Научная статья на тему 'Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения'

Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИМИДЖ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПОДРОСТОК / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАКОНОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SCHOOL / LEGAL EDUCATION / SOCIALIZATION / IMAGE / SECURITY / SOCIAL PARTNERSHIP / TEENAGER / SAFETY CULTURE / LAW-ABIDING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скрипник Людмила Юрьевна, Алпатова Ольга Борисовна

В статье представлен опыт работы московской школы № 2101 «Филевский образовательный центр» по поддержанию постоянного социального партнерства с сотрудниками правоохранительных органов в интересах патриотического воспитания школьников, формирования позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов, создания модели правового воспитания и социальной активности в области достижения безопасности личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скрипник Людмила Юрьевна, Алпатова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School education as the context of forming the culture of legal and safe behaviour

The article presents the experience of Moscow school No. 2101 “Filevskiy educational center” of permanent maintaining social partnership with law-enforcement officers to promote patriotic education for students, form the positive image of law enforcement officers, create the model of legal education and of social activity in the sphere of security of individuals, society and the state.

Текст научной работы на тему «Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения»

УДК 371 ББК 74.20

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРАВОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

SCHOOL EDUCATION AS THE CONTEXT OF FORMING THE CULTURE OF LEGAL AND SAFE BEHAVIOUR

Алпатова Ольга Борисовна

Заместитель начальника кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, полковник полиции E-mail: alpatovs@list.ru

Скрипник Людмила Юрьевна

Методист ГБОУ школа № 2101 г. Москвы, кандидат педагогических наук E-mail: yvc90@mail.ru

Аннотация. В статье представлен опыт работы московской школы № 2101 «Филевский образовательный центр» по поддержанию постоянного социального партнерства с сотрудниками правоохранительных органов в интересах патриотического воспитания школьников, формирования позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов, создания модели правового воспитания и социальной активности в области достижения безопасности личности, общества и государства.

Ключевые слова: школа, правовое воспитание, социализация, имидж, безопасность, социальное партнерство, подросток, культура безопасности, законопослушное поведение.

Alpatova Olga B.

Deputy Head of the Department of Pedagogy, Educational-scientific complex "Psychology of official activities", Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, police colonel E-mail: alpatovs@list.ru

Skripnik Lyudmila Ju.

Teaching Methodology Expert at Moscow state school No. 2101, PhD in Education E-mail: yvc90@mail.ru

Abstract. The article presents the experience of Moscow school No. 2101 "Filevskiy educational center" of permanent maintaining social partnership with law-enforcement officers to promote patriotic education for students, form the positive image of law enforcement officers, create the model of legal education and of social activity in the sphere of security of individuals, society and the state.

Keywords: school, legal education, socialization, image, security, social partnership, a teenager, safety culture, law-abiding behavior.

В России роль традиционно школьного образования сводится не только к передаче определенной суммы знаний, но и к формированию у подрастающего поколения жизненных установок, что логично: на службу, на работу, на учебу в вуз приходит человек с уже сформировавшимся нравственно-ценностным личностным компонентом.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) уделяют значительное внимание формированию личности гражданина в целом, развитию патриотизма, законопослушного поведения, гражданственности. Таким образом, как и в советское время, современной российской школе вновь делегированы функции, делающие ее основным форпостом формирования личности гражданина Российской Федерации [1].

Школьный возраст - это время социальной пробы, когда ребенок, подросток примеряет на себя различные модели поведения, выстраивает свою образовательную траекторию. Для эффективной социализации необходимы социально одобряемые, общепринятые, легитимные морально-нравственные нормы, позитивные образы, в том числе активно пропагандируемые на официальном уровне: «Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь - делай ее с товарища Дзержинского», - писал В. В. Маяковский [2].

Но, в отличие от советского периода, проблема, стоящая перед школьной педагогикой, сейчас заключается в отсутствии четких социальных ориентиров, которые могли бы быть использованы в качестве эталона социализации.

Ситуация намного серьезнее, чем могла бы показаться. Нет смысла подробно останавливаться на общеизвестных фактах: идеалом жизненной модели в XXI в. повсеместно стал не человек труда, готовый героически защищать свою Родину и самоотверженно трудиться на ее благо, а индивидуалист, стремящийся к личному успеху.

Даже боевые подвиги чаще всего изображаются в кинематографе и литературе с иными акцентами - не как следствие разумного выбора личности, признающей приоритет интересов общества и государства над личными стремлениями жить, а как личностно-обусловленная месть, как проявление лихачества, бравады. Соответственно, возникает еще одна проблема, вытекающая из героизации противоправного поведения, неоправданного насилия, стремления к достижению известности («быть в тренде») любой ценой: выход за пределы правового поля.

Насколько данные аспекты являются новообразованием в менталитете подрастающего поколения? Так называемая подростковая жестокость, выражающаяся в драках, унижениях сверстников и более младших детей, в издевательствах на животными и актах вандализма, существовали всегда, в том числе и в считающемся благополучным периоде «развитого социализма» 1970-1980-хх гг. Просто они намного реже становились достоянием гласности и не служили примером, тем не менее нашли отражение в художественных произведениях, многократно поднимались в педагогической литературе, в том числе и у А. С. Макаренко [3].

Тем не менее социальные вызовы, провоцирующие молодежь на совершение противоправных поступков, усиливаются. Так, еще 10 лет назад не существовало проблемы угрозы воздействия на детей злоумышленниками в сети Интернет, на школьные дискотеки пытались пронести спиртное, а не наркотики. Совсем недавно возникла новая волна деяний на грани правового поля - опасные селфи, руферство, сталкерство и т. д.

Данные направления деятельности подростков и молодежи связаны не только с угрозами их собственному здоровью, но и напрямую ведут к нарушению закона (например, проникновение на охраняемую территорию, создание заведомо опасной ситуации на дороге и в транспорте). Многочисленные попытки суицида сложно отнести к заведомо противоправному поведению, но и квалифицировать их как душевное расстройство из сферы «большой психиатрии», что было принято в нашей стране десятилетиями, тоже было бы слишком просто: пришлось бы признать эпидемический характер шизофрении. А вот рассмотреть их с точки зрения модной «психологической травмы» для близких и родных совершившего суицид представляется вполне уместным.

Отдельного рассмотрения заслуживают проблемы межнациональной неприязни, что актуально для крупных городов, а также не всегда осознаваемых не только детьми, но и взрослыми публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды к определенным группам лиц, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).

Таким образом, школа должна реагировать на молодежные тенденции и, формируя правовую культуру обучающихся, принимать тем самым превентивные меры профилактики противоправного поведения.

С другой стороны, укрепилось и конкретизировалось действующее законодательство в отношении ответственности школы и семьи за причинение детям не только физических, но и моральных травм. К сожалению, приходится констатировать, что такие меры, принятые в русле западной традиции «ювенальной юстиции», принесли обратный результат. Как следствие - нет трудотерапии, общественно-полезного труда школьников, так как они могут квалифицироваться как принуждение к труду и насилие над личностью.

Несмотря на все вышеперечисленные негативные тенденции, одна из основных задач школы - это эффективная социализация, подразумевающая умение обучающихся жить в правовом поле. Современные тенденции воспитания в духе «демократического общества» предполагают большую вариативность социальных ролей при несколько стертых границах социальных норм добра и зла.

Школа не может организационными мерами защитить ребенка от нежелательных социальных контактов, но в силах педагогики предложить качественный образец социально одобряемой роли и способов реагирования. Следует отметить существование парадокса: кружки и секции, вопреки распространенному мнению, абсолютно доступны на бесплатной основе, причем непосредственно в школе.

Более того, военно-патриотические клубы, спортивные секции организовываются в школах в приоритетном порядке и на государственной бюджетной основе. К тому же школа в рамках нормативно-правовой документации обладает правом организовывать социальное партнерство с различными институтами социума, силовыми структурами в интересах разностороннего и гармоничного развития обучающихся.

Следовательно, фиксируется обусловленная социальным заказом и поддержанная на нормативно-правовом уровне возможность построения моделей эффективного формирования законопослушного поведения в сочетании с гражданской активностью.

Итак, определились три важных направления работы школы по формированию законопослушного поведения:

• формирование правовой культуры, правового сознания, что позволит школьнику оценивать планируемые и совершаемые поступки с точки зрения их законности;

• формирование позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов и силовых структур как некий социальный эталон нравственно-ценностной и поведенческой модели;

• формирование культуры безопасности жизнедеятельности как элемента системного правового воспитания с позиции активного участия индивида в создании безопасного жизненного пространства, обеспечивающего соблюдение прав и свобод окружающим (например, права на жизнь), в том числе при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Реализации системного подхода к правовому воспитанию старшеклассников во вне-учебной деятельности посвящена работа Е. А. Рассоловой (2007), которая рассматривает правовую культуру как часть общей культуры, что дает нам основания рассматривать ее как слагаемое общей культуры и культуры безопасности, в частности, правовое воспитание в области соблюдения правил пожарной безопасности. Е. А. Рассолова подчеркивает важность реализации ряда условий, обеспечивающих эффективность правового воспитания, в том числе сочетание систематического воздействия на сознание старшеклассников с организацией их практической правовой деятельности; содружество общеобразовательного учреждения, семьи и правоохранительных органов [4].

Приоритет усвоения школьниками правовой культуры не подлежит сомнению, приобретая особое звучание в контексте патриотического воспитания. Одни и те же навыки, усвоенные в военно-патриотическом клубе (ВПК), секции ВДЮОД «Школа безопасности» могут быть использованы комплексно. Например, навыки альпинизма, работы с тросами, страховочными системами формируются очень активно у воспитанников ВПК. Это интересно подросткам, это дает им легитимный и безопасный «выброс адреналина» и удовлетворяет стремление к риску и точности. Но данный навык, не подкрепленный определенными внутренними убеждениями, открывает вектор противоправного деяния: незаконного проникновения в жилище, и такие преступления сейчас не редкость.

Точно так же обстоит дело с приемами рукопашного боя, самообороны, навыками владения стрелковым и холодным оружием. Элементы данной подготовки входят совершенно законно в программу учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности, раздел «Подготовка к воинской службе», и оспаривать их необходимость мы не беремся.

Важно иное: получая практический навык самообороны, школьник параллельно с этим должен получать аргументированную, доходчивую информацию о понятиях «превышение предела самообороны», «нанесение телесных повреждений». Помимо данных знаний, педагог должен неустанно работать над формированием личностной ориентации воспитанника, его нравственно-ценностных убеждений - чтобы усвоенные компетенции не стали основой для агрессивного поведения, для совершения актов насилия по предварительному умыслу.

Интересна такая форма работы с детьми, как проект «Пожнадзор - зоркий взор», в процессе которого обучающиеся, входящие в Дружину юных пожарных, вместе с инспектором Регионального

отдела надзорной деятельности МЧС России осуществляют проверку школы в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Практика показывает, что школьники 4-6-х классов наиболее активно и качественно выявляют малейшие недочеты (захламленность эвакуационных выходов, неточности в схемах эвакуации, неоправданная пожарная нагрузка помещений и т. д.).

Работа по безопасности поведения детей на дороге и улице также не только вносит вклад в сокращение детского дорожно-транспортного травматизма, но и закладывает определенные убеждения в отношении соблюдения «Правил дорожного движения», требований сотрудников ГИБДД, как залог безопасности личности, общества и государства, соблюдение закона и порядка.

В нашей школе данная работа проводится по комплексной программе «Дорогою добра», включающей в себя интерактивные занятия и конкурсы по тематике дорожного движения с позиции несовершеннолетнего пассажира и пешехода.

Таким образом, выстраивается системная модель воспитательной работы: правовое воспитание как базис военно-патриотического воспитания, причем правовое воспитание рассматривается как часть общей культуры человека и тесно переплетается с нравственным воспитанием. В основу правовой культуры, в отличие от правового просвещения, кладется принцип усвоения норм законопослушного поведения на внутреннем уровне, а не информирование о возможных наказаниях за нарушение закона. Парадигма поведения подразумевается в следующем формате: «Я сознательно выполняю требования закона, потому что это способствует комфортному и безопасному существованию личности, общества и государства, а не потому, что ожидаю наказания за неисполнение закона».

Рассматривая проблему формирования средствами внеучебной деятельности безопасного поведения и оптимальных действий в опасных ситуациях, следует остановиться на правовом аспекте законопослушного поведения в чрезвычайных ситуациях, что рассматривалось в работах В. А. Сидоркина [5].

Пожарная безопасность как таковая может рассматриваться сквозь сферу правового воспитания: как соблюдение «Закона о пожарной безопасности» и наличия ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в Административном и Уголовном кодексе. Аналогично трактуются вопросы экологии, природоохранной деятельности.

При рассмотрении вопросов обучения действиям в чрезвычайных ситуациях на передний край выходит философская проблема: приоритет спасения своей жизни или самопожертвование ради других. До начала XXI в. количество аварий, техногенных и экологических катастроф и количество вовлеченных в них людей было значительно меньшим в силу объективных причин. Сейчас, к сожалению, у обычного гражданина риск оказаться в эпицентре ЧС достаточно высок, в особенности в мегаполисе с крупными торговыми центрами, метрополитеном, плотностью потока машин.

Возник и еще один аспект - частная собственность, права и свободы личности. Парадоксально, но в период лесных пожаров летом 2010 г. сотрудники МЧС России столкнулись с фактами препятствования гражданами забора воды из частных водоемов, проезда по частным охраняемым территориям, а также отказами граждан от выполнения предписанных профилактических мер по окапыванию территорий, удалению сушняка, мотивируя это правом отказа от принуждения к труду.

Безусловно, данные факты не имели массового и подавляющего характера, большинство наших сограждан активно содействовали штатным спасателям в тушении природных пожаров и устранении их последствий. Тем не менее они заставляют задуматься в том числе и о том, как это соотносить с выстраиванием линий правовой культуры - применительно к школе это субботники по очистке территории и помещений от легковозгораемого мусора и правомерность привлечения к данным задачам несовершеннолетних.

Обучение организованной эвакуации в образовательном учреждении закреплено нормативно. Юридически закрепленная задача современного школьника - четко выполнить предписанный алгоритм, подчиняться требованиям педагогов и организованно покинуть опасное (или условно опасное) помещение. Дети, как и педагоги, не должны участвовать в тушении пожара, спасении материального имущества. При этом педагогический персонал несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

Эвакуация является самым надежным и эффективным средством защиты людей в чрезвычайной ситуации. Формированию данного навыка посвящены регулярные тренировки. Пункт 12 гл. 1 ППР РФ № 390 2012 г. гласит: «На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте». Это означает, что в школе минимум один раз в полгода должна проходить тренировка по эвакуации, но если есть обоснованная необходимость, то можно и чаще.

Организационно-педагогическое значение учебной эвакуации заключается в комплексном подходе к формированию знаний, умений и навыков, к созданию алгоритмов оптимальных действий в опасной ситуации на основании осознанных знаний [6]. Правовые аспекты здесь также прослеживаются рельефно и актуально: поиск нравственной с одной стороны (национальный ценностный принцип «Сам погибай, а товарища выручай») и правовой («Оставление в беспомощном состоянии» и ст. 41 УК «Обоснованный риск»). Пример: при эвакуации класса один из детей становится внезапно малоподвижен (травма, нервно-психологический шок и т. д.). Каковы будут оптимальные действия педагога? Существует понятие «мотивационно-ценностный компонент в принятии рискованных решений», рассматривающий влияние личностных ценностей на оценку возможных вредных последствий [7]. Исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.

Так, мы столкнулись и с выбором подростков при проведении игрового тренинга по эвакуации. Они сознательно отказались от выноса «случайно» попавшегося им на пути эвакуации из условно задымленного помещения манекена и мотивировали отказ вполне логично: «Он тяжелый, мы его не вытащили бы, но потеряли бы время и силы на собственный выход в безопасное место». Как дать такой ситуации юридическую оценку?

Таким образом, формируется правосознание коллективной ответственности, при этом очерчивается правовое поле действий в ЧС педагогов и школьников.

Формирование правовой культуры подрастающего поколения происходит наиболее эффективно через получение позитивного социального опыта. А позитивный имидж сотрудников правоохранительных органов - основа системного правового воспитания подрастающего поколения.

Контакты школы с правоохранительными органами закреплены законодательно, в том числе со школой работают Инспекция по делам несовершеннолетних, участковый инспектор, на территории которого находится здание школы, сотрудники ГИБДД.

Тем не менее данные контакты явно недостаточны для разворачивания полноценной воспитательной работы, которая была бы интересна детям. В основном школа и правоохранительные органы действуют в целях искоренения правонарушений, выполняя все предписанные алгоритмом действия. С юридической точки зрения это верно, но этого недостаточно для воспитания гражданственности ребенка, так как является неким эталонным, «неживым» поведением. В их обязанности не входит «играть» с детьми, проводить соревнования, судить военно-патриотические конкурсы, вести занятие по «Окружающему миру» на природе, просто дать посмотреть свое снаряжение. Как показать ребенку, что сотрудники правоохранительных органов выполняют свою работу по призванию, искренне относясь к процессу выполнения своих обязанностей, а не просто отрабатывают функционал.

Соответственно, приходится искать дополнительные контакты. Закон на стороне школы в данном вопросе, она вправе изыскивать самостоятельно социальных партнеров, исходя из открытости образования как общественно-государственной системы. Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации», Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнерства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования [8].

Привлечение в школу сотрудника спецподразделения позволяет внести в жизнь коллектива определенные инновации. Приглашенный специалист на стартовом уровне интересен детям хотя бы тем, что это мужчина и в форме. Кроме того, и дети это понимают, что, в отличие от закрепленного сотрудника ИДН, приглашенный в качестве гостя сотрудник не будет проводить рутинные беседы о правильном поведении, выполнять надзорные функции.

Начиная с 2005 г. мы активно использовали в сотрудничестве различные методические форматы взаимодействия школы с приглашенными специалистами. Это и классический жанр «встречи с интересными людьми», которые в данном направлении имеют очень серьезную перспективу, постепенно заменяя встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, остается все меньше.

Тем не менее «горячие точки», локальные конфликты, увы, не уменьшаются, а сотрудники спецподразделений МВД России всегда на переднем крае. Поэтому общение с реальным участником боевых действий, причем более понятных школьникам, так как это наша современность, освещается в СМИ, в Интернете, и школьник при проведении встречи может узнать из первых уст то, что его волнует.

Кроме того, в школе наблюдается дефицит педагогов-мужчин, поэтому возможность свободного общения с адекватным умным человеком тоже важна, особенно мальчикам и юношам. Дети инстинктивно ощущают внутреннюю силу, и им это приятно, в том числе школьники оценивают, что сотрудник спецназа приходит не по обязанности - а просто как старший брат, поговорить, подсказать. Они чувствуют свою защищенность в данной ситуации общения, так как нет фактора принуждения к общению, отсутствует фактор наказания за неверное поведение, поскольку здесь ситуация открытого общения. А вот

взрослый человек, в данном случае сотрудник спецназа, может направить разговор к правильным выводам.

Серьезным подспорьем для развития военно-патриотической работы в школе является возможность пригласить сотрудников спецназа МВД России для проведения учебных занятий и мастер-классов по сборке-разборке автомата, изучению современной экипировки и снаряжения бойца. Школа активно приглашала сотрудников на классные часы, пользовалась приглашением и выезжала в сопровождении сотрудников спецназа на военизированные экскурсии на местности, а также в музей Внутренних войск МВД России, на полигон ВИПК МВД РФ. В таком формате работа ведется с 2005 г. и с успехом продолжается и сейчас, получая перспективы устойчивого развития [1].

Для педагогов важно, что у наших воспитанников перед глазами появился достойный пример для подражания, люди, с которых можно брать пример, а это определенная социальная прививка, в том числе и законопослушного поведения. Закон и порядок обретают персонификацию, и в следующий раз школьник уже будет давать эмоциональную оценку действиям ОМОН не со стихийно усвоенной позиции маргинальной части общества, а основываясь на личном позитивном социальном опыте. Рассуждая примерно по такой схеме: «Я лично знаю сотрудников правоохранительных органов, они грамотные, умные, порядочные люди, любят нашу Родину и служат ей. Значит, все, что они делают в рамках своих обязанностей, они делают честно, профессионально и на благо безопасности личности, общества и государства».

Соответственно, присутствие в школе сотрудников правоохранительных органов, в том числе из спецподразделений МВД России, предоставляет возможность школьникам лично убедиться в их профессионализме и высоких личностных качествах. Тем самым формируется позитивный имидж сотрудников в том числе ОМОНа, Росгвардии.

Постоянный контакт школьников с сотрудниками правоохранительных органов дает образец определенного комплекса ценностей, личностного отношения сотрудника спецназа МВД России к своей службе, к безопасности личности, общества и государства, тем самым способствуя формированию законопослушного поведения, так как закон и порядок становятся «персонифицированными», появляется желание подражать сотрудникам, заслуживать их уважения и одобрения.

Таким образом, можно констатировать, что механизм формирования законопослушного поведения и правовой культуры подрастающего поколения с использованием модели социального партнерства со структурами МВД России является действенным инструментом.

Показательно, что криминогенная обстановка в ГБОУ города Москвы школа № 2101 «Филевский образовательный центр» ниже, чем во многих соседних, нет фактов межнациональной розни, массовых драк и иных противоправных проявлений. Ряд выпускников выбрал для себя в качестве дальнейшей карьерной траектории службу в МВД России и других силовых структурах, как пример можно заметить, что даже участковый уполномоченный - выпускник нашей школы, а в обслуживающей наш район пожарной части трудится четыре выпускника. Мы гордимся ими и продолжаем работать над воспитанием следующего поколения.

Список литературы

1. Алпатова О. Б. Пути организации нравственного воспитания в вузах МВД России // Педагогические науки. - 2009. - № 1. - С. 134-136.

2. Маяковский В. В. Хорошо! // Маяковский В. В. Сочинения в двух томах. - М.: Правда, 1987. - 358 с.

3. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.

4. Рассолова Е. А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - М.: МПГУ, 2007. - 24 с.

5. Сидоркин В. А. Психолого-педагогические условия формирования готовности обучающихся к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М.: МПГУ, 2008. - 142 с.

6. Скрипник Л. Ю., Полихов М. В., Псарев И. С. Действуем, как учили: эвакуация из школы // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2016. - № 5. - С. 34-38.

7. Ситковская О. Д. Уголовный кодекс РФ: психологический комментарий. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 109 с.

8. Школа социального партнерства / под ред. Е. Г. Калинкиной. - Н. Новгород, 2004. - 40 с.

References

1. Alpatova O.B. Puti organizatsii nravstvennogo vospitaniya v vuzakh MVD Rossii. Pedagogicheskie nauki. 2009, No. 1, pp. 134-136.

2. Mayakovskiy V. V. Khorosho! In: Mayakovskiy V. V. Sochineniya v dvukh tomakh. Moscow: Pravda, 1987. 358 p.

3. Makarenko A. S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. Moscow: Pedagogika, 1972. 334 p.

4. Rassolova E. A. Sistemnyy podkhod k pravovomu vospitaniyu starsheklassnikov vo vneuchebnoy deyatelnosti. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow: MPGU, 2007. 24 p.

5. Sidorkin V. A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti obuchayushchikhsya k organizovannym deystviyam pri chrezvychaynykh situatsiy-akh. PhD dissertation (Education). Moscow: MPGU, 2008. 142 p.

6. Skripnik L. Yu., Polikhov M. V., Psarev I. S. Deystvuem, kak uchili: evakuatsiya iz shkoly. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatelnosti. 2016, No. 5, pp. 34-38.

7. Sitkovskaya O. D. Ugolovnyy kodeks RF: psikhologicheskiy kommentariy. Moscow: Volters Kluver, 2009. 109 p.

8. E. G. Kalinkina (ed.) Shkola sotsialnogo partnerstva. Nizhny Novgorod, 2004. 40 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.