Научная статья на тему 'Основные направления антикоррупционного воспитания сотрудников органов внутренних дел'

Основные направления антикоррупционного воспитания сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2769
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ANTI-CORRUPTION TRAINING / CORRUPTION / LEGAL EDUCATION / PROFESSIONAL ETHICS STANDARD OF ANTI-CORRUPTION CONDUCT / PATRIOTIC EDUCATION OF INTERNAL AFFAIRS PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиев Я.Л.

Рассматриваются основные направления антикоррупционного воспитания сотрудников органов дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DIRECTIONS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF INTERNAL AFFAIRS PERSONNEL

The article considers the main directions of anti-corruption education of internal affairs personnel.

Текст научной работы на тему «Основные направления антикоррупционного воспитания сотрудников органов внутренних дел»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 6, с. 79-82

79

УДК 34.07

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

© 2017 г. Я.Л. Алиев

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург

klishkov63@mail.ru

Пкступила в редакцию 01.11.2017

Рассматриваются основные направления антикоррупционного воспитания сотрудников органов дел.

Ключевые слква: антикоррупционное воспитание, коррупция, правовое воспитание, профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения, патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел.

Согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2016—2017 годы, утвержденному Указом Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147, одной из приоритетных задач является усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими различные государственные должности, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

В свою очередь это актуализирует необходимость выявления воспитательных и педагогических мер, направленных на привитие антикоррупционного стандарта поведения, деонтологических основ деятельности должностных лиц.

Воспитательная работа с целью противодействия коррупции - это целенаправленная деятельность по развитию, расширению и углублению таких потребностей, мотивов, ценностей, смыслов и идеалов, которые способствовали бы формированию антикоррупционного мировоззрения, основанного на неприятии, нетерпимости к коррупционным проявлениям и недопустимости их совершения.

На примере МВД России рассмотрим, что, согласно федеральным, ведомственным нормативно-правовым актам Российской Федерации1, воспитание сотрудников органов внутренних дел должно состоять из комплекса мероприятий, направленных на профессиональное правовое, нравственно-этическое воспитание сотрудников, сопряженное с проведением наставничества, морально-психологической подготовки личного состава к выполнению оперативно-служебных задач в любой обстановке.

Одно из направлений воспитательной работы - правовое воспитание сотрудников ОВД, которое формирует профессиональное правосознание, развивает высокую правовую культуру, поэтому важное место отводится обучению, в ходе которого сотрудники овладевают опреде-

ленной системой правовых знаний, что способствует качественному выполнению сотрудниками своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. В связи с этим в органах внутренних дел проводится профессиональная подготовка в виде правового просвещения в форме теоретических и практических занятий. Правовое воспитание направлено на формирование уважения к закону и отношения к нему как высшей социальной и личной жизненной ценности, стремления к выбору и использованию только правомерных, строго законных способов решения профессиональных задач и решения личных жизненных проблем. Поэтому одна из целей правового воспитания - добиться понимания целесообразности, социальной значимости законопослушного поведения и деятельности, тем самым предупредив правовой нигилизм [1].

Следующее направление воспитательной работы - это нравственно-этическое воспитание сотрудников органов внутренних дел.

Воспитание профессиональной этики у сотрудников органов внутренних дел направлено на формирование и развитие нравственных норм и принципов поведения при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел служебной деятельности [2].

Основой профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения является нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу. В рамках антикоррупционного воспитания необходимо сформировать у сотрудников устойчивые нравственно-этические обязательства, которые не позволяли бы ему:

- заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через лиц-

посредников в какой-либо коммерческой организации; составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в корыстных или иных личных интересах;

- предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

- создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

- проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

- обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение;

- совершать иные правонарушения коррупционной направленности [3].

Немаловажную роль играет личный пример руководителей в повседневной служебной деятельности, которые должны обладать высоконравственными качествами личности по отношению как к подчиненным сотрудникам, так и к гражданам.

Благодаря нравственно-этическому воспитанию внешние требования к правомерному поведению преобразовываются во внутренние побуждения к нему, закрепляют в сознании личности правовые требования и представления, превращая их во внутренние потребности, в убеждения и намерения, подкрепленные нравственными чувствами, устоявшимися привычками [4], что становится наиболее актуальным, например, в случае возникновения ситуации конфликта интересов, когда только нравственные, этические качества личности сотрудника могут повлиять на его выбор в пользу прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, в ущерб личностной заинтересованности.

Немаловажную роль играет патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел, цель которого - формирование у сотрудников таких качеств личности, как любовь к своей стране, многонациональному народу, стремление укреплять и защищать свое государство, добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриоти-

ческого сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [5].

Применительно к системе МВД России основными задачами патриотического воспитания сотрудников являются:

- формирование отношения к своей правоохранительной деятельности как к служению многонациональному народу;

- формирование потребности следовать примерам честного и самоотверженного выполнения своего служебного долга в укреплении законности, правопорядка, защите граждан, борьбе с преступностью и терроризмом;

- укрепление героизма, преданности, самопожертвования ради Родины на примерах боевой истории народов России;

- верность традиции преемственности поколений, уважение и постоянная забота о ветеранах ОВД и семьях сотрудников, погибших при исполнении своего служебного долга, и др.

В патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел немаловажное место занимает принцип соблюдения традиций МВД России. Основополагающими идеями, выражающими сущность традиций МВД, являются идеи патриотизма, интернационализма, преданности и любви к родине, тесной связи с народом, глубокого уважения к человеку, коллективизма, товарищества, взаимной выручки при выполнении служебных задач, строжайшего соблюдения законности, профессиональной бдительности и дисциплины при исполнении служебного долга, любви к своему делу, стремления к совершенствованию знаний и умений, научного подхода к явлениям общественной жизни. Идеалами традиций ОВД являются официальные программные политические, государственно-правовые, а также научно-концептуальные установки о формах, методах и способах закрепления традиций ОВД (полиции) в общественном сознании, в практике правоохрани-

Основные направления антикоррупционного воспитания

81

тельной деятельности, в научных школах, доктринах и нормативно-правовых актах [6, 7].

Отметим, что к основным направлениям воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел также относятся: формирование глубокого осознания необходимости постоянного профессионального совершенствования, обеспечение эффективности системы наставничества и профессиональной подготовки, подготовка и проведение целенаправленных мероприятий, создающих у сотрудников профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков, и др.

Одним из составляющих элементов воспитания сотрудников органов внутренних дел является самовоспитание. Развитие личности -это сложный и длительный процесс формирования социального качества индивида в результате воспитания, обучения и социализации в целом. Однако наступает такой момент, когда движущим фактором развития личности становятся процессы самовоспитания, самообучения, самосовершенствования [8].

Благодаря самовоспитанию расширяется сфера развития личности, личность приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Самовоспитание сотрудников основывается на самопознании, самооценке и самоконтроле в ходе служебной деятельности в органах внутренних дел и в быту. Самовоспитание и, в частности, самоконтроль играют главенствующую роль в предупреждении коррупционных проявлений среди сотрудников.

Формы самовоспитания сотрудников органов внутренних дел могут быть различны, но в основном они направлены на внутреннее самосовершенствование и самоконтроль с помощью психологических, нравственных, моральных установок [9].

Примечание

1. См. подробнее: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; Приказ МВД России от 01.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в

органах внутренних дел»; Приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Список литературы

1. Безруков А.В. Профессиональное правосознание как фактор мотивации правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел: Дис. ... канд. юр. наук. СПб.: СПбУ МвД России, 2003. С. 144.

2. Пасынков В.В., Стебенева Е.В. Внедрение антикоррупционных образовательных программ как одно из направлений ранней профилактики коррупционных правонарушений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3. С. 182-185.

3. Стебенева Е. В. Сотрудник органов внутренних дел как специальный субъект коррупционных преступлений: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... канд. юр. наук. 12.00.08. СПб.: СПбУ МВД России, 2011. 220 с.

4. Арсентьева А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: Дис. . канд. юр. наук. СПб.: СПбЮИ МВД России, 1996. С. 88.

5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 02.04.2017).

6. Алиев Я.Л. Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (историко-правовое и сравнительно-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: РГБ, 2003. С. 165.

7. Алиев Я.Л. Соблюдение законности в контексте предупреждения преступности сотрудников органов внутренних дел: Монография. СПб.: СПБУ МВД России, 2017. С. 66.

8. Олейников В.С., Мусин Я.Н., Заварзина Л.В. Общая педагогика, история педагогики и образования: Учебное пособие для адъюнктов. СПб.: СПБУ МВД России, 2005. С. 257.

9. Клишков В.Б., Юренкова В.А., Молчанова М.В., Стебенева Е.В., Стремоухова И.В., Ефимовский А.В. Основные направления предупреждения коррупционных правонарушений сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. СПб.: СПбУ МВД России, 2015. 111 с.

KEY DIRECTIONS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF INTERNAL AFFAIRS PERSONNEL

Ya.L. Aliev

The article considers the main directions of anti-corruption education of internal affairs personnel.

Keywords: anti-corruption training, corruption, legal education, professional ethics standard of anti-corruption conduct, patriotic education of internal affairs personnel.

References

1. Bezrukov A.V. Professional'noe pravosoznanie kak faktor motivacii pravomernogo povedeniya sotrud-nikov organov vnutrennih del: Dis. ... kand. yur. nauk. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2003. S. 144.

2. Pasynkov V.V., Stebeneva E.V. Vnedrenie an-tikorrupcionnyh obrazovatel'nyh programm kak odno iz napravlenij rannej profilaktiki korrupcionnyh prav-onarushenij // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 3. S. 182-185.

3. Stebeneva E.V. Sotrudnik organov vnutrennih del kak special'nyj sub"ekt korrupcionnyh prestuplenij : ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty: Dis. ... kand. yur. nauk. 12.00.08. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2011. 220 s.

4. Arsent'eva A.G. Nravstvenno-pravovaya kul'tura i ee formirovanie u sotrudnikov organov vnutrennih del: Dis. ... kand. yur. nauk. SPb.: SPbYul MVD Rossii, 1996. S. 88.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 g. № 1493 «O gosudarstvennoj programme «Patriotich-

eskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20162020 gg.» // SPS «Konsul'tant Plyus» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrash-cheniya: 02.04.2017).

6. Aliev Ya.L. Korporativnyj tradicionalizm policii i rezhim zakonnosti (istoriko-pravovoe i sravnitel'no-pravovoe issledovanie): Dis. ... d-ra yurid. nauk. M.: RGB, 2003. S. 165.

7. Aliev Ya.L. Soblyudenie zakonnosti v kontekste preduprezhdeniya prestupnosti sotrudnikov organov vnutrennih del: Monografiya. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2017. S. 66.

8. Olejnikov V.S., Musin Ya.N., Zavarzina L.V. Ob-shchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya: Uchebnoe posobie dlya ad"yunktov. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2005. S. 257.

9. Klishkov V.B., Yurenkova V.A., Molchanova M.V., Stebeneva E.V., Stremouhova I.V., Efimovskij A.V. Osnovnye napravleniya preduprezhdeniya korrup-cionnyh pravonarushenij sotrudnikov organov vnutren-nih del: Metodicheskoe posobie. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2015. 111 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.