Научная статья на тему 'К проблеме совершенствования методологии обучения одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии'

К проблеме совершенствования методологии обучения одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелев М. В.

В работе рассматриваются методология понятия детской одаренности при изучении химии в 5-6 классах общеобразовательных учреждений, возможные формы ее проявления и развития у школьников, а также инновационные подходы к совершенствованию методики обучения одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме совершенствования методологии обучения одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии»

сти на основе образной модели основных видов человеческой деятельности и художественного творчества [3, с. 113].

Синтезируя сказанное разными исследователями, отметим, что понятие «педагогический потенциал» мы трактуем как внутренне заложенную возможность, которую педагог должен использовать в своей работе, как силу, способную повлиять на детей и изменить их в лучшую сторону. В понятие «педагогический потенциал искусства» мы вкладываем как открытые, так и скрытые возможности воздействия выразительных средств искусства на формирование личности детей, возможности воздействия на них в чувственно-эмоциональной, экспрессивной форме. «Педагогический потенциал искусства» подразумевает возможности средств искусства, которые могут быть мобилизованы и использованы для достижения педагогических целей.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1680 с.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.

3. Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход. Монография. -М.: «ИХО РАО», 2011. - 284 с.

4. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова -М.: Политиздат, 1949. - 805 с.

К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Шепелев М.В.*

Ивановский государственный химико-технологический университет,

г. Иваново

В работе рассматриваются методология понятия детской одаренности при изучении химии в 5-6 классах общеобразовательных учреждений, возможные формы ее проявления и развития у школьников, а также инновационные подходы к совершенствованию методики обучения одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии.

Образование во все времена является фундаментальной базой развития любого человека и как основа экономики страны служит одним из ведущих

* Старший научный сотрудник кафедры Физической и коллоидной химии, кандидат химических наук.

факторов конкурентоспособности государств на международной арене. Переход к образовательным стандартам нового поколения, обусловленный преобразованиями российского общества, сопровождается существенным усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве приоритетного направления развития образования. При этом только инновационное образование способно обеспечить развитие природных возможностей каждого ребенка, их непрерывное совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказывают необходимость создания условий для развития детской одаренности уже на раннем этапе изучения дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе и химии как части естествознания или как самостоятельной дисциплины, реализация которых не может быть эффективно проведена в рамках традиционного обучения.

Мнение о том, что все дети одинаковы в развитии у них интеллектуальных и творческих способностей, актуальное несколько десятилетий назад, в настоящее время не находит своего подтверждения [2, 3]. Опыт современного образования показывает, что различия между детьми существуют, а именно, на «общем фоне» учащихся выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи между явлениями и объектами. Развитие творческих способностей и креативности мышления у детей в возрасте 11-13 лет проявляется всецело при обучении специальным (развивающим) дисциплинам, таких как в первую очередь химия и физика (естествознание). В процессе обучения основам этих наук учащиеся постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, крайне любознательны, самостоятельны и активны [2, 3]. Именно поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования в целом и методики обучения химии в частности.

В теории педагогики существует несколько подходов к тому, какими качествами должен обладать учащийся, чтобы его можно было назвать одаренным ребенком. Автор [1, 5] выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными, а именно, группа детей, имеющих высокий уровень развития интеллекта, группа детей, достигших огромных успехов в каком-либо виде их деятельности, и группа детей с высоким уровнем креативности, имеющих «нешаблонные» идеи к решению возникающих проблем. В теории и методике обучения химическим знаниям в раннем возрасте вопрос о том, каких детей можно считать одаренными и каким должно быть педагогическое сопровождение таких школьников, по-прежнему остается открытым.

Опыт проведения пропедевтических занятий по химии в 5-7 классах некоторых общеобразовательных учреждений Ивановской области показыва-

ет, что уже на первых занятиях изучения химии в 5 классах (при изучении тем «физические и химические явления», «строение вещества», «первоначальные сведения о лабораторном оборудовании») наибольшую активность и заинтересованность в изучении предмета проявляют дети, имеющие достаточный уровень знаний, полученных еще в начальной школе. Такие учащиеся начинают привлекать внимание учителя к себе своим высоким уровнем мотивации к учению, большим словарным запасом, сопровождающимся сложными и несвойственными обычным школьникам синтаксическими конструкциями, а также умением задавать учителю и одноклассникам серьезные вопросы. Кроме того, таких детей отличают способность классифицировать имеющуюся или только еще получаемую информацию, а также умение использовать накопленные знания и быстро усваивать новый материал. На следующем этапе изучения химии (3-4 четверть 5 класса) у одаренных детей проявляются ярко выраженные интеллектуальные способности в предметной области «химия» за счет сформировавшегося высокого уровня мотивации к учению, а также качественное своеобразие их умственной деятельности. Многие одаренные дети в этот момент с удовлетворением читают словари и химические энциклопедии, находят интересующую их информацию в сети интернета, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают различные формы классной и внеклассной работы, требующие активизации их умственных способностей. По окончании обучения в 5 классе и во время получения химических знаний в 6 классе (при изучении тем «составление и уравнивание химических реакций», «решение простейших задач на массовую долю растворенных веществ в растворах», «расчеты по уравнениям химических реакций») у одаренных детей проявляется тяга к исследовательской активности. Поэтому учителю, работающему с такими детьми, очень важно предусмотреть возможность проведения дополнительных занятий во внеурочное время по разделам естествознания, которые больше всего интересуют учащихся. В качестве форм проведения таких занятия могут выступать творческие встречи с учащимися более старших классов, которые уже достигли весомых результатов в своей деятельности, показ лабораторного оборудования и химических опытов, экскурсионные мероприятия в лаборатории научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, общение со специалистами в более узких областях химии с презентациями опыта их работы и продуктами их труда, а также, что немаловажно, игровые мероприятия, в которых одаренные дети могут проявить свою активность в качестве организаторов или ведущих [1, 6].

Психофизиологические исследования показывают, что у одаренных детей в 5-6 классах повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток или отсутствие информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Если вовремя не заме-

тить проявление одаренности у учащихся в этот момент, то возможно навсегда потерять интерес ребенка к химии и смежным с ней дисциплинам [2, 4]. Давно замечено, что многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Например, дети, серьезно увлекающиеся химией на пропедевтическом этапе ее изучения, проявляют большой интерес к физике, биологии и математике. Поэтому задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать эти способности сразу в нескольких областях, постепенно развивая их. У педагога существует множество методов и приемов реализации этих возможностей, среди которых можно выделить следующие - авторские программы, элективные курсы, индивидуальные занятия, консультации и др. Но для этого педагогу в работе с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии необходимо постоянно изучать индивидуальные особенности одаренных детей и неизменно учитывать их в процессе обучения. Без использования самого широкого спектра форм и методов работы на уроках и во внеурочное время с такими детьми невозможно совершенствование у них природных возможностей, а также развитие творческих и интеллектуальных способностей [6].

Таким образом, существует множество подходов к определению понятия детской одаренности, в том числе одаренности на пропедевтическом этапе изучения химии как раздела естествознания или как самостоятельной дисциплины. В настоящее время возникает острая необходимость в разработке научно-обоснованных методов работы с детьми, обладающих различными видами одаренности, на раннем этапе изучения химии, поскольку упрощенный подход к анализу феномена одаренности в химии, ограниченного лишь сферой способностей ребенка, недопустим. Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности. Подобного рода психолого-педагогические программы должны предполагать использование множества различных источников информации, анализ процессов развития одаренного ребенка на достаточно длительном отрезке времени. К тому же процесс работы педагога с одаренными детьми в области химии требует от учителей личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области методики обучения химии, в педагогике и психологии одаренных учащихся, а также тесного сотрудничества с другими учителями-предметниками и обязательно с родителями одаренных детей.

Список литературы:

1. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-19.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюш-кин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

3. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. - М., 1997. - 121 с.

4. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейте-са. - М.: «Академия», 1996. - 416 с.

6. Ушатикова И.И. Подготовка будущих учителей к работе с одаренными детьми / И.И. Ушатикова // Высшее образование в России. - 2006. -№ 11. - С. 151-152.

ПОЭТИЧЕСКОЕ И ПРОЗАИЧЕСКОЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

© Шутан М.И.*

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород

В статье поэтическое и прозаическое рассматриваются в историко-эстетическом, литературоведческом и методическом ракурсах. В статье перечисляются модели человеческих судеб, актуализирующиеся в произведениях, которые изучаются в десятом классе средней школы. Серьёзное внимание автор уделяет словарной работе на уроках.

О том, что представления о поэтическом и прозаическом живут в сознании современного читателя, свидетельствует следующее высказывание режиссёра и актёра В. Андреева: «Слава Богу, что сейчас ещё существует, и я верю в то, что будет существовать, поэтическое отношение к небу, к людям... Уильямс наделяет своих героев поэтическим началом. Они встают над бытом, профессией, занятиями. А иным он даёт такие способности размышлять, чувствовать, фантазировать!» [1]. Необходимо, чтобы разговор о поэтическом и прозаическом занял достойное место и на уроках литературы в современной школе.

Взгляд классицистов на поэтическое очень точно раскрывается Де Ла Таем: «Сюжетом истинной трагедии должны быть /./ чрезвычайные страдания и бедствия, но ни в коем случае не события обыденной жизни, текущие естественной чередой» [2]. Это суждение о трагедии («Трагедия как род и вид относится к поэзии ненизкой, но, напротив, достигающей в его мыслимого изящества, красоты и совершенства») тем не менее выходит за жанровые границы, ибо в нём раскрываются философско-эстетические приоритеты автора: поэзию и красоту он видит в экстраординарном, чрезвычайном, а не в обыденной жизни людей. Антитеза низкого и высокого в эстетике и искусстве классицизма несёт в себе не только жанрово-стилевой смысл (есть жанры низкие и высокие), но и смысл философский, онтологический: в самой действительности существует иерархия ценностей, иерархия жизненных сфер, ме-

* Профессор кафедры Словесности и культурологии, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.