методической помощи в подборе материала. Безусловно, без поддержки педагога девятиклассникам сложно выполнить такую работу самостоятельно. Следует отметить, что дискуссионные занятия чаще всего используются именно при преподавании истории. Это обусловлено тем, что исторический материал предоставляет большие

возможности для постановки проблемных ке истории просто необходима для реали-вопросов и организации столкновения не- зации принципа альтернативности в исто-скольких, зачастую противоположных, то- рическом познании. чек зрения [4]. В целом, дискуссия на уро-

Библиографический список

1. Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроках истории - М.: Владос-Пресс, 2014. - 172 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. -М.: Академия - 2016. - 192 с.

3. Ненахова Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 207-211.

4. Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - №6. - С. 25-29.

IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL TECHNIQUES OF STUDENTS' DISCUSSION ACTIVITIES AND THEIR EXPERIMENTAL IMPLEMENTATION IN

HISTORY LESSONS

V.I. Deryabina, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical University in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The article is devoted to the experimental introduction of debatable teaching methods in history lessons in high school. It examines the most effective methodological techniques for organizing a discussion, as well as the features of its preparation and conduct in the process of teaching history at school. The necessity of using discussion technology is emphasized in order to form such competencies of students as the ability to independently find and analyze information, the ability to formulate, justify and defend their point of view on historical issues. This paper reveals not only theoretical, but also practical aspects of the organization and conduct of discussion in history lessons, and also substantiates promising approaches using discussion to the development of a problematic teaching method.

Keywords: discussion, experiment, stating the experiment stage, forming the experiment stage, educational discussion, teaching methods, problem-based learning method, discussion method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.