Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕНТРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (МУЗЕЯ) СГУПСА В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ЦЕНТРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (МУЗЕЯ) СГУПСА В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / STUDENT YOUTH / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / CIVIL RESPONSIBILITY / UPBRINGING / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самардак М. В., Сергеева Н. Л.

В статье рассматривается актуальная для современной России проблема патриотического воспитания студенческой молодежи. В последние годы у значительной части молодежи произошла деформация гражданско-патриотического сознания, изменилось отношение к культурным традициям, истории государства, своему народу. В статье дается анализ работы Центра истории и культуры (музея) Сибирского государственного университета путей сообщения как важного элемента в структуре гражданско-патриотического воспитания студентов университета. Рассматриваются направления патриотического воспитания студенческой молодежи, конкретные формы и методы работы, проводимой им. Авторы показывают, что студенты-первокурсники с первых дней пребывания в СГУПСе слушают лекции по истории создания университета, смотрят видеоархивы, участвуют в мероприятиях, проводимых Центром истории и культуры (музеем) СГУПСа (экскурсиях, конкурсах, встречах со знаменитыми выпускниками), знакомятся с традициями вуза, принимают участие в ежегодных акциях «Письмо ветерану», «Бессмертный полк» и др. Далее авторы отмечают, что студентов, интересующихся историей вуза, привлекают к работе с архивными материалами для изучения белых пятен исторического прошлого университета. В статье делается вывод о необходимости постоянного «погружения» студенческой молодежи в историю предшествующих поколений, которые выдержали суровые испытания в годы войны, возродили страну и построили могучую державу. На конкретных примерах предшественников формируется национальное самосознание, чувство патриотизма и гражданская ответственность современной молодежи за будущее своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Самардак М. В., Сергеева Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STU HISTORY AND CULTURE CENTER (MUSEUM) IN DEVELOPING CIVIC CONSCIOUSNESS AND PATRIOTISM IN STUDENTS

The article discusses the urgent problem for modern Russia - the patriotic education of students. In recent years a significant part of young people experienced a strong deformation of their civil and patriotic consciousness, their attitude towards the traditions, history of the state, and people. The article analyzes the work of the Siberian Transport University History and Culture Center (Museum) as an important element of the system of civil and patriotic education of university students. The trends in the patriotic education of students, some specific forms and methods of the work conducted by the Center are considered. The authors note that the first-year students begin their university studies by attending lectures on the university history, watching video archives, participating in various events held by the Center (tours, competitions, meetings with famous graduates, learning about the university traditions, participating in annual events such as “A Letter to a Veteran”, “Immortal Regiment”, and others). Further, the authors state that the students who are interested in the university history are invited to work with archival materials to study the “white spots” in its historical past. The article concludes on the need for the constant “immersion” of the youth into the history of previous generations who managed to withstand severe miseries during the Great Patriotic War period, to rebuild and strengthen the country after the war. Thus, on the examples of predecessors the national identity, a sense of patriotism and civic responsibility of today's youth for the future of our country is being developed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕНТРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (МУЗЕЯ) СГУПСА В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 378.035.6:378.665.62(571.14)

М. В. Самардак, Н. Л. Сергеева

Роль Центра истории и культуры (музея) СГУПСа в воспитании гражданственности и патриотизма студенческой молодежи

В статье рассматривается актуальная для современной России проблема патриотического воспитания студенческой молодежи. В последние годы у значительной части молодежи произошла деформация граж-данско-патриотического сознания, изменилось отношение к культурным традициям, истории государства, своему народу. В статье дается анализ работы Центра истории и культуры (музея) Сибирского государственного университета путей сообщения как важного элемента в структуре гражданско-патриотического воспитания студентов университета. Рассматриваются направления патриотического воспитания студенческой молодежи, конкретные формы и методы работы, проводимой им.

Авторы показывают, что студенты-первокурсники с первых дней пребывания в СГУПСе слушают лекции по истории создания университета, смотрят видеоархивы, участвуют в мероприятиях, проводимых Центром истории и культуры (музеем) СГУПСа (экскурсиях, конкурсах, встречах со знаменитыми выпускниками), знакомятся с традициями вуза, принимают участие в ежегодных акциях «Письмо ветерану», «Бессмертный полк» и др. Далее авторы отмечают, что студентов, интересующихся историей вуза, привлекают к работе с архивными материалами для изучения белых пятен исторического прошлого университета.

В статье делается вывод о необходимости постоянного «погружения» студенческой молодежи в историю предшествующих поколений, которые выдержали суровые испытания в годы войны, возродили страну и построили могучую державу. На конкретных примерах предшественников формируется национальное самосознание, чувство патриотизма и гражданская ответственность современной молодежи за будущее своей страны.

Ключевые слова: студенческая молодежь, гражданственность, патриотическое воспитание, патриотизм, гражданская ответственность, воспитательная работа, национальное самосознание.

Современная Россия переживает непростой исторический период. Это связано как с экономическими и социальными проблемами внутри нашего государства, так и со сложной обстановкой на международной арене. И как следствие этого, в стране отмечается разрушение духовных ценностей, личности человека, прежде всего молодежи. Наблюдается искаженное понимание таких понятий, как «добро», «справедливость», «гражданская позиция», «патриотизм». Для государства и общества в любые исторические периоды вопросы патриотического воспитания были и остаются актуальными. Так, в Постановлении Правительства от 30.12.2015 № 1493 РФ «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» говорится, что данный вопрос является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики на современном этапе [1].

В научной литературе в работах Б. М. Иго-шева, А. Н. Иоффе, В. И. Лутовинова, Т. В. Яро-вовой и других авторов «патриотизм» и «гражданственность» рассматриваются как сложные многоаспектные понятия. Однако многих авторов объединяет то, что патриотизм - это

нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать Отечество и свой народ ради прогресса [2, с. 10]. Понятие «гражданственность» сопоставимо по своей значимости и звучанию с понятием «патриотизм». С точки зрения А. Н. Иоффе, гражданственность следует рассматривать как качество личности, показывающее готовность человека жить и активно действовать в условиях демократического общества [3, с. 21]. Оно ориентировано на высшие ценности и нормы общества и государства, на ответственность за свой выбор. Заслуживает внимание и определение М. С. Фролко, который подчеркивает, что патриотизм «неразрывно связан всегда с утверждением национального достоинства» [4, с. 153].

Мы рассматриваем патриотизм как неотъемлемый компонент отечественной культуры и важный элемент национальной идеи, а формирование патриотизма у молодежи - как идеологический фундамент и духовный ориентир, который способствует сохранению исторического прошлого нашего Отечества,

причастности и гордости за достижения российского общества в целом и Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) в частности, а также приобщению к боевым и трудовым традициям страны, созданным многими поколениями народа.

За последние годы в государстве принят ряд документов, в которых учитываются реалии настоящего времени и выстраивается система патриотического воспитания граждан [1, 5-7]. «Целью гражданско-патриотического воспитания, - как отмечается в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", -является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны... укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян. воспитания гражданина. имеющего активную жизненную позицию, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития» [1].

В последнее десятилетие в отечественном образовании наблюдается тенденция ослабления патриотического воспитания среди молодежи. В российской культуре появляются негативные примеры, образцы для подражания, которые разрушают годами накопленный опыт воспитания подрастающего поколения. Неслучайно на многих встречах с молодежью, волонтерами, общественностью и деятелями культуры президентом России ставится вопрос о патриотическом воспитании, которое должно быть не только стройной государственной системой, но и органичной частью жизни самого общества. Строить свое будущее необходимо на прочном фундаменте, и им может быть патриотизм: «.ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» [8].

Важность воспитания патриотизма у молодежи в начале третьего тысячелетия настойчиво подчеркивают современные ученые-педагоги (А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева, М. С. Фролко, Т. В Яровова и др.), так как он

выступает «как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства. ради достижения общей цели - сохранения и развития России» [1].

В СГУПСе в процессе обучения студентов важной задачей выступает не только их профессиональная подготовка, но и культурная составляющая - формирование социально-личностных компетенций молодого человека, Гражданина с большой буквы. В работе по данному направлению задействовано большинство структурных подразделений университета, одним их которых является Центр истории и культуры (музей) СГУПСа (далее - Центр истории).

Перед Центром истории поставлена конкретная задача: опираясь на историю, традиции вуза, героическое прошлое предыдущих поколений выпускников Новосибирского института военных инженеров транспорта (НИВИТ), Новосибирского института железнодорожного транспорта (НИИЖТ) и Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), сформировать у студенческой молодежи идеалы патриотизма. Эти идеи являются важными составляющими национальной идеи России, неотъемлемыми компонентами отечественной науки и культуры. Следует уделять внимание и эмоциональной стороне личности студента - чувству сопереживания и гордости за достигнутые победы, успехи страны, города и вуза. Также необходимо прививать модель поведения молодежи, которая выражается в здоровом образе жизни, социальной и политической активности, толерантности, потребности в творчестве.

Студенты, поступившие в наш вуз, начинают знакомство с ним с посещения Центра истории. В нем «живет» и бережно хранится вся родословная университета, в которой особым образом переплетены судьбы, надежды, стремления и свершения нескольких поколений выпускников НИВИТа - НИИЖТа -СГУПСа. Это «мастерская», где воспитывается чувство гордости за университет, в котором предстоит учиться будущим специалистам, будущим инженерам транспорта.

Д. С. Лихачев писал в своих письмах: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них. значит, он не любит

их. Если человек не любит старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране» [9, с. 131].

История создания Центра истории началась более 50 лет назад. В 1967 г. по инициативе парткома НИИЖТа и преподавателей кафедры истории КПСС доц. А. Н. Баталова, А. Е. Кузьминой и Н. Н. Борисова к 50-летию Октябрьской революции и 35-летию образования вуза была открыта комната-музей боевой и трудовой славы (рис. 1). Это было первое название Центра истории. Собранные редкие фотографии военных лет, альбомы, документы и дневники, свидетельствующие о самых значительных фактах из жизни института, поначалу разместились в одной из комнат библиотеки НИИЖТа, а затем Музей боевой и трудовой славы был переведен в отдельное помещение.

Первым экскурсоводом и лектором по истории НИВИТа - НИИЖТа был Николай Николаевич Борисов. Он прошел путь от прапорщика царской армии до красноармейского командира, пришел на службу в Новосибирский путейско-строительный институт инженеров

транспорта (НОПИИТ) в 1932 г. (дата создания института), в годы войны был начальником штаба НИВИТа. Майор в отставке, бывший преподаватель военной кафедры, хорошо знавший историю института, всех сотрудников и преподавателей, очень многое сделал, чтобы сохранить память о событиях военного времени для следующих поколений студентов.

В статье газеты «Кадры - транспорту» Н. Н. Борисов писал: «Открывая дверь в музей, посетители невольно переходят на шепот, осторожно ступают между стендами, подолгу вглядываются в фотографии тех, кто погиб в сорок первом в борьбе за счастливое сегодня, склоняют головы над документами и наградами бывших студентов и преподавателей института. Незабываемые, волнующие минуты встречи с историей.» [10, с. 1].

Большой вклад в создание музейной экспозиции и налаживание работы музея внесли ректоры НИИЖТа Н. П. Кондаков и К. Л. Комаров, секретарь парткома НИИЖТа В. Т. Алексеев, старший преподаватель кафедры истории КПСС Ф. М. Дрейзина, художник В. С. Слинько, заведующие музеем Н. И. Сизикова, А. И. Кострюков и Н. В. Самсонова.

Рис. 1. Создатели комнаты-музея боевой и трудовой славы (слева направо стоят: А. М. Шелепов, Б. Е. Мирошник, А. Н. Баталов, Г. Ф. Шевцов, А. Н. Шведчиков, В. С. Анциперовский, В. Т. Алексеев; сидят: В. С. Слинько, А. Е. Кузьмина, А.А. Тетерина, Г. М. Парфенова,

Н. Н. Борисов) 77

В 1975 г. партком НИИЖТа поручил заведование Музеем боевой и трудовой славы Анатолию Иосифовичу Кострикову - профессиональному военному, летчику, ветерану Великой Отечественной войны, полковнику в отставке. Он ответственно подошел к данному поручению, много труда и инициативы вложил в пополнение экспозиций музея, постоянно вел работу со студенческой молодежью, формируя у них чувство гордости за наш вуз и страну.

В 1984 г. Министерство культуры присвоило музею НИИЖТа звание «Народный музей» (свидетельство № 107 от 18 мая 1984 г. бережно хранится в Центре истории). Название «Народный музей» существовало до 2016 г., потом совет университета утвердил новое название - Центр истории и культуры (музей) СГУПСа. В настоящее время здесь собрано около 800 экспонатов.

В Центре истории экспонаты размещены по разделам и в хронологической последовательности. Первый раздел знакомит с историей создания института. Посетители узнают о первом ректоре, о первых руководителях факультетов и кафедр, о рабфаке и первом выпуске специалистов в 1934 г. Фотографии и

документы дают возможность увидеть, как выглядели г. Новосибирск, Заельцовский район в 30-е гг. ХХ в., учебные корпуса НоПИИТа на ул. Красный проспект.

В Центре истории установлен макет инфраструктуры вуза, а также «дерево» университета, которое отражает изменения его названий с 1932 до 1997 г. (рис. 2). На «дереве» 10 «ветвей» - 10 факультетов с научными подразделениями (кафедрами). С обеих сторон «дерева» помещены почетные знамена вуза, одно из которых - Трудовое Красное знамя, на нем крепился Орден Трудового Красного знамени, которым Президиум Верховного Совета СССР в 1981 г. наградил НИИЖТ. Представлены и советские знамена: «За победу в социалистическом соревновании», «С 40-летием победы в Великой Отечественной войне», копия «Знамени Победы» и современные награды студенческих общественных организаций и формирований. Эти знамена наглядно отражают различные этапы жизни нашего вуза, его историю и достижения.

Особое место в экспозиции занимает раздел, посвященный Великой Отечественной войне. Здесь хранятся фотографии военных

Рис. 2. Историческое «дерево» СГУПСа

лет, пожелтевшие письма с фронта, оружие, найденное студентами-поисковиками на местах сражений 22-й Сибирской добровольческой дивизии. Этому периоду в истории вуза посвящена книга «НИВИТ военного времени», авторами которой являются заведующий кафедрой истории и политологии д-р ист. наук А. В. Добровольский и ректор СГУПСа д-р техн. наук А. Л. Манаков. Книга была издана к 85-летнему юбилею вуза, и в ней впервые широко использованы архивные документы того времени. Авторы делают ссылки на приказы по институту, в которых поименно записаны слушатели (так в те годы называли студентов института) и сотрудники, призванные в армию с 1941 по 1944 г. За эти годы из НИВИТа на фронт было призвано 1078 слушателей и 49 сотрудников, в том числе 29 преподавателей [11, с. 76].

Специальный стенд посвящен трем Героям Советского Союза - слушателям НИВИТа. В 1942 г. они со 2-го курса добровольно ушли на фронт - Ю. И. Дерябин, В. Н. Безукладников, Е. И. Стерин (последний погиб в 1943 г. при переправе через р. Днепр). Другой стенд с именами и фотографиями посвящен воинам-железнодорожникам, сотрудникам и преподавателям НИВИТа, которые прошли дорогами войны.

В Центре истории собран специальный материал, связанный с пропавшей в 40-е гг. ХХ в. экспедицией группы изыскателей дороги Абакан - Тайшет под руководством А. М. Кошур-никова (сына профессора М. Н. Кошурникова, работавшего в годы войны в НИВИТе начальником кафедры «Строительное производство»).

Студенты с большим интересом знакомятся с героическим прошлым слушателей НИВИТа, рассматривают письма с фронта, в которых бывшие студенты-солдаты вспоминают родителей, родной дом, пишут о простых житейских заботах. В Центре истории большим интересом пользуется книга «Путевку в жизнь нам дал НИВИТ». Это рассказы 17 выпускников НИВИТа 1934-1953 гг. выпуска. Их воспоминания позволяют почувствовать дух народа в 40-50-е гг. ХХ в., его ценностные ориентации, сформировать представления о том, как создавался наш институт.

Много интересных книг с воспоминаниями о незабываемых днях и событиях воен-

ного времени, о конкретных людях, которые добровольно уходили на фронт со студенческой скамьи; о преподавателях, о ректорах, которые проявили выдержку и мужество на своем рабочем месте в эти трудные годы. Пожелтевшие фотографии, оружие Великой Отечественной войны, письма с фронта, переданные семьей Таран, чьи три племянника (слушатели НИВИТа) пропали без вести в 1942 г., бережно хранятся в нашем Центре истории. Все это - наглядный материал для формирования патриотического сознания современной студенческой молодежи.

Отголоски далекой войны приходят в университет и в наши дни. Так, в 2016 г. в Центр истории пришло письмо из г. Воронежа от Валентины Николаевны Липовцевой с запросом о своем дяде Александре Сергеевиче Цепля-еве. Пересматривая семейный альбом, она обнаружила его последнюю фотографию, на оборотной стороне которой было написано «Новосибирск, НИВИТ, сентябрь, 1941». В архиве университета удалось найти документы, подтверждающие предположения В. Н. Липовцевой. Приказом № 256 от 30 августа 1940 г. он был зачислен в 7-й взвод на факультет «Постройка железных дорог и путевое хозяйство» (в настоящее время факультет «Строительство железных дорог»). На 2-м курсе он был призван в РККА. В архиве сохранился приказ начальника института от 9 октября 1941 г., в котором он в числе других слушателей считался «убывшим в РККА с 1/Х с выдачей выходного пособия на две недели» [12].

В. Н. Липовцева писала, что похоронка пришла в 1942 г. из Сталинграда по месту жительства родителей. Ее заинтересовало, действительно ли ее дядя ушел на фронт из НИВИТа. Документы подтвердили факт призыва. Имя слушателя Цепляева И. С. будет добавлено на пилон у памятника погибшим воинам во дворе СГУПСа. О судьбах многих слушателей, призванных на фронт из НИВИТа, далеко не все известно, и поиски продолжаются.

В 1967 г. одновременно с созданием музея была организована студенческая группа «Поиск», которая под руководством преподавателя военной кафедры Н. Н. Борисова занялась поиском пропавших солдат-слушателей и сбором архивных материалов о войне. А в 1990 г. в Новосибирске была создана поиско-

вая группа «Десант», которой первой в стране было разрешено производить раскопки солдатских захоронений времен Великой Отечественной войны. В 2000 г. руководитель этой группы полковник С. Д. Бондаренко пришел работать в СГУПС, и студенты университета стали ежегодно выезжать в экспедиции по местам боев и сражений воинов-сибиряков. Участники группы «Десант» обновили в музее витрину с оружием, подарили найденные на раскопках военные трофеи. После каждой экспедиции студенты-поисковики докладывали о результатах поисковой работы, писали отчеты и оформляли фотовыставки. Поисковые работы проводятся и в настоящее время. Такая практика лучше всяких рассказов и фильмов о войне побуждает студентов изучать историю своей Родины. Выдержка из письма в НИИЖТ: «Огромное вам спасибо, что вы выслали нам фотографию монумента и мемориальной доски, где есть фамилия моего брата Спасского Бориса Сергеевича, бывшего студента НИВИТа, погибшего на фронте... Как отрадно, что есть на свете неравнодушные добрые люди.»

Интересный случай, также связанный с войной, произошел в октябре 2016 г. В Центр истории зашел человек солидного возраста, объяснив посещение тем, что он решил побывать в местах, где учились его родители. Они очень рано ушли из жизни, когда Александру было 17 лет. Не так давно у его родственников были найдены дипломы родителей об окончании НИВИТа. Попов Александр Георгиевич защитил диплом 24.06.1941, а Попова Тамара Лаврентьевна - 31.12.1941. Они оба учились на факультете «Постройка железных дорог и путевое хозяйство». Мы обратились к Александру Александровичу Попову с просьбой подарить дипломы родителей в Центр истории СГУПСа. Теперь один диплом за подписью Н. И. Монахова (начальник-ректор НИВИТа в годы войны) хранится в Центре истории, другой он оставил себе на память. Это раритетный экспонат.

Другие 12 витрин Центра истории демонстрируют развитие НИВИТа - НИИЖТа -СГУПСа, дают наглядное представление о научной, учебно-производственной деятельности в послевоенные годы. На витринах

представлены труды первых научных конференций (1930-е гг.) и современные монографии наших ведущих ученых-преподавателей. Здесь документы 1930-х гг., награды, сувениры, вошедшие в историю университета. Материалы, книги и экспонаты используются не только на лекциях в Центре истории, но и на занятиях по истории Отечества и других дисциплинах гуманитарного цикла. Студенты часто приходят в Центр истории при подготовке докладов, рефератов, выступлений.

В Центре истории регулярно проводятся экскурсии, лекции для школьников и будущих абитуриентов, студентов других вузов. Здесь назначают встречи выпускники разных лет, проводят заседания комсомольцы-активисты НИИЖТа, встречаются ветераны СГУПСа.

В Центре истории ведется кропотливая работа с документами при подготовке юбилейных изданий к памятным датам университета, юбилеям факультетов. Ежегодно Центр истории выступает организатором акций «Бессмертный полк» и «Письмо ветерану». Большую помощь в работе Центра истории оказывает кафедра «История и политология». Студенты пишут рефераты на заданные темы, газета «Кадры - транспорту» и научно-техническая библиотека университета объявляет конкурс на знание истории вуза. Также совместно с другими подразделениями вуза проводится цикл мероприятий, которые посвящены известным выпускникам НИИЖТа, выдающимся ученым вуза, круглым датам, сотрудникам-ветеранам.

По материалам фондов Центра истории, архива НИИЖТа и ГАНО подготовлены статьи в газету «Кадры - транспорту» о первом начальнике (ректоре) НОПИИТа - НИВИТа (1932-1936 гг.) Сергее Емельяновиче Пропа-стине (именно ему принадлежит заслуга в становлении нашего института); первом начальнике (декане) факультета «Здания» Федоре Петровиче Сивочкине и многих других незаурядных личностях НИВИТа - НИИЖТа -СГУПСа.

В 2018 г. в Новосибирске открыли экспозицию вагона-музея в метро, посвященную 100-летию Ивана Павловича Севастьянова. Он выпускник НИИЖТа, возглавлял Новосибирский городской совет депутатов с марта 1963 по де-

кабрь 1983 г. Студенты СГУПСа приняли участие в подготовке этой экспозиции, провели большую поисковую работу, встретились с теми людьми, кто был знаком с юбиляром.

Большой интерес посетителей Центра истории вызывает комната-музей резьбы по дереву. Она была открыта 1 сентября 1999 г. В ней представлены работы бывшего преподавателя военной кафедры, полковника в отставке, участника Великой Отечественной войны, ветерана Вооруженных сил СССР Николая Павловича Зиновьева. Он выпускник Сибстрина, работал в мастерской известного архитектора А. Д. Крячкова, а также заслуженного деятеля науки и техники, видного художника-архитектора В. С. Масленникова (автора проекта здания нашего университета). Проект известного в г. Новосибирске 100-квартир-ного дома был представлен в 1939 г. на выставке в г. Париже, чертежи фасада этого дома выполнил Н. П. Зиновьев. Художник - любитель резьбы по дереву, участник и лауреат многочисленных выставок, в его копилке более 400 работ, и каждая неповторима. В этой комнате

хранятся около 200 работ, в свое время подаренных и оформленных по проекту его дочери (рис. 3). Память о Н. П. Зиновьеве, талантливом преподавателе, художнике, добром и интеллигентном человеке, навечно осталась для нас в его неповторимых работах.

Для того чтобы целенаправленно влиять на студентов и пропагандировать красоту и величие национальной русской культуры, в Центре истории проводятся тематические лекции, выставки, литературные встречи, просмотр фильмов по истории НИИЖТа - СГУПСа, выступления известных людей (выпускников факультетов, спортсменов), ветеранов войны и труда. Лекции сопровождаются выставками книг, авторами которых являются сотрудники и преподаватели университета. Такие встречи и беседы не оставляют равнодушными студентов к событиям прошедших лет, достижениям предшествующих поколений, подвигам в военные годы. Все это формирует гордость за выдающихся выпускников своего факультета, за СГУПС, а также гражданскую позицию и ответственность перед будущими поколениями.

Рис. 3. Комната резьбы по дереву Н. П. Зиновьева

Рис. 4. Книга отзывов Центра истории и культуры (музея) СГУПСа

За годы деятельности Центра истории в книгах отзывов сохранились очень интересные записи гостей (рис. 4):

Впечатлен выставкой оружия Великой Отечественной Войны, это память наших отцов и дедов. Без истории прошлого у человека нет будущего! (руководитель клуба «Формирование» Ю. И. Скоков).

Поклоняемся великой традиции университета (делегация из Южной Кореи).

Спасибо за память о нашем счастливом проживании в стенах родного института. Горжусь своим институтом! (выпускник НИИЖТа 1971 г., факультет СЖД, Николай Иванович Потапенко).

Таким образом, можно сделать вывод, что Центр истории и культуры (музей), хранитель историко-культурного наследия и традиций университета, в современных условиях становится научно-культурным центром для формирования культуры молодежи и научно-технической интеллигенции нового поколения. Он вносит важный вклад в патриотическое воспитание современного студенчества, направляя его духовное развитие, утверждая гуманизм в его сознании через понимание исторической и культурной принадлежности к России и гражданскую ответственность за будущее своей Родины, в том числе ее безопасность, успешность и стабильность в современном мире.

Библиографический список

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» : утв. Постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1493. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград : Авторское перо, 2006. 172 с.

3. Иоффе А. Н. Роль образования в гражданском становлении личности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 8. С. 19-25.

4. Фролко М. С., Орлов Н. С. Патриотизм в молодежной политике России // Наука-2020. 2016. № 5. С. 150-153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-molodezhnoy-politike-rossii (дата обращения: 18.04.2019).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы» : утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы» : утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы» : утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

8. Путин В. В. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи (12 сентября 2012 года) : стенограф. отчет // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/16470 (дата обращения: 18.04.2019).

9. Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб. : Азбука, 2014. 160 с.

10. Борисов Н. Волнующие встречи с историей // Кадры - транспорту. 1970. 13 марта.

11. Добровольский А. В., Манаков А. Л. НИВИТ военного времени (1941-1945 гг.) / отв. ред. К. Л. Комаров. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. 115 с.

12. Архив Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ). Ф. 1100. Оп. 2. Д. 107. Л. 303.

M. V. Samardak, N. L. Sergeeva

The Role of the STU History and Culture Center (Museum) in Developing Civic Consciousness and Patriotism in Students

Abstract. The article discusses the urgent problem for modern Russia - the patriotic education of students. In recent years a significant part of young people experienced a strong deformation of their civil and patriotic consciousness, their attitude towards the traditions, history of the state, and people. The article analyzes the work of the Siberian Transport University History and Culture Center (Museum) as an important element of the system of civil and patriotic education of university students. The trends in the patriotic education of students, some specific forms and methods of the work conducted by the Center are considered.

The authors note that the first-year students begin their university studies by attending lectures on the university history, watching video archives, participating in various events held by the Center (tours, competitions, meetings with famous graduates, learning about the university traditions, participating in annual events such as "A Letter to a Veteran", "Immortal Regiment", and others). Further, the authors state that the students who are interested in the university history are invited to work with archival materials to study the "white spots" in its historical past.

The article concludes on the need for the constant "immersion" of the youth into the history of previous generations who managed to withstand severe miseries during the Great Patriotic War period, to rebuild and strengthen the country after the war. Thus, on the examples of predecessors the national identity, a sense of patriotism and civic responsibility of today's youth for the future of our country is being developed.

Key words: student youth; civic consciousness; patriotic education; patriotism; civil responsibility; upbringing; national self-consciousness.

Самардак Марина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе и социальному развитию СГУПСа. E-mail: [email protected]

Сергеева Нинелла Лазаревна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая Центром истории и культуры (музея) СГУПСа. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.