ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ПОСРЕДСТВОМ ИГР
Е.А. Полиенко, студент
Научный руководитель: В.О. Басов, канд. юрид. наук, доцент
Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-129-132
Аннотация. В данной статье рассматривается изучение исторических личностей на уроках истории посредством игр. Сделана попытка определить эффективность использования игровых технологий при изучении исторических персоналий на уроках истории. Также представлены примеры игр, которые можно будет использоваться в процессе изучения исторических личностей на уроках истории в школе.
Ключевые слова: историческая личность, история, методика преподавания, игра, урок.
В настоящее время сохраняется тенденция к гуманизации исторического знания, перед учителем стоит задача раскрыть идею ценности человека в историческом процессе.
История - это полотно, создаваемое руками различных личностей, чьи решения и выборы определили не только прошлое, но и будущее нашей цивилизации. Люди -это главные сотворцы истории.
Изучение исторических личностей на уроках истории является важной частью образования, так как позволяет учащимся лучше понять прошлое, и вдохновиться достижениями великих людей.
Важность и необходимость изучение личности на уроках истории нашло отражение во многих научных работах. Так, например данная проблематика освещается в работах Шурхно А.В., Мусиен-ко А.В. [4, 6].
Для эффективного изучения исторических личностей применяются различные методы и приемы, которые помогают учащимся лучше понять и запомнить информацию о них. Одним из эффективных методов изучения исторических личностей является использование игр.
Игры позволяют учащимся более глубоко вжиться в персонажей исторических личностей, понять их мотивы и действия. Также игры способствуют развитию креативности, логического мышления и коллективной работы учеников.
Многие исследователи считают дидактической системой будущего будет игровое обучение.
Дидактическая игра - это педагогически направленная творческая деятельность, которая находится в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определённое русло учебного процесса, а игровые приёмы и ситуации помогают стимулировать школьников к учебной работе. Проведение игр должно входить в тематическое планирование уроков, а содержание - специально продумываться, прежде всего, для формирования познавательных умений и базовых знаний. Перед учениками не ставятся учебные задачи. В процессе игры ученики непроизвольно получают новые знания и отрабатывают умения. Игра - это всегда импровизация [5, с. 405-406].
Игра помогает достичь оптимального уровня активности школьников. При этом ученики способны выполнить такой объём работы, какой в обычных условиях им недоступен. Игра особенно полезна, когда не сформирован интерес к учебному предмету. Перед игрой учитель должен ознакомить обучающихся с правилами, регламентом и порядком работы. Следует ограничить время выполнения заданий, это поможет школьникам быть более сосредоточенными и активными. Также результа-
ты игры должны прогнозироваться, а в конце обязательно нужно проанализировать её итоги [5, с. 405-406].
Одной из популярных игр, которую используют на уроках истории, является ролевая игра. В рамках этой игры школьники принимают на себя роли исторических фигур и взаимодействуют друг с другом, играя сценки из истории или решая проблемы, стоящие перед их персонажами. Такой подход помогает детям лучше понять поведение и мотивы исторических личностей.
Также набирает популярность ролевая игра «Исторический суд». Учащиеся выступают в роли адвокатов, прокуроров, обвиняемого, свидетелей, суда присяжных. Цель такой игры - научить учеников собирать и анализировать источники, аргументировать свое мнение, позицию, грамотно и убедительно строить свою речь [1, с. 323].
Еще одной ролевой игрой является игра «Интервью». Класс делится на 2 группы: одни выступает в роли корреспондентов газет, а другие выступают в роли исторических личностей. Корреспонденты задают разнообразные вопросы историческим личностям. После общения с корреспондентами исторические личности рассказывает, какие вопросы им показались интересными, а какие оказались были сложными. В свою очередь, ребята, которые были в роли корреспондентов должны постараться отразить полученную информацию в своей статье.
Также в процессе изучения исторических личностей можно использовать следующие игры:
1. «Пять подсказок». Данную игру можно использовать как фрагмент урока, так и во внеурочном мероприятии. Учитель предлагает учащимся 5 подсказок, по которым они должны опознать исторического деятеля. Нужно стараться использовать как можно меньше подсказок, для того чтобы понять, о ком идет речь.
2. «Что в прозвище тебе моем?». Известно, что многие исторические личности имели прозвища. По мере изучения материала учащиеся должны дать объяснение, почему деятель приобрел такое прозвище
и что оно означает. Например: Неподкупный; Король-солнце; Денежный мешок; Железный канцлер; Страшный слепец; Отец истории; Всемирный паук; Бархатный канцлер.
3. «Узнай исторического деятеля». Школьникам даются карточки, в которых присутствуют информация об известных исторических личностях. Ученик должен определить о ком говорится в карточке: назвать имя, хронологические рамки жизни и деятельности, а также некоторые факты биографии.
4. «Чьи слова?». Учитель раздает карточки с высказываниями известных исторических деятелей, мыслителей, учащимся необходимо выяснить, кем, когда и при каких обстоятельствах были сказаны данные слова. Также можно воспользоваться аудиоматериалами.
5. «Фраза, вошедшая в историю» или «Кем, когда и в связи с чем это было связано» - игра, заключающая в том, что ученики должны объяснить то или иное высказывание и кому оно принадлежало.
6. Игра «Аукцион имен» может быть применена на уроках обобщения. Учащимся предлагается называть имена исторических деятелей изученной эпохи, которые записываются на доске. Если дети называют малоизвестное имя, то им нужно его прокомментировать. Выигрывает учащийся, который назвал наибольшее количество имен.
7. «Отгадай героя» учащиеся загадывают исторического деятеля, им задаются вопросы, но ответы на них могут быть только «да», «нет», «отчасти». Выигрывает тот, кто за наименьшее количество вопросов отгадал героя [1, с. 323].
Еще одним способом изучения исторических личностей с помощью игр является создание настольных игр. Ученики могут создавать игровые карточки с информацией о различных исторических деятелях, их достижениях и взаимоотношениях. После этого учащиеся могут играть в эти игры и проверять свои знания о великих людях прошлого.
Так, например создание настольной игры «Домино». В качестве домашней работы школьники получают задание, в кото-
ром необходимо составить логический ряд на определенную тему. Например: имена и события определенного времени; деятели культуры и их достижения. При этом они должны оформить свой логический ряд на табличках («домино»). Затем они приносят свои таблички учителю для проверки. После проверки на следующем уроке школьники, делятся на группы по 4 человека и играют в игру по правилам игры Домино.
Также учитель может заранее подготавливать различные настольные игры. Так, например, на уроках истории в 5-8 классах школьники с большим энтузиазмом могут погрузиться в игру «Историческое МЕ-МО». Данная игра направлена на развитие памяти. Благодаря зрительному восприятию, дети с легкостью запомнят портреты, которые в будущем могут понадобиться им для выполнения различных заданий [2].
Правила данной игры заключаются в следующем: на карточках изображены портреты, архитектурные сооружения и т.д. У каждой картинка есть пара. Детям дается 30 секунд на то, чтобы запомнить расположение карточек, после чего они переворачиваются, и школьники по памяти должны открыть пары. От классической игры «Историческое МЕМО» отличается тем, что ученик может забрать пару карточек только в том случае, если правильно назовет изображение на ней [2].
Данная игра не только развивает память, но и систематизирует представление о том или ином изображении, что в последствие, помогает вспомнить это во время контрольной работы или олимпиады [2].
Список игр, которые можно использовать на уроках истории при изучении исторических личностей достаточно широк. Чтобы они способствовали достижению поставленных целей, учителю истории, необходимо учитывать такие факторы, как возрастные особенности учащихся, специфику предмета и конкретной темы, особенности обучающихся конкретного класса [3, с. 96].
Так при выборе и провидении игр на уроках истории, важно помнить о том, что дети разного возраста по-разному воспри-
нимают информацию и могут быть заинтересованы в различных игровых форматах. Например, школьники 5-6 классов могут быстро утомиться от сложных игр, поэтому им может быть необходимо использовать более простые и доступные формы обучения, например, игры с использованием визуальных материалов. Старшеклассники, напротив, могут быть более заинтересованы в более сложных задачах, требующих аналитического мышления и глубокого понимания исторических событий.
Например, ролевую игру «Интервью» лучше проводить в 9-11 классах. Данная игра требует серьезной и тщательной подготовки. Школьникам нужно заранее придумать и сформулировать вопросы для интервью, также ребятам, нужно хорошо знать героя, которого они отыгрывают и у которого берут интервью. Такая тщательная подготовка может оказаться слишком сложной для учеников 5-8 классов.
А настольную игру «Историческое МЕМО» более актуально проводить как раз в 5-8 классах. Так как данная игра не требует подготовки и процесс игры более механический. Школьникам 9-11 классов, эта игра может показаться скучной.
Поэтому при проведении игр на уроках истории следует учитывать возрастные особенности, чтобы сделать обучение более эффективным и интересным для всех учеников.
В целом использование игр на уроках истории помогает учащимся лучше понять исторические контексты, анализировать действия и решения исторических личностей, а также оценивать их воздействие на развитие общества.
Таким образом, изучение исторических личностей на уроках истории через игры не только актуально, но и является эффективным методом обучения, способствующим развитию учеников и формированию у них комплекса необходимых компетенций.
А благодаря знакомству с историческими личностями, дети могут видеть примеры успешных решений проблем и сложностей, которые могут быть использованы в их собственной жизни.
Библиографический список
1. Акимова Я.А., Буяров Д.В. Методические приемы изучения исторических личностей на уроках истории в школе // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. - 2020. -№ 20. - С. 321-324.
2. Зимина А.А. Изучение исторических личностей посредством настольных игр // Современный урок. 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/8/artides/61988 (дата обращения: 15.03.2024).
3. Камардина Н.В, Колесникова В.В. Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1. - С. 95-98.
4. Мусиенко А.В. Методика изучения роли личности на уроках истории // Актуальные вопросы преподавания общественных дисциплин в школе и в ВУЗе. - 2017. - № 2. - С. 3639.
5. Пятыгина Р.В. Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории // Историко-педагогические чтения. - 2019. - № 23. - С. 402-406.
6. Шурхно А.В. Роль личности в истории - воспитательная детерминанта модернизации исторического образования// Северо-восточный научный журнал. - 2007. - № 1. - С. 2225.
STUDYING HISTORICAL FIGURES IN HISTORY LESSONS THROUGH GAMES E.A. Polienko, Student
Supervisor: V.O. Basov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)
Abstract. This article examines the study of historical figures in history lessons through games. An attempt is made to determine the effectiveness of using gaming technologies in the study of historical personalities in history lessons. There are also examples of games that can be used in the process of studying historical figures in history lessons at school. Keywords: historical personality, history, teaching methods, game, lesson.