Научная статья на тему 'Памятники русской литературы и летописания первой половины XVII в. как источники по истории движения Лжедмитрия II (1607-1610 годы)'

Памятники русской литературы и летописания первой половины XVII в. как источники по истории движения Лжедмитрия II (1607-1610 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2894
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМУТНОЕ ВРЕМЯ / ПУБЛИЦИСТИКА / МЕМУАРНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВО-ВАНИЕ / ЛЕТОПИСИ И ХРОНИКИ / ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ / TIME OF TROUBLES / JOURNALISM / MEMOIRS AND HISTORICAL NARRATIVE / RECORDS AND CHRONICLES / RESEARCH RESULTS AND PROSPECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюменцев Игорь Олегович

Определив очень высокую степень изученности основных памятников ли-тературы, публицистики, летописания Смутного времени автор пришел к выводу, что их нельзя использовать как основной источник при реконструкции и осмыслении событий тех лет. Они нуждаются в тщательной проверке данными источников современных собы-тиям, прежде всего документальными и делопроизводственными материалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monuments of Russian Literature and Chronicles of the first half of the 17th Century as Factual Historical Sources of the Movement of False Dmitry II (1607-1610)

Having defined a very high degree of knowledge of the most important monuments of literature, journalism, chronicles the Time of Troubles, the author has come to the conclusion that they cannot be used as the main research source in the reconstruction and understanding of the events of those years. Those monuments need thorough checking of data sources, events, es-pecially documentary and current record keeping materials.

Текст научной работы на тему «Памятники русской литературы и летописания первой половины XVII в. как источники по истории движения Лжедмитрия II (1607-1610 годы)»

ПаХаюрыаю.: еп ХРошы, еп рроаыры, еп еьбеь Выпуск 7 2017 страницы 238—248 О*^-^Г30

Тюменцев И. О.

Памятники русской литературы и летописания первой половины XVII в. как источники по истории движения Лжедмитрия II (1607-1610 годы)

Памятники русской литературы и летописания первой половины XVII в. были введены в научный оборот первыми историками Смуты и использовались ими как основные источники при реконструкции событий тех лет. В настоящее время этот вид материалов о Смуте наиболее исследован в источниковедческом плане. Автор классического исследования по проблеме С.Ф. Платонов выделил три основные группы литературных произведений о Смуте: 1) сочинения, написанные во время Смуты до избрания на царство Михаила Романова в 1613 г.; 2) произведения, созданные в царствование Михаила Романова, когда вырабатывался официальный взгляд на Смуту; 3) поздние компиляции1. Эта схема с некоторыми уточнениями существует и поныне.

Особенно много внимания исследователи уделили изучению современных описываемым событиям памятников публицистики 1606-1613 гг. На этом пути им пришлось преодолеть большие трудности, т.к. впоследствии многие из этих произведений послужили основой поздних сочинений о Смуте и широко использовались в многочисленных компиляциях, что потребовало длительной работы по установке их первоначального текста и изучении его истории2. Проведенная исследователями источниковедческая работа обнаружила, что авторы, создававшие свои публицистические сочинения в первые месяцы царствования Василия Шуйского: «Сказание и повесть еже содеяся в царствующем граде Москве»3., «Посольскую повесть о Смуте»4, «Повесть како отомсти Господь Бог Борису Годунову»5, «Житие царевича Дмитрия»6, за редким исключением («Повесть о видении некоему мужу духовну»7) безжалостно обличали Бориса Году-

1 Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1888.

2 Там же. С. 370-372.

3Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени // Ученые записки Саратовского государственного университета. Саратов, 1926. Т.5. С.65-95; Енин Г.П. Сказание и повесть, еже содеяся в царствующем граде Москве // СККДР. СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 386-388.

4 Сборник РИО. СПб., 1912. Т. 137. С. 193-197; Солодкин Я.Г. Повесть о Смуте из статейного списка // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 190-192.

5 Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени. С. 39-44; Буганов В.И., Корецкий В.И., Станиславский А.Л. «Повесть како отомсти» - памятник ранней публицистики Смутного времени // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 12. С. 234-238; Енин Г.П. Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 52-55.

6 Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени. С. 44-51; Солодкин Я.Г. Житие Дмитрия Угличского // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 339-340.

7 Копанев А.И. Повесть о видении некоему мужу духовну // ТОДРЛ. Л., 1960. С. 479.

нова и Лжедмитрия I и «грехи», совершенные русскими людьми в их правление, сильно идеализируя времена «благоверного» царя Федора Иоанновича. О современных событиях они почти ничего не писали, ограничившись обоснованием прав Василия Шуйского на престол, рассказами о его коронации и перенесении мощей св. царевича Дмитрия Углицкого. В последующие годы правления царя Василия, несмотря на то, что некоторые из этих произведений перерабатывались и вновь использовались в борьбе за умы (К примеру, переработка «Повести како отомсти...» в «Повесть како восхити...»8), восстание И.И. Болотникова и движение Лжедмитрия II даже не упоминались публицистами. О направлении правительственной агитации в 1607-1610 гг., в основном, приходится судить по отложившимся в разных архивах окружным грамотам Василия Шуйского и Патриарха Гермогена.

Первые сведения о событиях 1607-1610 гг. стали проникать на страницы публицистических сочинений неофициального происхождения в последний год царствования Василия Шуйского. Неизвестный москвич в своем «Послании священнику села Халдеева Василию» убеждал своих читателей, что новых законопреступников - тушинцев постигнет та же участь, что Лжедмитрия I, Лжепетра и Ивана Болотникова9. Тульский дворянин Иван Фуников поведал своему покровителю в первой части «Послания дворянина дворянину»10 о своих злоключениях в плену у повстанцев и о своем спасении. Бичевать «грехи» и «нестроения» русского мира в 1607-1610 гг. публицисты начали уже после свержения Василия Шуйского, во время движения земских ополчений. В «Новой повести о преславном Российском царстве» впервые был сформулирован «земский» взгляд на Смуту, который сильно отличался от предшествующих официальных версий публицистики времени правления Василия Шуйского11. Автор «Плача о пленении и конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства» подробно рассказал об основных событиях царствования Василия Шуйского, широко использовав в работе царские и патриаршие окружные гра-моты12.Неизвестный сочинитель «Писания о преставлении и погребении М.В. Скопина-Шуйского»в стиле житийного произведения поведал о неожиданной смерти самого авторитетного боярина и воеводы 1607-1610 гг., который, в

8 Буганов В.И., Корецкий В.И., Станиславский А.Л. «Повесть како отомсти» - памятник ранней публицистики Смутного времени. С. 234-238.

9 Сборник кн. Хилкова. СПб, 1879. С.12-14.

10 Смирнов И.И. Восстание И.И. Болотникова 1606-1607 гг. М., 1951. Прил. № 3. С. 540543; Солодкин Я.Г. О «Послании дворянина дворянину» // Русская литература. 1977- № 1. С.172. Проведенный нами критический анализ произведения показал, что оно написано в два этапа: первая часть - в начале 1610 г., вторая - в 1612 г. См.: Тюменцев И.О. «Послание дворянина дворянину» как исторический источник // Материалы XII научной конференции профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного университета (12-21 апреля 1995 г.). Волгоград, 1995. С. 48-51.

11 Новая повесть о преславном Российском царстве // ПЛДР. Конец XVI - начало XVII вв. М., 1987. С. 24-57; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 93; Солодкин Я.Г. К датировке и атрибуции «Новой повести о преславном Российском царстве» // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 103-113; Дробленкова Н.Ф. Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском / / СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 404-405.

12 Плач о пленении и конечном разорении Московского государства // ПЛДР. С. 130145; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 102-116; Енин Г.П. Плач о пленении и конечном разорении Московского государства // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 40-42.

представлениях народа, по происхождению и талантам как нельзя лучше подходил на роль царя13. Особый интерес представляет «Сказание киих ради грех попусти Господь Бог праведное наказание» ,написанное известным писателем и публицистом - келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным в ходе избирательного собора 1613 г., в котором содержатся особенно острые даже для публицистики Смуты обличения «грехов» и «нестроений» русского мира в царствование Василия Шуйского14.

Памятники публицистики полны иносказаний и намеков, в них мало конкретных фактов, но они ценны тем, что, будучи написаны по горячим следам событий, отражают настроения и взгляды их участников, которые в пылу полемики порой говорили о своих противниках такое, о чем в более спокойные времена предпочитали молчать. Именно поэтому произведения публицистики крайне тенденциозны и их показания требуют тщательной проверки данными других источников прежде всего документальных. В литературе давно назрела необходимость специального исследования, посвященного критического анализа памятников публицистики 1598-1618 гг. с помощью окружных грамот, сопоставления их содержания для выявления основных тенденций развития русской общественной мысли в Смутное время.

Правительственный взгляд на Смуту получил дальнейшее развитие в созданных в царствование Михаила Романова памятниках литературы (1613-1645 гг.)., которые долгое время использовались историками как основные источники по истории Смуты. Проверка показала, что столь популярные у историков XVIII -начала XIX вв. «Рукопись Филарета»15, «Летописная книга» С.И. Шаховского16 и пространная редакция «Повести кн. М.П. Катырева-Ростовского»17 являются поздними компилятивными сочинениями, которые так или иначе восходят к написанной в середине 20-х годов XVII в. «Повести книги сия прошлых лет»18. Это оригинальное произведение содержит достаточно полное описание событий 1607-1610 гг., обладает особым эпическим складом, сдержанностью оценок и стремлением автора излагать конкретные факты19. Проблема в том, что не удается

13 Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, ре-комого Скопина // ПЛДР. Конец XVI - начало XVII в. М., 1987. С. 58-73; Енин Г.П. Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомого Скопина // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 36-37-

14 Начальная редакция первых глав // Палицын А. Сказание. М.; Л., 1955- С.266-279. Мы не согласны с версией творческого пути А. Палицына, которую предложил Я.Г. Солодкин (Авраамий Палицын // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 36-44). См.: Тюменцев И.О. Датировка и атрибуция первых шести глав «Сказания» Авраамия Палицына // Вестник ВолГУ. Сер. 4. 1996. Вып. 1. С. 17-21.

15 Рукопись Филарета, патриарха Московского и всея Руси. М., 1837; Сборник П.А. Муханова. СПб., 1866. № 195. С.263-330; Кондратьев А. О так называемой рукописи Филарета // ЖМНП. 1878. № 199. Сентябрь. С. 22-83; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 222-231; Зиборов В.К. Рукопись Филарета // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 318-320.

16 Шаховской С.И. Летописная книга // ПЛДР. С. 358-427; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 231-246.

17 Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени // РИБ. СПб., 1909. Т. 13. Стб. 625-712.

18 Там же. Стб. 556-624; Зиборов В.К. Повесть книги сия от прежних лет // СККДР. Вып. 3. Ч .3. С. 55-59.

19 Памятники древней русской письменности. Стб. 559-712; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 216-217, 204.

решить вопрос его атрибуции20. По этой причине остается невыясненной степень информированности автора и объективность его показаний.

Другое сочинение, к которому первые историки Смуты также относились с большим доверием - «История в память предыдущим родам» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, тоже оказалось источником с непростой литературной историей21. Начавшаяся еще в сороковых годах прошлого века дискуссия о творчестве А. Палицына обнаружила, что в действительности келарь почерпнул достоверные данные об обороне Троице-Сергиева монастыря в 16081610 гг. из воспоминаний очевидцев, дополнил их рассказами о чудесах, заимствованиями из литературных источников и переработал собранный материал по образу и подобию воинских повестей. В его работе прослеживаются три этапа: в 1610 г. он, вероятно, работал над «Сказанием о пришествии Я. Сапеги и А. Лисовского к Троице-Сергиеву монастырю», которое после 1613 г. переделал в «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря», а в 1618 г. - в «Исто-рию»22.Памятник хорошо издан с учетом современных требований археографии23.

Серьезные проблемы возникают и с использованием «Временника» дьяка Ивана Тимофеева24, который содержит уникальные данные о событиях 16071610 гг., особенно в Новгороде Великом. И. Тимофеев, по его словам, тайно делал «записи» о пережитом еще во время Смуты, а с 1616 г., по благословению митрополита Новгородского Исидора, стал перерабатывать их в главы «Временника». Дьяк, как метко заметил В.О. Ключевский, больше размышлял и морализировал, чем рассказывал о пережитом25. Литературным трудом он занимался урывками, основное внимание уделяя службе. Он умер в 1631 г., не успев закончить свое сочинение26. В источниковедческом плане памятник довольно хорошо изучен и издан с учетом современных требований археографии27, но, из-за специфики литературного стиля автора и незавершенности произведения, его иносказания и намеки с трудом поддаются истолкованию.

С.Ф. Платонов, а вслед за ним и многие другие ученые считали «Иное сказание» первоклассным источником по истории Смуты, полагая, что в его основу положена написанная современником Повесть 1606 г28. Советские истори-

20 Платонов С.Ф. 1) Древнерусские сказания. С.207-208; 2) Старые сомнения // Сборник статей в честь М.К. Любавского. Пг., 1917. С. 172-180; Кукушкина М.В. Семен Шаховский - автор повести о Смуте // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник за 1974 г. М., 1975. С. 75-78; Зиборов В.К. Об авторе так называемой «Повести Катырева-Ростовского» // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 244-250.

21 Державина ОА. «Сказание» Авраамия Палицына и его автор // Палицын А. Сказание. М.; Л., 1955. С. 72-92; Солодкин Я.Г. Редакции «Истории» А. Палицына // Источниковедение литературы Древней Руси. С. 227-236.

22 Развернутый анализ памятника как исторического источника см: Тюменцев И.О. Очерки по истории обороны Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 гг. Волгоград, 1995. С. 38-48.

23 Палицын А. Сказание.

24 Временник Ивана Тимофеева. М.;Л., 1951.

25 Ключевский В.О. Сочинения. М., 1987. Т. 7. С. 443-444.

26 Солодкин Я.Г. Иван Тимофеев как историк Смутного времени // Историографический ежегодник. Саратов, 1983. С. 117.

27 Державина ОА. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Тимофеев И. Временник. М.;Л., 1951. С. 357-367.

28 Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 3-9, 35-39.

241

ки показали, что в основе, выделенной С.Ф. Платоновым «Повести 1606 г.», лежит «Повесть како отомсти Господь Бог Борису Годунову». «Иное сказание» оказалось поздним довольно сложным компилятивным произведением, составленным неизвестным приказным человеком в 40-х годах XVII в29. Его использование в качестве основного источника по истории Смуты, как показал Р.Г. Скрынников, стало причиной многих заблуждений и неточностей в исторических исследованиях30. Оно являет яркий пример тому, что поздние литературные памятники необходимо использовать с крайней осторожностью после тщательной проверки данными источников современных событиям.

Немного данных о событиях 1607-1610 гг. содержат «Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России», написанные входившим в московскую правящую элиту, известным вольнодумцем первой четверти XVII в. кн. ИА. Хворостининым. Царствование Василия Шуйского писатель провел в заточении, поэтому ограничился нелестными характеристиками личности царя и обвинениями русских людей в нарушении присяги этому царю и нежелании ему служить31.

Важные дополнительные сведения о событиях 1607-1610 гг. в России и особенно на местах можно почерпнуть из сочинений, написанных в первой половине XVII в. провинциальными авторами. Неизвестный выходец из Смоленщины и Северщины, перебравшийся на житье в Казань, написал в 1611-1612 гг. интересное повествование о Смуте32, которое впоследствии было использовано автором компилятивного «Казанского сказания»33. Его земляк - сын боярский-смолянин АЛ. Нарышкин на рубеже 20-30-х годов XVII в. рассказал в «Повести о победах Московского государства» об участии смолян в земском освободительном движении 1609-1610 гг.34. Исследователи установили, что в повествовании он широко использовал разрядные росписи за 1606-1619 гг., которые расширил и дополнил воспоминаниями, рассказами земляков, местными смоленскими легендами и преданиями, а также украсил заимствованиями из литературных источников35.Сходный рассказ об участии в Смуте арзамасских дворян оставил в конце 40-х годов XVII в. бывший городовой сын боярский - дьяк Баим Болтин36, который положил в основу своего сочинения компиляцию из некото-

29 Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени. С. 38-41; Буганов В.И., Корецкий В.И., Станиславский А.Л. «Повесть како отомсти» - памятник ранней публицистики Смутного времени. С. 234-238; Солодкин Я.Г. Иное сказание // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 47-52.

30 Скрынников Р.Г. Смута в России. Иван Болотников. Л., 1988. С. 96-99, 163-164.

31 ПЛДР. С. 428-464; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 202-203.

32 Тихомиров М.Н. Новый источник по восстанию Болотникова // Классовая борьба в России XVII в. М., 1969. С. 194, 198-199, 202.

33 Тихомиров М.Н. Новый источник. С. 194-202.

34 Енин Г.П. «Повесть о победах Московского государства» - новонайденный памятник древнерусской литературы // Повесть о победах Московского государства. Л., 1982. С.96, 101; Его же. Повесть о победах Московского государства // СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 165-167; Флоря Б.Н. Рец. на кн.: Повесть о победах Московского государства // ИСССР. 1984. № 3. С. 186. Прим.

35 Енин Г.П. «Повесть о победах...». С. 106-122.

36 Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 321-379; Платонов С.Ф. 1) Древнерусские сказания. С. 270-273; 2) Столяров хронограф и его автор / / Сборник статей, посвященный Василию

рых частных разрядных книг, отчасти Бельского летописца, искусно переработал и дополнил их собственными воспоминаниями и данными из рассказов родных и близких. Будучи новиком в начале Смуты, Б. Болтин поначалу плохо понимал происходящее, но, продвинувшись по службе, многое повидав, судил о пережитом уже не как простой служилый человек, а как зрелый воин. Неслучайно, зависимость автора от письменных источников информации по мере описания событий Смуты ослабевает37.

Псковичи оставили сразу три повести о Смутном времени, которые помещены в конце второй и третьей Псковских летописей38. Неизвестный пскович, написавший вскоре после избрания Михаила Романова «Повесть о смятении и междоусобии», испытывал симпатии к «большим людям». Автор «Псковской летописной повести» - дьячок Богоявленской церкви из Бродов Андрюшка Ильин, по прозвищу Коза, работавший над своим сочинением в середине XVII в. и хорошо знакомый с трудом предшественника39, наоборот, испытывал симпатии к «меньшим людям». Особенности текста памятника показывают, что в основу полемического произведения, весьма актуального во время бурных событий в Пскове середины XVII в., были, по-видимому, положены воспоминания посадских - очевидцев событий. Информаторы хорошо помнили главные события тех дней, но не смогли точно восстановить их последовательность, что привело к дубляжам и несуразицам40. Показания обоих авторов, придерживавшихся разной политической ориентации, поддаются взаимной проверке, что позволяет с большой точностью восстановить ход событий в Пскове.

В литературе долгое время господствовало мнение, что традиции русского летописания были утрачены во второй половине XVI в., после гибели образованной части общества от опричных расправ.41. В конце прошлого века В.И. Корецкий и Я.Г. Солодкин оспорили этот вывод, выделив летописи и хронографы в особую группу источников о Смуте, что в немалой степени способствовало активизации изучения этих памятников как исторического источника42. В.И. Корецкий пришел к заключению, что важнейшим летописным произведением о Смуте была «История о разорении русском» келейника патриарха Иова Иосифа, но его выводы и оценки носят гипотетический характер43. На наш взгляд, правы исследователи, которые считают, что показания В.Н. Татищева нельзя использовать в исторических исследованиях без всесторонней критиче-

Осиповичу Ключевскому. М., 1909. Ч. 1. С. 18-28; Зиборов В.К. Болтин Баим Федорович // СККДР. XVII в. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1992. С. 147-148.

37 Зиборов В.К. Болтин. С. 147.

38 Повесть о бедах и скорбех и напастех, иже бысть в Велицей России // Псковские летописи. М.; Л., 1941. Т.1. С.122-134; Повесть о смятении и междоусобии и отступлении пскович от Московского государства // Там же. С. 134-140; Псковская летописная повесть о Смутном времени // Псковские летописи. М.; Л., 1955. Т. 2. С. 266-279.

39 Повесть о смятении. С. 134.

40 Шепелев И.С. Освободительная и классовая борьба в Русском государстве в 16081610 гг. Пятигорск, 1957. С. 221-222.

41 Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 230-337; Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1966. С. 398.

42 Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. М., 1986. С. 3-10; Солодкин Я.Г. История позднего русского летописания. М., 1997.

43 Солодкин Я.Г. История. С. 46-58.

ской проверки, даже если имеются прямые ссылки на источники информации44. Гораздо более ценен написанный в 30-е годы XVII в. Новый летописец45, повествующий о событиях русской истории с конца царствования Ивана Грозного до 30-х годов XVII в. Памятник в источниковедческом плане особенно активно изучается в литературе с 50-60 гг. XX в. Историки выяснили, что летописец, помимо устных рассказов современников и собственных воспоминаний, черпал сведения для своего произведения из архивов Разрядного и Посольского приказов, из публицистических и литературных сочинений о Смуте. Письменные источники под его пером подверглись значительной переработке так, что при сопоставлениях близость текстов угадывается с трудом46. Работая над своим произведением полтора десятилетия спустя после Смуты, летописец, по-видимому, столкнулся со многими противоречиями в воспоминаниях очевидцев и в данных письменных источников, что вынудило его отказаться от точных датировок событий Смуты. В результате, традиционная для летописи погодная сетка встречается только в начале и в конце памятника47.

Новый летописец, как показало специальное исследование В.Г. Вовиной-Лебедевой, несмотря на то, что является поздним и компилятивным источником, представляет большую ценность для реконструкции событий 1607-1610 гг., так как содержит интересные данные, не сохранившиеся в других сочинениях о Смуте48. Появление Нового летописца стало эпохой в истории русской литературы о Смуте. Памятник подвел итог исканиям русских писателей и публицистов первых лет царствования Михаила Романова и стал основой для поздних летописных и литературных сочинений: Летописных патриарших сводов 1652 и 1670-х годов, Мазуринского летописца, Новгородской Забелинской летописи, Повести о разорении Московского государства, Книги об избрании на царство Михаила Романова и многочисленных компиляций49.

Первым опытом хронографического описания Смуты явился написанный при дворе М.Ф. Романова Хронограф 1617 г. Его создатель сильно сократил главы, посвященные всемирной истории хронографа 1516 г, переработал статьи о прошлом России и, дополнив их, довел до воцарения Михаила Федоровича Романова в 1613 г50. Автор сообщал только о самых значимых событиях последних царствований, не вдаваясь в детали. В качестве источников он привлек памятники литературы и публицистики Смуты51. Несмотря на предельную краткость, Хронограф 1617 г. оказал сильное влияние на последующие летописные, хроно-

44 Пештич СЛ. Русская историография XVIII в. Л., 1965. Ч. 2. С. 155-160.

45 Новый летописец // ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 14; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 248, 252; Черепнин Л.В. «Смута» и историография XVII в: (Из истории древнерусского летописания) // Исторические записки. 1941. Кн. 12. С. 86-100. И.А. Жарков и Я.Г. Солодкин отмечают, что летопись создана на царском, а не патриаршем дворе, но это не меняет сути ее оценки как официальной летописи. См.: Жарков И.А. «Новый летописец» по списку М.А. Оболенского // Летописи и хроники за 1973 г. М., 1974. С. 269-270; Солодкин Я.Г. Летописец новый // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 258-259.

46 Солодкин Я.Г. Летописец новый. С. 260.

47 Новый летописец. С. 74.

48 Новый летописец. С. 84-85, 87-95; Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004.

49 Солодкин Я.Г. Летописец новый. С. 261.

50 Хронограф 1617 г. // ПЛДР. М., 1987. С. 318-357.

51 Там же.

графические и литературные сочинения о Смуте. Следы его использования можно обнаружить в «Ином сказании», «Пискаревском летописце», многочисленных компиляциях. Его текст лег в основу Хронографа третьей редакции и некоторых других хронографов52. В источниковедческом плане памятники недавно изучены О.В. Твороговым53.

Среди местных и частных летописцев, которые содержат важные детали о событиях Смуты как в России, так и на местах, наибольший интерес представляют Бельский и Пискаревский летописцы. «Бельский летописец»54, по мнению В.И. Корецкого, написан в 30-х годах XVII в. в районе г. Белая в среде местного служилого дворянства55. Автор, как полагают исследователи, в своей работе использовал местные летописцы, сказания, послания Лжедмитрия I, патриарха Гермогена, разрядные росписи, устные рассказы и записи бельских дворян, собственные воспоминания56. Источник содержит интересные сведения о Смуте в северо-западных уездах страны. Много лет спустя после описываемых событий, автор кое-что уже успел позабыть и допустил некоторые неточности. К примеру, он указал, что свадьба Василия Шуйского была осенью 1607 г., а не в феврале 1608 г.57, Болховское сражение неверно датировал 4 мая 1608 г. вместо 30 апреля - 1 мая 1608 г.58. Но эти неточности нисколько не снижают ценности сообщенной информации, т.к. она поддается проверке данными других источников.

Составленный в 20-40-е годы XVII столетия, по обоснованному предположению Я.Г. Солодкина, дьяком Н. Перфильевым «Пискаревский летописец»59 является компиляцией, в основу которой положен краткий летописец за 15331574 гг., пополненный составителем легендами, слухами и собственными воспо-минаниями60. Рассказ летописца открывает краткий очерк о царствовании Василия Шуйского, который завершается, заимствованными из первой окружной грамоты 20 (30) мая 1606 г., крестоцеловальной записью Василия Шуйского и крестоцеловальной записью русских людей Василию Шуйскому61. Далее автор поместил краткие сообщения о видениях, боях с повстанцами и казнях бояр в те же 1606-1610 гг. Причем, хронология соблюдена им только в изложении виде-ний62. Последовательность других событий перепутана. К примеру, сначала идет

52 Платонов С.Ф. Древнерусские сказания. С. 332-338.

53 Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л., 1975.

54 Бельский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С.238-271.

55 Там же. С. 6.

56 Солодкин Я.Г. 1) О происхождении Бельского летописца // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1987. Т.19. С.117-125; 2) Летописец Бельский // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 234-236.

57 Бельский летописец. С. 247.

58 Там же.

59 Пискаревский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 31-221.

60 Тихомиров М.Н. Пискаревский летописец как исторический источник о событиях XVI - начала XVII вв. // ИСССР. 1957. № 3. С. 112, 118-121; Дианова Т.В. К вопросу о неофициальном летописании времени опричнины // Летописи и хроники. М., 1976. С. 147; Солодкин Я.Г. Русская публицистика начала XVII века: Проблема происхождения крупнейших летописных памятников и «Временника» Ивана Тимофеева: Автореф. дис. ... д-ра. ист. наук. М., 1991. С. 26, 28, 34.

61 Пискаревский летописец. С.211-214.

62 Там же. С.214-216; Иное видение // РИБ. Т. 13. Стб. 184-186; Хронограф 1617 г. С. 348.

Памятники русской литературы как источники о Лжедмитрии II -

сообщение о казнях бояр Лжепетром в Путивле (осень 1606 г.), затем известие о поставлении патриарха Гермогена (начало июня 1606 г.), следом за рассказом о походе И. Болотникова на Москву, его разгроме и взятии Тулы (осень 1606-осень

1607 гг.), можно обнаружить сообщение о взятии тушинцами Ростова (осень

1608 г.) и т.д.63. В описании царствования Василия Шуйского чувствуется влияние Хронографа 1617 г.: разбивка текста на очерки по царствованиям, сообщение о поставлении патриарха, видения64. Автор Пискаревского летописца, как видно из характера повествования, мало что знал и явно пользовался данными из вторых рук. Вероятно, его информаторами были дворяне-участники событий, о чем свидетельствуют указания на дворян, павших в боях с повстанцами65.

Многолетние источниковедческие изыскания показали, что первоначальная высокая оценка литературных памятников 20-40-х годов XVII в. нуждается в решительном пересмотре. Это сложные и крайне тенденциозные произведения, данные которых нуждаются в тщательной всесторонней проверке сведениями других источников, прежде всего документальных. На наш взгляд, необходимо изменить подход в их изучении и использовании: решительно отказаться от использования поздних нарративных сочинений в качестве «основных» источников и критически проанализировать их данные, опираясь на данные выявленных документальных материалов 1607-1610 гг.

Источники и литература

1. Бельский летописец // ПСРЛ. М., 1978.

2. Буганов В.И., Корецкий В.И., Станиславский АЛ. «Повесть како отомсти» -памятник ранней публицистики Смутного времени // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 12.

3. Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004.

4. Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951.

5. Державина ОА. «Сказание» Авраамия Палицына и его автор // Палицын А. Сказание. М.; Л., 1955.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Державина ОА. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Тимофеев И. Временник. М.; Л., 1951.

7. Дианова Т.В. К вопросу о неофициальном летописании времени опричнины // Летописи и хроники. М., 1976.

8. Дробленкова Н.Ф. Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3.

9. Енин Г.П. Сказание и повесть, еже содеяся в царствующем граде Москве // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3.

10. Енин Г.П. Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3.

11. Енин Г.П. Плач о пленении и конечном разорении Московского государства // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3.

12. Енин Г.П. Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомого Скопина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3.

63 Пискаревский летописец. С. 214-216.

64 Там же.

65 Там же. С. 213.

13. Енин Г.П. «Повесть о победах Московского государства» - новонайденный памятник древнерусской литературы // Повесть о победах Московского государства. Л., 1982.

14. Зиборов В.К. Повесть книги сия от прежних лет // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3.

15. Зиборов В.К. Рукопись Филарета // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3.

16. Зиборов В.К. Об авторе так называемой «Повести Катырева-Ростовского» // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980.

17. Зиборов В.К. Болтин Баим Федорович // Словарь книжников и книжности Древней Руси . XVII в. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1992.

18. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1987. Т. 7.

19. Кондратьев А. О так называемой рукописи Филарета // ЖМНП. 1878. № 199. Сентябрь.

20. Копанев А.И. Повесть о видении некоему мужу духовну // ТОДРЛ. Л., 1960.

21. Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. М., 1986.

22. Кукушкина М.В. Семен Шаховский - автор повести о Смуте // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник за 1974 г. М., 1975.

23. Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени // Ученые записки Саратовского государственного университета. Саратов, 1926. Т. 5.

24. Начальная редакция первых глав // Палицын А. Сказание. М.; Л., 1955.

25. Новая повесть о преславном Российском царстве // Памятники литературы Древней Руси Конец XVI - начало XVII вв. М., 1987.

26. Новый летописец // Полное собрание русских летописей. СПб., 1910. Т. 14.

27. Палицын А. Сказание. М.; Л., 1955.

28. Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени // Русская историческая библиотека. СПб., 1909. Т. 13.

29. Пештич СЛ. Русская историография XVIII в. Л., 1965. Ч. 2.

30. Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомого Скопина // ПЛДР. Конец XVI - начало XVII вв. М., 1987.

31. Пискаревский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34.

32. Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1888.

33. Платонов С.Ф. Старые сомнения // Сборник статей в честь М.К. Любавско-го. Пг., 1917.

34. Платонов С.Ф. Столяров хронограф и его автор // Сборник статей, посвященный Василию Осиповичу Ключевскому. М., 1909.

35. Плач о пленении и конечном разорении Московского государства // Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI - начало XVII вв. М., 1987.

36. Повесть о бедах и скорбех и напастех, иже бысть в Велицей России // Псковские летописи. М.; Л., 1941. Т. 1.

37. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869.

38. Рукопись Филарета, патриарха Московского и всея Руси. М., 1837.

39. Сборник Русского исторического общества. СПб., 1912. Т. 137.

40. Сборник кн. Хилкова. СПб., 1879.

-^у^о

41. Сборник П.А. Муханова. СПб., 1866. № 195.

42. Скрынников Р.Г. Смута в России. Иван Болотников. Л., 1988.

43. Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1966.

44. Смирнов И.И. Восстание И.И. Болотникова 1606-1607 гг. М., 1951.

45. Солодкин Я.Г. Повесть о Смуте из статейного списка // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Вып. 3. СПб., 1998.

46. Солодкин Я.Г. Житие Дмитрия Угличского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1998.

47. Солодкин Я.Г. О «Послании дворянина дворянину» // Русская литература. 1977. № 1.

48. Солодкин Я.Г. К датировке и атрибуции «Новой повести о преславном Российском царстве» // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36.

49. Солодкин Я.Г. Редакции «Истории» А. Палицына // Источниковедение литературы Древней Руси.

50. Солодкин Я.Г. Иван Тимофеев как историк Смутного времени // Историографический ежегодник. Саратов, 1983.

51. СолодкинЯ.Г. История позднего русского летописания. М., 1997.

52. Солодкин Я.Г. О происхождении Бельского летописца // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1987.

53. Солодкин Я.Г. Русская публицистика начала XVII века: Проблема происхождения крупнейших летописных памятников и «Временника» Ивана Тимофеева: Автореф. дис.... д-ра. ист. наук. М., 1991.

54. Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л., 1975.

55. Тихомиров М.Н. Пискаревский летописец как исторический источник о событиях XVI - начала XVII вв. // ИСССР. 1957. № 3.

56. Тихомиров М.Н. Новый источник по восстанию Болотникова // Классовая борьба в России XVII в. М., 1969.

57. Тюменцев И.О. «Послание дворянина дворянину» как исторический источник // Материалы XII научной конференции профессорско- преподавательского состава Волгоградского государственного университета (12-21 апреля 1995 г.). Волгоград, 1995.

58. Тюменцев И.О. Датировка и атрибуция первых шести глав «Сказания» Ав-раамия Палицына // Вестник ВолГУ. Сер. 4. 1996. Вып.1.

59. Тюменцев И.О. Очерки по истории обороны Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 гг. Волгоград, 1995.

60. Флоря Б.Н. Рец. на кн.: Повесть о победах Московского государства // ИСССР. 1984. № 3.

61. Хронограф 1617 г. // Памятники литературы Древней Руси Конец XVI -начало XVII вв. М.,1987.

62. Черепнин Л.В. «Смута» и историография XVII в: (Из истории древнерусского летописания) // Исторические записки. 1941.

63. Шаховской С.И. Летописная книга // Памятники литературы Древней Руси Конец XVI - начало XVII вв. М.,1987.

64. Шепелев И.С. Освободительная и классовая борьба в Русском государстве в 1608-1610 гг. Пятигорск, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.