Ю.А. ВОРОНЦОВА, студентка 1 курса юридического факультета
Орловского государственного университета
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. Древней историей права на территории Древней Греции был обычай, на смену обычаю пришел закон, имевший светский характер и выраженный в письменной форме, который и становится основным источником права.Именно в Древней Греции в произведениях греческих мыслителей были разработаны и впервые использованы основные понятия теории государства и права, составляющие основу теоретических знаний юриста.
Ключевые слова: закон, государство, Древняя Греция, Тамансия, теория государства и права.
Греция — государство в Юго-Восточной Европе, расположенное в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского морей. История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока. В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической и правовой науки, что обусловливает актуальность изучаемой темы. Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции вв. до н.э.) античных городов-государств
(или полисов). Античные полисы, состоявшие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афины
Во 2-м тысячелетии до н. э. греческие племена населили юг Балканского полуострова - территорию Аттики, где впоследствии возникло Афинское государство. Союз четырех племен (ионийцы), населивших территорию Аттики во время переселения, получил малоплодородную область, омываемую морем. Земледелие было ограничено небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь условий и стала быстро разлагаться.
Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным землевладением, к имущественной дифференциации, постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин и народный вождь - базилевс. Народное собрание - оно и войско, базилевс и старейшины -главным образом предводители. В народном собрании возрастает влияние знатных
© Ю.А. Воронцова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Американский историк Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией [4, с. 59]. Период военной демократии - это последний период первобытнообщинного строя.
Географические условия стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью. Следствием этого и одновременно важным этапом в процессе образования государства в Аттике были реформы, связываемые по традиции с именем Тесея. Приписываемые ему реформы -результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся в 8 веке до н.э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ.
В 8 столетии до н. э. в Аттике вырос (вокруг древнейшей крепости) город, которому предстояло стать величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в часть богини-покровительницы Афинами. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар. Город стал средоточием людей, принадлежавших к разным племенам, родам.
В результате реформ афинское общество было разложено на три социальные группы: родовую знать — эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того, значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления делами. За ними сохранилось только право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.
Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, —территориальное деление населения. В 7 веке до н.э. страна была разделена на округа -навкратии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж. Возникнове-
ние государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.
Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть бази-левса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным должностным лицам - архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII века до н. э. стали избираться девять архонтов сроком на один год.
Архонты заседали на холме бога войны Ареса, и потому этот орган назвали ареопагом. Ареопаг возник в 8 веке до нашей эры. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, законодательствовал, осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежало коллегии, состоявшей из 9 старейшин - архонтов. Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним.
В период реформ Клисфена был создан еще один орган управления - коллегия десяти стратегов, в которую входили по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они потеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом [1, с. 144]. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения.
Решающее значение для становления и развития Афинского государства имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера и его семью разрешалось продать в рабство за границу. Разорение землевладельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию. Солон, преодолевая сопротивление аристократов, провел реформы. Ущемляя интере-
сы знати и делая уступки демосу, Солон спасал неокрепшее рабовладельческое государство.
Особое значение имели земельная и политическая реформы. Солон отменил часть долговой кабалы. Эти реформы получили название "Сисах-фия". Запрещался "самозаклад" должника.
К политической реформе Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда. Одновременно предусматривалось, что только лица из 1-го разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей 2-го разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных — пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении. За единицу исчисления богатства был избран медимн - мера сыпучих тел (примерно 50-60 литров) [2, с. 48].
Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. Одновременно был учрежден "Совет четырехсот"— по 100 человек от каждой филы. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Солон также учредил суд присяжных — "гелиэю", причем в ее состав избирались граждане всех разрядов. "Гелиэя" была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц. Со времен Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на рабовладельческом рынке. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.
Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились, в свою очередь, на демы. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.
В первой половине 5 века до н. э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. В 478 году до
н. э. был образован морской союз - симмахия, возглавляемый Афинами. Гегемония Афин превратила его в могущественную архедержаву, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе.
В компетенцию Совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Действовал совет не в полном составе, а через притании, секции. Фил пританий было десять. Каждая из них правила 1/10 часть года. Совет пятисот не имел всей исполнительной власти, ее делили с ним две коллегии — стратегов и архонтов.
В отличие от всех других властей стратеги избирались открытым голосованием в народном собрании. Должность стратега не оплачивалась, и потому занимать ее могли состоятельные лица. Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Стратеги считались равными друг другу, но фактическое руководство всегда поручалось одному из них — по выбору народного собрания. Таким лицом на протяжении 15 лет, из года в год переизбираемым, был знаменитый Перикл.
С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей. Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение.
Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э. Афинский государственный и военный аппарат был весьма многочисленным. В V веке до н. э. он состоял из (имея в виду всех тех, кто получал жалованье) 6000 судей гелиэи, 1600 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т. д. — всего около 20 тысяч человек (при общей численности полноправных граждан около 35 тыс.).
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия, мы не должны забывать того, что это была демократия для немногих и что держалась она на рабстве.
Спарта
Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытно-общинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели к почти полному отмиранию родоплемен-ных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации. Главной особенностью развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII — VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население соседней области [2, с. 49].
В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков — по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка — не было гражданства. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на устройство которых спартиат отчислял часть своего дохода. Основателем спартанских порядков считался Ликург. Ему приписывалось издание ретр — так назывались в Спарте некоторые ее основные законы. Одна из ретр, направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана только топором, а двери - только пилой.
Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII—VII вв. до н.э., а окончательно «Ликургов строй» сложился к концу VII — началу VI в. до н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи — обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать орга-
низацию их совместного господства над завоеванным населением.
Ремесло и торговля были делом неполноправных периеков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Свободное же время посвящалось «хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике». Господствующий класс составляли спартиаты — они считались полноправными гражданами. Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов. Женщины обладали некоторой самостоятельностью.
Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипо-мейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась — с девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.
Периеки — жители периферийных горных неплодородных районов Спарты — занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц — гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков — торговля и ремесло. По своему положению они были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли казнить их без суда.
Илоты — порабощенные жители Мессении — были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных).
Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти. Во главе государства стояли два архагета (царя), хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин «царь» условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов в отличие от власти родопле-
менных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Но в целом положение архагетов было почетным.
Совет старейшин (герусия), как и архагеты, — орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Герусия участвовала в переговорах с государствами, рассматривала дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов [3, с. 128].
В народном собрании участвовали все спарти-аты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Голосование производилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.
С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся народным собранием на год. Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин и предлагали им вопросы для обсуждения.
Чем можно объяснить особенности общественного и государственного строя Спарты? Выделим самое главное:
а) живя в окружении численно превосходящей, остро враждебной массы илотов, спартанцы вынуждены были превратить свой город в постоянно действующий военный лагерь. Власть в лагере должна была принадлежать немногим;
б) той же опасностью было вызвано упорное стремление спартанской общины предотвратить возникновение имущественного неравенства (а значит, и несогласий);
в) земледельческий характер общины и примитивность ее внутреннего устройства препятствовали до известного времени появлению той социальной силы, которая могла бы взять на себя переустройство общества и государства на демократических началах и ускорить ликвидацию остатков первобытнообщинного строя (как это было в Афинах).
Древней историей права в Афинах являлся обычай. Ареопаг руководствовался старинными обычаями, в том числе и первобытно-общинного строя. В 621 году архонт Драконт впервые издал законы. Эти первые писаные нормы права были записью обычаев, получивших отражение в судебной практике. Законами считаются постановления народных собраний, содержащие общие положения.
Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта. Но при Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем.
После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским (отцом Александра), Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Тем не менее каждый город имел собственное право, во многом отличавшееся от права других городов. Как бы ни рассматривались судебные споры, они должны были решаться на основе местного права. Когда в результате объединения Греции под властью Македонской монархии аттический (афинский) язык стал господствующим, оттеснив другие диалекты, законы и указы стали писаться на этом языке и притом по одной и той же «общей форме».
С этого же времени появляются в Греции настоящие, то есть профессиональные, юристы, поскольку требовалось знание права всех основных ее городов, а это было делом нелегким. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Стороны обычно требовали прочтения показаний, данных на предварительном следствии, или оглашения соответствующего закона. Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры в нашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированного лица. Однако она была неизбежной. Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишена ненужных украшений, насыщена фактами, а главное — логическими заключениями. Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечения регламента, предоставив оставшееся время противнику. Свои показания стороны давали под присягой. Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Присяжные могли принять любое решение. Не исключено, что при неясности дела сомнение толковалось в пользу обвиняемого. Об этом свидетельствует так называемая Гортинская
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
правда (составлена на о. Крит в V в. до н. э.), сохранившая сведения о правовых институтах, присущих всему греческому миру той эпохи.
Имущественные правоотношения достигли в древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Право собственности защищалось несколькими исками.
Уголовное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны. Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Строго различались убийства умышленное, которое влекло за собой смертную казнь, и неосторожное, или случайное, наказанием за которые было изгнание из государства.
Тюремное заключение было только предварительным. Тюрьмами служили подземелья, куда не проникал ни свет, ни воздух, без окон и дверей. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В наказании видели главным образом страдание, мучение. Страх перед мучением — главное, что должны внушать человеку закон и суд. В этом — путь к справедливости.
Афинскому уголовному праву хорошо известно понятие смягчающих вину обстоятельств. Все это было показателем относительно высокой юридической культуры, немыслимой без тех успехов, которых достигли в Афинах философия, искусство, науки.
Вступление в брак считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению рода. Афинская семья - семья моногамная. Женщина занимала в ней подчинённое, приниженное положение. В действительности семья была моногамной лишь для женщины. Однако связи мужчин с другими женщинами кроме своей жены не порождали никаких юридических последствий. Развод для мужчины был свободен. Муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он обязан был вернуть ей приданое,
если только развод не был вызван изменой жены.
В наследственном праве ситуация складывалась следующим образом:
Если умерший не составлял завещания, наступало наследование по закону. Наследовали в первую очередь сыновья умершего. Дочь при наличии сына не считалась наследницей. Между сыновьями наследство делилось поровну. Наследование по завещанию появляется в Афинах начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому принуждению. Завещать мог лишь тот, у кого не было детей мужского пола.
В заключение необходимо еще раз отметить, что история Древней Греции восходит к I тысячелетию до н.э., в это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества. Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов в Древней Греции привели к возникновению в VIII—VI вв. до н.э. античных городов-государств. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афинское государство возникло на юге Балканского полуострова - территории Аттики. Афинский полис стал территориальной формой политической организации общества. Монополизация права на осуществление властных функций стала легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начала осуществляться в форме государственной власти, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до 30-х годов IV в. до н.э. Это была демократия для немногих, и держалась она на рабстве.
Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартан-
ской общины. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытно-общинного строя — два ро-доплеменных вождя, совет старейшин, народное собрание. Система органов власти представляла собой сплав сильной, террористической по своим приемам государственной власти и пережи-точно сохранившихся элементов родового устройства. Спарта была своеобразной аристократической республикой.
Древней историей права на территории Древней Греции был обычай, на смену обычаю пришел закон, имевший светский характер и выраженный в письменной форме, который и становится основным источником права. Законы регулировали судебное устройство, судопроизводство, гражданские правоотношения и т. д.
Именно в Древней Греции в произведениях греческих мыслителей были разработаны и впервые использованы основные понятия теории государства и права, составляющие основу теоретических знаний юриста.
Библиографический список
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - С. 144.
2. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. - М.,1963. - С. 48.
3. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. - Л., 1977. - С. 128.
4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права - М., Юристъ, 1996. - С. 59.
J. A. VORONTSOVA
LAW AND STATE OF ANCIENT GREECE
The history of Ancient Greece dates back to the 1000 B.C. Custom was the ancient history of law on the territory of Ancient Greece; it was changed by law having secular character and expressed in a written form becoming the main source of law.
In particular in Ancient Greece the main ideas of the theory of state and law, making the base of theoretical knowledge of a lawyer, were first worked out in the works of Greek philosophers.
Key words: law, state, Ancient Greece, custom, theory of state and law.