Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ДИСКУССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тышко В.С.

Статья посвящена изучению актуальных методов формирования толерантности на уроках истории в старших классах. В ней рассматривается сущность, понятие толерантности и особенности её развития у молодого поколения в условиях полиэтничного российского общества. Подчеркивается необходимость для российских учащихся, живущих в многонациональной стране, знания и уважения истории, культуры, традиций, менталитета всех народов, проживающих в Российской Федерации. Автор анализирует формы и методы обучения, которые будут способствовать формированию толерантности каждого обучающегося. В данной работе раскрываются не только теоретические, но и практические аспекты формирования толерантности на уроках истории и обществознания, а также обосновываются перспективные подходы к развитию исторического образования с учетом поликультурного характера российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тышко В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF A TOLERANT PERSONALITY AND THEIR IMPLEMENTATION IN HISTORY LESSONS THROUGH THE PROJECT METHOD

The article is devoted to the study of current methods of tolerance formation in history lessons in high school. It examines the essence, the concept of tolerance and the peculiarities of its development among the younger generation in a multi-ethnic Russian society. It emphasizes the need for Russian students living in a multinational country to know and respect the history, culture, traditions, and mentality of all peoples living in the Russian Federation. The author analyzes the forms and methods of teaching that will contribute to the formation of tolerance of each student. This paper reveals not only theoretical, but also practical aspects of the formation of tolerance in history and social studies lessons, and also substantiates promising approaches to the development of historical education, taking into account the multicultural nature of Russian society.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА

ПРОЕКТОВ

В.С. Тышко, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

(Россия, г. Ессентуки)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-1-148-150

Аннотация. Статья посвящена изучению актуальных методов формирования толерантности на уроках истории в старших классах. В ней рассматривается сущность, понятие толерантности и особенности её развития у молодого поколения в условиях поли-этничного российского общества. Подчеркивается необходимость для российских учащихся, живущих в многонациональной стране, знания и уважения истории, культуры, традиций, менталитета всех народов, проживающих в Российской Федерации. Автор анализирует формы и методы обучения, которые будут способствовать формированию толерантности каждого обучающегося. В данной работе раскрываются не только теоретические, но и практические аспекты формирования толерантности на уроках истории и обществознания, а также обосновываются перспективные подходы к развитию исторического образования с учетом поликультурного характера российского общества.

Ключевые слова: толерантность, полиэтничность, менталитет, методы обучения, исследовательский метод, метод проблемного обучения, метод дискуссии.

Воспитание толерантной культуры в наши дни является одной из самых важных проблем в России: стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Неуклонный рост диапазона различий между людьми, этносами, религиями, культурами в исто-рико-эволюционном процессе свидетельствуют о том, что гражданское общество воспринимает толерантность как уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых групп, обладающих различными возможностями развития.

Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики - завтра активные участники общественной жизни. В силу этого, важно насколько учителю истории удастся использовать

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Б. Шоу

воспитательный потенциал уроков истории для формирования толерантного мировоззрения своих учеников.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма обязана предотвращать в человеке националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими. Следовательно, одной из важнейших задач современной образовательной системы является воспитание у обучающихся толерантности как качества личности.

Исследованию феномена толерантности посвящены труды А.Г. Асмолова, Ю.А. Ищенко, А.Т. Кинкулькина, Е.Ю. Клепцовой, Г.В. Клоковой, которые являются основоположниками педагогики толерантности [1-5]. Ими изучены психоло-

го-педагогические условия складывания толерантности у учащихся, разработаны основные методы и средства, способствующие повышению эффективности педагогической работы по созданию условий для формирования толерантной личности.

Методические аспекты деятельности учителя также исследованы в работах Е.Е. Вяземского, М.В. Кларина, В.А. Кара-ковского, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, С.А. Смирнова [6-8]. В них содержится характеристика приемов и способов, направленных на практическую реализацию задачи по созданию благоприятных условия для формирования толерантной личности школьников. Особую важность имеет разработанные указанными авторами алгоритмы деятельности участников образовательного процесса по эффективному внедрению дискуссионных педагогических технологий в поурочную практику.

Уроки истории и обществознания дают богатейший материал для формирования толерантного сознания школьников, а именно дают возможность:

1) признавать разнообразие позиций и мнений;

2) воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;

3) способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

4) формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;

5) представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.

Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

Можно выделить условия и средства формирования толерантности. Условия воспитания толерантности включают в себя следующие подходы:

1) деятельностный, (построение обучения через специально организуемую деятельность и общение детей);

2) аксиологический (ценностный);

3) компетентностный.

А также принципы:

1) уважительного отношения к личности;

2) культуросообразности (необходимо учитывать культурную и этническую среду обучающихся);

3) принцип связи формирования толерантности с жизнью [3, с. 21-27].

К средствам формирования толерантности относится отбор методов и приёмов обучения на уроках истории и общество-знания, проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества обучающихся, например, сочетание проблемного, исследовательского и проектного методов обучения.

Эффективными методами развития толерантности учащихся являются проектные педагогические технологии и игровые методы. Самостоятельное определение темы проекта и его разработка вызывают исследовательский интерес у обучающихся, повышают мотивацию. Более того, метод проектов способствует формированию у молодого поколения чувства ответственности, умение работать в коллективе, самостоятельно искать и анализировать информацию, а также формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Еще одним популярным приемом современного исторического и обществоведческого образования можно считать дискуссию. Очень часто на уроках истории и обществознания используются элементы дискуссии при обсуждении социально важных вопросов, заведомо спорных, способных вызвать интерес у учащихся. Учитель в ходе лекции, эвристический беседы не просто излагает сухой материал - дата, события, персоналии, а апеллирует к чувствам и мыслям учащихся, заставляет задуматься о том, верны ли действия исторических личностей, как бы учащиеся поступили на их месте - все это уже есть формирование толерантности в процессе обучения. Использование ответов учащихся, постоянный диалог с ними, стремление не навязывать свою волю, а пробуждать собственные мысли, оценки учеников одна из важнейших задач современного гуманитарного образования.

Конкретные события, исторические каждому человеку. Учащиеся в процессе процессы, личности и культурное насле- овладения этими знаниями всегда должны дие прошлого образуют те важнейшие ис- пропускать их через себя, давать свою торические знания, которые необходимы оценку событиям, личностям, процессам.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Идеология толерантности: школа жизни с непохожими людьми // Образовательная политика. - 2011. - №2 (52). - С. 2-6.

2. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. - 1990. - №4. - С. 48-60.

3. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществознания // История и обществозна-ние в школе. - 2002. - №8. - С. 21-27.

4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. -М.: Академический проект, 2004. - 173 с.

5. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории // ПИОШ. - 2004. - №1. - С. 18-22.

6. Вяземский Е.Е. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. -Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2006. - 81 с.

7. Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис. - 2012. - № 3-4. -С. 36-39.

8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF A TOLERANT PERSONALITY AND THEIR IMPLEMENTATION IN HISTORY LESSONS THROUGH THE PROJECT METHOD

V.S. Tyshko, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Branch of Stavropol State Pedagogical University in Essentuki

(Russia, Essentuki)

Abstract. The article is devoted to the study of current methods of tolerance formation in history lessons in high school. It examines the essence, the concept of tolerance and the peculiarities of its development among the younger generation in a multi-ethnic Russian society. It emphasizes the need for Russian students living in a multinational country to know and respect the history, culture, traditions, and mentality of all peoples living in the Russian Federation. The author analyzes the forms and methods of teaching that will contribute to the formation of tolerance of each student. This paper reveals not only theoretical, but also practical aspects of the formation of tolerance in history and social studies lessons, and also substantiates promising approaches to the development of historical education, taking into account the multicultural nature of Russian society.

Keywords: tolerance, polyethnicity, mentality, teaching methods, research method, problem-based learning method, discussion method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.