Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ. ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ К ТИПОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ'

ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ. ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ К ТИПОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАД / ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СТИЛИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ ХХ В / КОНСТРУКТИВИЗМ / СТАЛИНСКАЯ НЕОКЛАССИКА / ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев А.В.

В статье рассматривается процесс становления и развития строительства школьных зданий в Ленинграде в ХХ в. В стилистическом отношении школьные здания проходят все этапы, свойственные архитектуре ХХ в. С изменение стилистических установок меняется характер объемно-пространственной компоновки и архитектурно-композиционного решения зданий учебного характера. В статье даются характеристики гимназий начала века, школ периода конструктивизма 1920 - 1930-х гг., сталинской неоклассики середины 1930 - 1950-х гг. и периода индустриального типового строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL BUILDINGS IN LENINGRAD. FROM INDIVIDUAL DESIGN TO STANDARD CONSTRUCTION

The article examines the process of formation and development of the construction of school buildings in Leningrad in the twentieth century. Stylistically, school buildings go through all the stages peculiar to the architecture of the twentieth century. With the change of stylistic attitudes, the nature of the three-dimensional layout and architectural and compositional solutions of educational buildings changes. The article describes the characteristics of gymnasiums of the beginning of the century, schools of the constructivism period of the 1920s - 1930s, Stalinist neoclassicism of the mid-1930s-1950s and the period of industrial model construction.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ. ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ К ТИПОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ»

УДК 72.00

ао1: 10.55287/22275398 2022 4 148

ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ. ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ К ТИПОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ1

А. В. Пономарев

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления и развития строительства школьных зданий в Ленинграде в ХХ в. В стилистическом отношении школьные здания проходят все этапы, свойственные архитектуре ХХ в. С изменение стилистических установок меняется характер объемно-пространственной компоновки и архитектурно-композиционного решения зданий учебного характера. В статье даются характеристики гимназий начала века, школ периода конструктивизма 1920 - 1930-х гг., сталинской неоклассики середины 1930 - 1950-х гг. и периода индустриального типового строительства.

Ключевые слова

Ленинград, школьное строительство, стилистика архитектуры ХХ в., конструктивизм, сталинская неоклассика, типовое проектирование

Дата поступления в редакцию

08.12.2022

Дата принятия к печати

10.12.2022

Вторую половину Х1Х - начало ХХ в. можно назвать временем становления отечественной системы образования. Были проведены реформы народной образовательной системы, а также выпущен ряд законодательных актов, направленных на ее совершенствование. Со второй половины XIX в. правительством России разрабатывались проекты повышения образования населения различного уровня, а к началу ХХ в. на высшем правительственном уровне решался вопрос о введении всеобщего обучения. Эти мероприятия потребовали разработки принципиально новых типов зданий школ и гимназий. Реформы коснулись и подходов к проектированию зданий учебного назначения. Санитарные требования Министерства народного просвещения, опубликованные в 1907 г., определили требования, которыми необходимо было руководствоваться при проектировании подобных сооружений. В этой связи нельзя не упомянуть гениального архитектора Л. П. Шишко, спроектировавшего несколько гимназических зданий, которые до сих пор признаются лучшими по функциональной и объемно-пространственной организации [1]. Это городское начальное училище в Рыбацком (1908 - 1909 гг.); Царскосельское четырехклассное мужское училище (1910 - 1911 г., Бульварная улица., дом 18); 2-ая гимназия им.

1 По материалам доклада на VII Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры». 9 ноября 2022 г.

Александра I (1909 - 1913 гг., Казанская улица, дом 27) (рис. 1); 3-я гимназия (1912 - 1913 гг., Соляной переулок, дом 12) (рис. 2); 11-я мужская гимназия (1913 - 1914 гг., Выборгская ул., дом 3).

Рис. 1. 2-ая гимназия им. Александра I. Казанская ул. 322

Рис. 2. 3-я гимназия. Соляной пер., 12 3

Лидеры Октябрьской революции имели сой взгляд на принципы и процесс образования. Что касается школьного образования в октябре 1918 г. было опубликовано «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Оно упразднило все существовавшие типы учебных заведений и узаконило единую трудовую девятилетнюю школу двух ступеней: первая ступень — для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс обучения) и вторая для детей от 13 до 17 лет (4-х летний курс). Положение подтвердило ранее принятые декреты о совместном обучении, бесплатной светской школе и декларировало всеобщность и обязательность обучения. В качестве первоочередной задачи Советской властью провозглашалась борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности населения РСФСР». Для нового образовательного процесса были нужны новые педагогические кадры, поэтому в 1917 г. по инициативе М. Горького и А. Луначарского был создан 3-й Петроградский педагогический институт, позже ставший Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена, ныне Российский государственный педагогический университет.

Период послереволюционных лет подарил нем множество оригинальных стилистических решений зданий, и в том числе школьных зданий. Революционный символизм выражен в образе школы им. 10-летия октября (рис. 3) на проспекте Стачек. Ее план напоминает серп и молот — символ нового времени. Кроме этого, школа с ее башней учебной обсерватории является композиционной и высотной доминантой прилегающего района. Она замыкает Тракторную улицу—построенную также в это время, создавая с ней единый комплекс. Еще одним интересным примером этого периода является школа № 120 им. КИМа (рис. 4), находящаяся на проспекте Обуховской обороны, Она была построена в 1929 г. архитекторами Г. Симоновым и А. Гегелло. Школа представляет прекрасный пример функционализма. Здесь новый стиль выражен в своей рафинированной чистоте. Школа состоит из нескольких корпусов, свободно размещенных на обширном участке. Наряду с функциональной связью между корпусами, ее объемно-планировочное решение обеспечивает прекрасную инсоляцию здания, наполняя классы светом. Похожий принцип свободного размещения объемов в пределах участка

2 Источник: https://www.citywalls.ru/photo541323.html

3 Источник: https://p2.citywalls.ru/photo_140-144302.jpg?mt=1353182683

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

0

1

Л ^

га >

т

I I-

0

га а

1

I

Ш

с;

т

ш к

Ш 5 а X

<5

2 т О <ц

§1 с §

< =3

можно видеть на примере школы на Лесном проспекте, архитекторов А. Никольского и В. Гальперина (рис. 5), построенной в то же время в 1930 - 1932 гг. Следующий памятник конструктивизма—это школа № 52 Кировского района (рис. 6), построенная в 1932 г. по проекту архитектора И. Фомина. Сооружение соблюдает все принципы архитектурно-композиционного построения, свойственные периоду конструктивизма.

Рис. 3. Школа им. 10-летия октября4 Рис. 4. Школа № 120 им. КИМа5

В середине 1930 гг. прошла новая реформа образования. В частности, в 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане, в котором была поставлена задача о всеобщем семилетнем образовании. Это потребовало увеличения масштабов строительства школьных зданий. В Ленинграде в 1935 г. были сданы в эксплуатацию 38 школ на 29 000 учащихся, в 1936 г. — втрое больше. Одновременно с наращиванием количества зданий для школ шел поиск их архитек-

4 Источник https://prorus.ru/interviews/ot-ehksperimentov-po-pereustrojstvu-mira-do-tipovyh-panelej/

5 Источник https://p3.citywalls.ru/photo_38-39935.jpg?mt=1273625807

6 Источник https://22century.ru/popuIar-science-publications/20-facts-soviet-schools-part-i

7 Источник https://22century.ru/popular-science-publications/20-facts-soviet-schools-part-i

турного образа. Эта задача была поставлена перед каждой мастерской Ленпроекта. Примеры школ, построенных в этот период, демонстрируют смену стилистического курса Советского государства. Происходит полный отход от чистых форм конструктивизма к классическому декорированию фасадных плоскостей. Это полностью демонстрируют объекты, выполненные мастерской №1 Ленпроекта, которой руководил Д. П. Бурышкин. Для представления характера зданий, которые проектировались в этот период, достаточно привести два примера:

Рис. 7. Школа в Ковенском переулке. Проект8

Рис. 8. Школа в Лештуковом пер.

К недостаткам проектов мастерской Бурышкина относили излишнюю монументальность, однако при воплощении многие из них были значительно упрощены. Таким примером может служить школа в Ковенском переулке, рассчитанная на 400 учащихся (рис. 7). Судя по проекту, это действительно должно было быть монументальное здание, центральная часть которого выделена полуколоннами дорического ордера на первом и втором этажах и пилястрами на третьем и четвертом, разделенными классическим карнизом с модильонами [3]. Двойными полуколоннами была украшена и въездная арка во двор. Стены школы предполагалось проработать рустовкой под камень, а само здание завершить развитым карнизом с небольшим аттиком, который венчают четыре обелиска. Построенное здание смотрится намного проще. Въездную арку не стали строить, не говоря уже об аттике с обелисками. Также не стали отделывать под камень плоскость стены—ее просто гладко оштукатурили.

Так же монументально воспринимается здание школы, построенной в Лештуковом пер. (ныне пер. Джамбула) (рис. 8). Школа была рассчитана на 400 учащихся. Центральную входную зону украшает ордерная композиция, составленная из шести пилястр, дорического ордера, захватывающая два этажа. Для усиления осевой композиции автор на третьем этаже дает ряд окон, одетых в наличники и увенчанных сандриками. Углы здания и распробованной центральной части выделены контрастным рустом. Стены также проработаны тонко прочерченными линиями, имитирующими каменную кладку. Планировка и образное решение школы были настолько удачными, что это здание было принято, как одно из типовых.

Послевоенное строительство школьных зданий не внесло сколь-либо значительных изменений в стилистическую палитру школьных зданий.

8 Источник: https://www.citywalls.ru/photo359889.html

9 Источник: https://www.citywalls.ru/house12090.html

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

0 г

л ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га >

Ш

1 I-

0

ф

га а

1

I

Ф

с;

ш

ш к

Ш 5

а х

<5

2 П

О <ц

§1 с §

9

Кардинальные преобразования происходят 1960-е гг., когда была сделана установка на типовое проектирование и индустриальное строительство объектов жилого, социально-бытового, торгового и учебного назначения. Первым типовым проектом, примененном в Ленинграде стал Типовой проект № 2С-02-8-66 общеобразовательной школы на 1280 учащихся [3]. Проект был выполнен в 1969 г. в проектном институте ЛенЗНИИЭП, архитекторами В. С. Маслов, Б. М. Левин, Т. Г. Финогенова (рис. 9). Подобные школы строились в новых районах и имели простую планировочную структуру: два корпуса, соединенные между собой переходом, были четко структурированы по назначению. В одном—четырехэтажном корпусе, размещались учебные классы, в другом функции, требующие «зальных» пространств: столовая, актовый и физкультурный залы.

Рис. 9. Типовой проект № 224-1-2ЛГ Рис. 10. Типовой проект № 2С-02-8-66

общеобразовательной общеобразовательной

школы на 1176 учащихся 10 школы на 1280 учащихся11

К концу 1970-х гг. однообразие среды спальных районов, стандартизация минимальных жилых площадей постепенно уходит в прошлое. Изменение норм жилой площади от 7 м2 в 1960-х гг. до 9 м2 к 1980-му гг., позволяет сделать среду более разнообразной в архитектурном отношении, несмотря на прежнюю индустриализацию строительного производства и панельное домостроение. Изменилось отношение и к характеру архитектурного исполнения зданий торгового и социально-бытового обслуживания в микрорайонах, в том числе и к зданиям учебного назначения [4]. В 1976 - 1977 гг. 17-ой мастерской ЛенНИИпроекта было спроектирована новое школьное здание для типового строительства (архитекторы: М. А. Садовский, Л. А. Гутцайт, инженеры: В. В. Антонов, А. Б. Сергеева. (рис. 10). Здание решено в виде замкнутой формы, позволяющей организовать внутренний двор. Интересной стала и пластика здания, разнообразить которую стало возможным с переходом на иную конструктивную схему способ строительства с использованием кирпича.

10 Источник: Смирнов В. В. Петербургские школы и школьные здания / Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». 2003. 192 с.

11 Источник: Смирнов В. В. Петербургские школы и школьные здания / Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». 2003. 192 с.

Выводы

Нами была рассмотрена историческая ретроспектива школьного строительства почти за восемьдесят лет. Совершенствование школьного образования всегда было одной из приоритетных областей государства, это же относилось и к строительству средних учебных заведений. Можно видеть, что с начала ХХ в. до конца 1970х-гг. стилистика школьных зданий шла в соответствии со стилистическими тенденциями архитектуры в целом. В начале века, архитекторы вписывали свои здания в существующую городскую среду, в связи с чем здания выполнялись в стилистике историзма и эклектики. В эпоху конструктивизма объемы зданий в соответствии с их функциональным назначением свободно располагались на участке, формируя объемно-пространственную композицию. Сдержанная композиция и декорированный фасад, характерны для эпохи сталинского неоклассицизма. С 1960-х гг. на образ зданий школ оказывает влияние политика стандартизации.

Библиографический список

1. Пономарев А. В. К творческой биографии Льва Петровича Шишко (инженера, архитектора, ученого, педагога) // Известия ВУЗов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Т. 11, №3(38) 2021, ННГАСУ (Сибстрин). С. 520 - 530.

2. Пономарев А. В. К вопросу создания учебного пособия «История современной архитектуры Ленинграда-Санкт-Петербурга.Общественные здания» Современные проблемы истории и теории архитектуры: сборник материалов VII Всероссийской науч.-практ. конф. СПбГАСУ — СПб.: СПбГАСУ. — 2022 С. 25 - 31.

3. Золотарева М. А. Давид Петрович Бурышкин, как представитель ленинградской архитектурной школы первой половины ХХ в. Коллективная монография «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX - XXI веков». М.: МАРХИ, МГХПАим.С.Г.Строганова, PAX, Московский политехнический университет, 2020. — С. 400 - 401.

4. Смирнов В. В. Петербургские школы и школьные здания / Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». 2003. 192 с.

SCHOOL BUILDINGS IN LENINGRAD.

FROM INDIVIDUAL DESIGN TO STANDARD CONSTRUCTION A.V. Ponomarev

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Abstract

The article examines the process of formation and development of the construction of school buildings in Leningrad in the twentieth century. Stylistically,

The Keywords

Leningrad, school construction, the style of architecture of the twentieth

<

а

>

1-

*

ш

1-

S

X

а

<

ш

се

э

1-

и

ш

1-

М

X

и

се

<

0

1 Л

re >

«

s (0 s

I

s н О

ш

re

а |_

г s г

ф

с;

а

со к ш s о. X

<5

2 m О ш

Si

с S

school buildings go through all the stages peculiar to the architecture of the twentieth century. With the change of stylistic attitudes, the nature of the three-dimensional layout and architectural and compositional solutions of educational buildings changes. The article describes the characteristics of gymnasiums of the beginning of the century, schools of the constructivism period of the 1920s - 1930s, Stalinist neoclassicism of the mid-1930s-1950s and the period of industrial model construction.

century, constructivism, Stalinist neoclassicism, standard design

Date of receipt in edition

08.12.2022

Date of acceptance for printing

10.12.2022

Ссылка для цитирования:

А. В. Пономарев. Школьные здания в Ленинграде. От индивидуального проектирования к типовому строительству. — Системные технологии. — 2022. — № 4 (45). — С. 148 - 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.