Научная статья на тему 'НИВИТ - НИИЖТ - СГУПС: ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВУЗА В 1930-Е ГОДЫ'

НИВИТ - НИИЖТ - СГУПС: ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВУЗА В 1930-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ТРАДИЦИИ / ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ / АГИТПОХОДЫ / ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ / НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / ОБОРОННО-СПОРТИВНАЯ ЭСТАФЕТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добровольский А.В.

В статье исследуются процессы формирования традиций Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Многие современные традиции университета зародились в далекие 1930-е - в первые годы деятельности вуза, когда он носил название Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ). На основе архивных материалов, публикаций институтской газеты «Кадры - транспорту», тематических работ предшественников установлено, что среди многочисленных мероприятий НИВИТа со временем стали традиционными военно-полевые сборы, дни открытых дверей, агитационные походы (поездки) слушателей по маршрутам Сибирской железной дороги. В статье показано, как в 1930-е годы нарабатывалась методика проведения данных мероприятий, накапливался позитивный опыт, и при активном участии преподавателей и слушателей НИВИТа зарождались традиции, которыми потом гордились основатели вуза. В предвоенные годы на базе института стали регулярно проводить научно-технические конференции, началась история знаменитой оборонно-спортивной эстафеты, росли и множились спортивные достижения вуза. В работе последовательно прослеживается становление традиций, указываются фамилии инициаторов и активных сторонников этих движений. Организация и проведение большинства мероприятий базировалась на опыте предшествующих лет. В статье также обращено внимание на отдельные моменты в становлении ряда традиций и особенности их развития в 1930-е годы. Автором сделан вывод о том, что все вышеуказанные мероприятия прошли проверку временем, приобрели регулярный характер и тем самым трансформировались в традиции, которыми более восьмидесяти лет гордятся все наследники НИВИТа. Преподаватели и студенты СГУПС бережно хранят, всемерно развивают и приумножают славные традиции вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIVIT - NIIZHT - STU: ESTABLISHING THE UNIVERSITY TRADITIONS IN THE 1930S

The article examines the processes of forming the traditions of the modern Siberian Transport University (STU) that originated back in 1930s. During the early years the university was called the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers (NIVIT). On the basis of archival materials, publications in the institute newspaper “Kadry - Transportu” (“Personnel for Transport”) and thematic works of other researchers, it was established that a number of various public events held in the NIVIT over that time, such as military field training camps, open days, or campaign trips along the routes of the Siberian Railway, gradually became traditional. The author describes the development of the methodology of such events in the 1930s, when the positive experience was accumulated. With the active involvement of teachers and students, the traditions were born, which the founders of the university were proud of later. In the pre-war years, scientific and technical conferences began to be held regularly on the basis of the Institute, the famous military sports relay race was initiated, NIVIT students' sporting achievements multiplied. The researcher consistently traces the origin of the traditions, providing the names of their initiators and active supporters. The arrangement and conduct of the events were based on the experience of previous years. The article also focuses on particular steps in the development of a number of traditions in the 1930s. The author concludes that the described events had passed the test of time, having been gradually transformed into traditions that the successors of NIVIT have been proud of over eighty years. The STU teachers and students carefully preserve, develop and enrich the glorious university traditions in every possible way.

Текст научной работы на тему «НИВИТ - НИИЖТ - СГУПС: ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВУЗА В 1930-Е ГОДЫ»

К 90-летию СГУПС (НИИЖТ - НИВИТ - НоПИИТ)

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 5-13.

The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022. No. 3 (14). Р. 5-13.

К 90-летию СГУПС (НИИЖТ - НИВИТ - НоПИИТ)

Научная статья

УДК 378.665.62(571.14)(09)

doi 10.52170/2618-7949_2022_14_5

НИВИТ - НИИЖТ - СГУПС: формирование традиций вуза в 1930-е годы Анатолий Владимирович Добровольский

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия, dobrovolsky@sgups.stu.ru

Аннотация. В статье исследуются процессы формирования традиций Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Многие современные традиции университета зародились в далекие 1930-е - в первые годы деятельности вуза, когда он носил название Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ). На основе архивных материалов, публикаций институтской газеты «Кадры - транспорту», тематических работ предшественников установлено, что среди многочисленных мероприятий НИВИТа со временем стали традиционными военно-полевые сборы, дни открытых дверей, агитационные походы (поездки) слушателей по маршрутам Сибирской железной дороги. В статье показано, как в 1930-е годы нарабатывалась методика проведения данных мероприятий, накапливался позитивный опыт, и при активном участии преподавателей и слушателей НИВИТа зарождались традиции, которыми потом гордились основатели вуза. В предвоенные годы на базе института стали регулярно проводить научно-технические конференции, началась история знаменитой оборонно-спортивной эстафеты, росли и множились спортивные достижения вуза. В работе последовательно прослеживается становление традиций, указываются фамилии инициаторов и активных сторонников этих движений. Организация и проведение большинства мероприятий базировалась на опыте предшествующих лет. В статье также обращено внимание на отдельные моменты в становлении ряда традиций и особенности их развития в 1930-е годы. Автором сделан вывод о том, что все вышеуказанные мероприятия прошли проверку временем, приобрели регулярный характер и тем самым трансформировались в традиции, которыми более восьмидесяти лет гордятся все наследники НИВИТа. Преподаватели и студенты СГУПС бережно хранят, всемерно развивают и приумножают славные традиции вуза.

Ключевые слова: институт, традиции, военно-полевые сборы, агитпоходы, день открытых дверей, научные конференции, оборонно-спортивная эстафета

Для цитирования: Добровольский А. В. НИВИТ - НИИЖТ - СГУПС: формирование традиций вуза в 1930-е годы // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 5-13. DOI 10.52170/2618-7949_2022_14_5.

THE 90th ANNIVERSARY of STU (NIIZhT - NIVIT - NoPIIT)

Original article

NIVIT - NIIZhT - STU: establishing the university traditions in the 1930s Anatoly V. Dobrovolsky

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia, dobrovolsky@sgups.stu.ru

Abstract. The article examines the processes of forming the traditions of the modern Siberian Transport University (STU) that originated back in 1930s. During the early years the university was called the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers (NIVIT). On the basis of archival materials, publications in the institute newspaper "Kadry - Transportu" ("Personnel for Transport") and thematic works of other researchers, it was established that a number of various public events held in the NIVIT over that time, such as military field training camps, open days, or campaign trips along the routes of the Siberian Railway, gradually became traditional. The author describes the development of the methodology of such events in the 1930s, when the positive experience was accumulated. With the active involvement of teachers and students, the traditions were born, which the founders of the university were proud of later. In the pre-war years, scientific and technical conferences began to be held regularly on the basis of the Institute, the famous military sports relay race was initiated, NIVIT students' sporting achievements multiplied. The researcher consistently traces the origin of the traditions, providing the

© Добровольский А. В., 2022

names of their initiators and active supporters. The arrangement and conduct of the events were based on the experience of previous years. The article also focuses on particular steps in the development of a number of traditions in the 1930s. The author concludes that the described events had passed the test of time, having been gradually transformed into traditions that the successors of NIVIT have been proud of over eighty years. The STU teachers and students carefully preserve, develop and enrich the glorious university traditions in every possible way.

Keywords: institute, traditions, military field training, campaign trips, open day, scientific conferences, military sports relay race

For citation: Dobrovolsky A. V. NIVIT - NIIZhT - STU: establishing the university traditions in the 1930s. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022;(14):5-13. (In Russ.). DOI 10.52170/26187949 2022 14 5.

В период деятельности Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта (1934-1953 гг.) были заложены традиции, которые на протяжении десятилетий поддерживались и развивались его наследниками. Многие из этих традиций дошли до нашего времени.

Одним из первых мероприятий, зародившихся в далекие 1930-е годы, можно по праву считать военно-полевые сборы слушателей НИВИТа, о которых выпускники многих лет упоминают в своих записях, дневниках и мемуарах. Практика проведения летних лагерных сборов на базе Юргинского полигона Сибирского военного округа началась в 1935 г. Об этом свидетельствует отчет руководства вуза за 1935/36 учебный год [1, д. 7, л. 18]. По предложению военных кафедр летние лагерные сборы были включены в программу обучения слушателей НИВИТа. Организация и проведение военно-полевых сборов обобщена нами в отдельной статье «О роли летних лагерных сборов в подготовке военных инженеров транспорта в НИВИТе» [2]. Поэтому в данной работе мы акцентируем внимание на отдельных аспектах становления и развития этой традиции в 1930-е годы.

В 1936 г. руководство вуза впервые четко определило цели и задачи по подготовке слушателей и административно-командного состава к предстоящим сборам, а также состав контингента и сроки проведения лагерных сборов: II курс - один месяц, IV курс - два месяца, V курс - один месяц [3, д. 32, л. 74]. К сожалению, отчетов о проведении первых двух сборов не сохранилось. В годовом отчете института за 1935/1936 учебный год имеется лишь лаконичная запись: «Отчет о лагерном обучении будет сделан особым докладом по окончанию лагерей и подведении итогов» [1, д. 16, л. 20(об.)].

В марте 1937 г. в НИВИТе были перераспределены функции между заместителями начальника института: руководство лагерными сборами вменили в должностные обязанности заместителя по военной работе [3, д. 37, л. 400]. Приказ по НИВИТу о проведении третьего лагерного сбора вышел 19 мая 1937 г. [3, д. 37, л. 318]. В нем предписывалось, что все слушатели II, III, IV курсов обоих факультетов обязаны пройти полную программу военно-полевых сборов. Там же впервые указывалось, что слушатели, не прошедшие лагерные сборы, не допускаются к защите дипломных работ.

Подготовка военно-полевых сборов 1939 г. значительно отличалась от предыдущих лет. Приказ начальника института № 53 от 8 мая 1939 г. вышел под грифом «Не подлежит оглашению» [3, д. 61, л. 296-297]. Повышенные меры секретности вводились из-за того, что лагерные сборы НИВИТа на Юргинском полигоне СибВО проводились в тесном контакте и взаимодействии с кадровыми частями Красной Армии, проводящими летние полевые учения. Раскрытие дислокации регулярных войск приравнивалось к разглашению государственной тайны. Среди новаций 1939 г. также можно отметить усиление роли партийной и комсомольских организаций института в проведении сборов. Так, впервые решили организовать групповое (среди подразделений) и индивидуальное социалистическое соревнование. Во всех подразделениях запланировали и провели теоретические конференции по 4-й главе учебника «Краткий курс истории ВКП(б)», доклады и беседы по материалам XVIII партийного съезда и международному положению [4, 1939. 30 мая]. По-новому в этот год поставили и работу с «Боевыми листками». С 1939 г. в период лагерных сборов

стали проводить прием норм ГТО I и II ступеней, сдачу нормативов «Ворошиловский стрелок» I и II ступеней, ПВХО, ГСО. В 1939 г. впервые состоялась лагерная спартакиада, смотр художественной самодеятельности подразделений.

Организация и проведение лагерных сборов 1940 г. полностью базировались на опыте предшествующих лет. Командование института ориентировало организаторов военно-полевых сборов на то, чтобы будущие офицеры получали не только практический опыт по своей будущей специальности, но и непосредственно познавали службу суточного наряда, организацию питания и бытового обеспечения, снабжение военных подразделений материально-техническими ресурсами. В сочетании с серьезной идейно-политической работой военно-полевые сборы приобретали большое значение в воспитании и подготовке будущих офицеров служб войсковых сообщений и тыла (ВОСО).

Лагерные сборы 1941 г. были прерваны начавшейся войной [5, с. 5]. В годы Великой Отечественной войны было принято решение перенести военно-полевые сборы с Юргин-ского полигона на территорию современного Заельцовского парка. Сложившаяся в 1930-е годы модель организации и проведения военно-полевых лагерных сборов была взята за основу и применялась в учебно-воспитательном процессе НИВИТа - НИИЖТа в дальнейшем на протяжении почти пятидесяти лет.

В 1930-х годах в НИВИТе зарождается традиция агитпоходов [6, с. 25]. Первоначально в них преобладала физкультурная составляющая, но затем организаторы стали больше акцентировать внимание на агитационно-пропагандистской работе.

Первые агитпоходы были организованы на зимних каникулах 1936 г. 25 января стартовала команда девушек по маршруту Новосибирск - Красноярск. В историю НИВИТа он вошел как лыжный пробег имени X съезда ВЛКСМ. Пять лыжниц (Г. Короткова, М. Го-лубева, Е. Ботвинская, Е. Мечик, Н. Головкина) решили за 15 ходовых дней преодолеть дистанцию в 763 км. Провожал девушек весь

1 В составе группы А. Тосетов (командир), Н. До-щечкин, Якушин, Семашко, Шариков. Источник:

институт [4, 1936. 26 янв.]. Перед участниками пробега были поставлены конкретные агитационно-пропагандистские задачи: «Познакомить рабочих и колхозников на остановочных пунктах маршрута с размахом стахановского движения на Томской ж.-д. и передать им опыт лучших» [4, 1936. 26 янв.]. Подробный отчет о первом лыжном пробеге занял целую полосу газеты «Кадры - транспорту» за 23 февраля 1936 г.

29 января 1936 г. в Бийске начался поход группы лыжников НИВИТа по Чуйскому тракту (Бийск - Семипалатинск). Командир пробега А. Алексеев докладывал руководству, что по маршруту агитпробега они проводили агитационно-массовую работу среди населения: «Беседы проводились по вопросам развертывания стахановского движения, о подарках к X съезду комсомола в виде работы над моделями машин, шефства над молодняком скота и т. д.» [4, 1936. 23 февр.]. Поход успешно завершился 27 февраля в г. Семипалатинске [4, 1936. 2 марта].

Летом 1936 г. руководство вуза поддержало инициативу слушателей об организации и проведении похода по Туруханскому краю, получившего впоследствии название «По пути сталинской ссылки». Группа слушателей (6 чел.1) предложила осуществить многодневный шлюпочный поход с целью изучения деятельности И. В. Сталина в сибирской ссылке, а также «сбора материалов по истории Гражданской войны, изучения вопросов оборонного значения» [3, д. 32, л. 102]. Путь по воде от Красноярска до Игарки участники похода прошли за 14 дней, проплывая в среднем за сутки по 160 км. Впоследствии командир похода А. То-сетов докладывал: «Мы собрали огромный материал по ссылке тт. Сталина, Свердлова, Петровского и др. Местные жители бывшего Туруханского края с удовольствием делились воспоминаниями о ссылке великих большевиков. Там мы сделали массу фотоснимков, характеризующих место ссылки. Все материалы по ссылке, а также жандармская переписка о тт. Сталине, Свердлове и других нами переданы в отдел Истпарта Крайкома» [4, 1936. 25 сент.].

Соболев: Поход в Туруханский край // Кадры -транспорту. 1936. № 1. 25 сент.

В 1937 г. практика организации лыжных агитационных переходов получила дальнейшее развитие. В период зимних каникул (январь -февраль 1937 г.) был осуществлен переход по маршруту Новосибирск - Томск - Новосибирск [4, 1937. 22 янв.]. За шесть ходовых дней команда слушателей НИВИТа (И. Пыстин, В. Ка-ширин, Б. Пономарев) прошла почти 500 км. Они доставили ТЭМИИТу вызов на социалистическое соревнование и 4 февраля успешно вернулись домой [4, 1937. 27 февр.].

Через год в феврале 1938 г. 12 слушателей НИВИТа совершили лыжный переход по маршруту Новосибирск - Сталинск (современный г. Новокузнецк), посвященный XX годовщине РККА. За пять дней лыжники прошли более 400 км в условиях суровой сибирской зимы. «Этим походом наши лыжники доказали, - рапортовал командир перехода С. Гетман, - что НИВИТ готовит кадры физически здоровых и политически грамотных специалистов для железнодорожного транспорта» [4, 1938. 23 февр.].

В последующие годы целевые агитпоходы и выезды агитбригад стали проводить на регулярной основе. В период зимних каникул 1938 г. вокальный ансамбль института выехал с концертами на Томскую железную дорогу и обслужил более 7,5 тыс. рабочих и служащих [6, с. 26]. На следующий год инициатива НИВИТа под девизом «Свой отдых - на культурное обслуживание транспорта» получила поддержку руководства Томской железной дороги и ЦК профсоюза железнодорожников Сибири и Дальнего Востока. Художественному коллективу института впервые выделили специальный вагон. Вокальный ансамбль института под руководством Л. И. Бляхера (42 чел.) отработал на железной дороге более двух недель (с 24 января по 6 февраля) [1, д. 82, л. 22; 3, д. 61, л. 402]. Во время поездки по маршруту Сталинск - Усяты - Белово - Топки - Кольчугино -Тайга - Болотное слушатели выступали не только в клубах, но и на железнодорожных разъездах, в депо, отдельных цехах. Как правило, культурная часть программы служила завершением основной части взятой на себя студенческим коллективом работы по разъяснению железнодорожникам постановлений партии и правительства, ознакомлению с приказами НКПС об укреплении дисциплины на транспорте.

На зимних каникулах 1941 г. были организованы и проведены лыжные агитпереходы: Новосибирск - Томск (состав команды 6 чел.), Новосибирск - Кемерово (5 чел.), Новосибирск - Болотная (5 чел.), Новосибирск - колхоз им. Тельмана» (4 чел.) [3, д. 108, л. 314315; 4, 1941. 1 янв.]. С информацией о лыжных агитпереходах 1941 г. слушателей НИВИТа можно подробно ознакомиться в публикациях газеты «Кадры - транспорту» [4, 1941, 7 февр.].

В 1937 году по примеру Московского института инженеров железнодорожного транспорта НИВИТ впервые провел День открытых дверей для учащихся средних школ. 30 марта в НИВИТ прибыли 15 десятиклассников школы № 36 (Новосибирск), 6 учащихся железнодорожной школы ст. Эйхе (ныне Инская), из Бе-ловской средней школы - 43 чел., Топкинской -38 чел., Новокузнецкой - 11 чел., Чулыма -16 чел. и 40 представителей рабфака института [4, 1937. 16 апр.]. Встреча с потенциальными абитуриентами началась с бесед начальника учебной части института Г. Е. Баратова, начальников факультетов В. М. Завадского, Г. М. Еж-кова, и. о. профессора И. С. Моргунова. Они подробно рассказали о специфике института: «Объяснили содержание и смысл отдельных специальных дисциплин, какое оборудование имеется в лабораториях и кабинетах, и ответили на многочисленные вопросы, интересующие молодую аудиторию» [4, 1937. 16 апр.]. Перед школьниками также выступили студенты-отличники. Гости осмотрели лаборатории и кабинеты, где им продемонстрировали опыты, которые не ставятся в условиях средней школы. Вечером все учащиеся стали участниками концерта художественной самодеятельности. В студенческом общежитии школьникам выделили несколько комнат, что позволило им провести в стенах института по два-три дня. В результате мероприятия значительная часть приезжих выразила желание учиться в транспортном вузе.

В последующие годы проведение Дня открытых дверей напрямую увязали с работой по новому набору. В начале 1939 г. приемная комиссия института разослала по средним школам сибирского региона информационные письма, определила представителей вуза для регулярных поездок по школам крупных железнодорожных узлов, инициировала закреп-

ление преподавателей за школами-десятилетками Новосибирска [4, 1939. 8 апр.].

В 1939 г. Дни открытых дверей для выпускников средних школ Новосибирска, охватившие шесть городских школ, состоялись 24 и 30 марта. Затем очередной День открытых дверей, в котором приняли участие более 250 человек, был проведен 18 апреля. Газета «Кадры - транспорту» писала, что в этот день была организована выставка проектов, проведены беседы и демонстрация опытов в лабораториях. Заместитель начальника института по учебной и научной работе А. Д. Третьяков подробно рассказал о правилах приема в институт, об организации учебного процесса [4, 1939. 26 апр.]. Ведущие преподаватели (профессор В. А. Важеевский, доценты Ф. Г. Голицын, Г. А. Коновалов, А. П. Кузнецова) выступили с сообщениями о специфике отдельных специальностей, ответили на многочисленные вопросы учащихся. В книге отзывов и впечатлений о посещении НИВИТа многие выпускники оставили положительные записи [4, 1939. 26 апр.]. Летом 1939 г. начальник института Н. И. Матвеев распорядился выдавать задание на проведение агитационной и информационно-разъяснительной работы по приему в институт всем слушателям, отъезжающим на производственную практику, на летние каникулы. Но практика массового «натиска» не принесла качественных результатов. В марте -апреле 1940 г. еще раз попробовали провести четыре Дня открытых дверей, и после этого НИВИТ вернулся к прежней тактике - ежегодного проведения Дня открытых дверей в дни весенних каникул. По сути дела, в такой форме это мероприятие проводится в нашем вузе и в настоящее время.

На базе современного СГУПСа ежегодно проходит целый ряд научных конференций, среди которых можно выделить международную научно-техническую конференцию «Политранспортные системы», международную научно-методическую конференцию «Актуальные проблемы модернизации высшей школы», всероссийскую научную конференцию «Россия в войнах и военных конфликтах XX - начала XXI века». Но многие не знают, что история вузовских научно-технических конференций тоже началась в 1930-е годы.

Первая научно-техническая конференция НИВИТа состоялась в июне 1938 г. Об этом свидетельствуют архивные документы, сборник докладов и сообщений участников этой конференции, который сейчас хранится в Центре истории и культуры (музее) университета. Первая научно-техническая конференция НИВИТа проходила три дня, с 13 по 15 июня, в вечернее время (с 18 часов). На открытии конференции с приветственным словом выступил заместитель начальника института по учебной и научной работе А. Д. Третьяков, а начальник научно-исследовательского сектора (НИС) В. Е. Еврейсков сделал доклад о состоянии научно-исследовательской работы кафедр НИВИТа за 1938 год. На следующий день участники конференции заслушали и обсудили научные доклады ассистента К. Н. Коржавина «Работа ледорезов массивных мостовых опор в условиях ледохода рек Сибири», профессора В. Е. Еврейскова «Оползни одного косогора и борьба с ними», доцента Г. А. Коновалова «Исследование действия ультрафиолетовых лучей на селеновый фотоэлемент», ассистента В. П. Целищева «Некоторые замечания об энергиях электрона в нелинейной теории Борна» [7, с. 1-5, 7, 9-11]. В заключительный день, 15 июня, на конференции выступили ассистент А. А. Карпачев, а также слушатели-дипломники А. Дюнин, В. Никольский, И. Осо-вицкий [7, с. 12-15]. Вот так в НИВИТе зарождалась традиция проведения вузовских научных конференций.

II научно-техническая конференция, проходившая на базе НИВИТа 25-28 февраля 1939 г., приобрела уже тематический характер и посвящалась проблемам развития железнодорожного транспорта в 3-й пятилетке [8, с. 14]. Стенограмма II научно-технической конференции НИВИТа находится на хранении в Государственном архиве Новосибирской области и позволяет современным исследователям реконструировать атмосферу того времени [1, д. 117, л. 1-13]. Большой интерес на конференции вызвали выступления профессора В. Е. Еврейс-кова о железнодорожном строительстве в третьей пятилетке, доцента Г. М. Ежкова о планах развития локомотивного хозяйства, доклад начальника института Н. И. Матвеева на тему «Паровозо-ремонтные заводы и скоростное

строительство для дорог Сибири и Дальнего Востока» [1, д. 117, л. 1-5, 9-10, 12-13]. По решению руководства вуза материалы II научно-технической конференции были опубликованы отдельным изданием «Труды НИВИТа» (Вып. IV) [9].

В марте 1940 г. в институте состоялась III научно-техническая конференция кафедр НИВИТа. Первоначально руководство вуза приняло решение провести конференцию по четырем тематическим секциям, но в связи с большим количеством поступивших заявок пришлось организовать работу секций по семи направлениям [3, д. 73, л. 335, 421]. На

III научно-технической конференции было представлено 46 докладов по различной тематике. На ней впервые выступили производственники, что, по мнению организаторов, наглядно свидетельствовало о расширении масштабов научно-исследовательской работы, отражало укрепление связей института с производством [1, д. 111, л. 12].

Перед войной в НИВИТе состоялась

IV научно-техническая конференция. Накануне конференции институтская газета посвятила этому мероприятию две полосы, на которых руководители кафедр доложили о состоянии научно-исследовательской работы в своих подразделениях [4, 1941. 30 мая]. На IV научно-технической конференции (2-5 июня 1941 г.) было заслушано 52 доклада. С десятью докладами выступили производственники (20 % от общего количества). В принятой резолюции подчеркивалось, что НИВИТ является одним из немногих вузов, в котором успешно решаются задачи профессиональной подготовки инженеров транспорта с задачами укрепления обороноспособности страны [1, д. 144, л. 29]. И это налагает на весь коллектив института особую ответственность.

Не подлежит сомнению, что «визитной карточкой» нашего вуза является оборонно-спортивная эстафета, которая проводится уже почти восемь с половиной десятилетий. Первая оборонно-спортивная эстафета состоялась 24 марта 1939 г. Накануне в институтской газете «Кадры - транспорту» было размещено объявление: «По инициативе комитета ВЛКСМ, добровольных обществ «Осо-авиахим» и «Локомотив», в честь XVIII съезда партии, 24 марта будет проведена оборонно-

спортивная эстафета на розыгрыш «Оборонно-спортивного кубка НИВИТа» [4, 1939. 18 марта]. Каждому курсу предлагалось выставить команду из 12 человек (9 мужчин и 3 женщины). В отчете НИВИТа за 1938/39 учебный год это мероприятие отмечено одним предложением: «Проведена военизированная эстафета с охватом до 300 человек» [1, д. 82, л. 23 (об.)].

На следующий год, 18 марта 1940 г., состоялась вторая оборонно-спортивная эстафета, на которой чемпионское право оспаривали восемь команд [1, д. 111, л. 18]. Протокол этой эстафеты не сохранился, но благодаря публикации члена комитета комсомола В. Шахматова можно констатировать, что самый лучший результат показала команда II курса факультета «Движение и грузовая работа», призовые места заняли также команды II и III курсов факультета «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» [10, с. 9]. Руководство вуза по достоинству оценило комсомольскую инициативу. В дальнейшем ответственность за организацию и проведение «оборонки» будет возложена на кафедры военного профиля и физкультуры.

На старт предвоенной оборонно-спортивной эстафеты, 23 марта 1941 г., вышло уже 13 команд [4, 1941. 3 апр.]. В обновленном положении командные места предложили распределять по баллам, с учетом общего времени, результатов стрельбы и штрафных очков. Переходящий кубок завоевали слушатели III курса факультета «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» [4, 1941. 3 апр.]. На торжественном митинге им вручили призы, а также переходящее Красное знамя за успехи и достижения в оборонно-массовой и физкультурной работе.

В последующие два военных года оборонно-спортивная эстафета не проводилась. В 1942-1943 гг. проводить это мероприятие просто было не с кем. За четыре военных года НИВИТ отправил на фронт 1 079 слушателей, 49 преподавателей и сотрудников института [5, с. 75]. Возобновили «оборонку» 19 марта 1944 г. И с тех пор ежегодно в 20-х числах марта сводные команды курсов, факультетов НИВИТа - НИИЖТа - СГУПСа выходили и выходят на легендарную оборонно-спортивную эстафету - «оборонку».

История нашего вуза навечно прославлена спортивными достижениями его питомцев. В 1968 г. весь мир впервые услышал фамилии Виктора Маматова и Анатолия Лепешкина. Бывший студент НИИЖТа, советский биатлонист В. Ф. Маматов стал чемпионом Олимпийских игр, завоевав в командной эстафете золотую олимпийскую медаль, а преподаватель института А. И. Лепешкин установил новый всесоюзный рекорд по скоростному бегу на коньках [11, с. 440-441]. Через сорок лет золотую медаль Олимпийских игр в копилку национальной сборной принесла бывшая студентка СГУПСа Анна Богалий. При этом надо подчеркнуть, что высшие спортивные достижения наших питомцев стали результатами многолетней, целенаправленной деятельности коллектива вуза по развитию спортивной и физкультурно-массовой работы. И зарождалась спортивная слава нашего вуза тоже в 1930-е годы.

В апреле 1936 г. в НИВИТе было принято Положение о проведении ежегодных физкультурных соревнований среди факультетов и учебных групп, учрежден переходящий приз института - «Красное знамя» [3, д. 32, л. 56]. В 1936 г. нивитовская команда «Стрела» впервые заняла первое место по волейболу на первенстве г. Новосибирска и по Западно-Сибирскому краю. На следующий год НИВИТ впервые принял участие в сборах центральной военно-спортивной школы, организованной в г. Севастополе. Нивитовцы заняли первые места по бегу на 3 000 метров и плаванию на 100 метров [3, д. 37, л. 22].

В начале 1937/1938 учебного года, согласно распоряжению ЦУУЗа НКПС, была проведена своеобразная перестройка работы по физкультуре. Во-первых, руководство физической культурой было передано заместителю начальника института по военной части. Во-вторых, последовало распоряжение о перестройке учебных программ и самих академических занятий с акцентом на подготовку значкистов ГТО I и II ступени. За этот учебный год в НИВИТе было проведено шесть спартакиад, более 30 различных спортивных соревнований [1, д. 53, л. 18].

1938/1939 учебный год для нашего вуза стал годом своеобразного «спортивного перелома», внешнего прорыва. Баскетбольная ко-

манда НИВИТа стала одной из лучших команд г. Новосибирска и Новосибирской области, во второй раз завоевала звание чемпиона ЦС «Локомотив-Восток» [3, д. 61, л. 41]. На городских соревнованиях среди вузов, втузов и техникумов НИВИТ занял призовые места по всем видам спорта: по лыжам - первое, по волейболу - второе, по баскетболу - второе. Чемпионами города стали: Н. Григорьев (по штанге в легком весе), И. Фролов (по лыжам на дистанции 20 км), М. Будаева (по прыжкам в длину). Нивитовцы оказались первыми в беге на дистанциях 500 метров (Е. Волкова), на 1 000 метров (Н. Баркалева, П. Синкин), на 5 000 метров (П. Синкин).

В начале 1940 г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада втузов Наркомата путей сообщения, в ней приняли участие 11 втузов с общим количеством 348 чел., в том числе 33 слушателей НИВИТа [4, 1940. 21 янв.]. На этой спартакиаде нивитовцы показали высокие достижения и результаты: лыжи - 1 командное место (грамота). В индивидуальном зачете: И. Фролов - 1 место, И. Пыстин - 2 место, М. Будаева - 2 место. Лыжная эстафета - 1 место (грамота). По конькам - 3 место (грамота). По штанге - 3 место (грамота). Баскетбол (женская команда) - 3 место (грамота). Стрелковые соревнования - 5 место [3, д. 73, л. 378379]. За высокие спортивные достижения на Всесоюзной спартакиаде НИВИТ был награжден Почетной грамотой НКПС (за 1 место среди втузов) и денежной премией в размере 15 000 рублей [12, с. 11]. В предвоенный год девять слушателей НИВИТа стали чемпионами Наркомата путей сообщения, трое чемпионами-рекордсменами г. Новосибирска [3, д. 108, л. 316].

В феврале 1941 г. состоялись соревнования Центрального совета «Локомотив-Восток» по лыжам, на которых слушатель И. Пыстин занял первое место на дистанции 50 км и получил звание чемпиона ЦС «Локомотива»; третье место на этой же дистанции занял дипломник путей-ско-строительного факультета В. Пономарев [4, 1941. 8 марта]. Летний спортивный сезон в Новосибирске открылся 1 июня 1941 г. традиционными легкоатлетическими эстафетами 4 х 100 и 10 х 1 000 м, на которых абсолютное первенство было за нашим вузом. В календарном

плане июня были запланированы профсоюзный и комсомольские кроссы [4, 1941. 30 мая]. 22 июня на старт должны были выйти команды велосипедистов добровольных спортивных обществ... Но слушателям НИВИТа, как и всей советской молодежи, пришлось показывать свое мастерство не в тирах, не на спортивных площадках, не на учебных полигонах, а на полях сражений Великой Отечественной войны.

Современный Сибирский государственный университет путей сообщения, наследник Но-ПИИТа - НИВИТа - НИИЖТа, хранит и приумножает традиции нашего вуза. В гимне нашего вуза есть такие слова: «.Как жизнь ни несется, в веках остается НИИЖТом проложен-

ный путь!». Они наглядно подтверждают, что в истории вуза было много интересного, плодотворного, полезного. Это, в первую очередь, оборонно-спортивные эстафеты, агитпоезда, студенческие строительные отряды, достижения в спорте и художественной самодеятельности, встречи выпускников. При этом заметим, что все эти годы не упускалось из внимания главное дело - учеба. Здесь и соревнования лучших групп, и олимпиады, и слеты отличников, и дни знаний [10, с. 3]. Многое начиналось в 1930-е годы, и многое продолжает жить сегодня! Спустя десятилетия студенты и преподаватели СГУПСа всемерно дорожат славными традициями, заложенными в далекие 1930-е годы.

Список источников

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1100. Оп. 1. Д. 7, 16, 53, 82, 111, 144.

2. Добровольский А. В. О роли летних лагерных сборов в подготовке военных инженеров транспорта в НИВИТе // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. № 4 (17). С. 48-56.

3. Архив Сибирского государственного университета путей сообщения (НИВИТ). Ф. 1100. Оп. 2. Д. 32, 37, 61, 73, 108.

4. Кадры - транспорту. 1935-1941.

5. Добровольский А. В., Манаков А. Л. НИВИТ военного времени (1941-1945 гг.). Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2017. 128 с.

6. Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (Краткий очерк). Новосибирск, 1962. 114 с.

7. Тезисы докладов на научно-технической конференции кафедр 13-15 июня 1938 г. (машинописный текст). Новосибирск : Издательство НИВИТ, 1938. 16 с.

8. Матвеев Н. И. НИВИТ готовит боевых инженеров // За отличную учебу. Новосибирск: издание газеты «Кадры - транспорту», 1939. С. 9-16.

9. Труды НИВИТа. Выпуск IV. Новосибирск, 1942. 130 с.

10. Традиции НИВИТа - НИИЖТа - СГУПСа / Авт.-сост. П. В. Грес. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2005. 400 с.

11. Страницы истории Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПСа -НИИЖТа - НИВИТа) / Под общ. ред. засл. деятеля науки РФ, д-ра техн. наук, проф. К. Л. Комарова. Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2002. 448 с.

12. Москалев П. И. Летопись НИВИТа - НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах. Новосибирск, 1992. 58 с.

References

1. The State Archive of Novosibirsk region. Fund Р-1100. Inventory 1. File 7, 16, 53, 82, 111, 144. (In Russ.).

2. Dobrovolsky A. V. The role of summer training camps in the training of military railway engineers in NIVIT. Humanitarian Issues of Military Skills. 2018;4(17):48-56. (In Russ.).

3. Archive of Siberian Transport University (NIVIT). Fund 1100. Inventory 2. File 32, 37, 61, 73, 108. (In Russ.).

4. Kadry - Transportu. 1935 - 1941. (In Russ.).

5. Dobrovolsky A. V., Manakov A. L. NIVIT during wartime (1941-1945). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2017. 128 p. (In Russ.).

6. The thirtieth anniversary of the Novosibirsk Institute of Railway Engineers (A brief review). Novosibirsk; 1962. 114 p. (In Russ.).

7. Reports at the scientific and technical conference of the Departments, 13-15 June, 1938 (typewritten text). Novosibirsk: Publishing House of NIVIT; 1938. 16 p. (In Russ.).

8. Matveev N. I. NIVIT prepares military engineers. Za otlichnuyu uchebu. Kadry - transportu. 1939:9-16. (In Russ.).

9. Works of NIVIT. Issue IV. Novosibirsk; 1942. 130 p. (In Russ.).

10. Gres P. V., ed. Traditions of NIVIT - NIIZhT - STU. Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2005. 400 p. (In Russ.).

11. Komarov K. L., ed. The pages of history of Siberian Transport University (STU - NIIZhT - NIVIT). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2002. 448 p. (In Russ.).

12. Moskalev P. I. The chronicles of NIVIT - NIIZhT for 60 years in documents and facts. Novosibirsk: 1992. 58 p. (In Russ.).

Информация об авторе

А. В. Добровольский - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «История и политология», заведующий кафедрой истории и политологии Сибирского государственного университета путей сообщения.

Information about the author

A. V. Dobrovolsky- Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of History and Political Studies, Head of the Department of History and Political Studies, Siberian Transport University.

Статья поступила в редакцию 27.01.2022; одобрена после рецензирования 03.02.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 27.01.2022; approved after reviewing 03.02.2022; accepted for publication 14.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.