Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НОПИИТА - НИВИТА - НИИЖТА (1931-1973 ГГ.)'

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НОПИИТА - НИВИТА - НИИЖТА (1931-1973 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
227
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИЗМ / СОВЕТСКИЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ / НОВОСИБИРСКИЙ ПУТЕЙСКО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ТРАНСПОРТА / НОВОСИБИРСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ТРАНСПОРТА / НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / АРХИТЕКТУРНАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ / ЛАБОРАТОРНЫЙ КОРПУС

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сергеева Н. Л.

В статье рассматриваются проблемы проектирования и строительства зданий для Сибирского государственного университета путей сообщений (СГУПС), начиная с момента принятия решения об образовании вуза, который в 1931 г. носил название Новосибирский путейско-строительный институт транспорта (НоПИИТ). В статье впервые использованы документы Государственного архива Новосибирской области, Городского архива г. Новосибирска, Архива СГУПС, Музея Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова, Музея Новосибирского приборостроительного завода, Центра истории и культуры СГУПС. Определенный интерес представляет история проектирования и строительства первого здания НоПИИТа (адрес ул. Д. Ковальчук 179/2), которое в ноябре 1941 г. было передано эвакуированному заводу из Подмосковья г. Красногорска (н. в. Новосибирский приборостроительный завод). Автор считает, что первое здание института выполнено в стиле конструктивизма, но информация об этом здании в литературе по конструктивизму отсутствует. Авторы проекта этого неординарного здания в 1930-е годы в Новосибирске (Агеев Д. М., Волтерс Р.) до сих пор мало известны. Второе здание, в котором размещался НИВИТ с ноября 1941 по 1957 гг., тоже представляет образец конструктивизма (архитектор А. Д. Крячков), и тоже со своей историей проектирования и строительства. Третье здание вуза - НИИЖТа (архитектор В. Масленников), проект которого был утвержден Министерством путей сообщения в 1949 г., было введено в эксплуатацию в 1964 г. В последующие годы к главному корпусу НИИЖТа был достроен лабораторный корпус (1973 г.). На отведенной территории в эти годы были также построены общежитие № 1, «Профессорский дом», жилые дома, позднее - спортивный комплекс. Информация об этих зданиях нуждается в пополнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DESIGN AND CONSTRUCTION OF BUILDINGS TO ACCOMMODATE NOPIIT - NIVIT - NIIZHT (1931 - 1973)

The article deals with the issues of design and construction of buildings for the Siberian Transport University (STU), starting from the moment the decision was made to establish the university which in 1931 was called Novosibirsk Track Construction Institute of Railway Transport Engineers (NoPIIT). For the first time, the researcher reviews documents from the State Archives of the Novosibirsk Region, the Novosibirsk City Archives, the STU Archives, the Museum of the Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, the Museum of the Novosibirsk Instrument Engineering Plant, the Center of History and Culture of the Siberian Transport University. The history of design and construction of the first building of the NoPIIT (located at D. Kovalchuk St. 179/2) is of particular interest. In November 1941 the building was handed over to a plant evacuated from Krasnogorsk, a town in the Moscow region (at present the Novosibirsk Instrument Engineering Plant). The author believes that the building was designed in the constructivist style. However, information about this building in the literature on constructivist architecture cannot be found. The architects of this outstanding building in Novosibirsk of the 1930s (Ageev D. M., Wolters R) are still little known to the public. The second building, which housed the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers (NIVIT) from November 1941 to 1957, is also an example of constructivism (architect A. D. Kryachkov) that has its own history of design and construction. The third building of the university - the Novosibirsk Institute of Railway Transport Engineers (NIIZhT) building (architect V. Maslennikov), the project of which was approved by the Ministry of Railways in 1949 - was put into operation in 1964. Later in 1973, the Laboratory building was attached to the Main building of NIIZhT. During that period, Dormitory No. 1, the "Professorial Apartments”, other residential buildings, and later a sports complex were also built on the designated territory. Information about these buildings needs to be completed.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НОПИИТА - НИВИТА - НИИЖТА (1931-1973 ГГ.)»

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 22-34.

The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022. No. 3 (14). Р. 22-34.

К 90-летию СГУПС (НИИЖТ - НИВИТ - НоПИИТ)

Научная статья

УДК 378. 665.62(571.14)

doi 10.52170/2618-7949_2022_14_22

Из истории проектирования и строительства зданий для размещения НоПИИТа - НИВИТа - НИИЖТа (1931-1973 гг.)

Нинелла Лазаревна Сергеева

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы проектирования и строительства зданий для Сибирского государственного университета путей сообщений (СГУПС), начиная с момента принятия решения об образовании вуза, который в 1931 г. носил название Новосибирский путейско-строительный институт транспорта (НоПИИТ). В статье впервые использованы документы Государственного архива Новосибирской области, Городского архива г. Новосибирска, Архива СГУПС, Музея Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова, Музея Новосибирского приборостроительного завода, Центра истории и культуры СГУПС. Определенный интерес представляет история проектирования и строительства первого здания НоПИИТа (адрес ул. Д. Ковальчук 179/2), которое в ноябре 1941 г. было передано эвакуированному заводу из Подмосковья г. Красногорска (н. в. Новосибирский приборостроительный завод). Автор считает, что первое здание института выполнено в стиле конструктивизма, но информация об этом здании в литературе по конструктивизму отсутствует. Авторы проекта этого неординарного здания в 1930-е годы в Новосибирске (Агеев Д. М., Волтерс Р.) до сих пор мало известны. Второе здание, в котором размещался НИВИТ с ноября 1941 по 1957 гг., тоже представляет образец конструктивизма (архитектор А. Д. Крячков), и тоже со своей историей проектирования и строительства. Третье здание вуза - НИИЖТа (архитектор В. Масленников), проект которого был утвержден Министерством путей сообщения в 1949 г., было введено в эксплуатацию в 1964 г. В последующие годы к главному корпусу НИИЖТа был достроен лабораторный корпус (1973 г.). На отведенной территории в эти годы были также построены общежитие № 1, «Профессорский дом», жилые дома, позднее - спортивный комплекс. Информация об этих зданиях нуждается в пополнении.

Ключевые слова: конструктивизм, советский неоклассицизм, Новосибирский путейско-строительный институт инженеров транспорта, Новосибирский военный институт инженеров транспорта, Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, архитектурная достопримечательность, лабораторный корпус

Для цитирования: Сергеева Н. Л. Из истории проектирования и строительства зданий для размещения НоПИИТа - НИВИТа - НИИЖТа (1931-1973 гг.) // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 22-34. DOI 10.52170/2618-7949_2022_14_22.

THE 90th ANNIVERSARY of STU (NIIZhT - NIVIT - NoPIIT)

Original article

The history of design and construction of buildings to accommodate NoPIIT - NIVIT - NIIZhT (1931 - 1973)

Ninella L. Sergeeva

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia, [email protected]

Abstract. The article deals with the issues of design and construction of buildings for the Siberian Transport University (STU), starting from the moment the decision was made to establish the university which in 1931 was called Novosibirsk Track Construction Institute of Railway Transport Engineers (NoPIIT). For the first time, the researcher reviews documents from the State Archives of the Novosibirsk Region, the Novosibirsk City Archives, the STU Archives, the Museum of the Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, the Museum of the Novosibirsk Instrument Engineering Plant, the Center of History and Culture of the Siberian Transport University. The history of design and construction of the first building of the NoPIIT (located at D. Kovalchuk St. 179/2) is of particular interest. In November 1941 the building was handed over to a plant evacuated from Krasnogorsk, a town in the Moscow region (at present the Novosibirsk Instrument Engineering

© Сергеева Н. Л., 2022

Plant). The author believes that the building was designed in the constructivist style. However, information about this building in the literature on constructivist architecture cannot be found. The architects of this outstanding building in Novosibirsk of the 1930s (Ageev D. M., Wolters R) are still little known to the public. The second building, which housed the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers (NIVIT) from November 1941 to 1957, is also an example of constructivism (architect A. D. Kryachkov) that has its own history of design and construction. The third building of the university - the Novosibirsk Institute of Railway Transport Engineers (NIIZhT) building (architect V. Maslennikov), the project of which was approved by the Ministry of Railways in 1949 - was put into operation in 1964. Later in 1973, the Laboratory building was attached to the Main building of NIIZhT. During that period, Dormitory No. 1, the "Professorial Apartments", other residential buildings, and later a sports complex were also built on the designated territory. Information about these buildings needs to be completed.

Keywords: constructivism, Soviet neoclassicism, Novosibirsk Track Construction Institute of Railway Transport Engineers, Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers, Novosibirsk Institute of Railway Transport Engineers, architectural landmark, laboratory building

For citation: Sergeeva N. L. The history of design and construction of buildings to accommodate NoPIIT -NIVIT - NIIZhT (1931-1973). The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022;(14):22-34. (In Russ.). DOI 10.52170/2618-7949_2022_14_22.

Строительство и ввод в эксплуатацию первого здания НоПИИТа в 1931-1941 гг.

История первого здания, в котором размещался Новосибирский путейско-строитель-ный института инженеров транспорта (Но-ПИИТ) в 1931-1941 гг., отправляет нас в далекий 1925 г., когда архитектору г. Новоникола-евска было дано задание составить генеральный план застройки города с расчетным сроком в 25 лет.

В 1926 г. работы по составлению генерального плана г. Новосибирска были поручены профессору архитектуры Борису Андреевичу Коршунову1. В группу проектировщиков вошли Ю. К. Гринвальд - главный инженер городских железных дорог (Ленинград) и архитектор Д. Е. Бабенков. В 1928 г. план был готов и привезен в г. Новосибирск. Как отмечали профессионалы, генеральный план Новосибирска был выполнен на высоком научно-профессиональном уровне. Согласно этому плану, вдоль улицы Красный Проспект и на прилегающих к ней улицах должны были располагаться учебные и научно-исследовательские институты. На генеральном плане 1930 г. (рис. 1) видно место, где планировали строить Институт инженеров транспорта (при этом следует заметить, что решение об образовании НоПИИТа будет принято только в 1931 г.) [1, с. 23].

В 1930-е годы в СССР происходили заметные изменения в социально-политическом и культурном облике советских городов и, в частности, в г. Новосибирске. Здесь строятся

дома для рабочих, школы, клубы, промышленные предприятия. Новосибирск приобретает черты крупного культурного центра.

Рис. 1. Схема - план Новосибирска в1930 г.

В августе 1928 г. газета «Известия» ВЦИК СССР опубликовала объявление, в котором приглашала архитекторов и инженеров строителей приехать в Сибирский край для участия в новом строительстве. В ответ краевому инженеру Г. П. Брейденбаху пришло много писем от специалистов - архитекторов и градостроителей из центральной части страны, Прибалтики и Германии [2, с. 281].

К началу 1930-х годов в СССР приехало около 30 немецких архитекторов; многие из них согласились работать, поскольку верили в возможность грандиозных перемен, обещанных советским правительством. В условиях индустриализации наша страна нуждалась в

1 Коршунов Борис Андреевич (1886-1961 гг.) - видный советский архитектор и градостроитель, профессор МВТУ и Московского архитектурного института. Руководитель схемы планировки «Большого Новосибирска» (1926-1929 гг.).

быстром и экономном строительстве, и они предложили проектировать типовые «соцгородки», где при строящихся заводах, поселках и институтах предполагалось возводить многоквартирные жилые дома, магазины, дома культуры, обустраивать зоны отдыха. На архитектуру Новосибирска иностранные архитекторы и градостроители оказали определенное влияние; они оставили заметный след и в строительстве «соцгородков» в Сибири, Кузбассе и на Урале.

Главным архитектором Новосибирска в 1932 г. был Владимир Михайлович Тейтель2. В это же время в Новосибирске работали выпускники знаменитой германской авангардной школы - архитекторы Баухауса3: Ханнес Майер, Эрнст Май, Рудольф Волтерс, Рудольф Зондер и другие [2, с. 28].

Архитектура в строительстве промышленных и учебных зданий в г. Новосибирске в 1930-е гг., по мнению профессора архитектуры Ивана Невзгодина4, формировалась в упрощенных неоклассических формах. На передний план выходило стремление к монументальности - это и определило градостроительный вектор развития Новосибирска. Здания, построенные в 20-30- х годах в г. Новосибирске в стиле конструктивизма5, сформировали «лицо» города. В стиле конструктивизма построено и первое здание НоПИИТ [3, с. 1].

23 июля 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление о реорганизации вузов,

2 Тейтель Владимир Михайлович (1910-1945) -советский архитектор, в 1929 г. окончил Ленинградскую Академию художеств, в 1929 г., сослан в Новосибирск, работал на строительстве «Сибком-байна» (1930-1932 гг.), главный архитектор Новосибирска (1932-1935 гг.).

3 Баухаус - Высшая школа строительства и конструирования, в Германии, принципы, сформулированные в этой школе, определили развитие архитектуры в XX веке. Часть баухаусовцев работали в СССР и в 1938 г. были репрессированы (Б. Шефлер, Ф. Тольцинер, жена и сын Х. Майера).

4 Невзгодин Иван Владимирович (1974 г.) - выпускник 1998 г. НГАХА, окончил вуз с красным дипломом, с 1999 г. живет в Нидерландах, доктор архитектуры кафедры ЮНЕСКО «Ценности наследия» Делфтского технического университета. Написал книги о неоклассицизме в архитектуре Новосибирска, эксперт по новосибирскому конструктивизму.

5 Конструктивизм - советский авангардистский

метод (направление) в изобразительном искусстве,

техникумов и рабфаков [4]. Приказом Президиума Новосибирского городского Совета № 28 от 21.02.1931 г. было принято Постановление Горсовета об отводе участков под строительство транспортного ВТУЗа в Ельцов-ском (ныне Заельцовском) районе, в качестве подрядчика определили трест «Сибстрой-путь» [5, с. 11].

Во исполнение постановления ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) СССР 30 июня 1931 г. издал приказ № 2287 «О реорганизации и специализации ВТУЗов железнодорожного транспорта». Сибирский институт инженеров транспорта (СИИТ) был разделен на три самостоятельных вуза: Томский электромеханический институт инженеров транспорта, Томский институт инженеров водного транспорта и Новосибирский путейско-строитель-ный институт инженеров транспорта, где предполагалось сосредоточить подготовку специалистов по строительству и содержанию железных дорог. В этом же приказе было намечено строительство в Новосибирске нового здания для института [6, с. 3].

3 апреля 1932 г. приказом НКПС № А13/Ц по личному составу директором НоПИИТа был назначен Сергей Емельянович Пропастин6. Первоначально ему пришлось быть директором, завхозом, строителем, бухгалтером и организатором формирующегося коллектива НоПИ-ИТа. 7 апреля 1932 г. издан приказ НКПС №

архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920-е первой половине 1930-х гг. Характеризуется строгостью, гео-метризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Конструктивизм рождался как пролетарский стиль, отвергающий старый строй и все, что с ним связано, но пролетариат пожелал вернуться во «дворцы», а советский авангард стал элитарным, его понять и оценить смогли немногие.

6 Пропастин Сергей Емельянович (1895-1941) -профессиональный военный, воевал на фронтах Первой мировой (1915-1918 гг. - командир роты), и Гражданской войн (командир полка, кавалер ордена Красного Знамени). В должности директора, начальника НоПИИТа-НИВИТа работал с апреля 1932 по август 1936 гг. В 1936 г. был откомандирован в распоряжение Наркомата обороны СССР. Погиб под Киевом в октябре 1941 г., защищая Родину от фашистских оккупантов.

232/Ц «О строительстве Новосибирского путей-ско-строительного института инженеров ж.-д. транспорта», где предписывалась тресту «Сиб-стройпуть» закончить строительство здания института к 1 ноября 1932 г. [4, с. 3]. 25 сентября 1932 г. заместитель Народного Комиссара путей сообщения Амосов издал приказ №754/Ц об организации нашего вуза.

2 октября 1932 г. в недостроенном здании института начались занятия. Адрес первого здания НоПИИТа - ул. Дуси Ковальчук 179/2 (Площадь Калинина). В архивных документах это Ельцовский (позднее переименован в Иппо-дромский, затем Заельцовский) район, квартал 181. Постройка 1-го корпуса НоПИИТа началась в 1931 г. и стала доминантой Заельцовского района среди одноэтажных домов г. Новосибирска. Здание проектировали молодые архитекторы, члены Общества современных архитекторов (ОСА), с новым взглядом на строительство в стиле русского авангарда. Изучив документы, мы можем теперь назвать непосредственных участников проектирования и строительства этого здания НоПИИТа-НИВИТа. Это молодые архитекторы Д. М. Агеев7 и С. М. Игнатович8, а также в их команду входили Г. Е. Степанченко, К. И. Митин и Я. Е. Кузнецов. В проектировании студенческого городка (кампуса) НоПИИТа принимал участие немецкий архитектор Рудольф Волтерс9 [2, с. 304; 7, с. 372].

В 1931 г. Р. Волтерс был приглашен Правительством СССР как специалист по проектированию вокзалов и жил в Новосибирске два года. Но к его приезду в город в 1931 г. фундамент вокзала был уже заложен, и ему предложили принять участие в проектировании комплекса зданий НоПИИТа и поселка

(соцгородка) им. Эйхе в Первомайском районе г. Новосибирска. Так он описывает свое пребывание в г. Новосибирске в своей книге «Специалист в Сибири»: «Нужно было спроектировать оставшиеся здания института, общежитие для женатых студентов, для неженатых, которые тоже встречались, для персонала, для профессоров и ассистентов; для всех жителей - клуб, кино, столовую, больницу, магазин, баню, прачечную, стадион, детский сад, ясли, начальную школу, хозяйственные постройки, административное здание, котельную, пожарную часть, - короче все, что требуется для полностью автономного и самоуправляющегося поселка» [8, с. 123].

Как пишет в своей книге доктор архитектуры И. В. Невзгодин: «При его непосредственном участии были спроектированы и построены два общежития НоПИИТа в 19311932 гг. ...Многие запроектированные в годы первой пятилетки в г. Новосибирске учебные комплексы не были осуществлены. Проектирование и строительство комплекса зданий Института военных инженеров транспорта в 1931-1934 годах демонстрирует попытку найти новое выражение монументальности учебного здания» [7, с. 282, 392].

Р. Волтерсом также в это время был спроектирован «соцгородок» железнодорожников на станции Инская (поселок имени Эйхе). Он подготовил проект трехэтажных европейских каменных домов для семей железнодорожников. Однако денег у местной власти хватило только на постройку «восьмиквартирных, деревянных двухэтажных бараков». Строили эти бараки как временное жилье, но и до сих пор в некоторых из них живут люди. В наше

7 Агеев Дмитрий Михайлович (1902 г. - дата неизвестна) окончил Сибирский технологический институт в г. Томске (1927 г.) по специальности «архитектура». В 1934 г. был инициатором создания Союза советских архитекторов (ССА) в г. Новосибирске. Идеи Д.М. Агеева положены в основу проекта НоПИИТа, здание построено в стиле конструктивизма. Он проектировал и построил множество зданий в г. Новосибирске.

8 Игнатович Сергей Иванович (1905 г. - дата неизвестна) - архитектор, выпускник Петербург-

ского института гражданских инженеров, заведовал архитектурным отделением в художественно-промышленном техникуме (Худпром) г. Омска;

вел основные предметы технического цикла, в том числе проектирование. Оказал большое влияние на строительство зданий в стиле конструктивизма в г. Омске и Новосибирске. Ввел понятие «новосибирский конструктивизм».

9 Волтерс Рудольф (1903-1983) - доктор архитектуры и градостроитель (Германия). С 1923 г. учился архитектурному искусству в Высшей технической школе г. Мюнхена. В 1927 г. окончил Берлинскую высшую техническую школу, в 1929 г. защитил диссертацию по теме строительства железнодорожных вокзалов. Жил в Новосибирске в 1931-1932 гг. Ведущий архитектор г. Берлина во время Второй мировой войны.

время в Первомайском районе г. Новосибирска (бывший поселок Эйхе) осталось два дома от проекта Р. Волтерса, которые напоминают общежития НоПИИТа, спроектированные и построенные им в 1932 г. [9, с. 3].

Рис. 2. Строительство первого корпуса в 1931 г.

Рис. 3. Строительство второго корпуса в 1932 г.

Рис. 4. Второй (главный) учебный корпус

10 Шпеер Альберт (1905-1981) - друг Волтерса по Высшей технической школе. Личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружения и военного производства (1942-1945 гг.). 1 октября 1946 г. Международный военный трибунал в Нюрнберге признал его виновным в совершении военных преступлений, и приговорил к 20 годам тюремного за-

Рис. 5. Студенческие общежития 1932 г. НИВИТ в 1941 г. проект и фото Р. Волтерса

Рис. 6. Первое здание НИВИТа - современный вид Новосибирского приборостроительного завода (НПЗ) в 2021 г.

Здания постройки 1930-х годов в г. Новосибирске признаны исторической достопримечательностью, о них много информации в специальной литературе по архитектуре, но о первом здании СГУПСа сведения фактически отсутствуют. Мы полагаем, что эта ситуация сложилась по следующим причинам. Во-первых, в проекте участвовал архитектор Р. Вол-терс, который после возвращения в Германию был основным разработчиком Шпееровского10 плана перестройки Берлина. Поэтому считалось, что он разработчик нацистской архитектуры, и его имя употреблять было запрещено.

Во-вторых, здание НИВИТа в 1941 г. было передано Красногорскому комбинату № 69,

ключения. Волтерс все это время поддерживал его семью. В 1975 г. вышла его книга «Шпандау: Тайный дневник» - эти записи на туалетной бумаге из тюрьмы помог сохранить ему Волтерс. В СССР проекты Шпеера и Волтерса считалась нацистской архитектурой.

где в настоящее время размещается Новосибирский приборостроительный завод (НПЗ) с режимной системой допуска на территорию. Технические документы на это здание до сих пор хранятся под грифом «для специального пользования», доступ к ним происходит по специальному разрешению.

Весной 1932 г. в СССР, как отмечает архитектор Дмитрий Хмельницкий11, произошла «тотальная архитектурная реформа». По указанию Сталина иностранные архитекторы были высланы из страны, строить здания в стиле конструктивизма запретили, в Советском Союзе начали возводить монументальные здания в классическом стиле - с колоннами, портиками, фронтонами, пилястрами и декоративными элементами. Этот стиль называют по-разному: постконструктивизмом, сталинским ампиром, советским неоклассицизмом.

К 1941 г. НИВИТ «являлся единственным в СССР высшим военно-транспортным учебным заведением, готовящим военных инженеров железнодорожного транспорта и командиров взводов службы военных сообщений Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Это был институт, полностью укомплектованный кадрами преподавателей (120 штатных и 11 совместителей), с солидной материальной базой для обучения и научных исследований (30 кафедр, 11 лабораторий, 20 кабинетов, техническая библиотека)» [10, с. 5]. В довоенные годы НИВИТ имел «по сравнению с другими транспортными вузами ряд существенных преимуществ: стопроцентное обеспечение повышенной стипендией, обеспечение всех слушателей бесплатным обмундированием, наличие кадрового состава, хорошее обеспечение аудиторным и жилым фондом» [11]. Но нападение гитлеровской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. изменило жизнь в стране, в Новосибирске, в институте. В НИВИТе начались призывы в РККА слушателей, преподавателей и сотрудников, изменились учебные планы. Вся страна жила и работала под единым призывом «Все для фронта! Все для Победы».

В первых числах ноября 1941 г. Новосибирский ВКП(б) и горисполком обратились к

11 Хмельницкий Дмитрий Сергеевич (1953 г.р.) в 1977 г. окончил Институт им. Репина, работал архитектором в г. Ленинграде, в 1987 г. эмигрировал

руководству НИВИТа с требованием в течение 24 часов освободить занимаемые институтом здания для размещения эвакуированного завода точной механики № 69 им. Ленина, входящего в структуру Наркомата вооружений. Из подмосковного г. Красногорска в Новосибирск прибыло 20 эшелонов с оборудованием и 14 тысячами работников и членами их семей.

Было перевезено 2,4 тысячи станков, в том числе 500 оптических. Первый эшелон с оборудованием прибыл в город в начале ноября 1941 г., и как рассказывал генеральный директор Сергей Жиров: «.уже 27 декабря главный сборочный цех был сдан в эксплуатацию и выпустил первую партию орудийных и минометных прицелов. Потребность в оптике была так велика, что продукцию завода ежедневно отправляли специальным транспортным самолетом из г. Новосибирска на фронт» [12].

Рис. 7. Исторический шильдик на одном из до сих пор работающем станке Особого завода № 69 из подмосковного г. Красногорска.

К 10 ноября 1941 г. почти все помещения НИВИТа (за исключением двух общежитий) были заняты эвакуированным заводом. «Руководство завода приняло решение: одно общежитие студентов использовать под оптический цех (№ 5); Г-образный учебный корпус -под главный механический цех № 6 (1-й этаж и подвал): верхние этажи - для размещения сборочных цехов № 11, 12. Недалеко от этих корпусов стоял незавершенный жилой дом. Здесь решили оборудовать отделочный цех № 13 и кон-структорско-технологические службы. Однако площадей не хватало для размещения заготовительных цехов, цехов дальномерной

в Германию, советский и немецкий архитектор, историк сталинской архитектуры, публицист, автор статей о сталинизме и современности.

группы, инструментального цеха, цехов ОГМ и других подразделений. Уполномоченный Совета по эвакуации М. Н. Полосухин добился у городских властей выделения здания школы погранохраны (прим. авт. — Красный проспект, 167) и 8 корпусов двухэтажных казарм полка НКВД (прим. авт. - «Красные казармы» в районе ж/д вокзала)» [13, с. 32]. НИВИТ вынужден был уехать из своего «родного дома».

Второе здание НИВИТа в 1941-1957 гг.

10 ноября 1941 г. Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта переехал в центр г. Новосибирска на улицу Советская, 20 (в настоящее время ул. Советская, 18). На выделенных двух этажах здания пришлось разместиться не только НИВИТу, но и организовать занятия еще двум вузам -НИИГАиКу и Днепропетровскому институту железнодорожного транспорта (ДИИТу).

История постройки этого здания тоже начинается в середине 1920-х гг. Двухэтажное здание конторы Текстильсиндиката было построено по проекту профессора архитектуры А. Д. Крячкова12 на одном из важнейших в градостроительном отношении участков исторической части города. «Строительство краевой конторы Всесоюзного Текстильсиндиката (Дом Текстилей) связано с созданием сети госучреждений, а также с созданием облика центральной части города» [2, с. 170]. В акте приемки здания от 5 апреля 1926 г. записано, что «.постройка произведена согласно утвержденному проекту .конструкции здания во всех видимых частях выполнены удовлетворительно и рационально. Здание производит хорошее впечатление. Планировка ясная и простая, помещения светлы и сухи.» [14, с. 170]. Построено здание за один год, в стиле переходного периода от рационалистического модерна к конструктивизму. Автор проекта Андрей Дмитриевич Крячков в содружестве с инженером-строителем Р. А. Петер-фельдом курировал строительство здания.

Первоначально оно было построено двухэтажным, с угловой башней посередине здания. На углу возвышалась восьмигранная башня, к которой примыкало здание. По сторонам башни планировалось установить скульптурные группы, олицетворяющие собой мощь одержавшего победу пролетариата, но они не были установлены. За эту «башню» А. Д. Крячкова неоднократно критиковали в прессе - за неэкономичное строительство. Так, 15 января 1930 г. в газете «Советская Сибирь» была опубликована статья под заголовком «Образец неэкономического проектирования» и помещена фотография башни. В статье говорилось, что «.эта башня не может быть использована, хотя возведение ее стоило немало денег» [15, с. 3]. Через полгода газета «Советская Сибирь» опубликовала конструктивистский проект инженера И. Д. Лалевича, который предлагал убрать «неэкономическую» башню и надстроить два этажа.

Рис. 8. Здание Текстильсиндиката, 1926 г.

Позднее, в 1930 г., Всесоюзный Дом Тек-стилей передали конторе «Сибуголь». Инженер И. Д. Лалевич достроил здание еще на два этажа, к северному торцу сделали пристройку, башню на крыше убрали. В таком виде оно

12 Крячков Андрей Дмитриевич (1876-1950) -русский и советский архитектор (гражданский инженер) и преподаватель, доктор технических наук (1942), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944). По проектам А. Д. Крячкова постро-

ено около 100 крупных зданий и сооружений в городах Сибири, многие из которых являются памятниками истории и культуры федерального и местного значения (Стоквартирный дом в Новосибирске и другие).

больше соответствовало стилю конструктивизма. Основной акцент в здании был сделан на главный вход и угловую часть здания. В надстроечных этажах в большинстве были горизонтальной формы окна, на нижних этажах - вертикальные окна. (А. Д. Крячков, как известно, очень неодобрительно отзывался о стиле конструктивизма, но в соответствии с модой того времени в градостроительстве вынужден был согласиться). На первом этаже здания торговали тканями, на втором - были конторы и жилые помещения Текстильсинди-ката. На северной стороне здания сделали пристройку, на первом этаже которой расположился магазин «Кузбасс» [14, с. 170.].

Рис. 9. Трест Кузбассуголь в 1935 г.

24 декабря 1932 г. Ленинскую строительную контору треста «Сибуголь» переименовали в Ленинскую строительную контору треста «Кузбассуголь» (приказ о переименовании не сохранился, но название «Кузбассуголь» это здание носит до сих пор) [15].

Третье здание - Главный учебный корпус НИИЖТа в 1949-1964 гг.

После окончания Великой Отечественной войны НИВИТ продолжал оставаться в здании на ул. Советской, 20. Завод № 69 (в настоящее время Новосибирский приборостроительный завод) также оставили на территории нашего института и реэвакуировать не собирались. Правительство СССР приняло решение развивать предприятия оборонной промышленности в Новосибирске, поэтому вернуться на прежнее место НИВИТ не смог.

13 Архитектурный ордер (лат. ordo - строй, порядок) - в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикаль-

22 ноября 1946 г. Исполнительный комитет Новосибирского горсовета депутатов трудящихся принял решение № 955 об отводе НИВИТу земельного участка для строительства комплекса зданий в Ипподромском (н. в. Заель-цовском) районе, а 6 июня 1947 г. было принято решение № 482 о строительстве института в Заельцовском квартале № 181 [16, л. 8; 11.].

Технический проект и смета I и II очереди учебных корпусов и жилых зданий, в том числе и общежития (акт от 30.06.1947 г.), утверждены Министерством путей сообщения 9.01.1948 г. за № 154/Ц3, рассмотрены и утверждены архитектурным Советом г. Новосибирска [16, л. 14.].

Проект здания учебного корпуса НИВИТа был разработан в 1946 г. специалистами московского проектного института «Мосгипротранс» под руководством архитектора В. М. Масленникова, также в проектировании здания принимали участие главный инженер проекта П. И. Смирнов, архитекторы Кулагин, Рождественский, Яковлев, Ревякин. Здание было выполнено в формах классицизма с использованием ордерных композиций13. По данному проекту с незначительными изменениями в 1952 г. в СССР было построено и сдано в эксплуатацию здание Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта.

Рис. 10. Здание «Кузбассуголь» в 2021 г.

Начальнику НИИЖТа М. Н. Федиченко приказом Министерства Путей Сообщения № 163 от 4 сентября 1954 г., в соответствии с Решением Новосибирского городского совета депутатов трудящихся от 23 апреля 1951 г. за

ных (колонны, пилястры) и горизонтальных (атаб-лемент) элементов.

№ 53, предписывалось закончить первую очередь строительства института к 31.12.1955 г. [16].

Строительство учебного корпуса и общежития № 1 началось в 1949 г., но из-за отсутствия строительных материалов и рабочих рук работы проходили с задержкой, поэтому принимались дополнительные соглашения о продлении сроков строительства учебного корпуса. Правое крыло общежития из-за нехватки материалов и корректировки проекта строительства было закончено лишь к концу 1953 г.

Рис. 11. Митинг закладки фундамента общежития № 1. 1949 г.

Сдачу первой очереди общежития № 1 в 1951 г. от Генподрядчика треста «Сибстрой-путь» представлял прораб Постников Михаил Андреевич (отец П. М. Постникова - выпускника факультета «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС) НИИЖТа и декана вышеназванного факультета). Со стороны заказчика общежитие принимал начальник кафедры «Строительное производство» доцент Сергей Сергеевич Ульрих. Строительство восточного крыла общежития было закончено к 1954 г. Решением № 089 Исполкома Новосибирского Горсовета от 9 декабря 1955 г. начальнику НИИЖТа М.Н. Федиченко разрешено заселение общежития при условии устранения недостатков в благоустройстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство учебного корпуса НИИЖТа проходило с задержками из-за поставок строительных материалов. Первая очередь здания была сдана к 25 января 1955 г. с оценкой выполненных строительных работ «хорошо». От За-

казчика приемку вели начальник кафедры «Здания» М. В. Гордуновский и старший инженер ОКСа В.К. Тройнин. [16, 23 л.]. Вторая очередь постройки здания НИИЖТа (восточная часть) по объективным причинам затягивалась вплоть до 1964 г. Несмотря на незавершенное строительство, НИИЖТ переехал в новое недостроенное здание и начал работу с 1957 г.

Здание НИИЖТа построено по проекту, практически идентичному главному корпусу Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта им. Кагановича (ДИИТ, ныне - Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта им. академика В. Лазаряна) (рис. 15), возведенному в 1955 г. архитектором В. И. Масленниковым и Г. И. Рождественским, которых консультировал сам академик И. В. Желтовский14.

Рис. 12. Строительство общежития № 1 в 1951 г.

Главный учебный корпус НИИЖТа находится по адресу: ул. Дуси Ковальчук, 191. Постановлением главы администрации Новосибирской области № 1303 от 29.12.2001 г. здание СГУПС является памятником архитектуры регионального значения.

В Паспорте Здания профессор кафедры «Здания и строительные конструкции» Валентин Тимофеевич Горбачев писал, что «...оно представляет собой четырехэтажное здание с цокольным этажом, завершенное скатной крышей. Доминирующим в архитектурном убранстве здания является восьмиколонный портик коринфского ордера. Здание занимает угловое

14 Жолтовский Иван Владиславович (18671959) - русский и советский архитектор, художник, просветитель, один из самых влиятельных архитекторов своего времени. Он был приверженцем

монументального классицизма в архитектуре СССР. С его именем связано формирование такого понятия как «сталинская архитектура».

положение в квартале. Своим главным (южным) фасадом оно вытянуто по одной из магистральных улиц города ул. Дуси Ковальчук, а восточным фасадом правого крыла выходит на ул. Залесского, 1. Главный корпус связан подземным переходом со студенческой столовой и общежитием № 1» [17, с. 1].

Рис. 13. Строительство НИИЖТа в 1955 г.

Рис. 15. ДИИТ в СССР в 1952 г. фото из архива музея ДИИТа

Рис. 17. «Профессорский» дом в 2021 г.

Еще одно здание на территории современного СГУПСа является архитектурной достопримечательностью - это «Профессорский дом» по адресу: ул. Дуси Ковальчук, 185. Строительство здания велось с 1949 по 1955 гг., архитектор проекта Б. И. Шатнев. Здание по-

Рис. 14. Строительство НИИЖТа в 1962 г.

Рис. 16. СГУПС в 2020 г.

Рис. 18. Лабораторный корпус СГУПС, 2021 г.

строено в модернизированных формах классицизма, является одним из составляющих комплекса студгородка.

Лабораторный корпус НИИЖТа в 1969-1973 гг.

В 1960-е годы значительно увеличился прием студентов на все факультеты НИИЖТа, лабораторий и аудиторий для занятий стало не хватать, поэтому остро встал вопрос об увеличении аудиторного фонда, открытии новых кафедр и лабораторий.

В 1930-х годах в НИВИТе уже планировали строительство лабораторного корпуса. К концу 1938 г. проект лабораторного корпуса был готов, строительство должно было начаться в 1939 г. Этот лабораторный корпус, по задумке авторов, должен быть «...значительно интереснее существующего учебного корпуса, даже после полной его реконструкции» [18, с. 2]. Но осуществиться этому проекту было не суждено, помешала война.

К проблеме расширения учебных площадей НИИЖТа вернулись в конце 1950-х гг. По инициативе ректора Н. П. Кондакова в 1959 г. при факультете ПГС было создано студенческое конструкторское бюро (СКБ ПГС), которое «вскоре получило официальный статус проектной организации с правом проектирования жилых, общественных и административных зданий. С тех пор все, что было построено на территории НИИЖТа (жилые дома, общежития, лабораторный корпус и другие объекты), было выполнено в СКБ» [19, с. 9-10].

В июне 1967 г. на факультете ПГС на защиту дипломного проекта была представлена работа студентов 5 курса Людмилы Сусловой и Риммы Жуковой (научный руководитель старший преподаватель В. М. Мисюрев)15. В основу дипломного проекта был положен Типовой проект по-

стройки общежития ТП 31-61. После его корректировки и дополнения проектную документацию лабораторного корпуса утвердил ректор НИИЖТа Николай Павлович Кондаков, и в 1968 г. она была передана на согласование главному архитектору г. Новосибирска.

В 1969 г. началось строительство лабораторного корпуса. «Строительству предшествовала кропотливая и трудоемкая работа в СКБ. И сотрудники, и студенты приложили немало усилий, чтобы к сроку выполнить рабочие чертежи. Большой вклад в этот год внесли студенты четвертого курса факультета ПГС: Т. Котова, Т. Перегудова, Г. Лисицына, Л. Чистякова и И. Ткачевская» [20, с. 2].

Через четыре года, в марте 1973 г., лабораторный корпус по адресу: ул. Залеского, 1 был сдан в эксплуатацию. Он соединялся с главным учебным зданием крытым переходом. Рабочая площадь - около шести тысяч кв. метров, а полезная площадь - почти девять тысяч кв. метров. Стоимость строительных работ и оснащение здания составила более одного миллиона рублей (в ценах 1969 г.).

В 1980-е гг. СКБ ПГС был разработан проект спортивного комплекса института (руководитель проекта Н. В. Барышникова), который строился одновременно с лабораторным корпусом на территории НИИЖТа, как и многие другие производственные и жилищные здания современного студенческого городка.

Более 90 лет прошло с тех пор, как образован наш университет - крупнейший транспортный вуз в Сибири. Среди других сибирских вузов СГУПС выделяется своей неповторимостью, выразительностью архитектурных ансамблей зданий. И сегодня он продолжает расти, меняться, сохранять свои традиции, вести свою летопись.

Список источников

1. Баландин С. Н. Новосибирск: История градостроительства. Новосибирск : Зап.- Сиб. книжное изд-во, 1978. 135 с.

2. Невзгодин И. В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. Новосибирск : Изд-во НГАХА, 2013. 319 с.

15 Мисюрев Виктор Михайлович (1910-1986) -старший преподаватель кафедры «Конструкции и здания», главный инженер студенческого конструкторского бюро (СКБ). В 1936 г. окончил НИВИТ, с 1941-1947 гг. в рядах Советской Армии.

Окончил войну в Берлине, был награжден двумя боевыми орденами и шестью медалями. Работал в НИВИТе с 1937 по 1972 гг. Участвовал в проектировании Новосибирского вокзала, принял участие в создании Музея НИИЖТа.

3. Белогорцев И. Д. Архитекторы Новосибирска. Новосибирск, 1945. 68 с.

4. Постановление ЦИК и СНК СССР «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3657.htm (дата обращения: 12.03.2022).

5. Муниципальное казенное учреждение г. Новосибирска «Новосибирский Городской архив». Ф. 578. Оп. 3. Д. 875.

6. Москалев П. И. Летопись НИВИТа - НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах. Новосибирск, 1992. 58 с.

7. Невзгодин И. В. Советский неоклассицизм в архитектуре Новосибирска. Новосибирск : Деал, 2021. 392 с.

8. Волтерс Р. Специалист в Сибири. Новосибирск : Изд-во Свиньин и сыновья, 2010. 260 с.

9. Матвеев А. Здесь будет город-сад // Трансиб, 16 июня 2021.

10. Добровольский А. В., Манаков А. Л. НИВИТ военного времени (1941-1945 гг.). Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2017. 128 с.

11. Архив Сибирского государственного университета путей сообщения (НИВИТ - НИИЖТ). Ф. 1100. Оп.2. Д. 107.

12. Новосибирск - оборонный щит страны. Бюджет Ru : [сайт]. URL: https://bujet.ru/article/405114.php (дата обращения: 17.03.2022).

13. Через призму времени: История Новосибирского приборостроительного завода им. Ленина в воспоминаниях. Новосибирск : Новосиб. Полиграфкомбинат, 2006. 516 с.

14. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Книга 1 г. Новосибирск (памятники, состоящие на государственной охране). 2-е издание, переработанное. Новосибирск : НИЦ «Сибирский хронограф», 2003. 247 с.

15. Образец не экономического проектирования // Советская Сибирь. 1930, январь, № 12 (3056), с. 3.

16. Архивный путеводитель. Фонд № 257 URL: https://alertino.com/ru/931379? (дата обращения: 13.03.2022.).

17. МЗУ. Горархив. Ф. 578. Оп. 3. Д. 875. Л. 8, 11; Ф. 584. Д. 76. Л. 23, 290.

18. Горбачев В. Т. Краткое архитектурно-историческое описание учебного корпуса СГУПСа по ул. Д. Ковальчук 191. URL: https://prawdom.ru/dom.php?hm=dusi°/o20kovalchuk_19 (дата обращения: 18.03.22).

19. Воронов. Строительство лабораторного корпуса // Кадры-транспорту. 1938. № 23. 14 ноября.

20. Студенческая молодость моя / Авт.-сост. Н. Л. Сергеева. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2017. 128 с.

21. По студенческому проекту // Кадры - транспорту. 1969. № 10. 21 марта.

References

1. Balandin S. N. Novosibirsk: The history of urban planning. Novosibirsk: Western Siberian book publishing house; 1978. 135 p. (In Russ.).

2. Nevzgodin I. V. Constructivism in the architecture of Novosibirsk. Novosibirsk: Publishing House of Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts; 2013. 319 p. (In Russ.).

3. Belogortsev I. D. Architects of Novosibirsk. Novosibirsk; 1945. 68 p. (In Russ.).

4. Resolution of the Central Executive Committee and the Council of People's Commissars of the USSR "On the reorganization of universities, technical schools and vocational schools. (In Russ.). URL:/http://www.li-bussr.ru/doc_ussr/ussr_3657.htm.

5. Novosibirsk Municipal Institution "Novosibirsk City Archives". Fund 578. Op. 3. File 875. (In Russ.).

6. Moskalev P. I. The chronicles of NIVIT - NIIZhT for 60 years in documents and facts. Novosibirsk; 1992. 58 p. (In Russ.).

7. Nevzgodin I. V. Soviet neoclassicism in the architecture of Novosibirsk. Novosibirsk: Deal; 2021. 392 p. (In Russ.).

8. Wolters R. Specialist in Siberia. Novosibirsk: 'Svinyin & Sons' Publishing house; 2010. 260 p. (In Russ.).

9. Matveev A. There will be a garden city here. Transsib. 2021. June 16. (In Russ.).

10. Dobrovolsky A. V., Manakov A. L. NIVIT during wartime (1941-1945). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2017. 128 p. (In Russ.).

11. Archive of the Siberian Transport University (NIVIT - NIIZhT). Fund 1100. Op.2. File 107. (In Russ.).

12. Novosibirsk - the country's defense shield. Bujet ru: [site]. (In Russ.). URL: https://bujet.ru/arti-cle/405114.php.

13. Through the prism of time: The history of the Lenin Novosibirsk Instrument Engineering Plant in memoirs. Novosibirsk: Novosibirsk Polygraphcombinat; 2006. 516 p. (In Russ.).

14. Monuments of history, architecture and monumental art of the Novosibirsk region. Book 1 Novosibirsk (monuments under State protection). 2nd edition. Novosibirsk: Siberian chronograph; 2003. 247 p. (In Russ.).

15. A sample of non-economic design. Soviet Siberia. January 1930;12(3056):3. (In Russ.).

16. Archive guide. Fund 257. (In Russ.). URL:/https://alertino.com/ru/931379.

17. MZU. City Archive. Fund 578. Op. 3. File 875. L. 8, 11; Fund 584. File 76. L. 23, 29. (In Russ.).

18. Gorbachev V. T. A brief architectural and historical description of the STU main building located at 191, D. Kovalchuk street. (In Russ.). URL:/ https://prawdom.ru/dom.php?hm=dusi%20kovalchuk_19.

19. Voronov. Construction of the laboratory building. Kadry - transportu. 1938;23. November 14. (In Russ.).

20. Sergeeva N. L., ed. My student young days. Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2017. 128 p. (In Russ.).

21. Up to a students' project. Kadry - transportu. 1969;10. March 21. (In Russ.).

Информация об авторе

H. Л. Сергеева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «История и политология» СГУПС, заведующая Центром истории и культуры СГУПС.

Information about the author

N. L. Sergeeva - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History and Political Studies, Siberian Transport University, Head of the Center of History and Culture (Museum of Siberian Transport University).

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 24.05.2022; принята к публикации 09.06.2022.

The article was submitted 11.04.2022; approved after reviewing 24.05.2022; accepted for publication 09.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.