УДК 378
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
В КАЗАНИ В 1930Е ГГ.
Журавлев Денис Сергеевич
Казанский федеральный университет г. Казань, Россия [email protected] Сальникова А.А.
Казанский федеральный университет, Казань, Россия [email protected]
Аннотация. В статье с привлечением новых архивных документов рассматриваются некоторые аспекты школьного образования и школьного строительства в Казани в 1930е гг. Прослежено влияние процессов реформирования и реорганизации школьного образования на все сферы жизни города, в том числе и на изменение городского ландшафта, включая архитектурное и стилистическое оформление новых школьных зданий, приобретшее в 1930е годы типовой характер. Показаны особенности и специфика проектирования и оформления городской татарской школы. Особое внимание обращено на просчеты и недостатки в проектировании и оформлении школьных зданий, отразившиеся в материалах инспекторских проверок. Сделан вывод о органичном вписывании советского городского архитектурное в архитектурный стиль, складывавшийся в СССР в 1930-е годы.
Ключевые слова: история, историческая урбанистика, школьное образование; школьные реформы, школьные здания, архивные документы, Казань, 1930е годы
SCHOOL EDUCATION AND SCHOOL CONSTRUCTION IN KAZAN IN THE 1930s.
Salnikova A.A.
Kazan Federal University Kazan, Russia Zhuravlev D.S.
Kazan Federal University Kazan, Russia
Abstract. The article, using new archival documents, examines some aspects of school education and school construction in Kazan in the 1930s. The influence of the reform and reorganization of school education on all aspects of life in the city, including changes in the urban landscape, including architectural and stylistic design of new school buildings, which acquired a typical character in the 1930s, is traced. The peculiarities and specifics of the design and decoration of an urban Tatar school are shown. The special attention is paid to the flaws and gaps in school building design and decoration, reflected in the materials of inspectors' inspections. The conclusion is made about the organic fit of the Soviet urban architecture into the architectural style emerging in the USSR in the 1930s.
Keywords: history, urban studies, school education, school reforms, school buildings; archival data, Kazan, 1930s.
Увеличение темпов школьного строительства, унификация школьного образования и топографическое расширение сети типовых школьных учреждений в 1930е годы изменили городскую среду, повлияв как на детскую повседневность, так и на повседневность всех лиц, задействованных в образовательном процессе. Начиная с 1931 г. наблюдается своего рода подъем в системе школьного образования, связанный не только с методическими и программными преобразованиями, но, в первую очередь, с необходимостью расширения системы школьных учреждений. Это было связано с усилением внимания к развитию общеобразовательной школы (Народное образование, 1974, с. 34). В области просвещения предусматривалось развернуть сеть школ 1 ступени с таким расчетом, чтобы в течение первых двух лет полностью охватить обучением детей школьного возраста в каждом советском городе (Народное образование, 1974, с. 42). Расширение сети школьных учреждений напрямую способствовало не только увеличению количества учащихся, но и улучшению качества работы школы.
Проектированием типовых школ занимались многие советские архитекторы. Это были не только специалисты специализированной мастерской Наркомпроса РСФСР, но и архитекторы, работавшие на местах. В результате удалось разработать достаточно компактные, но просторные композиции школ. Эти проекты точно соответствовали требованиям, предъявляемым в тот период к кубатуре школьного здания: в типовой школе на 880 учащихся кубатура на одного учащегося была снижена в этот период с предписанных в 1920е годы 35 квадратных метров до 15-17 квадратных метров на человека (ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 2, д. 43, л. 23). Такое сокращение кубатуры школьного здания явилось вынужденной мерой, обусловленной существенным и резким увеличением количества обучающихся.
При проектировании новых образовательных учреждений необходимо было предусматривать проекты помещений не только для основных занятий, но и для кружковой работы и дополнительного образования, чего требовала широко внедряемая политехнизация школьного обучения и чего никогда не было прежде. Решение подобных новых задач в архитектурной планировке и строительстве школьных зданий предусматривалось повсеместно. При этом новации в большинстве своем не предполагали отказала от традиций, по крайней мере, в тех случаях, когда совмещение их не носило идеологически «неправильного» характера.
Одной из сложнейших задач этого периода стало определение единого идейно-художественного образа советского школьного здания, его экстерьера и интерьера (Salnikova, Khamitova, 2015; Сальникова, 2017, с. 225-228). Этот вопрос не был окончательно разрешен вплоть до конца 1930х годов. В большей степени вопросом этим озадачивались партийные идеологи, а основные усилия практикующих архитекторов были направлены на решение более утилитарных задач. Потребность в разработке и воспроизведении новых архитектурных проектов школ подталкивала архитекторов к освоению и воспроизведению прежних образцов, вплоть до классического наследия. Но в целом в 1930е годы архитектурный облик школьных зданий так и не получил своего единого и удачного решения.
А что же происходило в то время в АТССР и, в частности, в ее столице Казани? В 1930е годы здесь была развернута большая работа по скорейшему завершению подготовки к введению всеобщего обучения, строительству новых школьных зданий, созданию специальных фондов помощи всеобучу, разъяснению населению закона о всеобщем обязательном обучении, изданию учебников на русском и татарском языках (Шакиров, 1997, с. 112), что подтверждают и привлеченные нами впервые документы из фондов Государственного архива Республики Татарстан. Принятое 15 мая 1934 г. постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О структуре начальной и средней школы в СССР» установило номенклатуру школ трех типов: начальная (1-4-е классы), неполная средняя (5-7-е классы) и средняя (8-10-е классы). Соответственно, в крупных городах, в том числе и в Казани, практически сразу началось активное строительство типовых школьных зданий. К ним относились двухкомплектная школа на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная школа на 400 учащихся с 10 классными комнатами и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами (ГА РТ, ф. Р-732, оп. 2, д. 1386, л. 10-11). Для каждого типа школ были установлены
соответствующие пределы кубатуры здания и определен состав помещений, как учебных, так и учебно-вспомогательных (Народное образование, 1974, с. 86). Комплектность школы - это параметр, указывающий, сколько учителей приходится на четыре класса одного потока школы. В однокомплектной школе один учитель работает со всеми четырьмя классами, в двухкомплектной -по одному учителю приходится на два класса, в трёхкомплектной - один учитель обслуживает два класса, и ещё два учителя - по одному, и в полнокомплектной школе на каждый класс потока приходится по одному учителю.
После введения в эксплуатацию школьных зданий, построенных по данным планам, сразу же были выявлены существенные недочеты и недостатки этих проектов, в частности, нерациональное использование помещений (Советская архитектура, 1968, с. 153). Для их ликвидации на местах, в том числе и в национальных республиках СССР, были организованы конкурсы для архитекторов на лучший проект школьного здания при условии сохранения предписанной кубатуры (Иконников, 2001, с. 38). Одним из удачных решений был признан проект С. Дадашева и М. Усейнова для города Баку. Проект был разработан в 1936 г. Здесь вместо двух вестибюлей и гардеробов предполагался лишь один вестибюль без лишних лестниц. А общий зал переместился на пятый этаж (Иконников, 2001, с. 52).
Другим удачным примером типового решения школы на 880 учащихся, был разработанный в 1936-1937 гг. проект архитекторов Л. Асса и А. Гинцберга, по которому в Ленинграде сразу же было выстроено 32 школы. Четырехэтажное, вытянутое, П-образное в плане здание, с двумя симметрично расположенными вестибюлями, узким рекреационным коридором, с выходящими в него классами отвечало педагогическим требованиям того времени (в пределах заданной программы проектирования) (Халитов, Альменова-Халитова, 2016, с. 167-169). По этому проекту начали строить школы ив Казани. Такие типовые школы на 880 учащихся имели один центральный вестибюль (ГА РТ, ф. Р-1583, оп. 2, д. 42, л. 7). План школы включал двухстороннее и трехстороннее расположение классов. Это обеспечивало компактность школ, т. к. многие из них располагались на небольших участках в окружении городской застройки (ГА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 1166, л. 16-18].
Хотя в Казани в этот период превалировали типовые застройки школьных зданий, встречались и отдельные индивидуальные проекты. В частности, такой проект подготовил архитектор И.Г. Гайнутдинов, считающийся первым профессиональным архитектором из татар. Он был носителем особого, «национального» художественного видения и мышления. Свои идеи он воплотил в проекте школы на улице Эсперанто (ныне Назарбаева), дом 48. В настоящее время это здание сохранилось, здесь располагается гимназия № 27 с татарским языком обучения. Достаточно простые и лаконичные формы здания обогащаются введением стилизованного карниза, напоминающего сталактиты. Архитектор заимствовал ряд архитектурных деталей из средневековой булгарской архитектуры, таких, например, как вертикальные лопатки.
Преобразование городского, в том числе и школьного образовательного пространства Казани, происходило далеко не беспроблемно. Архитектурные и строительные недочеты в строительстве школ находили своё отражение в документах об инспекциях школ Казани. В них сообщается, что утвержденный набор помещений в целом позволял решать задачи образования, но значительно затруднял процесс воспитания. Например, на это негативно влияло отсутствие общих для школ зальных помещений. Данный вопрос требовал скорейшего решение, что в перспективе должно было продвинуть развитие народного образования Казани, обеспечив гармоничное развитие детей вне зависимости от их национальной принадлежности.
Таким образом, в 1930е годы архитектурный образ школьных учреждений формировался путем восприятия и четкого конструирования представлений о проектировке и архитектурных особенностях типовой общеобразовательной школы. В то же время проявляются тенденции к внедрению в типовые проекты школ национальных образцов художественного видения и мышления. Архитектурные конкурсы 1930х годов демонстрируют стилистическое многообразие архитектурных поисков и возобновление интереса к архитектурному наследию, свидетельствуют об эволюционном переходе от конструктивизма к советской неоклассике. Все это позволяли решить главную задачу для
того времени задачу: обеспечить учащихся достаточным количеством школьных зданий, повысив при этом качество школьных построек. Творческие искания архитекторов, преобразующих советское городское архитектурное образовательное пространство, вписывались в архитектурный стиль, складывавшийся в СССР в 1930-е годы, способствовали его дальнейшему формированию, освоению и претворению на практике.
Литература
1. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ), ф. Р-732, оп. 2, д. 1386; ф. Р-1583, оп. 2, д. 42, 146; ф. Р-3682, оп. 2, д. 43, 1166.
2. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 537 с.
3. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974. 559 с.
4. Сальникова А.А. Конструирование «детского» пространства советского города в 1917-1927 гг. (к постановке проблемы) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2017. Вып. 60. С. 222-237.
5. Советская архитектура за 50 лет / под ред. М. В. Посохина. М.: Стройиздат, 1968. 277
с.
6. Халитов Н.Х, Альменова-Халитова Н.Н. Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х - начала 1960-х гг. Казань: Татарское книжное изд-во, 2016. 247 с.
7. Шакиров Р.В. Школа и общество. Системно-концептуальный анализ реформ образования в России в XX в. Казань: Татарское книжное изд-во, 1997. 272 с.
8. Salnikova A., Khamitova Zh. School architecture as a way of promotion of Soviet identity in the 1930s Stalinist Russia // History of Education & Children's Literature. 2015. Vol. X. # 1. P. 177-194.
References
1. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tatarstan (GART) [State Archive of the Republic of Tatarstan (GART)], f. R-732, op. 2, d. 1386; f. R-1583, op. 2, d. 42, 146; f. R-3682, op. 2, d. 43, 1166.
2. Ikonnikov A.V. Arkhitektura XX veka. Utopii i real'nost' [Architecture of the 20th Century. Utopias and Reality]. Мoscow, 2001. 537 p.
3. Khalitov N.Kh., Almenova-Khalitova N.N. Stili i formy tatarskoi arkhitektury Kazani 1920-kh - nachala 1960-kh gg. [Styles and Forms of Tatar Architecture in Kazan in the 1920s-1960s]. Kazan, 2016. 247 p.
4. Narodnoe obrazovanie v SSSR: Obscheobrazovatel'naia shkola: Sbornik dokumentov 1917-1973 gg. [Public Education in the USSR. Secondary School: Collection of Documents 1917-1973. Мoscow, 1974. 559 p.
5. Posokhin M.V. (ed.) Sovetskaia arkhitektura za 50 let [Soviet Architecture in Fifty Years]. Мoscow, 1968. 277 p.
6. Salnikova A. A. Konstruirovanie "detskogo" prostranstva sovetskogo goroda (k postanovke problemy) [«Children loci» construction in the Soviet city of 1917-1927]. In: Dialog so vremenem. Al'manakh intellektual'noi istorii. 2017. Vol. 60. P. 222-237.
7. Salnikova A., Khamitova Zh. School architecture as a way of promotion of Soviet identity in the 1930s Stalinist Russia // History of Education & Children's Literature. 2015. Vol. X. # 1. P. 177-194.
8. Shakirov R.V. Shkola i obschestvo. Sistemno-kontseptual'nyi analiz reform obrazovaniia v Rossii v XX v. [School and Society. Systematic and Conceptual Analysis of the Educational Reforms in Russia in the 20th century]. Kazan, 1997. 272 p.
Журавлев Д.С. (Казань) Zhuravlev D.S.
Сведения об авторе:
Журавлев Денис Сергеевич - аспирант кафедры отечественной истории Казанского федерального университета, Казань, Россия; +79033403022; [email protected]
Zhuravlev Denis S. - PhD student, Department of Russian History, Kazan Federal University, Kazan, Russia; +79033403022; [email protected]
Сальникова А.А. (Казань)
Salnikova A.A.
Сведения об авторе:
Сальникова Алла Аркадьевна - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Казанского федерального университета, Казань, Россия; +79276738247; Alla.Salnikova@kpfu. ru
Salnikova Alla A. -Doctor of History, Professor of the Department of Russian History, Kazan Federal University, Kazan, Russia; +79276738247; [email protected]