Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ НАШЕГО ВУЗА: НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 1960-1980-Е ГГ'

ИСТОРИЯ НАШЕГО ВУЗА: НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 1960-1980-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИВИТ / НИИЖТ / СГУПС / ФАКУЛЬТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / МПС СССР / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добровольский А.В.

В статье исследуются первые десятилетия жизни НИИЖТа, который в 1953 г. принял эстафету от Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта. В публикации освещены основные организационно-штатные мероприятия этого периода, показано расширение форм и методов обучения: новые факультеты и кафедры, новые специальности. Автор анализирует рост квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава института, защиты кандидатских и докторских диссертаций. В работе акцентировано внимание на состоянии научно-исследовательской работы: в 1970-е гг. на базе НИИЖТа сформировались научные школы, которые получили признание не только в своей стране, но и за рубежом. Отражено создание и совершенствование материально-технической базы высшего учебного заведения: завершение строительства главного учебного корпуса, мастерских, общежитий, объектов социально-культурной сферы. Автор полагает, что в шестидесятые годы НИИЖТ стал самым активным участником движения студенческих строительных отрядов, за что неоднократно был отмечен наградами на правительственном, областном и городском уровнях. Институт завоевал почетное право послать делегата на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов, сформировать первый отряд мостовиков-тоннельщиков на стройку века - БАМ. За успешное выполнение заданий по подготовке высококвалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта в 1981 г. НИИЖТ награжден орденом Трудового Красного Знамени. В заключение автор делает вывод, что юбилейные даты коллектив института всегда встречал с достойными результатами. Современный университет (СГУПС) дорожит традициями своих предшественников (НоПИИТа - НИВИТа - НИИЖТа), свято чтит и помнит всех преподавателей, сотрудников и студентов, которые вписали славные страницы в историю одного из старейших вузов Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUR UNIVERSITY HISTORY: NOVOSIBIRSK INSTITUTE OF RAILWAY TRANSPORTATION ENGINEERS DURING 1960-1980S

The article studies the first decades of the existence of Novosibirsk Institute of Railway Transportation Engineers, which succeeded the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers in 1953. The publication highlights key organizational events of that period, shows the development of forms and methods of education: the appearance of new faculties and departments, new training programs. The author analyzes the increase in teaching staff qualification level and the number of PhD defense. The article also focuses on the state of scientific research: scientific schools recognized not only in Russia but also abroad were formed within the University in 1970s. The article reflects on creating and improving the higher education facilities such as completing construction of the main academic buildings, workshops, student dormitories and other social and cultural facilities. The author considers that the University enthusiastically involved in the movement of student construction brigades in the 1960s and received several rewards for those activities at national, regional and municipality levels. The University gained the honour to send a delegate to the 10th World Festival of Youth and Students, and to form the first brigade of bridge and tunnel builders to construct the Baikal-Amur Mainline. In 1981the University was rewarded with the Order of the Red Banner of Labour for the successful training of highly qualified railway engineers. The author concludes that the University has always met its anniversaries with important achievements. The present-day University (Siberian Transport University) keeps the traditions of its predecessors, greatly respects and remembers all educators, personnel and students who helped to write glorious pages in the history of one of the oldest universities in Siberia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ НАШЕГО ВУЗА: НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 1960-1980-Е ГГ»

К ЮБИЛЕЮ СГУПС: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

УДК 378.665.62(571.14)(09)

А. В. Добровольский

История нашего вуза: Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1960-1980-е гг.

В статье исследуются первые десятилетия жизни НИИЖТа, который в 1953 г. принял эстафету от Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта. В публикации освещены основные организационно-штатные мероприятия этого периода, показано расширение форм и методов обучения: новые факультеты и кафедры, новые специальности. Автор анализирует рост квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава института, защиты кандидатских и докторских диссертаций. В работе акцентировано внимание на состоянии научно-исследовательской работы: в 1970-е гг. на базе НИИЖТа сформировались научные школы, которые получили признание не только в своей стране, но и за рубежом. Отражено создание и совершенствование материально-технической базы высшего учебного заведения: завершение строительства главного учебного корпуса, мастерских, общежитий, объектов социально-культурной сферы. Автор полагает, что в шестидесятые годы НИИЖТ стал самым активным участником движения студенческих строительных отрядов, за что неоднократно был отмечен наградами на правительственном, областном и городском уровнях. Институт завоевал почетное право послать делегата на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов, сформировать первый отряд мостовиков-тоннельщиков на стройку века - БАМ. За успешное выполнение заданий по подготовке высококвалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта в 1981 г. НИИЖТ награжден орденом Трудового Красного Знамени. В заключение автор делает вывод, что юбилейные даты коллектив института всегда встречал с достойными результатами. Современный университет (СГУПС) дорожит традициями своих предшественников (НоПИИТа - НИВИТа - НИИЖТа), свято чтит и помнит всех преподавателей, сотрудников и студентов, которые вписали славные страницы в историю одного из старейших вузов Сибири.

Ключевые слова: НИВИТ, НИИЖТ, СГУПС, факультет, преподаватели, студенты, МПС СССР, железные дороги, транспорт.

В 1960-е гг. НИИЖТ вступил уверенной поступью. Институт заново воссоздал материально-техническую базу для обучения и подготовки специалистов железнодорожного профиля. Постепенно осваивались помещения строящегося учебного корпуса, был заселен 80-квартир-ный «преподавательский» жилой дом, продолжалось строительство студенческого общежития на 640 мест, спортивного комплекса. За заслуги в подготовке специалистов и развитии науки в 1961 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудового Красного Знамени профессора К. Н. Коржавина, орденом «Знак Почета» - профессоров Н. П. Кондакова и К. К. Якобсона, доцента А. А. Савелова [1, с. 23]. Приказом ВАК от 5 марта 1962 г. в институте впервые был создан Совет по приему к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук по семи специальностям.

В 1963 г. на факультете «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС) была создана новая кафедра «Экономика и организация строительства». Вскоре на ПГС появилась первая научно-исследовательская группа (потом лаборатория) «Железобетон» (рук. В. Г. Диаковский), которой поручили выполнение работ по плану

важнейшей тематики в области бетона и железобетона (впоследствии эти работы ежегодно включались в приказы Министерства путей сообщения (МПС) СССР [2, с. 253].

В 1964 г. завершилось строительство главного учебного корпуса, сданы в эксплуатацию учебные мастерские. Станки для оборудования мастерских институту подарили предприятия Новосибирска. При кафедре строительной механики была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) прочности железнодорожных сооружений, первым научным руководителем которой стал доктор технических наук, профессор А. Я. Александров [2, с. 252]. Через год в НИИЖТе начинает функционировать лаборатория по сохранности грузов при железнодорожных перевозках и рациональному использованию грузоподъемности вагонов - единственная в системе МПС. Первый научный руководитель лаборатории - доктор технических наук, профессор В. К. Бешкето, затем его сменил профессор А. М. Островский [2, с. 242]. При кафедре «Строительное производство» создана отраслевая НИЛ по борьбе с лавинами, заносами и размывами на железных дорогах.

В 1960-е гг. начинает бурно развиваться движение студенческих строительных отрядов (ССО). За лето 1964 г. студенты НИИЖТа приняли участие в строительстве 16 народно-хозяйственных объектов на территории Новосибирской области: 230 ниижтовцев строили животноводческие, жилые и культурно-бытовые помещения в Чановском, Тогучинском районах. В Купинский район был послан первый целинный строительный отряд. По итогам третьего трудового семестра НИИЖТ занял 1-е место среди вузов Новосибирска, а студенты Г. Хохлов, Н. Никитин, Л. Старкова, Л. Батуева были награждены медалями «За освоение целинных и залежных земель» [3].

В 1965 г. в институте впервые прошел смотр студенческих научных работ (впоследствии - Неделя студенческой науки), на который было представлено 85 работ, выполненных в научно-исследовательских кружках при кафедрах, НИЛ и СКБ. В следующем учебном году на инженерно-экономическом факультете открыта новая специальность «Финансирование и бухгалтерский учет». На строительстве железнодорожной линии Асино - Белый Яр (Томская область) ССО «Стальная колея» в чрезвычайно трудных условиях подготовил к временной эксплуатации 6-километровый путь, произвел укрепление конусов двух мостов. Ударная работа была отмечена благодарственным письмом Министерства транспортного строительства СССР [4, с. 59]. В следующем году ССО «Стальная колея» стал лучшим студенческим транспортным отрядом страны и был награжден Красным знаменем ЦК ВЛКСМ [5, с. 57]. Впервые в истории вуза двадцать студентов интернационального отряда «Дружба» выехали на производственную практику за рубеж - в чехословацкий г. Шумперк [6, с. 18].

В год 50-летия Великого Октября при НИИЖТе был открыт факультет повышения квалификации инженерно-технических работников железнодорожного транспорта (ФПК) по восьми специальностям. Создан редакционно-издательский отдел, институт приобрел первую электронно-вычислительную машину (ЭВМ) «Нанри». В юбилейный год был открыт музей боевой и трудовой славы НИВИТа - НИИЖТа.

В 1968 г. на факультете ПГС вновь начали осуществлять подготовку инженеров по специальности «Водоснабжение и канализация» [5, с. 85]. За этот год в институте было защищено три докторских диссертации (Н. И. Федотов, В. Н. Шингальский, Ю. И. Соловьев) и 14 кандидатских, 14 преподавателей получили

ученое звание доцента. Диссертационный совет института получил право приема к защите диссертаций на соискание ученой степени доктора технических наук. За создание уникальной испытательной установки выпускнику института (1947 г.) Ю. А. Раутману присуждена Государственная премия СССР.

На Белой олимпиаде 1968 г. (Франция, г. Гренобль) в сборной команде страны выступали два ниижтовца - В. Ф. Маматов и А. И. Ле-пешкин. Биатлонист В. Ф. Маматов стал чемпионом Олимпийских игр, завоевав в командной эстафете золотую олимпийскую медаль, а преподаватель НИИЖТа А. И. Лепешкин установил новый всесоюзный рекорд по скоростному бегу на коньках [5, с. 440-441].

В 1970 г. первые премии Всесоюзного конкурса студенческих работ присуждены Г. Зензи-ной, А. Дмитриеву, Н. Напольской. Министерство высшего и среднего специального образования СССР наградило медалью «За лучшую научную студенческую работу» А. Круглова. На Международном симпозиуме по ледовым проблемам (Исландия) с генеральным докладом выступил профессор К. Н. Коржавин [6, с. 16]. За организацию военно-патриотического воспитания и оборонно-спортивной работы НИИЖТ в 1970 г. награжден Красным знаменем Новосибирского городского совета ДОСААФ. Знамя передано институту на вечное хранение.

В 1971 г. произошла смена руководства вуза. Трудившийся более 14 лет (1957-1971) на посту ректора Н. П. Кондаков передал бразды правления П. И. Москалеву . В этот год в павильоне ВДНХ «Транспорт СССР» демонстрировалась действующая модель установки для уплотнения угля в полувагонах, разработанная в НИИЖТе. Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта совместно с Академией наук СССР организовал и провел на базе Академгородка Всесоюзную научную конференцию на актуальную тему: «Как развиваться транспорту».

В 1970-е гг. на базе НИИЖТа сформировались основные научные школы, которые нашли признание не только в СССР, но и за рубежом:

1) проектирование, испытание и исследование мостов и тоннелей - основана в 1952 г. заслуженным деятелем науки и техники профессором К. К Якобсоном;

* Москалев Павел Илларионович - выпускник НИВИТа 1949 г. После окончания института работал на различных инженерных должностях Томской ж. д. С декабря 1956 г. доцент кафедры «Эксплуатация железных дорог» НИИЖТа. В 1967 г. по совокупности работ защитил кандидатскую диссертацию. Ректор НИИЖТа с 1971 по 1990 г.

2) прочность железнодорожных сооружений - основана в 1956 г. лауреатом Государственной премии профессором А. Я. Александровым. Затем ее возглавил лауреат Государственной премии профессор М. Х. Ахметзянов;

3) железнодорожный путь, совершенствование ведения путевого хозяйства, разработка бесстыкового пути - создана в 1956 г. профессорами В. Г. Альбрехтом и М. С. Боченковым;

4) совершенствование грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте -создана профессором В. К. Бешкето в 1963 г.;

5) борьба с лавинами, снежными заносами и размывами на железных дорогах - создана в 1963 г. заслуженным деятелем науки и техники профессором А. К. Дюниным;

6) инженерная геология, механика грунтов, мерзлоотведение и грунтоведение - создана в 1965 г. профессором В. А. Никитенко;

7) экономика железнодорожного транспорта -создана в 1971 г. профессором А. И. Жураве-лем [7, с. 264-266].

В год 40-летия вуза в диссертационном совете института состоялась первая защита докторской диссертации. Ее защитил доцент Г. М. Власов (кафедра «Мосты»). На юбилейной научно-технической конференции в 20 секциях было сделано 384 доклада, из них 138 - гостями и 5 - студентами. Бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ признало комсомольскую организацию НИИЖТа лучшей среди вузов города по организации и проведению третьего трудового семестра. На X Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Берлине студент IV курса факультета «Мосты и тоннели» С. Бахтин был единственным делегатом от 15 вузов Новосибирска.

В апреле 1974 г. на всю страну зазвучало звонкое слово - БАМ, и уже в мае институт проводил на всесоюзную комсомольскую стройку первых 50 мостовиков-тоннельщиков [4, с. 158159]. В последующие годы сотни выпускников НИИЖТа принимали непосредственное участие в строительстве БАМа, что нашло отражение в солидном издании «БАМ - дорога нашей судьбы: вчера и сегодня» [8]. В 1974 г. был сдан в эксплуатацию новый лабораторный корпус, создан факультет общественных профессий. Из студентов первого и второго курсов факультета ПГС создали отряд «Монумент». Ребята выполнили подготовительные работы по возведению

* Бахтин Сергей Анатольевич - выпускник факультета «Мосты и тоннели» НИИЖТа 1974 г. С 1991 г. по настоящее время - декан факультета «Мосты и тоннели».

памятника нивитовцам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

В 1976 г. профессору П. К. Бешкето, доцентам Н. В. Мокину, А. М. Островскому, А. Ф. Яшину, старшим научным сотрудникам Л. Л. Беспрозванному, Э. В. Шледевицу и Ю. Л. Корытько выдано авторское свидетельство на устройство для разравнивания поверхностей сыпучего груза. За прибор для измерения статического давления воздуха в коллекторных камерах тяговых электродвигателей тепловозов получил авторское свидетельство доцент кафедры «Подвижной состав и тяга поездов» Б. Ф. Фисанов [1, с. 34]. Через два года МПС присвоило звание «Лучший изобретатель железнодорожного транспорта» профессору В. К. Бешкето и старшему научному сотруднику Э. В. Шледевицу. В институте была введена новая форма поощрения студентов - почетное звание и значок «Отличник НИИЖТа». В 1970-е г. внимание профессорско-преподавательского состава акцентируется на роли научных исследований в качественной подготовке молодых специалистов, более 75 % студентов охвачены различными формами научно-исследовательской работы.

В 1980 г. в НИИЖТе по инициативе комитета ВЛКСМ и клуба интернациональной дружбы впервые проведена Неделя интернациональной солидарности, завершившаяся многолюдным митингом. Институт посетила делегация коллег из Чехословакии во главе с директором техникума С. Выглядалом, преподавателями И. Баслер, Я. Мусел [1, с. 36]. Штаб ССО сформировал специализированный сельскохозяйственный отряд, бойцы которого работали трактористами на полях подшефного Усть-Таркского района. Пятнадцатый рейс осуществил агитпоезд НИИЖТа, было проведено для жителей Новосибирской области более 80 концертов, сотни лекций, профориентационных встреч и других мероприятий [4, с. 230].

На рубеже 1980-х гг. НИИЖТ принял современный вид. В инфраструктуру вуза вошел большой студенческий городок, а также дома для сотрудников. В 1980 г. был сдан в эксплуатацию новый 12-этажный жилой дом для семей преподавателей и сотрудников.

За успешное выполнение заданий X пятилетки по подготовке высококвалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта в 1981 г. НИИЖТ награжден орденом Трудового

Красного Знамени [1, с. 39]. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за предыдущий год коллективу института присуждено переходящее Красное знамя МПС и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Государственная премия СССР присвоена ученым НИИЖТа - профессорам А. Я. Александрову и М. X. Ахметзянову за цикл работ по развитию поляризационно-оптических методов механики деформируемого тела. В этом же году профессору С. Н. Власову (выпускнику 1950 г.) присвоена Государственная премия за совершенствование сооружений тоннелей щитовым способом [9]. Приказом министра культуры РСФСР Музею боевой и трудовой славы НИИЖТа присвоено звание народного. За работу в третьем трудовом семестре комсомольская организация института, занявшая первое место в соревновании студенческих строительных отрядов среди вузов г. Новосибирска, награждена четырьмя переходящими Красными знаменами.

Начало 80-х гг. характеризуется ростом научных исследований. В институте эффективно действует пять отраслевых научно-исследовательских лабораторий, 15 научно-исследовательских групп, начала работу лаборатория «Метрология и стандартизация». Если с 1935 по 1961 г. в вузе было издано 22 сборника научных трудов, то к юбилейному году уже насчитывалось 218 сборников научных трудов и более 70 монографий [1, с. 41].

Коллектив НИИЖТа торжественно отметил 50-летие института. В Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета состоялось расширенное заседание ученого совета. Коллектив НИИЖТа поздравили ректоры железнодорожных и городских вузов, руководство области и города, а также делегация чехословацких партнеров. Юбилею была посвящена научно-техническая конференция НИИЖТа «Повышение надежности и эффективности работы железнодорожного транспорта», изданы юбилейные сборники «Полвека в пути», «НоПИИТ -НИВИТ - НИИЖТ» [10, 11]. За 50 лет своего существования вуз подготовил 23 889 специалистов. В институте работало 420 педагогов, в том числе 18 профессоров и докторов наук, 180 доцентов и кандидатов наук [1, с. 41]. В юбилейном году легкоатлеты НИИЖТа 23-й раз подряд выиграли первенство среди вузов города и 13-й раз - эстафету на приз газеты «Вечерний Новосибирск». Вуз стал победителем первенства среди вузов МПС.

В 1983 г. факультет «Эксплуатация железных дорог» получил свое современное название - «Управление процессами перевозок». В институте состоялась очередная Неделя интернациональной солидарности, в которой помимо НИИЖТа приняли участие студенты НИСИ, НСХИ, НЭИСа, НЭТИ, НИИВТа, работники предприятий Заельцовского и Калининского районов, а также гости из Афганистана, Бангладеш, Индии, Палестины, Перу.

В этот же год лауреатами Государственной премии СССР стали два выпускника нашего института: начальник Свердловской железной дороги В. М. Скворцов - за разработку и внедрение прогрессивных технических решений, обеспечивающих ускоренное строительство железных дорог в нефтегазоносных районах Тюменской области, и управляющий Мостостроительным трестом № 11 В. Ф. Солохин [1, с. 42]. В декабре 1985 г. в Новосибирске ввели в эксплуатацию первую линию метрополитена. Новосибирцы всецело обязаны двум выпускникам НИИЖТа за появление первого в Сибири метро - председателю горисполкома И. П. Се-востьянову (выпускнику 1956 г.) и А. П. Филатову (выпускнику 1947 г.) - первому секретарю Новосибирского обкома КПСС.

В 1984 г. МПС, Госкомитет СССР по делам изобретений и открытий, ЦС ВОИР и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства подвели итоги конкурса на создание и внедрение высокоэкономичных изобретений, направленных на дальнейшее техническое развитие железнодорожного транспорта. Победу в конкурсе впервые одержали ученые НИИЖТа. Коллективу авторов - В. К. Бешкето (посмертно), А. М. Островскому, Э. В. Шледевицу, Н. Г. Прохорову, Ю. Л. Корытько, И. М. Верясову и Г. В. Ксено-фонтову - за комплекс мероприятий по предотвращению потерь сыпучих грузов при железнодорожных перевозках присуждена Первая премия [1, с. 42]. Команда студентов НИИЖТа заняла первое место в областной олимпиаде по теоретической механике, победив соперников из НГУ, НЭТИ и других вузов.

В 1985 г. за большой вклад в развитие мостостроения, внедрение прогрессивной технологии и успешное выполнение заданий по строительству мостовых переходов через р. Енисей выпускнику факультета «Мосты и тоннели» С. Н. Виноградову присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1986 г. выпускникам факультета СЖД А. А. Цернанту и А. К. Романову присуждена Государственная премия

СССР в области техники. За высокие производственные показатели, достигнутые в составе студенческих отрядов, успехи в учебе, научной и общественной работе студенты НИИЖТа награждены правительственными наградами: орденом «Знак Почета» - М. В. Кузнецов, медалью «За трудовое отличие» - А. А. Адеев, С. М. Ахламенков [12]. По проекту ленинградского скульптора Т. А. Гагариной на территории НИИЖТа воздвигнут новый мемориал в память студентов и сотрудников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

13 января 1987 г. министр путей сообщения СССР Н. С. Конарев подписал указание № 20у «О мерах по развитию материальной и научно-исследовательской базы НИИЖТа». В соответствии с этим указанием началось проектирование двух студенческих общежитий на 600 мест каждое, строительство 83-квар-тирного дома, была реконструирована дорога в геодезическом лагере, получена ЭВМ-1036, персональные ЭВМ и другое оборудование. В штатное расписание ввели новую должность -проректор по строительству.

В год 55-летия НИИЖТ отчитался о своих достижениях и успехах. За 55 лет вуз дал стране 27 600 дипломированных специалистов. На шести очных и заочном факультетах обучалось более 5 800 студентов. На 36 кафедрах работало 372 преподавателя, в том числе 17 профессоров, 20 докторов наук, 159 доцентов, 175 кандидатов наук. За 55 лет получено 384 авторских свидетельства и три диплома ВДНХ. Впервые по методике Минвуза СССР был проведен массовый анкетный опрос «Преподаватель - глазами студентов», в котором приняли участие 2 200 студентов. Работа 320 преподавателей, проводивших занятия во 2-м семестре 1986/87 учеб. г. оценивалась по 18 показателям.

В 1989 г. шесть преподавателей НИИЖТа защитили докторские диссертации: А. В. Шарко, А. Л. Войталовская, Б. М. Зиновьев, В. М. Круг-лов, А. М. Островский, Ю. И. Соловьев. Совет института принял решение объединить факультеты «Строительство железных дорог» и «Строительные и дорожные машины», так как контингент слушателей на СДМ составлял всего 175 чел. Деканом объединенного факультета был назначен А. В. Бабич. В соответствии с приказом Минвуза СССР № 418 от 12.06.87 г. перед расширенным ученым советом и трудовым коллективом о проделанной работе за 17 лет отчитался ректор П. И. Москалев [1, с. 47]. В 1989 г. впервые в истории нашего института

была утверждена смета расходов на социально-культурные мероприятия в объеме 103 тыс. р. Эти средства пошли на проведение оздоровительных мероприятий, приобретение путевок в санатории, дома отдыха и т. д. В декабре состоялось заседание совета института на правах совета трудового коллектива. На заседании был утвержден новый Устав НИИЖТа.

27 февраля 1990 г. на совете института впервые прошли выборы ректора на альтернативной основе - им стал доктор технических наук, профессор К. Л. Комаров. Приказом министра путей сообщения СССР № 334 от 19.04.90 К. Л. Комаров был назначен ректором НИИЖТа* Бывший ректор П. И. Москалев был переведен на научно-педагогическую работу и назначен советником МПС [5, с. 15].

В бурную эпоху 1990-х гг. НИИЖТ вошел с новым ректором. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.08.90 № 314 и указанием Главного управления кадров и учебных заведений МПС СССР в период с 25 по 30 ноября 1990 г. была проведена государственная аттестация НИИЖТа. За 59 лет институт подготовил 31 368 специалистов. В структуре института 8 факультетов, 32 кафедры, 14 филиалов кафедр, четыре научно-инженерных центра, десять научно-исследовательских лабораторий, девять научно-исследовательских групп; шесть малых предприятий; вычислительный центр, спортивный комплекс и социальные подразделения. Контингент студентов на 1 октября 1990 г. составил 5 894 чел., из них 3 204 обучалось на очной форме и 2 690 на заочной [1, с. 50]. НИИЖТ получил положительную оценку и аттестацию на последующие пять лет.

Сегодня Сибирский государственный университет путей сообщения, как законный наследник НИИЖТа, помнит и чтит славные дела и традиции своих предшественников, стремится умножить славу вуза, который на протяжении 85 лет готовил и готовит сейчас квалифицированных специалистов для различных сфер деятельности, традиционно связанных с железной дорогой и с транспортом в целом.

* Комаров Константин Леонидович (р. 1941) - выпускник Новосибирского государственного университета 1963 г. В НИИЖТе трудовую деятельность начал с 1964 г., пройдя путь от ассистента до профессора: кандидат наук (1970), доктор технических наук (1985). В должности ректора работал с 1990 по 2004 г. В настоящее время работает в СГУПСе в должности профессора, заведующего кафедрой «Системный анализ и управление проектами ».

Библиографический список

1. Москалев П. И. Летопись НИВИТа - НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах. Новосибирск, 1992. 58 с.

2. НИВИТ - НИИЖТ - СГУПС. Лучшие традиции - в новый век. Вузу - 80 лет. Новосибирск, 2012. 320 с.

3. Кадры - транспорту. 1964. 30 дек.

4. Традиции НИВИТа - НИИЖТа - СГУПСа. / Авт.-сост. П. В. Грес. 2-е изд., доп. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. 412 с.

5. Страницы истории Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПСа -НИИЖТа - НИВИТа). Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2002. 448 с.

6. Студенческая молодость моя (Этапы становления коллектива факультета «Промышленное и гражданское строительство»). Новосибирск, 2002. 112 с.

7. 200 лет транспортному образованию в России. М.: Вече, 2009. 360 с.

8. БАМ - дорога нашей судьбы: вчера и сегодня: Юбилейное издание: В 3 ч. / Авт.-сост. А. И. Белозе-ров, под общ. ред. А. И. Белозерова. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012-2013. Ч. 1-3.

9. Кадры - транспорту. 1989. 22 нояб.

10. Полвека в пути: (Очерки о Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта). Новосибирск, 1982. 127 с.

11. НоПИИТ - НИВИТ - НИИЖТ: (Очерки истории: 50-летию ин-та посвящается) / Под общей ред. П. И. Москалева. Новосибирск, 1981. 156 с.

12. Кадры - транспорту. 1986. 25 сент.

A. V. Dobrovolskiy

Our University History: Novosibirsk Institute of Railway Transportation Engineers During 1960-1980s

Abstract. The article studies the first decades of the existence of Novosibirsk Institute of Railway Transportation Engineers, which succeeded the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers in 1953. The publication highlights key organizational events of that period, shows the development of forms and methods of education: the appearance of new faculties and departments, new training programs. The author analyzes the increase in teaching staff qualification level and the number of PhD defense. The article also focuses on the state of scientific research: scientific schools recognized not only in Russia but also abroad were formed within the University in 1970s. The article reflects on creating and improving the higher education facilities such as completing construction of the main academic buildings, workshops, student dormitories and other social and cultural facilities. The author considers that the University enthusiastically involved in the movement of student construction brigades in the 1960s and received several rewards for those activities at national, regional and municipality levels. The University gained the honour to send a delegate to the 10th World Festival of Youth and Students, and to form the first brigade of bridge and tunnel builders to construct the Baikal-Amur Mainline. In 1981the University was rewarded with the Order of the Red Banner of Labour for the successful training of highly qualified railway engineers. The author concludes that the University has always met its anniversaries with important achievements. The present-day University (Siberian Transport University) keeps the traditions of its predecessors, greatly respects and remembers all educators, personnel and students who helped to write glorious pages in the history of one of the oldest universities in Siberia.

Key words: Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers, Novosibirsk Institute of Railway Transportation Engineers, Siberian Transport University, faculty, lecturers, students, the USSR Ministry of Railways, railways, transport.

Добровольский Анатолий Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры «История и политология» СГУПСа. E-mail: dobr@sgups.stu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.