Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалог / история / проблемное обучение / Смутное время / ученик / учитель / dialogue / history / problem-based learning / Time of Troubles / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.С. Громова, О.В. Щупленков

В статье анализируется практические и теоретические подходы в использовании проблемного обучения на уроках истории. Применение технологии проблемного обучения в сочетании с методом опорных конспектов способствует отработке уже имеющихся умений, получению нового опыта применения учебных навыков, возрастанию интереса к предмету, улучшению успеваемости и качества знаний, и как следствие – повышению эффективности дистанционной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF THE TOPIC “TIME OF TROUBLES IN RUSSIA”

The article analyzes practical and theoretical approaches to the use of problem-based learning in history lessons. The use of problem-based learning technology in combination with the method of reference notes contributes to the development of existing skills, gaining new experience in the use of educational skills, increasing interest in the subject, improving academic performance and the quality of knowledge, and as a result – improving the effectiveness of distance learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ»

В.С. Громова, студент

Научный руководитель: О.В. Щупленков, канд. ист. наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-1-71-74

Аннотация. В статье анализируется практические и теоретические подходы в использовании проблемного обучения на уроках истории. Применение технологии проблемного обучения в сочетании с методом опорных конспектов способствует отработке уже имеющихся умений, получению нового опыта применения учебных навыков, возрастанию интереса к предмету, улучшению успеваемости и качества знаний, и как следствие - повышению эффективности дистанционной формы обучения.

Ключевые слова: диалог, история, проблемное обучение, Смутное время, ученик, учитель.

Основная идея действующего ФГОС основного общего образования [1] - сформировать личность, умеющую самостоятельно выявлять возникающие проблемы и находить пути их решения, проявлять активность в познании окружающего мира, уметь применять знания в незнакомой ситуации, обладать навыками общения в различных социальных группах, считаться с мнением других, предотвращать конфликтные ситуации, планировать собственное время и возможности, уметь учиться и т.д.

Весь этот перечень обозначен в ФГОС ООО тремя категориями результатов -предметными, метапредметными и личностными, достигая которые и можно получить заявленную модель выпускника.

Основным механизмом формирования перечисленных умений должно стать проблемное обучение, которое позволит научить планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий, выявлять причинно-

следственные связи между явлениями и объектами, самостоятельно формулировать проблемы, создавать алгоритмы деятельности и т.п. [4].

Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Пер-

вая касается деятельности учеников, которая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

К условиям проблемного обучения относятся:

- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

- значимость информации, получаемой при решении проблемы;

- необходимость диалогического доброжелательного общения, обучающего и обучающихся, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным обучающимися [3].

История Смутного времени представляет собой одну из основных тем, изучаемых в рамках школьного курса истории, что обусловлено ее значением не только для патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся, но и развития у них

исторического мышления, способностей к анализу, выявлению причинно-следственных связей, обобщению.

Как отмечает О.В. Щупленков [5], изучение этого исторического периода связано с рядом сложностей, поскольку данная тематика не только является проблематичной в силу невыясненности некоторых вопросов, касающихся Смуты, и недостаточным количеством времени, выделяемого на ее изучение, но и с особенностями учебной литературы, используемой на уроках истории. Так, по утверждению О.В. Щупленкова, в некоторых учебниках для 7 класса патриарх Гермоген представляется лишь как глава церкви, который обеспечил Василию Шуйскому поддержку духовенства при избрании того на царство, а его роль в борьбе с интервентами остается за кадром. Так же Троице-Сергиев монастырь упоминается просто как место, с которого помогли снять осаду войска Ско-пина-Шуйского, и т.д. В связи с этим, школьным учителям необходимо обращать внимание учащихся на наиболее важные, ключевые моменты Смутного времени, а главное - на выявление причин, движущих сил и последствий исторических событий, происходивших в данный исторический период.

Специфика изучения Смутного времени в школьном курсе истории объясняется, по мнению Т.В. Черниковой [2], ещё и тем, что Смута в России представляет собой не какой-либо внешнеполитический конфликт или народное восстание, а глубочайший системный кризис, включающий в себя внутриполитическую, внешнеполитическую, идеологическую, экономическую, социальную и другие составляющие, исследовать которые нужно в комплексе, а не по отдельности, что сделать в рамках школьного курса совсем непросто. Кроме того, крайне важен и учет психологии и мировоззрения людей того времени, очень существенно отличавшихся от психологии и мировоззрения современных людей. Так, например, прекращение династии Рюриковичей, правившей страной почти 700 лет, воспринималось подавляющим большинством населения практически как крушение самого государства, как личная траге-

дия, неудивительно, что Смута и начинается именно с династического кризиса.

Следует отметить, что технология проблемного обучения используется при изучении Смутного времени очень редко. Причем даже в тех случаях, когда авторами тех или иных разработок заявляется использование данной технологии на уроке, на поверку выясняется, что речь идет о каких-то других технологиях, а не о технологии проблемного обучения. Только в отдельных случаях можно обнаружить отдельные элементы данной технологии, например задание «Представьте ситуацию, которая сложилась бы в России, если бы Лжедмитрий 1 удержался на престоле?» может быть классифицировано как творческое проблемно-познавательное, а задание «Судя по свидетельствам современником изучаемых событий, и Василий Шуйский, и Лжедмитрий I были образованными и весьма умными людьми. Почему же никто из них не смог прекратить смуту и наладить государственное управление?» -как логическое проблемно-познавательное. Но, к сожалению, таких заданий в рассмотренных разработках совсем немного.

Фрагмент урока: Смута в Российском государстве(часть 2).

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Формирование представлений учащихся о Смуте в Российском государстве.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, практический, контроля.

Формы обучения: видеоконференция, самостоятельное выполнение проблемных заданий, индивидуальный чат, работа с графическим редактором.

Система дистанционного обучения: Google Classroom.

Ход урока I. Боярский заговор, воцарение Василия Шуйского. На данном этапе используется формат общей видеоконференции с последующим самостоятельным выполнением учащимися задания учителя.

Задачей данного этапа является формирование представлений о причинах и особенностях боярского заговора и последу-

ющего воцарения Василия Шуйского. Для решения данной задачи учитель рассказывает учащимся о боярском заговоре и воцарении Василия Шуйского, в ходе которого происходит обмен мнениями (активная лекция). Учитель предлагает учащимся выполнить следующее логическое проблемно-познавательное задание: определить, почему Василия Шуйского называли боярским царем. После выполнения задания учащиеся сообщают о результатах этого выполнения через индивидуальный чат.

II. Составление опорного конспекта «Падение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского». На данном этапе используется формат видеоконференции, посредством которого учитель сообщает учащимся задание по составлению опорного конспекта.

Задачей данного этапа является закрепление знаний о причинах и особенностях боярского заговора и последующего воцарения Василия Шуйского. Для решения данной задачи используется самостоятельная работа учащихся по составлению опорного конспекта.

Учащиеся самостоятельно составляют опорные конспекты по теме «Падение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского» в редакторе Microsoft Word или своих тетрадях, после чего загружают готовые конспекты через графический редактор Google Classroom. Доступ к просмотру готовых опорных конспектов предоставляется всем учащимся, после чего проводится их совместное обсуждение. Из них выбирается наиболее информативный и комплексный, на который все учащиеся должны ориентироваться впоследствии при восстановлении из него исторической информации.

Проведенное исследование позволило сделать следующие основной вывод. Изучение Смутного времени в школьном курсе истории представляет собой определенную методическую проблему, обусловленную как сложностью самого изучаемого исторического периода, так и использованием упрощенного подхода к его изучению. Поэтому представляется, что использование проблемного обучения должно способствовать изменению ситуации к лучшему.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/.

2. Черникова Т.В. Ясная версия Смутного времени: современный взгляд, периодизация, наглядное пособие к уроку. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/tema-smutnoe-vremya-v-rossii/.

3. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества // КБ: Проблемы общества и политики. - 2013. - №12. - С. 70-96.

4. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Конституционные основы информационной свободы в России // КБ: Вопросы права и политики. - 2013. - №10. - С. 35-92.

5. Щупленков О.В. Воспитание патриотизма в новых исторических условиях // КБ: Педагогика и просвещение. - 2013. - №3. - С. 70-112.

THE USE OF PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF THE TOPIC "TIME OF TROUBLES IN RUSSIA"

V.S. Gromova, Student

Supervisor: O.V. Shchuplenkov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Essentuki)

Abstract. The article analyzes practical and theoretical approaches to the use of problem-based learning in history lessons. The use of problem-based learning technology in combination with the method of reference notes contributes to the development of existing skills, gaining new experience in the use of educational skills, increasing interest in the subject, improving academic performance and the quality of knowledge, and as a result - improving the effectiveness of distance learning.

Keywords: dialogue, history, problem-based learning, Time of Troubles, student, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.