Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАВЫК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуленко Анастасия Андреевна, Сергеева Бэлла Владимировна

Стратегия современной начальной школы как института общественного образования представляет собой процесс развития и, не в последнюю очередь, саморазвития учащихся как субъектов и объектов обучения. К основным векторам, которые должны быть воплощены в системе образования в текущих условиях развития, можно отнести фундаментализацию обучения, а также выявление основных составляющих школьных предметов с последующим нахождением взаимосвязей между ними. Целью данной статьи является разработка, теоретическое обоснование и реализация модели формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. К источникам, послужившим основой для данной работы, относятся труды по методологии и философии исследования в области психологии и педагогики, которые описывают различные нюансы формирования личности человека в современных условиях. Также теоретической основой послужили разработки в области развития навыков и творческих способностей, главным образом - их структуры и условий, необходимых для их проявления и совершенствования. Теоретическая значимость исследования: уточнена сущность понятий «формирование» и «навык»; проведен и представлен анализ понятия «навык» в трактовке различных авторов; предложено уточнение определения «навык»: 1) способность сознательно выполнять простое действие, которая доведена путем постоянных тренировок для автоматизации; 2) относительно самостоятельная деятельность, доведенная до автоматизма путем многократного повторения, ставшая таковой благодаря совокупности тех качеств, которые являются одним из условий выполнения этой деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что определены и структурированы методы, приемы и средства формирования навыков самостоятельной работы младших школьников в соответствии с видами самостоятельной работы; разработана модель формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка; разработан практический материал по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. В указанной статье исследуется формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников в рамках изучения русского языка на базе разработанной и опробованной в действии модели, которая содержит следующие элементы: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный. Данная модель формирования навыков самостоятельной работы может быть рекомендована к использованию педагогами в процессе обучения учеников начальных классов с целью улучшения результативности образовательной работы преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуленко Анастасия Андреевна, Сергеева Бэлла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INDEPENDENT WORK SKILLS FORMATION FOR PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The strategy of modern primary school as an institution of public education is the process of development and, in large part, self-development of students as subjects and objects of education. The main vectors that should be implemented in the education system in the current conditions include the fundamentalization of education, as well as the identification of the main components of school subjects and the subsequent finding of relationships between them. The purpose of this work is to develop, theoretically substantiate and implement a model for the formation of the independent work skills for primary school students in Russian language lessons. The sources that served as the basis for this work include works on the methodology and philosophy of research in the field of psychology and pedagogy, which describe various degrees of human personality formation in modern conditions. The theoretical basis included also the works on the development of skills and creative abilities, mainly their structure and the conditions necessary for their appearance and improvement. Theoretical significance of the study - the essence of "formation" and "skill" concepts has been clarified; analysis of the "skill" concept in the interpretation of various authors has been made and presented. The clarification of the definition of "skill" is proposed: 1) the ability to perform consciously a simple action, which becomes automatic through constant training; 2) relatively independent activity, brought to automatism by constant repetition, which has become such due to a combination of those qualities that are one of the conditions necessary for this activity. The practical significance of the study is in finding and structuring the methods, techniques and means of developing the skills of independent work for primary school students in accordance with the types of independent work. The authors developed a model for the formation of the independent work skills for primary school students in Russian language lessons; they worked out the practical material on the formation of the independent work skills for primary school students. The results of the study can be used in the educational process of secondary schools, in the process of preparing future teachers for professional activity. This article examines the formation of independent work skills in primary school students as part of the Russian language study on the basis of the model developed and tested in practice, which includes the following elements: methodological, targeted, content, organizational, activity-oriented and results evaluated ones. This model of developing independent work skills can be recommended for use in the process of teaching primary school students in order to improve the effectiveness of the educational work of teachers.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211018 2021, № 04 (апрель) УДК 372.881.161.1

Модель формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

Гуленко Анастасия Андреевна1

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия gvtrilove@gmail.com

Сергеева Бэлла Владимировна2

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 5906372@mail.ru

Аннотация. Стратегия современной начальной школы как института общественного образования представляет собой процесс развития и, не в последнюю очередь, саморазвития учащихся как субъектов и объектов обучения. К основным векторам, которые должны быть воплощены в системе образования в текущих условиях развития, можно отнести фундаментализацию обучения, а также выявление основных составляющих школьных предметов с последующим нахождением взаимосвязей между ними. Целью данной статьи является разработка, теоретическое обоснование и реализация модели формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. К источникам, послужившим основой для данной работы, относятся труды по методологии и философии исследования в области психологии и педагогики, которые описывают различные нюансы формирования личности человека в современных условиях. Также теоретической основой послужили разработки в области развития навыков и творческих способностей, главным образом - их структуры и условий, необходимых для их проявления и совершенствования. Теоретическая значимость исследования: уточнена сущность понятий «формирование» и «навык»; проведен и представлен анализ понятия «навык» в трактовке различных авторов; предложено уточнение определения «навык»: 1) способность сознательно выполнять простое действие, которая доведена путем постоянных тренировок для автоматизации; 2) относительно самостоятельная деятельность, доведенная до автоматизма путем многократного повторения, ставшая таковой благодаря совокупности тех качеств, которые являются одним из условий выполнения этой деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что определены и структурированы методы, приемы и средства формирования навыков самостоятельной работы младших школьников в соответствии с видами самостоятельной работы; разработана модель формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка; разработан практический материал по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. В указанной статье исследуется формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников в рамках изучения русского языка на базе разработанной и опробованной в действии модели, которая содержит следующие элементы: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный.

Поступила в редакцию Received 29.01.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.02.21

Принята к публикации Accepted for publication 26.02.21 Опубликована Published 30.04.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Гуленко Анастасия Андреевна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия.

2 Сергеева Бэлла Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия.

Данная модель формирования навыков самостоятельной работы может быть рекомендована к использованию педагогами в процессе обучения учеников начальных классов с целью улучшения результативности образовательной работы преподавателей.

Ключевые слова: самостоятельная работа, навык, модель формирования навыков самостоятельной работы, младшие школьники.

Введение

Сложно переоценить важность школы в последующей жизни каждого индивидуума. Именно в период, совпадающий со школьным обучением, закладываются основные черты, всесторонне характеризующие личность. Однако в настоящее время количественный и качественный состав желаемых черт, которыми должен обладать в итоге выпускник, претерпел существенные изменения. Современные условия предъявляют ряд жестких требований к школе как первой ступени общественного образования. Среди навыков, способностей и характеристик, которые должны развивать учащиеся, особое место занимает всестороннее становление их личности, обладающей такими чертами, как самостоятельность в научной и производственной сфере и в обществе, высокий уровень критического мышления, рефлексия в целях формирования своих взглядов на жизнь с их последующим отстаиванием. Немаловажными являются также способности к самообразованию, самосовершенствованию и использованию всего многообразия творческих подходов в различных областях своей деятельности [1].

Обзор отечественной и зарубежной литературы

На основании изученных теоретических работ в области педагогики и психологии можно сделать вывод о том, что эффективный процесс обучения немыслим без непрерывной совместной и однонаправленной работы педагогов и учеников. Если один из субъектов образовательного процесса выполняет свои функции ненадлежащим образом, результат процесса познания будет близок к нулю. Именно поэтому большинство современных отечественных и зарубежных работ в области педагогики декларирует первостепенную важность взращивания у школьников навыков самостоятельной работы как основы основ для формирования личности [2].

Современная педагогика под формированием понимает «процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности - мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д.» [3]. Формирование - процесс становления личности как социального существа под воздействием всех факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. [4]

В словаре по педагогической психологии под редакцией М. В. Гамезо дано следующее толкование этого термина: формирование - целенаправленное воздействие на младшего школьника с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований [5].

В. С. Безрукова определяет формирование как «сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи)» [6]. Вместе с тем она также отмечает, что для проявления новых качеств личности необходимо применение способов (методов, средств) воздействия на личность младшего школьника с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти.

Проблема формирования навыков у младших школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является прежде всего формирование интеллектуальных умений учащихся начальных классов, их умственное развитие [7].

Л. М. Фридман определяет навык как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно [8].

Е. А. Климов трактует навыки как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий [9].

Как определял Ф. Бенсон, навык - это автоматизированный способ выполнения какого-то действия, многократно выполнявшегося стандартно в стандартных условиях, и обеспечивающий его высокую эффективность в них [10].

Изначально Х. Холек рассматривал самостоятельную работу как «способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности», и большинство исследователей в этой области (Д. Литтл, Дж. Трим, Л. Мариани, Ф. Бенсон, А. Пенникук и др.) поддерживали данную точку зрения, дополняя ее такими характеристиками, как способность к самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений, самоуправлению и контролю собственной деятельности [11]. Д. Литтл также подчеркивает важность процесса обучения в формировании навыков самостоятельной работы и говорит о том, что если индивидуальная работа может трансформироваться учащимися и в других (внеучебных) занятиях, то она не зависит в дальнейшем от учебной среды и может быть как положительной, так и отрицательной [12].

Вскоре появляются другие мнения относительно природы самостоятельности и самостоятельной работы учащихся. Так, Д. Дикинсон и ряд исследователей это понятие рассматривают как «ответственность за принятие и осуществление решений, касающихся дальнейшего обучения учащегося» [13].

Приобретение образовательного опыта, по В. Ю. Сакуевой, проходит следующие этапы формирования навыков [14].

Предварительный этап. На данном этапе разрабатывается так называемая программа навыка, а также происходит процесс расчленения отдельных элементов на компоненты и производятся тестовые и ориентировочные действия.

Аналитический этап. На указанном этапе составные элементы стержневого действия вновь производятся в отдельности от остальных. Осуществляется анализ силы, длительности, величины и других основных параметров реализации составных компонентов. Также вырабатываются независимые действия. Впоследствии возникает потенциальная возможность реализации действия в чередовании.

Синтетический этап. Он представляет собой узловую стадию формирования навыка. На указанном этапе отдельные элементы действия объединяются в монолитный конгломерат и таким образом формируют единое сенсорное поле. Осуществление действия на данной стадии регулируется обобщенным образом, который состоит из последовательности, взаимосвязи и иерархии составляющих его отдельных частей.

Этап автоматизации, на котором упраздняются все ненужные элементы производимого действия. Локус контроля переносится на желаемый результат действия, сместившись с процессно-ориентированного выполнения действия. Осуществление данных процессов обусловлено тем обстоятельством, что контроль действия от зре-

ния переключается на осязание и кинестезию. Как раз на этапе автоматизации учащийся обретает возможность контролировать темп производимых действий; происходит формирование индивидуального ритма.

Процесс обучения активизируется главным образом посредством личной и самостоятельной деятельности школьников, а не путем использования учителем визуального или аудиального каналов донесения информации. Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа должна занимать особое место в образовательном процессе современной школы как первой ступени общественного образования [15].

Поскольку понятие «самостоятельная работа» достаточно широкое, существует несколько его определений, ни одно из которых, впрочем, не является эталонным и признанным в качестве основного в научной среде.

П. И. Пидкасистый определял самостоятельную работу как способ привлечения учеников к самостоятельному познавательному процессу и метод психологической и логической организации данного процесса, а не как метод обучения или структуру учебной деятельности [16].

Согласно И. Э. Унт, самостоятельная работа заключается главным образом в самостоятельном выполнении учеником полученного задания за счет собственных познавательных усилий и мышления на основе выданных ему инструкций и под руководством педагога. При этом учитель в выполнении работы непосредственно не участвует [17].

Среди многообразия определений самостоятельной работы можно выделить трактовку М. А. Данилова, который понимал самостоятельную работу как разрешение учениками задач познания, сложных ситуаций и вопросов. Возникновение проблемы, как считал профессор, является катализатором к самостоятельной работе и является начальной ступенью, без которой невозможно дальнейшее развитие процесса мышления [18].

Самостоятельная работа служит важнейшим средством организации самостоятельной учебной деятельности школьника, в процессе которой происходит формирование навыка самостоятельной работы у младшего школьника. Выдающийся ученый-педагог Б. П. Есипов писал: «Известно, что всякое качество личности развивается в процессе деятельности. Самостоятельность и навык самостоятельной работы может развиваться у учащихся лишь в процессе самостоятельных работ» [19].

Наиболее полным и исчерпывающим представляется трактование самостоятельной работы, сформулированное А. В. Конышевой. Так, А. В. Конышева в обобщение вышеуказанных определений понимает самостоятельную работу младших школьников как особую разновидность учебы, в процессе которой ученики начальных классов, обладая определенной степенью самостоятельности, и, в случае необходимости, при частичном руководстве педагога выполняют различного вида задания, прилагая при этом определенные умственные усилия. Особо отмечено, что весьма важным фактором в выполнении заданий является применение учениками навыков самостоятельной работы, непрерывного самоконтроля учащихся, а также самостоятельного корректирования своих действий исходя из требований, которые ставит перед учащимися та или иная образовательная задача [20].

Ключом к обретению самостоятельности и развитию навыков к самостоятельной работе является использование на практике многообразия видов самостоятельных работ. Отметим, что первоначальным фундаментальным этапом при выполнении каж-

дой из работ становится осознание учениками необходимых целей и способов их достижения, ведь без четко поставленной цели любые осуществляемые учениками действия будут малорелевантными и не принесут желаемых результатов [21].

На рис. 1 представлена классификация видов самостоятельных работ на основе анализа психолого-педагогической литературы и ФГОС НОО.

Рис. 1. Классификация видов самостоятельных работ в трактовке разных авторов

В результате проведенного анализа работ в области педагогики и психологии, а также базируясь на федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, мы выделили нижеобозначенные основные виды самостоятельной работы учащихся на уроках по предмету «Русский язык» [22]. Они указаны на рис. 2:

Рис. 2. Виды самостоятельной работы учеников на уроках русского языка Данные виды работ благотворно влияют на общий уровень культуры учащихся, их коммуникативные компетенции и повышают стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Методологическая база исследования

Основой исследования являются философские, психологические, педагогические исследования формирования навыка как свойства личности в процессе обучения и воспитания, психолого-педагогическая теория учебной деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий, теории поэтапного формирования навыков.

Методы исследования, используемые в процессе работы над формированием и диагностикой навыков самостоятельной работы: теоретические - анализ научной (философской, педагогической, социологической) и учебно-методической литературы по проблеме исследования; классификация и обобщение результатов исследования; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, моделирование, эксперимент; математические - количественная и качественная обработка экспериментальных данных методами математической статистики, табличная интерпретация результатов эксперимента [23].

Педагогический эксперимент проводился в МБОУ гимназия № 54 имени Василия Коцаренко города Краснодара, экспериментальная работа проводилась с октября 2019 по декабрь 2020 года и состояла из трех этапов. Контрольный класс 3 «Б» и экспериментальный 3 «Г». Всего 50 учащихся. Для определения уровня сформиро-ванности навыков самостоятельной работы на констатирующем этапе эксперимента у младших школьников на уроках русского языка на основе анализа и синтеза пособий «Самостоятельная работа по русскому языку» Т. В. Игнатьевой, Л. Е. Тарасовой и «Разноуровневые самостоятельные работы по русскому языку для 3-4 класса» А. Н. Александровой и диагностики «Учебная самостоятельность младшего школьника» С. Ю. Прохоровой нами была составлена диагностика оценки навыков самостоятельной работы. Эта диагностика состояла из трех блоков, включающих в себя 45 заданий, и представлена в виде самостоятельной работы [24].

Цель проведения самостоятельной работы - выявление уровня сформированно-сти навыков самостоятельной работы по параметрам: работа со словарными словами (блок 1 - 4 задания); работа с учебником, тетрадью, памяткой (блок 2 - 4 задания); навык взаимообучения (блок 3 - 5 заданий). Время выполнения каждого блока 35 минут.

Критерий оценивания - это выполнение каждого задания из трех блоков самостоятельной работы. Допускается одно-два исправления либо одна ошибка (с заданием справился). При наличии большего количества исправлений или ошибок задание считается невыполненным (с заданием не справился).

Если в одном из трех блоков самостоятельной работы допущена только одна ошибка, то уровень сформированности навыка считается высоким (ошибка допускается в каждом из блоков, так как каждая часть работы направлена на диагностику определенного вида навыков самостоятельной работы). Средний уровень сформиро-ванности навыков самостоятельной работы свидетельствует о двух ошибках в работе. Если учащийся допустил три и более ошибок, то уровень сформированности навыков самостоятельной работы низкий.

Самостоятельная работа

Блок 1

Задание 1. Подбери и запиши 5-7 словарных слов по теме «Транспорт».

Задание 2. Составь для своего соседа загадку, отгадкой которой будет являться словарное слово.

Задание 3. Выпиши словарные слова.

Задание 4. Составь словарик из 15 словарных слов, которые ты выучил в 1-м классе.

Блок 2

Задание 1. Спиши текст без ошибок, соблюдая нормы письма.

Текст для списывания

Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень.

Задание 2. Найди в тексте орфограммы «Безударная гласная в корне» и подчерки их.

Задание 3. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выделите друг у друга орфограммы в словарных словах.

Задание 4. Выполни звукобуквенный разбор слова «теплый», пользуясь памяткой «Зву-кобуквенный разбор слов».

Памятка

1. Записать слово, поставить ударение, разделить на слоги. Написать количество слогов, букв и звуков.

2. Согласные звуки: звонкие или глухие парные или непарные, твердые или мягкие, парные или непарные.

3. Гласные звуки: ударные или безударные.

Блок 3

Задание 1. Прочитай текст. Подумай и запиши, где можно подробнее узнать о клесте?

Текст для чтения

Клесты - род птиц семейства вьюрковых. Величиной с воробья или несколько крупнее. Обитают клесты в лесах Северного полушария. Питаются они главным образом семенами хвойных растений. Зимой у клестов появляются птенцы.

Задание 2. Объясни, какое значение имеет слово «величиной» в тексте (предложение № 2).

Задание 3. Вспомни правило «Как найти значение слова» и запиши его.

Задание 4. Обменяйся тетрадями с соседом по парте и проверь работу своего одноклассника.

Задание 5. Найди в учебнике текст для диктанта самому себе или соседу по парте, в котором есть имя прилагательное, имя существительное и глагол.

Таблица 1

Критерии и уровни сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников по русскому языку

Низкий уровень сформированности навыков самостоятельной работы Средний уровень сформированности навыков самостоятельной работы Высокий уровень сформированности навыков самостоятельной работы

Критерий обобщенности

Ученик не может применять сформированный навык самостоятельной работы в большинстве случаев. Способен выполнять следующие операции под руководством учителя: - употреблять словарные слова в собственной речи, составлять предложение; -находить словарное слово в тексте; - находить и подчеркивать орфограммы; - пошагово выполнять задания; - искать объяснения понятий в тексте или раздаточном материале; - подбирать упражнения по теме с помощью учителя Применяет навык только в стандартных условиях. Способен выполнять следующие операции без четкого руководства, но в соответствии с выработанным алгоритмом: - употреблять словарные слова в собственной речи, составлять предложение; - находить словарное слово в тексте; - находить и подчеркивать орфограммы; - пошагово выполнять задания; - искать объяснения понятий в тексте или раздаточном материале; - подбирать упражнения по теме с помощью учителя Ученик способен перенести прием на новые случаи. Способен выполнять следующие операции самостоятельно: - употреблять словарные слова в собственной речи, составлять предложение; - находить словарное слово в тексте; - находить и подчеркивать орфограммы; - пошагово выполнять задания; - искать объяснения понятий в тексте или раздаточном материале; - подбирать упражнения по теме с помощью учителя

Критерий автоматизма

Медленно выполняет систему операций, объясняя каждый свой шаг. Подбор и составление занимательного материала. Взаимовыполнение в паре заданий со словарными словами. Составление словариков Не всегда выполняет операции быстро. Формулирование целей упражнений. Соблюдение норм письменных работ. Умение анализировать текст памятки, найти главное Выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде Подбор упражнений по теме. Подбор текстов для взаимодиктантов и самодиктантов

Критерий прочности

Учащийся не сохраняет сформированные навыки. Взаимооценка. Подбор источников информации по теме. Объяснение понятий Учащийся сохраняет сформированные навыки на короткий срок. Способность самостоятельно найти и выполнить задание, упражнение. Умение найти упражнение (занимательный материал) по теме Учащийся сохраняет сформированные навыки на длительный срок. Способен применить свои знания на практике. Знание словарных слов. Способность выделить ошибко-опасное место. Грамотное и безошибочное написание словарных слов. Умение подобрать словарные слова по теме

Критерий контроля

Учащийся не способен работать самостоятельно без руководства учителя Учащийся работает в соответствии с образцом или инструкцией Учащийся способен работать самостоятельно

Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы подтверждают необходимость целенаправленной деятельности по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников, поскольку уровень сформированности навыков самостоятельной работы у учащихся экспериментального и контрольных классов находится на среднем уровне и примерно одинаков.

Результаты исследования

Экспериментальная работа по реализации модели формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка представляла собой систему четырех этапов: предварительный; аналитический; синтетический; автоматизации.

Цель предварительного этапа заключалась в введении самостоятельной работы в систему на каждом уроке частично, расширении и обогащении представлений учащихся. Для достижения целей данного этапа нами использовались различные формы обучения и организации урока. Проводились уроки-экскурсии, уроки-исследования, была организована парная или групповая работа.

На аналитическом этапе формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка применялись активные методы обучения, в ходе которых происходит: развитие самоконтроля, самокоррекции, взаимопроверки и формирование навыков самостоятельной работы.

В ходе синтетического этапа формирования навыков самостоятельной работы младших школьников использовались: деловые игры, приемы развивающего обучения, создавались памятки, писались творческие эссе, в ходе которых повышалась активность младших школьников в различных видах деятельности, выявлялась их способность работать самостоятельно. Такая работа велась для достижения следующих целей: углубление знаний о предмете; отработка навыка работы в паре; актуализация познавательного интереса; усвоение закономерностей и особенностей самостоятельной работы.

В ходе этапа автоматизации навыка формирования навыков самостоятельной работы младших школьников использовались: приемы творческой работы, поисковый метод, приемы развивающего обучения, писались творческие эссе, составлялись памятки, алгоритмы действий по решению учебных задач, проводилась парная работа по взаимообучению и взаимопроверке. Самыми эффективными средствами формирования навыка самостоятельной работы стали творческие домашние задания, поиск занимательного материала и создание клуба корректоров для взаимопроверки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На формирующем этапе проведенного исследования, базируясь на обнаруженной информации о первоначальном показателе сформированности навыков самостоятельной работы, мы разработали модель формирования навыков самостоятельной работы, которая представлена на рис. 3.

Целевой компонент модели

Цель - развитие навыков самостоятельной работы школьников начальных классов на уроках по предмету «Русский язык». Задачи:

1) развитие навыков самостоятельной работы с учебником, тетрадью, памяткой;

2) развитие навыков самостоятельной работы со словарными словами;

3) формирование навыков взаимообучения по русскому языку_

Содержательный компонент

Навыки самостоятельной работы

Навыки самостоятельной работы с учебником, тетрадью, памяткой

Навыки самостоятельной работы со словарными словами_

Навыки взаимообучения по русскому языку_

- Подбор нужных словарных слов по заданной учителем теме,

- подбор и составление занимательного материала для изучения на уроке,

- взаимовыполнение заданий со словарными словами в паре,

- составление словариков

- Соблюдение требуемых норм к письменным работам,

- нахождение и подчеркивание орфограмм в тексте,

- формулирование целей заданных упражнений,

- пошаговое и осознанное решение учебной задачи

- Подбор подходящих источников информации по теме урока,

- объяснение понятий,

- подбор упражнений по теме урока,

- взаимооценка,

- подбор текстов для проведения взаимодиктантов и самодиктантов

Организационно-процессуальный компонент

Этапы формирования навыка

- Предварительный этап. На данном этапе разрабатывается так называемая программа навыка, а также происходит процесс расчленения отдельных элементов на компоненты и производятся тестовые и ориентировочные действия.

- Аналитический этап. На указанном этапе составные элементы стержневого действия вновь производятся в отдельности от остальных. Осуществляется анализ силы, длительности, величины и других основных параметров реализации составных компонентов. Также вырабатываются независимые действия. Впоследствии возникает потенциальная возможность реализации действия в чередовании.

- Синтетический этап. Он представляет собой узловую стадию формирования навыка. На указанном этапе отдельные элементы действия объединяются в монолитный конгломерат и таким образом формируют единое сенсорное поле. Осуществление действия на данной стадии регулируется обобщенным образом, который состоит из последовательности, взаимосвязи и иерархии составляющих его отдельных частей.

- Этап автоматизации, на котором упраздняются все ненужные элементы производимого действия. Локус контроля переносится на желаемый результат действия, сместившись с процессно-ориентированного выполнения действия. Осуществление данных процессов обусловлено тем обстоятельством, что контроль действия от зрения переключается на осязание и кинестезию. Как раз на этапе автоматизации учащийся обретает возможность контролировать темп производимых действий; происходит формирование индивидуального ритма_

Методы

Приемы

Средства

- Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный)

- творческие (проблемное изложение, частично-исследовательские и поисковые методы)

- Объяснение, наглядный показ, пошаговый алгоритм;

- инструкционные карты;

- пробные, поисковые упражнения, наблюдение

- Дидактический материал;

- упражнения;

- иллюстрации;

- электронное приложение к учебнику;

- видеоматериалы_

Педагогические условия

- Комплексное применение различных видов выполняемых самостоятельно работ;

- регулярное использование самооценки, а также проведение взаимооценки самостоятельной работы учеников начальных классов;

- организация стимулирующей среды по формированию навыков;

- использование ИКТ-средств;

- сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности;

- организация сетевого взаимодействия учащихся_

Критериально-диагностический

Уровни сформированности навыков самостоятельной работы

Низкий

Средний

Высокий

Школьник не обладает способностью к самостоятельному анализу содержания полученной им учебной задачи. Он в состоянии выделить условия и вопрос стоящей перед ним задачи только с поддержкой педагога. Таким образом, учащийся не способен самостоятельно наметить и составить план решения учебной задачи

Учащийся в состоянии самостоятельно выделить условия и вопрос полученной им учебной задачи, определить, что в указанной задаче ему уже известно и что необходимо найти. Учащийся обрисовывает, не всегда корректно, схему решения задачи. В ряде случаев не реализует намеченный план полностью

Учащийся корректно и в краткие сроки анализирует полученную задачу, прописывает верный план ее решения, а также письменно фиксирует решение и полученный им ответ. Осуществляет проверку ответа, демонстрируя таким образом способность к самоконтролю

Результат

Рост уровня сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников

Рис. 3. Модель формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках по предмету «Русский язык»

На основе изученной психолого-педагогической литературы и научных исследований ученых в ходе изучения была научно обоснована и разработана модель формирования навыков самостоятельной работы на уроках русского языка.

Она включает целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический и оценочно-результативный блоки, каждый из которых наполнен определенным содержанием:

- целевой блок включает цель методики, определенную на основе требований ФГОС НОО [24];

- методологический блок определяет подходы, принципы методики формирования навыков самостоятельной работы младших школьников;

- содержательный блок модели методики определяет содержательную основу ее формирования согласно навыкам самостоятельной работы на уроках русского языка (работа со словарными словами, взаимообучение и работа с книгой, тетрадью и памяткой) [25];

- процессуальный блок методики содержит методы, формы и средства, которые способствуют становлению этого качества учащихся [26];

- оценочно-результативный блок методики включает уровни, критерии и показатели формирования навыков самостоятельной работы [27].

В ходе анализа теоретического и практического опыта различных авторов на формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс способов формирования навыков самостоятельной работы учащихся, который был апробирован на практике с учениками экспериментального 3 «Г» класса МБОУ гимназия № 54 г. Краснодара; его фрагмент представлен в табл. 2.

Таблица 2

Фрагмент комплекса способов формирования навыков самостоятельной работы

Тема Методы, приемы Средства Показатели сформированности навыков

1-й этап - предварительный (ориентировочный)

Морфология. Как устроен наш язык? Морфологический разбор имени существительного. Начальная форма Беседа, рассказ, объяснение, практическое задание. Создание схемы-таблицы по теме урока Компьютер, проектор, презентация, наглядный раздаточный материал, пословицы, рабочая тетрадь, учебное пособие Параметр навыка самостоятельной работы: работа с учебником, тетрадью, памяткой. Показатель: способность самостоятельно найти и выполнить задание, упражнение; умение найти упражнение (занимательный материал) по теме

2-й этап - аналитический

Правописание. Буквы о, ё после шипящих и ц Беседа, рассказ, объяснение. Создание алгоритма проверки Компьютер, проектор, презентация, наглядный раздаточный материал, маршрутные листы Параметр навыка самостоятельной работы: работа с учебником, тетрадью, памяткой. Показатель: формулирование целей упражнений; соблюдение норм письменных работ; умение анализировать текст памятки, найти главное

3-й этап - синтетический

Текст. Рассуждение. Словарный диктант Беседа, рассказ, объяснение, инструктирование. Создание памятки орфограмм. Корзина идей Компьютер, проектор, презентация, словарный диктант Параметр навыка самостоятельной работы: работа с учебником, тетрадью, памяткой. Показатель: формулирование целей упражнений; соблюдение норм письменных работ; умение анализировать текст памятки, найти главное

4-й этап - автоматизации

Развитие речи. Выборочное изложение. Написание текста по заданному плану Беседа, рассказ, объяснение, демонстрация схем-таблиц. Написание эссе Компьютер, проектор, презентация, наглядный раздаточный материал, пословицы, рабочая тетрадь, учебное пособие Параметр навыка самостоятельной работы: работа с учебником, тетрадью, памяткой. Показатель: способность самостоятельно найти и выполнить задание, упражнение; умение найти упражнение (занимательный материал) по теме

На каждом уроке, в зависимости от темы и содержания, учащиеся включаются в индивидуальную, парную и групповую формы работы, в ходе которой ученики организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей, добиваться результатов, получают ответы на вопрос «Как это сделать?». Осуществлялась эта работа поэтапно.

С учениками экспериментального 3 «Г» класса в рамках предмета «Русский язык» был проведен ряд уроков с использованием модели формирования навыков самостоятельной работы. На уроке по теме «Морфологический разбор имени существительного. Начальная форма» учащимся в ходе занятия предлагалось, работая в группах, создать таблицу-схему разбора имени существительного и далее, используя ее, выполнить упражнения из учебника с записью в тетрадь.

Работа над понятием, термином. Чтобы учащиеся сознательно усвоили содержание понятия, необходимо, чтобы они умели выделять его род и видовой признак.

Правильному пониманию того или иного понятия способствует самостоятельный поиск в соответствующих словарях, справочниках информации о происхождении соответствующего термина. Для работы с текстом учащиеся создали памятку.

Памятка работы с книгой

1. Обрати внимание на заголовок. Вдумайся, о чем говорится в тексте.

2. Бегло просмотри текст и постарайся увидеть излагаемую в нем идею.

3. Прочитай несколько раз текст.

4. Выдели главные мысли и их обоснование.

5. Выясни смысл всех непонятных выражений.

6. Обрати внимание на определения, правила, постарайся их запомнить.

7. Подумай, что будет, если из текста выкинуть какое-либо выражение или заменить его, на ваш взгляд, равноценным.

8. Выполни несколько упражнений по данной теме.

Повторяя тему однородных членов предложения в классе, работали в парах по контрольным вопросам после изучения темы «Однородные члены предложения», «Сложные предложения». Ученики 1-го варианта рассказывают 2-му варианту вопросы 1, 3, 5, а ученики 2-го варианта - вопросы 2, 4, 6.

- Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.

- Как однородные члены соединяются между собой? Назовите виды связи между ними.

- Назовите, какие союзы используются.

- Назовите случаи, когда при однородных членах ставится запятая. Примеры.

- Когда запятая не ставится? Примеры.

- Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки - практическая часть.

Часто на уроках использовали словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики писали диктанты, затем обменивались в парах, проверяли, выставляли оценки. Критерии оценивания были выписаны на доске. На уроке русского языка по теме «Текст. Рассуждение. Словарный диктант» учащиеся работали по рабочим листам, чтобы добиться цели урока: определять особенности текста-рассуждения, применялся прием «Корзина идей». Этот прием использовался, чтобы активизировать мыслительный процесс детей, все варианты ответов учащихся фиксировались на доску. С их помощью в конце урока учащимся не составляет труда составить памятку и алгоритм распознавания различного вида текстов.

При проведении урока по теме «Буквы о, ё после шипящих» на уроке использовались рабочие листы для самостоятельной работы. Также работа была организована в группах, чтобы учащиеся могли вместе обсудить и разрешить правила, понятия и затруднения вместе.

На уроках, когда необходимо писать изложение, с учащимися создавалась памятка работы с текстом изложения. Также на основании всех текстов, с которыми работали школьники, систематически велась работа со словарными словами, запись словарных слов в «Мой словарик», созданный ранее.

На уроке выборочного изложения учащиеся работали с памяткой, созданной ранее. Текст был подобран с использованием новых словарных слов, которые были использованы как опорные слова и выписаны в «Мой словарик», который есть у каждого

учащегося. После написания изложения и проведенной работы учащимся предлагалось создание интеллект-карты на уроке, поиск нужных правил и определений в учебнике, заполнение карточек. Для домашнего задания - подбор занимательного материала (создание грамматической сказки, кроссворда, загадок, стихотворений).

Таблица 3

Самостоятельная работа на уроках русского языка

Навыки самостоятельной работы на уроке русского языка Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы

1. Подбор словарных слов по теме. 2. Подбор или составление занимательного материала (кроссворды, загадки, пословицы, стихи). 3. Взаимное составление и выполнение в паре заданий со словарными словами (фонетических, лексических, синтаксических). 4. Составление словариков Самостоятельная работа со словарными словами 1) Классный уголок «Сло-варёнок». 2) Индивидуальный «Словарик» («Словарик имён», тематические словари -«Посуда», «Транспорт», «Овощи» и т. д.)

5. Подбор источников информации по теме (учебник, дидактические материалы, дополнительная литература, справочники, Интернет). 6. Объяснение понятий. 7. Подбор упражнений по теме. 8. Подбор заданий для чистописания. 9. Взаимоконтроль правильного написания изученных орфограмм. 10. Взаимооценка Самостоятельное изучение новой темы 1) Взаимообучение «Я -учитель» (самостоятельное изучение нового материала и объяснение его в классе для всех учащихся). 2) Самостоятельная работа над ошибками по памятке

11. Подбор текстов для самодиктантов и взаимодиктантов Самостоятельное закрепление изученного материала Домашняя контрольная работа самому себе и другу

12. Формулирование цели упражнения. 13. Пошаговое выполнение заданий Работа с учебником Домашняя работа

14. Нахождение и подчеркивание орфограмм. 15. Соблюдение норм выполнения письменных работ (красная строка, две строки между работами, написание заголовков) Работа с тетрадью 1) «Клуб корректоров» (самостоятельная проверка работ учащихся)

По итогам осуществления формирующего этапа эксперимента проведенного нами педагогического эксперимента, направленного на формирование навыков самостоятельной работы у учеников начальных классов на уроках русского языка, была проведена повторная диагностика навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка с использованием другого стимульного материала. Также в процессе практической адаптации указанной модели разработано целевое учебно-методическое обеспечение по формированию у учеников младших классов навыков самостоятельной работы на уроках русского языка [28].

На рис. 4 наглядно представлены итоги проведенной диагностики сформированно-сти навыков самостоятельной работы со словарными словами учеников экспериментального класса на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы.

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы со словарными словами у учеников экспериментального класса: подбор словарных слов по заданной тематике освоен у 67% - 18 человек, навык подбора и составления занимательного материала освоен у 56% - 12 человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со словарными словами сформирован у 59% - 13 человек соответственно, навык составления словариков сформирован у 54% - 13 человек.

■ контрольный этап ■ констатирующий этап

67

50 56 59 54

III I e ti líE

12 3 4

Уровень сформированности навыков самостоятельной работы

Рис. 4. Сформированность навыков самостоятельной работы со словарными словами учащихся экспериментального класса на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы. Примечание: 1 - подбор словарных слов по заданной теме, 2 - подбор и составление занимательного материала, 3 - взаимовыполнение в паре заданий со словарными словами, 4 - составление словариков [28]

Такой критерий сформированности навыков самостоятельной работы учеников, как навык работы со словарными словами, в процессе диагностики результатов исследования показал рост в 4,7 раза по сравнению с констатирующим этапом.

Итоги исследования сформированности навыков самостоятельной работы учеников младших классов с учебником, памяткой и тетрадью экспериментального класса на констатирующем и контрольном этапах проведенной экспериментальной работы изображены на рис. 5.

■ контрольный этап ■ констатирующий этап

О! 100

^ 80 -69

¡1° 45 55 42 47 43

11 Ii I Н Е

12 3 4 Уровень сформированности навыков самостоятельной работы

Рис. 5. Сформированность навыков самостоятельной работы, учащихся с учебником, памяткой и тетрадью экспериментального класса на констатирующем и контрольном этапах

экспериментальной работы.

Примечание: 1 - соблюдение установленных норм письменных работ, 2 - нахождение и подчеркивание орфограмм, 3 - формулирование целей упражнений, 4 - поэтапное выполнение задания [29]

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы учеников начальных классов обучения с учебником, памяткой и тетрадью экспериментального класса на контрольном этапе экспериментальной работы таковы: соблюдение норм письменных работ развито у 69% - 14 человек, навык нахождения и подчеркивания орфограмм сформирован у 55% - 13 человек, навык формулирования целей упражнений развит у 47% - 15 человек, навык поэтапного выполнения задания успешно освоен у 43% - 11 человек.

я

W ¡T

а л с и

ST

т о

100

80

а

i 60 л

к40 20

0

По итогам проведенной диагностики в области сформированности навыков самостоятельной работы с учебником, памяткой и тетрадью зафиксировано, что отличие в экспериментальном классе в конечном срезе на высоком и выше среднего уровнях в 3,9 раза больше, чем на констатирующем этапе.

Полученные итоги проведенной диагностики сформированности навыков взаимообучения русскому языку учеников экспериментального класса на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы изображены на рис. 6.

■ контрольный этап ■ констатирующий этап

си 100 и

1 80

«« 56 61 59 56

§ 260 -56 45 48 56

И I Ге I I

1 2 3 4 5

Уровень сформированности навыков самостоятельной работы

Рис. 6. Сформированность навыков взаимообучения по русскому языку учащихся экспериментального класса на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы. Примечание: 1 - подбор источников информации по заданной теме, 2 - объяснение понятий, 3 - подбор упражнений по заданной теме, 4 - взаимооценка, 5 - подбор текстов для проведения взаимодиктантов и самодиктантов [30]

Выявленные результаты диагностики сформированности навыков взаимообучения учащихся экспериментального класса на контрольном этапе экспериментальной работы: навык подбора источников информации по теме сформирован у 56% - 14 человек, навык объяснения понятий развит у 61% - 7 человек, навык подбора упражнений по заданной теме сформирован у 59% - 5 человек, навык взаимооценки развит у 48% - 7 человек, навык подбора текстов для взаимодиктантов и самодиктантов освоен у 56% - 7 человек.

В итоге проведенного исследования выявлено, что уровень сформированности навыков самостоятельной работы у учеников начальных классов на высоком и выше среднего уровнях в экспериментальном классе вырос в 1,9 раза на контрольном этапе проведенного эксперимента.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, полученные нами результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике освоения всех количественных параметров проведенного исследования. Указанные данные свидетельствуют о результативности и желательности практического применения разработанной нами модели формирования навыков самостоятельной работы у школьников начальных классов на уроках по предмету «Русский язык». Данный вывод сделан на основании рассмотрения сравнительных результатов по выявлению уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках русского языка.

Полученные в результате проведенной работы выводы доказывают эффективность выработанной и впоследствии исследованной модели формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников на уроках по предмету «Русский язык», включающей в себя методологический, целевой, содержательный, организаци-онно-деятельностный и результативно-оценочный элементы.

Ссылки на источники

1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010.

2. Белоцерковская Н. В. Развитие самостоятельной деятельности младших школьников при формировании речи (при углубленном обучении русскому языку): дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2000.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Лотос, 2001.

4. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2008.

5. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.

6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. академия, 2005.

7. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности / // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 37-44.

8. Фридман Л. М. Основы проблемологии. - М.: Просвещение, 2001.

9. Климов Е. А. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - М.: ВЛАДОС, 2002.

10. Семкина Г. А., Сергеева Б. В. Особенности формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 38. - С. 258-264.

11. Dorney Z. Teaching and Researching Motivation. - England: Pearson Education Limited, 2001.

12. McGrath I. Teacher autonomy // Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions / B. Sinclair, I. McGrath and T. Lamb (eds.). - L.: Longman, 2000. - Р. 100-110.

13. Akhmanova O. Concerning Linguistic Competence // Modern Language Journal. - 1971. - Vol. 55. - № 7. - P. 454-455.

14. Грин Дж. Психолингвистика. - М.: Прогресс, 2006.

15. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: монография / С. К. Жантикеев, М. В. Кардашевская, С. В. Колосов [и др.]; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева; Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение». - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2020.

16. Сергеева Б. В. Содержание профессионального самосовершенствования педагога начального образования // Успехи современной науки: научный журнал. - 2016. - № 8. - Т. 2.

17. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 2007.

18. Щерба Л. B. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.

19. Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. - 2001. - № 8. - С. 32-42.

20. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.: Учпедгиз, 1999.

21. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2012.

22. Громыко Ю. В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии. - 1998. -№ 5. - С. 37-48.

23. Огородников И. Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся. - М.: Изд-во «Академия», 2004.

24. Рыжкова-Гришина Л. В. Развитие речи. Система работы. - М.: Флинта, 2015.

25. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2001.

26. Пиче-Оол Т. С. Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом // Начальная школа. - 2001. - № 9. - С. 31-36.

27. Есипова Б. П. Основы дидактики / Акад. пед. наук. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Просвещение, 2001.

28. Цыварева М. А. Система самостоятельной работы и ее контроля: монография / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова». - Архангельск: Поморский ун-т, 2008.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

30. Калинина Н. В., Прохорова С. Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2008.

31. Пакулина С. А., Савушкина Т. П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 10-12.

32. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 2003.

33. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Бибо-летова и др. - М.: Просвещение, 2010.

34. Дембицкая Н. В., Обухова Е. А., Бакулина Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. - М.: Владос, 2006.

Bella V. Sergeeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy and Methodology of Primary Education Chair, Kuban State University, Krasnodar, Russia 5906372@mail.ru Anastasiya A. Gulenko,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Graduate Student, Kuban State University, Krasnodar, Russia gvtrilove@gmail.com

Model of independent work skills formation for primary schoolchildren in Russian language lessons Abstract. The strategy of modern primary school as an institution of public education is the process of development and, in large part, self-development of students as subjects and objects of education. The main vectors that should be implemented in the education system in the current conditions include the fundamentalization of education, as well as the identification of the main components of school subjects and the subsequent finding of relationships between them. The purpose of this work is to develop, theoretically substantiate and implement a model for the formation of the independent work skills for primary school students in Russian language lessons. The sources that served as the basis for this work include works on the methodology and philosophy of research in the field of psychology and pedagogy, which describe various degrees of human personality formation in modern conditions. The theoretical basis included also the works on the development of skills and creative abilities, mainly their structure and the conditions necessary for their appearance and improvement. Theoretical significance of the study - the essence of "formation" and "skill" concepts has been clarified; analysis of the "skill" concept in the interpretation of various authors has been made and presented. The clarification of the definition of "skill" is proposed: 1) the ability to perform consciously a simple action, which becomes automatic through constant training; 2) relatively independent activity, brought to automatism by constant repetition, which has become such due to a combination of those qualities that are one of the conditions necessary for this activity. The practical significance of the study is in finding and structuring the methods, techniques and means of developing the skills of independent work for primary school students in accordance with the types of independent work. The authors developed a model for the formation of the independent work skills for primary school students in Russian language lessons; they worked out the practical material on the formation of the independent work skills for primary school students. The results of the study can be used in the educational process of secondary schools, in the process of preparing future teachers for professional activity. This article examines the formation of independent work skills in primary school students as part of the Russian language study on the basis of the model developed and tested in practice, which includes the following elements: methodological, targeted, content, organizational, activity-oriented and results evaluated ones. This model of developing independent work skills can be recommended for use in the process of teaching primary school students in order to improve the effectiveness of the educational work of teachers. Key words: independent work, skill, model of independent work skills formation, primary school students. References

1. Alekseeva, L. L. (2010). Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya (Standarty vtorogo pokoleniya), Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

2. Belocerkovskaya, N. V. (2000). Razvitie samostoyatel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov pri formirovanii rechi (pri uglublennom obuchenii russkomu yazyku): dis.... kand. ped. nauk, Yakutsk (in Russian).

3. Zimnyaya, I. A. (2001). Pedagogicheskaya psihologiya: ucheb. dlya vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab., Lotos, Moscow (in Russian).

4. Babansky, Yu. K. (ed.) (2008). Pedagogika, 2-e izd., dop. i pererab., Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

5. Slastenin, V. A. et al. (2000). Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. ped. ucheb. zaved., 3-e izd, Shkola-Press, Moscow (in Russian).

6. El'konin, D. B. (2005). Izbrannye psihologicheskie trudy: problemy vozrastnoj ipedagogicheskojpsihologii, Mezhdu-nar. ped. akademiya, Moscow (in Russian).

7. Cukerman, G. A. & Elizarova, N. V. (2000). "O detskoj samostoyatel'nosti", Voprosy psihologii, , № 6, pp. 37-44 (in Russian).

8. Fridman, L. M. (2001). Osnovy problemologii, Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

9. Klimov, E. A. (2002). Upravlenie samostoyatel'noj deyatel'nost'yu uchashchihsya, VLADOS, Moscow (in Russian).

10. Semkina, G. A. & Sergeeva, B. V. (2017). "Osobennosti formirovaniya navykov samostoyatel'noj raboty mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka", Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Koncept", t. 38, pp. 258-264 (in Russian).

11. Dorney, Z. (2001). Teaching and Researching Motivation, Pearson Education Limited, England (in English).

12. McGrath, I. (2000). "Teacher autonomy", in Sinclair, B., McGrath, I. & Lamb, T. (eds.). Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions, Longman, London, pp. 100-110 (in English).

13. Akhmanova, O. (1971). "Concerning Linguistic Competence", Modern Language Journal, , vol. 55, № 7, pp. 454455 (in English).

14. Grin, Dzh. (2006). Psiholingvistika, Progress, Moscow (in Russian).

15. Zhantikeev, S. K. et al. (2020). Innovacionnoe razvitie: potencial nauki isovremennogo obrazovaniya: monografiya, MCNS "Nauka i prosveshchenie", Penza (in Russian).

16. Sergeeva, B. V. (2016). "Soderzhanie professional'nogo samosovershenstvovaniya pedagoga nachal'nogo obrazovaniya", Uspekhisovremennoj nauki: nauchnyj zhurnal, № 8, t. 2 (in Russian).

17. Pidkasistyj, P. I. (2007). Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov v obuchenii, Moscow (in Russian).

18. Shcherba, L. B. (1974). Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel'nost', Nauka, Leningrad (in Russian).

19. Danilov, M. A. (2001). "Vospitanie u shkol'nikov samostoyatel'nosti i tvorcheskoj aktivnosti v processe obucheniya", Sovetskaya pedagogika, , № 8, pp. 32-42 (in Russian).

20. Esipov, B. P. (1999). Samostoyatel'naya rabota uchashchihsya na uroke, Uchpedgiz, Moscow (in Russian).

21. Konyaeva, E. A. & Pavlova, L. N. (2012). Kratkij slovar' pedagogicheskih ponyatij, Chelyab. gos. ped. un-t, Chelyabinsk (in Russian).

22. Gromyko, Yu. V. (1998). "Postroenie obshchestvennoj praktiki sredstvami obrazovaniya", Voprosy psihologii, , № 5, pp. 37-48 (in Russian).

23. Ogorodnikov, I. T. (2004). Didakticheskie osnovy povysheniya samostoyatel'nosti i aktivnosti uchashchihsya, Izd-vo "Akademiya", Moscow (in Russian).

24. Ryzhkova-Grishina, L. V. (2015). Razvitie rechi. Sistema raboty, Flinta, Moscow (in Russian).

25. Shchukina, G. I. (2001). Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya v uchebnom processe: ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov, Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

26. Piche-Ool, T. S. (2001). "Vozmozhnye puti resheniya problemy samostoyatel'noj raboty mladshih shkol'nikov s tekstom", Nachal'naya shkola, , № 9, pp. 31-36 (in Russian).

27. Esipova, B. P. (2001). Osnovy didaktiki, Akad. ped. nauk. In-t teorii i istorii pedagogiki, Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

28. Cyvareva, M. A. (2008). Sistema samostoyatel'noj raboty i ee kontrolya: monografiya, Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Pomorskij gos. un-t im. M. V. Lomon-osova", Pomorskij un-t, Arhangel'sk (in Russian).

29. (2010). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya, M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

30. Kalinina, N. V. & Prohorova, S. Yu. (2008). Uchebnaya samostoyatel'nost'mladshegoshkol'nika: diagnostika i razvitie: prakt. posobie, ARKTI, Moscow (in Russian).

31. Pakulina, S. A. & Savushkina, T. P. (2009). "Psihologo-pedagogicheskie osobennosti obucheniya formam samostoyatel'nosti raboty mladshih shkol'nikov", Nachal'naya shkola, , № 3, pp. 10-12 (in Russian).

32. Yakimanskaya, I. S. (2003). Razvivayushchee obuchenie, Pedagogika, Moscow (in Russian).

33. Alekseeva, L. L. et al. (2010). Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya, Prosveshchenie, Moscow (in Russian).

34. Dembickaya, N. V., Obuhova E. A. & Bakulina, G. A. (2006). Metodika intellektual'nogo razvitiya mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka, Vlados, Moscow (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Гуленко А. А., Сергеева Б. В. Модель формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 04 (апрель). - С. 1-18. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211018.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11018

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Гуленко А. А., Сергеева Б. В., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.