Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФАКУЛЬТЕТА "МОСТЫ И ТОННЕЛИ" И КАФЕДРЫ "МОСТЫ"'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФАКУЛЬТЕТА "МОСТЫ И ТОННЕЛИ" И КАФЕДРЫ "МОСТЫ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ / ВУЗ / ФАКУЛЬТЕТ / КАФЕДРА / КОНТИНГЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СЛУШАТЕЛИ / МОСТОВАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добровольский А.В.

В статье раскрывается история факультета «Мосты и тоннели», а также кафедры «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения. В ходе исследования автор выявил, что официально принятая история этих структурных подразделений вуза не соответствует действительности. В 1960-е годы была допущена ошибка в изложении истории факультета, которая впоследствии широко тиражировалась в юбилейных изданиях, статьях и монографиях. На основе подлинных документов, хранящихся в Государственном архиве Новосибирской области, архиве Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта (предшественника современного университета), публикаций вузовской газеты «Кадры - транспорту» автор вносит существенные коррективы в официальную историю факультета и кафедры. В статье показано, что предшественником современного факультета «Мосты и тоннели» можно считать факультет искусственных сооружений, который был создан в 1932/33 учебном году в Новосибирском путейско-строительном институте. Документально доказано, что сложившаяся теория о создании факультета «Мосты» в августе 1937 года ошибочна. С января 1940 по июнь 1942 года мостовой факультет существовал в вузе в номинальном виде (вся организационно-техническая работа осуществлялась сотрудниками деканата «Постройка железных дорог, путь и путевое хозяйство»). В очередной раз факультет «Мосты» возродился в июле 1944 года и ведет свою историю до настоящего времени. В истории кафедры «Мосты» неверно отражены время ее образования, первые руководители, преподавательский состав. Автору удалось ликвидировать многие пробелы в истории кафедры, которая по праву является одной из старейших, поскольку образована в первом семестре 1932/33 учебного года - в первый год существования нашего вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE BRIDGES AND TUNNELS FACULTY AND THE BRIDGES DEPARTMENT

The article reviews the history of the Bridges and Tunnels Faculty and the Bridges Department of the Siberian Transport University. The researcher discovered that the officially accepted version of the history of these structural units does not correspond to the actual facts. In the 1960-s, a mistake was made in the presentation of the history of the faculty, which was further widely replicated in anniversary editions, articles and monographs. Based on the original documents stored in the State Archives of the Novosibirsk Region and the archive of the Novosibirsk Institute of Military Engineers of Railway Transport (the predecessor of the modern Siberian Transport University), as well as on the articles published in the university’s newspaper “Personnel for Transport”, the author makes significant adjustments to the official history of the Faculty and the Bridges Department. The article shows that the Faculty of Artificial Structures, created in the 1932-1933 at the Novosibirsk Railway Construction Institute, can be considered the forerunner of the modern Bridges and Tunnels Faculty. Having analyzed the historical documents, the author proves that the prevailing version of the creation of the Bridges Faculty in August 1937 is incorrect. From January 1940 to June 1942, the Bridges Faculty existed in the university in a nominal form (all organizational and technical work was carried out by employees of the Dean's office of Railway Construction, Rail Track and Infrastructure Faculty). Later, the Bridges Faculty was reestablished in July 1944, and its history continues up to the present day. The historical file of the Bridges Department does not contain correct information about the time of its foundation, the first Heads, the teaching staff. The author managed to fill in a number of gaps in the history of the Department that was established in the 1st semester of the 1932-1933 academic year, i.e., the first year of the university existence, thus being one of its initial departments.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФАКУЛЬТЕТА "МОСТЫ И ТОННЕЛИ" И КАФЕДРЫ "МОСТЫ"»

DOI 10.52170/2618-7949_2021_11_9 УДК 378.665.62(571.14)(09)

А. В. Добровольский

К вопросу об истории факультета «Мосты и тоннели» и кафедры «Мосты»

В статье раскрывается история факультета «Мосты и тоннели», а также кафедры «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения. В ходе исследования автор выявил, что официально принятая история этих структурных подразделений вуза не соответствует действительности. В 1960-е годы была допущена ошибка в изложении истории факультета, которая впоследствии широко тиражировалась в юбилейных изданиях, статьях и монографиях. На основе подлинных документов, хранящихся в Государственном архиве Новосибирской области, архиве Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта (предшественника современного университета), публикаций вузовской газеты «Кадры - транспорту» автор вносит существенные коррективы в официальную историю факультета и кафедры.

В статье показано, что предшественником современного факультета «Мосты и тоннели» можно считать факультет искусственных сооружений, который был создан в 1932/33 учебном году в Новосибирском путей-ско-строительном институте. Документально доказано, что сложившаяся теория о создании факультета «Мосты» в августе 1937 года ошибочна. С января 1940 по июнь 1942 года мостовой факультет существовал в вузе в номинальном виде (вся организационно-техническая работа осуществлялась сотрудниками деканата «Постройка железных дорог, путь и путевое хозяйство»). В очередной раз факультет «Мосты» возродился в июле 1944 года и ведет свою историю до настоящего времени. В истории кафедры «Мосты» неверно отражены время ее образования, первые руководители, преподавательский состав. Автору удалось ликвидировать многие пробелы в истории кафедры, которая по праву является одной из старейших, поскольку образована в первом семестре 1932/33 учебного года - в первый год существования нашего вуза.

Ключевые слова: институт, университет, вуз, факультет, кафедра, контингент, преподаватели, слушатели, мостовая специальность, учебные дисциплины.

Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (НоПИИТ) был создан приказом народного комиссара путей сообщения № 754/Ц от 25 сентября 1932 года. Во вновь открываемом институте были установлены следующие специальности: «Ремонт и содержание пути»; «Постройка и изыскание железных дорог»; «Здания»; «Водоснабжение»; «Искусственные сооружения» [1, с. 4-5; 2, с. 17]. В первом юбилейном сборнике «Школа командиров транспорта» (1952) доцент А. М. Кушнерев писал, что в первые годы своей работы институт имел три факультета, готовивших специалистов путейско-строительных специальностей: пути и путевого хозяйства, мостов, зданий [3, с. 8].

Первую информацию о факультете «Мосты» мы встречаем в январском номере 1933 года газеты «Кадры - транспорту». В приказе по дирекции института от 31 декабря 1932 года написано: Доцент Андреев К. И. назначается ученым секретарем учебной части с 1 января 1933 года с исполнением обязанностей декана факультета искусственных сооружений [4, 1933, 5 янв.]. Кронид Илларионович Андреев, 1902 года рождения, из семьи служащих, беспартийный, окончил Томский технологический инсти-

тут в 1930 году, тогда же начался и стаж его педагогической работы. В НоПИИТ К. И. Андреев был зачислен 1 октября 1932 года на должность ассистента, потом переведен на должность доцента кафедры «Мосты» [5, д. 37, л. 344, 416; д. 42, л. 155 (об.)]. На момент поступления в институт ученой степени и ученого звания не имел.

В феврале 1933 года, согласно информации газеты, учебная часть предложила руководству института передать кафедры в ведение факультетов. К факультету «Постройка и изыскания железных дорог» рекомендовали отнести 14 кафедр, к факультету «Здания» -четыре, к факультету «Мосты» - шесть: «Сопромат», «Теория сооружения», «Инженерные конструкции», «Мосты», «Гидротехнические сооружения», «Электросварка». За учебной частью института были оставлены кафедры общеобразовательных и общественных дисциплин: «Математика», «Химия», «Физика», «Теоретическая механика», «Методы изображения», «Немецкий язык», «Диамат», «Теория советского хозяйства», «Ленинизм», «Экономика транспорта», «Марксистская теория техники», «Педагогика» [4, 1933, 12 февр.]. К сожалению, документально подтвердить эти сведения сегодня не предоставляется возмож-

ным, так как все нормативные документы (приказы, распоряжения) НоПИИТа - НИВИТа вплоть до 1936 года не сохранились. Но в институтской газете «Кадры - транспорту» неоднократно упоминаются факультеты, приводятся фамилии деканов: построечно-эксплуа-тационный факультет - Н. Ф. Козулин, факультет мостовой специальности - К. И. Андреев [4, 1933, 29 марта]. Тем не менее следует заметить, что в начальный период деятельности института главную роль в организации учебного процесса играли учебный отдел и вузовские кафедры.

В сентябре 1934 года, при образовании НИВИТа, мостовая специальность не вошла в число профильных специальностей военизированного вуза и факультет «Мосты» был упразднен; все студенты переведены на факультет «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». К этому же факультету отнесли и кафедру «Мосты».

В юбилейном сборнике «Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта» (1962) впервые была приведена неверная информация относительно дальнейшей судьбы факультета «Мосты». На странице 7 написано: ...в 1937 году факультет «Здания» был ликвидирован, а специальность сохранена в составе строительного факультета. В то же время был создан факультет «Мосты» [6, с. 7]. Затем эти сведения были скопированы П. И. Москалевым. В книге «Летопись НИВИТа - НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах» написано: .в 1937г. был открыт факультет «Мосты» [1, с. 10]. Первым деканом факультета был назван К. И. Андреев, в последующие годы -М. М. Архангельский (1944-1944) и т. д.

Анализ приказов по личному составу и производственным вопросам института за 1937 год (дело № 37) и 1938 год (дело № 42) позволяет нам заявить, что информация о существовании факультета «Мосты» в 19371938 годах не соответствует действительности. Наша версия явно расходится с общепринятой историей факультета «Мосты» и требует веского обоснования. По нашему мнению, назначение доцента К. И. Андреева начальником кафедры «Мосты» (6 марта 1937 года) произвольно экстраполировалось «летописцами» на должность начальника соответ-

ствующего факультета [5, д. 37, л. 416]. Но в 1937-1938 годах в НИВИТе существовали только два факультета - «Постройка железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Движение и грузовая работа». Это подтверждается списками слушателей, переведенных на следующие курсы [5, д. 37, л. 260-267], направленных в летние лагеря на военно-полевые сборы [5, д. 37, л. 300-313], зачисленных на первый курс [5, д. 37, л. 148-152]. За этот период нет ни одного приказа или иного документа, подтверждающего наличие мостового факультета в 1937-1938 годах. В работах П. И. Москалева и последующих изданиях по истории нашего вуза эта ошибка широко растиражировалась [7, с. 14; 2, с. 18, 204].

В то же время в современной истории факультета «Мосты и тоннели» нигде не написано, что он официально был восстановлен в 1940 году. Приказ № 5 от 3 января 1940 года гласит: На основании приказа народного комиссара путей сообщения № 174/Ц от 11 июля 1939 года о восстановлении в НИВИТе мостового факультета в 1939/40 учебном году - приказываю: 1. Начальнику факультета «Постройка железных дорог и путевое хозяйство» тов. Мацкевич С. Ф. по согласованию с начальником факультета «Движение и грузовая работа» т. Ежковым Г. М. приступить к комплектованию мостового факультета в составе первых двух курсов. 2. Контингент слушателей для комплектования мостового факультета отобрать и представить мне на утверждение из состава слушателей 1-го и 2-го курсов факультета «Постройка железных дорог и путевое хозяйство» - одну группу 1-го курса в количестве 25 человек и две группы 2-го курса в количестве 50 человек; из состава слушателей 1-го курса факультета «Движение и грузовая работа» - одну группу 1-го курса в количестве 25 человек. Комплектование произвести с учетом пожеланий слушателей. 3. К занятиям по мостовой специальности приступить с 7 февраля 1940 года [5, д. 72, л. 433].

В феврале 1940 года все учебные группы по мостовой специальности временно отнесли к факультету «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». В штатном расписании НИВИТа на 1940/41 учебный год уже стал фигурировать самостоятельный фа-

культет «Постройка мостов» (или «Мосты»). Функции декана факультета «Мосты» (в должности заместителя начальника факультета «Постройка железных дорог, путь и путевое хозяйство» по мостовой специальности) в 1940-1942 годах исполнял Ф. Г. Голицын [5, д. 72, л. 433].

Приказом по НИВИТу от 30 августа 1940 года на 1-й курс факультета «Постройка мостов» были зачислены 51 человек, среди них 30 отличников средних школ (без экзаменов) и 21 человек по результатам приемных экзаменов [5, д. 72, л. 229; д. 73, л. 157]. 12 сентября

1940 года слушатели факультета «Мосты» были распределены по военизированным учебным отделениям, взводам, факультет сведен в отдельную роту № 9 [5, д. 72, л. 193-194]. Существование факультета «Мосты» в 1940-1941 годы подтверждается наличием многочисленных приказов по слушательскому контингенту (поощрения и наказания, разрешения на ликвидацию задолженности по отдельным предметам, приему и исключению из института) [5, д. 72, л. 38, 76, 91, 124, 293]. В нашем распоряжении есть списочный состав слушателей 2, 3 и 4-го курсов факультета «Мосты» по состоянию на 11 августа 1941 года [5, д. 107, л. 225].

Приказом от 18 августа 1941 года на 1-й курс факультета «Мосты» с 1 сентября 1941 года зачислялись 42 человека, сдавших приемные испытания [5, д. 107, л. 255]. В числе первокурсников - будущий Герой Советского Союза Владимир Николаевич Безукладников, сын военного заместителя начальника НИВИТа Борис Аркадьевич Котюков.

Первый военный год НИВИТа начался в октябре 1941 года с общим контингентом 1 694 человека в составе трех факультетов. На факультете «Постройка мостов» приступили к занятиям 193 слушателя, в том числе 56 человек -1-й курс, 47 человек - 2-й курс, 43 человека - 3-й курс, 47 человек - 4-й курс [8, д. 170, л. 12]. Приказами по НИВИТу № 356, 366 от 13, 18 октября 1941 года слушатели 1-го курса набора

1941 года были распределены по учебным отделениям (по взводам) [5, д. 107, л. 340-346, 356-362]. А через месяц, 12 ноября, по решению бюро Новосибирского обкома ВКП(б), слушатели первых трех курсов НИВИТа были направлены в распоряжение завода № 179 комбината «Сибметаллстрой» (впоследствии - завод Сиб-сельмаш»), где почти шесть месяцев трудились

слесарями, станочниками, контролерами [9, с. 8]. Учебные занятия на 1-м курсе факультета «Мосты» возобновились только 23 февраля 1942 года [5, д. 105, л. 470]. Третьекурсники (две учебных группы) приступили к занятиям на неделю позже.

В связи с тем что в 1941/42 учебном году более 200 слушателей были призваны в ряды РККА (на фронт), руководство НИВИТа стало просить вышестоящие органы восполнить контингент учащихся. В феврале - марте 1942 года, согласно распоряжению ЦУУЗ НКПС, на 1-й курс факультетов «Постройка железных дорог и путевое хозяйство» и «Постройка мостов» был произведен дополнительный набор в количестве 278 человек [5, д. 105, л. 459-460, 462, 464; 8, д. 173, л. 2]. Вновь была пересмотрена военная структура вуза, и слушатели факультета «Мосты» были распределены по ротам следующим образом: 2-я рота - 1-й курс, 4-я рота - 2-й курс (совместно с двумя группами факультета «Путь»), 6-я рота - 3-й курс, 7-я рота - 4-й курс [5, д. 105, л. 404].

В мае 1942 года, в связи с серьезными осложнениями на фронтах юго-западного направления, последовали массовые призывы студентов 1923 года рождения в ряды сражающейся с врагом Красной армии. Буквально за четыре дня, с 18 по 22 мая 1942 года, институт снял с довольствия и проводил на фронт 412 слушателей 1-Шкурсов [10, с. 75]. Приказом от 18 мая 1942 года 12 слушателей 1-го курса факультета «Мосты», годных к строевой службе, были отчислены из института в связи с уходом в РККА [5, д. 105, л. 337]. После массовых майских призывов на фронт слушателей НИВИТа в списках путейско-строи-тельного факультета осталось 496 человек, на факультете «Мосты» - 184 слушателя [8, д. 173, л. 2]. На втором курсе путейско-строи-тельного факультета из пяти учебных групп фактически осталась одна [8, д. 173, л. 13]. Руководство института приняло решение объединить факультеты и запросило согласие Москвы.

В конце июня 1942 года факультет «Мосты» юридически расформировали. Мостовая специальность в вузе сохранилась и осталась в составе факультета «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Это подтверждается

приказом по институту от 27 июня 1942 года о направлении слушателей учебных групп 301, 302, 303 (мостовая специальность) на летнюю производственную практику [5, д. 105, л. 260]. В июне 1942 года заместителем начальника факультета (по мостовой специальности) назначили кандидата технических наук, доцента И. А. Кожевникова [5, д. 105, л. 288].

Таким образом, официально существование факультета «Мосты» в период с февраля 1940 по июнь 1942 года подтверждается многочисленными документами. Но следует отметить, что в этот период факультет имел весьма специфические особенности. В акте о передаче института при смене руководства (19 февраля 1941 года), подписанном представителями ЦУУЗ НКПС, «Постройка мостов» фигурирует в списке специальностей путейского факультета [8, д. 206, л. 2]. В годовом отчете путейско-строительного факультета за 1941/42 учебный год (с 1 августа 1941 по 20 июля 1942 года) движение слушательского состава отражено в сводных таблицах раздельно по путейской и мостовой специальностям [8, д. 174, л. 1-2]. Функции декана факультета выполнял штатный преподаватель института, работавший (по совместительству) в должности заместителя начальника факультета «Постройка железных дорог и путевое хозяйство» по мостовой специальности. Отдельного деканата факультета «Мосты» не существовало. Вся организационно-техническая работа велась сотрудниками деканата факультета «Постройка железных дорог, путь и путевое хозяйство». Отчетов, справок или иной информации о деятельности факультета «Мосты» за этот период в архивах не обнаружено. Факультет «Мосты» юридически существовал (на бумаге), но его реальная организационно-административная деятельность осуществлялась в рамках путей-ско-строительного факультета.

В очередной раз факультет «Мосты» возродился в июле 1944 года. Приказом ЦУУЗ НКПС № 326 от 13 июля 1944 года доцент М. М. Архангельский был назначен начальником факультета «Мосты и тоннели» [5, д. 192, л. 339]. В августе 1944 года факультет «Мосты и тоннели» был образован из двух учебных групп 1-го курса, двух учебных групп 2-го курса и двух групп 4-го курса [5, д. 192, л. 327]. Дальнейшая история факультета «Мосты и тоннели»

развивалась так, как написано в многочисленных книгах и газетных публикациях.

Довольно спорно выглядит история кафедры «Мосты» в издании «Страницы истории Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПСа - НИИЖТа -НИВИТа)». Там неверно отражено время образования кафедры, перепутаны фамилии и периоды работы ее первых руководителей, преподавателей [2, с. 204]. Это побудило нас внести ясность и в этот вопрос, опираясь на архивные документы того времени.

Кафедра «Мосты» тоже может по праву считаться ровесницей нашего вуза. Она была создана в числе первых семи кафедр в 1-м семестре 1932/33 учебного года. Факт наличия в НоПИИТе самостоятельной кафедры подтверждается публикациями институтской газеты «Кадры - транспорту», информацией из заключительного отчета института за 1933/34 учебный год [11, д. 2, л. 22-23]. В начале 1933 года на кафедре работали преподавателями К. И. Андреев, Г. И. Клейменов, А. А. Чига-рин [4, 1933, 26 апр.]. Первый заведующий кафедрой «Мосты» - А. А. Чигарин.

При реорганизации вуза в 1934 году кафедра «Мосты» осталась в штатном расписании института. Первый официальный документ - отчет о состоянии научно-исследовательской работы кафедры «Мосты» от 1 июля 1935 года подписан заведующим кафедрой А. А. Чигари-ным [8, д. 13, л. 1-9]. В процессе исследования нами установлено, что с сентября 1936 по март 1937 года начальником кафедры являлся доцент А. Файдыш. В это время на кафедре работали исполняющий обязанности доцента К. И. Андреев, преподаватель Гурман.

На основании протоколов ряда заседаний кафедры можно сделать вывод, что на кафедре «Мосты» регулярно обсуждались программы обучения и календарные планы работы, вопросы научно-исследовательской работы, заслушивались отчеты преподавателей по повышению квалификации. В январе 1937 года на заседании кафедры был заслушан отчет начальника мостостанции о работе по испытаниям моста через реку Чулым Омской железной дороги, рассмотрен план работы этой подведомственной организации на 1937 год [8, д. 35, л. 3].

В марте 1937 года из института в приказном порядке были уволены доценты Ф. П. Си-вочкин, А. Файдыш. Заведующему кафедрой «Мосты» А. Файдышу инкриминировали пре-дельчество в преподавании, склоку, провал лекций по мостам. В приказе было написано: При переходе на кафедру мостов начал читать лекции на крайне низком уровне, базируя таковые на отсталых, оторванных от жизни и практики обоснованиях... С работой по руководству кафедрой и преподаванием курса мостов не справился. Вместо обеспечения делового контакта среди сотрудников кафедры, сплочения их вокруг задач по решительному улучшению качества преподавания, доцент Файдыш занялся беспринципными склоками, направленными на подрыв учебной дисциплины [5, д. 37, л. 420].

Приказом начальника института от 9 марта 1937 года заведующим кафедрой «Мосты» (с 6 марта 1937 года) был назначен исполняющий обязанности доцента К. И. Андреев [5, д. 37, л. 416]. На очередном заседании кафедры «Мосты» 29 апреля 1937 года присутствовали всего два штатных преподавателя: исполняющий обязанности доцента К. И. Андреев и ассистент К. Н. Коржавин, направленный на усиление кафедры с должности инженера по связям с производством [8, д. 35, л. 7]. На этом заседании заслушали доклад К. Н. Коржавина о его научной работе, рассмотрели порядок организации и проведения летней экзаменационной сессии, решили создать при кафедре научно-технический кружок слушателей. В списке профессорско-преподавательского состава НИВИТа на 1937-1938 учебный год (по состоянию на 1 октября 1937 года) на кафедре «Мосты» значится только один преподаватель - заведующий кафедрой, исполняющий обязанности доцента К. И. Андреев [5, д. 42, л. 155 (об.)]. Приписанный к кафедре ассистент К. Н. Коржавин числился в это время на кафедре конструкций [5, д. 42, л. 156 (об.)].

В штатном расписании НИВИТа на 1938 год, утвержденном Всесоюзным комитетом по высшей школе при СНК СССР, кафедре «Мосты» выделялись четыре ставки, в том числе начальника кафедры - 1, доцента - 1, ассистентов - 2 [8, д. 77, л. 1]. В феврале 1938 года начальник кафедры «Мосты», доцент К. И. Андреев был арестован органами НКВД

[8, д. 54, л. 2]. В списочном составе кафедры по состоянию на 1 марта 1938 года значится всего один человек - преподаватель-совместитель И. З. Харитонов и три вакансии [5, д. 55, л. 3 (об.), т. III]. В апреле 1938 года инженер И. З. Харитонов был зачислен штатным преподавателем кафедры с сохранением (по совместительству) должности начальника мосто-станции [5, д. 43, л. 178]. В подобном же списке на 1 августа 1938 года на кафедре «Мосты» числятся уже три сотрудника: временно исполняющий дела начальника кафедры, исполняющий обязанности доцента Ф. Г. Голицын, ассистент К. Н. Коржавин, преподаватель И. З. Харитонов [5, д. 54, л. 3, т. II].

Ф. Г. Голицын был направлен в НИВИТ в мае 1938 года. В приказе по НИВИТу от 19 мая 1938 года записано: Присланного распоряжением ЦУУЗа НКПС от 16/^.38 г. - Голицына Ф. Г. назначить и. о. доцента по кафедре «Мосты» с 7 мая с окладом 700руб. в месяц [5, д. 44, л. 205]. На момент приема на работу в НИВИТ член ВКП(б) Ф. Г. Голицын ученой степени и ученого звания не имел. Вскоре его назначили начальником кафедры и он возглавлял ее вплоть до августа 1941 года. В 1939 году два преподавателя кафедры «Мосты» впервые были отмечены с положительной стороны руководством вуза. В институтском сборнике «За отличную учебу» начальник института Н. И. Матвеев похвалил ряд сотрудников: Активно работают профессор тов. Еврейсков, тт. Голицын, Еж-ков, Коржавин и другие [12, с. 14].

К началу 1941 года в НИВИТе работали 11 кандидатов наук [8, д. 206, л. 19-21, прил. 2]. На кафедре «Мосты и инженерные конструкции» сосредоточился мощный научно-педагогический потенциал - четыре кандидата технических наук (доценты М. М. Архангельский, Н. Ф. Никонов, К. Н. Коржавин, ассистент В. Ф. Забара) [5, д. 72, л. 102]. Без ученой степени и ученого звания был только Ф. Г. Голицын, занимавший должность исполняющего обязанности начальника кафедры, исполняющего обязанности доцента. Накануне войны в штатном расписании кафедры «Мосты» числились пять преподавателей: Ф. Г. Голицын, М. М. Архангельский, Н. Ф. Никонов, В. Ф. За-бара, Н. И. Сипягина [5, д. 106, л. 124].

В военные годы начальником кафедры «Мосты» являлся член-корреспондент Акаде-

мии наук СССР, профессор Г. П. Передерий, а ассистент Ф. Г. Голицын работал заместителем начальника кафедры. На протяжении двух военных лет кафедра «Мосты» занимала ведущее место в институте в плане развития научно-исследовательской работы, связи с производством. Научно-педагогический потенциал кафедры проявлялся в результатах плодотворной работы профессора-академика Г. П. Передерия, доктора технических наук, профессора В. А. Га-стева, трех доцентов (М. М. Архангельского, Ф. Г. Голицына, Н. Ф. Никонова), двух ассистентов (А. М. Кушнерева, Д. С. Сухорукова) [5, д. 168, л. 61 (об.)]. В военное время кафедра «Мосты», как и прежде, относилась к факультету «Постройка железных дорог и путевое хозяйство» [5, д. 105, л. 237]. После реэвакуации академика Г. П. Передерия (вернулся в ЛИ-ИЖТ) исполняющим обязанности начальника кафедры «Мосты» с 10 июля 1944 г. был назна-

чен доцент М. М. Архангельский [5, д. 192, л. 237].

В заключение следует отметить, что на протяжении десяти лет, с 1934 по 1944 годы, кафедра «Мосты» входила в структуру факультета «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», наряду с такими кафедрами, как «Изыскания и проектирование железных дорог», «Железнодорожный путь», «Геодезия», «Путь и путевое хозяйство», «Станции и узлы», «Строительное производство», «Методы изображения», «Иностранные языки». Наше историческое исследование, основанное на архивных документах НоПИИТа -НИВИТа 1930-х годов, позволило внести существенные коррективы в историю возникновения факультета «Мосты и тоннели» и кафедры «Мосты» в первые годы существования нашего вуза, который готовится отметить юбилей - 90-летие со дня его образования.

Библиографический список

1. Москалев П. И. Летопись НИВИТа - НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах. Новосибирск, 1992. 58 с.

2. Страницы истории Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПСа -НИИЖТа - НИВИТа). Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2002. 448 с.

3. КушнеревА. М. Путь института // Школа командиров транспорта : юбилейный сборник, 1932-1952 / Но-восиб. ин-т воен. инженеров ж.-д. трансп. Новосибирск, 1952. С. 5-20.

4. Кадры - транспорту. 1933.

5. Архив СГУПС (НИВИТ). Ф. 1100. Оп. 1. Д. 37, 42, 43, 44, 54, 55, 72, 73, 105, 106, 107, 168, 192.

6. Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта : (Краткий очерк). Новосибирск, 1962. 114 с.

7. Москалев П. И. Этапы пройденного пути : субъективные заметки по истории НИВИТа - НИИЖТа (1932-1990). Новосибирск : Изд-во СГУПС, 1999. 116 с.

8. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1100. Оп. 1. Д. 13, 35, 54, 77, 170, 173, 174, 206.

9. Добровольский А. В., Манаков А. Л. НИВИТ военного времени (1941-1945 гг.). Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2017. 128 с.

10. Добровольский А. В. Из истории нашего вуза: НИВИТ в начале войны // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2016. № 1. С. 72-78.

11. Заключительный отчет о работе Новосибирского института инженеров транспорта за 1933-34 учебный год // ГАНО. Ф. Р-1100. Оп. 1. Д. 2. 42 л.

12. Матвеев Н. И. НИВИТ готовит боевых инженеров // За отличную учебу. Новосибирск, 1939. С. 9-15.

A. V. Dobrovolsky

On the History of the Bridges and Tunnels Faculty and the Bridges Department

Abstract. The article reviews the history of the Bridges and Tunnels Faculty and the Bridges Department of the Siberian Transport University. The researcher discovered that the officially accepted version of the history of these structural units does not correspond to the actual facts. In the 1960-s, a mistake was made in the presentation of the history of the faculty, which was further widely replicated in anniversary editions, articles and monographs. Based on the original documents stored in the State Archives of the Novosibirsk Region and the archive of the Novosibirsk Institute of Military Engineers of Railway Transport (the predecessor of the modern Siberian

Transport University), as well as on the articles published in the university's newspaper "Personnel for Transport", the author makes significant adjustments to the official history of the Faculty and the Bridges Department.

The article shows that the Faculty of Artificial Structures, created in the 1932-1933 at the Novosibirsk Railway Construction Institute, can be considered the forerunner of the modern Bridges and Tunnels Faculty. Having analyzed the historical documents, the author proves that the prevailing version of the creation of the Bridges Faculty in August 1937 is incorrect. From January 1940 to June 1942, the Bridges Faculty existed in the university in a nominal form (all organizational and technical work was carried out by employees of the Dean's office of Railway Construction, Rail Track and Infrastructure Faculty). Later, the Bridges Faculty was reestablished in July 1944, and its history continues up to the present day. The historical file of the Bridges Department does not contain correct information about the time of its foundation, the first Heads, the teaching staff. The author managed to fill in a number of gaps in the history of the Department that was established in the 1st semester of the 1932-1933 academic year, i.e., the first year of the university existence, thus being one of its initial departments.

Key words: institute; university; higher educational institution; faculty; department; students; teachers; learners; bridge building; academic disciplines.

Добровольский Анатолий Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры «История и политология» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: dobr@sgups.stu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.