М.С. Якушкина
(Санкт-Петербург)
КВАЗИПРОФОРИЕНТАЦИЯ ИЛИ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФЕССИИ
QUASIPROFORIENTATION OR SELF-DETERMINATION OF MODERN SCHOOLCHILDREN IN THE PROFESSION
В статье рассматривается идея профессионального самоопределения старшеклассников посредством авторской системы профориентационной деятельности в событийных сетях, созданных по инициативе учреждения дополнительного образования и транслирующих событийное образовательное взаимодействие взрослого (педагога, родителя, потенциального работодателя) и школьника.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, профориентационная деятельность, педагогическое сопровождение, событийные сети.
The article deals with the idea of professional self-determination of senior pupils through the author's system of vocational guidance in event-related networks created on the initiative of the institution of additional education and broadcasting the event-related educational interaction of an adult (teacher, parent, potential employer) and a schoolchild.
Keywords: institutions of additional education, vocational guidance, pedagogical support, event-related networks
Современное мультикультурное общество характеризуется актуализацией глобальных проблем, нарастанием динамики социальных процессов, интенсивными изменениями во всех сферах жизни. Этим процессам сопутствуют процессы негативные в сфере жизненных интересов, целевых установок и ценностей современной молодежи. В работах С.А. Быкова, А.Л. Журавлева, Р.М. Роговой, Л.М. Семенюк анализируется неготовность молодежи к анализу и решению мировоззренческих проблем, несфор-мированность позитивных ценностных установок, источники асоциального поведения. Формулируется проблема воспитания человека, способного в соответствии со своими способностями и интересами к самоопределению и самореализации в условиях заданных потребностей общества, государства [1].
Образовательная политика в сфере развития государственной системы образования традиционно предусматривает подготовку школьников к профессиональной деятельности в рамках национального приоритета - создания условий для развития человека. Вместе с тем в настоящее время проявилась реальная проблема - около половины работоспособного населения РФ работают не по профилю профессионального обучения. Причин этому очень много, однако одна из основных - несформированность готовности молодежи к выбору профессии.
Особенности современных школьников - свободное развитие воображения; клиповое мышление; сплетение реального и вымышленного на основе фантазии, эмоционального восприятия; игровой, исследовательский характер познавательной деятельности; осознанное перенесение игры
в деловые отношения с людьми; широкое, динамично меняющееся поле профессионального выбора - определяют особенности и трудности старшеклассников при выборе профессии.
Наиболее распространенные трудности и ошибки старшеклассников при выборе профессии связаны с использованием неадекватных источников информации о профессии и получением неверных представлений о ней, с неадекватной самооценкой своих возможностей при проектировании способов освоения профессии, выбором профессии на основе положительного эмоционального восприятия определенных личностных или непрофессиональных качеств представителя той или иной профессии. В связи с этим возникает вопрос о необходимости и содержании профориен-тационной деятельности с молодежью в образовательной организации, в семье, иных социокультурных институтах.
Прежде всего акцентируем внимание на понятийном аппарате, характеризующем проблемное поле. Вызовы времени - неопределенность, разнообразие, сложность - породили парадигмальный сдвиг, связанный с изменением сущности традиционно используемых в педагогике понятий: вместо понятия «профориентационная работа» используется понятие «профориентационная деятельность», предполагающее становление всех ее участников как субъектов; вместо понятия «сеть как география» используется понятие «событийная сеть»; вместо понятия «коллектив» - понятие «общность», «событийная общность» (с индивидуальным подходом к ее участникам); вместо понятия «технологии» (с четко определенной последовательностью действий) понятие «практики».
Рассматриваемая нами проблема заключается в создании и активном использовании современных средств профориентаци-онной деятельности с молодежью с целью их профессионального самоопределения, соответствующего требованиям социокультурной ситуации, личностным интересам и возможностям, в поле выбора современных профессий. В этих условиях особенно внима-
тельно необходимо отнестись к сочетанию используемых профориентационных методов. Сегодня требуется создание обоснованной, соотнесенной с различными условиями и факторами интегрированной системы профориентационной деятельности. Бессистемность решения вопросов профориента-ционной деятельности, простое сочетание акций, лозунгов, одноразовых мероприятий может дать только отрицательные результаты, иначе - приведет к квазипрофориентации современных школьников (квази - от quasi - как будто бы, якобы; мнимый, ненастоящий) [2].
Состояние разработанности проблемы. Системный подход к формированию про-фориентационной работы среди учащихся представлен в исследованиях А.П. Сейте-шева, Н.К. Степаненкова. Сведения о социальной и социально-педагогической деятельности образовательной организации (В.Г. Бочарова, Л.В. Байбородова, A.B. Му-дрик, Т.А. Ромм), о возможностях системы дополнительного образования (В.А. Березина, A.B. Кузнецов, И.В. Мех, A.A. Муратова) и инновационных учебных заведений (О.Г. Максимова, И.В. Тимонина, И.Д. Чечель) в профессиональной ориентации школьников, варианты содержания допрофес-сиональной подготовки (К.К. Платонов, Е.А. Климов, H.A. Рыбников, Г.И. Скворцов). Проблема активности и ориентации школьников в профессиональном поле отражена в работах A.A. Бодалева, С.И. Вершинина, Г.С. Жуковой, Н.В. Кузьминой, вопросы мотивации к выбору профессии исследованы В.В. Ярошенко, Е.М. Павлютенковым. Представляют интерес работы А.Е. Голомштока, в которых анализируется процесс развития профессиональных интересов школьников.
В поле анализа данной проблемы и выбора путей ее решения может быть сформирован ряд дискуссионных линеек, требующих определения той или иной позиции, предупреждающей квазипрофориентацию:
1. С какого возраста необходимо начинать профориентационную деятельность с детьми? С детского сада? ИЛИ Планировать определенную работу только со старшеклассниками?
2. Родителей исключить из профориен-тационной деятельности ИЛИ Привлечь?
3. Необходимо ли заниматься профориентацией в образовательной организации ИЛИ Школа только мешает выбору? Выбор должен происходить в семье.
4. Выбор группы профессий для знакомства с ними школьников осуществляется по личному выбору (предпочтению) педагога? ИЛИ Создание поля выбора на основании списка действующих и востребованных профессий.
5. Влияние стихийных потоков на выбор профессии школьниками ИЛИ Влияние на выбор профессии работодателей, учителей-мужчин, иных участников образовательных процессов.
6. Трудности в определении школьниками своих возможностей. Имитация профессиональных практик. ИЛИ Естественные практики на предприятиях. Со-бытийные практики.
7. Традиционная система профориента-ционной работы в школе ИЛИ УДО. ЦРР. Технопарки. Разновозрастные группы школьников по интересам.
8. Рефлексия как таковая отсутствует ИЛИ Индивидуальный образовательный путь, ведение дневника достижений как рефлексия.
9. Что является критерием и показателем результативности профориентацион-ной деятельности?
Анализируя проблемное поле, мы остановили свой выбор на формировании системы профессионального самоопределения старшеклассников посредством событийных сетей, созданных по инициативе учреждения дополнительного образования и транслирующих событийное образовательное взаимодействие взрослого (педагога, родителя, потенциального работодателя) и школьника [3]. Учреждение дополнительного образования является особенным социальным институтом, призванным помочь обучающемуся в раскрытии его индивидуальности, осознании и формировании образа «Я», самоопределении, в том числе профессиональном, и самореализации, где происходит подготовка его к условиям жиз-
ни в высококонкурентной среде, развитие умения бороться за себя и реализовывать свои идеи и жизненные планы [4].
Феномен «самоопределение» понимается в педагогической науке как сознательный выбор, проявление и самоутверждение личностью своей позиции в различных проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение связывают с глубокими эмоциональными переживаниями старшеклассника: первый вынужденный выбор дальнейшего пути, где ответственность ложится на самого школьника, значимое предъявление социальной и личностной позиции.
Проблему нельзя решить отдельно от его взаимоотношений с окружающим пространством: отношение к себе зависит от отношения с окружающими. Профессиональное самоопределение рассматривается исследователями в рамках изучения профессиональной направленности личности, ее формирования в школьные годы (В.И. Журавлев, А.И. Смирнов, Е.А. Климов); в рамках анализа возможностей формирования интересов к профессии (Я.Л. Коломенский, В.Г. Немировский, Л.В. Сохань); психологических предпосылок и основ профессионального самоопределения (А.Б. Орлов, В.Ф. Сафин, Е.А. Климов); при изучении возможностей построения жизненной программы (Н.И. Соболева, А.Ю. Винокур, Н.С. Пряжников).
Методологический плюрализм современной отечественной педагогики как отражение полипарадигмальности позволяет ориентировать изучение данной проблемы самоопределения старшеклассников на использование следующих подходов.
Событийный подход, представляющий событие как характеристику диалогового взаимодействия социальных партнеров, взрослого, старшеклассника, способствующего развитию субъектности старшеклассника в процессе возникновения, трансформации, смены событий на все более сложные, отражающиеся в мыслях и чувствах человека, действиях и поступках (Н.Б. Крылова, Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, И.Ю. Шустова, М.С. Якушкина) [5]. Он
связан с изменением деятельности педагога с воздействия на личность школьника на событийное изменение сферы между взрослым и школьником.
Личностно-ориентированный подход (К.Д. Ушинский, К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность целей и ценностей развития личности школьника при построении системы профориентации, максимальный учет их индивидуальных, субъектных, личностных особенностей.
Социально-педагогический подход к самоопределению как к результату социализации школьника, его вхождению в социальные структуры общества, усвоения принятых в обществе ценностей, норм, установок, образцов поведения. В рамках данного подхода разные виды самоопределения соответствуют разным социальным сферам жизни человека на пути взросления (социальное, жизненное, нравственное, семейное, профессиональное) (С.Н. Чистякова, Т.А. Антопольская, Д.В. Беспалов) [6]. Самоопределение личности здесь рассматривается как комплекс разных форм, например в исследованиях Н.С. Пряжникова отмечается, что самоопределение включает профессиональную деятельность, учебу, досуг и т.д.
К предпосылкам профессионального самоопределения можно отнести следующие: мониторинг развития личности как сложной саморегулирующейся системы общественной ориентации молодежи в профессиональном поле; влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства, проч. на мотивы выбора школьником профессии; анализ личностных предпосылок самоопределения: особенностей личности, обеспечивающих возможность успешного выбора профессии, но не участвующих прямо в активизации процесса (волевые черты характера, трудолюбие, наличие трудового опыта, проч.); направленности личности (потребность в профессиональном самоопределении, учебные и профессиональные интересы, наклонности, ценности, представления, убеждения, идеалы).
Принципы самоопределения: признание того, что основа индивидуальности челове-
ка в профессиональной деятельности - наличие определенных способностей; осознание своей индивидуальности, личностной динамики в процессе самоопределения; необходимость развития базовых компетенций; выстраивание процесса самоопределения как активной деятельности субъекта с учетом его индивидуальных способностей, опыта, возрастных особенностей. Этапы самоопределения: период активного поиска, осознание цели и ценностей, значимых для себя и для общества; реализация школьником ценностей в выборе профессии.
ФГОС основного общего образования ориентируют на формирование системы профессиональной ориентации в каждой образовательной организации, включая учреждения дополнительного образования (деятельность педагогов на конкретных занятиях в творческих клубах, сообществах, иных коллективах), значительно расширяющие ее возможности.
В период с 2014 по 2017 год в центре внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга нами проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию событийных сетей с целью профессионального самоопределения старшеклассников в поле выбора современных профессий в соответствии с требованиями социокультурной ситуации, личностными интересами и возможностями [7]. Педагогическим коллективом осуществлялись профессиональные пробы и в рамках профессиональных проб анкетирование обучающихся, их родителей, педагогов на предмет готовности старшеклассников к профессиональному выбору. Всего было проведено
34 профессиональные пробы, в которых приняли участие 2522 обучающихся. К проведению проф. проб (91 мероприятие) были привлечены 30 педагогов дополнительного образования Центра внешкольной работы,
35 родителей, 14 социальных партнеров. Подчеркнем, что участниками исследования стали старшеклассники, их родители, педагоги. Особенности возраста старшеклассников связаны с необходимостью самоопределения, и личностного, и профессионального, а также значимостью событий,
1 этап - диагностический
Анализ возможностей и профессиональных предпочтений педагогов УДО Анализ социальных запросов жителей данной территории, родителей Анализ типа личности учащихся и их профессиональных предпочтений Анализ профориен-тационной детельно-сти в общеобразовательных организациях (школах) Анализ запросов работодателей данной территории
2 этап - проектировочный
На основе анализа традиционного перечня мероприятий УДО и их событийности для старшеклассников расширение перечня социальных партнеров УДО Расширение перечня мероприятий: профессиональная подготовка учащихся в рамках выбранного профиля; разработка индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся) и его реализация; специальные тренинговые занятия, КВН и т.д.
3 этап - определение цели, формирование событийной сети социальных партнеров, состав которой отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы и событийностью для конкретных субъектов.
Сети в образовательном пространстве выступают как механизм объединяющей, интеграционной политики Формирование максимального числа горизонтальных связей между партнерами Формирование готовности субъектов сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей) Формирование динамичной, мобильной системы лидерства партнеров в сети. Лидер - любая группа, являющаяся носителем интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного, иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время Разработка пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность сети
4 этап - формирование матричной структуры управления сетевой организацией системы дополнительного образования (использование внешних ресурсов - частичного лидерства, аутсорсинга)
Децентрализация сети - в сети не один центр, а несколько равноправных центров, отличающихся наличием разных ресурсов и механизмов реализации решений Реализация принципа «организация без границ» - возможность совмещения занятий в разных организациях, частичное снятие также границ между формальными деловыми и неформальными человеческими отношениями Выстраивание координатором (возможно руководителем УДО) эффективных контактов с теми людьми и организациями, которые не может контролировать (они ему не подчинены), но на которые он способен влиять Освоение информационных потоков: широкая специализация, информация - основной актив, децентрализация информационных потоков
5 этап - формирование пространства саморазвития каждого старшеклассника в условиях развития воспитательного пространства данной территории
Создание условий творческой самореализации старшеклассников и формирования их позиции субъекта воспитательного пространства данной территории Формирование пространства педагогического взаимодействия учащихся и педагога, влияющем на личностное саморазвитие
6 этап — формирование "педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в событийной сети дополнительного образования, рассматриваемого как непрерывный процесс изучения личности учащегося, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый субъектами воспитательного пространства территории (с помощью профессиональных проб)
Реализация принципов педагогического сопровождения: гуманность, экологичность, демократичность сопровождения, толерантность Разработка критериев результативности педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в событийной сети
7 этап - анализ профессиональной ориентации старшеклассников, обсуждение успехов и неудач профориентационной деятельности
Рис. 1. Модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения
старшеклассников в событийной сети.
способствующих самоопределению, в том числе значимостью событий, связанных с погружением в профессию, для дальнейшего профессионального образования.
Нами выделены три уровня «событий» для старшеклассников: жизненные события, воздействующие на их мировоззрение, восприятие окружающего пространства (встречи с известными людьми, посещение музеев, уроки-игры, уроки-драматизации, уроки-презентации, уроки-лекции, практикумы); запомнившиеся образовательные мероприятия, где школьники овладели новыми компетенциями; мероприятия, полезные для развития их самостоятельности, отношений, личностных качеств. Определена сущность феномена «событийная сеть».
Выявлены условия формирования и реализации школьниками активной субъектной позиции в профессиональном самоопределении. Прежде всего это наличие и осознание цели профориентационных мероприятий всеми их участниками. Формирование субъектной позиции основано на учете личностных интересов и предпочтений школьников в школьных событийных сообществах в области будущей профессиональной деятельности. Любая образовательная организация должна создать условия для эффективного информационного взаимодействия учащихся, их родителей, педагогов, социальных партнеров, работодателей.
По нашему мнению, сегодня результативной станет создание образовательной организацией событийной сети профессионального самоопределения старшеклассников, рассматриваемой как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в среде со-бытия (ежедневного совместного бытия), диалога школьников и педагогов усилиями разных субъектов (групповых и индивидуальных) с помощью педагогических технологий: профессиональные пробы, проектирование, технология «Портфолио».
Создана модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в событийной сети дополнительного образования, вклю-
чающая описание этапов формирования событийной образовательной сети, дифференциации групповых субъектов и событий в сети, технологий педагогического сопровождения (технология профессиональных проб, проектная технология, технология «Портфолио») (рис.1, стр.82). Подчеркнем, что успешность педагогического сопровождения профессионального самоопределению старшеклассников зависит от создания условий, при которых старшеклассники из пассивной позиции потребителя образовательных услуг приобретают активную позицию субъекта деятельности по решению проблемы своего профессионального самоопределения.
В результате исследования обосновано, что вместо унифицированной, неиндиви-дуализированной системы профориента-ционной работы в образова-тельных организациях, не влияющей на деятельность и мировоззрение старшеклассников, предложена модель формирования событийной сети, в которой происходит оценка влияния на самоопределение событийности профо-риентационных мероприятий, формируется активная, субъектная позиция молодежи в области профессионального самоопределения и готовность к самостоятельному выбору профессии.
Публикация подготовлена в рамках госзадания (Проект №27.9426.2017/БЧ).
Литература
1. Селиванова Н.Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 25-29.
2. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; Репринтное издание: М., 1995; М., 2000; онлайн словарь. - Режим доступа: http://dict.t-mm.ru/ushakov/k/kv.html (Дата обращения: 15.05.2018)
3. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Новые ценности образования / под ред. Н.Б. Крыловой. - Саратов: Эстамп, 2010. - 145 с.
4. Байбородова Л.В, Золотарева А.В., Серебренников Л.Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: моногр. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. - 220 с.
5. Шустова И.Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании юношества // Методология воспитания в контексте современного гуманитарного знания: тезисы выступлений участников Летней научной школы: препринт. - Тверь, 2007. - С. 114-118.
6. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - №1. - С. 19-23.
7. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2017. - 243 с.