Научная статья на тему 'Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства'

Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ / AN APPROACH TO EDUCATION / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / EVENT APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / PEDAGOGICAL DEVELOPMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО "ШКОЛА – ВУЗ" / EDUCATIONAL SPACE "SCHOOL – HIGH SCHOOL" / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрозд К. В.

В статье обоснована необходимость реализации в современной практике воспитания событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства посредством педагогического события с целью создания эффективных условий для развития личности, формирования высокого уровня социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL EVENT APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE

In the article the necessity of the modern practice of education in the event approach to the organization of interaction of subjects of educational space through pedagogical events in order to create effective conditions for personal development, the formation of a high level of social and personal skills of educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013

К.В. Дрозд

канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОБЫТИЙНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье обоснована необходимость реализации в современной практике воспитания событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства посредством педагогического события с целью создания эффективных условий для развития личности, формирования высокого уровня социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, подход к воспитанию, событийный подход, педагогическое событие, воспитательное пространство, воспитательное пространство «школа - вуз», субъекты воспитательного пространства, социально-личностные компетенции.

K.V. Drozd, Vladimir State University Alexander and Nicholay Stoletovs

PEDAGOGICAL POTENTIAL EVENT APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INTERACTION

OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE

Abstract. In the article the necessity of the modern practice of education in the event approach to the organization of interaction of subjects of educational space through pedagogical events in order to create effective conditions for personal development, the formation of a high level of social and personal skills of educational process.

Keywords: education, an approach to education, event approach, pedagogical development, educational space, educational space "school - high school", the subjects of educational space.

Современные реалии педагогической теории и практики требуют переосмысления научных основ и практико-ориентированных подходов к организации образовательного процесса. Однако, при многочисленных попытках модернизации содержания современного образования в России и совершенствования педагогических технологий, образовательная деятельность в большей степени направлена на подготовку выпускников образовательных учреждений к выбору профессии и получению ими профессионального образования, что, безусловно, важно, но недостаточно для жизненного самоопределения личности.

На наш взгляд, задачи педагогического обеспечения новых образовательных инициатив должны носить системный характер и быть обращены к ученику школы, к студенту вуза - будущему педагогу и к работающему педагогу. Особенно важным является характер взаимодействия субъектов с окружающим миром, так как это в высокой степени определяет то, как субъект воспринимает окружающую среду, преобразует

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект № 13-06-00513)

или создает ее в соответствии со своими замыслами и представлениями. Это определяет актуальность исследования педагогического потенциала пространства жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, особенностей их взаимодействия, детерминирующего процесс отбора субъектами ценностей, идеалов, жизненных принципов, смыслов, целей и мотивов деятельности.

В ряде современных педагогических исследований подчеркивается необходимость поиска альтернативных путей и средств в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса стереотипу мероприятийного воспитания. Организованное в образовательном учреждении воспитательное мероприятие, несомненно, должно терять свою формалистическую окраску и приобретать статус события, которое должно влиять на уровень развития социально-личностных компетенций всех субъектов (учащихся, учителей, студентов, родителей), на развитие их личности.

Однако мера плодотворного воспитательного воздействия событийного окружения на формирование личности, считает Н.Е. Щуркова, будет различной. Во-первых, потому что событие оказывает свое влияние не прямо, а через призму наследственных данных, заложенных в генотипе. Во-вторых, мера воздействия объекта на субъект равна мере активности субъекта, вступающего в событие - взаимодействие [7].

На наш взгляд, событийное окружение становится естественным решающим фактором развития всех субъектов образовательного процесса. Событийность в приобщении личности к ценности бытия придает особый характер применяемых педагогом приемов и способов, совокупность которых влечет за собой формирование определенного подхода к воспитанию.

Современная теория и практика воспитания на сегодняшний день предлагает разнообразие подходов к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса: возрастной, индивидуальный, личностный, деятельностный, антропологический, акмеологический, системный, средовой и другие. Многие подходы уже прошли достаточно широкую успешную апробацию в практике отечественного воспитания.

Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова определяют педагогический подход как определенную позицию по отношению к какой-либо проблеме или явлению, как теоретическое основание рассмотрения или проектирования объекта, а также как совокупность способов и приемов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа [1, с. 37].

Событийный подход в теории воспитания представлен как точка зрения и способ работы с проблемами воспитания, в основе которых лежит гуманистическая позиция педагога в организации педагогических событий, готовность к эмпатийному пониманию личности, конгруэнтное самовыражение самого педагога, уважение к жизненному самоопределению субъекта воспитания [1, с. 41].

Д.В. Григорьев обращает внимание на то, что в последнее время произошел очевидный поворот педагогической науки и практики к вопросам воспитания, но в реальной действительности многие педагоги в своем сознании и деятельности остались на позициях «мероприятийного» воспитания и субъект-объектных воздействующих отношений с воспитанниками. Решительным шагом на пути качественного преобразования воспитательного процесса, по мнению исследователя, может стать переход педагога к деятельности в режиме педагогических событий [3].

Сравнив характеристики мероприятия и педагогического события, мы выявили сущностные отличия данных явлений. В организации педагогического события задей-ствуются процедуры диалогического общения, запускаются механизмы совместного целе- и смыслополагания и рефлексии всех субъектов образовательного процесса, и воспитателей и воспитанников.

Превращая воспитательное мероприятие в педагогическое событие, педагог решает следующие основные воспитательные задачи: создание ситуации эмоционального «заражения», духовного возвышения, предоставление условий выбора в совместных занятиях различными видами деятельности, формирование ценностного отношения к другим людям, к результатам и продуктам их культурной деятельности.

Переход педагога к осуществлению воспитательной деятельности в режиме педагогических событий серьезным образом меняет качество воспитания. Педагогическое событие возможно, если воспитатель открыт в своей личностной позиции и устремлен к глубинному общению с воспитанником, а воспитанник свободно самоопределяется в отношениях с воспитателем. В этом сказывается отличие педагогического события от педагогических ситуаций, основанных на авторитете или манипуляции воспитателя. Именно в педагогических событиях субъект обретает опыт ответственной свободы перед лицом другого субъекта.

Событийный подход позволяет сформировать взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни воспитанника и повседневности с ее будничными делами. Реализация событийного подхода в жизни образовательного учреждения предполагает организацию эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые оказываются коллективно и индивидуально значимыми и привлекательными. Эти дела становятся своеобразными вехами не только в воспитательном процессе, но и в жизни воспитанников. Центральным понятием событийного подхода к воспитанию является педагогическое событие [8].

Педагогическое событие в педагогической литературе определяется как развивающаяся целе - и ценностноориентированная встреча взрослого и ребенка, длящаяся в объективной реальности или в сознании субъекта [3, с. 80].

Педагогическое событие создает условия для совместного проживания всех участников творимого смысла действия, конечным результатом которого становится развивающаяся личность, промежуточным результатом является духовное возвышение субъекта над повседневностью, зафиксированное в поступках и отношениях к другим людям, к продуктам их культуры.

Основание определения педагогического потенциала событийного подхода к воспитанию подкрепляется пониманием эффекта воздействия события на развитие личности с точки зрения философии и психологии (М.М. Бахтин, М. Бубер, Э. Леви-нас, М. Хайдеггер; А.А. Кроник, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин) [4].

Важнейший аспект любого события, в том числе педагогического, - это его недетерминированность, то, что оно не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Нельзя точно указать, когда, где, при каких обстоятельствах произойдет событие - оно всегда вероятностно. Но при этом событие ни в коем

случае нельзя понимать лишь как случайность, оно предполагает серьезную и напряженную работу и переживание.

Вероятностность педагогического события (ничто не гарантирует, войдет субъект в событие с другим субъектом или нет) ставит воспитателя перед необходимостью создавать педагогические ситуации, ориентированные на поддержку жизненного самоопределения субъекта. Эти ситуации нельзя планировать как предрешенные, а только как открытые; необходимо разрабатывать различные сценарии их развития, быть готовым к смене сценария, намечать и терпеливо налаживать связи от одной ситуации-события к другой.

Проектирование и реализация сети взаимосвязанных педагогических событий влечет за собой переосмысление и изменение на основе принципов системности и вариативности содержания и структуры педагогической деятельности. «Событийный подход к воспитанию позволяет педагогам проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, рефлексировать и управлять личностно-развивающимся потенциалом совместного бытия взрослых и детей, выстраивать управленческие стратегию и практику в соответствии с идеей создания динамической сети взаимосвязанных педагогических событий» [3, с. 87].

Вследствие актуальности пересмотра характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса технологию воспитательной работы в школе и в вузе можно рассматривать как организацию педагогического события. Реализация развернутой динамической сети взаимосвязанных разноуровневых педагогических событий представляет собой воспитательное пространство [3, с. 88].

Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова подчеркивают, что воспитательное пространство может выстраиваться на различных уровнях: на уровне образовательного учреждения (школа, вуз), муниципальном уровне, городском, районном уровнях. Авторы подчеркивают, что на более высоких уровнях, например, региональном, целесообразнее говорить о воспитательной политике [2].

Важно отметить и то, что структуру воспитательного пространства Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова предлагают рассматривать как результат двух взаимосвязанных процессов - дифференциации и интеграции. Дифференциация обусловливает наличие разнообразных по содержанию и уровню развития компонентов пространства и предполагает определение их задач и функций. Интеграция связывает компоненты между собой, придавая воспитательному пространству целостность [2].

Проанализировав существующие подходы к пониманию категории «воспитательное пространство» (Н.А. Баранова, Н.М. Борытко, Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова, М.Г. Резниченко, Н.Л. Селиванова, М.С.Якушкина и др.) нами было сформулировано определение, соответственно которому и выстраивалась модель воспитательного пространства «школа-вуз» [5].

Под воспитательным пространством образовательного учреждения понимается сложное средовое образование, структура которого рассматривается как результат процессов дифференциации и интеграции, при этом механизмом его построения и реализации является сеть событий внешнего и внутреннего характера. Цель воспитательного пространства - создание условий для становления и развития личности уча-

щегося и педагога, ядром которой является субъектность, определяющая меру ее свободы, гуманности, нравственности, жизнетворчества.

Воспитательное пространство «школа-вуз» представляет собой динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, способных обеспечить развитие личности. Воспитательное пространство «школа-вуз» содержит следующие основные параметры: цели, разделяемые участниками процесса создания воспитательного пространства; ценности, составляющие основание содержания воспитательной деятельности; единую педагогическую концепцию, ориентированную на приоритеты гуманистического воспитания; гибкую структуру пространства; событийность пространства; диалоговый режим взаимодействия субъектов; разветвленную систему отношений между компонентами и субъектами пространства.

Субъекты воспитательного пространства могут быть индивидуальные (школьники, учителя, родители, студенты, преподаватели), групповые (группа сверстников, класс, академическая группа, творческие объединения учащихся, студентов, учителей, родителей и преподавателей вуза). Взаимодействие субъектов воспитательного пространства происходит как по вертикали, так и по горизонтали.

Эффективность применения событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства доказывают данные, выявленные в ходе проведения опытно-экспериментальной работы. Нами был организован констатирующий эксперимент с участием экспериментальной группы - субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» (учащиеся и учителя МБОУ СОШ № 15 г. Владимира, студенты педагогического и гуманитарного институтов ВлГУ) и контрольной группы (учащиеся и учителя школ г. Владимира, студенты ВлГУ, обучающиеся на факультетах, не включенных в воспитательное пространство), проведен сбор данных психолого-педагогической диагностики развития социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса и сделан анализ результатов с целью выявления степени влияния условий воспитательного пространства «школа-вуз» на развитие социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса.

В ходе диагностических процедур было выявлено, что в структуре социально-личностных компетенций субъектов, включенных в воспитательное пространство «школа-вуз» достаточно отчетливо выделился блок таких ценностей, как: Универсализм + Традиции + Доброта + Безопасность + Самостоятельность. По мнению Н.М. Лебедевой, соединение этих ценностей является чертой национального характера, которую Н.М. Лебедева назвала «органичная потребность делать добро», которая создает естественный и открытый контент общения [6].

В структуре социально-личностных компетенций субъектов, включенных в «ме-роприятийную» воспитательную работу в школе и в вузе выделились ценности: Гедонизм + Стимуляция и Достижения + Власть + Самостоятельность. Соединение первых двух ценностей также характерно для национального характера русского человека. Это тяга к риску, любовь к переменам и приключениям, желание стать первопроходцем. Достижения, соединенные с Властью, характеризуют культуру социального превосходства и иерархического порядка.

Таким образом, в целом для социально-культурных условий воспитания в воспитательном пространстве «школа-вуз» характерны ценности, отражающие ин-

тересы группы, профессионального и социального сообщества. Для социально-культурных условий «мероприятийной» воспитательной работы характерны ценности, выражающие интересы индивида.

Кроме этого, в ходе исследования были выявлены тенденции в ценностных ориентациях исследовательских выборок. Мы с большой долей уверенности можем сказать, что социально-культурные условия воспитательного пространства «школа-вуз» в значительно большей степени способствуют развитию социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса. Этот вывод подтверждают качественные показатели продуктивного развития ориентаций субъектов воспитательного пространства на традиционные ценности «семья», «здоровье», «развитие», «жизнь». Как нам представляется, это стало результатом сформированного на протяжении многих лет существования в педагогическом и гуманитарном институтах ВлГУ (ранее Владимирском государственном педагогическом университете) и базовой школы педагогической практики (МБОУ СОШ № 15 г. Владимира) отношения к воспитанию, как к целенаправленной совместной деятельности преподавателей, учителей, сотрудников, ученического и студенческого активов по формированию у молодежи определенной системы взглядов, личностных качеств, которые необходимы для адаптации и последующего развития их в социуме и профессиональной деятельности, основанной на принципах гуманизма и толерантности.

При всей важности использования учителями школы и преподавателями вуза воспитательного потенциала учебного процесса они понимали, что возможности учебной деятельности для воспитания ограничены, прежде всего потому, что нравственные ценности, к которым важно приобщать школьников и студентов, требуют воплощения их в жизни не только на словах, но и в деятельности, в поступках. И здесь не обойтись без воспитательного потенциала подпространства внеучебной деятельности, имеющей мощный воспитывающий потенциал, раскрывающийся в работе с ученическими и студенческими сообществами в рамках динамической сети разноуровневых воспитательных внеучебных событий, адекватных особенностям современной молодежи и новой социокультурной ситуации. Объединение таких факторов, как создание благоприятной, пронизанной гуманистическими ценностями атмосферы воспитательного пространства «школа-вуз», энтузиазм преподавателей-наставников, бережное сохранение традиций воспитательной деятельности школы и университета, межличностное общение и активная творческая деятельность, дало положительный эффект.

Таким образом, событийный подход к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» обладает богатым педагогическим потенциалом, создающим благоприятные условия для развития личности, готовой к активному творческому поиску, увлеченной, неформальной, искренне заинтересованной в достижении общественно ценностного результата.

Список литературы:

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова [и др.]; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

2. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под

ред. Н.Л. Селивановой. - Калуга: Ин-т усовершенствования учителей, 2000. - 248 с.

3. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев; ред. Е.И. Соколова. - Пермь, 2001. - С. 77-88.

4. Дрозд К.В. Воспитательное пространство школы. Теория и практика: коллективная монография / К.В. Дрозд, Г.А. Лобанова, И.В. Плаксина. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 337 с.

5. Дрозд К.В. Модель воспитательного пространства «школа-вуз» / К.В.Дрозд, Н.В. Марьюшкина // Реализация компетентностного подхода к образованию в условиях воспитательного пространства «школа-вуз»: сборник научных статей. - Владимир: ВлГУ, 2012. - С. 16-27.

6. Лебедева Н.М. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. - М.: Юстицинформ, 2009. - 408 с.

7. Щуркова Н.Е. Воспитание: уовый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. -М.: Педагогический поиск, 1997. - 77 с.

8. ЕуэпЬтехнологии развития детей и молодежи [Электронный ресурс]: монография. - ИТИП РАО, 2011. - 96 с. - Режим доступа: http://www.myfunday.ru/kreativ-ideya/7-sajt/razvlekatelnye-programmy/79-uchebnik-organizatora-meropriyatij.htm (дата обращения: 28.07.2013).

List of references:

1. Educational activities of the teacher: studies. benefits for the students. vyssh. Textbook. Institutions / I.A. Kolesnikov [et al.]; ed. V.A. Slastenin and I.A. Kolesnikova. - Moscow: The Academy, 2006. -336 p.

2. Educational space as an object of pedagogical research / ed. N.L. Selivanov. - Kaluga Institute of Teachers, 2000. - 248 p.

3. Grigoriev D.V. Creation of educational space: Event approach // Modern humanitarian approaches in the theory and practice of education: Collected articles / Comp. and ed. Ed. D.V. Grigoriev, eds. E.I. Sokolov / D.V. Grigoriev. - Perm, 2001. - P. 77-88.

4. Drozd, K.V. Educational space of the school. Theory and practice: the collective monograph / K.V. Drozd, G.A. Lobanova, I.V. Plaksina. - Vladimir: VGGU 2009. - 337 p.

5. Drozd K.V. Model of educational space «school-high school» / K.V.Drozd, N.V. Maryushkina // Implement the competency approach to education in terms of educational space «school-high school»: Wed. Nauchn. Art. - Vladimir: Vladimir State University, 2012. - P.16-27.

6. Lebedeva, N.M. Culture as a factor of social progress / N.M. Lebedeva, A.N. Tatarko. - Moscow: Yustitsinform, 2009. - 408 p.

7. Schurkova N.E. Parenting: A new look from the perspective of culture / N.E. Schurkova. - Moscow: Pedagogical search, 1997. - 77 p.

8. Event-technology development of children and youth: monograph [Electronic resource]. - ITIP RW, 2011. - 96 p. - Mode of access: http://www.myfunday.ru/kreativ-ideya/7-sajt/razvlekatelnye-programmy/79-uchebnik-organizatora-meropriyatij.html (date accessed: 28.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.