Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНИХ АФИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНИХ АФИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНИХ АФИН / СОЛОН / ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Л.В., Николаева Н.И.

В данной статье рассматриваются возможности применения элементов технологии проблемного обучения на уроках истории древнего мира при изучении политического устройства Афин. Авторы приводятся примеры использования методов, приемов проблемного обучения в ходе освоении данной темы в 5 классе средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGY IN HISTORY LESSONS IN THE STUDY OF THE POLITICAL STRUCTURE OF ANCIENT ATHENS

This article discusses the possibilities of using elements of the technology of problem-based learning in the lessons of the history of the ancient world in the study of the political structure of Athens. The authors give examples of the use of methods and techniques of problem-based learning in the course of mastering this topic in the 5th grade of secondary school.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНИХ АФИН»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНИХ

АФИН

Л.В. Тарасова, доцент Н.И. Николаева, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-2-180-184

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности применения элементов технологии проблемного обучения на уроках истории древнего мира при изучении политического устройства Афин. Авторы приводятся примеры использования методов, приемов проблемного обучения в ходе освоении данной темы в 5 классе средней школы.

Ключевые слова: проблемное обучение, политическое устройство древних Афин, Солон, демократия.

На сегодняшний день государство и российское общество нуждается в самостоятельных, умеющих нестандартно мыслить, преодолевать трудности, находить решения любой проблемы, членах социума. Образовательные организации, в свою очередь, стремятся построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы сформировать личность, которая будет обладать инициативностью, необходимыми компетенциями, способностями к саморазвитию и самосовершенствованию. Для того чтобы помочь учащимся получить необходимые знания, освоить определенные навыки, повысить их познавательную активность, развить мотивацию к исследовательской, поисковой деятельности, в учебном процессе с успехом применяется проблемное обучение.

Существуют различные подходы к трактовке проблемного обучения, под которым исследователи подразумевают метод, подход, тип, систему или технологию обучения [2, с. 181-182]. Мы исходим из понимания проблемного обучения как «технологии развивающего образования, направленного на активное получение учащимися знаний» [3, с. 359].

Посредством применения проблемной технологии могут быть решены задачи и достигнуты следующие цели: углубление предметных знаний обучающихся за счет повышения их познавательной активности в процессе обучения; формирование у

школьников устойчивой учебной мотивации, стимулирование самостоятельной образовательной, исследовательской деятельности; развитие инициативности, творческих способностей; формирование коммуникативных навыков, умений работать в больших и малых группах.

Таким образом, мы можем говорить о том, что технология проблемного обучения предоставляет учащимся возможность развиваться, проявлять свои творческие способности в ходе поиска новых знаний, учиться высказывать свое мнение касаемо определенных вопросов.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация, позволяющая добиться высокой познавательной активности учащихся за счёт привлечения внимания обучающихся к вопросу, задаче или иному учебному материалу [3, с. 359].

Учебные занятия, построенные на основе технологии проблемного обучения, позволяют использовать разнообразные формы организации учебного процесса: диспут, дискуссию, круглый стол, деловую игру, защиту исследовательских и творческих проектов, различные форумы и т.д. Важно, чтобы выбранная форма учебного занятия способствовала организации самостоятельной учебной деятельности школьников по решению поставленной проблемы, стимулировала их интерес и познавательную активность.

Элементы проблемного обучения могут применяться учителем при изучении различных учебных дисциплин, в том числе и на уроках истории и обществознания.

В данной статье нами будет рассмотрено, как технологию проблемного обучения можно применять на уроках истории в 5 классе при изучении политического устройства древних Афин. Политическое устройство Афин классического периода -явление уникальное, интересное. Учащимся образовательных учреждений, как членам демократического общества, необходимы знания о становлении народовластия, о его истоках в целях осознания процессов развития современной демократии. Именно на уроках истории античности учащиеся впервые узнают об афинской демократии, о возникновении и развитии институтов власти, знакомятся с такими понятиями, как «народовластие», «гражданин», понимание которых необходимо современному человеку.

Проблема возникновения и развития афинской демократии находит свое отражение в учебной программе по всеобщей истории 5 класса. В каждом учебнике, отражающем историю Древней Греции в рамках изучения всеобщей истории, есть несколько параграфов, в которых представлены существенные события и процессы, играющие важную роль в развитии демократии в афинском полисе. Мы будем рассматривать эту тему, опираясь на учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой [1].

Изучение феномена афинской демократии на уроках истории в 5 классе можно начать с рассмотрения политического устройства Афин, познакомив учащихся с понятиями «полис», «демос», «ареопаг», «архонты», рассмотреть устройство полисов и способы управления ими. Понятия «полис» и «демос» встречаются нам при освоении темы «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» [1, с. 140-142]. Изучая данную тему, учитель может самостоятельно рассказать о том, что такое полисы, а затем предложить учащимся составить схему «Управление полисом». При составлении схемы следует обратить вни-

мание, кто такие архонты, что такое ареопаг. Затем можно рассмотреть общественное устройство древних Афин. Для этого, используя дополнительный материал, учащихся можно привлечь к исследовательской работе, побудив ответить на вопросы: «На какие категории делилось население Аттики?»; «В чем проявлялись различия в положении разных категорий населения»?; «Кому принадлежала власть?»; «Справедливым ли был суд?». А в завершении стоит задать учащимся вопрос, который побудит их к выявлению причин установления в Афинах демократического режима: «Считаете ли вы такое общественное устройство справедливым? Почему?». Данный вопрос можно вынести на дискуссионное обсуждение, разделить класс на группы и выслушать разные точки зрения на этот счет.

Знакомство с самим понятием «демократия» следует организовать на основании буквального перевода составных греческих слов: «демос» и «кратос». В результате их соединения, учащиеся должны получить выражение «народовластие» и объяснить, как они его понимают.

Следующей темой в школьном курсе истории является «Зарождение демократии в Афинах» [1, с. 143-146]. На этом уроке учащихся следует подвести к рассуждению над вопросом «Кто и чем был недоволен в Афинах в VI в. до н.э.?». Отвечая на этот вопрос, ученики самостоятельно придут к выводу, чего добивался демос. Также при изучении данной темы необходимо уделить внимание личности Солона и его реформам. Можно предложить учащимся работу с дополнительным материалом, изучив который, они смогут прийти к выводу, почему именно Солона наделили большой властью. Особое внимание следует уделить работе с историческими источниками: прослушав одну из элегий Солона «Благозаконие», в которой он обвиняет аристократию в захвате земли, что стало угрозой для существования афинского полиса [5]. Работа с текстом элегии позволит учащимся определить цели, которые преследовал Солон, задумывая реформы.

Не стоит забывать о методическом приёме «лента времени». Следует предложить учащимся на ленте времени отметить год избрания архонтом Солона (594 г. до н.э.) и текущий год, а затем рассчитать, сколько лет прошло с момента этого исторического события.

Учащимся интересна и работа с карточками. Заранее учитель подготавливает карточки на тему «Главное в законах Солона» и оставляет пропуски в предложениях. В ходе выполнения этого задания, учащиеся должны вставить недостающие слова в карточке. Это задание можно сделать дифференцированным, с указанием какую оценку - «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» - можно получить при его успешном выполнении. Для карточек базового уровня достаточно выписать с пропусками предложения из учебника, по которому учатся школьники: «Солон повелел выкинуть с полей... Солон отменил самые жесткие из законов.» [1, с. 144145]. При составлении карточек повышенного и высокого уровней необходимо преобразовывать материал учебника и привлекать дополнительный материал, который был озвучен учителем и задан учащимся для самостоятельного освоения. -Например, предложение с пропуском «Закон Солона о запрете продавать хлеб за границу был выгоден.» составлено на основе задания учебника из рубрики «подумайте» [1, с. 146].

Также учитель может составить карточки, где написаны предложения по данной теме с специально сделанными в них ошибками. Учащимся нужно будет найти ошибки в текстах. Например:

1) «Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди»;

2) Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не было».

Проблемное обучение предполагает под собой проектную и исследовательскую деятельность учащихся. В качестве домашнего задания по данной теме некоторым учащимся следует предложить подготовить сообщения, основываясь на биографии Солона, написанного Плутархом:

1) «Жизнь и личность Солона»;

2) «Гелиэя - выборный суд Афин»;

3) «Категории гражданского населения по Солону» и т.д.

О расцвете демократии в Афинах мы говорим при освоении параграфа «Афинская демократия при Перикле» [1, с. 190195]. Учащимся следует самостоятельно найти ответы на вопросы: «Что вы знаете о Народном Собрании в древних Афинах?»; «Кто имел право в нем участвовать?»; «Кто из жителей такого права не имел?»; «Чем занималось Народное собрание?». Заполнение схемы «Функции Народного собрания» также является незаменимой мерой при изучении вопроса об органах управления. Важно объяснить в ходе заполнения, что именно в деятельности собрания проявлялись основные принципы демократии. Допустимо рассмотрение функций Народного собрания в ходе групповой работы: первая группа исследует структуру Народного собрания, вторая -его функции, а третья - функции афинского суда. Итогом групповой работы может стать созданная интеллект-карта, на которой будут отражены структура, функции Народного собрания и афинского суда.

Особо важно при изучении политического устройства древних Афин сравнить его с современными реалиями. Для этого учащиеся привлекаются к работе над исследованием: «Какие особенности устройства греческого полиса могли повлиять на устройство современных государств? (выборы, суд и т.д.). Также следует предложить учащимся сравнить форму правления в Афинах при Солоне и Перикле, выявить, как личность Перикла оказала влияние на процесс развития демократии.

Работа над исследованием будет способствовать развитию поисковых навыков, способностей у учащихся; развитию его познавательной активности, мотивации к обучению. Учащийся сможет узнать интересную, ценную информацию, которую в дальнейшем он сможет представить перед всем классом.

В качестве творческого задания учащимся можно предложить составить синк-вейн на тему «Демократия в древних Афинах». Для его составления у учащихся

должно уже сложиться целостное представление об этом явлении политической жизни Афин. Для большей включенности учащихся в этот процесс, класс лучше разбить на группы по 4-5 человек. Предлагаем один из вариантов синквейна на эту тему: «Демократия. / Справедливая, прямая. / Слушать, обсуждать, голосовать. / Воля большинства. / Свобода».

Для закрепления полученных знаний следует устроить с учащимися игру «верно-неверно», в ходе которой учитель будет говорить определенные утверждения, а учащиеся должны определить, верно ли оно.

На уроке могут применяться и элементы ролевой игры. Можно подготовить урок, в ходе которого учащиеся будут разыгрывать выборы греческих стратегов времен Перикла. При подготовке к данной ролевой игре учащимся необходимо будет вспомнить (или найти) информацию о:

1) процедуре выборов разных магистратов (кого избирали жеребьёвкой, а кого -хиротонией, т.е. поднятием рук [4, с. 120];

2) времени их избрания (с учётом времени на проведение докимасии - проверки претендентов);

3) требованиях к кандидатуре стратега (гражданин Афинского полиса, собственник земли, женат) [4, с. 163-164].

Кроме того, можно предложить учащимся составить предвыборные програм-

мы стратегов с учётом их функций. Или, что ещё интереснее, подготовить отчёт о работе в коллегии стратегов с учётом распределения их функций внутри коллегии: кто-то в течение года курировал флот, кто-то командовал гоплитами, конницей или эфебами [4, с. 165]. На одном из уроков можно организовать тайное голосование, касаемо определенного вопроса. Опять же, необходимо вспомнить, какие вопросы решаются с помощью такой процедуры (например, остракизм). Учащиеся в ходе этого голосования должны будут кидать белые или черные камешки в сосуд. Такой прием позволит на практике осознать, как проходил процесс выборов в древних Афинах.

Таким образом, при изучении политического устройства Афин возможно использовать разнообразные приёмы и методы, относящиеся к технологии критического мышления. Во время решения проблемных задач и ситуаций у учащихся развивается самостоятельность, креативность, нестандартность мышления. Они учатся работать с источниками, находить и анализировать новую информацию, оценивать исторические события и явления и формировать собственное мнение по ключевым вопросам. Использование элементов проблемного обучения на уроках истории помогает повышать мотивацию к изучению данной учебной дисциплины.

Библиографический список

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2015. - 302 с.

2. Куликова Л.Г., Тырина М.П., Пардала А. Проблемное обучение как средство решения педагогических проблем // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 65 (2). - С. 180-184.

3. Левина М.М. Проблемное обучение как средство развития профессиональной деятельности учителя // Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько и др. -Барнаул: БГПУ, 2004. - С. 350-399.

4. Меланченко И.В. Афинская демократия: государственное устройство и политический режим классических Афин в правовых, исторических, социальных терминах. - М.: Крафт+, 2007. - 240 с.

5. Чалаби Б.Ф. Благозаконие и справедливость в элегиях Солона // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2013. - №5. - С. 179-187.

THE USE OF PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGY IN HISTORY LESSONS IN THE STUDY OF THE POLITICAL STRUCTURE OF ANCIENT ATHENS

L.V. Tarasova, Associate Professor N.I. Nikolaeva, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article discusses the possibilities of using elements of the technology of problem-based learning in the lessons of the history of the ancient world in the study of the political structure of Athens. The authors give examples of the use of methods and techniques ofproblem-based learning in the course of mastering this topic in the 5th grade of secondary school.

Keywords: problem-based learning, the political structure of Ancient Athens, Solon, democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.