Научная статья на тему 'Ордерные композиции в архитектуре школьных зданий Ленинграда 1930-х годов'

Ордерные композиции в архитектуре школьных зданий Ленинграда 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1077
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДЕРНАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРА ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ / ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТИВНО-ТЕКТОНИЧЕСКОГО / ПЛАСТИЧЕСКОГО / СТРУКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОГО ТИПОВ / ORDER ARCHITECTURE / SCHOOL BUILDING ARCHITECTURE / ORDER SYSTEM OF CONSTRUCTIVE AND TECTONIC TYPE / OF PLASTIC TYPE / OF STRUCTURE AND CONSTRUCTIVE TYPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блинова Елена Константиновна

Анализируются тенденции поиска и воплощения образа школьного здания в архитектуре Ленинграда 1930-х годов с использованием ордерных композиций и форм, зависимость архитектурных проектов от функциональных требований, принципов организации объёмно-пространственного решения, художественных тенденций эпохи и конкретного типа ордерной системы. Определяется роль школ в градостроительной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ордерные композиции в архитектуре школьных зданий Ленинграда 1930-х годов»

5. Гісторьія беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 1 / АН БССР. 1н-т мастацтвазнауства, этнаграфн і фальклору ; Рэдкал. : С.В.Марцэлеу (гал. рэд.) і інш. Минск: Навука і тзхніка, 1987.

6. Новае пра Сафійскі сабор (Полацкі) // Помнікі гісторьіі і культуры Беларусі. Минск, 1972. № 2.

Artistic decoration of palaces, castles and fortified cathedrals of the XIII - XVII centuries in Belorussia

There is described cultural, historical and artistic importance of feudal palaces and castles and religious buildings of the Eastern Europe of the XIII- XVII centuries. It fills the lack of information about the history culture of late Middle Ages and Renaissance, of the architecture history and theory, and fortifying art of Eastern Europe.

Key words: palace and castle complex, fortified cathedrals, art, culture, late Middle Ages, Renaissance.

Е.К. БЛИНОВА ( Санкт-Петербург)

ОРДЕРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ЛЕНИНГРАДА 1930-х годов

Анализируются тенденции поиска и воплощения образа школьного здания в архитектуре Ленинграда 1930-х годов с использованием ордерных композиций и форм, зависимость архитектурных проектов от функциональных требований, принципов организации объёмнопространственного решения, художественных тенденций эпохи и конкретного типа ордерной системы. Определяется роль школ в градостроительной ситуации.

Ключевые слова: ордерная архитектура, архитектура школьных зданий, ордерная система конструктивно-тектонического, пластического, структурно-конструктивного типов.

Ордерная архитектура советского периода в Ленинграде особенно выразительно представлена группой школьных зда-

ний, второй после группы жилых домов в количественном отношении. Школьное строительство в Ленинграде было предметом исследовательского интереса в работах А.И. Аксельрода [1], Г.Д. Платонова [2], В.В. Смирнова [3], В.И. Степанова [4], но до сих пор история формирования архитектурно-художественного образа школы в ленинградской архитектуре фрагментирована.

Начиная с 1920-х годов школьное строительство стало особенно интенсивным. Развитая школьная сеть позволила в довоенный период, до 1941 г., сделать реальным переход к всеобщему семилетнему неполному образованию, а в послевоенный период перейти на всеобщее десятилетнее образование. Именно при советской власти сформировалось понимание школы как важного объекта социальной инфраструктуры, а само школьное здание и прилегающие к нему территории стали рассматриваться как значительный градостроительный элемент. Необходимость в резком увеличении количества школьных зданий привела к формированию целой отрасли архитектуры со своими функциональными и строительными требованиями.

Над проектами школьных зданий работали лучшие архитекторы Ленинграда. Совместно с педагогическим сообществом ими были выработаны принципы организации объемно-пространственного и планировочного решений. Архитекторы стремились внешне обозначить функцию школьных зданий, подчеркнуть их общественный характер и одновременно наделить репрезентативными качествами.

В период с 1930-х по 1950-е годы в соответствии с архитектурно-художественными тенденциями советской архитектуры эти задачи решались ленинградскими архитекторами в традициях ордерной архитектуры. Причем композиции разрабатывались как на основе классического ордера, так и с помощью ордерных композиций и форм неклассических типов*.

* Ордерные системы в архитектуре Петербурга-Ленинграда формировались в следующем порядке: с самого основания города в его архитектуре господствовала классическая ордерная система конструктивно-тектонического типа, в 1910-х годах появились здания пластического типа, а в 1930-х годах сформировался структурно-конструктивный тип.

© Блинова Е.К., 2010

Разработка варианта ордерной композиции в школьном здании напрямую зависела от особенностей функционирования школы. В.В. Смирнов выделил 22 типа зданий с образовательной функцией, сформировавшихся в Петербурге - Ленинграде в 1709-1984 гг.; большинство из них были разработаны ленинградскими архитекторами. В процессе изучения особенностей ордерных композиций в архитектуре школьных зданий Ленинграда нами были систематизированы и изучены более 80 композиций школьных зданий.

Объемно-пространственное решение школьного здания, в первую очередь, является результатом выбранного метода группировки помещений, а этот метод, в свою очередь, напрямую зависит от системы организации учебно-воспитательной работы в школе. В конце 1920-х годов школьные здания проектировались под бригадно-лабораторный метод организации учебно-воспитательной работы (вариант Долтон-плана), и выбор конструктивистского метода, на основе которого сформировался образ нескольких школьных зданий, поэтому был оправдан. Возведение таких новаторских школ (Г.А. Симонов, 1927 -1929 гг., ул. Ткачей, 9) становилось знаменательным событием в жизни Ленинграда. В их облике отсутствует даже намек на ордерный метод. Свободные структуры школ конструктивистского типа были избыточны по своей кубатуре, но эффектно и современно смотрелись на свободных участках. Поэтому такие школьные здания возводили и в начале 1930-х годов, подвергнув их композиции переработке. Так, школа в Лесном на 1200 чел. (В.О. Мунц, 1932 г.; ул. Харченко, 27) была «обогащена» элементами, характерными для ордерной архитектуры, - профилями, меандрами, замковыми камнями-аграфами, консолями под полочками. Их вялая пластика не противоречила горизонталям и вертикалям, но была не убедительна при отсутствии главных признаков ордера - архитравных и колонных элементов*.

Постановления ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г.

* В результате капитального ремонта в 2009 г. зданию был возвращен облик, соответствующий конструктивистскому проекту.

и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. внесли существенные коррективы в учебный процесс. Последним постановлением, по сути, была отменена практика применения бригадно-лабораторного метода. В начале 1930-х годов окончательно сформировалась система организации занятий на основе классов, были предложены расчеты по наполняемости классов и школ, что сразу сказалось на облике школьных зданий.

В облике здания должна была безошибочно узнаваться школа как современное учебное заведение, ее внесословный характер, вне зависимости от того, будет ли это индивидуальный или типовой проект. Высокие темпы школьного строительства и то внимание, которое уделяло руководство Ленинграда этому направлению строительной деятельности, отразил альбом «Школьное строительство в Ленинграде в 1935 г.» [5]. Проекты, помещенные в альбом, отражают две противоречивые тенденции середины 1930-х годов [3, с. 110] в поисках образа зданий с нестандартной планировкой. Первая тенденция проявилась в проектировании так называемых «больших школ». Более удачными следует признать решения, которые сейчас относят к стилистике архитектуры постконструктивизма, в которых ритмические акценты более согласуются с ритмами ордерной системы, а пластические элементы напоминают ордерные детали.

Эта группа школьных зданий не однородна, школы не похожи друг на друга, в первую очередь, из-за различной планировки на участке, но они свидетельствуют о самостоятельном стиле, сложившемся к 1935 г. В сооружениях этой стилевой группы часто отсутствует колонный ордер. Это прием, характерный для начала 1930-х годов: из арсенала форм ордерной архитектуры принципиально исключаются фусты и архитравы, предпочтение отдается таким деталям, как ниши, наличники, тяги, консоли, полочки, модульоны, каннелюры, кронштейны, которые аранжируют большие пространства плоских или выгнутых стен. Пластические оштукатуренные элементы часто имеют форму сильно геометризованных накладок, т.к. архитекторы предполагали использовать в оформ-

лении стен школ натуральный камень. Ненавязчив большой пилястровый ордер обширной школы на 1520 чел. со сложным объемно-пространственным решением (А.П. Вайтенс, до 1935 г.; ул. Бородинская, 8/10). Школа с ордерной аркадой на 960 чел. (А.Л. Лишневский, 1934 г.; ул. Черняховского, 30) построена по проекту архитектора, имевшего достаточный опыт строительства неоклассических зданий в 1910-х годах. Но, как иногда бывает, наиболее ярко этот стиль воплотился не в проекте «большой школы», а в индивидуальном проекте на 400 чел. (д/м А.М. Кона-рёв, группа арх. А.Л. Лишневского, арх. С.В. Малиновский, 1935 г.; ул. Благодатная, 45)*.

Вторая тенденция связана с требованиями типизации и упрощения объемнопространственных решений. Даже в таких экономичных проектах, как небольшая школа на Заневском (р/м Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, арх. В.Г. Даугль, В.А. Зотов, 1935 г., Заневский пр., 59), видны признаки классического понимания затейливой объемно-пространственной композиции просторного крыльца, состоящего из лестницы в виде маленького стереобата, портика, несущего альтан, и рамы «прозрачного» портала. В ходе поиска художественного решения типовых школ выработался прием, близкий стилистике постконструктивизма, но в соответствии с новыми требованиями «обогащения» архитектуры моденатура получила классические очертания. Этот прием хорошо известен по школе в Гавани (Н.А. Троцкий, А.С. Мартынов, 1935 г., ул. Остоумова, 10), на которой сохранились внешние элементы проекта. В альбоме представлены два варианта этого проекта, одинаковые по объемнопланировочному решению, но отличающиеся ордерными формами.

В середине 1930-х годов в Ленинграде были сооружены школы с композициями ордерной системы пластического типа, обеспечивающей связность форм фрон-

* Ввиду того, что в литературе можно встретить различные указания авторства школьных зданий, в статье называются отдельно фамилии руководителей архитектурно-проектировочной мастерской (р/м), директора мастерской (д/м) и авторов-архитекторов, т.е. так, как это сделано в альбоме «Школьное строительство в Ленинграде в 1935 г.».

тальной и объемной композиций. Ордерная система пластического типа выражает пластику и стены, и объема, создает ощущение более плотной массы здания. Проект школы на 1520 чел. (И.А. Вакс, 1934-1935 гг., ул. Бабушкина, 65) предусматривал установку над сдвоенными полуколоннами монументально-декоративных композиций с изображением символов образования. Композицию, в которой ордерные формы сохраняют логику архитравной конструкции, но утрачивают качество глубинности открыто-закрытой ордерной системы, можно видеть в школе на 400 чел. (р/м А.И. Гегелло, арх. Д.Л. Кричев-ский, при участии Е.Г. Груздевой, 1935 г., ул. Моховая, 19), встроенной между старыми домами. Дощатый руст и горизонтальные членения продолжают линии тяг рядом стоящих доходных домов.

Во второй половине 1930-х годов подверглись интерпретации конструктивные элементы ордера-фусты и архитрав. Теперь они выявляют объемно-пространственную структуру сооружения и подчеркивают, отграничивают отдельные блоки. Возможности структурно-конструктивного типа ордерной системы архитекторы использовали в проекте школы на 400 чел. (р/м А.И. Гегелло, арх. Д.Л. Кричевский, 1935 г., Крас-нопутиловская ул., 2). Простейшим средством создания единства - приданием объему здания простой геометрической формы - архитекторы формируют комбинацию блоков различных геометрических соотношений с предельно упрощенными колоннами-опорами.

В композиции школы на 880 чел. на Пороховых (р/м Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, арх. Ф.П. Федосеев, 1935 г., ул. Отечественная, 6) ордерные формы обобщены, «сплавлены» с конструктивными элементами объемно-пространственных форм, формируя гипетр. Отметим, что проекты двух вышеназванных школ были созданы раньше, чем композиция здания Володарского (Невского) райсовета (Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, Г.Е. Гедике, 1936 г., пр. Обуховской обороны, 163), являющегося эталоном архитектуры структурноконструктивного типа ордерной системы.

А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский синтезировали возможности пластического и структурно-конструктивного типов ордерных систем, в то время как Б.Р. Ру-

бананко и Г.А. Симонов создали вариант синтеза конструктивно-тектонического и структурно-конструктивного типов ордерных систем. Эти композиции иногда довольно изобретательно дополняются рустовкой, нишами, лаконичные ордерные детали выделяются цветом, как в школе на 1600 чел. у Смольного (Г.А. Симонов, 1934 г., Кавалергардская ул., 9), у которой, правда, отсутствует предусмотренный проектом портик.

Здания школ в старых районах, выведенные непосредственно к улице, развиты в глубину участков, и весь архитектурнохудожественный потенциал проявлен на единственной фасадной стене. Поэтому в таких школах, как, например, школа, расположенная недалеко от Таврического дворца (р/м Г.А. Симонов, арх. В.А. Аша-стин, 1935 г., ул. Шпалерная, 50-а), много внимания уделяется разработке портала, объединенного с проездом. Красивый проезд, железобетонные балки имитируют кессонированный плоский потолок. Развитие именно этой композиции мы видим в здании знаменитой школы на Невском проспекте (Б.Р. Рубаненко, 1939 г., Невский пр., 14).

Ордерная архитектура Ленинграда, созданная на основе конструктивнотектонического типа ордерной системы, разрабатывалась на основе пилястрового ордера, как школа на 400 чел. (А.А. Юнгер, А.Н. Сибиряков, 1935 г., Волховский пер., 9), и колонного ордера. Группа архитектора А.О. Мунца выполнила проект школы на 400 чел. (д/м А. М. Конарёв, арх. О. В. Суслова, А.В. Модзалевский, 1935 г.), разработанный на основе колонного ордера. В альбоме 1935 г. этот проект представлен в трех экземплярах и двух вариантах. Схема этой композиции - зауглубленный в тело сооружения параллелограмм с вкомпонован-ными в него полуколоннами. При воплощении этого проекта по-разному разрабатывается центральная композиция, охватывающая третий и второй этажи и отделенная от первого этажа лаконичным кордоном: с применением полуколонн с формами и пластического, и конструктивнотектонического типов. Во второй половине 1930-х годов в архитектуре Ленинграда предпочтение отдается колонному ордеру, а уже в 1936 г. проявляется тяготение к ордеру классического конструктивно-

тектонического типа, что заметно в характере форм, пропорциональном строе, в прорисовке профилей и выборе мотивов (Н.А. Карпюк, 1936 г., 2-я Советская, 3). Эта тенденция отчетливо просматривается и в архитектуре щкол, как, например, в индивидуальном проекте школы с полуколоннами на 400 чел. (р/м Г.А. Симонов, арх. Б.Р. Рубаненко, 1935 г., пл. Тургенева, 110), так и в школьном здании с пилястрами (Д.Л. Кричевский, Е.Г. Груздева, 1936 г., ул. Таврическая, 21), где классическими формами композитного ордера отмечены и фасад, и выступающие ризалиты.

Ордерная архитектура школ повлияла на градостроительную среду довоенного Ленинграда. Школьные здания встраивали во фронт застройки в традициях петербургской архитектуры. В одном случае - вдоль красной линии крупных магистралей в старых районах города в условиях затесненной градостроительной ситуации, как вышеназванные школы на Невском и Шпалерной; этот же архитектурно-художественный тип школы демонстрирует здание школы на 880 чел. (д/м А.М. Конарёв, арх. А.Л. Лиш-невский, 1935 г., Воронежская ул., 42/44). В другом случае школы органично вошли в перспективу набережных (р/м Г.А. Симонов, арх. В.М. Фромзель, 1935 г., наб. р. Фонтанки, 134).

На свободном участке в Полюстрово была возведена «большая школа» на 1600 чел. (В.И. Печенев, 1934 - 1935 гг., пр. Металлистов, 119), которая скоординировала между собой современные направления улиц. Это школьное здание имеет одну7 из самых многоколонных композиций. В проекте ордер имеет очертания и пропорции, более характерные для конструктивнотектонического типа ордерной системы, но при возведении школы ордерные формы получили классические очертания. Эти рассогласования обычно характерны для «провинциального ордера». Особенно эффектно поставлены школы на угловых участках. И если боковые ордерные композиции одной школы (р/м Д. П. Бурыш-кин, арх. Г.В. Аскинази, В.В. Попов, 1935 г., ул. Рентгена, 20) создают ощущение разбега двух лучей от площади, то портик, размещенный на всю высоту другой школы (ВД. Голли, 1935 г.; ул. Красного курсанта, 6), наоборот, своим срезом акцентирует, стягивает направляющие прямо-

го угла перекрестка. Редкий пример, когда школьное здание замыкает перспективу улицы (А.А. Оль, М.М. Липкин, 1935 г.; ул. Кирочная, 28). Школа просматривается в конце длинной и узкой улицы Восстания, что заставило архитекторов прибегнуть к использованию нарочито укрупненных форм колонн и капителей.

Школьные здания Ленинграда являются дисперсным комплексом, демонстрирующим различимте варианты развития ордера. История ленинградского школострое-ния 1930-х годов стала неотъемлемой частью истории ордерной архитектуры советской эпохи.

Литература

1. Аксельрод А.И. О типах зданий общеобразовательных школ и единых нормах проектирования // Архитектура общественных зданий: сборник. М. : Изд-во Акад. архит. СССР, 1949.

2. Платонов Г.Д. Архитектура школьных зданий Ленинграда. Л.-М. : Гос. изд-во лит. по строит, и архит., 1954.

3. Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания. История школьного строительства в Санкт-Петербурге-Ленингра-де-Санкт-Петербурге 1703 - 2003 гг. Научно-популярное издание к 300-летию С.-Петербурга. СПб. : Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», 2003.

4. Степанов В.И. Школьные здания. М. : Стройиздат, 1975.

5. Школьное строительство в Ленинграде в 1935 г. Альбом к пленуму Ленинградского Совета РшКД. Л., 1935.

Order structures in school buildings architecture in the Leningrad of the 1930s

There is analyzed the image of a school building using order structures and forms in the architecture of the Leningrad of the 1930s. Also there is studied the dependence of architectural projects from functional requirements, organization principles of space and volume, artistic tendencies of the epoch and a definite type of the order system. The role of schools in city building situation is regarded.

Key words: order architecture, school building architecture, order system of constructive and tectonic type, of plastic type, of structure and constructive type.

Д.В. ЛЮБИН ( Санкт-Петербург)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА В ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XIX - начале XX в. И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Показаны особенности развития искусства в Германской империи в конце XIX-начале XX в. в связи с такими событиями политической жизни, как создание единого немецкого государства, военные кампании, смена императоров. Исследуется специфика влияния политики на формы и содержание «официального» государственного искусства на примере монументальной скульптуры.

Ключевые слова: Германия, «официальное» искусство, государственная политика в области искусства, скульптура.

В развитии европейской скульптуры ХТХ век занимает особое положение: «... в эти годы было создано наибольшее число памятников с античных времен» [7, с. 215]. На это время приходится наивысший расцвет искусства монументальной пластики и в Германии. Современники называли многочисленные памятники «инфляцией скульптуры», «скульптурной манией, пристрастием и даже чумой» [4, с. 283 - 301]. В 1800 г. в стране было всего 18 памятников, установленных на городских площадях, к 1883 г. - около 800 [5, с. 222]. В дальнейшем число памятников стремительно увеличивалось.

Особенности развития немецкой монументальной скульптуры последней трети XIX и начала XX в. во многом определило образование Германской империи (1871). Прославление могущества страны, выдающихся государственных деятелей, военных побед стало одним из главных направлений государственной политики в области искусства. Важнейшую роль в воплощении национально-патриотической идеи играла скульптура. В 1871 - 1918 гг. были созданы многочисленные новые памятники и завершены крупные проекты, начатые до объединения Германии. Подобный всплеск в немецком искусстве XIX в. можно было видеть лишь после освобождения стра-

© Любин Д.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.