Научная статья на тему 'О РАБОТЕ ВОЕННЫХ КАФЕДР НИВИТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

О РАБОТЕ ВОЕННЫХ КАФЕДР НИВИТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / СЛУШАТЕЛИ / ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ / ТАКТИКА / ВОЕННЫЕ ИГРЫ / ПОЛЕВЫЕ УЧЕНИЯ / СБОРЫ / ВОЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добровольский А. В.

В статье исследуется деятельность военных кафедр НИВИТа в годы Великой Отечественной войны. На основе архивных документов представлены структура, штатное расписание, состав преподавателей военных кафедр института, отражена динамика их работы в течение исследуемого периода. В публикации приведены полные названия военных дисциплин, которые изучались в эти годы. Особое внимание автора сосредоточено на анализе форм обучения слушателей, порожденных условиями военного времени: военно-полевых играх на местности, военно-производственных практиках в армейских частях служб войсковых сообщений и тыла. Анализ учебного процесса в НИВИТе позволил автору сделать вывод, что в военные годы вопросы подготовки будущих офицерских кадров для системы службы военных сообщений, железнодорожных войск Рабоче-крестьянской Красной армии и Главного управления военно-восстановительных работ стали занимать приоритетное место как в деятельности руководства вуза, так и среди его слушателей. Годовые отчеты института позволили определить роль военных кафедр в общественно-политической жизни коллектива. Преподаватели военных кафедр активно участвовали в научно-технических и методических конференциях вуза, стали инициаторами проведения конференции военных кафедр вузов Новосибирска. В публикации отражена деятельность заместителя начальника института по военной работе генерал-майора технических войск А. В. Котюкова. Исследование данной темы наглядно показало, что в годы войны деятельность военных кафедр института всецело была направлена на решение основной задачи - подготовку будущих командиров РККА, способных обеспечить работу железнодорожного транспорта в военных условиях, организовать необходимые ремонтно-восстановительные работы. Как показала реальная практика, с этой задачей военные кафедры НИВИТа успешно справились, о чем свидетельствуют боевые награды питомцев вуза и их преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE WORK OF NIVIT MILITARY DEPARTMENTS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article examines the activities of military departments of the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers (NIVIT) during the Great Patriotic War. On the basis of archival documents, the structure, staffing, quantitative and qualitative composition of teachers of military departments of the Institute is presented, the department activities dynamics during the period under study is reflected. The publication provides for the first time the full names of military disciplines that were taught at that period. Special attention is focused on the analysis of new forms of training, generated during wartime: field military games, military training in the military communications army units and in the rear. The analysis of the educational process in NIVIT allowed the author to conclude that in the war years, the issues of training officers-to-be for the VSO system, the railway troops of the Red Army and the Main Directorate of Military Reconstruction Works (GUVVR) began to occupy a priority place both in the activities of the university management and among students. The annual reports of the Institute allowed us to get a fairly complete and objective picture of the role of military departments in the NIVIT personnel social and political life. Teachers of military departments actively participated in scientific, technical and methodological conferences held in the university, they initiated the conference of Novosibirsk universities military departments. The publication reflects the activities of the deputy head of the institute for military training, major general of the technical troops A. V. Kotyukov, his active role in adapting the research to the real needs of the front and the rear. The study of this topic clearly showed that during the war, the activities of the military departments of the Institute were entirely aimed at completing the main task - training the Red Army commanders-to-be able to ensure the operation of railway transport under war conditions, to organize necessary railway repair and restoration work. As the practice showed, the military departments of NIVIT successfully coped with the task, as evidenced by the battle honours awarded to the university's graduates and their teachers.

Текст научной работы на тему «О РАБОТЕ ВОЕННЫХ КАФЕДР НИВИТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

DOI 10.52170/2618-7949_2021_10_5 УДК 378.665.62(571Л4)(09)

А. В. Добровольский

О работе военных кафедр НИВИТа в годы Великой Отечественной войны

В статье исследуется деятельность военных кафедр НИВИТа в годы Великой Отечественной войны. На основе архивных документов представлены структура, штатное расписание, состав преподавателей военных кафедр института, отражена динамика их работы в течение исследуемого периода. В публикации приведены полные названия военных дисциплин, которые изучались в эти годы.

Особое внимание автора сосредоточено на анализе форм обучения слушателей, порожденных условиями военного времени: военно-полевых играх на местности, военно-производственных практиках в армейских частях служб войсковых сообщений и тыла. Анализ учебного процесса в НИВИТе позволил автору сделать вывод, что в военные годы вопросы подготовки будущих офицерских кадров для системы службы военных сообщений, железнодорожных войск Рабоче-крестьянской Красной армии и Главного управления военно-восстановительных работ стали занимать приоритетное место как в деятельности руководства вуза, так и среди его слушателей. Годовые отчеты института позволили определить роль военных кафедр в общественно-политической жизни коллектива.

Преподаватели военных кафедр активно участвовали в научно-технических и методических конференциях вуза, стали инициаторами проведения конференции военных кафедр вузов Новосибирска. В публикации отражена деятельность заместителя начальника института по военной работе генерал-майора технических войск А. В. Котюкова. Исследование данной темы наглядно показало, что в годы войны деятельность военных кафедр института всецело была направлена на решение основной задачи - подготовку будущих командиров РККА, способных обеспечить работу железнодорожного транспорта в военных условиях, организовать необходимые ремонтно-восстановительные работы. Как показала реальная практика, с этой задачей военные кафедры НИВИТа успешно справились, о чем свидетельствуют боевые награды питомцев вуза и их преподавателей.

Ключевые слова: институт, слушатели, военные кафедры, тактика, военные игры, полевые учения, сборы, военно-производственная практика.

Основные направления работы военных кафедр в Новосибирском институте военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) были определены в 1933-1934 годах при переводе вуза в статус военизированного высшего учебного заведения. Под единым руководством начальника института, который назначался приказом Министра обороны СССР, в НИВИТе стали существовать параллельно две структуры: гражданский институт, готовящий инженеров железнодорожного транспорта, и военное учебное заведение, готовящее командиров взводов службы военных сообщений и устройства тыла (ВОСО) для Красной армии.

Военная структура вуза полностью соответствовала армейской: учебная группа - это взвод, состоящий из нескольких отделений. По приказу начальника института командирами взводов и отделений назначались слушатели. Курс именовался ротой, которой коман-

довали кадровые офицеры - лейтенанты, капитаны. Командирами батальонов (факультетов) назначались, как правило, лица высшего офицерского состава (майоры, подполковники). Весь институт именовался полком, им командовал начальник института [1, с. 36]. Вся институтская жизнь, кроме учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, определялась и регламентировалась соответствующими уставами Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Начиная с 1935 года в штатном расписании НИВИТа вначале появились три, а потом были утверждены еще две военные кафедры: «Военные сообщения (ВОСО)», «Тактика и войсковой тыл», «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений», «Общевойсковая и физическая подготовка», «Политработа в РККА и железнодорожном транспорте» [2, д. 16, л. 4, 19, 20, 20 (об.), 21; 3, с. 7]. Впоследствии дисциплина «Войсковой тыл»

была передана с кафедры «Тактика и войсковой тыл» на кафедру «Военные сообщения (ВОСО)».

Перечень военных дисциплин в учебных планах НИВИТа позволяет нам получить представление о характере и масштабах военной подготовки будущих командиров транспорта - офицеров ВОСО: 1) «Противовоздушная и химическая оборона» (ПВХО); 2) «Войсковой тыл»; 3) «Ведение военных операций»; 4) «Методика проведения командирских занятий»; 5) «Театр военных действий»; 6) «Стрелковое дело»; 7) «Подрывное дело»; 8) «Разрушение и восстановление железной дороги»; 9) «Служба военных сообщений и тыла» (ВОСО); 10) «Воинские перевозки»; 11) «Тактика»; 12) «Военная топография»; 13) «Уставы»; 14) «Строевая подготовка»; 15) «Вооруженные силы» [2, д. 16, л. 36]. За кратчайшие сроки в институте были оборудованы четыре военных кабинета: тактики, противовоздушной обороны, разрушений и восстановления железной дороги, стрелковый [2, д. 16, л. 36].

В предвоенные годы на военных кафедрах НИВИТа сложилась следующая система обучения: теория по дисциплинам военного профиля преподавалась слушателям в течение всего учебного года со сдачей соответствующих экзаменов, зачетов, нормативов. Учеба по военной линии велась по компенсированным учебным планам - это нечто среднее между военной академией, военным училищем и курсом подготовки молодого бойца. В своих воспоминаниях ректор НИИЖТа (выпускник НИВИТа 1949 года) П. И. Москалев писал: Обучали нас по такой схеме: лекции по истории военного искусства - для всех батальонов, лекции по специальности (по восстановлению железных дорог) проводились отдельно для строительного и мостового факультетов, по организации военных сообщений - для движенцев, по тактике - для всех [4, с. 139]. Практические умения и навыки отрабатывались в ходе летних лагерных сборов, а также в период прохождения военно-производственной практики в частях ВОСО, железнодорожных войсках.

В 1938/39 учебном году в НИВИТе впервые провели военную игру по теме «Организация и работа армейского тыла (органов и войск ВОСО) в наступательной операции ар-

мии», в которой приняли участие слушатели шестых курсов обоих факультетов. В разработке игры и подготовке к ней принимали участие кафедры «ВОСО», «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений», руководство института. Начальник кафедры «ВОСО» майор С. С. Лебедев являлся начальником штаба игры. Все играющие были обеспечены всем необходимым к игре: картами, полевыми книжками, командирскими принадлежностями [2, д. 82, л. 20]. В аналитической записке по итогам игры указывалось, что некоторые слушатели, поставленные во главе учреждений, частей, отделов, в первые дни совершенно растерялись, не зная, что делать, и только к концу игры, спустя 23 дня, положение выправилось [2, д. 82, л. 20]. По результатам первой военной игры организаторы сделали вывод, что в следующий раз руководителями подразделений надо назначать лиц из преподавательского или командного состава.

На следующий учебный год военные кафедры НИВИТа организовали и провели военную игру со слушателями шестых курсов по теме «Организация и работа армейского тыла военной дороги и восстановительного участка в условиях наступательных операций» (с 17 по 23 января 1940 года). В отличие от первой военной игры, в этот раз были поставлены задачи по приобретению и отработке навыков военного управления слушателями-выпускниками по их будущим профилям работы, а также по должностям, привязанным к их дипломным проектам. В основу планирования, организации и проведения игры для каждой кафедры были положены конкретные цели.

Кафедра «ВОСО»:

1. Планирование на сосредоточение трех стрелковых корпусов с частями усиления (до 3 000 эшелонов). Суточная погрузка - 100 эшелонов. Глубина от фронта - 1 500 км.

2. Маневр потоками в условиях воздействия авиации на узлы и перегоны.

3. Применение особых условий эксплуатации участков дороги (применение на двухпутных участках двухсторонней автоблокировки одностороннего движения - пропуск по участку длиной 120 км 20 поездов в час, т. е. за сутки до 480 поездов).

4. Работа железнодорожного участка военной дороги (станция пассажиро-распредели-тельная, станция снабжения и ВЗО).

Кафедра «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений»:

1. Работа Наркомата обороны и Наркомата путей сообщений по восстановлению железнодорожных участков и их взаимодействию.

2. Место головного участка в армейском тылу и влияние на обеспечение войск.

3. Определение навыков управления войсками в организации работ (технологический процесс) по восстановлению железных дорог с применением новейших агрегатов.

Кафедра «Тактика и технические средства борьбы»: управление войсками по организации защиты и обороны объектов [2, д. 111, л. 20, 20 (об.)].

Все поставленные цели были выполнены полностью. В течение пяти суток в военной игре приняли участие более 200 человек, из них 162 -слушатели, 28 - руководство и посреднический аппарат, 10 - обслуживающий персонал.

В предвоенный период особое внимание было уделено организации и проведению военно-производственной практики слушателей пятых курсов. Так, слушатели факультета «Движение и грузовая работа» (49 человек) проходили практику в органах ВОСО с 1 августа по 1 сентября 1939 года. В отчете отмечено: Практику прошли в Управлении З и ЗКУ в следующих пунктах: Чита, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск, Свердловск, Пермь, в среднем по 3-6 человек в каждом пункте и два человека в 3-м Отделе Штаба СибВО [2, д. 111, л. 19 (об.)]. Во время военно-производственной практики слушатели НИВИТа первые дни работали дублерами, а в дальнейшем самостоятельно. В совокупности они 15 суток отработали в Управлении ЗКУ на должности дежурного ЗКПУ и 15 суток в Управлении № 3 на должности военного диспетчера. По оценке кадровых военных, слушатели получили хорошую практическую зарядку, так как они проходили практику в такой период, когда на вышеуказанных железных дорогах совершались массовые воинские перевозки по направлению на Восток [2, д. 111, л. 19 (об.), 20]. Как известно, в это время, с мая по август 1939 года, проходил вооруженный конфликт с японцами у реки Хал-хин-Гол (на территории Монголии).

В 1940 году в НИВИТе появился свой генерал. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 4 июня 1940 года «О присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии» комбригу А. В. Котю-кову, заведующему кафедрой «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений», было присвоено воинское звание «генерал-майор технических войск» [5]. Он стал единственным в стране генералом, работающим в высшем учебном заведении. В октябре 1941 года генерал-майор технических войск А. В. Ко-тюков был назначен на должность военного заместителя начальника НИВИТа с совмещением должности начальника кафедры [6, д. 8143, л. 2, 4 (об.)]. Следует отметить, что генерал А. В. Ко-тюков приложил немало усилий, чтобы организовать слаженную работу военных кафедр института в условиях военного времени, адаптировать тематику научно-исследовательской работы НИВИТа к реальным потребностям фронта и тыла.

Начало войны стало рубежным событием в жизни каждого советского человека, разделившим жизнь людей до войны и в период военного времени. С 23 июня 1941 года НИВИТ был объявлен на военном положении. В эти дни в институте проходила защита дипломов, а слушатели первых и вторых курсов находились на военно-полевых сборах на Юргин-ском полигоне СибВО. Выпускник строительного факультета 1945 года Д. Ф. Колгатин вспоминал: Лагерь сначала покинули части Сибирского военного округа, за ними отправились и мы. Наш эшелон долго стоял в Юрге - на Запад беспрерывно шли воинские эшелоны. Потом тронулись и мы [7, с. 44]. Слушатели вернулись в институт 7 июля.

В июле - августе 1941 года начались призывы преподавателей в ряды Красной армии. В числе первых ушли на фронт преподаватели военных кафедр: преподаватель кафедры общевойсковой подготовки майор Н. М. Губарев (16 июля), командиры рот И. Г. Попов и С. П. Мигелин (21 и 25 августа соответственно), майор М. И. Безруков (1 сентября), начальник боепитания И. К. Перфильев (23 октября) [6, д. 107, л. 140, 271, 295, 326]. Проведенный нами анализ призыва в ряды РККА преподавательского состава НИВИТа в 1941 году показывает, что в первую очередь на фронт призы-

вались кадровые военные - преподаватели военных кафедр (6 человек), также воюющей армии требовались политруки - преподаватели гуманитарных дисциплин (5 человек) и физически подготовленные мужчины - преподаватели кафедры физической подготовки (3 человека). В августе 1941 года в ряды РККА были призваны преподаватели-предметники: А. Д. Прищепов, В. Н. Бере-зин, Т. Г. Барышев, В. М. Игумнов, И. Е. Мер-гинев [6, д. 53, л. 4; д. 107, л. 205, 266, 270, 271, 277]. С начала 1942 года в действующую армию стали призывать преподавателей, имеющих железнодорожные специальности. НИВИТ проводил на фронт ассистентов кафедр «Проектирование и постройка железных дорог», «Путь и путевое хозяйство», «Станции и узлы» Е. И. Мельникова, А. И. Лебедева, Н. П. Прокоповича, Г. А. Попова, В. Д. Алексеева, И. М. Ефимова, Г. И. Юдина [6, д. 53, л. 4 (об.), 5; 8, с. 41].

В первом военном учебном году Всесоюзный комитет по высшей школе при Совете народных комиссаров СССР приказом N° 527 от 25 октября 1941 года утвердил для НИВИТа штатное расписание 23 кафедр, в том числе пяти кафедр военного профиля: «Противовоздушная оборона железнодорожного транспорта и противопожарная техника» (начальник кафедры - подполковник Д. И. Заречан-ский), «Общевойсковая и физическая подготовки» (начальник кафедры - подполковник Н. П. Гвоздиковский), «Тактика и технические средства борьбы» (начальник кафедры -майор запаса Барышев), «Организация воинских перевозок и устройство тыла» (ВОСО) (начальник кафедры - полковник Н. А. Бли-стинов), «Восстановление железной дороги и устройство на них заграждений» (начальник кафедры - генерал-майор технических войск А. В. Котюков) [2, д. 170, л. 2].

До нас дошла довольно скромная информация о работе военных кафедр НИВИТа в первый военный учебный год. И это вполне объяснимо. Во-первых, почти треть офицеров-преподавателей были сразу же призваны на фронт. По состоянию на 1 августа 1942 года на военных кафедрах НИВИТа работало менее 50 % штатного состава - 23 офицера вместо 48. На кафедре «ПВО и противопожарная техника» в наличии был всего один преподаватель (вместо четырех по штату), на кафедре

«Общевойсковая и физическая подготовка» -7 (вместо 15), «Тактика и технические средства борьбы» - 7 (вместо 11), «Организация воинских перевозок» - 4 (вместо 8), «Восстановление железной дороги и устройство на них заграждений» - 4 (вместо 10) [2, д. 173, л. 47]. Во вторых, резко сократился учебный контингент слушателей: в начале весь институт более месяца (сентябрь - октябрь) трудился на сель-хозработах по уборке урожая и возведении понтонного моста через реку Обь, а с ноября 1941 по апрель 1942 года слушатели трех младших курсов, согласно решению бюро Новосибирского обкома ВКП(б), были «временно переданы» в распоряжение завода № 179 комбината «Сибметаллстрой» (впоследствии завод «Сибсельмаш»), где трудились слесарями, станочниками, контролерами и т. д. [9, с. 8]. В декабре 1941 года в НИВИТе прошла досрочная защита дипломных работ и 185 выпускников получили распределение в Управление военно-восстановительными работами (ГУВВР), и специальные формирования Наркомата путей сообщения (НКПС), и железнодорожные войска, 68 человек сразу же выехали на фронт [9, с. 12]. Следует подчеркнуть, что за первый военный год с институтской скамьи «забрали» на фронт 585 слушателей НИВИТа [9, с. 23]. Так что учить военному делу было почти некого: военные кафедры могли работать только со слушателями старших 4-5-х курсов.

Тем не менее в отчете института за 1941/42 учебный год сказано, что со слушателями выпускных курсов проведено четыре военных игры, на каждую из которых использовано 34 суток [2, д. 173, л. 60 (об.)]. Одна из этих военных игр была проведена с участием профессорско-преподавательского состава. В первом военном учебном году было также проведено двухстороннее полевое тактическое учение, в котором приняли участие 479 слушателей и 47 преподавателей.

В 1942 году в НИВИТе были введены экзамены по трем военным дисциплинам. Первая экзаменационная сессия показала результаты, представленные в таблице.

После сессии начальники военных кафедр докладывали командованию, что введение экзаменов существенно повысило интерес слушателей и их ответственность за результаты обучения по военным дисциплинам, что под-

Результаты первой экзаменационной сессии по военным дисциплинам в 1942 году

Дисциплина Оценки

Отлично Хорошо Посредственно Неудовлетворительно Без оценки

Противовоздушная оборона железнодорожного транспорта 126 (25,82 %) 213 (43,65 %) 142 (29,10 %) 7 (1,43 %) 14 (2,79 %)

Организация воинских перевозок и служба тыла 106 (17,52 %) 285 (47,10 %) 210 (34,71 %) 4 (0,67 %) 14 (2,26 %)

Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений 293 (24,36 %) 409 (37,95 %) 305 (28,72 %) 61 (5,74 %) 24 (2,21 %)

Итого 525 (24,35 %) 901 (41,81 %) 657 (30,49 %) 72 (3,34 %) 52 (2,36 %)

тверждалось качественными показателями -более 66 % слушателей сдали экзамены на хорошо и отлично [2, д. 173, л. 60 (об.)].

В 1942 году на военные кафедры была возложена обязанность проведения занятий с профессорско-преподавательским составом. Мужская группа проходила общевойсковую подготовку по программе «Всеобуч» (112 человек), а женская группа - по программе «Санинструктор» (44 человека). К началу марта вся программа общевойсковой подготовки была закончена и от профессорско-преподавательского состава были приняты зачеты по уставам, материальной части оружия и технике его применения [2, д. 173, л. 60 (об.)]. По окончании программы общевойсковой подготовки из преподавателей технических кафедр были сформированы две специализированные группы для прохождения программы «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» (27 человек -29 дополнительных занятий) и программы «Воинские перевозки» (14 человек - 12 дополнительных занятий).

В марте 1942 года НИВИТ был отмечен в приказе Центрального управления учебных заведений Наркомата путей сообщения (ЦУУЗ НКПС) «Об улучшении военной и физической подготовки студентов ВТУЗов и учащихся техникумов» за хорошую организацию и проведение всеобщего военного обучения первой очереди и ряда военно-оборонных мероприятий [2, д. 207, л. 1]. За первый военный учебный год на базе института было подготовлено более 400 значкистов ГТОII ступени, 2 000 отличных стрелков, 1 500 инструкторов ПВХО, 26 снайперов, 527 бойцов-рукопашников, 100 пулеметчиков [10, с. 37; 11]. За сухими цифрами статистики можно увидеть большой труд и напря-

женную работу преподавателей военных кафедр НИВИТа.

На 1942/43 учебный год для института прием был доведен до 400 человек (по 200 слушателей на факультет). Приказом № 195 от 1 августа 1942 года 400 абитуриентов получили статус слушателей первого курса НИВИТа. А через 13 дней приказом по НИВИТу № 226 от 13 августа 1942 года 163 слушателя отчислены из института в связи с уходом в РККА [9, с. 26]. В стенах института остались только те второкурсники, кто не прошел отбор по состоянию здоровья. Вначале нивитовцев направили в артиллерийские училища, а после девятимесячного обучения они пополнили ряды участников грядущей Курской битвы. С 15 сентября в институте стала работать выставка «Нивитовцы на фронтах Отечественной войны», вести которую поручили военным кафедрам и библиотеке [2, д. 209, л. 37 (об.)].

На начало 1942/43 учебного года в НИВИТе было пять военных кафедр. В январе 1943 года, согласно новому штатному расписанию, в институте были пересмотрены структура и штаты военных кафедр. В результате реорганизации из пяти военных кафедр осталось четыре:

1. «Военные сообщения и устройство тыла».

2. «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений».

3. «Тактика и общевойсковая подготовка».

4. «Физподготовка» [2, д. 209, л. 55].

«Противовоздушная оборона на железнодорожном транспорте» была выведена в качестве самостоятельной дисциплины.

Согласно новому штатному расписанию на военных кафедрах вуза полагалось иметь 21 преподавателя, а фактически работали 17 че-

ловек, включая вольнонаемных. Из наличного состава - один генерал, 10 кадровых офицеров, 6 вольнонаемных. Среди них: один генерал-майор технических войск, два полковника, два подполковника, один военинженер 1-го ранга, один военинженер 2-го ранга, три майора, один капитан [2, д. 209, л. 55]. Из штатных преподавателей только три офицера имели реальный боевой опыт на фронтах Великой Отечественной войны.

Во втором военном учебном году значительно увеличилось количество практических занятий на местности. На кафедре «Военные сообщения и устройство тыла» на них было отведено 140 часов. В военно-тактической игре «Организация и обеспечение воинских перевозок на железнодорожном участке армии при наступательной операции» приняли участие более 100 слушателей и 13 преподавателей, в том числе с гражданских кафедр. На кафедре «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» в учебном плане на практические занятия и военные игры выделялось 480 часов. Две военных игры, - писалось в отчете, - были посвящены организации работы головного участка в условиях наступательной операции и в условиях отхода армии. Еще на двух военных играх отрабатывались встречный бой головного отряда и оборона стрелкового батальона (методом группового упражнения). По линии кафедры «Тактика и общевойсковая подготовка» на организацию и проведение военно-полевой игры отводилось 65 часов [2, д. 209, л. 60].

В следующий 1943/44 учебный год вышестоящие руководящие органы попытались поправить положение с контингентом обучающихся. Приказом НКПС № 496/ц от 11 июня 1943 года на 1943/44 учебный год для НИВИТа утвердили контингент в количестве 1 300 человек, а это означало, что на первый курс необходимо было принять не менее 800 слушателей. По состоянию на 1 августа 1943 года слушателями НИВИТа являлись 563 мужчины и 232 женщины. Институту пришлось продлить сроки приема, компенсировать дефицит мужчин за счет увеличения приема женщин. Задание выполнили. На первые курсы было принято 911 человек и контингент слушателей к началу учебного года составил 1 413 человек [2, д. 230, л. 9]. Выпускник НИВИТа Г. М. Власов вспо-

минал: Это был самый большой прием за все предыдущие годы [12, с. 156].

В третьем военном учебном году пополнился численный состав военных кафедр, особенно кафедры «Тактика и общевойсковая подготовка». Подполковник С. И. Баканов был назначен исполняющим обязанности начальника кафедры, на должность преподавателей военных дисциплин приняты майоры Н. А. Ляликов, В. Г. Башкиров, Д. М. Иванов, В. И. Янчук, Т. И. Шмыглев [2, д. 230, л. 5 (об.)]. В составе кафедры стало насчитываться 12 преподавателей.

В январе 1944 года в институте было проведено соревнование по лыжным гонкам между ротами. Это мероприятие должно было проверить лыжную подготовку слушателей, выявить лучшую роту и лучших лыжников, популяризировать в институте лыжный спорт, имеющий военно-прикладное значение [9, с. 50]. 19 марта 1944 года в институте возобновилась военно-спортивная эстафета [6, д. 193, л. 127].

В 1943/44 учебном году НИВИТ стал инициатором проведения конференции военных кафедр института, на которую пригласили представителей других вузов Новосибирска. На конференции были заслушаны семь докладов, подготовленных преподавателями НИВИТа: «Превосходство Сталинской стратегии над немецкой дефектной стратегией» (доц. Я. Г. Де-рягин - заведующий кафедрой «Основы марксизма-ленинизма»), «Кировоградская операция 1944 года» (подполковник С. И. Баканов -начальник кафедры «Тактика»), «Техника в Отечественной войне» (майор М. С. Виршич -старший преподаватель кафедры «Тактика»), «Особенностиработы фронтовых железнодорожных участков по опыту Отечественной войны (подполковник И. И. Большаков - старший преподаватель кафедры «ВОСО»), «Железнодорожники в Отечественной войне» (доцент А. Д. Кузин - кафедра «Организация движения и грузовая работа»), «Особенности работы технической разведки в условиях Отечественной войны» (генерал-майор технических войск А. В. Котюков - заместитель начальника института по военной работе), «Рельсовый стык при восстановлении железных дорог в условиях Отечественной войны» (подполковник В. Е. Ермилин - старший преподаватель кафедры «Восстановление железной дороги и

устройство на них заграждений») [2, д. 230, л. 23 (об.), 24].

На следующий год, 19-20 июня 1944 года на базе института состоялась III Методическая конференция кафедр НИВИТа, посвященная вопросам организации и проведения воспитательной работы среди слушателей. Два докладчика (из восьми) были подготовлены по линии военных кафедр. Особый интерес вызвало выступление фронтовика, бывшего преподавателя НИВИТа инженер-капитана М. И. Мельникова «Работа военных инженеров - воспитанников НИВИТа на фронте», а также доклад генерал-майора технических войск А. В. Котюкова «Правила внутреннего распорядка и их воспитательное значение» [2, д. 230, л. 25]. В конце учебного года старший преподаватель кафедры «ВОСО», военный инженер первого ранга, полковник И. И. Большаков по распоряжению ЦУУЗа НКПС был откомандирован на работу в Днепропетровский институт инженеров транспорта на должность военного заместителя.

Следует особо отметить, что в годы войны продолжилась практика проведения летних военно-полевых сборов слушателей НИВИТа. В довоенные годы в вузе сложилась четкая система организации и проведения военно-полевых сборов слушателей на базе Юргинского полигона Сибирского военного округа. Первый военизированный лагерный сбор слушателей НИВИТа был проведен летом 1935 года. Сложившаяся в 1939-1941 годах модель проведения военно-полевых сборов была взята за основу и применялась в учебном процессе почти двадцать лет. В 1942 году сборы не состоялись, а начиная с лета 1943 года они стали проводиться недалеко от института - в Заель-цовском бору. Роль летних лагерных сборов в системе подготовки военных инженеров транспорта довольно подробно раскрыта нами в отдельной статье [13]. Но мы считаем целесообразным акцентировать внимание на следующих моментах:

1. Во время первого летнего лагерного сбора (первый курс) слушатели осваивали программу курса молодого бойца: строевую подготовку, изучение уставов, рытье окопов, овладение приемами обращения с различными видами стрелкового оружия и боевые стрельбы (из пистолета, винтовки, автомата). Выпускники военных лет писали в своих воспоминаниях: Были учебные ночные тревоги и

марш-броски на 5 или 10 км при полной амуниции (в 30 кг), марши строем и с песнями [14, с. 120]. Будущие офицеры железнодорожных войск получали представление и первый практический опыт по своей будущей специальности (организация службы суточного наряда, питания и бытового обеспечения, снабжения военных подразделений материально-техническими ресурсами).

2. Во время второго военно-полевого сбора слушателей вторых курсов учили командовать взводом, они отрабатывали тактические задачи, анализировали военные операции, проходили огневую подготовку (стрельба из пистолета, автомата, станкового пулемета), строили железнодорожные и искусственные сооружения с последующими расчетами на их подрыв взрывными пакетами и настоящими минами, на практике закрепляли минно-подрывное дело [13, с. 55; 15, с. 420-421; 16, с. 197]. В период летних лагерных сборов много занимались спортом, регулярно проводили соревнования по легкой атлетике, стрельбе, плаванию. Серьезное внимание уделялось и идейно-политической работе.

Все выпускники военных лет вспоминают «боевую» летнюю производственную практику (июль - октябрь 1944 года). Слушатели пятого курса строительного факультета во главе с генерал-майором технических войск

A. В. Котюковым, подполковником В. Е. Ер-милиным, военным инженером второго ранга Л. М. Ковальским, под техническим руководством доцентов Г. Ф. Голицина, Н. Ф. Нико-нова, ассистентов И. А. Котюкова, В. А. Подо-плелова, А. А. Ушакова проходили производственную практику на железных дорогах, соприкасающихся непосредственно с зоной боевых действий 1, 2 и 3-го Украинского и 1, 2-го Белорусского фронтов. Это была богатая практика по восстановлению пути и мостов в боевых условиях. Многие слушатели-дипломники показали себя способными, энергичными, зрелыми военными инженерами [17, с. 121]. Ряд слушателей НИВИТа стали свидетелями и даже участниками знаменитой военной операции «Багратион» [6, д. 192, л. 409]. А слушатель

B. Сорокин в числе первых был удостоен наркомовского нагрудного знака «Отличный восстановитель» за то, что под огнем противника восстановил поврежденный путь. Позднее выпускник НИВИТа Д. Ф. Колгатин написал: Самую большую роль в наших воинских по-

знаниях сыграл генерал-майор А. В. Котюков, заведующий кафедрой восстановления и разрушения железных дорог. Он обладал большими знаниями. Требовал от нас твердого усвоения «Наставления по разрушению и восстановлению железных дорог». Побаивались мы колючего взгляда его серых глаз. Забегая вперед, скажу, что в 1944 году, когда мы оказались на прифронтовых дорогах и многим пришлось заниматься восстановлением путей и мостов, «школа Котюкова» помогла быстро сориентироваться, не растеряться в сложной обстановке. Спасибо нашему генералу! [7, с. 39].

В 1944/45 учебном году военное обучение в НИВИТе проводилось на четырех военных кафедрах: 1) «Тактика»; 2) «ВОСО»; 3) «Восстановление и разрушение железных дорог». 4) «Физподготовка». В годовом отчете института отмечено, что на кафедре «ПВО железнодорожного транспорта» занятий по учебным планам не было [2, д. 247, л. 58]. В первом семестре 1944/45 учебного года старшие преподаватели кафедры тактики майоры В. Г. Башкиров и Т. И. Шмыглев были отозваны в распоряжение Наркомата обороны СССР, ассистент кафедры «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» И. А. Котюков поступил в очную аспирантуру, открывшуюся на базе НИВИТа [2, д. 247, л. 5].

В ноябре 1944 года в институт пришло известие, что 15 преподавателей военных кафедр НИВИТа награждены высокими правительственными наградами. Орденом Красного Знамени наградили девять человек, орденом Красной Звезды - два человека, медаль «За боевые заслуги» получили четыре офицера [9, с. 60]. А через полгода новые награды: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1945 г. орденом Ленина были награждены заместитель начальника института по военной работе, генерал-майор технических войск А. В. Котюков, начальник кафедры «ВОСО» полковник Н. А. Блистинов, начальник

кафедры «ПВО» полковник Д. И. Заречанский, старший преподаватель кафедры «Тактика» майор В. П. Розов, военные преподаватели - подполковник Н. П. Гвоздиковский, майор К. А. Ляли-ков [9, с. 64]. Высочайшие награды Родины наглядно свидетельствуют о важном вкладе преподавателей и коллектива НИВИТа в укрепление обороноспособности страны, квалифицированной подготовке молодых специалистов - военных инженеров железнодорожного транспорта.

На завершающем этапе войны руководство вуза стало больше внимания уделять пропаганде успехов и достижений выпускников НИВИТа, организации военно-патриотической работы среди слушателей. В институте была образована комиссия по сбору и обобщению материалов, освещающих участие студентов и преподавателей института в Великой Отечественной войне [6, д. 168, л. 386].

Военная подготовка инженерно-командных кадров в НИВИТе определялась условиями военного времени и в первую очередь необходимостью подготовки квалифицированных специалистов для воюющей Красной армии и планового пополнения служб организации военных сообщений и тыла. За годы войны НИВИТ проводил на фронт 1 079 своих слушателей, подготовил и выпустил 1 048 дипломированных инженеров транспорта, аттестованных на воинское звание «лейтенант» [9, с. 74-75]. Воспитанники вуза достойно проявили себя в условиях военного времени. Более 600 выпускников, проходящих военную службу в органах ВОСО, железнодорожных войсках, частях ГУВВРа, а также работавших в прифронтовой полосе, были награждены правительственными орденами и медалями [2, д. 209, л. 37 (об.); 18, с. 17]. Все нивитовцы оказались нужными и востребованными как в суровое военное время, так и в последующий период восстановления народного хозяйства страны.

Библиографический список

1. Москалев П. И. Этапы пройденного пути : Субъективные заметки по истории НИВИТа - НИИЖТа (1932-1990). Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 1999. 116 с.

2. ГАНО. Ф. Р-1100. Оп. 1. Д. 16, 82, 111, 170, 173, 207, 209, 230, 247.

3. Москалев П. И. Летопись НИВИТа - НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах. Новосибирск, 1992. 58 с.

4. Москалев П. И. Оглядываясь на прошлое... // Путевку в жизнь нам дал НИВИТ. Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2004. С. 132-146.

5. Постановление Совета Народных комиссаров СССР от 4 июня 1940 г. № 945 «О присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии» // Рабоче-крестьянская Красная Армия : сайт. URL: http://www.rkka.ru/handbook/personal/945.htm (дата обращения: 14.02.2021).

6. Архив СГУПС (НИВИТ). Ф. 1100. Оп. 1. Д. 53, 107, 168, 192, 193; оп. 190. Д. 8143.

7. Колгатин Д. Ф. Накануне войны // Путевку в жизнь нам дал НИВИТ. Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2004. С. 29-46.

8. Полвека в пути : (Очерки о Новосибирском институте инженеров ж.-д. транспорта). Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. 127 с.

9. Добровольский А. В., Манаков А. Л. НИВИТ военного времени (1941-1945 гг.). Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2017. 128 с.

10. Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта : (Краткий очерк). Новосибирск : [б. и.], 1962. 114 с.

11. Баталов А. Институт в годы войны // Кадры - транспорту. 1965. 6 мая.

12. Власов Г. М. НИВИТ в годы моей учебы //Путевку в жизнь нам дал НИВИТ. Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2004. С. 155-184.

13. Добровольский А. В. О роли летних лагерных сборов в подготовке военных инженеров транспорта в НИВИТе // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. № 4 (17). С. 48-56.

14. Баннов С. А. И пусть годы бегут, ты со мной институт! // Путевку в жизнь нам дал НИВИТ. Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2004. С. 112-131.

15. Добровольский А. В. О подготовке офицеров службы военных сообщений и тыла в Новосибирском институте военных инженеров железнодорожного транспорта в годы войны // Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / редкол. : А. А. Николаев (отв. ред.), М. А. Семенов (отв. секр.) [и др.]. Новосибирск : Параллель, 2020. С. 416-423.

16. Трофимов А. П. Наша дорога в жизнь // Путевку в жизнь нам дал НИВИТ. Новосибирск : Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2004. С. 189-198.

17. НОПИТ - НИВИТ - НИИЖТ : (Очерки истории : 50-летию ин-та посвящается) / под общей ред. П. И. Москалева. Новосибирск : [б. и.], 1981. 156 с.

18. Кушнерев А. М. Путь института // Школа командиров транспорта : Юбилейный сборник, 1932-1952 / Но-восиб. ин-т воен. инженеров ж.-д. транспорта. Новосибирск, 1952. С. 5-20.

A. V. Dobrovolsky

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the Work of NIVIT Military Departments during the Great Patriotic War

Abstract. The article examines the activities of military departments of the Novosibirsk Institute of Military Railway Engineers (NIVIT) during the Great Patriotic War. On the basis of archival documents, the structure, staffing, quantitative and qualitative composition of teachers of military departments of the Institute is presented, the department activities dynamics during the period under study is reflected. The publication provides for the first time the full names of military disciplines that were taught at that period.

Special attention is focused on the analysis of new forms of training, generated during wartime: field military games, military training in the military communications army units and in the rear. The analysis of the educational process in NIVIT allowed the author to conclude that in the war years, the issues of training officers-to-be for the VSO system, the railway troops of the Red Army and the Main Directorate of Military Reconstruction Works (GUVVR) began to occupy a priority place both in the activities of the university management and among students. The annual reports of the Institute allowed us to get a fairly complete and objective picture of the role of military departments in the NIVIT personnel social and political life.

Teachers of military departments actively participated in scientific, technical and methodological conferences held in the university, they initiated the conference of Novosibirsk universities military departments. The publication reflects the activities of the deputy head of the institute for military training, major general of the technical troops A. V. Kotyukov, his active role in adapting the research to the real needs of the front and the rear. The study of this topic clearly showed that during the war, the activities of the military departments of the Institute were entirely aimed at completing the main task - training the Red Army commanders-to-be able to ensure the operation of railway transport under war conditions, to organize necessary railway repair and restoration work. As the practice showed, the military departments of NIVIT successfully coped with the task, as evidenced by the battle honours awarded to the university's graduates and their teachers.

Key words: institute; students; military departments; tactics; war games; field training; training camps; military practice.

Добровольский Анатолий Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры «История и политология» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.