Научная статья на тему 'Роль музея Гродненского государственного медицинского университета в патриотическом воспитании молодежи'

Роль музея Гродненского государственного медицинского университета в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / MUSEUM / HISTORY / DEVELOPMENT / EDUCATION / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивашин В. М., Буксанов М. В., Буксанова А. А., Горная Т. П.

Изложена история открытия, развития и работы музея учреждения образования «Гродненский государствен­ный медицинский университет». Роль материалов музея в патриотическом воспитании студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY MUSEUM IN YOUTH’S PATRIOTIC EDUCATION

The article presents the history of foundation, development and work of the Grodno State Medical University museum. The role of the museum's materials in patriotic education of students has been noted.

Текст научной работы на тему «Роль музея Гродненского государственного медицинского университета в патриотическом воспитании молодежи»

УДК 378.4:069.015

РОЛЬ МУЗЕЯ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

В.М. Ивашин, к.м.н., доцент; М.В. Буксанов, А.А. Буксанова,

Т.П. Горная

Военная кафедра УО «Гродненский государственный медицинский университет»

Изложена история открытия, развития и работы музея учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». Роль материалов музея в патриотическом воспитании студенческой молодежи. Ключевые слова: музей, история, развитие, воспитание, молодежь.

The article presents the history of foundation, development and work of the Grodno State Medical University museum. The role of the museum's materials in patriotic education of students has been noted. Key words: museum, history, development, education, young people.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [2].

Патриотическое воспитание не может вестись компанейски, от случая к случаю. Это - повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой клубной работе, военно-спортивных играх, но и в мероприятиях идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся и работающей молодежью; награждение ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе.

Значительный вклад в воспитательную работу с молодежью вносит музей Гродненского государственного медицинского университета. Он является органом, обобщающим становление и развитие университета на основе документов, с целью воспитания студентов, развития у них должной ответ-

ственности к будущей профессии, должного уважения к предыдущим поколениям на положительных примерах истории университета.

Патриотическое воспитание проводится на основании директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254 «О деятельности информационно-пропагандистских групп и об участии руководителей республиканских и местных государственных организаций в идеологической работе», приказа министра образования от 3 февраля 2005г. № 42 «О совершенствовании идеологической и воспитательной работы в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования» [5].

Музей Гродненского государственного медицинского университета был открыт 23 апреля 1982 года Министром здравоохранения БССР, академиком Савченко Н.Е. Ректор, сотрудники института, кафедры и общественные организации проделали огромную работу по сбору материалов, которые всесторонне отражают деятельность высшего учебного заведения.

Открытие музея состоялось в 1982 году, под руководством ректора Маслакова Дмитрия Андреевича, который оказал огромную помощь в становлении музея, формировании и пополнении его коллекции.

По инициативе ректора, проф. П.В. Гарелика на заседании совета музея 25 марта 2004 года принято решение о необходимости реконструкции экспозиции, которая во многом устарела как по содержанию, так и по оформлению. Для ее обновления были выявлены архивные документы по истории создания медицинского института. Установлены имена 54 выпускников, ставших видными деяте-

Журнал ГрГМУ 2009 № 1

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

лями медицины и здравоохранения. От большинства из них получены фотографии и краткие биографии. С привлечением студентов и посетителей музея бесплатно собрано около 250 новых экспонатов, в том числе, ряд медицинских инструментов, редких книг и журналов. Начали практиковаться новые формы работы: к 50-летию проф. С.И. Гельберга студенты привлекались к написанию по материалам музея статей для студенческих научных конференций о профессорах С.И. Гельберге, С.М. Нижегородове, Ю.М. Островском и др.

Для повышения роли музея было рекомендовано профессорско-преподавательскому составу оформить альбомы «История кафедры» к 50-летию университета, шире использовать материалы и фонды музея в кураторской работе, при написании студентами реферативных докладов и др.

А 28 ноября 2007 года при содействии ректора Гарелика Петра Васильевича состоялось торжественное открытие музея после реконструкции. В новой экспозиции на современном уровне содержательно и глубоко отражены история и достижения медицинского института-университета за первые 50 лет деятельности [6,7]. Она представляет немалый интерес для преподавателей, студентов, выпускников и гостей вуза.

Музей творчески организует работу, направленную на воспитание высших идеалов у студентов, любви к высокому и почетному званию врача на основе положительного опыта в многолетней деятельности университета.

Экспозиция музея представляет большой познавательный интерес об истории развития университета, его лучших преподавателях, руководителях, врачах, отдавших жизнь делу охраны здоровья населения.

Музей проводит и организует работу в тесном взаимодействии с общественными и студенческими организациями, и особенно с первичной организацией БРСМ и профсоюзом студентов, членами которых являются практически все студенты ВУЗа. Музей оказывает содействие в воспитательной работе студентов, организации их досуга. Так проводятся акции с участием студентов-волонтеров «За здоровый образ жизни», «День здорового образа жизни». Музеем с военной кафедрой разработана тематика лекций, с которыми сотрудники кафедры выступают перед студентами медунивер-ситета. Стало уже традицией в апреле на военной кафедре проводить студенческую межвузовскую конференцию, посвященную Великой Отечественной войне, в которой принимают участие студенты и преподаватели Гродненского государственного аграрного университета, военного факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и наши студенты.

Не могут не волновать материалы стенда, рассказывающие об ученых и сотрудниках ГрГМУ, участвовавших в Великой Отечественной войне.

13

Здесь фотографии профессора В.М. Кораблева, который в качестве санитарного инструктора, затем старшего фельдшера участвовал в Сталинградской битве, операции «Багратион». В музее находится шприц, который В.М. Кораблев взял у мертвого фашиста и впоследствии использовал для помощи раненым. Фотография профессора В.М. Ни-жегородова - он, будучи фельдшером, вынес с поля боя 50 раненых с оружием, за что был награжден орденом Красного Знамени. Фотографии и другой материал о В.И. Архипове, Х.А. Мартиросове, Ф.Б. Трегубовиче, которые были на войне с 1941 по 1945.

Велико воспитательное значение выступления на конференциях участников Великой Отечественной войны подполковника в отставке И.В. Бритова и других ветеранов войны из числа профессорско-преподавательского состава вуза. В течение всего учебного года осуществляется публикация статей по военно-патриотической тематике в газете «Эскулап». Профессорско-преподавательский состав военной кафедры проводит встречи со студентами в виде «круглых столов», где активно обсуждаются проблемы студенческой молодежи. Хорошим воспитательным моментом является выступление перед студентами лекторской группы членов Белорусского Союза офицеров и военной кафедры, входящей в состав областного общества «Знание», председателем которой является Ивашин В.М. Ежегодно в течение сентября и октября организуется посещение музея студентами первого курса, с которыми проводится экскурсия.

Кроме студентов медуниверситета, музей посещают студенты медучилища, учащиеся средних школ и других учебных заведений города. В том числе музей посещают и иностранные гости нашего университета: 16.05.05 посол Финляндии в Беларуси, 11.05.07 делегация из Швеции, 4.07.07 студенты Познаньской и Белостокской медицинских академий, 7.12.07 участники конференции, посвященной шестидесятилетию общества «Знание», 23.01.08 работники областного перинатального центра, 31.04.08 гости университета профессор Стражев с ректорами высших учебных заведений г. Гродно, 11.04.08 студенты Витебского государственного медицинского университета, 13.05.08 посол Сирии и сопровождавшие его лица, 19.09.08 участники встречи выпускников 1968 (1978) годов, 14.10.08 делегаты Познаньской медицинской академии.

Ежегодно музей к 9 мая помогает в организации встречи и выступления ветеранов войны перед студентами университета и учащимися средних школ, посвященных Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., что способствует передаче накопленного жизненного опыта. Огромное воспитательное значение для молодежи имеет фотовыставка «Такими мы были», организуемая музеем в фойе главного корпуса университета, где выстав-

9

ляются стенды, на которых размещаются фронтовые и послевоенные фотографии ветеранов университета. Такие выставки организуются 20 апреля ко Дню Победы и к 20 июня каждого года ко Дню независимости. Данные стенды представляют большой интерес не только для молодежи, но и для преподавателей и самих ветеранов.

Положительное воздействие на молодежь университета имеют проводимые ректоратом вместе с музеем торжественные собрания, посвященные Дню Победы. На собраниях выступают ветераны войны с докладом, затем от каждого курса выступает студент, выражая свою благодарность ветеранам.

Музей работает совместно с сотрудниками библиотеки в проведении выставок и изготовлении буклетов, а с редактором университетской газеты «Эскулап» - в выпуске газет. Так, ко Дню Победы ежегодно выпускается специальный номер, в котором помещены заметки участников войны, которые рассказывают о себе, о боевых действиях, в которых участвовали [1] .

Музей систематически контролирует и оказывает помощь в пополнении новыми документами и фотографиями кафедральных альбомов. По мере возможности обновляет и дополняет стенды музея новыми материалами.

Таким образом, главной целью воспитательной работы музея следует считать формирование у сту-

дентов патриотизма, морально-психологической готовности к профессиональной самоотдаче, воспитание верности присяге выпускника, добросовестного творческого, активного отношения к врачебной деятельности, должностным обязанностям, дисциплинированности.

Литература

1. Бритов, И.В. Музей Гродненского государственного медицинского института / И.В. Бритов // История медицины и здравоохранения Гродненщины: матер. научн. конф., посвящ. 125-летию общества врачей Гродненской губернии. Ч.1. - Гродно: ГрМИ. - 1995. - С. 2728.

2. Организация воспитательной и военно-патриотической работы со студентами на военной кафедре / С.В. Флюрик [и др.] // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2007. - № 2. - С. 104-106.

3. Кардас, М. Роль истории медицины в подготовке врачей / М. Кардас // История медицины и здравоохранения Гродненщины: матер. научн. конф. посвящ. 125-летию общества врачей Гродненской губернии. Ч.1. - Гродно: ГрМИ. - 1995. - С. 88-89.

4. Азаронок, С. Подвигу народа жить в веках / С.Азаронок // Армия. - 2007. - № 4. - С. 44-48.

5. Романова, Е. Доблесть отцов - наследие сыновей / Е. Романова // Армия. - 2007. - № 5. - С. 54-56.

6. Войткевич, Е.Н. В музее 50-летняя история вуза / Е.Н. Войтке-вич // Эскулап. - 2007. - 28 декабря. - С. 3.

7. Воробъев, В.В. Музей истории Гродненского государственного медицинского университета и его достижения за первые 25 лет деятельности / В.В. Воробъев, Ф.И. Игнатович, Е.Н. Войткевич // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. -2008. - № 2. - С. 151-153.

Поступила 12.01.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.