Научная статья на тему 'Школьное научное общество как современный метакурс для внеклассной работы с одаренными учащимися на раннем этапе изучения химии'

Школьное научное общество как современный метакурс для внеклассной работы с одаренными учащимися на раннем этапе изучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелев М. В.

В работе представлен анализ методической структуры и содержания авторской образовательной программы школьного научного общества обучающихся «Эврика» как современного и инновационного метакурса для внеклассной работы с одаренными учащимися на пропедевтическом этапе изучения химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьное научное общество как современный метакурс для внеклассной работы с одаренными учащимися на раннем этапе изучения химии»

5. Формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, реализуемой с позиций толерантности.

Мы считаем, что в этой связи большую роль в формировании специализированного правового сознания будущих сотрудников ОВД играет идея гуманизации профессионального образования, ориентация в первую очередь на личностное и профессиональное развитие будущего сотрудника ОВД.

Гуманизация профессионального образования, выступает в качестве основного условия субъективного разностороннего развития личности, обогащения ее культурно-творческого, интеллектуально-нравственного потенциала, роста ее сущностных сил, способности и готовности к профессиональной деятельности и личностному развитию. Для этого необходимо преодолеть существующий авторитарный стиль профессионального обучения курсантов и определить такую технологию подготовки, которая позволила бы поставить курсанта в центр образовательного процесса, перевести его с объектной позиции на субъектную. Мы считаем, что эти преобразования могут реализовываться через культурологический, аксиологический, личностно-деятельностный, полисубъектный (диалогический) и индивидуально-творческий подходы к процессу развития правового сознания курсантов вузов системы МВД.

Список литературы:

1. Конфликт закона и правовая реформа. Материалы «Круглого стола» в ИГП РАН // Государство и право. - 1997. - № 12. - С. 5-26.

2. Соловьева О.В. Современное правовое пространство: социально-психологические проблемы // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 2002. - С. 272-286.

3. Трусов В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания. - М., 1981. - С. 139-157.

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТАКУРС ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Шепелев М.В.*

Ивановский государственный химико-технологический университет,

г. Иваново

В работе представлен анализ методической структуры и содержания авторской образовательной программы школьного научного общества

* Старший научный сотрудник кафедры Физической и коллоидной химии, кандидат химических наук.

обучающихся «Эврика» как современного и инновационного метакур-са для внеклассной работы с одаренными учащимися на пропедевтическом этапе изучения химии.

Современное качественное образование требует разработки принципиально новых стандартов и методов работы с одаренными учащимися, обеспечивающих универсальность, фундаментальность и практическую направленность, что в конечном итоге позволит обеспечить большую восприимчивость всей системы образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда. В связи с этим интеграция среднего и высшего образования через принципиально новые подходы к работе с учащимися становится одним из важнейших направлений развития системы образования, а также формирования и совершенствования знаний, умений и навыков каждого учащегося, начиная с раннего возраста, в области наук как естественного, так и гуманитарного циклов [1, 4, 6]. Без развития навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, работать с научной литературой, анализировать результаты работы по различным направлениям деятельности, использовать полученные знания на практике, а также без способности неординарно подходить к возникающим вопросам и проблемам невозможно развитие талантливых учащихся и их дальнейшая адаптация в условиях рынка труда.

Авторская образовательная программа научного общества обучающихся «Эрудит», рассчитанная на 3 учебных года, - качественно новый подход в обучении, реализующий основополагающие принципы работы с одаренными учащимися, в том числе на пропедевтическом этапе изучения дисциплин естественнонаучных цикла, - их самостоятельность, самоопределение и самокритичность, степень развития которых у обучающихся можно считать одним из критериев оценки качества среднего образования.

Образовательная программа научного общества обучающихся «Эрудит» полностью соответствует требованиям к образовательным программам, которые изложены в рекомендациях, утвержденных письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844, и состоит из концептуально спроектированной «Пояснительной записки», учебно-тематического планирования, подраздела «Содержание программы» и полного списка учебно-методической литературы.

Особенностью предложенной образовательной программы является то, что она позволяет учащимся всех возрастов и особенно учащимся 5-6 классов овладевать новыми методами познания, современной методикой научных исследований, развивает у детей самостоятельности в работе уже на пропедевтическом этапе изучения нового материала в химии (естествознании), других науках и создает условия для их самоопределения.

Среди основных задач образовательной программы можно выделить следующие:

- воспитание интереса у детей к обучению, углубленное и всестороннее изучение и закрепление учебного материала;

- широкое привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе;

- развитие всех форм научно-исследовательской работы, распространение положительного опыта организации этой работы;

- активное участие в интеллектуальной жизни школы, представление школы на различных конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ;

- установление научных и творческих связей с научными обществами других образовательных учреждений;

- осуществление материально-технического и научно-информационного обеспечения отдельных научно-исследовательских работ членов школьного научного общества.

В «Пояснительной записке» к данному образовательному продукту показаны методологические основания, которые можно квалифицировать как инновационные и актуальные, т.к. одним из стратегических направлений образовательной политики сегодня является работа с одаренными учащимися. Анализируя содержание и ресурсность «Пояснительной записки», можно выявить следующие наиболее интересные и важные основания:

- работа строится на основе деятельностного подхода, который выражается в формулировании целеполагания, прогнозировании и корректировке в активной практике - широкое привлечение к научно-исследовательской работе, установление широких научных и творческих связей с партнерами, выездные практики и другие формы работы с одаренными учащимися [2, 3];

- аксиологический подход выражается в понимании позиционности и практической значимости данной программы для обучающихся, для которых освоение способов научно-исследовательской деятельности и дальнейшего их оформления - форма социализации [3, 5];

- средовый подход связан с психологическими основаниями данной программы: самореализация и самоанализ - основные формы деятельности, определяющие ценность данной разработки (раздел «Методическое обеспечение программы», «Прогнозируемый результат»).

«Учебно-тематический план» программы построен по концентрическому принципу и предполагает последовательную работу по формированию и предполагает последовательную работу по формированию необходимых в социуме навыков и умений: подготовка научно-исследовательских работ, стендовых докладов, реферативных обзоров и анализов, формирование базы для тематической исследовательской деятельности. Аудиторные занятия грамотно сочетаются с «выездной практикой и творческими встречами», которые и дают затем интересный и актуальный материал для научных обобщений и итоговых конференций. Интересно и практикориентированно за-

дана тематика круглых столов: например, 1 год обучения - «Формирование жизненной позиции через науку», 2 год обучения - «Нужна ли наука современной России?», 3 год обучения - «Я - лидер», «Мои способности и возможности». Очевидно, что данные мероприятия возрастным и интеллектуальным запросам обучающихся.

В разделе «Содержание программы» показана предметно-деятельност-ная ориентация методической разработки. Содержательную составляющую авторской образовательной программы можно охарактеризовать как универсальную, дающую разноаспектную информацию, и как узкоспециальную, формирующую пропедевтические профессиональные знания (изучение химических знаний и т.д.). В подразделе «Практика» показаны формы и способы деятельности, продуктивность которой обусловлена тем, что учащиеся сами инициируют ту или иную форму предоставления созданного продукта.

Обучающиеся в результате своей деятельности в школьном научном обществе «Эрудит» к концу третьего года обучения:

- повысят уровень самостоятельности при работе с научно-технической литературой, при работе в группах, при написании научно-исследовательских работ и т.д.;

- смогут свободно овладеть средствами и формами создания презентаций научного доклада, методикой создания устного и стендового выступлений, написания тезисов докладов;

- смогут правильно анализировать результаты своей деятельности, деятельности группы в целом и делать выводы;

- будут принимать активное участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, будут активнее участвовать в проведении мероприятий различного уровня, проводимых в образовательном учреждении, городе и области;

- улучшат свои коммуникативные, деловые и волевые способности, сформируют в себе лидерские качества, займут активную жизненную позицию в образовательном учреждении.

В целом можно говорить о диалектическом методе, положенном в основание программы: она соответствует требованиям системности, ценности, комплексности и фундаментальности, т.к. она резурсно обоснована и социально востребована.

Таким образом, показано, что в условиях внедрения ФГОС второго поколения работа с одаренными детьми на раннем этапе изучения химии с 5-7 классов на основе авторской образовательной программы научного общества обучающихся «Эврика» позволяет достичь высоких результатов не только в освоении школьного курса и сдачи ГИА и ЕГЭ по химии, но и в стимулировании участия школьников в олимпиадах, научных конференциях различного уровня. Представленная программа может быть рекомендована для трансляции, тиражирования и внедрения в образовательную практику как программа внеклассной работы и как современный и инно-

вационный метакурс для работы с одаренными учащимися на пропедевтическом этапе изучения химии.

Список литературы:

1. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-19.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюш-кин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

3. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

4. Ушатикова И.И. Подготовка будущих учителей к работе с одаренными детьми / И.И. Ушатикова // Высшее образование в России. - 2006. -№ 11. - С. 151-152.

5. Шавринова Е.Н. Внеурочная деятельность и ее место в современной лицейской системе образования // Развитие образования: история и современность: Материалы III межрегиональной научно-практической конференции 18-19 мая 2000 г. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - С. 241-245.

6. Шалашова М.М. Компетентностный подход в оценивании результатов образовательной деятельности учащихся / М.М. Шалашова // Наука и школа. - 2009. - № 5. - С. 19-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.