ШКО ЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
Инна Юрьевна Шустова,
Институт теории и истории педагогики РАО, г. Москва, доктор педагогических наук
Что мы вспоминаем из школьной жизни? Свой класс, учителей, совместные переживания, дела, походы, праздники. Встречаются одноклассники, и начинается: «А помните?». Если рассматривать отсроченный результат школьного воспитания, то он проявляется в общей памяти выпускников. То, какими мы стали людьми, каковы наши ценности и смыслы, во многом закладывается там, в детстве, в школьной жизни. Школа живёт в нашей памяти как воспоминания о пережитых событиях.
• событие • воспитательная система школы • события и среда • отношения
Что такое «событие»?
Несомненно, это яркое, волнующее явление, происшествие, дело, которое выводит нашу жизнь из рамок повседневного и привычного. События неизбежно становятся значимыми для детей, влияют на осмысление ими жизненных ценностей и смыслов. Воспитание можно рассматривать как организацию в школьной жизни событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания.
Размышления о событийном подходе в воспитании мы находим в теории и практике воспитания. Н.Л. Селиванова отмечает: «Реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном
процессе1. М.Г. Казакина выделяет события в качестве особых «ударных» источников нравственного формирования личности, событием она рассматривает специально организованные или возникающие в ходе самоорганизации формы жизни коллектива2.
Событийный подход нашёл отражение в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который отмечал, что в воспитании важно создание ситуаций с особо сильными впечатлениями, эмоциональными переживаниями (отдельного члена коллектива и всеми воспитанниками совместно), которые меняют человека, его отношение к миру и к самому себе. Пример: бойкот, изгнание из колонии, коллективный гнев, встреча на вокзале.
1 Селиванова Н.Л. Современные представления
о воспитательном пространстве и его роли в решении проблем воспитания // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 5—18.
2 Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности: Учебное пособие с спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1983.
С. 42-43.
Есть и иной, более глубокий смысл слова «событие». Для педагогической теории и практики он не менее значим. Здесь событие — это событие. Совместное бытие, соприкосновение жизней (бытия) нескольких людей, пересечение их в общем пространстве жизни (ситуативном, эмоционально-психологическом, ценностно-смысловом, деятельностном, когнитивном). Такое со-бытие ощущается как встреча «Я — Ты» (М. Бубер), духовная общность, «созвучье», «резонанс», чувство «мы». В педагогическую науку понятие со-бытийности ввёл В.И. Слободчиков3. Он отмечает, что событийная общность характеризуется принятием людьми друг друга, на основании которого возникает духовная связь между её участниками, «обеспечивающая понимание одной индивидуальностью другой индивидуальности».
В этих терминах — «событие» и «со-бытие» — нет противоречия, наоборот, они позволяют полнее понять суть педагогического события. Если просто событие, без со-бытия, получается хороший эмоциональный всплеск, яркая тусовка и всё. Может быть, настоящее событие в школе рождается только в со-бытии педагогов и школьников, когда оно создаётся их совместными усилиями и в нём пересекаются детская и взрослая культуры, их нормы и ценности, индивидуальные смыслы всех участников взаимодействия.
Это целостный взгляд на воспитательный процесс, как некий живой организм в школе. И как любой живой организм, эта система не может быть замершей и статичной, она в постоянном становлении и развитии. Авторы теории воспитательных систем4 выделяют обязательные взаимосвязанные компоненты системы: субъекты жизнедеятельности; исходная концепция (цель); ведущая деятельность; отношения; среда; управление. Воспитательная система школы — это гибкая, подвижная система, чутко реагирующая на социальные влия-
3 Слободчиков В.И. Очерки психологии образования.
2-е издание, переработанное и дополненное. Биробиджан:
Изд-во БГПИ, 2005.
4 См. работы Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой, М.В. Воропаева.
ния извне и на внутренние процессы, в ней протекающие. Можно предположить, что школьные события — важные внутренние факторы для её становления и развития, те значимые импульсы, которые удерживают систему в живом состоянии, стимулируют её естественное самообновление (во всех компонентах) и самоорганизацию. Это важно учитывать в управлении воспитательной системой школы.
Как влияют события на отдельные её компоненты? Событийный подход напрямую затрагивает проявление субъектных качеств воспитанников. Со-бытие рассматривается как пересечение «Я» и «Ты», предусматривающее не только взаимопонимание и доверие на эмоциональном уровне, но проявление своей позиции каждым участником (как реализации собственной ценности по Н.Г. Алексееву) в отношениях и деятельности, а значит, и самоопределение и самореализацию. Само событие своей эмоциональностью и напряжением актуализирует активность субъектов, их желание не просто участвовать, а стараться проявить себя, раскрыть себя в школьном пространстве.
Из опыта работы с гимназией № 33 г. Ульяновска (2005—2012) отмечу следующие аспекты, фиксирующие нарастание активности субъектов воспитательной системы школы:
• активизация работы органов самоуправления в школе;
• нарастание детских инициатив, касающихся организации школьной жизни;
• выход педагогов на рефлексивно-дея-тельностный подход в профессиональной деятельности;
• активное участие в школьной жизни выпускников и родителей.
Можно рассматривать со-бытие тем необходимым внешним условием, которое находит резонанс с внутренними качествами субъекта (индивидуального и группового), их проявлением вовне и развитием.
Воспитательная система школы
Исходную концепцию воспитательной системы школы можно представить как совокупность значимых для коллектива педагогов идей и положений, которые определяют цель и задачи воспитания детей в школе. При жизни школы в событийном режиме происходит постоянный выход на смыслы: зачем мы это делаем? Какие уроки мы извлекли из прожитого события? Рефлексия становится постоянным участником всех школьных дел (на уровне класса, творческой группы организаторов из детей и взрослых, педагогического совета, родительского комитета, органов самоуправления). Проясняются и уточняются цели, что приводит к обновлению и конкретизации исходной концепции, наполнению её новыми смыслами, к поиску новых форм.
Ведущая деятельность
Сложно выделить одну генеральную деятельность, вокруг которой удерживается воспитательная система школы. Событийный подход предполагает воспитание не столько исходя из плана, сколько на основе реальных жизненных ситуаций, происходящих в школе, исходя из запросов ситуации в школе (от детей и взрослых), детских интересов и инициатив, назревающих «катаклизмов». Жизнь школы наполнена многообразием и вариативностью видов и форм деятельности в различных школьных сообществах. Здесь много творчества, детского живого интереса и инициатив. Важно, чтобы планы и инициативы нашли выражение в конкретных делах, должным образом анализировались. Более того, событийный подход может привести к альтернативным видам деятельности, сопряжённым с большой свободой, риском, поиском острых ощущений.
Отношения
Это самый важный компонент для событийного подхода. Именно со-бытие как новый уровень отношений (открытости, ра-
венства и доверия) должно стать ориентиром школьной жизни. Оно должно пронизывать все этажи школьной жизни. Л.И. Новикова в одной из последних статей писала, что сейчас на первый план в воспитательной системе школы выходят отношения, а не деятельность, которая долгое время рассматривалась как главный системообразующий фактор. В событийном подходе воспитательная система — это школа отношений, событие задаёт эталон отношений, который должен стать естественным ориентиром для школьника. Необходимо, чтобы возникающий в школьном событии опыт отношений, соответствующий высоким человеческим нравственным нормам и ценностям, в дальнейшем удерживался в школьной повседневности, гуманизировал взаимоотношения педагогов и воспитанников, воспроизводился ими. Коллективный опыт взаимоотношений с другими становится индивидуальным, чем более значим был этот опыт, тем больше его роль в развитии человека, тем чаще он будет стараться воспроизвести его в своей жизнедеятельности.
События и среда
Здесь связь взаимообратная. С одной стороны, внешний мир, социальная и культурная среда, окружающая школу, активно влияют на неё, могут побуждать к новой деятельности, вовлекать её в события микрорайона, города, мира. С другой — школа сама может стать инициатором активности, направленной на среду, и использовать её в своих интересах. На одном из событий для начальной школы у школьников был этап «Выход в мир», где им нужно было найти интересное в природном мире, найти интересного человека (взять у него интервью), постараться что-то сделать для мира. На заключительной рефлексии (в форме письменной анкеты) 90% участников отметили этот этап. Ресурсы среды активно можно использовать, проектируя школьные события.
Для управления воспитательной системой школы важен синергетический подход. Отметим выделенное Н.Л. Селивановой5 положение си-нергетического подхода, наиболее значимое в рамках событийного подхода — управление системой должно основываться на «резонансном» воздействии. События разного уровня и масштаба могут стать естественным «резонансным» воздействием, «подталкивающим» систему на один из собственных вариативных путей становления и развития. Это может быть не только длительное по времени событие, но и отдельный его элемент. Например: коллективное проектирование с неожиданным и интересным решением; глубокая смысловая рефлексия достигнутых результатов; конфликт и умелое его разрешение; яркая самореализация отдельного субъекта; ситуация открытого обсуждения; активное взаимодействие со средой. * * *
Н.Л. Селиванова отмечала: «Реализация событийного подхода в рамках событийной концепции психологического времени должна осуществляться с учётом амбивалентного подхода (Л. И. Новикова). Ощутить происходящее с ним как событие ребёнок может только на фоне повседневной жизни»6.
Воспитание в школе выстроено на жёстком плане мероприятий (своих и «спускаемых сверху»), а события непредсказуемы, часто рождаются наперекор плану и установкам взрослых. События, особенно возникающее по ситуации или по инициативе и интересу ребят, требуют быстрого реагирования, решимости отойти от планов, привычных методик и технологий, прописанных сценариев. Событие разворачивается благодаря замыслу и плану группы организаторов (детей и взрослых), учитывающих вариативную схему его разворачивания, так как не может быть жёстко заданных обязательных форм и технологий прожи-
5 Селиванова Н.Л. Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы // Вопросы воспитания.
2012. № 1(10). С. 30.
6 Селиванова Н.Л. Современные представления
о воспитательном пространстве и его роли в решении проблем воспитания // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 5—18.
вания со-бытия. Создать событие — затратная работа. Она характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия, эффективность определяется на основе факта свершения события (можно увидеть на итоговой рефлексии).
Влияние событий (при моделировании и оценке результатов) важно рассматривать не только на уровне воспитательной системы школы, но и на уровне её отдельных субъектов, на уровне изменений в личности конкретного Васи Иванова.
Влияние события на воспитательную систему школы и на отдельную личность имеет целостный характер, происходит воздействие на когнитивном, эмоционально-психологическом, ценностно-смысловом и деятельностном (поведенческом) уровнях.
Событие проявляет общее ценностно-смысловое пространство воспитательной системы школы (её отдельных субъектов), стимулирует жизненное самоопределение школьников, их свободу и ответственность. Событие — это ситуация проявления и развития субъектых качеств всех её участников (индивидуальный субъект, групповой, воспитательная система школы).
Событие после завершения в реальном пространстве и времени остаётся в субъективном мире человека, проявляется как «ситуация-образец» открытых отношений, межпозиционного общения, совместного интересного взаимодействия, оно задаёт норму отношений в школьной повседневности.
У школьного события очень разные задающие его рамки, определяющие масштаб события:
время (от ситуации в 5 — 10 минут до погружения в несколько дней); • на кого направлено, кто является «эпицентром» (конкретный ребёнок, отдельная группа, класс, параллель, город, мир);
• характер группы (разновозрастные, однополые, многонациональные, конфессиональные, субкультура и пр.);
• характер педагогической деятельности (преподавание отдельных предметов, внеклассная работа, внеучебная деятельность, работа с клубом или секцией);
• традиционные дела или новации школьной жизни.
При реализации событий важно учитывать возраст школьников.
Много времени и сил нужно посвящать рефлексивным процессам. Индивидуальная и групповая рефлексии должны стать постоянным элементом общего взаимодействия в событии.
Событийный подход — это «революционная» педагогика, педагогика потрясений и событий. События могут вырастать из реальной жизни школы, и важно их улавливать и проявлять. По А.С. Макаренко, «...в эволюционном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но всё равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения. я не имел права организовывать такие взрывы, но, когда они происходили в естественном порядке, я видел и научился учитывать их великое значение»7. Но можно пытаться моделировать и реализовывать события в школе. Должна быть высокая доля ответственности, но нужно не бояться идти на определённые риски, работая в современной школе, важно, чтобы он был оправдан. Как сказал на сборах для педагогов в Ульяновске
7 Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 178.
в 2012 году Ю.Г. Мануйлов, запускать «стихии» в воспитательном пространстве школы не опасно, ведь в социальном мире бушуют такие стихии!
Позиция педагога
Не всякий педагог решится выйти с детьми на со-бытийный уровень взаимодействия, работать с событиями. В событии нужно мягкое управление, чтобы не мешать естественному ходу его развёртывания, чтобы поддерживать инициативы школьников. Взрослому важно видеть, что происходит, чувствовать моменты «входа» в со-бытие и не давать им разрыхляться, распадаться. Ещё важна рефлексирующая позиция педагога, который может дать обратную связь по запросу отдельных субъектов события. Деятельность педагога в событии носит ситуативный характер и предполагает его готовность к решению различных задач (настроить работу в отдельной группе, оказать поддержку конкретному ребёнку, притушить слишком активных, задать хорошую рефлексию). Событие — это живое пересечение равных культур (детской и взрослой), где происходит их взаимообогащение и смысловое взаимонасыщение, когда мы, взрослые, не навязываем своё, когда мы умеем слышать то, что говорят дети, когда мы вместе ищем ответы на жизненные вопросы (у которых нет верного и единственно правильного решения), когда мы удивляемся детской мудрости.
Воспитательное влияние в событии происходит выстраиваемыми отношениями, посредством значимого общения и деятельности, контекста, который задаётся событием. Очень важен смысловой контекст, вокруг которого разворачивается событие. НО