Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИИНОФОНАМИ В ЦИКЛЕ УРОКОВ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ КОНЦА XVI – НАЧ. XVII вв.»'

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИИНОФОНАМИ В ЦИКЛЕ УРОКОВ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ КОНЦА XVI – НАЧ. XVII вв.» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Смута / опорные сигналы / методика / технологии / дети-инофоны / инофонизация / адаптация / скрипт / Smut / reference signals / methodology / technology / inophone children / inophonization / adaptation / script

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Актемирова Екатерина Алексеевна

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме инофонизации в образовании. Ключевым аспектом данной проблемы является отсутствие у учителей истории специальных методик и технологии при работе с детьми-инофонами. Это усложняет процесс подготовки к урокам, адаптации детей в новой образовательной среде и т.д. В ходе работы разработан скрипт для проведения цикла уроков «Смутное время в России конца XVI – начала XVII вв.». Данная работа может помочь учителям при работе с детьми-инофонами, так как разработанный скрипт является универсальной моделью для работы на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC ARTICLES OF HISTORY TEACHER'S WORK with FOREIGN CHILDREN IN THE CYCLE OF LESSONS "THE DARK TIME IN RUSSIA AT THE END OF XVI – EARLY XVII CEE"

The graduate qualification work is devoted to the problem of inophonization in education. The key aspect of the problem is the lack of special methods and technologies for working with foreign-phonophone children. This complicates the process of preparation for the lessons, adaptation of children in a new educational environment, etc. In the course of this work a script for a series of lessons "The Time of Troubles in Russia in the late 16th – early 17th centuries" was developed. This work can help teachers when working with nonnophone children, as the developed script is a universal model for work in the classroom.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИИНОФОНАМИ В ЦИКЛЕ УРОКОВ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ КОНЦА XVI – НАЧ. XVII вв.»»

УДК 372.894(47)

Актемирова Екатерина Алексеевна

студентка 5 курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия e-mail: yek. dor@mail. ru

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ-ИНОФОНАМИ В ЦИКЛЕ УРОКОВ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ

КОНЦА XVI - НАЧ. XVII вв.»

Ekaterina A. Aktemirova

5th year student of the History faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail: yek.dor@mail.ru

SPECIFIC ARTICLES OF HISTORY TEACHER'S WORK with FOREIGN CHILDREN IN THE CYCLE OF LESSONS "THE DARK TIME IN RUSSIA AT THE END OF XVI - EARLY XVII CEE"

Аннотация. Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме инофонизации в образовании. Ключевым аспектом данной проблемы является отсутствие у учителей истории специальных методик и технологии при работе с детьми-инофонами. Это усложняет процесс подготовки к урокам, адаптации детей в новой образовательной среде и т.д. В ходе работы разработан скрипт для проведения цикла уроков «Смутное время в России конца XVI - начала XVII вв.». Данная работа может помочь учителям при работе с детьми-инофонами, так как разработанный скрипт является универсальной моделью для работы на уроке.

Ключевые слова: Смута; опорные сигналы; методика; технологии; дети-инофоны; инофонизация; адаптация; скрипт.

Abstract. The graduate qualification work is devoted to the problem of inophonization in education. The key aspect of the problem is the lack of special methods and technologies for working with foreign-phonophone children. This complicates the process of preparation for the lessons, adaptation of children in a new educational environment, etc. In the course of this work a script for a series of lessons "The Time of Troubles in Russia in the late 16th - early 17th centuries" was developed. This work can help teachers when working with nonnophone children, as the developed script is a universal model for work in the classroom.

Key words: Smut; reference signals; methodology; technology; inophone children; inophonization; adaptation; script.

Современный мир - это мир интеграций, где один элемент включается в состав другого. Школа не стала исключением и здесь мы также можем проследить интеграционные процессы, одним из которых, при этом самым

© Актемирова Е.А., 2023

сложным, является адаптация в образовательную среду детей, прибывших из других стран. По данным миграционных служб за последнее время на территорию как нашей страны, так и Пермского края процесс миграции растет с каждым годом. Именно поэтому в школах города теперь часто можно встретить представителей других стран. Задача педагогических работников состоит в том, чтобы адаптировать таких детей в образовательную среду и сформировать основу для усвоения результатов в образовании, которые предусмотрены ФГОС.

При выполнении этой задачи учитель сталкивается с рядом проблем [2]. Во-первых, это языковой барьер, который связан со сменой места изучения русского языка. Если ранее для детей этот язык был иностранным, то теперь они изучают его как родной, т.е. они должны свободно им обладать (говорить, понимать, читать).

Во-вторых, психологических стресс, который связан с переменой места обучения и места жительства.

В-третьих, трудности с выполнением домашнего задания. Это связано с тем, что не только дети плохо говорят, читают и понимают русский язык, но и их родители. Соответственно, при выполнении домашнего задания ребенок остается один на один с проблемой и чаще всего просто не выполняет задание.

В-четвертых, наличие национального акцента, который также тормозит развитие и понимание у ребенка русского языка. Проблема усугубляется тем, что, придя домой, дети переходят с русского на национальный язык, что тормозит усвоение первого.

Пятая проблема связана с освоение ООП ООО. По ООП ребенок должен сформировать понимание и усвоение специальных предметным знаний, умений и навыков. Это сделать достаточно трудно, так как отсутствует понимание и способность к выполнению базовых операций.

Соответственно, задача учителя в данной ситуации состоит в том, чтобы

придумать, разработать, адаптировать имеющиеся методы, технологии

и приемы работы на уроках истории, для того, чтобы интеграция

135

в образовательный процесс детей-инофонов прошла безболезненно и комфортно.

«Место предмета "История" в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего» (ФГОС).

История как школьный предмет играет действительно большое значение. Она формирует основу всестороннего приобщения к прошлому, а также всестороннему развитию личности человека, «определения его личностных ориентиров на основе осмысления исторического прошлого».

Школьные уроки истории всегда разнообразны и увлекательны по содержанию. Для приобщения ребенка к историческому прошлому на уроках учитель использует всевозможные методы и приемы работы. У учителя-предметника всегда возникали сложности с организацией работы с детьми-инофонами, так как никаких специальных методик и технологий применимых только на уроках истории у нас нет. Поэтому возникает ряд трудностей при работе с такими детьми, которые плохо адаптированы к быстрой смене деятельности ввиду незнания (или плохого знания и понимания) русского языка.

Мы знаем, что формы и методы включения обучающихся в образовательный процесс на уроках истории весьма разнообразны. Все они разняться по уровню сложности, восприятия и усвоения. Говоря о детях-инофонах, процесс адаптации и интеграции в образовательный процесс которых весьма труден и продолжителен по времени, необходимо использовать иные методики и приемы. Главное условие применение методик - адаптация на

136

тот уровень восприятия, знаний, умений и навыков, которые уже сформированы у обучающегося.

Не отходя от традиционной системы повествования учителем материала и записи ее учеником, можно и нужно разработать дополнительное методическое пособие, которое поможет учителю при работе с данной категорией обучающихся, облегчит процесс подготовки к урокам и процесс оценки уровня сформированных компетенций обучающимся. Именно традиционная модель ведения урока или дополнительные занятия с такими детьми поможет быстрому включению ребенка в образовательное пространство. За основу разработки можно взять принцип скрипта. Пока ребенок не адаптирован, пока ему трудно воспроизводить и прослеживать причинно-следственные связи, такая модель будет оптимальным вариантом. Но при этом в урок следует включить деятельность, которая будет направлена на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов.

Следовательно, перед учителем встает проблема: как правильно организовать учебный процесс с детьми, слабоговорящими по-русски. Ясно одно, что этот процесс будет отличаться от обучения предмету истории русских детей. Сложность заключается еще и в том, что к 9 классу дети-инофоны, несмотря на все языковые и прочие трудности, должны иметь уровень знаний, прописанный в стандарте.

Один из методов работы на уроке истории, при котором часть материала уже написана и лежит перед обучающимся, а другая пропущена и требует дописывания, называется «скрипт». Такой метод и такая форма работы заставляют быть внимательным, при этом еще необходимо уметь сопоставлять написанное и пропущенное. При такой работе часть информации проговаривается, остается перед глазами, хотя и не требует записи. Это позволяет повысить скорость и качество работы на уроке.

При работе с детьми-инофонами скорость и качество очень важны, так

как на такой предмет как история им не выделяются дополнительные часы.

Именно поэтому в качестве эксперимента на протяжении двух лет работы

137

с детьми-инофонами периодически мной были использованы скрипты. Долгого инструктажа перед началом работы не требовалось, так как принцип «пустое-заполнить» был схвачен практически сразу. Первые уроки с применением данной методикой необходимо проводить в шаговой доступности обучающегося, так как могли возникнуть вопросы по заполнению.

По завершении изучения темы после всего скрипта были прописаны 35 вопросов в такой же формулировке, в такой же последовательности, как и материал в тексте самого скрипта. Это позволяет быстрее сориентироваться и найти нужный ответ.

В составлении скриптов есть ряд правил или принципов, которые вы видите на экране.

Теперь же перейдем к тем принципам, которые лежат в основе составления скрипта [5]:

1) структурность, т.е. наличие системы, которая создается при помощи стрелок, линий и т.д.;

2) краткость;

3) акценты;

4) автономность, т.е. каждый блок должен пониматься самостоятельно, при этом общая картина не должна носить фрагментарный характер;

5) образность.

Для наиболее качественной работы с использование скрипта также необходимо соблюдать одно основное правило: наличие сопроводительной презентации, аналогичной по оформлению со скриптом.

Метод скрипта или системы опорных слов ввел еще во второй половине XX в. педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Суть методики заключалась в том, что при устном ответе при помощи «опорных сигналов» ученик мог определить всю полноту своего ответа.

Таким образом развитие методического аппарата учителя позволяет провести урок, который раскроет каждого ребенка вне зависимости от его уровня развития и адаптации в школе.

В качестве педагогической разработки предлагается скрипт по теме «Смутное время в России в конце XVI - начале XVII вв.». Данный скрипт разрабатывался для детей-инофонов, которые прибыли из стран ближнего зарубежья и еще не смогли всецело адаптироваться к условиям школы.

Для ликвидации барьеров, которые есть между ребенком-инофоном и учебным предметом, существует система уроков, каждый из которых имеет свое назначения. Щукин и Фролова выделяют три типа урока. Первый тип - это уроки, целью которых является приобретение знаний о языке. Второй тип уроков - это уроки, на которых происходит развитие речевых умений в разных типах деятельности. Третий тип - это комбинированные уроки, где происходит взаимосвязанное овладение знаниями, умениями и навыками [6, с. 76].

Данная типология в большей степени относится к филологическим предметам, где дети учат русский язык, его нормы и правила, а также умение применять его на практике.

Учитель истории всецело может использовать данную типологию в рамках изучения исторического материала. Когда на уроке встречается новый термин, с ним также может быть проведена работа на уровне лексики. Этому термину дается определение, объяснение, а также прослеживается происхождение с поиском однокоренных слов. При проговаривании терминов делается акцент на ударении и на произношении.

Также на уроках истории большая часть работы устная. Соответственно, учитель истории может использовать, применимые на уроках русского языка, речевые упражнения (Скалкин, 1981). К ним можно отнести следующие: вопросно-ответные формы, устная беседа, пересказ текста, описательные упражнения, дискуссия, устный рассказ, ролевая игра и т.д.

Смутное время - период в отечественной истории, когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России гражданская война. Сопровождалась Смута стихийными бедствиями, глубоким социально-экономическим

и государственно-политическим кризисами. Сложная ситуация в стране усугублялась и польско-шведской интервенцией [1, 3, 4].

Рубеж XVI-XVII вв. стал переломным в жизни Московского государства. В предшествующий период в русском обществе накопилось только негативных явлений и факторов, что они, в конечном счете, привело к системному кризису. Поэтому ключевым событием XVII в. и явилось Смутное время.

Во многом Смута была порождена процессами, зародившимися в период правления царя Ивана IV. Смута представляет собой потрясения всех устоев традиционного общества, утрату огромными массами людей привычных жизненных ориентиров и даже фундаментальных основ своего бытия. Время Смуты охватывает период от начала XVII в. до 1613 г. - до момента воцарения династии Романовых на русском престоле.

В разные этапы русской истории период Смутного времени оценивали по-разному. Кто-то говорит о том, что это революция, кто-то говорит о том, что это настоящая война, причем война, имеющая ярко выраженный национально-освободительный характер.

Список литературы

1. Летняков Д.Э. Смутное время в России: от революции к реставрации [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2010. - URL: https://www.academia.edu/24744607/Смутное время в России от Революции к Реставрации ?auto=download (дата обращения: 08.04.2019).

2. Медведева М.А. Особенности изучения истории с детьми-инофонами [Электронный ресурс]. - URL: statja-medvedeva m..pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) (дата обращения: 09.09.2022).

3. Морозова Л.Е. Смута начала XVII в. глазами современников / РАН. Ин-т рос. истории. - М., 2000. - 377 с.

4. Новая имперская история Северной Евразии. Ч. 1: Конкурирующие проекты самоорганизации: VII-XVII вв. - М., 2017. - 364 с.

5. Швалева М.С. Опорные конспекты сегодня: «скрипты» в методике преподавания гуманитарных дисциплин в школе [Электронный ресурс]. - URI: ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ СЕГОДНЯ: «СКРИПТЫ» В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ - тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения: 10.10.2022).

6. Щукин А.Н., Ролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков : учеб. для студентов учреждений высш. образования. - М. : Академия, 2015. - 288 с. - (Сер. «Бакалавриат»).

Приложение

Смутное время (скрипт + презентация)

1584 -_=>_ или_

царем становится Федор с регентским советом НО! Борис Годунов его распускает и стал соправителем

1584-1598 - правление_

г. - введено патриаршество (первый патриарх Иов) г. - смерть_в Угличе

г. - введены урочные лета (пятилетний сыск беглых крестьян) г. - предотвратил набег крымского хана Казы-Гирея

_г. -_- Тявзинский мирный договор

1598 г. - смерть Федора => пресечение династии Рюриковичей => начало смуты

_ - это эпоха социального, экономического, политического,

династического кризиса.

Особенности: • .

• . • .

Причины:

опричнина + ливонская война + неурожай + эпидемии

пресечение династии Рюриковичей

нестабильность экономики + закрепощение крестьян + давление на казаков

борьба между боярскими группировками

Польша и Швеция стремятся занять русский престол

«слабый» царь Федор + бедный боярин Борис Годунов

1598-1605 гг. -

экономическая сфера социальная сфера духовная сфера внешние контакты с Европой

1601-1603 гг. - 1603-1604 гг. - 1) первый университет 2) отправка дворянских детей на учебу за границу Немецкая слобода в Москве

=>

=> + временное восстановление Юрьева дня

1604 г. -_

1605-1606 гг. -

=>

1606 г. - заговор против Лжедмитрия I (возглавил Василий Шуйский)

1606-1610 гг. -_

Крестоцеловальная запись -_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1607 г. -

=>

1607-1068 гг. -_

1608-1610 гг. -_

1609 г. - Выборгский договор со Швецией => начало интервенции

_- это вооруженное вторжение одного или нескольких государств во

внутренние дела другого государства с целью подавления революции, захвата территории и т.д.

=> недовольство Василием Шуйским и его свержение 1610-1613 гг. -_

_ - это правительство России, состоящее из семи бояр во главе

с князем Мстиславским

=> приглашение на престол польского королевича Владислава => недовольство народа => ополчения

_ - это военное формирование, созданное на время войны или

военного похода таблицу вставить из эпоса

1613 г. -

=> избрание

=>

окончание смуты

Последствия: 1. 2. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.